Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных компетенций студентов посредством тренинговых программ'

Развитие коммуникативных компетенций студентов посредством тренинговых программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2012
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATIVE COMPETENCES / PSYCHOLINGUISTIC TRAINING PROGRAM / INTERPERSONAL INTERACTION / TRAINING GROUP / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Анастасия Владимировна

В статье автор исследует возможность повышения мотивации и развития коммуникативных компетенций студентов посредством осуществления групповой работы в форме психолингвистического тренинга, проводимого на языке специальности. Психолингвистический тренинг, в свою очередь, рассматривается автором как метод активного психолого-педагогического воздействия, в дальнейшем способствующий оптимизации взаимодействия в профессиональной деятельности, личностному росту, развитию лидерских качеств и навыков сотрудничества. Проведение данного тренинга на английском языке, то есть языке специальности его участников, способствовало не только повышению их мотивации к освоению иностранного языка, развитию их речевых способностей, снятию языковых барьеров в условиях искусственно созданной языковой среды, но также и приобретению позитивного опыта отношения к себе и окружающим, взаимодействию с ними. Во время осуществления поэтапной тренинговой работы участники группы демонстрировали все стадии групповой динамики, хорошую работоспособность, высокий уровень эмоциональной вовлеченности в процесс. Автор отмечает, что именно последнее в большей степени благоприятным образом сказалось на взаимодействии участников, способствовало их самореализации, формированию навыков наблюдения за эмоциями и поступками других людей, а также снятию языковых барьеров в общении. В процессе взаимодействия были широко задействованы такие методы организации групповой работы, как групповая дискуссия (в виде брейнсторминга, кейсов, метода синектики), ролевые и деловые игры, элементы арт-терапии и метафоризации полученного опыта. В целом результаты данного эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности подобного рода комплексных программ в Высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCES IN STUDENTS BY TRAINING PROGRAMS

The author of the article considers the possibility of enhancing students'' motivation and development of their communicative competences in a group work, carried out as a psycholinguistic training in the language of speciality. A psycholinguistic training is treated by the author as an active psychological as well as pedagogical method of influence which further on optimizes professional interaction, self-growth, development of leadership qualities and skills of cooperation. The training carried out in the language of speciality (namely English) signaficantly enhanced the participants'' motivation to language learning, oral skills development, language barriers removing, as well as accumulation of positive experience towards oneself and others, communication at large. During the training group work all the participants demonstrated all the stages of group dynamic, high level of performance and emotional involvement into the process. As the author marks out, it is the emotional involvement that positively effected the participants'' interaction, their self-realization and language barriers removing. In the training program the following methods were involved: discussion (braistorming, case study, method of synectics), role plays, business role plays, art-therapy and metaforization of the accumulated experience. The results of this experiment prove that such combined programs could be effectively applied in Higher education curriculum.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных компетенций студентов посредством тренинговых программ»

ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ

А.В. Лазарева

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье автор исследует возможность повышения мотивации и развития коммуникативных компетенций студентов посредством осуществления групповой работы в форме психолингвистического тренинга, проводимого на языке специальности. Психолингвистический тренинг, в свою очередь, рассматривается автором как метод активного психолого-педагогического воздействия, в дальнейшем способствующий оптимизации взаимодействия в профессиональной деятельности, личностному росту, развитию лидерских качеств и навыков сотрудничества. Проведение данного тренинга на английском языке, то есть языке специальности его участников, способствовало не только повышению их мотивации к освоению иностранного языка, развитию их речевых способностей, снятию языковых барьеров в условиях искусственно созданной языковой среды, но также и приобретению позитивного опыта отношения к себе и окружающим, взаимодействию с ними. Во время осуществления поэтапной тренинговой работы участники группы демонстрировали все стадии групповой динамики, хорошую работоспособность, высокий уровень эмоциональной вовлеченности в процесс. Автор отмечает, что именно последнее в большей степени благоприятным образом сказалось на взаимодействии участников, способствовало их самореализации, формированию навыков наблюдения за эмоциями и поступками других людей, а также снятию языковых барьеров в общении. В процессе взаимодействия были широко задействованы такие методы организации групповой работы, как групповая дискуссия (в виде брейнсторминга, кейсов, метода синектики), ролевые и деловые игры, элементы арт-терапии и метафоризации полученного опыта. В целом результаты данного эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности подобного рода комплексных программ в Высшей школе.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, психолингвистический тренинг, межличностное взаимодействие, тренинговая группа, общение.

