УДК 378.016+340.4 ББК Х08+Ч448.027.8
DOI: 10.14529/^180311
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В НАУЧНОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
О. А. Егорова, Е. Н. Зинченко
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье рассматриваются вопросы развития исследовательской компетенции студентов в юридическом познании. Авторы дают характеристику форм научных правовых исследований и стадий правового исследования. Проведен анализ определений исследовательской компетенции студентов-юристов и ее структурных компонентов в современной литературе; рассмотрены ведущие цели исследовательской деятельности студентов-юристов в вузе, особенности организации процесса исследовательской работы студентов. Развитие исследовательской компетенции студентов может осуществляться в основных формах юридического познания: теоретических, историко-правовых, методологических, эмпирических, прикладных исследованиях. Развитие исследовательской компетенции студентов может осуществляться в соответствии с основными стадиями юридического познания: стадия целеполагания; подготовительная стадия; эмпирическая стадия; теоретическая стадия; стадия изложения и опубликования результатов исследования. Результатом освоения исследовательских компетенций у студентов-юристов является выполнение собственного исследования, в процессе которого у них формируются исследовательские компетенции.
Ключевые слова: юридическое познание, виды правовых исследований, стадии правового исследования, исследовательская компетенция, исследовательская деятельность.
На современном этапе развития научно-философского знания в теоретико-познавательном аспекте могут рассматриваться «общие проблемы логики науки, научного познания (его форм, методов, стадий соотношения с практической деятельностью), а также внимание научного сообщества может быть сосредоточено на фундаментальных вопросах социального и гуманитарного познания - его объекта, предмета, основных методов и результатов» [5, с. 3-5]. Ученые отмечают, что «в работах исследователей-юристов, посвященных научному познанию права, были получены наиболее важные результаты, касающиеся онтологических оснований, логической структуры, целей, принципов и понятий теории права» [5, с. 4-5]. Также в работах ученых-правоведов рассматриваются специфика научного и профессионального (практического) юридического познания, структура и виды научных правовых исследований [19; 2; 14]. Осмысление экономических и социальных процессов, направленных на изменение и развитие российского общества в постперестроечный период, привело к пониманию, что значимыми направлениями правовых исследований являются «наполнение существую-
щих юридических категорий новым содержанием; структурирование теории права; гуманизация правовой системы» [14, с. 5]. Таким образом, в правовой науке «накоплен внушительный объем правового знания, требующий познания, осмысления и освоения, причем не только учеными-исследователями, но и другими участниками реальной правовой жизни» [14, с. 3; 20].
В рамках данной работы важно отметить, что научное познание и освоение права могут осуществляться как учеными-правоведами, так и в процессе профессиональной подготовки в вузе. «В условиях современной образовательной среды претерпевают изменения требования к квалификации выпускников вуза, к их подготовленности в профессиональном и социальном смыслах» [16, с. 3]. В ряде работ ученые обращаются к термину «исследовательская компетенция», широко изучаются особенности исследовательской работы студентов [4; 7; 8; 13-16; 18], формулируются ведущие цели деятельности в вузе по отношению к исследовательской работе студентов [7].
Однако необходимо отметить, во-первых, недостаточность исследований, посвященных
развитию исследовательской компетенции студентов-юристов, во-вторых, не освещен вопрос об особенностях развития исследовательской компетенции студентов в юридическом познании. Обзор научных исследований студентов юридического института ЮУрГУ в рамках научно-практических конференций в период 2005-2017 гг. показал, что развитие исследовательской компетенции студентов-юристов в ходе исследовательской деятельности в рамках научно-практических конференций осуществляется преимущественно по научным специальностям, отраслям юриспруденции, но остается неопределенным вопрос о том, в каких формах и по каким стадиям юридического познания осуществляется исследовательская деятельность студентов-юристов. Поэтому представляется необходимым выяснить специфику развития исследовательской компетентности студентов в ходе исследовательской деятельности в научном юридическом познании. В связи с этим в данной работе рассматриваются понятие и формы юридического познания, стадии правового исследования, в соответствии с которыми может осуществляться развитие исследовательской компетенции студентов-юристов.
1. Специфика и виды юридического познания.
Наука выступает как «универсально культурный вид знания, тип сознания и деятельности, который вырабатывает представления, не имеющие локального культурного значения, общие для человеческого разума» [11, с. 114]. Правовая наука представляет собой развитую систему знаний о праве и государстве, конкретных формах их бытия. Научное правовое познание выполняет задачу раскрывать закономерности функционирования и развития государства и права, готовить научно обоснованные предложения по совершенствованию политико-правовой практики, повышению роли государства и права в решении актуальных задач общества.
