Обзорная статья
УДК 81-115
DOI: 10.25688/2076-913Х.2023.52.4.11
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ПАРАДИГМЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАЩИТ КАНДИДАТСКИХ И ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ В ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ Д 850.007.08)1
Тивьяева Ирина Владимировна1, Нерсесова Элина Витальевна2
1 2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия,
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6316-784X
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5064-5745
Аннотация. В настоящей статье представлен обзор современных лингвистических исследований, посвященных анализу дискурсивных практик на материале различных языков и изучению принципов отражения в естественном языке когнитивной сферы человека. В основу обзора положены публикации и диссертационные исследования представителей научной школы «Когнитивно-дискурсивная парадигма», действующей на базе Института иностранных языков МГПУ Результаты проведенного авторами анализа общего вектора когнитивно-дискурсивных исследований позволили определить ключевые направления развития современной когнитивно-дискурсивной парадигмы в отечественной науке о языке и наметить перспективные направления для дальнейших исследований.
Ключевые слова: когнитивно-дискурсивная парадигма, научная школа, диссертационный совет.
Для цитирования: Тивьяева, И. В., Нерсесова, Э. В. (2023). Развитие когнитивно-дискурсивной парадигмы в исследованиях отечественных лингвистов (на материале защит кандидатских и докторских диссертаций в диссертационном совете Д 850.007.08). Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 4(52), 149-157. https://doi.org/10.25688/2076-913Х.2023.52.4.11
1 Статья выполнена в рамках научной школы Института иностранных языков МГПУ «Когнитивно-дискурсивная парадигма».
© Тивьяева И. В., Нерсесова Э. В., 2023
Original article
UDC 81-115
DOI: 10.25688/2076-913X.2023.52.4.11
ADVANCEMENT OF THE COGNITIVE-DISCURSIVE PARADIGM
IN STUDIES BY RUSSIAN LINGUISTS: INSIGHTS FROM CANDIDATE AND DOCTORAL DISSERTATIONS DEFENDED IN THE DISSERTATION COUNCIL D 850.007.08
Irina V. Tivyaeva1, Elina V. Nersesova2
1 2 Moscow City University, Moscow, Russia,
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6316-784X
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5064-5745
Abstract. The paper presents a review of contemporary linguistic research focusing on the analysis of discursive practices in different languages and exploring the principles of representing the cognitive sphere via natural language means. The review is based on theses and research papers published by members of the «Cognitive-Discursive Paradigm» scientific school, which operates at the Institute of Foreign Languages, Moscow City University. The study of current research trends in cognitive linguistics and discourse analysis yielded results indicating key areas for the development of the cognitive-discursive paradigm in Russian linguistics and outlined new avenues for further research. Keywords: cognitive-discursive paradigm, scientific school, thesis committee.
For citation: Tivyaeva, I. V, Nersesova, E. V (2023). Advancement of the cognitive-discursive paradigm in studies by Russian linguists: insights from candidate and doctoral dissertations defended in the dissertation council D 850.007.08. MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 4(52), 149-157. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2023.52A11
Развитие научных парадигм неизменно связано с ростом исследовательской активности в той или иной области, что находит свое отражение в материальных результатах данной деятельности — в первую очередь в научных публикациях. На анализе публикационной активности, сконцентрированной вокруг определенной проблематики, базируется метод библиометрического анализа, позволяющий получить объективную картину распределения исследовательского интереса и выявить наиболее перспективные направления научных изысканий. Так, в работе С. А. Потякайло, в основу которой положен библиометрический анализ диссертационных исследований по специальностям 10.02.04 — Германские языки и 10.02.19 — Теория языка за период с 2000 по 2020 год, констатируется лидирующее положение двух парадигм в отечественной лингвистике: дискурсивной и когнитивной (Потякайло, 2022). При этом во втором десятилетии отмечается общий спад диссертационных исследований по указанным специальностям, выполненных в когнитивно-дискурсивном русле (Там же). Такое положение дел, с одной стороны, действительно может интерпретироваться как спад интереса среди ученых к определенной исследовательской области. Вместе с тем данная ситуация, как представляется, может свидетельствовать и о некоторой перефокусировке внимания исследователей, за которой последует новый виток развития парадигмы.