Актуальность проведенного нами исследования продиктована прежде всего необходимостью соответствовать тем высокими требованиями, которое современное общество предъявляет к подготовке специалистов и высшему образованию в целом. Креативность преподавателя и представляет собой тот механизм, который помогает преподавателю адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

Креативность определяется как потребность генерировать и апробировать новое, заинтересовывать студентов, вдохновлять и воодушевлять, а следовательно, необходима своего рода эволюция, чтобы профессиональный человек соответствовал требованиям современности. Кроме того, учитывая парадигму современного образования, и сам профессионал-выпускник вуза должен уметь самостоятельно вырабатывать алгоритмы решения новых задач [9, с. 148]. Это то, на чем и основывается инновационное развитие вузов, а именно: постоянный процесс развития и обновления знаний и навыков как обучающих, так и обучаемых [13, с. 87].

Поэтому психолингвистический тренинг как метод активного психолого-педагогического воздействия был неслучайно выбран нами для решения поставленных задач. А именно актуальным на сегодняшний день является, во-первых, усовершенствование коммуникативных компетенций учащихся, уже на этапе профориентации помогающих им сформировать представление о способах оптимизации и повышения продуктивности взаимодействия в коллективе, о возможностях личностного развития, а также развития лидерских качеств, навыков сотрудничества, поведения в стрессовых бизнес-ситуациях, основанного на эмпатии и взаимопомощи. Во-вторых, учитывая процесс глобализации, происходящий в первую очередь в экономической сфере человеческой деятельности, весьма актуальным является владение английским языком- основным языком делового общения. В связи с чем разработанный нами психолингвистический тренинг в магистратуре 1-го курса был проведен на английском языке, что, безусловно, послужило дополнительной мотивацией для подавляющего большинства студентов.

Необходимо отметить, что проблема развития коммуникативных навыков приобрела в последнее время большое значение. Она интенсивно разрабатывается в трудах многих известных отечественных и зарубежных психологов (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан, К. Фоппель, Е.И. Фадеев, И. Кидрон, Ф. Брунард, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.), постепенно специализируясь и разделяясь на различные направления.

К большому количеству методов и средств формирования коммуникативных навыков у студентов относится специально организуемая психологом групповая работа, реализующаяся в проведении психолингвистического тренинга. Поэтому нами была проведена работа, направленная на исследование особенностей форми-

рования коммуникативных навыков средствами психолингвистического тренинга, проводимого на английском языке.

Психолингвистические тренинги направлены на развитие речевых способностей человека, часто они комбинируют в себе работу с иностранными языками на основе развития психологической готовности к их восприятию. Такие тренинги состоят из трех компонентов - психологического, психолингвистического и лингвистического.

Психологический компонент: снятие языкового барьера, формирование ориентированности на собеседнике, работа с собственным имиджем в межкультурной среде, нормы и этикет делового общения.

Психолингвистический компонент: формирование общего представления об английском языке, раскрытие языкового потенциала, общение в условиях ограниченных коммуникативных средств.

Лингвистический компонент: грамматика, например, английского языка [11, с. 345].

Как правило, на таком тренинге, во время групповой работы, участники пополняют свои психологические знания, у них появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, они становятся более компетентными в сфере общения, повышается их уровень доверия к окружающим людям, формируются навыки поведения в конфликтных ситуациях [15, с. 187].

Это особенно важно сегодня, так как произошел своеобразный коммуникационный «взрыв» -значительная интенсификация отношений в сфере общения. Новейшие методы внушения, убеждения, манипулирования все чаще применяются в деловом общении, заставляя людей учиться сопротивляться, уходить от их воздействия и при этом не испытывать негативные эмоции и чувства, не терять цель и свои собственные интересы. Поэтому компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Да и в обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, могут возникнуть весьма серьезные проблемы. Неподготовленным людям трудно решать возникающие проблемы без «потерь», нервных срывов и даже заболеваний. На преодоление этих проблем, их ликвидацию или предупреждение направлена работа на социально-психологическом тренинге [12].