При рассмотрении специфики научного юридического познания в работе профессора В. М. Сырых указывается, что, в отличие от обыденного правового познания, оно «ведется рациональным путем с применением категорий и понятий правовой науки, а также предполагает применение методов научного познания» [19, с. 206]. В отличие от профессионального (практического) правового позна-
ния, которое «осуществляется в целях решения конкретных проблем правотворческой, правоохранительной, правоприменительной деятельности», научное юридическое познание нацелено на «формирование теоретических знаний о государстве и праве, раскрытие закономерностей функционирования и развития государства и права, развитие и совершенствование знаний правовой науки [19, с. 207-208]. В отличие от публицистических работ по вопросам государства и права в научном юридическом познании используются приемы обоснования, аргументирования положений, выводов по канонам и правилам науки.
В диссертационной работе Е. В. Понома-ренко, посвященной исследованию правового освоения и его соотношению с правовым познанием, отмечено, что в то время как категория «правовое освоение» в субъективном смысле «выражает активность человека как интеллектуально-волевого деятеля, способного к познанию права и правовых явлений и стремящегося к духовно-нравственным благам и общечеловеческим ценностям», категория «правопознание» является необходимой «для формирования правосознания и правового мышления, которое следует рассматривать не только как совокупность знаний, идей, чувств, характеризующих оценку и отношение человека к правовым явлениям, но и как субстанцию, где формируются элементы пра-вопознавательной активности - правовой интеллект, правопознавательный интерес, интеллектуально-правовая воля» [14, с. 8, 24].
Таким образом, научное юридическое познание (исследование) понимается как познавательная деятельность, осуществляемая в целях получения новых научно обоснованных рациональных знаний по предмету или объекту правовой науки с применением понятийного аппарата правовой науки, а также совокупности методов научного познания права.
Состав правового исследования, как и любой научной деятельности, может быть рассмотрен как система элементов, в которой выделяют объект, субъект, методы познания, средства, используемые в процессе познавательной деятельности и результаты познания. В качестве объекта юридического познания рассматривают «фрагмент действительности, который неполно или неточно отражен в правовой науке, знания о нем имеют проблема-
тичный характер», а субъектом научного правового познания является «личность, высококвалифицированный специалист в одной из отраслей правовой науки» [19, с. 208-209]. Методы научного юридического познания составляет совокупность философских, общенаучных и частных методов правовой науки. Результатами правовых исследований выступают новые научные знания о государстве и праве, которые могут выражаться в различных мыслительных формах: эмпирических фактах, понятиях, категориях, научных закономерностях, решениях отдельных проблем науки» [19, с. 212].
Научное юридическое познание может осуществляться в различных формах (видах) исследований: теоретических, историко-правовых, методологических, эмпирических, прикладных. Теоретические правовые исследования имеют целью «раскрытие предмета правовой науки, объективных закономерностей функционирования и развития государства и права» [19, с. 215]. Результатами этих исследований являются новые теоретические знания о предмете правовой науки в целом или отдельных отраслевых юридических науках.
В историко-правовых исследованиях, в отличие от теоретико-правовых исследований, изучающих преимущественно общие закономерности развития и функционирования государства и права, в качестве предмета изучения выступают «конкретные государственные и правовые системы, а также историческая смена типов и форм государственных и правовых систем» [20, с. 80]. Учитывая необходимость отобразить события и процессы, в которых воплощаются характеристики и закономерности правовой системы как во всемирно-правовой истории, так и применительно к отдельным ее этапам и странам, ученый-правовед Д. А. Керимов подчеркивал, что ис-торико-правовое исследование нельзя сводить «к простой регистрации норм, фактов и событий, имевших место в развитии правовой системы» [10, с. 119]. Специфика историко-правовых исследований заключается «в исследовании права в его историческом развитии (право в динамике), в то время как отраслевые юридические науки изучают действующее право (право в статике)» [20, с. 8081]. Одной из значимых функций историко-правовых исследований является «гносеологическая функция, которая заключается в раз-
работке методов научного познания права», а к основным методам историко-правового исследования относятся «исторический, сравнительный методы, а также могут применяться системно-структурный, статистический методы, аналогия и экстраполяция» [9, с. 6-7]. В целом ученые отмечают, что историко-правовые исследования, развивающиеся на стыке истории и научной юриспруденции, содержат «значительный потенциал и конструктивные комбинации в исследовательской деятельности» [3, с. 6].
Методологические исследования в юридическом познании имееют в качестве объекта исследования юридическую науку как деятельность по производству и организации объективного, достоверного, обоснованного, проверяемого знания о государстве и праве, закономерностях процесса познания права, а их результатами являются «знание особенностей и закономерностей научного познания государства и права, выражающихся в категориях ее предмета и метода, методологические нормы и принципы научного юридического познания» [2, с. 18-19; 19, с. 217].
