ISSN 1991-9468 (РгЫ), 2308-1058 (Online)
УДК 378.14:34
DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.124-137
http://edumag.mrsu.ru
РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНОГО КОМПОНЕНТА МОДЕРНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. В. Худойкина1*, В. В. Лысенко2
1ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск, Россия,
* thudoykina@mail. т 2ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко», г. Тирасполь, Приднестровье
Введение: современная модернизация юридического образования в России ставит акцент на развитие ее практической составляющей. Повышение качества высшего юридического образования напрямую зависит от включения в него практико-ориентированных компонентов. В этом плане необходимо развитие клинического обучения в процессе подготовки будущих юристов на базе юридических клиник, действующих в качестве структурных подразделений высших учебных заведений. Клиническое юридическое обучение должно заключаться как в специальной предварительной теоретической подготовке студентов-юристов, так и в практической работе по оказанию бесплатной правовой помощи малоимущим и другим социально слабо защищенным категориям граждан.
Материалы и методы: сравнительный анализ опыта работы различных российских клиник позволил выявить их сходства и существенные различия между ними, сопоставить различные варианты клинического обучения, определить общие проблемы и предложить эффективную модель работы юридических клиник, способствующую получению профессиональных навыков и достижению качества правовых услуг, оказываемых студентами.
Результаты исследования: проведен сравнительный анализ юридических клиник, с помощью которого выявляются их общие черты и различия. Устанавлено, что функционирование российских клиник организовано по-разному. Процесс выявления различий в организации и деятельности структурных подразделений вузов, осуществляющих клиническое обучение, позволил определить общие проблемы, с которыми встречаются сегодня в своей работе многие юридические клиники. Предложена модель эффективной работы юридических клиник по осуществлению практико-ориентированного (клинического) обучения студентов. Поэтапно раскрыт такой процесс обучения, постоянное применение которого позволяет активно вырабатывать профессиональные навыки (интервьюирование и консультирование по правовым вопросам, составление юридических документов, анализ дела и др.). Выделены основные условия достижения качества правовых услуг, оказываемых студентами под руководством преподавателей.
Обсуждение и заключения: даны рекомендации по перспективному развитию клинического обучения в российских вузах. Отмечается важность расширения клинического юридического обучения, его внедрения в общеобразовательный процесс. Указывается, что юридические клиники должны стать обязательным элементом профессиональной образовательной программы и для бакалавров, и для магистров.
Ключевые слова: клиническое обучение; юридическое образование; студент; юридическая клиника; практический навык; юридическая помощь
Для цитирования: Худойкина Т. В., Лысенко В. В. Развитие клинического обучения как важного компонента модернизации юридического образования // Интеграция образования. 2017. Т. 21, №№ 1. С. 124-137. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.124-137
© Худойкина Т. В., Лысенко В. В., 2017
DEVELOPMENT OF CLINICAL LEGAL STUDIES AS AN ESSENTIAL COMPONENT IN THE MODERNIZATION OF LEGAL EDUCATION
T. V Khudoykinaa*, V V Lysenkob
a National Research Mordovia State University, Saransk, Russia * thudoykina@mail.ru b Pridnestrovian State University, ^raspol, Pridnestrovian
Introduction: the current modernization of legal education in Russia puts emphasis upon the development of its practical component. Enhancement of the quality of higher legal education directly depends on the inclusion of practice-oriented components. In this respect, it is necessary to develop training of future lawyers based on legal clinics as structural units of higher educational institutions. Clinical legal education should combine the special pre-theoretical training of students as well as the practical work that has to do with rendering free legal assistance to socially vulnerable categories of citizens.
Materials and Methods: comparative analysis of the experience of various Russian legal clinics made it possible to identify the similarities and differences between them, comparing different versions of clinical training, recognizing common problems and proposing an effective model of legal clinics' activity enabling the learners to obtain professional skills and to improve the quality of legal services rendered by students. Results: the authors demonstrate and analyze different activities of Russian legal clinics, established in institutions of higher education. The process of detecting differences among structural divisions of universities providing legal training, allowed us to determine the common problems encountered by a legal clinic during day-to-day activity. The authors propose a model for legal clinics' effective activity pertaining to the implementation of a practice-based training of students. The article reveals the learning process of developing professional skills (interviewing and advising on legal issues, drafting legal documents, case analysis, etc.) gradually. Necessary conditions for ensuring quality of legal services provided by students under the guidance of teachers are highlighted.
Discussion and Conclusions: recommendations for the future development of legal clinic education in Russian universities are given. The importance of expanding legal clinic-based education, its implementation in the educational process is underscored. The significance of legal clinics for bachelor's and master's degree programmes is pointed.
Keywords: legal clinic-based studies; legal education; student; legal clinic; practical skill; legal assistance
For citation: Khudoykina TV, Lysenko VV. Development of clinical legal studies as an essential component in the modernization of legal education. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 1(21):124-137. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.124-137
Введение
Новые образовательные стандарты усложнили задачи подготовки современного юриста. Кардинально поменялось само понимание сущности образования. Исходя из нового российского законодательства, данный термин определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечение обучающихся совокупностью знаний, умений, навыков, необходимых для их профессионального развития. Поэтому внедряется новая формула: юридическое образование - это целенаправленный процесс подготовки практикующего юриста. Если умение - это основанная на знании способность что-нибудь делать, а навык - умение, доведенное до автоматизма, то, соответственно,
определенного рода умения и навыки будущих юристов могут приобретаться ими в процессе неоднократного повторения, т. е. в процессе осуществления ими практики. Индикаторами качества юридического образования являются профессиональные компетенции, многие из которых можно сформировать только в реальных условиях практической деятельности.
