Научная статья на тему 'Развитие конкуренции и предпринимательства в России'

Развитие конкуренции и предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова И. В.

В настоящей статье оценивается состояние предпринимательства и конкуренции в России и излагается программа укрепления этих процессов, которые имеют жизненно важное значение для успешного перехода к рыночной экономике. Экономический рост путем перехода к рыночной экономике достигается за счет перераспределения существующих ресурсов между предприятиями и внутри них, создания новых продуктов и методов производства, а также аккумулирования новых производственных факторов. В центре этой работы стоит развитие конкуренции, поскольку именно она оказывает сильное давление на предприятия, стимулируя повышать производительность, вводить новшества и делать капиталовложения при условии значительного снижения возможностей для коррупции. Для эффективной конкуренции необходимы соперничество между производителями как существующими, так и новыми участниками рынка, а также финансовая дисциплина со стороны поставщиков, кредиторов и налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие конкуренции и предпринимательства в России»

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

И.В. Иванова (КамчатГТУ)

В настоящей статье оценивается состояние предпринимательства и конкуренции в России и излагается программа укрепления этих процессов, которые имеют жизненно важное значение для успешного перехода к рыночной экономике. Экономический рост путем перехода к рыночной экономике достигается за счет перераспределения существующих ресурсов между предприятиями и внутри них, создания новых продуктов и методов производства, а также аккумулирования новых производственных факторов. В центре этой работы стоит развитие конкуренции, поскольку именно она оказывает сильное давление на предприятия, стимулируя повышать производительность, вводить новшества и делать капиталовложения при условии значительного снижения возможностей для коррупции. Для эффективной конкуренции необходимы соперничество между производителями как существующими, так и новыми участниками рынка, а также финансовая дисциплина со стороны поставщиков, кредиторов и налоговых органов.

This article is about enterprise and competition in Russia. It also touches upon the program of strengthening these processes which have vital meaning for market economy transition. Economic growth is reached by distribution of existing resources between and inside enterprises, creating of new production methods and goods and also accumulating of new production factors. Primary point of this work is a competition development due to its stimulating effect on enterprises to increase their productivity, to implement innovations, to make investments in the conditions of corruption decrease. Challenges between existing and new producers, thorough work of suppliers, creditors and tax bodies are essential for effective competition.

Определяющие факторы в работе предприятий - перспективы развития России

Влияние давления конкурентов, неравные условия игры и общая деловая конъюнктура легко прослеживаются с помощью сравнительного анализа результатов работы российских предприятий и предприятий стран с переходной экономикой. С помощью этого сравнительного исследования можно определить факторы, которые влияют на работу фирм в России, а именно, уровень конкуренции со стороны иностранных производителей, степень «мягкой поддержки» предприятий и качество деловой среды. Важно признать, что мягкая поддержка предприятий может принимать разные формы, такие как прямые субсидии, терпимость к просроченным задолженностям по уплате налогов и по коммунальным платежам, а также бартер. Условия для хозяйственной деятельности тоже имеют много измерений, влияющих на работу предприятий, включая макроэкономическую стабильность, налогообложение и регулирование предпринимательства, доступ к важнейшим услугам (инфраструктура и финансы) и власть закона.

Учитывая результаты недавнего обследования, проведенного ЕБРР и Всемирным банком, влияние давления со стороны конкурентов, мягких бюджетных ограничений и условий для хозяйственной деятельности на работу предприятий является сильным. В числе главных выводов анализа на основе обследования разных стран можно назвать следующие [1]:

Давление конкуренции

- восприятие давления иностранных конкурентов в значительной степени и позитивно ассоциируется у фирм с внедрением новой продукции и ростом продаж;

- давление со стороны внутренних производителей играет менее значительную роль в стимулировании нововведений и росте, чем иностранная конкуренция;

- широкое распространение мягких видов поддержки предприятий в стране, особенно в виде терпимости к налоговым задолженностям и бартера, серьезно ослабляет внедрение новинок, инвестиции в новое оборудование и рост сбыта;

Условия хозяйственной деятельности

- макроэкономическая стабильность, эффективное налогообложение и регулирование предпринимательской деятельности в сильной мере способствуют росту сбыта;

- власть закона благоприятствует созданию новой или более совершенной продукции;

Происхождение предприятий и форма собственности

- новые частные компании и совместные предприятия растут быстрее и чаще внедряют новинки, чем приватизированные и государственные организации, что указывает на важную роль рыночного отбора среди внутренних производителей благодаря процессу конкуренции.