В работе С. С. Алексеева показано, что «суть методологии состоит в том, что теоретические положения, имеющие общее методологическое значение, сразу же выводят исследователя на определенные исходные позиции при решении вопросов метода науки, позволяют выработать эти решения на основе устойчивых, принципиальных начал» [1, с. 713-715]. В. М. Сырых указывает, что метод теории государства и права как особый компонент правовой науки включает «систему правил, принципов познания, которые основываются на познанных объективных закономерностях и ориентируют исследователя на получение новых объективно-истинных знаний» [19, с. 95]. Д. А. Керимова отмечает, что сплав компонентов методологии образуется из «теоретико-мировоззренческих концепций и учения о путях, принципах и методах построения и практического применения этих концепций» [10, с. 79]. Поэтому нельзя отрывать методологию от самого объекта познания, с которым она не только органически связана, но и непосредственно вытекает из него. С. С. Алексеев также отмечал методологическое значение категорий юридической науки, «которые по своему источнику выработаны на основе применения законов и категорий философии, а по своему содержанию
характеризуют объективную диалектику права - его закономерности, его глубинные черты и свойства» [1, с. 720].
В структуре методологии правовой науки в работах ученых-правоведов выделяется несколько уровней. Уровень философской методологии включает всеобщие принципы, методы и категории научного познания (принципы объективности, познаваемости объективного мира, принцип историзма, принципы логики, метод диалектики и др.), «дает общие методологические установки и общее направление для научного исследования; используется во всех конкретных науках и на всех стадиях научного познания» [1, с. 722; 2, с. 96]. Уровень общенаучной методологии включает принципы, формы и методы исследования, используемые во всех науках, но сфера их применения «ограничивается решением определенных познавательных задач: анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному» [19, с. 96]. Частнонаучный уровень методологии «применяется в процессе познания специфики отдельного объекта» в пределах правовой науки и включает методы: «метод толкования права, сравнительный правовой метод и др.» [10, с. 86; 2, с. 96]. Также к конкретно-научным методам правового исследования, обеспечивающим получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания, относятся «методы собирания, накопления и проверки фактического материала, методы обработки и изучения фактического материала, а также могут использоваться логические методы, обеспечивающие процесс познания» [1, с. 735-736; 2, с. 23-24]. Кроме того, выделяются специальные методы, разработанные в неюридических науках, которые «используются юристами для познания политико-правовых явлений: статистические, конкретно-социологические, математические и др.» [19, с. 96].
Таким образом, методология права как общенаучный феномен объединяет «всю совокупность принципов, средств и методов познания, выработанных всеми общественными науками» [10, с. 88]. В структуру методологии правовой науки входят всеобщие философские принципы, методы и категории научного познания; общенаучные принципы, формы и
методы исследования; частнонаучные методы правопознания; специальные методы познания политико-правовых явлений, разработанные в неюридических науках. Важно отметить, что характерная для современной науки междисциплинарность исследований «предполагает обоснование методов и поиск способов познания, которые рассматриваются как наиболее рациональные, приемлемые для решения научных проблем» [12, с. 1].
В научном юридическом познании также существуют эмпирические правовые исследования, которые направлены на получение знаний о реально существующих политико-правовых явлениях и процессах. «Большой удельный вес такие исследования составляют в отраслевых юридических науках в связи с необходимостью осуществлять системные описания действующих норм права, правовых институтов и результатов их воплощения в конкретных правоотношениях. Они связаны с переводом теоретических знаний правовой науки в сферу правотворчества, правоприменения и юридического образования, с систематизацией и обобщением научных публикаций, с прогнозированием политико-правовых явлений и процессов» [19, с. 212-213].
Прикладные правовые исследования, объектом которых являются «результаты научных эмпирических и теоретических исследований», осуществляются «в целях применения научных правовых знаний в сфере политико-правовой практики, юридического профессионального образования, информационного обеспечения ученых-правоведов и заинтересованных лиц о состоянии правовой науки, а также новейших ее достижениях» [19, с. 214].
Таким образом, научное юридическое познание может осуществляться в различных формах (видах) исследований: теоретических, историко-правовых, методологических, эмпирических и прикладных.
2. Характеристика стадий правового исследования.
Научное правовое исследование подразделяется на пять стадий: целеполагание; подготовительная; эмпирическая; теоретическая; изложения и опубликования результатов исследования.
