Научная статья на тему 'Развитие изобразительно-выразительных умений у дошкольников в продуктивных видах деятельности'

Развитие изобразительно-выразительных умений у дошкольников в продуктивных видах деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шнякина Е. В.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации продуктивных видов деятельности необходимо создание специальных педагогических условий непосредственно влияющих на развитие изобразительно-выразительных умений у детей среднего дошкольного возраста. Одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечая, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны взрослых видна явно и в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие изобразительно-выразительных умений у дошкольников в продуктивных видах деятельности»

свои «плоды» - дети становятся более раскрепощенными, уверенными. Они легко создают необыкновенно красивые образы, устанавливают причинно-следственные связи между придуманным объектом и его деятельностью. Тематика рисунков у детей становится более разнообразной, дошкольники начинают создавать оригинальные образы, выдвигать творческие идеи и замыслы, проявлять фантазию при создании того или иного образа.

Таким образом, применение в дошкольном образовательном учреждении нетрадиционных художественных техник способствуют успешному развитию эстетического восприятия у детей дошкольного возраста. Так как эстетическое восприятие ребенка во время использования нетрадиционных художественных техник приобретает целенаправленный характер за счет изучения свойств изображаемых предметов и явлений, выполнение соответствующих действий характерных при использовании нетрадиционных материалов и оборудования, за счет работы с разными нетрадиционными художественно-изобразительными материалами.

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Шнякина Е.В.*

Детский сад комбинированного вида № 21 «Ивушка», г. Губкин

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации продуктивных видов деятельности необходимо создание специальных педа-готических условий непосредственно влияющих на развитие изобразительно-выразительных умений у детей среднего дошкольного возраста.

Одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечая, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны взрослых видна явно и в полной мере.

В рисовании педагог формирует у детей умение отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Активизирует использование правильных формообразующих движений для создания образа. Подводит детей к пониманию соотношения качества движения руки с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим). Развивает умение уверенно проводить узкие и широкие линии, полосы (плашмя и концом кисти), рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник; правильно удерживать карандаш, кисть, фломастеры,

* Заведующий.

цветной и восковой мел; совершать свободные движения рук при рисовании; закрашивать рисунки кистью, карандашом, фломастером, проводя линии только в одном направлении, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.

В специальных образовательных ситуациях воспитатель учит детей составлять новый цветовой тон на палитре (например: зеленый цвет - смешением синего и желтого), накладывать одну краску на другую, штриховать цветными карандашами, фломастерами, мелками, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки).

Один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Нужно учить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

В аппликации педагог учит детей правильно использовать ножницы (удерживать в пальцах), разрезать бумагу. Развивает у детей умения резать по прямой линии короткие и длинные полосы (например: «перекладины» для «лесенки», «забора», закладки для книг), перерезать квадраты по диагонали, срезать угол у прямоугольника (например: «лодочка», «крыша домика»), делать косой срез (например: «елочка», «ракета»), вырезать округлые формы из квадрата.

Педагог знакомит детей с техникой обрывной аппликации, учит использовать для создания выразительного образа нетрадиционные техники и материалы (соль, пух, перья, стружка, блестки, толченая скорлупа и т.п.), из полос, вырезанных форм составлять изображения разных предметов.

Развивает умение аккуратно вырезать и наклеивать детали; набирать достаточное количество клея на кисть, аккуратно прижимать к основе, снимать излишки клея; использовать другие материалы для крепления (пластилин, клеевой карандаш).

В лепке педагог обогащает опыт работы с различными материалами -глиной, пластилином, пластической массой, снегом, песком. Знакомит с конструктивным и комбинированным способами создания изображения. Развивает у детей умение использовать приемы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание (например: уши, клюв), соединение частей сглаживанием поверхности пальцами, прижиманием и примазыванием, вдавливание шара, цилиндра для получения полой формы (например: чашка, ваза). Активизирует украшение лепной работы с помощью стеки, налепов, использование элементов декора (семена, бусины, крупы).

В процессе конструирования из готовых геометрических фигур педагог развивает у детей умение анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Поощряет создание дошкольниками вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора, деталей раз-

ного размера. Развивает умения выполнять простые постройки (мосты, машины, здания).