Группа оказывается обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям.

Второе потенциальное преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов. В процессе происходящих в группе взаимодействий

осознается ценность других людей и потребность в них.

Следует отметить, что в дружественной и контролируемой обстановке лучше усваиваются умение слушать, эмпатировать, доверять другим.

В-третьих, в группе можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, можно идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков.

В-четвертых, группа может способствовать личностному росту. В группе личность неизбежно ставится в положение, вынуждающее ее к самоисследованию и интроспекции [10].

Таким образом, группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

Во время проведения психолингвистического тренинга наша группа проходила через определенные стадии процесса фасилитации.

Первой стадией групповой работы было знакомство и командообразование. Основной задачей на данном этапе было создание благоприятной атмосферы, в которой участники чувствовали бы себя комфортно. Необходимо отметить, что, поскольку студенты привыкли к диктаторско-наставническому стилю преподавания в стенах института, групповая динамика происходила с неким торможением. Студенты изначально были замкнуты, осторожны в своих высказываниях, большинство из них демонстрировали закрытые позы. Совершенно очевидно, что они не представляли себе, в каком русле пойдет предполагаемое взаимодействие, в связи с чем была снижена и концентрация присутствия. Участники на начальном этапе опасались высказываться, некоторые говорили очень тихо, как бы заранее опасаясь ситуации двойного оценивания их активности - как психологом, так одновременно и преподавателем английского языка. Поэтому на командообразование на начальном этапе проведения тренинга пришлось потратить несколько больше времени, чем изначально предполагалось.

Однако на определенном этапе командообра-зования, за счет ряда интенсивных упражнений на запуск групповой динамики и эмоциональной составляющей, удалось достичь достаточно высокой сплоченности группы. Таким образом, участники получили необходимую для себя психологическую безопасность. Необходимо отметить, что именно в это время ведущий как бы отошел на задний план и нивелировал свое присутствие, предоставив участникам тренинга возможность самим наладить свободное и открытое взаимодействие.

На втором этапе (начальной стадии уже сформировавшейся «Мы»-группы) осущест-

влялся анализ предыдущего опыта участников группы - таким образом, участники раскрылись друг перед другом, обозначили свои приоритеты, интересы, а также предъявили свои запросы. Итак, стал возможен переход от данной стадии принятия друг друга к новой стадии - рабочей.

Третья стадия групповой динамики - рабочая стадия или стадия самореализации. Эта стадия, как и предполагалось, была самой трудоемкой и динамичной. Необходимо отметить, что практически все студенты были полностью вовлечены и эмоционально раскрепощены именно на этой стадии. Все упражнения и кейсы, групповая дискуссия, а также ролевые и деловые игры воспринимались участниками с энтузиазмом. Целью всех упражнений являлась стимуляция процесса обучения.

Рабочая стадия развития тренинговой группы в большей степени, чем предыдущая, помогла участникам тренинга активизироваться, поскольку, безусловно, именно на этой стадии участники в полной мере осознали свою ответственность за происходящее и за результат. На этой стадии ведущий и участники действовали в большей степени на равных, одинаково время от времени участники ждали своего рода указаний от ведущего, в большей степени-одобрения. Когда же группа намеренно оставалась без отклика или поддержки со стороны ведущего, неизбежно возрастал уровень конфликтности в группе, когда каждая из конфликтующих сторон претендовала на определенное лидерство «на смену» ушедшего в тень ведущего тренинга.

Необходимо отметить, что те участники тренинга, которым удалось достичь уровня самореализации через последовательное эмоциональное раскрытие, овладение эффективными приемами взаимодействия с другими участниками, безусловно, высоко оценили полученный опыт. Таких было большинство. Именно благодаря обратной связи, которую участники прочувствовали на себе во время основной стадии работы, была достигнута высокая работоспособность и высокий уровень взаимодействия.

Отдельно следует отметить, что именно эмоциональная вовлеченность благоприятнейшим образом сказывается на взаимодействии именно на иностранном языке, а именно снимаются языковые барьеры в общении.

На этой стадии было реализовано большинство поставленных целей, поскольку на пользу сыграл тот факт, что сами участники были ориентированы на достижение результата.