Результаты обследования показывают, что давление конкурентов со стороны существующих

фирм, особенно иностранных производителей, в сочетании с жесткими бюджетными ограничениями в отношении предприятий, а также появление новых частных фирм являются ключевыми факторами, благоприятствующими хорошей работе предприятий в странах с переходной экономикой. Однако в России давление зарубежных конкурентов сравнительно невелико, и в изобилии оказывается мягкая поддержка предприятиям. По сравнению с другими странами с переходной экономикой российские предприятия, как правило, склонны считать, что давление из заграницы меньше. Это обусловлено как торговыми препятствиями, сохранившимися на национальном и региональном уровне, так и географической удаленностью России от промышленно-развитых стран с рыночной экономикой. Кроме того более значительная часть российских предприятий пользуется мягкой поддержкой в форме налоговых долгов и бартера, чем во многих других странах с переходной экономикой.

Качество условий хозяйственной деятельности тоже оказывает серьезное влияние на работу предприятий как в плане разработки новой или улучшенной продукции, так и роста сбыта. Однако в каждом из этих направлений деловая конъюнктура в России беднее, чем во многих других странах с переходной экономикой. Российские фирмы воспринимают сравнительно стимулирующие условия через макроэкономическую стабильность, налогообложение и регулирование предприятий, доступ к важнейшим услугам (финансы и инфраструктура) и власть закона.

В дополнение к этому важно понимать, что у разных видов предприятий в России, как и в других странах с переходной экономикой, существует разное восприятие и опыт работы в деловой среде, причем новые частные фирмы оказываются в особо неблагоприятном положении. Новые частные предприятия в России сталкиваются с особенно серьезными препятствиями из-за существующих норм права (коррупция и осуществление контрактов и прав собственности в судебном порядке), налогообложения и регулирования хозяйственной деятельности. Кроме того новые частные фирмы в России оказываются в невыгодном, с точки зрения конкуренции, положении из-за того, что старые российские предприятия пользуются привилегированным доступом к важным деловым услугам (инфраструктуре и финансам) и государственными субсидиями, которые являются важными источниками их мягкой поддержки. Действительно, продолжение такой мягкой поддержки, как представляется, наносит наибольший ущерб на неровном игровом поле России относительно других стран с переходной экономикой. Если сравнивать с другими странами данного региона, то новые частные предприятия России воспринимают именно эти факторы как главные препятствия в сравнении со старыми фирмами [1].

Промышленная структура и организация в России

На национальном уровне степень концентрации промышленного производства в России предполагает отсутствие структурной проблемы конкуренции. Во многих отраслях Россия и Соединенные Штаты имеют одинаковые уровни концентрации на рынке. Однако этот анализ на агрегатном уровне скрывает отличительные черты, лежащие в основе промышленной структуры и организации в России, которые были унаследованы от старого режима и сохранились или усилились благодаря государственной экономической политике.

Во-первых, многие основные российские предприятия имеют крайне высокую степень вертикальной интеграции или отношения «покупатель - продавец» на исключительной основе. Но чрезмерный уровень вертикальной интеграции может привести к доминирующему положению главных снабженческих сетей и создает серьезные препятствия для появления новых фирм на рынках продукции. Высокая степень вертикальной интеграции частично связана с неопределенностью и хроническим дефицитом в старой советской системе снабжения, что вынуждало государственные предприятия консолидировать свои сети снабжения. Кроме того вертикальная интеграция усилилась с началом перехода к рыночной экономике, в первую очередь из-за слияний и приобретения предприятий, а также из-за создания отраслевых финансовопромышленных групп. В России, как представляется, неопределенность в отношении рыночных операций (слабое исполнение контрактов) по-прежнему создает сильные стимулы вертикальной консолидации.

Во-вторых, в организационном плане крупные российские предприятия, как правило, построены как единое интегрированное учреждение, которое часто располагается в одном городе или рядом с ним. В отличие от них крупные фирмы в промышленно-развитых странах имеют

тенденцию создавать много предприятий, расположенных в различных регионах внутри страны и в разных странах. С организационной точки зрения российские предприятия значительно крупнее аналогичных предприятий в других странах, включая Соединенные Штаты. Эта организационная особенность производства, унаследованная от старого режима, имела тенденцию концентрировать социальные затраты на реорганизацию предприятий. Учитывая политическое давление на местном уровне, региональная экономическая политика зачастую нацелена на ослабление рыночной конкуренции.