Сегодня в России уровень подготовки студентов-юристов не соответствует условиям развития современного общества и связано это в первую очередь с отсутствием должного внимания к практической составляющей обучения. Проблему качества образования также породило и резко возросшее количество студентов. В итоге: «дипломированных -
все больше, специалистов - все меньше» [1, с. 91]. Молодежь после окончания учебных заведений постоянно пополняет ряды безработных. Поэтому важной задачей современного юридического образования является развитие его прак-тико-ориентированной направленности. Значительную роль в этом должно сыграть обязательное клиническое юридическое обучение, представляющее собой профессиональную подготовку социально ориентированных юристов.
Такое клиническое обучение сегодня должно активно осуществляться на базе юридических клиник, создающихся при вузах в качестве юридического лица или структурного подразделения образовательной организации, где студенты (под руководством преподавателей) безвозмездно оказывают правовую помощь малоимущим и другим социально слабо защищенным категориям граждан.
Важен опыт работы конкретных юридических клиник, каждая из которых характеризуется особой спецификой. Отдельно взятая юридическая клиника имеет свою структуру и организационно-правовую форму. Постепенное внедрение клинического юридического обучения именно на базе юридических факультетов (вузов), обобщение и анализ этого опыта, предложение путей его совершенствования будут в целом способствовать развитию процесса модернизации высшего юридического образования.
Обзор литературы
Первое теоретическое осмысление и серьезное научно-методическое обоснование роли практики в подготовке юристов в России связано с известным цивилистом, профессором Д. И. Мейером,
организовавшим в середине XIX в. по своей сути юридическую клинику на юридическом факультете Казанского университета1. В конце XIX - начале XX вв. вновь наблюдается возвращение к данной идее, в частности, профессором А. Люблинским были описаны требования к клиникам, раскрыта необходимость их создания [2]. Но данные идеи в нашей стране остались лишь на уровне научной дискуссии, а практическое распространение в XX в. юридические клиники получили за рубежом. И только с середины 1990-х гг. стали появляться (в основном при поддержке международных фондов) юридические клиники в России.
Первоначальным нормативным правовым актом, обусловившим появление многих клиник, является Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров». В данном Приказе была поддержана идея создания клиник на правах структурных подразделений вузов и утвержден перечень вузов (осуществляющих подготовку юридических кадров), на базе которых предусмотрено их открытие. Первоначально этот перечень насчитывал 9 высших учебных заведений, позже в него были добавлены еще 8 вузов. Данный этап завершился обобщением опыта практического обучения Л. А. Воскобитовой, А. Б. Гут-никовым, В. В. Захаровым, М. В. Ливи, Л. А. Лысенко, Л. П. Михайловой и др.2 и выявлением особенностей организации юридических клиник, анализом процесса управления клиникой, разработкой минимальных стандартов3.
1 МейерД. И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. URL: http://avidreaders.ru/book/o-znachenii-praktiki-v-sisteme-sovremennogo.html (дата обращения: 05.01.2017).
2 Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения / Л. А. Воскобитова [и др.]. М. : Дело, 2001. 416 с. URL: http://irbis.msal.ru:8080/cgi/irbis64r_81/cgiirbis_64.exe?C21COM=S&I21DB N=BOOK&P21DBN=BOOK&S21FMT=funw&S21ALL=%28<>A%3DBOCK^m'OB%24<>%29& FT_REQUEST=&FT_PREFIX=&Z21ID= (дата обращения: 05.01.2017).
3 Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / И. С. Андреечев [и др.]. М. : Дело, 2003. 304 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20003978 (дата обращения: 05.01.2017).
Зарубежный опыт показывает, что клиническое юридическое обучение во всех странах развивалось в многообразных формах, неформализованно и творчески [см., напр.: 3; 4]. И в современной зарубежной практике происходят в этом направлении кардинальные изменения [5]. Например, внедряется страхование расходов на юридическую помощь [6; 7]. В связи с этим важно всестороннее изучение опыта организации клинического юридического образования в зарубежных странах, что и делается сегодня отдельными авторами [см., напр.: 8].
В последнее время в России наблюдается новый всплеск интереса к юридическим клиникам, причем их организация и деятельность получила некоторое правовое оформление на федеральном уровне. На сегодняшний день, по неофициальным данным, размещенным на сайте Центра развития юридических клиник (который был создан в 2011 г.), в Российской Федерации действуют более 230 клиник4.
Уже несколько лет подряд обсуждаются проблемы качества клинического юридического обучения [9; 10], поднимаются вопросы недостаточности практических компонентов в образовательном процессе [11], отсутствия или неэффективного применения практико-ориентированных или инновационных методов преподавания. И одновременно определяются отдельные пути повышения качества клинического обучения [12; 13], мероприятия по приобретению практических навыков [14-16], предлагается применение отдельных образовательных технологий [17], делаются попытки по разработке минимальных требований (стандартов) деятельности юридических клиник [18; 19].
Изучение опыта различных юридических клиник, действующих в российских вузах, неразработанность понятийного аппарата, пробелы законодательного регулирования, проблемы финансирования, формирования штатного расписания
юридических клиник, неопределенности их статуса в вузах, вопросы оплаты труда кадрового состава, повышения эффективности инновационных методов обучения требуют серьезных научно-практических разработок.
Материалы и методы
Контент-анализ (формализованное, качественно-количественное изучение) научной и учебно-методической литературы, материалов научно-практических конференций, круглых столов, интернет-ресурсов, официальных сайтов вузов (юридических факультетов, юридических клиник) помог в разработке научной доктрины, установлении сущности клинического обучения, его особенностей и возможностей.