В поисках возможных точек роста когнитивно-дискурсивной парадигмы в современном отечественном языкознании обратимся к диссертационным исследованиям аспирантов и докторантов, защищенным в диссертационном совете Д 850.007.08 (председатель — доктор филологических наук, профессор О. А. Сулейманова) при Московском городском педагогическом университете (МГПУ) в период с 2018 по 2022 год. Отметим, что в Институте иностранных языков МГПУ на протяжении многих лет успешно работает научная школа «Когнитивно-дискурсивная парадигма», представители которой хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Диссертационные исследования, выполненные в рамках данной школы, пополнили ряды блестящих защит в диссертационном совете Д 850.007.08. Рассмотрим ключевые направления исследований в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы, представленные в диссертационных исследованиях сотрудников, аспирантов и докторантов Института иностранных языков МГПУ, а также других российских исследователей, представивших результаты своих научных изысканий в диссертационный совет.
В нижеследующий обзор включены диссертационные исследования на соискание ученых степеней кандидата и доктора филологических наук по специальности 10.02.19 — Теория языка, защищенные в последние пять лет работы диссертационного совета. За указанный период в общей сложности было защищено 22 диссертации по рассматриваемой специальности, среди которых шесть докторских. Показательно, что 14 диссертационных исследований, в том числе четыре докторских, были подготовлены на кафедрах романской филологии и языкознания и переводоведения Института иностранных языков МГПУ, а 12 из них защищены под руководством доктора филологических наук, профессора Л. Г. Викуловой и доктора филологических наук, профессора О. А. Сулеймановой, со-руководителей научной школы «Когнитивно-дискурсивная парадигма».
В рассматриваемых диссертационных работах четко прорисовываются два исследовательских вектора: анализ дискурсивных практик на материале различных европейских и восточных языков и анализ принципов концептуализации и категоризации окружающей действительности.
В дискурсивном русле выполнены диссертационные исследования учеников профессора Л. Г. Викуловой. В диссертации Н. Б. Касьяновой «Прагматика авторского метатекста в музыкальном произведении» (2018) рассматривается дискурсивная личность композитора и авторский паратекст музыкального произведения как текст, предназначенный конкретному адресату (исполнителю) и через него непосредственно слушателю. В работе впервые получили описание коммуникативные стратегии и языковые механизмы, способствующие коммуникативному взаимодействию между участниками цепочки «автор - исполнитель - слушатель» (Касьянова, 2016; Шевченко, 2016).
Диссертационное исследование Н. Л. Шевченко «Аксиологические характеристики медийного диалога в предметной области музыкальная критика» (2019) также обращено к изучению музыкального дискурса как коммуникативного явления междисциплинарного характера, однако в исследовательском фокусе его автора оказывается не языковая объективация личности композитора как ключевой фигуры в музыкальном дискурсивном пространстве, а его лингвоаксиологический аспект и жанровые характеристики (Шевченко, 2016). В рамках избранного диссертантом подхода критическая музыкальная рецензия впервые рассматривается
как продвигающий текст, наделенный соответствующими свойствами посредством специфических вербальных и невербальных средств.
Отметим, что интерес к исследованиям дискурса обнаруживает себя не только в работах аспирантов и докторантов Института иностранных языков МГПУ, но и в диссертационных исследованиях представителей московских и региональных научных школ, среди которых исследования О. И. Калинина, Я. А. Блохиной, И. М. Дорониной, успешно защищенные в диссертационном совете Д 850.007.08.
Отличительной чертой исследований, выполненных в рамках научной школы «Когнитивно-дискурсивная парадигма», является обращение к лингвоаксиологиче-скому аспекту анализа дискурса. Лингвоаксиологический анализ как метод лингвистического исследования находит применение в диссертационном исследовании М. А. Сычевой «Лингвоаксиологическая параметризация предметной сферы "культурное наследие" в туристическом дискурсе», в котором диссертант предпринимает попытку провести комплексный анализ принципов оценивания объектов культурного наследия в рамках туристического дискурса. Проведенное исследование приводит автора к выводу о трансляции ценностно-ориентированного опыта субъекта туристического дискурса через систему специальных языковых средств аксиологического характера (Сычева, 2016).
