УДК 80.808 -5 ББК 80.7
Н.А. Донская, Л.В. Ассуирова
Московский городской педагогический университет
РАЗВИТИЕ КАТЕГОРИИ «ТОПОС» В РИТОРИКЕ И ЛИНГВИСТИКЕ
В статье рассматривается одна из центральных риторических категорий - категория топоса. Авторы определяют ее как структурно-смысловую модель, позволяющую развивать тему, подбирать материал для полноценного ее раскрытия, а также как основополагающую для анализа и создания текста в определенном жанре. Прослеживается становление данной категории: от трудов Аристотеля до работ современных исследователей, неориторов, лингвистов. Представлены разные взгляды исследователей на топос. Авторы выделяют речеведческий и лингвистический аспекты данной категории: возможность создавать на основе данной модели высказывание в определенном жанре. Важно, что в статье представлена характеристика каждого топоса, приведены примеры деятельности при создании высказывания на основе структурно-смысловых моделей, проанализирован жанр репортажа.
Ключевые слова: риторика, категория, топос, структурно-смысловая модель, высказывание, жанр.
N.Al. Donskaya, L.V. Assuirova
Moscow City Pedagogical University
THE DEVELOPMENT OF THE CATEGORY OF "TOPOS" IN RHETORIC AND LINGUISTICS
The article discusses one of the central rhetorical categories - the category of topos. The authors define it as a structural and semantic model that allows developing the theme, selecting the material for its full disclosure, as well as conductingan analysis and creating a text in a certain genre. The formation of this category is traced from Aristotle's works to the works of modern researchers, neo-writers, and linguists. The article presents different views of researchers on topos. The authors identify the speech and linguistic aspects of this category as the ability to create a statement in a certain genre on the basis of this model. The importance and originality of this article are that it explores the characteristics of each topos, provides examples of activities in the creation of statements based on structural and semantic models, and analyzes the genre of reporting.
Key word: Rhetoric, category, topos, structural-semantic model, statement, genre.
В современном образовательном процессе по-прежнему актуальной остается проблема речевого развития обучающихся. Одной из наук, занимающейся непосредственно становлением речевого мастерства, была и остается риторика.
Среди категорий, являющихся фундаментальными для риторики, можно назвать пять разделов построения высказывания, на основании которых создавалась целостная речь.
Риторический канон включает в себя следующие этапы: инвенция (нахождение, изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (выражение, украшение), запоминание, произнесение.
На этапе инвенции одной из центральных категорий в риторике на протяжении всего ее развития, в том числе в русской риторике, считалась категория общих мест, или topoi. Первый теоретик риторики Аристотель изложил сущность и виды топосов
Аристотелем в трактатах «Категории», «Топика» и «Риторика». Топосы считались способом развития мысли и поиска аргументов для раскрытия собственной мысли автора. Подобное значение данной категории определяет необходимость ее изучения в современной практике речевого развития.
Греческое слово «топос» переводится как «место», «местность». От него образуется «топикос», которое является производящим для слова «топика».
Переводы «Риторики» Аристотеля привели к тому, что сложилось двоякое понимание природы данной категории: топосы как «общие места» (Loca tópica) (перевод Н. Платоновой) и топосы - логические модели, по которым развертывается содержание высказывания (перевод с древнегреческого О.П. Цыбенко).
Перевод Н. Платоновой был осуществлен еще в конце XIX века, другой перевод, О.П. Цыбенко,- первый, сделанный в XX веке.
В работах Аристотеля нет конкретного определения, он «употребляет слово «топос» для обозначения определенной области в уме человека, где происходит поиск доказательств» [2, с. 481].
В «Риторике» у Аристотеля описаны 42 топоса, ставшие впоследствии основополагающими для всех последующих риторик (противоположное, большее - меньшее, определение, аналогия и другие). Он стремится установить общие законы речевого общения, находя схожесть риторики и диалектики, излагающей общие законы человеческого мышления: «... силлогизмы диалектические и риторические касаются того, о чем мы говорим «общими местами» - топами, они общи для рассуждений о справедливости, о явлениях природы и о многих других, и отличных один от другого предметах» [2, 761].
