Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
УДК 36
РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКИХ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ЗА РУБЕЖОМ
В. А. Ястребов, Е. Н. Серикова* Научный руководитель - Ю. А. Анищенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*E-mail: [email protected]
Рассматривается история развития коммерческих космических проектов за рубежом. Приводятся примеры фирм-разработчиковкосмических аппаратов на коммерческой основе.
Ключевые слова: космическая техника, космический аппарат, спутник, космический проект, космическая деятельность
DEVELOPMENT OF COMMERCIAL SPACE PROJECTS ABROAD
V. A. Yastrebov, E. N. Serikova* Scientific supervisor - U. A. Anis^enko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
*E-mail: [email protected]
The article considers the history of development of space projects abroad. Examples of spacecraft development companies are given on a commercial basis.
Keywords: space technology, spacecraft, satellite, space project, space activities.
Космическая техника и космическая деятельность традиционно рассматриваются как перспективное направление развития цивилизации, средство решения глобальных проблем. Коммерческое использование космического пространства и предоставление на коммерческой основе услуг в области освоения и использования космоса непрерывно расширяется, растет доля частного капитала в финансировании космической деятельности. Сокращение правительственных расходов на космос перекрывается инвестициями в коммерческие проекты, особенно в создание сети спутниковой связи. Коммерческие доходы, связанные с космосом, ежегодно увеличиваются на 20 % [1].
В настоящее время значительная часть космического пространства принадлежит частным компаниям. Запуски космических аппаратов уже проводятся на частных стартовых площадках, объемы заказов на производство коммерческих космических аппаратов ежегодно возрастают. Создается и развивается космическая коммерческая инфраструктура.
Так, первым частным космическим аппаратом стал любительский спутник OSCAR I, отправленный на орбиту в декабре 1961 года, всего через несколько месяцев после полёта Юрия Гагарина. Данный аппарат был практически игрушкой, но он начал коммерческое освоение космоса. 10 июля 1962 года американские телекоммуникационные компании AT&T и BellTelephoneLaboratories произвели совместный запуск спутника под названием Telstar 1 (от «telecommunications» и «star»), предназначением которого была трансатлантическая передача телевизионного (и не только) сигнала [2]. Помимо тридцати миллионов долларов, потраченных на сооружение аппарата и наземных станций-приёмников (прежде всего, американской, британской и французской), корпорациям пришлось выложить ещё 3 миллиона по договору с NASA за вывод спутника на орбиту. Запуск прошёл успешно, но из-за особенностей этой самой орбиты вести трансляции спутник мог только в течение 20 минут и с перерывом на два часа до следующего
Секция «Инновационная экономика и управление»
витка. Это был спутник, через который проводили первый публичный сеанс космического телевещания.
Государственные предприятия, такие как NASA, продолжали заниматься спутниковой связью параллельно с частными корпорациями, а часто и в сотрудничестве с ними. Так, компания Говарда Хьюза Hughes Aircraft - а точнее, её подразделения Hughes Spaceand Communications Group и Hughes Space Systems Division, ставшие едва ли не первым в истории частным космическим предприятием, - разрабатывала серию экспериментальных спутников Syncom, сдаваемых в аренду Министерству обороны США [2].
В отличие от Telstar, они стали первыми аппаратами, вращающимися по геосинхронной орбите, - то есть, остающимися неподвижными для земного наблюдателя, а потому и обеспечивающими теоретически круглосуточную связь. Что и доказал на практике Syncom 3, запущенный 19 августа 1964 года и через два месяца после этого успешно осуществивший со своего «стационарного места» в районе Линии перемены даты, трансляцию Олимпийских игр в Токио на телеэкраны североамериканских зрителей.
Затем, HughesAircraft произвела уже полностью частный спутник связи Intelsat I для телекоммуникационной компании COMSAT, запущенный в апреле 1965 года и доказавший коммерческую выгоду от зарождавшейся космической индустрии. Эксплуатация на околоземной орбите таких спутников, а затем с 1997 года и метеорологических станций и спутниковых платформ «Иридиум» корпорации IridiumCommunications, продолжает пользоваться популярностью [2].
В настоящее время дной из самых быстро развивающихся фирм в коммерческой сфере космических проектов являются компания Илона Маска «SpaceX», основанная в 2002 году. Компания разработала ракеты-носители «Falcon 1» и «Falcon 9», с самого начала преследуя цель сделать их многоразовыми.Разработка, производство и тестирование большинства компонентов продукции производится за счет внутренних ресурсов, включая ракетные двигатели «Merlin», «Kestrel», «Draco» и «SuperDraco», используемые на ракетах-носителях «Falcon» и корабле «Dragon». Это позволяет «SpaceX» предлагать самые низкие цены на рынке, а также заметно снижает время производства и обеспечивает контроль качества.[3 ]
Непрерывно расширяется круг стран, осуществляющих исследовательские или прикладные программы с использованием космических средств. Сейчас космический бизнес все в большей степени становится частным делом.
Библиографические ссылки
1. Ассоциация инновационных регионов России [Электронный ресурс]. URL:http://www.fondmrt.ru/ru/news/2016/328/ (дата обращения: 10.04.2017).
2. Коммерческий космос: история, планы, реальность [Электронный ресурс] URL: http://itc.ua/stati/kommercheskiy-kosmos-istoriya-planyi-realnost/ (дата обращения: 28.03.2017).
3. Рынок. Коммерческий космический рынок [Электронный ресурс] URL: http://ecoruspace.me/ (дата обращения: 28.03.2016).
© Ястребов В. А., Е. Н. Серикова Е. Н., 2017