3. Домнин В.Н. Доверие, привлекательность и риск - главные движущие силы нематериальных активов региона [Электронный ресурс] // Стратегическое планирование в регионах и городах России: материалы VII общероссийского форума лидеров стратегического планирования. Санкт-Петербург, 2008. иР1_: http://www.2008.forumstrategov.ru/rus/doc.html (дата обращения: 01.07.2011).
4. Кравчук А.Ю., Махалова А.И. Нематериальные активы как основа концепции стратегического регионального развития // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2011. № 1, т. I. С. 66-70.
5. Ларионова Н.И. Механизмы управления нематериальными активами региона // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2006. № 2. С. 109-112.
6. Леонтьев Б.Б. Семь функций промышленной собственности в управлении бизнесом [Электронный ресурс] // Экспоцентр: сайт. 11^: http://www.expo-priority.ru/common/img/uploaded/ ехЫЬШог^/ехро-рпо^у/ docs/B.B.Leontev /Sem_funktsiy_promyshlennoy_sobstvennosti_v_upravlenii_ biznesom.doc (дата обращения: 20.10.2011).
7. Ощепков В.М. Нематериальные корпоративные активы субъекта Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пермь, 2011. 24 с.
АЛЯКИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ALYAKINA LUDMILA ALEKSANDROVNA - senior teacher of Information Systems Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 330.341.44:338.46
Е.В. ВОЛОВАЯ, О.В. АСМУС РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Ключевые слова: социальная сфера, конкуренция, государственно-частное партнёрство, социальные услуги.
Определены основные направления формирования рынка социальных услуг на современном этапе. Проанализированы обстоятельства, затрудняющие формирование рынка социальных услуг. Рассмотрена необходимость создания управляемого рынка социальных услуг путём развития негосударственной некоммерческой системы социального обслуживания населения, изучены проблемы организации предоставления социальных услуг, нормативно-правового регулирования рынка социальных услуг. Предложены практические рекомендации по его формированию.
E.V. VOLOVAYA, O.V. ASMUS DEVELOPMENT OF COMPETITION IN THE MARKET OF SOCIAL SERVICES
Key words: social area, competition, public-private partnership, social services.
The authors have determined the main directions of present-day social services organization. The article analyzes the circumstances that complicate the present-day organization of social services. The authors consider the necessity of creating a controlled social services market through non-state and non-commercial social operation development, the problems of providing social services, and the legal base of social services market regulation. The authors offer practical recommendation for forming it.
Социальная сфера традиционно является той сферой деятельности, которая отвечает за реализацию преимущественно социальной политики регионов. При этом обязательно существуют проблемы, не зависящие от политики и социально-экономического развития, касающиеся конкретных проблем, к примеру: болезни, наркомания, безработица. Рынок социальных услуг как раз и отражает те аспекты социальных отношений, которые помогают кому-либо выйти из трудной ситуации с наименьшими последствиями.
На рынке бюджетных социальных услуг конкуренция развита крайне слабо (в некоторых его крупных сегментах она практически отсутствует): монопольными поставщиками услуг являются государственные или муниципальные учреждения. Слабая или нулевая конкуренция определяется отсутствием альтернативных поставщиков услуг, которыми потенциально являются коммерческие и некоммерческие организации.
Степень конкуренции в области предоставления социальных услуг зависит от конкретной отраслевой группы услуг и социально-экономических характеристик региона. Более успешно конкуренция развивается в тех отраслях, где существует платежеспособный спрос населения на услуги (медицина, образование, культура), позволяющий развиваться альтернативным поставщикам, не зависящим от бюджетных ресурсов. Конкуренция характерна для крупных городов, где некоммерческие и коммерческие структуры способны конкурировать с муниципальными и государственными учреждениями.
В отраслевых сегментах социальной сферы, где услуги предоставляются неплатежеспособным или низкоплатежеспособным потребителям (социальное обслуживание, реабилитация инвалидов и т.д.), конкуренция развита слабо или отсутствует.