При помощи педагога дети учатся создавать варианты постройки (варьируя длину, ширину, высоту), соблюдая принцип конструкции. Взрослый знакомит детей со способами замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий.

В конструировании из бумаги педагог знакомит детей с обобщенными способами складывания различных поделок. Например: складывание квадрата - по диагонали и пополам с совмещением сторон, углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики), приклеивание деталей к основной форме (колес к вагончику, трубы к дому).

Используя природный материал в процессе конструирования педагог развивает у детей умение видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках, ореховой скорлупе, соломе, коре), составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин. Активизирует составление детьми простых коллажей из готовых элементов, изготовление простых сувениров (открыток, пригласиельных билетов) в технике коллажа, аппликации и дорисовывания, простых рельефов (глина, пластилин) на бумажной и деревянной основе.

Для развития у детей изобразительно--выразительных умений необходимо использовать разнообразные художественные техники и различные художественные материалы.

В процессе использования разнообразных художественных техник дети приобретают умения передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью нетрадиционных, незнакомых, зачастую неопределенных выразительных образов, которые отличаются оригинальностью, самостоятельностью и являются мощным стимулом развития изобразительно-выразительных умений.

Делая акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для развития изобразительно-выразительных умений в продуктивных видах деятельности рекомендуется включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.

Рекомендуется использовать в продуктивных видах деятельности следующие материалы и техники: акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем привлечения мягких материалов: сангины, пастели, угля или угольного карандаша и т.д.

В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения изобразительно-выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения.

Важным педагогическим условием для развития изобразительно-выразительных умений у дошкольников в продуктивных видах деятельности должно быть создание активно воздействующей предметно-пространственной среды.

Детям дошкольного нравится рисовать, лепить, конструировать, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Использование разнообразных технических приемов, материалов, оборудования, проведение занятий в оригинально-занимательной форме позволяют детям получить не только удовольствие от продуктивной деятельности, но и создавать необыкновенно выразительные художественные образы.

Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Мебель, оборудование, пособия, используемые в продуктивных видах деятельности должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Например, оборудование центра искусства (уголка изодеятельности) должно состоять из следующих материалов: репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже усвоили; бумага для рисования разного цвета, размера и формы; краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры, разной толщины, цветные карандаши и т.д. (в соответствии с возрастом); кисти разных размеров, в том числе для «тычка», флейцевые; подставки и салфетки для кисточек; стаканчики для воды; палитры и т.д.

Создание активно воздействующей предметно-пространственной среды обогащает и направляет творческую активность, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса. Это значит что ребенок, владея вышеперечисленными способностями в развитии, легко сможет применить изобразительно-выразительные умения для создания рисунка, аппликации, постройки и т.д.

Очень важна правильная организация рабочего места для развития у детей изобразительно-выразительных умений. Так как, овладев разными техническими приемами изображения, разными материалами, дети имеют возможность в своих работах выразительно раскрыть образы предметов и явлений окружающего мира. Поэтому ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал. Весь этот материал должен находиться в доступном (специально отведенном) для ребенка месте и ребенок в самостоятельной деятельности может его использовать.

Целенаправленное, систематизированное использование объяснений, рассказов, бесед активизирует внимание ребенка, работу его мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале лю-

бой продуктивной деятельности рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. Беседа настраивает дошкольников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения.

Рассказ, воздействие художественно-образного слова помогает ребенку правильно применять изобразительно-выразительные средства. Например, чтобы обратить внимание ребенка на отдельные, недостающие в рисунках детали, педагог может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений. Этот прием помогает закрепить представление об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков.

Объяснение педагога помогает ребенку более уверенно чувствовать себя в процессе создания образа, применении усвоенных изобразительно-выразительных умений.

Важно помнить и о смене видов продуктивной деятельности в течение учебного года (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны, и в то же время дает возможность систематически работать над развитием изобразительно-выразительных умений у дошкольников.

Таким образом, для развития изобразительно-выразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности необходимо создание следующих педагогических условий: руководство со стороны взрослого; применение разнообразных художественных техник и различных художественных материалов; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; правильная организация рабочего места; целенаправленное, систематизированное использование объяснений, рассказов, бесед; смена видов продуктивной детской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.