«Научные исследования и инновации» Библиографический список:
1. Лю Цзайшэн. Чжунго гудай иньюэ ши цзяньшу / История древнекитайской музыки в упрощённом изложении. - Пекин, 2007. - 470 с.
2. У Чжао. Цзюэши цин инь / Чистый звук прошлого. - Сучжоу, 2006. - 168
с.
3. Чжунго иньюэ цыдянь / Словарь китайской музыки. - Пекин, 2007. - 581
с.
4. Ван Цзычу, Сю Хайлинь. Юэ ци / Музыкальные инструменты. - Шанхай, 2001. - 276 с.
5. Ли Гуй-у. Ци юэ и шу / Искусство инструментальной музыки. - Шаньси, 2005. - 222 с.
УДК 7
Цзэн Цян Zeng Qiang
Аспирант PhD student
Российский государственный педагогический университет
Russian State Pedagogical University
РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА ПЕСНИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА
DEVELOPMENT OF CHINESE ART SONGS IN THE EARLY 20TH CENTURY
Аннотация: Художественные песни возникли в Европе в конце XVIII — начале XIX века.Китайские композиторыобладали первоначальными представлениями о музыке Запада. Западная музыка оказала большое влияние на развитие китайской музыкальной культуры, что привело к интеграции западной музыкальной традиции в музыкальную культуру Китая.
VМеждународная научно-практическая конференция Abstract: Art: songs originated in Europe at the end of the eighteenth century and the beginning of the nineteenth century. As Chinese composers have a preliminary understanding of Western music, this special genre of music has been deeply rooted in China and is in the fusion of Chinese and Western music cultures
Ключевые слова: китайские художественные песни, происхождение, развитие. Keywords: Chinese art songs, origin, development.
Во время Опиумной войны, разразившейся в 1840 году, на ранее закрытые территории Китая проникает западная культура. В связи с этим становится заметнымнесоответствие в уровне развития китайской и западной культур, что приводит к тому, что большое количество интеллигенции выступает за изучение западной культуры, включая передовые технологии и ведущие системы, используемые в музыкальном искусстве Запада.
В конце XIX-го — начале XX-го века на фоне непрерывногопроникновения западной музыки интеллигенция приходит к пониманию важности усовершенствования музыкального образования для развитиякитайской культуры. Под руководством сторонников политической реформы постепенно создаётся ряд новых школ. Уроки музыки, предлагаемые школой, известной под названием «Музыкально-песенная школа», базируются на существующих музыкальных мелодиях. В данных школах новые песнипишутсяпосредством заполнения старых мелодий новыми словами. Количество мелодий, написанных самим автором, очень мало. Данный феномен связывают с тем, что в прошлом в Китае было принято составлять подобные песенные произведения. Готовые мелодии подбирали под различные тексты песен и поэзию. Таким образом, можно увидеть, что в «Музыкально-песенных школах» в строгом понимании не обучали настоящему музыкальному творчеству. Однако развитие и распространение «Музыкально-песенных школ» все же популяризировало новые музыкальные знания среди некоторых учащихся и интеллигенции и познакомило их с западной музыкальной культурой. В дальнейшем некоторые композиторы, обучавшиеся на Западе, принесли новые
«Научные исследования и инновации» композиторские навыки в Китай, заложив основу для рождения китайских
художественных песен.
В ХХ веке большое количество китайских студентов, получивших образование на Западе, вернулось в Китай, они начали использовать западные передовые творческие техники для творчества, совмещая их с китайскими традициями. Так, композиторы нашли новое применение существующей с древних времен традиции сочетания поэзии и музыки. Для создания художественных песен с китайскими особенностями они стали сочетать классическую китайскую поэзию с фортепианным аккомпанементом. Примером подобного произведения является — «Большой Цзяндун Го», ставшая первой художественной песней в современном Китае на поэзию времен династии Сун Ши, написанная Цин Чжу. В этом произведении используются не только традиционные китайские пентатонические гаммыв сочетании с классической поэзией, но и заметны отличительные черты немецких и австрийских художественных песен, что создало прецедент для китайского художественного песнопения. Другими примерами сочетания китайских художественных традиций с западными являются: «Вопрос», составленный Сяо Юймэем; художественные песни Чжао Юаньжэня, например, «Научи меня скучать по нему», «Продавая народную одежду»; «Весенние мысли» Хуан Цзы; «Тоска по дому» и «Три желания роз». Совместные усилия выдающихся композиторов 1920-х и особенно 1930-х годов положили начало периоду бурного художественного песенного творчества.Позже были созданы консерватории в Шанхае, в Пекине и других местах. Это дало новый толчок для развития китайского искусства песни, обеспечило хорошую культурную среду и экспериментальную базу, а также сталоцентром подготовки многих выдающихся китайских композиторов, которые сыграли важную роль в культуре Китая и содействовали развитию китайской музыки.
VМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:
1. Хэ Синь. Происхождение и особенности китайских художественных песен Журнал Университета Чжэнчжоу (Издание по философии и социальным наукам), 2004 (4). 148-150 с
2. Ван Юйхэ. Новая китайская музыка в первой половине этого века под слиянием китайской и западной музыки (середина) Журнал Центральной консерватории, 1995 (3). 13-15 с
3. Ся Сяоянь. Оглядываясь назад на историю Китайские художественные песни в первой половине 20-го века Журнал Тяньцзиньской консерватории музыки, 2004 (3). 23-24 с
4. Сюэ Цянхуа. О развитии искусства моей страны художественные песни
Журнал Нанкинского университета искусств (Музыкальное и
исполнительское издание), 2004 (1).