На завершающей стадии групповой динамики во избежание кризиса участникам были предоставлены для выполнения наиболее динамичные и положительно-окрашенные в эмоциональном плане упражнения. Таким образом, поскольку все были вовлечены, заинтересованы выполнением данных упражнений, а также сосредоточены на процессе работы, устранилась возможность некачественного выполнения задания, как это порой бывает под конец тренинговой программы. На

этом этапе закрепились все полученные навыки, и было создано положительное последействие от группы [3, с. 256].

В ходе решения поставленных задач ведущему и группе удалось соблюсти все принципы, необходимые для формирования группы высокого уровня развития. Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:

1) принцип активности участников: в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия;

2) принцип исследовательской позиции: создаются такие ситуации, когда участникам необходимо самостоятельно найти решение проблемы;

3) принцип объективации поведения: в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне в ходе их проведения;

4) принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений и интересов[4].

Участники психолингвистического тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения.

Общая цель психолингвистического тренинга конкретизируется в следующих задачах:

1) овладение психологическими знаниями;

2) формирование умений и навыков в сфере общения;

3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;

4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

5) коррекция и развитие системы отношений личности [14].

Успешность опыта пребывания в группе зависит от отношения членов группы к этим вопросам и от способности их решать.

В целом любой социально-психологический тренинг - это такой вид групповой работы, который позволяет его участникам пополнить свои психологические знания, приобрести определенный опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Но все это требует активной позиции самого участника процесса, а для этого у него должна быть сформирована высокая мотивация для работы (это может быть интерес или стремление к саморазвитию), которая стимулируется ведущим [6].

Поэтому первые, вводные, занятия должны быть максимально понятными и интересными. Они выполняют мотивирующую и диагностическую функцию [5].

В основной части психолингвистического тренинга используемые игры имеют вид специальных упражнений, заданий на невербальную коммуникацию, разыгрывание различных ситуаций, конструирование проблемных моделей общения.

Каждое занятие основной части тренинга направлено на развитие определенной стороны одной коммуникативной сферы. Особенностью

проводимых занятий является то, что последующие занятия содержит в себе элементы повторения и закрепления полученного на предыдущих занятиях опыта.

Завершающий этап групповой работы должен быть направлен на стимулирование самостоятельной активности участников в применении и пополнении полученного на тренинге опыта межличностного взаимодействия и на дальнейшее повышение компетентности в сфере общения [2].

Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

Большинство методов предполагают не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию и развитие.

При организации групповой работы широко используется групповая дискуссия, деловая игра, модификация социального поведения, а также методы арт-терапии и сказкотерапии.

Применение метода групповой дискуссии для развития коммуникативных умений позволяет, сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон, повысить уровень групповой сплоченности, снять коммуникативные барьеры, существующие из-за возможной эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнеров. Мы учимся воплощать в словах свои чувства. Механизм групповой дискуссии направлен на удовлетворение потребности человека в признании и уважении [7].

Существует большое количество групповых дискуссий, используемых для работы по развитию коммуникативных умений. К ним относятся различные модификации «мозгового штурма»: «брейнсторминг», помогающий научиться слушать оппонента и контролировать свои эмоции; метод «синектики», способствующий формированию умения конструктивно конфликтовать и проч. [1].

На тренинге также могут быть использованы методы рассмотрения и решения кейсов - проблемных ситуаций, требующах ответа и нахождения решения. Основная задача кейса - научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Игра как метод развития коммуникативных умений применяется как в индивидуальной, так и в групповой работе. Но только специально организованные игры, проводимые в рамках социально-психологических тренингов, являются наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений[16].

Игры способствуют созданию близких отношений между участниками группы, снимают напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, позволяют проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [8, с. 368].

Коммуникативные умения учащихся могут быть развиты также с помощью большого количества игр, которые направлены на формирование различных умений и навыков, таких, как, например, умение сотрудничать, умение работать в команде, умение творчески мыслить и действовать.

Коммуникативные умения формируются в процессе комплекса различных игр, упражнений и дискуссий, каждый раз в новом сочетании и последовательности, результатом чего служит социально-пихологический тренинг.