В-третьих, региональные органы власти в России часто стремятся влиять на хозяйственную деятельность и контролировать ее в своих регионах, предоставляя специальные льготы в налогообложении и в вопросах государственного управления покровительствуемым им фирмам. Такой контроль, включая дополнительные налоги на торговую деятельность на региональном уровне, усилил относительно высокую степень региональной автаркии, унаследованную от старого режима, когда производство потребительских товаров было местной заботой и предприятия обслуживали только свои местные рынки. Рыночная концентрация на региональном уровне существенно выше, чем на общенациональном [2].

По сути, Россия проводит политику «высоких налогов - особых привилегий», при которой освобождение от налогов, терпимость к налоговым задолженностям и прочие льготы предоставляются на всех уровнях государственного управления, при этом в разных местах имеются свои особенности. Регистрация предприятий тоже является региональной проблемой, причем необходимо представлять большое число документов (многие из которых надо заверять в нотариальных конторах), а в некоторых регионах ввели более высокую плату за регистрацию и дополнительные регистрационные и лицензионные сборы в муниципальные фонды (многие из которых даже не определены в законе). В число дополнительных барьеров, создаваемых региональными органами власти, входят произвольный отказ в регистрации и выдаче лицензии, полный запрет на межрегиональную торговлю, предоставление эксклюзивных прав производства и дискриминацию в выдаче займов и субсидий.

Стратегия развития предпринимательства и конкуренции

Вышеприведенный анализ выявил несколько главных первоочередных задач развития предпринимательства и конкуренции в России. Они прямо вытекают из отмеченного недостаточного количества новых частных предприятий в России и ограничений, с которыми они сталкиваются, из определения факторов, которые сдерживают качественную работу российских предприятий, а также из оценки промышленной структуры и организации в России. Основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности.

В число ключевых приоритетных задач входят:

- сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;

- создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;

- снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;

- ускорение либерализации торговли, в том числе скорейшее вступление в ВТО;

- уменьшение международной и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли;

- создание режима внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить имеющиеся у промышленных предприятий структурные недостатки по горизонтали и по вертикали;

- увеличить доступ малых предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материальнотехнического снабжения.

По каждой приоритетной задаче по очереди вырабатываются конкретные рекомендации, связанные с экономической политикой.

Сокращение мягкой поддержки предприятий, которая позволяет нежизнеспособным предприятиям оставаться на рынке и создает серьезные препятствия для образования и роста новых частных предприятий. Это потребует принятия комплексных мер, которые, с одной стороны, сократят просроченные задолженности и снизят проблему бартера, а с другой стороны, будут стимулировать реорганизацию нежизнеспособных предприятий.

Мягкая поддержка предприятий в России сохраняется благодаря сложному переплетению неплатежей и неденежных операций, в которых активно участвуют федеральные и региональные органы управления и главные коммунальные организации (дополнительный документ о «Бартере и неплатежах в России: принципы стратегии решения проблем»). Первым шагом на пути сокращения мягкой помощи был бы отказ от косвенной поддержки этой помощи со стороны государственных органов разных уровней в виде требования денежных расчетов по налоговым обязательствам, путем ликвидации бюджетных долгов и отмены налоговых взаимозачетов, применения санкций за накопленные новые задолженности по налогам, проведения работы по возврату накопленных долгов. От коммунальных служб надо потребовать повышения уровня сбора денежной платы и снижения объемов бартерных соглашений.

Одновременно необходимо приступить к осуществлению комплексного стратегического плана реорганизации крупных промышленных предприятий, чтобы решить некоторые проблемы, которые лежат в основе широко распространенной практики мягкой поддержки предприятий. В него должна входить реформа сети социальной защиты, снятие с предприятий ответственности за предоставление пособий и переход к денежным пособиям безработным, которые предоставляет государство. Что касается предприятий, которые путем реорганизации могут добиться коммерческой жизнеспособности, то основной упор надо делать на создании условий для их приобретения стратегическими инвесторами. Сюда может входить приватизация остающихся в собственности государства акций, приватизация активов и защита совместных предприятий, а также предприватизационная реструктуризация. Такой комплекс мер потребует также поддержки со стороны федеральных и региональных органов управления, особенно в тех случаях, когда имеются тесные связи между существующими владельцами/управляющими и правительством.