С помощью сравнительного анализа сопоставлены разнообразные подходы к организации клинического (практи-ко-ориентированного) обучения в вузах, определена относительная самостоятельность юридических клиник, выявлены сходства и существенные различия между ними. Установлено, что положительный опыт деятельности отдельных клиник может быть полезен различным юридическим клиникам в процессе совершенствования своей работы. Определена их основная организационная форма, способствующая образовательным целям - они должны быть созданы и действовать на базе юридических факультетов (вузов) в качестве структурных подразделений либо без такого статуса.
Метод анализа документов позволил провести обзор информационных материалов и статистических данных по деятельности юридических клиник в России (их активному функционированию или пассивному существованию, когда в реальности - только наличие приказа о создании). Изучение положений о клиниках, их этических кодексов, правил приема граждан способствовало определению принципов работы данных структур.
4 Автономная некоммерческая организация «Центр развития юридических клиник». Официальный сайт. URL: http://codolc.com/clinics (дата обращения: 05.01.2017).
Обобщение клинической практики дало возможность оценить целесообразность включения практических курсов в общеобразовательную программу, выявить реальную потребность в применении новых эффективных форм практико-ориен-тированного обучения, определить проблемы, с которыми встречаются в своей работе юридические клиники.
Определение общих проблем клиник позволило с помощью логического вывода сформулировать пути их преодоления. Даны рекомендации по совершенствованию клинического (практического) юридического обучения, улучшению работы клиник. Сформулированы основные направления их функционирования (предварительная подготовка студента и практическая деятельность), эффективные в рамках клинического обучения и формирующие профессиональные навыки интервьюирования, консультирования, составления юридических документов. Предложена модель деятельности юридических клиник, способствующая достижению качества оказываемых бесплатных юридических услуг.
Результаты исследования
Сущность клинического обучения, его особенности и возможности. Проблему модернизации юридического образования частично способно решить введение и развитие на базе юридических факультетов (вузов) клинического обучения. Последнее следует трактовать как процесс практико-ориентированного обучения, которое заключается в профессиональной подготовке социально ориентированных юристов на базе юридических клиник как структурных подразделений высших учебных заведений, где студенты под руководством преподавателей или практикующих юристов работают с «живыми» юридическими ситуациями, находят правовые решения и помогают клиентам в реализации их прав.
Клиническое юридическое обучение как практическая подготовка студентов
должна осуществляться только на базе юридических клиник (центров, бюро, консультаций) как структурных подразделений вузов, поскольку только в таком случае можно организовать эффективное совмещение практической работы и учебного процесса. Клиническое обучение должно быть достаточно серьезным дополнением стандартного юридического образования, давать реальную возможность студентам применить теоретические знания на практике и тем самым обеспечить себя необходимым опытом в области юриспруденции (научиться принимать и опрашивать граждан, готовить консультации, составлять различные юридические документы, обращаться в государственные и муниципальные органы и др.).
При таком подходе изменяется сам вектор обучения: работая в клинике над разрешением конкретной жизненной ситуации (над правовой проблемой) студент понимает, каких теоретических знаний ему не хватает, и начинает переходить от практической деятельности к пополнению необходимых теоретических основ, а затем наоборот, но только на более качественном уровне.
Роль юридических клиник заключается, с одной стороны, в приобретении студентами практических навыков, необходимых в их будущей профессии (образовательная составляющая), а с другой -в оказании бесплатных правовых услуг населению (социальная составляющая). Однако именно образовательная составляющая определяет все основные цели деятельности клиники. Для эффективного обучения студентов важно не количество консультаций, а «качественная проработка юридических проблем и их осмысление»5.
В силу того, что деятельность юридической клиники должна быть направлена прежде всего на реализацию образовательных задач, поэтому она, конечно, не может решить все проблемы в регионе, связанные с оказанием правовых услуг.
5 Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: учеб.-практ. пособие / отв. ред. С. Л. Дегтярев. М. : Волтерс Клувер, 2004. 256 с. URL: http://www.twirpx.com/file/1360651/ (дата обращения: 05.01.2017).
Но самое главное, чтобы оказываемые услуги в итоге всегда были качественными. Этому должны способствовать сами процедуры работы в клинике: специальная подготовка студентов - обязательное прохождение ими клинических курсов (все занятия должны проводиться в интерактивной форме); совместная деятельность клиницистов в подгруппах; проверка всей работы преподавателями; возможность обращения к специалистам-практикам.
Согласно Федеральному закону о бесплатной юридической помощи, студенты, работающие в клинике, не имеют права представлять и защищать интересы своих клиентов в судебных и иных государственных органах. Они могут только консультировать по различным правовым проблемам и составлять документы юридического характера (исковые заявления, ходатайства, справки, жалобы, письма, претензии и др.). Но данный перечень не является закрытым. Юридические клиники вправе по своему усмотрению оказывать и другие услуги: например, осуществлять правовое информирование населения, заниматься правовым просвещением (проводить тематические семинары для разных категорий граждан, готовить и распространять буклеты по наиболее актуальным вопросам законодательства и др.).
Вся работа в рамках клинического обучения (прием граждан, правовое просвещение) должна осуществляться студентами в свободное от основного учебного процесса время. Стажировка в клинике, оказание правовых услуг населению могут быть также включены в расписание общеобразовательных занятий, если это будет предусмотрено учебным планом.