Исходя из нашего опыта преподавательской деятельности, установлено, что большинство студентов чувствуют себя на занятиях, а также при общении в профессиональном кругу достаточно скованно, зачастую возникают проблемы в коммуникации на разных уровнях, как-то: сложность в формировании и передачи мыслей, сложность приема и обработки информации, адекватное (ожидаемое) реагирование и эмоциональная составляющая общения (невербальная коммуникация) как один из основных критериев эффективности взаимодействия.

В связи с этим основной целью разработки и проведения нашего тренинга явилась реальная необходимость регуляции психоэмоционально -го состояния, снятие агрессии и напряжения, а также снятие барьеров в общении через различные игры на взаимодействие, сотрудничество и доверие. Также в ходе тренинга было установлено, что проведение подобных программ способствует улучшению мотивации в освоении и практике иностранного языка.

Подготовка и проведение подобного рода тренинговой программы вызывают неизбежное противоречие между положением, что при проведении психологических тренингов все высшие психические функции человека осуществляются на родном для испытуемых языке, и тем, что предполагаемые психолингвистические тренинги потребуют от их участников погружения в языковую среду, а следовательно, взаимодействие, анализ, рефлексия, а в идеале и мышле-

ние также должны происходить на английском языке. Поэтому для апробации тренинга были отобраны группы студентов с продвинутым уровнем владения английским языком.

Безусловно, благоприятным фактором явилось и то, что во время проведения тренинговой программы было задействовано большое количество разнообразных методов:

1. Тренинговые методы работы с прошлыми событиями: метод регрессии, метод обмена опытом и метод имитации.

2. Тренинговые методы работы со случающимися событиями: метод концентрации присутствия, метод групповой рефлексии и метод построения диспозиций.

3. Наибольшее внимание, безусловно, было уделено тренингам с прогнозируемыми событиями, в которых студенты могут принять непосредственное участие при выполнении своих профессиональных обязанностей: метод символического выражения и метод группового решения проблем.

Таким образом, тренинговая программа была направлена на устранение практически всех возможных сложностей при общении.

Практические цели тренинга заключались в развитии коммуникативных компетенций студентов за счет активации вербальных и невербальных составляющих общения.

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать выводы о безусловно высокой практической значимости психолингвистического тренинга при обучении иностранным языкам и формировании коммуникативных компетенций студентов. В частности, он способствовал:

- раскрытию личностных ресурсов, направленных на самоопределение и профориентацию студентов;

- выявлению лидерских и творческих качеств личности;

- формированию умений взаимодействия, анализа и групповой рефлексии на языке специальности (английском языке);

- развитию навыков сотрудничества в рамках делового и межличностного общения.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 376 с.

2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89, 1999. 256 с.

4. Зинкевич-Евстегнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. 216 с.

5. Игры - обучение, тренинг, досуг: В 4 книгах/Книга 3: Коммуникативно-лингвистические игры / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. 368 с.

6. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002. 320 с.

7. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2002. 320c.

8. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. СПб., 2011. 368 с.

9. Раицкая Л.К. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность в информационно-образовательной среде Интернет: дидактическая концепция : Монография / Под науч. ред. А.В. Гагарина. М.: МГОУ, 2012. 268 с.

10. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. 384 с.

11. Синицина С.К. Психолингвистический тренинг как способ развития эмоциональной сферы учащихся. Киев, 2009. 345 с.

12. Сохранов В.В., Мирясова Н.В. Эффективность использования игр в процессе формирования коммуникативных умений на социально-психологическом тренинге в юношеском возрасте // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Т. 2. Тула-Пенза, 2003. С. 137-144.

13. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №4. С. 87.

14. Ушакова Т.Н. Психолингвистика // Психология: Учебник для гуманитарных специальностей. СПб., 2000. 528 с.

15. Хавайсис Р. Факторы развития коммуникативной сферы личности // Сборник статей зарубежной литературы. М., 2008. С. 187.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.