Создание равных условий для всех предприятий, в том числе малых, путем реформирования системы налогообложения и регулирования, борьбы с коррупцией и бюрократическим произволом и укрепления судебной системы.

На федеральном уровне главным органом, отвечающим за поддержку малого предпринимательства, с конца 1998 г. является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательству (МАППП). Был достигнут некоторый прогресс в устранении обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, в том числе в сентябре 1998 г. был принят новый федеральный закон для снижения лицензионного бремени, и Антимонопольным комитетом были приняты принудительные меры против антиконкурентной практики исполнительных органов на региональном и местном уровнях.

Учитывая широкое распространение и глубину проблем, нужны более сильные централизованные действия. В частности, чрезвычайно важно оптимизировать государственную политику и регулирование в целях исправления невыгодного, с точки зрения конкуренции, положения малых предприятий. Кроме того отмена чрезмерных и дискреционных административных правил позволяет уменьшить возможности и стимулы для произвольного бюрократического вмешательства и злоупотребления властью (дополнительный документ о качестве управления, коррупции и правопорядке в России). Реформа административных норм должна предусматривать резкое сокращение и рационализацию видов деятельности, для которых могут требоваться лицензии, путем создания положительного списка, установления лимита на общую налоговую нагрузку и количество налогов, отмены всех прав налоговых инспекторов по своему усмотрению договариваться с налогоплательщиками об индивидуальных сделках и ограничения числа контролирующих органов и частоты возможных проверок. Эти правила, принимаемые в связи с проведением реформы, должны быть точными, а их исполнение подлежит постоянной проверке. Например, ставки индивидуальных налогов не должны превышать какого-то конкретного уровня, а за должностными лицами необходимо установить контроль, чтобы предотвратить повторные посещения одного и того же предприятия чаще одного раза в

определенный период. После упрощения все остальные правила, которые относятся к предприятиям на местном и национальном уровне, следует опубликовать. Необходимо обратить основное внимание на систему управления информацией, которая должна быть недорогой, реализуемой и широкодоступной.

Нельзя допускать, чтобы региональные и местные требования противоречили федеральным правилам, а любые требования, которые превышают разрешенное число, нужно отменять. Контроль должен быть возложен на центральное управление по дерегулированию, пользующееся прямой поддержкой президента, чтобы отбирать центральные привилегии у любого региона, который отказывается подчиняться. Информацию о лимитах в нормирующих требованиях следует широко распространить и создать каналы обратной связи для широкой массы предприятий для сообщения о нарушениях. С течением времени все правила, которые могут потенциально оказывать большое влияние на экономику, необходимо подвергнуть более тщательному анализу, в том числе проверить их целесообразность, прямые и косвенные затраты на их выполнение и дать оценку других альтернатив.

Устранить препятствия на пути прямых иностранных инвестиций путем отмены преград в тех отраслях, где ПИИ либо запрещены, либо ограничены, но также путем усиления защиты прав собственности и неукоснительного исполнения контрактов, обеспечив одинаковое обращение с иностранными и отечественными предприятиями.

Объем иностранных инвестиций является чрезвычайно низким в сравнении с численностью населения, размером рынка и обеспеченностью факторами производства. Для стимулирования конкуренции и нововведений чрезвычайно важно: предоставить недискриминационный режим иностранным инвесторам на национальном уровне как в отношении права создавать предприятия, так и в отношении операций после их создания; запретить введение новых мер, касающихся торговых аспектов инвестиционных правил, и поэтапно отменить существующие правила (например, меры местного назначения и меры, связанные с торговым балансом, в том числе такие, которые запрещены ВТО в отношении ПИИ); дать свободу проектам ПИИ с учетом всех связанных с инвестициями трансфертов, включая прибыли, роялти, право компенсации за конфискацию, реквизиции и прочие гарантии; предусмотреть обязательный к исполнению международный арбитраж в случае разногласий между инвестором и государством и подчиняться нормам международного права в отношении экспроприации, то есть экспроприация только в государственных целях и при наличии быстрой, адекватной и действенной компенсации. Эти меры применяются в дополнение к снижению неопределенности в отношении долгосрочной макроэкономической стабильности и, в более широком плане, к укреплению защиты прав собственности и контрактов.