Для решения данной проблемы необходимо создать управляемый рынок социальных услуг путём развития негосударственной некоммерческой системы (ННС) социального обслуживания. ННС будет играть значительную роль там, где нужно изменить мировоззрение или нужна индивидуальная услуга. Приоритетной целевой группой для НСС являются молодежь, подростки, пожилые люди и инвалиды.
В настоящее время существует ряд обстоятельств, затрудняющих формирование рынка социальных услуг. Несовершенство нормативной правовой базы, а также непроработанность методик расчета количественных норм и нормативов в области социального обслуживания не позволяют осуществлять полноценный контроль за негосударственными организациями и предприятиями, а также частными лицами, деятельность которых связана с предоставлением социальных услуг. Поэтому параллельно с методологическими и практическими разработками должна активно формироваться и совершенствоваться соответствующая нормативно-правовая база.
Действенным механизмом развития конкуренции на рынке социальных услуг является государственно-частное партнёрство либо управляемое предпринимательство. В его основе должны лежать проекты по отработке новых социальных технологий и подходов в сфере социальных услуг, а также расширение спектра услуг с предоставлением по данному направлению грантов. За счет средств грантов необходимо создавать экспериментальные площадки с получением статуса региональных центров. Впоследствии на площадках должны будут совместно реализовываться новые модели и механизмы. Сегодня бизнес играет заметную роль в финансировании социальных проектов негосударственной некоммерческой системы, поскольку они демонстрируют высокую эффективность. Для бизнеса очень привлекательны минимальные общие издержки, прямая адресная помощь и исключение многоуровневых согласований. Система конкурсного отбора проектов и хорошо отлаженные процедуры экспертизы, отчетности, мониторинга и оценки проектов, умение формулировать задачу и планировать деятельность для достижения результатов достаточно хорошо освоены некоммерческим сектором и позволяют наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы.
Социальные услуги населению в Ульяновской области реализуются в рамках постановления Правительства Ульяновской области от 28.02.2011 г. № 78-П «О предоставлении социальных услуг населению Ульяновской области».
В Ульяновской области функционируют 26 государственных учреждений социального обслуживания населения, в том числе:
- 11 учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов: 1 геронтологический центр, 2 дома-интерната общего типа, 2 специальных дома-интерната, 3 психоневрологических интерната, 1 детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей, 2 реабилитационных центра для пожилых граждан и инвалидов; 10 функционируют в форме автономных;
- 8 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: 2 социальных приюта для детей и подростков и 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
- 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- 1 центр социально-психологической помощи семье и детям;
- 1 специальное (коррекционное) профессиональное училище;
- 3 центра социального обслуживания населения, в том числе 1 комплексный.
В целях частичного решения проблемы перегруженности учреждений в
Ульяновской области приступили к разработке предложений по организации стационарного социального обслуживания негосударственными службами.
Предоставление социальных услуг в нестационарных и полустационарных формах в Ульяновской области осуществляют 3 центра социального обслуживания.
Отделениями надомного обслуживания за I квартал 2011 г. обслужено 4535 человек.
Стационарозамещающие технологии отражены в Комплексной программе повышения качества жизни граждан пожилого возраста в Ульяновской области на 2011 -2013 гг.
С 2011 г. в области внедряются инновационные формы социального обслуживания пожилых граждан, такие как:
- услуги сиделок для граждан, требующих постороннего ухода. Это не надомное обслуживание, а дополнительные услуги социальных работников негосударственных агентств за счёт бюджетных субсидий, которые обеспечивают уход за гражданами отдельных категорий, таких как - инвалиды, участники войны, труженики тыла, одинокие пенсионеры, члены семей, состоящих из пенсионеров, утративших способность к самообслуживанию и уходу друг за другом, и др.;
- в настоящее время разрабатывается план мероприятий по реализации стационарозамещающих технологий в Ульяновской области в пилоте «Тревожная кнопка» в формате частно-государственного партнёрства по опыту г. Санкт-Петербург;
- мобильная бригада - оказание выездной помощи мультидисциплинар-ной группой специалистов и сотрудников социальных служб.