Юридическая клиника должна иметь специальное помещение, оборудованное мебелью, множительной и компьютерной техникой, имеющей доступ к справочным правовым системам. Должны быть штатные сотрудники, обеспечивающие постоянное функционирование данных структур (заведующий, вспомогательный персонал - лаборант, ме-
тодист и др.). К работе со студентами в обязательном порядке должны привлекаться преподаватели (специалисты по тем или иным отраслям права) либо практические работники.
Отдельные российские вузы заинтересованы в активном функционировании юридических клиник, но остается немало высших учебных заведений, где они пассивно существуют (когда в реальности - только наличие приказа о создании и «видимость» работы). В современный период заинтересованности в развитии клиник может способствовать то, что их наличие является одним из критериев общественной аккредитации вуза, проводимой Ассоциацией юристов России.
Общие черты юридических клиник и их подходов к клиническому обучению в России. Участниками клинического обучения являются:
1) студенты (студенты-клиницисты, студенты-консультанты, студенты-стажеры). В клиниках проходят практику обучающиеся старших курсов, например, студенты (бакалавры) в основном третьих и четвертых курсов, но в некоторых юридических клиниках к работе допускаются обучающиеся второго курса;
2) преподаватели (преподаватели-кураторы, преподаватели практики, преподаватели-специалисты и др.).
В большинстве случаев юридические клиники являются структурными подразделениями высших учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов. Есть отдельные клиники, имеющие статус самостоятельного юридического лица, тем не менее их деятельность связана с вузом. (Истории развития клинического движения в России известны и другие формы юридических клиник: межвузовские юридические клиники, организованные при участии нескольких вузов; юридические клиники, созданные при некоммерческих организациях, действующие при юридических фирмах, юридических консультациях, коллегиях адвокатов, и др. Минусом является то, что образовательная составляющая в этих клиниках отходит на второй план).
В клиниках, являющихся структурными подразделениями вузов, основными являются образовательные цели (приобретение практических навыков). Студенту предоставляется уникальная возможность научиться, как правильно опросить клиента, квалифицированно проконсультировать его, полно и четко составить исковое заявление и другие юридические документы, разрешить сложные проблемы профессиональной этики юриста и т. д.
Во многих юридических клиниках ведется делопроизводство (так или иначе разработаны и заполняются специальные бланки и формы - карточки приема клиентов, журналы их регистрации, отчеты по оказанным услугам и др.). Далеко не везде, но заводятся дела по правовым проблемам, с которыми обратились клиенты. В отдельных клиниках разработаны системы хранения информации.
Как правило, студенты работают самостоятельно. Однако преподаватель организует и контролирует их основную деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи.
Приобретаются практические навыки на основе реальных дел (жизненных ситуаций). В основном оказываются услуги по гражданским, семейным, трудовым, земельным, жилищным, наследственным, административным, налоговым и иным делам. Во многих юридических клиниках не берутся за проблемы, связанные с уголовным правом и процессом. Существуют отдельные клиники, специализирующиеся только в конкретных сферах, например, по вопросам обращения в Европейский суд по правам человека, экологическим проблемам, работе со школьниками и др.6
Юридическая помощь в клиниках в основном оказывается малоимущим (чей доход ниже прожиточного уровня) и другим социально слабо защищенным категориям граждан (безработным, пенсионерам, инвалидам, одиноким матерям,
несовершеннолетним, и др.), но во многих клиниках бесплатную юридическую помощь получают все обратившиеся.
Основные различия в организации и деятельности юридических клиник. Несмотря на вышеприведенные общие характеристики, в целом деятельность юридических клиник и осуществление на их базе клинического обучения в российских вузах организованы по-разному.
Теоретический курс «Юридическая клиника» может быть как включен, так и не включен в общий процесс обучения. В настоящее время наблюдается положительная тенденция дальнейшего расширения круга вузов, в которых данный курс (его название может быть и другим: «Профессиональные навыки юриста», «Оказание бесплатной юридической помощи населению», «Юридическое консультирование» и др.) становится обязательным для всех студентов.
Большинство юридических клиник основывается на добровольной стажировке студентов в клинике. Однако есть отдельные вузы, в которых клиническое обучение является обязательным для всех обучающихся. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете все студенты юридического факультета привлекаются к работе в клинике, но не все допускаются до консультирования клиентов, они распределяются по функциональным группам: консультанты, диспетчеры, служба информации и анализа, группа рекламы и внешних связей.
Клиники также отличаются наличием или отсутствием обязательного специального теоретического обучения студентов-клиницистов для подготовки к практической деятельности. Полезность данного обучения признается многими клиниками, но не везде оно реально проводится. Методика преподавания клинических курсов может существенно различаться. Обычно вузы основываются на собственных методических разработках преподавателей,
6Дранжевский М. Д. Возможность создания единой системы юридических клиник // Проблемы организации и функционирования юридических клиник в России : сборник докладов второй ежегод. общерос. конф. / под общ. ред. М. Д. Дранжевского. М., 2011. С. 14-20. URL: http://law.sfu-kras.ru/ users/Files/254/ilya_shevchenko/. 2. 9.pdf (дата обращения: 05.01.2017).
задействованных в клиническом обучении. В большинстве российских клиник отсутствует специальная «подготовка преподавателей к работе в качестве кураторов» [19, с. 11].
Еще одним главным отличием является: задействованы либо нет в работе со студентами-клиницистами консультирующие преподаватели-специалисты по различным отраслям права, привлекаются ли юристы-практики. Только в отдельных юридических клиниках привлекаются такие специалисты. Клиники различаются по количеству работающих в них преподавателей (в одних клиниках работают всего один или два преподавателя-куратора, ответственных за качество оказываемой студентами правовой помощи). В других - есть возможность у студентов-клиницистов обратиться за проверкой подготовленной консультации или составленного документа к преподавателю-специалисту по конкретной отрасли права (трудового, семейного, земельного и др.).