Вклад в разработку лингвоаксиологического направления в современной отечественной лингвистике вносит и диссертационная работа В. А. Райскиной «Лингвоаксиологическая концептуализация средневекового рыцарства (на материале художественного и научно-исторического дискурсов)», выполненная также под научным руководством профессора Л. Г. Викуловой. Применение аксиологического подхода к описанию средств вербальной репрезентации лингвокультурного типажа средневековый рыцарь позволило диссертанту представить модель системы ценностей, объективированных в старофранцузских текстах (Райскина, 2019). Так же как и в других диссертационных работах, защищенных учениками профессора Л. Г. Викуловой, в исследованиях В. А. Райскиной ведущими становятся понятия лингвокуль-туры и лингвокультурных ценностей; закономерным также является обращение к франкоязычному материалу и истории французской литературы и культуры в целом (Викулова, Райскина, 2021).
Принципы изучения многообразия лингвокультурных и дискурсивных практик, к которым обращается в своих исследованиях профессор Л. Г. Викулова, находят развитие и в диссертационных работах О. И. Короленко и Н. С. Агеевой, которые, на первый взгляд, концептуально и тематически не имеют точек пересечения, однако при ближайшем рассмотрении обнаруживают единство исследовательского макрообъекта, которым выступает академический дискурс и дискурсивные практики, присущие научной коммуникации. Если в исследованиях О. И. Короленко находит описание специфика доинституционального этапа бытования академического дискурса и проводится инвентаризация речевых жанров (Борботько, Короленко, 2016), типичных для французского академического дискурса XVП-XVШ веков, то работа Н. С. Агеевой посвящена современным форматам осуществления коммуникации в академическом сообществе. В частности, речь идет о сайте и социальных сетях университета как особых жанрах академического интернет-дискурса и коммуникативных стратегиях, обеспечивающих эффективное взаимодействие университетов как активных участников коммуникации в академической сфере с целевой аудиторией (Агеева, 2019).
Академический дискурс как объект исследовательского внимания представителей научной школы «Когнитивно-дискурсивная парадигма» Института иностранных языков МГПУ получает многоплановое описание и в исследованиях со-руководителя научной школы профессора О. А. Сулеймановой и ее учеников (Сулейманова, Чернова, 2020; Tivyaeva, Suleimanova, Fomina, 2021; Сулейманова, Тивьяева, 2022; Чекмае-ва, 2022). Масштабное исследование академического дискурса и его ценностной составляющей было проведено в рамках докторской диссертации А. А. Водяницкой, посвященной определению экспланаторного потенциала лингвистической аксиологии при анализе академических дискурсивных практик. Лингвоаксиологический подход, различные положения которого активно разрабатываются в исследованиях представителей научной школы «Когнитивно-дискурсивная парадигма», позволил А. А. Водяницкой предложить инновационную методологию и алгоритм анализа аксиологии академического дискурса, при котором за операциональную единицу анализа принимается событие. Таким образом, в исследованиях А. А. Водяницкой и ее научного консультанта можем наблюдать гармоничное сочетание трех ключевых для рассматриваемой научной школы исследовательских векторов: обращение к академическому дискурсу, жанрам и дискурсивным практикам в целом; развитие лингвоаксиологического подхода; разработка методологии современных лингвистических исследований (Сулейманова, Водяницкая, 2022).
В значимости лингвоаксиологического подхода для развития современной когнитивно-дискурсивной парадигмы позволяет убедиться и диссертационное исследование О. В. Казаченко, научным консультантом по которому выступила профессор И. А. Бубнова. Обращение автора работы, посвященной изучению структуры и содержания аксиологической сферы как подсистемы русского образа мира, к столь сложному объекту потребовало от диссертанта разработки комплексной методики исследования на основе лингвоаксиологического подхода, одним из важных составляющих которой стал экспериментальный метод (Бубнова, Казаченко, 2018).