Учитывая, что инвестиции идут следом за торговлей, правительство должно активно создавать условия для развития внешнеторговых отношений между местными и иностранными фирмами путем укрепления организаций, которые предоставляют информацию о рынке, услуги по контролю качества и сертификации, особенно небольшим предприятиям с ограниченным опытом экспорта или с сильным потенциалом. В целях стимулирования обмена знаниями одновременно с притоком капитала правительству необходимо рассмотреть вопрос о выполняемой под руководством профессионалов программе содействия инвестициям, включая программу обратной увязки инвестиций с другими вопросами для привлечения крупных иностранных и местных корпораций с самой лучшей практикой работы к обучению и использованию более мелких местных поставщиков производственных ресурсов и компонентов.

Ускорение либерализации торгового режима, включая снижение временных

протекционистских мер и скорейшее вступление в ВТО.

После экономического кризиса в августе 1998 г. власти предприняли ряд мер, которые аннулировали либерализацию внешней торговли, например, ввели запрет на частный импорт этилового спирта. Указанные меры вместе с повышением требований об обязательной продаже экспортной выручки и требование о депонировании аванса за импорт резко увеличили ограничения торгового режима. Кроме того импортные и экспортные пошлины являются предметом бюрократических сделок. Полное свертывание этих временных мер должно стать приоритетной задачей.

Для повышения конкуренции и нововведений следует проводить более опережающую и благоприятствующую торговым потокам политику, включая отмену лицензионных квот и других нетарифных барьеров на импортные товары и услуги. Скорейшее вступление в ВТО дало бы

сильные преимущества в плане стабильности и надежности либерального режима торговли как товарами, так и услугами. Упор в ближайшем будущем надо было бы сделать на особенно важной области работы по выполнению условий соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, так как это также поможет стимулировать новаторскую деятельность на местах, которая опирается на права интеллектуальной собственности. Кроме того первоочередной задачей должен быть доступ иностранных поставщиков на российские рынки распределения банковских и других важных деловых услуг.

Улучшение работы географически сегментированных рынков за счет коммерциализации ключевых инфраструктурных отраслей, в частности отрасли связи и транспорта, чтобы расширить узкие места в распределительных сетях. Облегчая межрегиональную и международную торговлю, связь и транспорт играют жизненно важную роль в снижении затрат на сделки и в содействии обмену, который без них не состоялся бы.

В обеих отраслях приоритетной задачей являются реформы тарифов. Что касается связи, то необходимо решить проблему несбалансированной структуры внутренних тарифов, при которой плата предприятий в пять раз выше платы населения и международные тарифы являются самыми высокими в мире (относительно ВВП на душу населения). Это отчасти обусловлено отсутствием координации между региональными и федеральными регулирующими органами: региональные власти устанавливают плату за междугородние соединения и коммутацию, в то время как местные антимонопольные комитеты и политические органы определяют плату за местную связь. Что касается железной дороги, то тарифы на грузовые перевозки установлены существенно выше для того, чтобы субсидировать пассажирские перевозки. Это чрезвычайно важный вопрос, так как на долю железных дорог в России приходится основная масса грузовых перевозок на дальние расстояния, которые составляют 7000 тонно-километров на душу населения и на 3000% превышают объем автомобильных грузоперевозок.

В число других важных задач отрасли связи входит устранение главных препятствий и развитие альтернативных технологий для радиосвязи и Интернета. Основные помехи на этом пути связаны с плохим состоянием спутниковых и радиорелейных сетей, а также с существующим порядком лицензирования, который не допускает прямой конкуренции между компаниями-операторами, предлагающими один и тот же стандарт. Для внедрения конкуренции имеются следующие варианты: разделение Связьинвеста путем отделения и либерализации

международных и местных вызовов; консолидация местных операторов связи и разрешение конкурировать друг с другом и выдача лицензий дополнительным операторам местных сетей радиосвязи, которые будут на альтернативной основе предоставлять доступ к сетям связи.

В транспортной отрасли в число дополнительных приоритетных задач железнодорожного транспорта входит постепенное вытеснение субсидий, разделение разных видов деятельности, акционирование таких главных функций как сетевое управление и пассажирские и грузовые перевозки, при этом необходимо в большей степени привлекать частный сектор к вспомогательным видам деятельности, например, к крупному ремонту. В целях более эффективного использования автомобильной перевозки грузов на более короткие расстояния и для развития конкуренции в комбинированной перевозке на более дальние расстояния потребуются достаточные бюджетные ассигнования на ремонт дорог, который может производиться, по возможности, частными фирмами и частично финансироваться за счет соответствующих сборов с пассажирского транспорта.