Во многих клиниках выполняемая работа засчитывается студентам в качестве производственной практики. Например, работа студентов в юридической клинике Мордовского государственного ниверситета им. Н. П. Огарева по решению ученого совета юридического факультета может засчитываться им в качестве учебной либо производственной практики. По окончании прохождения клинического обучения студентам-клиницистам выдается сертификат.
Проблемным остается вопрос об оплате труда преподавателей, работающих в клинике. В некоторых клиниках осуществляется оплата труда, как правило, одного преподавателя либо эта ставка делится на несколько сотрудников. Оплата производится из почасового фонда или учитывается в учебной нагрузке.
Также важным отличием является: взаимодействует или не взаимодействует юридическая клиника с органами государственной власти и местного самоуправления, некоммерческими организациями. Анализ различных документов (интернет-сайтов, научных статей,
докладов, информационных буклетов) позволил сделать вывод о том, что не так много клиник отмечают взаимодействие с тем или иным органом, должностным лицом, общественной организацией и т. д. Есть клиники, которые сотрудничают со средствами массовой информации (например, ведут в периодической печати рубрику вопросов и ответов).
Клиниками проводится консультирование граждан либо реализуются иные проекты, также направленные на формирование у студентов практических навыков. Некоторые клиники (центры) осуществляют иные проекты. Например, Центр студенческой юридической помощи Московского государственного юридического университета в рамках правового просвещения населения на безвозмездной основе проводил правовые занятия со школьниками 1-11 классов, студентами колледжей и вузов по различным правовым темам: защите прав потребителей; имущественным, семейным и трудовым отношениям; ответственности за причинение вреда; права при задержании правоохранительными органами и др. Юридическая клиника Мордовского государственного университета осуществляла выездные мероприятия в муниципальные районы Республики Мордовия, где оказывались юридические услуги населению; проводились мероприятия в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также выездные семинары по правам и льготам инвалидов, тематические семинары в общественных организациях; посещались детские дома-интернаты (организовывали познавательные игры с воспитанниками) и др. Возможна медиативная деятельность клиник, в которых на бесплатной основе оказываются услуги по проведению процедуры медиации [20, с. 229]. Предлагается создание научных юридических клиник в России [21].
Модель эффективной работы юридических клиник. Одной из сегодняшних проблем рассогласования образовательной системы с рынком труда является трудоустройство выпускников
не по специальности, что во многом связано с несоответствием модели подготовки кадров требованиям практики. Поэтому деятельность юридических клиник должна быть построена по следующему сценарию. В рамках клинического юридического обучения студенты сначала проходят специальную теоретическую подготовку, в ходе которой осваивают правила опроса клиента, анализа дела, юридического консультирования, особенности профессиональной этики, специфику коммуникативного взаимодействия, технику составления юридических документов и др. Затем применяют полученные знания в процессе практической деятельности (приобретают профессиональные навыки).
Следовательно, клиническое обучение должно обязательно включать два этапа: предварительную подготовку студентов и их практическую работу.
Этап предварительной подготовки в ходе клинического юридического обучения - это прохождение студентами специальных (клинических) курсов, на которых студенты должны научиться, как правильно опросить клиента, вести делопроизводство, проанализировать дело, выработать позицию по делу, подготовить юридическую консультацию и т. д.
Если в общеобразовательном процессе могут применяться пассивные, активные и интерактивные методы, то в рамках клинического обучения должны использоваться только интерактивные методы, поскольку они направлены на непосредственное включение обучающихся в реальный процесс восприятия информации. Поэтому все занятия необходимо проводить в интерактивной форме (практический тренинг, ролевые и деловые игры, показательные выступления, работа в малых группах, групповые дискуссии и др.). В зарубежном клиническом юридическом обучении активно применяются, например, такие клинические методики как семинар, надзор и работа на местах и др. [22]. Темы в клиническом семинаре могут быть следующими: коммуникации, интервьюирование, неформальное расследо-
вание фактов, рассказов, теория дела, сотрудничество, вступительные заявления и заключительные аргументы и др. [23].
Этап практической работы в рамках клинического обучения - это основной процесс приобретения профессиональных навыков, который осуществляется в ходе оказания реальной правовой помощи населению. Студенты самостоятельно принимают граждан, опрашивают их, выступают в роли консультантов, вовлекаются в работу с правозащитными организациями (коллегиями адвокатов), правоприменительными органами, перенимают опыт специалистов. Все действия юриста студенты выполняют самостоятельно (индивидуально, в парах, малой группой), но под контролем преподавателей. Преподаватель не должен вмешивается в контакт студента с клиентом (за исключением отдельных сложных ситуаций).
По каждому делу должен осуществляться контроль со стороны преподавателя - специалиста по конкретной отрасли права. Студент-клиницист предоставляет преподавателю на проверку подготовленные консультации, проекты юридических документов. Все эти действия способствуют достижению качественного конечного результата -бесплатная юридическая помощь становится квалифицированной.
Юридическая помощь как разновидность социальной помощи - это всегда адресное содействие, ориентированное на определенного субъекта в целях достижения для него полезного результата [24, с. 14]. Ее бесплатность относится именно к лицу, которому такие услуги предоставляются в рамках клинического обучения, а работа преподавателей по руководству студентами, оказывающими помощь, должна оплачиваться либо из федерального бюджета, либо за счет собственных средств образовательных организаций.