Отметим, что развитие экспериментального направления входит в число приоритетов современной науки о языке. Невозможно переоценить значимость экспериментального метода и для исследований, выполненных в когнитивно-дискурсивном русле. Эксперимент положен в основу диссертационных исследований О. В. Казаченко, Д. В. Гороховой, А. А. Каревой, И. В. Зоца, К. С. Кардановой-Бирюковой, И. М. Петровой, В. В. Никитиной, Е. В. Чаплина, выполненных на кафедре зарубежной филологии Института гуманитарных наук МГПУ и на кафедре языкознания и переводоведения Института иностранных языков МГПУ. Особая роль работе с экспериментальными данными отводится в исследованиях профессора О. А. Сулеймановой, ее учеников и последователей (Карданова-Бирюкова, 2018; Петрова, Сулейманова, 2018; Сулейманова, Фомина, 2018; Тивьяева, 2018; Сулейманова, 2019). Перспективной видится разрабатываемая в рамках научной школы методика семантического эксперимента с применением современных систем BigData (Сулейманова, Демченко, 2018; Petrova, 2020; Suleimanova, 2020). Обращение к различным типам лингвистических экспериментов для решения исследовательских задач позволило представителям научной школы Института иностранных языков МГПУ получить значимые результаты в области описания различных аспектов вербальной коммуникации, а также речевой деятельности и когнитивной сферы человека.
Идеи когнитивно-дискурсивной парадигмы нашли свое развитие и в диссертационных исследованиях, выполненных на кафедрах китайского языка и германистики
и лингводидактики МГПУ под руководством профессора В. А. Курдюмова и профессора Е. Г. Борисовой. Изучению диалогической коммуникации посвящена работа С. А. Симатовой, в которой впервые предлагается модифицированный алгоритм структурно-динамического анализа диалогического текста на китайском языке (Сима-това, 2018). В исследовании Л. Р. Зурабовой изучается специфика межкультурной коммуникации на субдиалекте шиак, распространенном на территории канадской провинции Нью-Брансуик (Зурабова, 2020). Вопрос выбора той или иной языковой единицы в условиях двуязычия обсуждается также в диссертации А. А. Соловьевой, выполненной под руководством доцента Л. А. Чижовой (Соловьева, 2022).
Таким образом, настоящий обзор наглядно демонстрирует палитру исследовательских интересов аспирантов и докторантов, представивших свои диссертационные работы в совет при МГПУ. Несмотря на упомянутый ранее инструментально определяемый парадигмальный кризис, среди представителей когнитивно-дискурсивной парадигмы в МГПУ есть четкое понимание перспектив разрабатываемого научного направления, которые в рамках научной школы Института иностранных языков МГПУ лежат в развитии лингвоаксиологического подхода к изучению различных дискурсивных практик, а также в дальнейшей разработке методологии современных исследований языка и культуры, в первую очередь экспериментальных методик.
Список источников
1. Потякайло, С. А. (2022). Библиометрический анализ исследовательских парадигм в лингвистике. Litera, 6, 129-140.
2. Касьянова, Н. Б. (2016). Композитор О. Мессиан как дискурсивная личность (на материале фортепианного цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса Христа»). Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования», 3(31), 115-124.
3. Шевченко, Н. Л. (2016). Способы выражения пейоративной и нейтральной оценки в рецензиях музыкальных критиков. Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 4(24), 117-122.
4. Сычева, М. А. (2016). Руководство Организации Объединенных Наций по выполнению «Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия» как инструктивный жанр. Казанская наука, 3, 101-104.
5. Райскина, В. А. (2019). Персоносфера Средневековья через призму лингвокультурного типажа chevalier médiéval: моделирование паспорта. Теоретическая и прикладная лингвистика, 5(2), 160-168.
6. Викулова, Л. Г., & Райскина, В. А. (2021). Речевой поступок автора на все времена: Мишель Монтень и Шарль Перро. Антропологический поворот: теории и практики (с. 191200). Сборник трудов Международной научной конференции. Орловский государственный институт культуры.
7. Борботько, Л. А., & Короленко, О. И. (2016). Коммуникативная норма официального научного общения: торжественная речь в академическом дискурсе XVII-XVIII вв. Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования», 3(31), 95-103.
8. Агеева, Н. С. (2019). Сайт вуза как социально востребованный жанр в виртуальном образовательном пространстве: Ноттингемский университет (Великобритания). Вестник МГПУ Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 1(33), 87-92.
9. Сулейманова, О. А., & Чернова, В. Е. (2020). Информационно-медийная языковая личность в академическом пространстве. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 17, 1, 165-171.
10. Tivyaeva, I. V., Suleimanova, O. A., & Fomina, M. A. (2021). New type of university textbook: teaching linguistic research fundamentals in post-Covid research space. TSNI2021 - Textbook: Focus on Students'National Identity, 984-994.
