УДК 159.9
Г. С. Остапенко
Vaзвumue когнитивной сферы в онтогенезе подростка
Vaccмampuвaюmcя особенности развития когнитивной сферы в подростковом возрасте и основные закономерности гетерох.ронного развития когнитивной сферы в онтогенезе подростка
Ключевые слова: когнитивная сфера, подросток, гетерохронность, отногенез,
филогенез, акме, сопровождение
G. S. Ostapenko
yhe development oft cognitive sphere in ontogenesis oft teenagers
Considered, a^e the peculiarities oft development oft cognitive sphere In adolescence and basic regularities oft heterochronic development oft cognitive sphere In ontogenesis oft teenagers
Keywords: cognitive sphere, teen, geterogennostl, etnogenez, phyCogeny, acme, support
сследование онтогенеза, его феноменологической сущности, методологического обоснования, носит многоаспектный характер среди существующих различных научных школ биологов, физиологов, психологов. Все эти совместные усилия направлены на конструирование общей теории онтогенеза, которая требует сущностного конкретного обоснования, как методологического конструкта, истолковывающего синтез понятий, уточняющих этапы развития всех функций и систем человека от рождения до смерти. Вероятно, такая созданная единая теория смогла бы определить как парадигмальность развития единой науки о человекознании, так и обосновать реализацию синтеза методологий и самого понятия в практике научного познания. Существующая разрозненность представлений о методологической содержательности позволяет конкретизировать, расширять, истолковывать понятия «онтогенез, об отношении его к пониманию роли наследственности и среды, так как оно находится во взаимосвязи со значениями таких воззрений, как «генотип» и «фенотип», имеет прямое отношение к акмеологическим понятиям, характеризующимся развитием, как стремлением к акме.
Смысловое содержание и сущность понятия «онтогенез» найден в онтопсихологической концепции Б.Г.Ананьева при анализе развития психических свойств и состояний человека, психических процессов, психофизиологических изменений, в изучении взаимосвязей понятий человека, как индивида, личности, субъек-
та и индивидуальности. В нашем исследовании истолкование понятия «онтогенеза» основано на методологических, сформулированных Л.С.Выготским, законах, которые описывают онтогенетические стадии развития высших психических функций, на различных представлениях о «возрастных интервалах» развития психики подростка А.Гезелла, Р.И.Грановской, гетерох-ронности развития психики Б.Г. Ананьева.
Так, онтогенетическое или индивидуальное развитие по Б.Г.Ананьеву следует рассматривать как процесс внутренних противоречий, включающих множество факторов: наследственности, личностной деятельности, среды воспитания. Вся сложность структуры и факторность развития объясняется неравномерностью и ге-трохронностью развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности [3, с.352], что обозначено в статье А.А.Деркача.
Развитие когнитивной сферы подросткового возраста от 12 до 17 лет, в результате лонги-тюдинальной стратегии, или стратегии продольного изучения, организации психолого-акмеологического сопровождения, учитывает целый ряд закономерностей психического, индивидуального в подростковом возрасте. Системная организация гетерохронного развития когнитивной сферы подростка в онтогенезе позволяет обретению индивидуального личностного смысла в этом периоде развития, а также характеризуется очередным этапом в достижении к акме и осознанию и выстраиванию личной картины многомерного образа мира, и
168 ISSN 2307-2447
представляет одну из стадий онтогенетического развития человека.
Онтогенез — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или животного [1, с.350].
Очередное истолкование онтогенеза, как процесса индивидуального развития. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение детства. Изучение онтогенеза — главная задача детской психологии. С позиции отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка, прежде всего — деятельность совместная, общение со взрослыми людьми. В ходе интериори-зации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на базе чего формируется его сознание и личность. Общим для отечественной психологии является и понимание формирование психики, сознание, личности в онтогенезе, как процессов социальных идущих в условиях активного воздействия со стороны общества [2, с.307-308].
Онтогенез подростка — это индивидуальное развитие психики, всех функций и систем, их качественные и количественные преобразования, характерных только для данного возрастного этапа. Термин онтогенез (от греческого обозначения, онтос - сущее и генезис - происхождение) был впервые введен в биологизатор-скую теорию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этот термин широко используется в биологии, физиологии, психологии, акмеологии для изучения периодов индивидуального развития психики и ее различных этапов историогенеза.
Онтогенез включает две группы процессов: морфогенез и воспроизведение (репродукцию): в результате морфогенеза формируется репродуктивно зрелая особь.
Онтогенез можно характеризовать устойчивостью или гомеорезом, как упорядоченным потоком регулированных событий, связанных с реализацией генетической программы, развития функционирования организма от начала эмбриональной стадии и до постэмбриональной, которая включает весь период развития психики человека.
В исследованиях психологов А.Гезелла, Р.И.Грановской, И.С.Кона описано биологическое созревание, интересов, и поведения детей с 10 до 16 лет в онтогенезе, отражена специфика психологии возрастных интервалов, которые нашли теоретическое обоснование и практическую экспериментальную значимость. В актуализированной нами акмеологической концепции психолого-акмеологических ресурсов гетерохронного развития когнитивной сферы в онтогенезе подростка, дополнены и определены
логико-структурные компоненты развития когнитивной сферы в онтогенезе от 12 до 17 лет, определены и упорядочены события всего этапа формирования личностных основ подростка в результате организованной учебной деятельности. Организация этой деятельности была связана с изучением общих способностей подростков, эмоциональной направленности и характерологических особенностей, структурным компонентом общения, связанного с развитием языка, а также изучены аттенционные, имажи-нитивные, мыслительные свойства личности. Такая организация стратегии изучения, исследования, по нашему мнению, характеризуется понятием «онтогенез» подростка.
Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей.
Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями той среды, в которой протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов. К ним относятся: биологические задатки, кодируемые в генах, а также социальная и природная среда, деятельность индивида, ум (сознание, мышление). Онтогенез подростка определили закономерностью гетерохронного развития когнитивной сферы подростка.
Закономерности гетерохронного развития когнитивной сферы в онтогенезе подростка.
Акмеологическая наука, как и другие науки, развивается по своим особым закономерностям. Имеет свою самостоятельность и генезис своего развития. Немаловажное значение имеет изучение онтогенетического развития системных физиологических механизмов психической деятельности и роли биологического созревания в психическом развитии. Социальный опыт, приобретаемый подростком в процессе обучения и воспитания, является главным источником психического развития. Изменение биологических предпосылок психического развития обусловлены процессами созревания, которые составляют определенную последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, имеющих большое значение для возникновения и развития функций. Процессы созревания охватывают длительный период онтогенеза и имеют гетерохронный характер, отдельные структуры и функции в организме человека созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Таким образом, достижения полной зрелости каждый возрастной
pnojournal.wordpress.com
этап имеет свою неповторимую психофизиологическую «архитектуру», определяющую в какой- то мере психологические возможности данного возраста [1, с.79].
Учитывая особенности гетерохронного развития когнитивной сферы подростка в онтогенезе нельзя исключить преемственность в получении знаний подростка на ранних этапах онтогенеза. В нашем исследовании этот этап назван микросредой, где создавались условия для развития на предшествующих этапах в дошкольном и младшем школьном периоде жизни будущего подростка. На этом этапе имело место для поступательного развития психологических состояний и свойств, когнитивных процессов, а также нашло свое отражение принципа соответствия своего возраста в сочетании психологического, психического, физического и социального. Новый мир познания картины мира подростка, отличается от миропознания младшего школьника. На каждом этапе познания используется разные методы изучения, технологии, направленные с учетом возрастных тенденций в возрастной периодизации. Накопленные знания в предшествующих периодах младшего школьного и дошкольного возраста сохраняются, перерабатываются когнитивными системами, затем в дальнейшем трансформируется подростков во внешнюю среду. Очередной закономерностью этого развития единство количественных и качественных изменений в психике подростка. Преемственность в познания мира может выступать, как единство постепенных, спокойных качественных и количественных изменений (небольших кризисов) в смене деятельности, на смену игре, приходит учебная деятельность, которая дополняется развитием общения личностного, интимного. Каждый кризис — это противоречие, накопление больше информации о возрастной психологии и онтогенезе подростка, о скачкообразности развития, накоплении новых фактов, связанных с возрастной периодизацией. Дифференциация и интеграция знаний о подростке полученных в результате синтеза из-
учения различных смежных с акмеологиеи наук, как знаний, имеющихся о генетических задатках, условиях детерминирующих развитие микросреды (социальной и природной), о сформированное™ различных видов деятельности индивида на этапах онтогенеза и отношения к ней, интеллекта (сознание, мышление). Процесс дифференциации знаний, предполагает отдельные самостоятельные научные знания, таких научных направлений, как: психологию подростка, психофизиологию подросткового возраста, акмеоло-гию, педагогику, медицину, генетику.
Дифференциации научных знаний является закономерным следствием увеличения, расширения и усложнения знаний о психике ребенка, подростка, человека. Такую тенденцию межевания наук, представляет собой диалектический процесс, в котором сопровождается интеграция развития когнитивной сферы и различных направлений работы всех специалистов, имеющих арсенал разнообразных методов, технологий, направленных на психолого-акмеологическое сопровождение. Синтез наук или школьных предметов и их методов, направленных на получение знаний в подростковом возрасте в результате развития когнитивной сферы в подростковом периоде. Система школьного образования позволяет подростку не только получить и накопить значимую для него информацию, но и способствует повышение роли и социальной значимости этого знания. Сами понятия, сформированные различными науками, рассматриваются как явления, а межпредметная связь позволяет шире осмыслить понятия и явления как отдельно, так и во взаимодействии. Особенно плодотворно рассматриваемые явления и используемые методы познания физики и химии в результате изучения в биологии живого существа. Этот процесс объединения усилий различных наук, является важным для решения жизненных практических задач, которые стоят перед современной школой, так и для развития высших форм психики-сознания подростка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 666 с.
2. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина; ред. Ю.Л.Неймера. - Ростов н./Д: Феникс, 2003. - 639 с.
3. Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 528 с.
REFERENCES
1. Great psychological dictionary / edited by B.G.Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. Saint Petersburg, Prime-Evroznak, 2006. 666 p.
2. Psychological dictionary / V.N. Koporulina; edited by Yu.L. Neimer. Rostov-on-Don, Phoenix, 2003. 639 p.
3. ’tteory and methodology of psychology: post-non-classical perspective / edited by A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich. Moscow, Institute of psychology RAS, 2007. 528 p.
Information about the author
Ostapenko Galina Sergeevna
(Russia, Voronezh)
Associate Professor, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Psychology
Voronezh Regional Institute of Improvement of Professional Skill and Retraining of Workers of Education E-mail: [email protected]
Информация об авторе
Остапенко Галина Сергеевна
(Россия, Воронеж)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: [email protected]
17G ISSN 2307-2447