Обсуждение и заключения
Современное клиническое обучение как важный компонент юридического образования сталкивается с рядом проблем:
- отсутствие четкой регламентации организации и деятельности юридических клиник на законодательном уровне;
- неопределенность статуса юридических клиник в системе высшего профессионального образования;
- вопросы финансирования клиник и оплаты труда их кадрового состава;
- недостаток квалифицированных кадров, способных и желающих обучать студентов практическим навыкам;
- отсутствие обязательных требований (нормативных стандартов и их ресурсного подкрепления) деятельности клиник и др.
Решение этих вопросов будет способствовать дальнейшему развитию юридических клиник в России.
Действующие нормативные правовые акты не предусматривают обязанность вуза создавать юридические клиники, не устанавливают требований к содержанию и методам обучения студентов практическим навыкам. Все отдано на усмотрение высших учебных заведений (обязательность прохождения практики в юридической клинике, программы клинического обучения и т. п.). Необходимо включение в российское законодательство большего количества норм, которые бы регулировали вопросы деятельности юридических клиник на базе образовательных организаций высшего образования, что будет спо-
собствовать дальнейшему развитию и совершенствованию данных структур.
Требуется более четкая регламентация статуса юридических клиник. Проблема неопределенности их статуса в законодательстве породила проблему организационной формы на практике. Вузовские юридические клиники создаются как структурные подразделения вуза без какой-либо конкретизации либо как лаборатории, центры, отделы, студенческие бюро, студенческие консультации и др.
Необходимо решить проблемы финансирования юридических клиник, вопросы учета нагрузки преподавателей по руководству работой студентов-клиницистов. Требуют разрешения проблемы кадрового обеспечения данных структурных подразделений вуза высококвалифицированными преподавателями, имеющими практический опыт работы юриста. Важно создать систему специальной подготовки преподавателей, задействованных в практико-ориентиро-ванном обучении студентов.
Юридические клиники должны стать обязательным элементом профессиональной образовательной программы как для бакалавров, так и для магистров. Но они должны функционировать только в том случае, если будут созданы все условия, обеспечивающие оказание именно квалифицированной юридической помощи.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Смолин О. Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 91-101. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=23804545 (дата обращения: 05.01.2017).
2. Люблинский А. О «юридических клиниках» // Журнал Министерства Юстиции. 1901. № 1. С. 175-181. URL: http://codolc.com/files/76/4e/764ebb855453bfb740fdcd472c0939fa.docx (дата обращения: 05.01.2017).
3. Chavkin D. A. Clinical Legal Education: A Textbook for Law School Clinical Programs. Washington : LexisNexis, 2002. 184 р. URL: http://www.lexisnexis.com/documents/lawschool/2008-09%20lexisnexis%20 law%20school%20publications%20catalog.pdf (дата обращения: 05.01.2017).
4. Sheppard S., Enfield W. The History of Legal Education in the United States: Commentaries And Primary Sources 2-volume set. The Lawbook Exchange, Ltd, 2006. 1206 р. URL: https://www.goodreads. com/book/show/8776020-the-history-of-legal-education-in-the-united-states (дата обращения: 05.01.2017).
5. MillerR. H. Law School Confidential: A Complete Guide to the Law School Experience: By Students, for Students. St. Martin's Press, 2011. 432 р. URL: https://books.google.ru/books?id=kLvQCgAAQBAJ&printsec= frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 05.01.2017).
6. Kilian M. Alternatives to Public Provision: The Role of Legal Expenses Insurance in Broadening Access to Justice: The German Experience // Journal of law and society. 2009. Vol. 30, no. 1. Pp. 31-48. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-6478.00244/pdf (дата обращения: 05.01.2017).
7. Faure M. G., Mot J. P. B. Comparing third party financing of litigation and legal expenses insurance // Journal of Law, Economics and Policy. 2012. Vol. 8, no. 3. Pp. 743-777. URL: https://papers.ssrn.com/ sol3/papers.cfm?abstract_id=2168438 (дата обращения: 05.01.2017).
8. Немечкин В. Н. Зарубежный опыт развития клинического юридического образования // Российский научный журнал. 2014. № 5 (43). С. 263-265. URL: http://rnjournal.narod.ru/43.pdf (дата обращения: 05.01.2017).
9. Доброхотова Е. Н. Юридические клиники и деятельность pro bono. Их отношение к системам бесплатной юридической помощи // Закон. 2012. № 11. С. 55-62. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=18189595 (дата обращения: 05.01.2017).
10. ШугринаЕ. С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 898-906. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19404975 (дата обращения: 05.01.2017).
11. Озерникова Т. Г., Смирнова И. Г., Тетерина Л. А. Особенности развития юридических клиник в современных условиях и их место в образовательном кластере // Известия Байкальского государственного университета. 2015. № 2. С. 310-314.
12. Дружинина А. В. Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 80-82. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompetentsiy-v-protsesse-obucheniya-studentov-bakalavrov-v-yuridicheskoy-klinike (дата обращения: 05.01.2017).
13. Купцова О. В. Нравственные начала клинической юридической практики // Глобальный научный потенциал. 2015. № 1 (46). С. 117-119. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23437782 (дата обращения: 05.01.2017).
14. Казановская Ю. А. Юридическая клиника как субъект реализации бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Научный альманах. 2015. № 10-4 (12). С. 91-95. DOI: 10.17117/na.2015.10.04.091
15. Брыжинская Г. В., УгловаЯ. И. Обучение студентов-клиницистов учету психологических правил при интервьюировании клиентов // Paradigmata poznani. 2016. № 2. С. 66-68. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=26253605 (дата обращения: 05.01.2017).