Проекты «приёмная семья» и «социальное такси» уже реализуются в Ульяновской области, необходимо их дальнейшее развитие.
Среди инноваций в социальном обслуживании на дому планируется предоставление дополнительных социальных услуг таких как, «социальный парикмахер на дому», «социальный туризм», создание клубов скандинавской ходьбы.
На данный момент главной задачей является разработка механизмов организации частно-государственного партнёрства в сфере предоставления социальных услуг. Чтобы побудить негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации прийти на рынок социальных услуг необходимо создать условия и разработать соответствующее законодательство.
Решение поставленных задач необходимо осуществлять поэтапно.
I этап: внедрение механизма государственного задания на оказание социальных услуг;
II этап: перевод областных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения области в автономные;
III этап: создание механизмов, регулирующих деятельность социальных служб независимо от организационно-правовой формы, в том числе обеспечение передачи в соответствии с законодательством части функций государственных органов по социальному обслуживанию населения негосударственным учреждениям социального обслуживания и общественным организациям;
IV этап: внедрение системы государственного заказа на оказание социальных услуг.
Социальное развитие невозможно без привлечения негосударственных ресурсов, поэтому деятельность негосударственной некоммерческой системы в данном случае имеет особое значение и должна обеспечивать механизм привлечения негосударственных ресурсов.
Значительная роль и наличие качественной информации о деятельности негосударственной некоммерческой системы на рынке социальных услуг позволяют власти принимать верные решения и эффективно влиять на социальное развитие в регионе.
Литература
1. Толмасова А.Л. Социальный заказ в регионах России: проблемы и перспективы. М.: СДР Россия, 2005. 198 с.
2. Яковлев Е.А., Иванова А.М. Организация бизнес-образования региона для инновационной экономики // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2011. № 1, янв.-март.
ВОЛОВАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, заместитель директора, начальник отдела оценки стратегического развития и экономической эффективности, Управление департамента развития экономики и предпринимательства Министерства экономики Ульяновской области, Россия, Ульяновск ([email protected]).
VOLOVAYA ELENA VLADIMIROVNA - candidate of economical sciences, associate director in department of economy and business development, Ministry of economy, Russia, Ulyanovsk.
АСМУС ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор экономических наук, министр экономики Ульяновской области, Россия, Ульяновск ([email protected]).
ASMUS OLEG VLADIMIROVICH - doctor of economical sciences, minister of economy in Ulyanovsk region, Russia, Ulyanovsk.
УДК 332.122
И.П. ДАНИЛОВ, Л.А. ЕМЕЛЬЯНОВА, Л.Н. БЫКОВА
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, социокультурные факторы, организационная культура, ценности, традиции, корпоративизм.
На повышение конкурентоспособности организации влияет множество факторов. Корпоративная культура является основным социокультурным фактором конкурентоспособности организации. Корпоративная культура рассматривается как нематериальный актив, косвенно влияющий на повышение конкурентоспособности любой организации любой сферы деятельности и любой формы собственности. Она выполняет функцию поддержания конкурентной стратегии, побуждает персонал к достижению высоких результатов деятельности, способствует конструктивному поведению работников.
I.P. DANILOV, L.A. EMELYANOVA, L.N. BYKOVA CORPORATE CULTURE AS THE BASIC SOCIOCULTURAL FACTOR IN THE COMPETITIVENESS OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE
Key words: competition, competitiveness, social and cultural factors, organizational culture, values, traditions, corporativism.
An increase in an organization’s competitiveness is influenced by a set of factors. The corporate culture is the basic social and cultural factor in the competitiveness of the organization. The authors examine corporate culture as a non-material activity with indirect influence on the increasing competitiveness of any organization in any field of activity and with any pattern of ownership. Corporate culture carries out functions of maintenance of competitive strategy, drives personnel to achieve good results of activity, and facilitates constructive behavior of workers.
Корпоративная культура является основным социокультурным фактором повышения конкурентоспособности промышленного предприятия. В то же время корпоративная культура рассматривается как нематериальный актив, кос-