То есть речевое высказывание-рассуждение можно создавать, опираясь на предложенные логические с помощью определенного метода, - метода применения топосов (по мнению Аристотеля, это есть метод исследования предмета речи). «Исследование полезно для трех целей: для упражнения, для устных бесед, для философских знаний» [2, с. 350].
Важным моментом является то, что данные категории позволяют человеку упражняться, что дает возможность подготовить себя к практике создания речи. В связи с этим характер применения, безусловно, необходимо изучать.
Тесная связь риторики и философии позволяет рассматривать модели риторики как основу для построения рассуждения по поводу определенного предмета речи. Для Аристотеля риторика, как и диалектика, имеет методологическое, основопола-гющее значение, поскольку не касается какой-нибудь определенной отрасли знания, а стремится установить общие законы речевого общения, независимо от содержания речи, подобно тому, как философия исследует и предлагает общие законы человеческого мышления.
У Цицерона в трактате «Топика» представлено деление топосов на внутренние (касающиеся непосредственно того предмета речи, о котором ведется речь) и внешние (взятые автором из других источников). Он пытается выявить зависимость использования топосов от жанра и цели речи: «Речи бывают трех родов: судебные, совещательные, хвалебные. Их цели сами по себе поясняют, какими местами следует пользоваться в каждом роде» [17, с. 76].
Участие топосов в создании текста в том или ином жанре - значимый и существенный момент, демонстрирующий, что данная категория не является чисто риторической, но применима и к лингвистике.
Значимый исследователь античной риторики Квинтилиан рассматривает топы по разным родам речей - рассудительному, доказательному и судебному, создавая своеобразные готовые планы речей в соответствующих сферах. Каждый из рода речей (добавим, и речевых жанров) имеет определенный набор топосов, один из которых является превалирующим (например, жанр репортажа базируется на таком топосе, как обстоятельства, остальные являются вспомогательными при создании текста в данном жанре).
Таким образом, начало исследования категории «топос» заложено в античности, продолжает развиваться в более поздние эпохи и достигает своего расцвета в русской риторике, интерпретировавшей теоретические положения ранних трактатов, в том числе античных.
Несмотря на то, что риторика в России имела переводной характер, теоретические аспекты рассмотрения риторики и ее категорий можно проследить в риториках Михаила Усачева, Стефана Яворского, Александра Толмачева и других авторов.
М.В. Ломоносов в труде «Краткое руководство к красноречию» (около 1743 года) описывает 16 общих мест (род-вид, целое-части, имя, действие-страдание и другие), с его точки зрения, необходимых и достаточных для распространения основной идеи [По 12]. Практически такую же точку зрения высказал Н.Ф. Кошанский в книге «Общая риторика», выделив 24 топоса (он расширил список за счет выделения в отдельную единицу объединенных у М.В. Ломоносова категорий: у Ломоносова «род и вид», у Кошанского - «род» и «вид») [По 10].
М.В.Ломоносов и Н.Ф.Кошанский высказывают похожую точку зрения на 1оро1, характеризуя их как мыслительные операции, отражающие основные законы логики; источник для нахождения новых мыслей (Н.Ф.Кошанский называет данную категорию «источником изобретения», что отражает ее суть). Кроме того, оба ученых приходят к выводу, что основой каждого высказывания является набор «источников изобретения», а не одна какая-либо модель.
Данные характеристики важны с лингвистической точки зрения, так как позволяют создавать алгоритмы действий при анализе и создании высказывания.
Заметим, что М.В.Ломоносов называет топосы «риторические места», а Н.Ф. Кошанский - «источники изобретения». Представляется, что термин, введенный Н.Ф. Кошан-ским, точно и емко отражает суть структурно-смысловой модели.
Существует также другая точка зрения на топос: А.Галич считает, что этап инвенции и этап диспозиции реализуются по одним и тем же законам, так как, «располагая материал, мы тоже изобретаем, находим наиболее эффективное место для каждого отрезка речи» [9]; Я.В.Толмачев объединяет этап инвенции с этапом элокуции, предполагая, что тропы создаются на основе топосов [16]. И та, и другая точки зрения правомерны, так как и построение высказывания, и средства выразительности носят универсальный характер, повторяются из текста в текст (подобная точка зрения на метафору изложена в трудах неориторов, в частности, членов группы ц).