11. Сулейманова, О. А., & Тивьяева, И. В. (2022). Личность Другого в академическом дискурсе. Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология», 8-2, 207-223.
12. Чекмаева, Н. А. (2022). Диалог с академическим сообществом: дискурсивный анализ стенограмм лекций. Иностранные языки в высшей школе, 3(62), 46-53.
13. Сулейманова, О. А., & Водяницкая, А. А. (2022). Academic recycling как новая реальность: проблема определения цифровой идентичности современного исследователя. Общество. Коммуникация. Образование, Т. 13, 1, 48-56.
14. Бубнова, И. А., & Казаченко, О. В. (2018). Культурные константы русского образа мира на современном этапе развития общества. Вопросы психолингвистики, 2(36), 28-41.
15. Карданова-Бирюкова, К. С. (2018). Особенности коммуникативного поведения носителей русского языка в межличностном общении (экспериментальное исследование). Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание, Т. 17, 1, 85-97.
16. Сулейманова, О. А., & Петрова, И. М. (2018). Экспланаторный потенциал теории классов для лингвистического исследования: порядок следования определений. Филология: научные исследования, 3, 52-64.
17. Сулейманова, О. А., & Фомина, М. А. (2018). Триангуляционный подход в экспериментальной лингвистике. Русистика и компаративистика: научные труды по филологии, 220-235.
18. Тивьяева, И. В. (2018). Когнитивно-коммуникативная концепция мнемической деятельности [Автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Москва].
19. Сулейманова, О. А. (2019). Семантический эксперимент: новые возможности в системе координат big data. Когнитивные исследования языка, 36, 427-432.
20. Сулейманова, О. А., & Демченко, В. В. (2018). Использование big data в экспериментальных лингвокогнитивных исследованиях: анализ семантической структуры глагола shudder. Когнитивные исследования языка, 33, 466-472.
21. Petrova, I. M. (2020). Using big-data experiments in cognitive and linguo-cultural research in English and Russian. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 13(3), 392-400.
22. Симатова, С. А. (2018). Алгоритм глубинного анализа китайского текста в рамках предикационной концепции языка. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 16(4), 80-87.
23. Зурабова, Л. Р. (2020). Переключение кодов в условиях двуязычия: становление области лингвистических исследований. Теоретическая и прикладная лингвистика, 6, 1, 48-61.
24. Соловьева, А. А. (2022). Социолингвистические закономерности функционирования речевого этикета при двуязычии (на материале регионов Каталонии и Северной Индии) [Диссертация ... канд. филол. наук: 10.02.19. Москва].
References
1. Potyakajlo, S. A. (2022). Bibliometric analysis of research paradigms in linguistics, Litera, 6, 129-140. (In Russ.).
2. Kas'yanova, N. B. (2016). The composer O. Messiaen as a discourse personality (as exemplified in piano cycle «Vingt regards sur l'Enfant-Jesus»). Scientific Bulletin founder: Voronezh State Technical University. Series «Modern Linguistic and Methodical-and-Didactic Researches», 3(31), 115-124. (In Russ.).
3. Shevchenko, N. L. (2016). Ways of Positive and Negative Evaluation Expression in Musical Critics' Reviews. MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 4(24), 117-122. (In Russ.).
4. Sycheva, M. A. (2016). The United Nations Guidelines for the Implementation of the «Convention for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage» as an instructive genre. Kazan Science, 3, 101-104. (In Russ.).
5. Rajskina, V. A. (2019). Medieval person sphere through the prism of the linguocultural character type chevalier médiéval: the modelling of passport. Theoretical and Applied Linguistics, 5(2), 160-168. (In Russ.).
6. Vikulova, L. G., & Rajskina, V A. (2021). The author's speech act for all times: Michel Montaigne and Charles Perrault. Anthropological approach: theory and translation practice (pp. 191-200). Proceedings of the International Scientific Conference. Orel State Institute of Culture. (In Russ.).
7. Borbotko, L. A., & Korolenko, O. I. (2016). Communicative norms of formal scientific communication: oration in the academic discourse of the XVII-XVIII centuries. Scientific Bulletin founder: Voronezh State Technical University. Series «Modern Linguistic andMethodical-and-Didac-ticResearches», 3(31), 95-103. (In Russ.).