Об авторе

Лазарева Анастасия Владимировна - к.ф.н., доцент кафедры английского языка № 5 МГИМО(У) МИД России. E-mail: asyalazarava@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCES IN STUDENTS

BY TRAINING PROGRAMS

A.V. Lazareva

Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: The author of the article considers the possibility of enhancing students' motivation and development of their communicative competences in a group work, carried out as a psycholinguistic training in the language of speciality. A psycholinguistic training is treated by the author as an active psychological as well as pedagogical method of influence which further on optimizes professional interaction, self-growth, development of leadership qualities and skills of cooperation. The training carried out in the language of speciality (namely English) signaficantly enhanced the participants' motivation to language learning, oral skills development, language barriers removing, as well as accumulation of positive experience towards oneself and others, communication at large. During the training group work all the participants demonstrated all the stages of group dynamic, high level of performance and emotional involvement into the process. As the author marks out, it is the emotional involvement that positively effected the participants' interaction, their self-realization and language barriers removing. In the training program the following methods were involved: discussion (braistorming, case study, method of synectics), role plays, business role plays, art-therapy and metaforization of the accumulated experience. The results of this experiment prove that such combined programs could be effectively applied in Higher education curriculum.

Key words: communicative competences, psycholinguistic training program, interpersonal interaction, training group, communication.

References

1. Andreeva G.M. Social'naja psihologija [Sociopsychology]. M.: Aspekt Press, 2001. 376 s.

2. Burnard F. Trening mezhlichnostnogo vzaimodejstvija [Training of interpersonal communication]. SPb.: Piter, 2002. 304 s.

3. Vachkov I.V. Osnovy tehnologii gruppovogo treninga. Psihotehniki [Basic techniques of group training. Psychotechniques]. M.: Os'-89, 1999. 256 s.

4. Zinkevich-Evstegneeva T., Frolov D., Grabenko T. Tehnologija sozdanija komandy [Tecnologies of group-making]. SPb.: Rech, 2002. 216 s.

5. Igry - obuchenie, trening, dosug [Games - teaching, training, leasure time]/ Pod red. V. V. Petrusinskogo // V 4 knigah. Kniga 3. Kommunikativno-lingvisticheskie igry [Communicative-linguistic games]. M.: Novaja shkola, 1994. 368 s.

6. Kristofer Je., Smit L. Trening liderstva [Leadership training]. SPb.: 2002. - 320 s.

7. Krys'ko V.G. Social'naja psihologija [Sociopsychology]. M.: 2002. 320c.

8. Levanova E.A., Soboleva A.N., Pleshakov V.A. Igra v treninge. Lichnyj pomoshhnik trenera [Game in training. Personal helping hand of a trainer]. SPb., 2011. 368 s.

9. Raitskaya L.K. Samostojatel'naja uchebno-poznavatel'naja dejatel'nost' v informacionno-obrazovatel'noj srede Internet: didakticheskaja koncepcija [Self-organized studies and learning in informational and educational sphere of the Internet: didactic concept] : Monografija / Pod nauch. red. A.V. Gagarina. M.: MGOU, 2012. 268 s.

10. Rudestam K. Gruppovaja psihoterapija [Group psychotherapy]. SPb.: Piter, 1998. 384 s.

11. Sinicina S.K. Psiholingvisticheskij trening kak sposob razvitija jemocional'noj sfery uchashhihsja [Psycholinguistic training as a method of emotional development of its participants]. Kiev 2009. 345 s.

12. Sohranov V.V., Mirjasova N.V. Jeffektivnost' ispol'zovanija igr v processe formirovanija kommunikativnyh umenij na social'no- psihologicheskom treninge v junosheskom vozraste [Effectiveness of using games in the process of communicative skills development in youngsters at a social-psychological training] // Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. T. 2. Tula-Penza, 2003. S. 137-144.

13. Torkunov A.V. Obrazovanie kak instrument «mjagkoj sily» vo vneshnej politike Rossii [Education as an instrumet of "mild force" in foreign policy of Russia] // Vestnik MGIMO Universiteta. 2012. №4. S. 87.

14. Ushakova T.N. Psiholingvistika // Psihologija: Uchebnik dlja gumanitarnyh special'nostej [Psychology: textbook for humanitarian specialties]. SPb., 2000. 528 s.

15. Havajsis R. Faktory razvitija kommunikativnoj sfery lichnosti // Sbornik statej zarubezhnoj literatury [Factors of personal communicative sphere development]. M.: 2008. S. 187.

16. .Jel'konin D.B. Psihologija igry [Psychological games]. M.: 1978. 304c.

About the author

Anastasia V. Lazareva - the PhD of linguistics, an associate professor of the English language chair № 5 of MGIMO University. E-mail: asyalazareva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.