16. Погудин М. В. Юридическая клиника как технологический вектор социализации студента в российском образовательном пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 4 (7). С. 154-155. URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00267995_0.html (дата обращения: 05.01.2017).
17. Нарутто С. В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 907-916. URL: http://aprp-msal.ru/articles/2014/06/30/article_100275. html (дата обращения: 05.01.2017).
18. Лукьянова И. Н. Современное юридическое клиническое образование в России: достижения и перспективы // Юридическое образование и наука. 2015. № 2. С. 9-11. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=88781#0 (дата обращения: 05.01.2017).
19. Кулакова В. Ю., Маркова Т. Ю., Самсонова М. В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 8-11. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=21588812 (дата обращения: 05.01.2017).
20. Hudoykina T. V. Current status and the development prospects of mediation in Russia as an alternative means for the settlement of economic disputes // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. Vol. 5, issue 3S. Pp. 224-230.
21. Осипов М. Ю. К вопросу о создании научных юридических клиник в России // Журнал российского права. 2016. № 10. С. 145-150. DOI: 10.12737/21543
22. Bryant S., Milstein E. S., Shalleck A. C. Transforming the education of lawyers: the theory and practice of clinical pedagogy. Durham, North Carolina : Carolina Academic Press, 2014. 420 р. URL: http:// www.cap-press.com/books/isbn/9781611634594/Transforming-the-Education-of-Lawyers-The-Theory-and-Practice-of-Clinical-Pedagogy (дата обращения: 05.01.2017).
23. Epstein D., Aiken J. H., Mlyniec W. J. The Clinic Seminar. St. Paul, Ninn : West Academic, 2014. 848р. URL: https://system.na1.netsuite.com/core/media/media.nl?id=109142&c=3668083&h=bb3a9b247 849a07ae56a&_xt=.pdf (дата обращения: 05.01.2017).
24. ПанченкоВ. Ю. О понятии социальной помощи в современном обществе // Социологические исследования. 2012. № 5. С. 13-18. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17784500 (дата обращения: 05.01.2017).
Поступила 11.01.2017; принята к публикации 13.02.2017; опубликована онлайн 30.03.2017.
Об авторах:
Худойкина Татьяна Викторовна, заведующий кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор юридических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0001-9876-1438, thudoykina@mail.ru
Лысенко Владлена Владимировна, проректор по инновационно-проектной деятельности ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко» (3300, Приднестровье, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 128), доктор юридических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-9846-2750, Researcher ID: A-4794-2017, vlada.lisenco@gmail.com
Заявленный вклад авторов:
Худойкина Татьяна Викторовна - визуализация/представление данных в тексте; научное руководство; обеспечение ресурсами; подготовка начального варианта текста; сбор данных и доказательств; критический анализ и доработка текста.
Лысенко Владлена Владимировна - развитие методологии; изучение концепции; курирование данных; формализованный анализ данных.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Smolin ON. Vyssheye obrazovaniye: borba za kachestvo ili pokushenie na chelovecheskiy potentsial? [Higher education: fight for quality or encroachment on human potential]. Sotsiologicheskiye issledovaniya = Sociological Research. 2015; 6:91-101. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=23804545 (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
2. Ljublinskiy A. O «yuridicheskikh klinikakh» [On legal clinics]. Zhurnal Ministerstva Yustitsii = Ministry of Justice Journal. 1901; 1:175-181. Available from: http://codolc.com/files/76/4e/764ebb855453 bfb740fdcd472c0939fa.docx (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
3. Chavkin DA. Clinical legal education: A textbook for law school clinical programs. Washington: LexisNexis; 2002. Available from: http://www.lexisnexis.com/documents/lawschool/2008-09%20lexis-nexis%20law%20school%20publications%20catalog.pdf (accessed 05.01.2017).
4. Sheppard S, Enfield W. The history of legal education in the United States: Commentaries and primary sources. The Lawbook Exchange; 2006. Available from: https://www.goodreads.com/book/show/8776020-the-history-of-legal-education-in-the-united-states (accessed 05.01.2017).
5. Miller RH. Law school confidential: A complete guide to the law school experience: By students, for students. St. Martin's Press; 2011. Available from: https://books.google.ru/books?id=kLvQCgAAQBAJ&pri ntsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (accessed 05.01.2017).
6. Kilian M. Alternatives to public provision: The role of legal expenses insurance in broadening access to justice: The German experience. Journal of Law and Society. 2009; 1(30):31-48. Available from: http:// onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-6478.00244/pdf (accessed 05.01.2017).
7. Faure MG, Mot JPB. Comparing third party financing of litigation and legal expenses insurance. Journal of Law, Economics and Policy. 2012; 3(8):743-777. Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=2168438 (accessed 05.01.2017).
8. Nemechkin VN. Zarubezhnyy opyt razvitiya klinicheskogo yuridicheskogo obrazovaniya [Foreign experience of development of clinical legal education]. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal = Russian Scientific Journal. 2014; 5(43):263-265. Available from: http://rnjournal.narod.ru/43.pdf (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
9. Dobrohotova EN. Yuridicheskiye kliniki i deyatelnost pro bono. Ikh otnosheniye k sistemam besplat-noy yuridicheskoy pomoshchi [Legal clinics and pro bono activity. Their attitude to the free legal assistance system]. Zakon = Law. 2012; 11:55-62. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=18189595 (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
10. Shugrina ES. Yuridicheskaya klinika v Rossii: novoye ili khorosho zabytoye staroye? [Legal clinic in Russia: A new or well-forgotten old?]. Aktualnyeproblemy rossiyskogoprava = Topical problems of Russian law. 2013; 7:898-906. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=19404975 (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
11. Ozernikova TG, Smirnova IG, Teterina LA. Osobennosti razvitiya yuridicheskikh klinik v sovremennykh usloviyakh i ikh mesto v obrazovatelnom klastere [Specifics of development of legal clinics in today's environment and their place in the educational cluster]. Izvestiya Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta = Baikal State University Bulletin. 2015; 2:310-314. (In Russ.)