8. Ageeva, N. S. (2019). University website as a socially demanded in digital educational space: Nottingham University (Great Britain). MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, 1(33), 87-92. (In Russ.).
9. Suleimanova, O. A., & Chernova, V. E. (2020). Information and media linguistic personality in the academic space. Humanities and Social Studies in the Far East, 1(17), 165-171. (In Russ.).
10. Tivyaeva, I. V., Suleimanova, O. A., & Fomina, M. A. (2021). New type of university textbook: teaching linguistic research fundamentals in post-Covid research space. TSNI2021 - Textbook: Focus on Students' National Identity, 984-994. (In English).
11. Suleimanova, O. A., & Tivyaeva, I. V. (2022). «Figure of Other in academic discourse». RSUH/RGGU Bulletin: «Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies» Series, 8-2, 207-223. (In Russ.).
12. Chekmaeva, N. A. (2022). Dialogue in Academic Discourse: Discursive Analysis of Public Talks Scripts. Inostrannye yazyki v vysshej shkole [Foreign Languages in Tertiary Education], 3(62), 46-53. (In Russ.).
13. Sulejmanova, O. A., & Vodyanickaya, A. A. (2022). Academic recycling as a new reality: defining digital identity of a modern researcher. Society. Communication. Education, 13(1), 48-56. (In Russ.).
14. Bubnova, I. A., & Kazachenko, O. V. (2018). Cultural constants of the Russian image of the world at the present stage of society development. Journal of Psycholinguistics, 2(36), 28-41. (In Russ.).
15. Kardanova-Biryukova, K. S. (2018). Specifics of Russian speakers' communicative behavior in interpersonal communication (based on the findings of experimental research). Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, T. 17, 1, 85-97. (In Russ.).
16. Suleimanova, O. A., & Petrova, I. M. (2018). Explanatory Potential of the Theory of Classes for Linguistic Research: Word Order in Attributive Group. Filologiya: nauchnye issledovaniya [Philology: Scientific Research], 3, 52-64. (In Russ.).
17. Sulejmanova, O. A., & Fomina, M. A. (2018). Triangulation as a research method in experimental linguistics. Rusistika i komparativistika: nauchnye trudypofilologii, 220-235. (In Russ.).
18. Tivyaeva, I. V (2018). Cognitive-Communicative Conception of Mnemonic Activity [Abstract of the dissertation ... Doctor of Philological Sciences: 10.02.19. Moscow]. (In Russ.).
19. Sulejmanova, O. A. (2019). Semantic experiment: new approaches via big-data systems. Cognitive Studies of Language, 33, 466-472. (In Russ.).
20. Suleimanova, O. A., & Demchenko, V. V. (2018). Using big data in experimental linguo-cognitive studies: analysis of the semantic structure of the verb shudder. Cognitive Studies of Language, 33, 466-472. (In Russ.).
21. Petrova, I. M. (2020). Using big-data experiments in cognitive and linguo-cultural research in English and Russian. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 13(3), 392-400. (In English).
22. Simatova, S. A. (2018). The algorithm of deep analysis for Chinese text in the framework of predicational conception of language. NSU Vestnik. Series «Linguistics and Intercultural Communication», 16(4), 80-87. (In Russ.).
23. Zurabova, L. R. (2020). Code switching and bilingualism: origin of the field of linguistic research. Theoretical and Applied Linguistics, 6, 1, 48-61. (In Russ.).
24. Solov'eva, A. A. (2022). Sociolinguistic patterns of speech etiquette the functioning of in bilingualism (on the material of the regions of Catalonia and North India) [Dissertation for the PhD (Philology): 10.02.19. Moscow]. (In Russ.).
Информация об авторах
Ирина Владимировна Тивьяева — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры языкознания и переводоведения, заместитель директора Института иностранных языков МГПУ.
Элина Витальевна Нерсесова — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры языкознания и переводоведения Института иностранных языков МГПУ.
Information about the authors
Irina V. Tivyaeva — Doctor of Philology, Professor at Linguistics and Translation Studies Department, Deputy Director, Institute of Foreign Languages, MCU.
Elina V. Nersesova — PhD in Philology, Associate Professor at Linguistics and Translation Studies Department, Institute of Foreign Languages, MCU.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.