Современные исследователи данное понятие трактуют по-разному, но практически все отмечают важность использования топосов в практике создания высказывания (Т.В.Анисимова, Н.А.Безменова, Е.Г.Гимпельсон, С.И.Гиндин, А.К.Михальская, Е.В.Клюев, О.А.Сычев, А.А.Волков, Ю.В.Рождественский и другие).
Анализ работ названных выше авторов позволяет сделать вывод о том, что то-посы рассматриваются как смысловые субконцепты, предоставляющие человеку возможность мыслить о предмете речи и говорить о нем (одно понимание топоса).
Существует также понимание термина «общее место», как некоего набора истин, используемых в определенной аудитории, в определенной коммуникативной ситуации и являющегося перечнем известных цитат.
Например, в статье Свинцовой Ж.В. представлена следующая точка зрения: «Топос - некоторое общее положение, в котором выражена позитивная или негативная оценка того или иного явления. Аудитория реагирует на речь в зависимости от того, насколько она соответствует ее ожиданиям» [14]. Опираясь на данное определение, автор анализирует топосы в речах российских президентов, выделяя топосы единства нации, величия нации, топос достойного президента и т.д.
Приведение автором примеров пространственных понятий - дом, город, страна и других - позволяет воспринять данные смысловые моменты как ценностные концепты (один из вариантов понимания категории «топос»).
Т.В.Анисимова определяет топос как «ценностные суждения, принимаемые и оратором, и аудиторией» [4, с. 74]. Такое же понимание можно обнаружить в исследованиях Н.С.Баребиной: «идея, ценностное суждение, источник развития процесса аргументации» [6, с. 122].
Два значения термина топос представлены у В.Ю.Прокофьевой. Обобщая понимание «локуса» и «экфрасиса», она делает следующий вывод: «Таким образом, в современных исследованиях понятие «топос» имеет два основных значения. Во-первых, это значимое для художественного текста (или группы художественных текстов - направления, эпохи, национальной литературы в целом) «место разворачивания смыслов», которое может коррелировать с каким-либо фрагментом (или фрагментами) реального пространства, как правило, открытым. Во-вторых, это «общее место», набор устойчивых речевых формул, а также общих проблем и сюжетов, характерных для национальной литературы» [13].
О популярности второй трактовки понятия топос (представленной выше) говорят названия статей в ряде журналов, рецензируемых ВАК: «Художественная семантика дачного топоса в русской поэзии второй половины XX века», «Топос детства в современной женской поэзии», «Топос университета в поле социального», «Геокультурный топос в поэзии Б. Пастернака» и другие.
Другое, третье, понимание топоса - «смысловые структурные элементы, на основании которых создаются минитексты, служащие раскрытию темы высказывания» [15, с. 133]. Такое понимание данной единицы риторики представляется эффективным для использования его в коммуникативном пространстве при создании высказываний.
Четыре вида топоса, объединяя все точки зрения на данную категорию и добавляя свой взгляд, описывает Хазагеров Г.Г. Он, отделяя топос от концепта и архетипа, описывает их как «способы развертывания текста», «абстрактное общее место», «энаргии», «конкретное общее место» [По 18].
Топос есть некое понятие, представляющее связь двух (или больше) предметов, явлений, ситуаций. Топосы используются для всестороннего описания ситуации, являющейся темой речи, а также для нахождения ее места в классификации, определения ее сути и для принятия решений по этой ситуации, которое возможно на основании соотнесения ее с другими похожими или непохожими ситуациями.
Ориентируясь на понимание топосов Аристотеля, называющего систему применения топосов методом исследования предмета речи, а также опираясь на традиции русской риторики, мы считаем, что топосы, «риторические места» (М.В. Ломоносов),
«источники изобретения» (Н.Ф. Кошанский) - это структурно-смысловые модели порождения высказывания, на основании которых строятся отрезки текста или целые тексты в любом жанре.
(Здесь и далее: термины топос и модель равнозначны, взаимозаменяют друг друга).
В разных источниках представлено разное количество топосов, но, опираясь на современные практики исследования предмета речи, выделим десять основных моделей: родовидовая характеристика; деление предмета на части; определение предмета речи; выделение свойств предмета речи; обстоятельства; выявление причинно-следственных связей; обращение к происхождению слова; сопоставление, использование свидетельств; последующее всегда идет за предыдущим.