12. Druzhinina AV. Formirovaniye kompetenciy v processe obucheniya studentov-bakalavrov v yuridi-cheskoy klinike [Formation of competences in learning process of undergraduate students at legal clinics]. Nauchno-issledovatelskiye publikatsii = Science and research publications. 2014; 8(12):80-82. Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompetentsiy-v-protsesse-obucheniya-studentov-bakalavrov-v-yuridicheskoy-klinike (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
13. Kuptsova OV. Nravstvennyye nachala klinicheskoy yuridicheskoy praktiki [The moral principles of clinical legal practice]. Globalnyy nauchnyy potentsial = Global Scientific Potential. 2015; 1(46):117-119. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=23437782 (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
14. Kazanovskaya YuA. Yuridicheskaya klinika kak subekt realizatsii besplatnoy yuridicheskoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii [Legal clinic as a subject of free legal assistance in Russian Federation]. Nauchnyy almanakh = Science almanac. 2015; 10-4(12):91-95. DOI: 10.17117/na.2015.10.04.091
15. Bryzhinskaya GV, Uglova YaI. Obucheniye studentov-klinitsistov uchetu psikhologicheskikh pravil pri intervyuirovanii klientov [Teaching students-clinicians to psychological rules in interviewing clients]. Paradigmata poznani. 2016; 2:66-68. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=26253605 (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
16. Pogudin MV. Yuridicheskaya klinika kak tekhnologicheskiy vektor sotsializatsii studenta v rossiyskom obrazovatelnom prostranstve [Legal clinic as a technological vector of a student's socialisation in Russian educational space]. Professionalnoye obrazovaniye v sovremennom mire = Vocational Education in Modern World. 2012; 4(7):154-155. Available from: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00267995_0.html (In Russ.)
17. Narutto SV. Obrazovatelnye tekhnologii v yuridicheskoy klinike [Educational technologies in a legal clinic]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava = Topical Problems of Russian Law. 2013; 7:907-916. Available from: http://aprp-msal.ru/articles/2014/06/30/article_100275.html (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
18. Lukyanova IN. Sovremennoye yuridicheskoye klinicheskoye obrazovaniye v Rossii: dostizheniya i perspektivy [Modern clinical legal education in Russia: Achievements and prospects]. Yuridicheskoye obrazovaniye i nauka = Legal Education and Science. 2015; 2:9-11. Available from: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=88781#0 (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
19. Kulakova VYu, Markova TYu., Samsonova M. V. Juridicheskie kliniki v Rossii: sostojanie i perspektivy razvitija [Legal clinic in Russia: current state and prospects of development]. Yuuridicheskoye obrazovaniye i nauka = Legal Education and Science. 2014; 2:8-11. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21588812 (accessed 05.01.2017). (In Russ.)
20. Khudoykina TV. Current status and development prospects of mediation in Russia as an alternative means for the settlement of economic disputes. International Journal of Economics and Financial Issues. 2015; 3S(5):224-230.
21. Osipov MYu. K voprosu o sozdanii nauchnykh yuridicheskikh klinik v Rossii [Revisiting the issue of establishing the scholarly legal clinics in Russia]. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law. 2016; 10:145-150. DOI: 10.12737/21543
22. Bryant S, Milstein ES, Shalleck AC. Transforming the education of lawyers: Theory and practice of clinical pedagogy. Durham, North Carolina: Carolina Academic Press; 2014. Available from: http:// www.cap-press.com/books/isbn/9781611634594/Transforming-the-Education-of-Lawyers-The-Theory-and-Practice-of-Clinical-Pedagogy (accessed 05.01.2017).
23. Epstein D, Aiken JH, Mlyniec WJ. The clinic seminar. St. Paul, Ninn: West Academic; 2014. Available from: https://system.na1.netsuite.com/core/media/media.nl?id=109142&c=3668083&h=bb3a9b247849a07 ae56a&_xt=.pdf (accessed 05.01.2017).
24. Panchenko VYu. O ponyatii sotsialnoy pomoshhi v sovremennom obshhestve [On the concept of social assistance in contemporary society]. Sotsiologicheskiye issledovaniya = Sociological research. 2012; 5:13-18. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17784500 (accessed 05.01.2017). (In Russ.).
Submitted 11.01.2017; revised 13.02.2017; published online 30.03.2017.
About the authors:
Tatyana V. Khudoykina, Head, Chair of Legal Disciplines, National Research Mordovia State University (68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russia), Dr.Sci. (Law), professor, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0001-9876-1438, thudoykina@mail.ru,
Vladlena V. Lysenko, Vice rector for Innovations and Project Development, Pridnestrovian State University (128 Oktyabrya St., Tiraspol 3300, Pridnestrovian), Dr.Sci. (Law), ORCID: http://orcid. org/0000-0002-9846-2750, Researcher ID: A-4794-2017, vlada.lisenco@gmail.com
Contribution of the authors:
Tatyana V. Khudoykina - visualisation/presentation of data in the text; research supervision; provision of resources; preparation of the initial version of the text; gathering data and evidence; critical analysis and revision of the text.
Vladlena V. Lysenko - development of the methodology; study of the conception; data curation; a formalised analysis of the data.
All authors have read and approved the final manuscript.