Создание режима для внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить связанные с политикой препятствия на пути конкуренции и имеющиеся недостатки горизонтальной и вертикальной структуры промышленных предприятий. Необходимо поставить цель создать соревнующиеся между собой рынки путем укрепления политики и реорганизации промышленных предприятий для повышения их конкурентоспособности на основе тщательных эмпирических исследований конкретных рынков.

Хотя политика развития конкуренции все еще находится в своей начальной стадии разработки и не пользуется стабильной политической поддержкой, Антимонопольный комитет все большее внимание уделяет политике и действиям государственных органов, которые ограничивают конкуренцию. В 1998 г. антимонопольные органы провели расследование в отношении более чем 1700 таких предполагаемых актов, в результате чего было заведено 749 дел. Комитет в качестве своей первоочередной задачи должен во все большей степени играть опережающую роль в сокращении административных и институциональных барьеров на пути новых участников

рынка внутри регионов и между ними, а также другими странами. Главная роль Комитета должна заключаться в том, чтобы документировать, систематизировать и способствовать устранению связанных с политикой препятствий. Для эффективного выполнения этой задачи ему потребуется крепкая поддержка президента и федерального правительства и адекватные полномочия по претворению в жизнь.

Еще одной приоритетной задачей Антимонопольного комитета является активизация работы по предотвращению злоупотреблений в отношении решающих позиций на рынке. В 1998 г. он провел оценку более 1880 дел и установил нарушения в 1058 случаях. В связи с этим комитет ведет регистр «доминирующих» компаний и в ряде случаев вводит правила, касающиеся чистой прибыли. Вместо этого комитет должен добиваться обязательной реорганизации предприятий, чтобы преодолеть чрезмерную власть на рынке в тех случаях, когда существующие рыночные структуры не являются результатом конкурентной рыночной борьбы. В частности, необходимо препятствовать дальнейшей горизонтальной и вертикальной консолидации тогда, когда структурное господство уже является чрезмерным. Полезной отправной точкой был бы анализ недавних слияний фирм с точки зрения их положительного и отрицательного влияния на конкуренцию.

Повышение рыночной ориентации в предоставлении вспомогательных услуг малым предприятиям в тех областях, где рынки могут слабо функционировать из-за отсутствия государственного вмешательства для стимулирования появления новых и расширения существующих предприятий. Цель состоит в том, чтобы делать капиталовложения в институциональное строительство и общественное благо и развивать финансовые и нефинансовые вспомогательные службы для обслуживания предпринимателей.

В 1995 г. новый Государственный комитет поддержки малого предпринимательства разработал программу государственной поддержки малых предприятий (со штатом до 500 рабочих), которая впервые получила статус федеральной в числе 24 специальных программ. Столпом программы был фонд рискового капитала для частичных гарантий и/или процентных субсидий для заемщиков из числа малых предприятий, которые могут обеспечить гарантию займа как минимум под 30% своего собственного имущества. В числе других вспомогательных услуг можно назвать: субсидии Федеральной службы занятости на создание новых рабочих мест; планы по передаче технологий и региональные программы финансирования; субсидии на арендные услуги, а также информационные и консультативные услуги и службы по подготовке кадров. Оценить эффективность реализации программы не представляется возможным ввиду отсутствия системных оценок.

Хотя некоторые из этих мер являются хорошим началом, необходимо уделять большее внимание развитию устойчивых, обусловленных спросом институтов, продуктов и механизмов снабжения, подходящих для начала предпринимательской деятельности, например, на основе согласованных программ грантов. В отличие от либерализации, в этой области есть возможности для существенной децентрализации в рамках общей центральной структуры, которая дает максимальные возможности для экспериментов и использования разнообразного регионального опыта.