Как данная категория может участвовать в создании выказывания в определенном жанре? Покажем возможности данной категории на примере развертывания темы «осень» в жанре эссе.
Топос «род и вид». Нахождение материала должно происходить на основании нисхождения от родового понятия к видовому и, наоборот, восхождения от видовых понятий к родовому.
Например, осень как видовое понятие будет восходить к родовым: время года, год, время, мироздание. Или другая цепочка: осень - время года, год, тысячелетие, космос... Осень как родовое понятие может привести к выделению следующих разновидностей: ранняя, поздняя, золотая, болдинская и т.д. (все зависит от знаний и намерений человека, опирающегося на топос).
Из представленного материала можно взять одну линию и описать ее в тексте (например: болдинская осень - жизнь), а можно упомянуть все разновидности. Как, например, в зачине очерка О. Богдановой «Ты опять со мной, подруга осень»: «Осень бывает разная. Болдинская, школьная, земледельческая. Бывает осень любви умирающей - последние мгновения счастья». Таким образом, данный топос может служить для оформления начала текста или участвовать в структурной основе всего повествования.
Топос «определение». Распространение идеи происходит за счет истолкования предмета речи с целью раскрытия его содержания.
При работе с данной моделью важно ориентироваться на логическое определение, опирающееся на родовидовые связи, а также на определение риторическое.
Выявленная цепочка на этапе работы над топос «род - вид» (осень - время года) легко выстраивается в логическое определение, представленное в толковых словарях: «Осень - время года между летом и зимой». Риторическое же определение предполагает на месте родового понятия метафору, образ: «Осень - золотая красавица, часто роняющая слезы».
В зависимости от замысла автора в тексте может быть использовано логическое или риторическое определение, помогающее передать информацию, высказать отношение к предмету речи, придать тексту выразительность.
Топос «свойства». Распространение темы происходит за счет введения характеристики предмета речи через его особенности.
Разновидности осени будут иметь разные свойства. Остановимся на болдинской осени и назовем такие ее характеристики: продуктивная для творчества А.С. Пушкина (создание последней главы «Евгения Онегина», «Маленьких трагедий»), лирическая, золотая, и т.д. Заметим, что работа над топосом «свойства» предполагает поиск дополнительной информации. В процессе нахождения материала развертывается тема речи. В зависимости от отношения автора к предмету речи могут возникнуть
специфические характеристики: «осень тоскливая» и «осень золотая». Данная модель способна придать выразительность тексту: «Октябрь - самый цветочный месяц в году. Астры, георгины, осенние запахи, все яркое, свежее, грустное и красивое».
Кроме того, свойства помогают представить подробную характеристику предмета речи и выделить его особенности, детали, которые характерны только для него.
Топос «часть - целое». Распространение темы происходит за счет деления предмета речи на части или объединения частей в целое. Тему условно можно разделить на те части, которые включаются в нее, и посмотреть, какая из частей нужна для более эффективного раскрытия замысла автора. Так, осень прежде всего можно разделить на три осенних месяца - сентябрь, октябрь и ноябрь - и рассказать об особенностях каждого из них. Авторский замысел позволит выделить и другие цепочки: осень -дождь, грязь, раскрытые зонты, лужи... Или: осень - улетающие на юг птицы, листопад, тоска. То есть данный топос, как и описанные выше, участвует в развертывании темы речи. Кроме того, данная модель позволяет точно передать информацию, участвовать в структурировании текста (описание каждой из составных частей станет основой будущего высказывания). Болдинская осень предполагает деление на следующие части: три месяца, проведенных А.С. Пушкиным там, эпидемия холеры, ожидаемая женитьба на Н.Н. Гончаровой, написание лирических стихотворений А. С. Пушкиным и т. д.
Топос «сравнение». Распространение темы происходит за счет нахождения сходств и различий предмета речи с другими предметами, явлениями, событиями и т.д. Для того чтобы данная модель «работала», необходимо наличие двух предметов речи, а также термина сравнения. Например: предметы сравнения - осень и золотой ларец. Термин сравнения - цвет. Другая пара предметов речи - осень - «плачущее небо». Термин сравнения - наличие осадков.
Данный источник изобретения реализуется по той же схеме, что и текст-рассуждение: тезис - термин сравнения - аргументы - вывод (термин сравнения может не упоминаться в тексте, но обязательно должен предусматриваться). На основе данного топоса может быть создан минитекст, который затем можно ввести в текст основной. Например:
«Осень - русская красавица. (Тезис.) Та же стать, изящество, великолепие. (Термины сравнения.) Легкой поступью осень обходит свои владения и покрывает их бледно-желтым, золотым, а затем и пожухло-коричневым цветом. Меняют окраску деревья, разноцветные луга, некогда зеленые долины. Но подобное изменение в природе настолько впечатляет, что останавливаешься перед увиденным и можешь лишь созерцать, понимая всю глубину изменчивости и движения жизни. (Аргументы). Осень - время осмысления, понимания и философствования. (Вывод.).
Данная модель помогает распространить тему текста, разнообразить подачу материала, безусловно, придать тексту выразительность.
Топос «имя». Распространение темы происходит за счет информации о происхождении слова, поиска созвучий, присваивания дополнительных наименований и т. д.
Модель «имя» «потенциально отличается и насыщенностью содержания, и способностью придать речи необычный, яркий, индивидуальный характер» [5, 72].
Этимологизация слова потребует поиск дополнительной информации и поможет понять, что слово «осень» имеет праславянские корни и в других славянских языках звучит примерно так же: осшь (украинский), ]еБ1еп (польский), ]есен (сербский) и т.д. Эти факты послужат материалом для распространения темы.
Интересное развитие темы происходит за счет поиска созвучных предмету речи слов. Например: «Осень. Ось земли, осуществляющая переход на новое время. Сень золотых и пурпурных деревьев, образующая яркий шатер. «Синь, упавшая в реку»». Данный отрезок речи может украсить текст об осени.
Топос «причина-следствие». Распространение темы происходит путем поиска аргументов к сформулированному тезису. Данный топос - отрезок речи, позволяющий ответить на вопрос «почему?»
Например, выдвинут тезис: «Осень - самая продуктивная пора в творчестве А. С. Пушкина». Далее автору необходимо подобрать аргументы для данного тезиса. Аргументами может служить фактический материал: «В Болдинскую осень написано 30 лирических стихотворений, пять прозаических повестей, две последние главы поэмы «Евгений Онегин»». Кроме того, ответом на вопрос «почему?» может стать и предположение автора о том, что А.С. Пушкину никто не мешал в деревне, что осень в Болдино была красивая и спокойная и т. д.
Тренировка в выдвижении тезиса и подбора аргументов способствует совершенствованию речевой практики и формированию способности создавать текст-рассуждение. Тезисом может стать афоризм, например, высказывание А. Камю: Осень - вторая весна...» Почему? У А. Камю ответ: «Листья становятся цветами».
Топос «свидетельство». Подбор материала осуществляется путем поиска дополнительного материала из различных источников. Развитие темы «осень» возможно с привлечением стихотворных произведений великих поэтов, отдававших предпочтение именно этому времени года: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.» (А.С. Пушкин); «Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца.» (А. Плещеев); «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.» (И. Бунин); «Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера.» (Б. Пастернак).
Выбор материала зависит от замысла автора, выбранной темы, личностного отношения человека к описываемому предмету речи.
Безусловно, свидетельством может выступать фактический материал, подобранный также с ориентировкой на тему речи: «В южных странах осенний период приходится на наши весенние месяцы, поэтому любоваться осенними пейзажами можно в разное время года в разных местах»; «Тормозной путь автомобиля возрастает приблизительно в 10 раз, что связано с наличием мокрой листвы» и т.д.
Участие данной категории в лингвистике определяется ее возможностью выступать структурной и содержательной основой различных жанров. Каждый жанр -это набор определенных топосов. Практически все исследователи, начиная с Аристотеля, пытались провести зависимость этапа инвенции, на котором использовались топосы, от цели жанра, в котором создается текст. Современные исследователи продолжают данную традицию, выявляя не только возможности жанристики в применении топосов, но и в исследовании различного рода дискурсов (в частности, Васильев Л.Г. и Котелевская Э.И. предлагают исследование любовного дискурса с опорой на топологию) [8].
Рассмотрим на примере актуального и распространенного в современной публицистике жанра репортажа функционирование в нем топосов.
Поскольку данный жанр - развернутое предъявление события, основным топосом, участвующим в создании жанра, станет топос «обстоятельства»: указание места, времени, условий.