Что касается финансовых услуг, то субсидии следует сводить к созданию стимулов для организаций-участниц создавать необходимую инфраструктуру и кредитные технологии в целях удовлетворения потребностей при старте малых предприятий - и по процентным ставкам не ниже рыночных, чтобы не деформировать распределение ресурсов, которых в противном случае всегда будет недостаточно для удовлетворения спроса. Рыночная стратегия расширения доступа к финансированию новых и существующих малых предприятий должна опираться на такую политику, которая повышает давление конкурентов на поставщиков финансовых услуг, улучшает возможности банков и связанных с ними компаний, предоставляющих финансы для удовлетворения потребностей небольших клиентов, и устраняет некоторые причины, которые лежат в основе повышения затрат на финансирование из-за связанного с ним риска. В частности, риски при кредитовании небольших клиентов можно снизить не только за счет совершенствования законодательства, но также за счет улучшения возможностей таких институтов, которые заставляют исполнять контракты, регистрируют активы и собирают залог. Например, законы о земельной регистрации и ипотечном рынке были приняты еще в 1998 г., но их эффективность не была обеспечена.

Реально действующий закон, регулирующий права собственности на землю, позволил бы малому предпринимательству и фермерским хозяйствам использовать эти активы в качестве

гарантии для получения банковских займов. Что касается области нефинансовых услуг, то необходимо пересмотреть существующие программы с учетом необходимости возмещения издержек, и, где это возможно, опираться на работу добровольных частных торговых палат, более крупных фирм, связанных с малыми предприятиями как покупатели или поставщики, и на других малых предпринимателей.

И наконец, необходимо активно помогать обучению предпринимателей, включая содействие в области стратегии связи со стороны успешно действующих частных центров подготовки. Такая работа принесла бы большую пользу, в частности, когда региональные центры начали бы

создавать свои собственные сети в областных городах. Помимо этого более широкое социальное просвещение в области предпринимательства требует государственных затрат на организацию широкомасштабных информационных кампаний для общественности под эгидой

соответствующих организаций, таких как Антимонопольный комитет с его перестроенной программой.

Стратегия реализации

Реализация стратегии содействия предпринимательству и конкуренции должна включать проводимую под руководством правительства работу по установлению приоритетных задач, созданию крепких институциональных механизмов и предоставлению достаточного

финансирования, а также работу в массах, чтобы заручиться поддержкой предполагаемых получателей помощи. При определении приоритетных задач необходимо их ясно формулировать, предусматривать экономически эффективные способы достижения целей и затем делать необходимые бюджетные ассигнования. Главная цель заключается в том, чтобы облегчить появление новых и расширение эффективных и новаторских предприятий. Учитывая центральную роль, которую играют мягкие бюджеты для крупных предприятий, а также большие трудности для малых предприятий из-за торможения конкуренции и предпринимательства, в первую очередь необходимо принять эти две первые приоритетные меры. В частности, надо устранить недостатки политики, аннулировав возможности и стимулы для неравенства в применении государственных правил и мер.

Одновременно необходимо заручиться политической поддержкой в отношении равенства возможностей, чтобы противостоять влиянию тех могущественных деловых интересов, которые добивались и получили особые привилегии. Однако в России имеется несколько групп предпринимателей, которые могут быть настоящими проводниками таких реформ, которые были бы выгодны для промышленности в целом, а не только для немногих привилегированных. В такие ассоциации входит всего 16% российских компаний, по сравнению с 77% в Венгрии и 91% в Турции. В противовес этому 20 московских предпринимателей недавно образовали ассоциацию для коллективного продвижения реформ. Правительство должно поддержать это начинание и содействовать распространению этого опыта среди предприятий по всей стране.

Консультативный комитет по иностранным инвестициям при премьер-министре России (ККИИ) тоже может быть полезным форумом для мобилизации поддержки этой стратегии. ККИИ был первоначально создан в 1995 г. в качестве консультативного органа при тогдашнем премьер-министре Черномырдине, состоящего из крупнейших иностранных инвесторов. В 1996 г. в него вошел ЕБРР в качестве единственной международной финансовой организации. ККИИ развился в признанную организацию, которая дважды в год проводит пленарные заседания на самом высоком уровне исполнительной власти (с участием премьер-министра и других ключевых министров с российской стороны и президентов компаний со стороны иностранных инвесторов). В период между пленарными заседаниями работает ряд постоянных комитетов по главным вопросам инвестиционного климата в тесном сотрудничестве с представителями российского правительства. Хотя эффективность ККИИ, как и многих других средств диалога с властями по вопросам экономической политики, оказалась все же скромной, после выборов правительство может и должно быть более внимательным к проблемам и рекомендациям международного сообщества инвесторов.

Литература

1. Carlin, Friers, Schaffer and Seabright (2009) Competition, the business environment and enterprise performance in transition economies, EBRD, mimeo.

2. ПоршневаА.Г. Управление организацией: Учеб. для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.