«Большой Тютерс - небольшой необитаемый остров, всего 2,5 км в поперечнике. С западной стороны по-карельски ощетинились острые скалы. На востоке раскинулись песчаные дюны».
(Здесь и далее примеры из репортажа А. Чеснокова «Заповедник войны», журнал «Вокруг света», №8, 2016 год).
Остров Большой Тютерс на берегу Финского залива - место, где происходят описываемые события.
В репортаже обязательно использование такого топоса, как «часть-целое», участвующего в создании текста-описания. В репортаже А. Чеснокова целое - это описываемый остров, а части: скалы, дюны, песок, столбы, заграждения и т.п.
Каждая из названных частей является компонентом описания в репортаже и средством раскрытия его темы.
Структурным топосом для жанра репортажа является «последующее всегда идет за предыдущим», поскольку данный жанр предполагает последовательное преподнесение событий. В анализируемом тексте выстраивается такая цепочка: военные действия - современность - поиски военных трофеев.
Топос «свойства» в репортаже - способ наиболее подробного показа предмета речи, то, что помогает автору всесторонне показать его.
«На отлогом песчаном берегу оборудован понтонный причал для десантного катера. Недалеко от него высится гора ржавых цилиндров» и т.д.
Для воссоздания достоверности в тесте может быть использован топос «свидетельство»: «Если не считать анклавного Калининграда, внешние остова Финского залива являются самой западной точкой нашей страны. Можно сказать, порогом, -говорит генерал-майор Валерий Кудинский».
Таким образом, репортаж не состоится без использования топосов обстоятельства, свойства, часть-целое. Дополнительным источником, помогающим создать именно такой жанр, является топос свидетельство».
Знание подобных источников распространения содержания необходимо для жанристики.
Представленная деятельность человека по распространению темы на основе топосов позволяет набрать необходимый для будущего текста материал, поэтому знание структурно-смысловых моделей - важный момент в речеведении и лингвистике. Знание топосов - путь к индивидуальному стилевому воплощению жанра.
Список литературы
1. Антология русской риторики: Учебное пособие. - М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997. - 497 с.
2. Аристотель. Риторика // Сочинения. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1978.
3. Алексеева Л.Н., Ассуирова Л.В. Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпретацией / Л.Н. Алексеева, Л.В. Ассуирова. - М.: Пушкинский институт, 2007. - 399 с.
4. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. Уч. пособие: в 2 частях. Волгоград: Волгоград. Юридич. Ин-т МВД России, 1998. - 256 с.
5. Ассуирова Л.В., Хаймович Л.В. Смысловая модель «имя» в объяснительной речи учителя// Гуманитарные исследования. 2017.№1 (61). - С. 72-76.
6. Баребина Н. С. Дискурс и текст: векторы исследования. Magister Dixit, 2011. - с.122
7. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. - М.: ИНИОН, 1989. - 38с.
8. Васильев Л.Г., Котелевская Э.И. Любовный дискурс и топология // Вестник Удмуртского университета, 2015, Т. 25, вып. 2. - С. 7-14.
9. Галич А.И. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений (русская словесность), 1830.
10. Кошанский Н.Ф. Общая реторика. - Спб, 1849. - 120 с.
11. Клюев Е.В. Риторика: Инвенция. Диспозиция. Элокуция. - М.: Приор, 1999. - 274 с.
12. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. ПСС, т.7. - М.: АН СССР, 1975. - 996 с.
13. Прокофьева В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского государственного университета, №12 (212), 2005. - http://scipeople.ru/publication/6115/
14. Свинцова Ж. В. Топосы в речах российских президентов / Вестник адыгейского государственного университета. Серия: Филология и искусствоведение. № 3, 2013. -https://cyberleninka.rU/article/n/toposy-v-rechah-rossiyskih-prezidentov
15. Смелкова З.С. и др. Риторические основания журналистики. Работа над жанрами газеты. - М.: Флинта, 2007. - 320 с.
16. Толмачев Я.В. Правила словесности, руководствующие от первых до высших совершенств красноречия. - Спб. - 1822.
17. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. - М.: Ладомир, 1994. - 470 с.
18. Хазагеров Г.Г. Топос У8. Концепт: к изучению топосферы культуры. -http://www.khazagerov.com/pragmatica/82--vs-.htm