На стадии целеполагания обосновывается актуальность и решаются «стратегические вопросы научного исследования: что подле-
жит исследованию; какие позитивные результаты можно ожидать по его завершении; с помощью каких методов могут быть получены ожидаемые результаты» [19, с. 220]. Актуальность научного правового исследования может быть обоснована как в теоретическом, так и в практическом планах. Если в теоретическом плане предполагается, что решение проблемы юридической науки окажет положительное воздействие на развитие конкретной отрасли правовой науки или правоведения в целом, что может выражаться в возможности «ликвидировать пробел, превратить гипотезу в обоснованное научное знание, дать теоретическую и (или) методологическую основу для решения других проблем науки, открыть новые перспективные направления научных исследований», то в практическом плане актуальность исследования «связывается с решением каких-либо злободневных вопросов правового регулирования общественных отношений, политико-правовой практики, совершенствованием деятельности органов государства» [19, с. 222]. Правильная постановка проблемы в юридическом познании, представляя собой совокупный результат це-леполагания, выражается в необходимости «конкретизировать суть и содержание исследуемой проблемы; определить цели, задачи исследования, установить предмет и объект исследования, а также выбрать методы, способные обеспечить достижение ожидаемых научно обоснованных результатов» [19, с. 221].
На подготовительной стадии осуществляется создание необходимых условий для научного правового исследования и получения его познавательных результатов и требуется решение трех взаимосвязанных задач: «создание надлежащей научной, методологической и организационно-технической базы исследования; составление программы и плана исследования; разработка форм исследования» [19, с. 225]. Сбор и изучение публикаций по теме исследования на подготовительной стадии позволяет «определить суть и направления ранее проведенных исследований, их достижения и недостатки, выявить позитивный и негативный опыт применения методов научного познания, а также сформировать теоретическую и методологическую основу исследования» [19, с. 225-226]. При составлении программы исследования в методологическом разделе формулируются тема, проблема науч-
ного исследования, развернутая характеристика его предмета, целей и задач, основные гипотезы исследования и формы изложения результатов, а в процедурном разделе разрабатывается план исследования, определяются методы и техники сбора эмпирической информации, ее обобщения и объяснения.
Эмпирическая стадия правового исследования направлена на «получение достоверной и полной информации о реальном бытии исследуемых политико-правовых явлениях и процессах» [19, с. 229]. На этой стадии необходимо «установить реальное состояние изучаемых политико-правовых явлений и процессов; получить дополнительные доказательства достоверности имеющихся теоретические знаний; выявить новые явления и процессы, которые противоречат теоретическим положениям правовой науки и нуждаются в дальнейшем изучении и объяснении; описать историю становления и развития государства и права, ее отдельные фрагменты» [19, с. 229]. Познавательная деятельность на эмпирической стадии может проявляться в различных формах (наблюдение, анализ нормативных правовых актов и иных письменных документов, опрос населения или экспертов, социально-правовой эксперимент, критика исторических источников), а исследовательская деятельность подразделяется на три этапа: выявление и изучение единичных фактов, полученных в процессе непосредственного наблюдения, анализа письменных документов или опроса; обобщения единичных фактов; объяснения обобщенных фактов.
Теоретическая стадия правового исследования, как наиболее плодотворный компонент правового исследования, призвана полно и всесторонне раскрыть предмет правовой науки или ее отдельной отрасли как совокупность закономерностей функционирования и развития политико-правовых явлений и процессов. Теоретическое познание может быть нацелено на «познание сущности и содержания отдельных политико-правовых явлений и процессов; выявление закономерной связи, присущей этим явлениям и процессам; раскрытие предмета отдельной отрасли правовой науки либо общей теории государства и права» [19, с. 233]. Теоретическая стадия, связывая все предшествующие ей стадии правового исследования, призвана реализовать поставленные исследователем цели, а именно: обосновать или опровергнуть сформулированные
гипотезы, дать теоретическое объяснение фактам, добытым на эмпирической стадии. Теоретическая стадия предполагает проведение анализа с применением специальных методов познания. Метод абстрагирования дает определение понятий, выражающих сущность и содержание конкретных политико-правовых явлений и процессов; системный подход позволяет изучать внутренние и внешние связи политико-правовых явлений и процессов (структурное строение нормы права, правоотношения, правонарушения, системы права, системы механизма правового регулирования). Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволяет работать с системой научных абстракций. Теоретическая стадия определяет результативность правового исследования в виде эмпирически и теоретически аргументированных знаний.
На стадии изложения и опубликования результатов правового исследования осуществляется выполнение трех целей: публичное представление результатов исследования; «закрепление приоритета исследователя на сформулированные им новые положения, выводы перед научным сообществом; перевод индивидуального знания на уровень научного общественного знания» [19, с. 237].
Изложение результатов исследования возможно двумя путями: во-первых, путем составления обстоятельного отчета о научном исследовании и его результатах, а затем вы-поления монографических и иных публикаций; во-вторых, путем закрепления результатов исследования сразу же в форме научной публикации. При этом следует учитывать специфику научного правового знания, признаки, отличающие его от любого вненаучно-го знания: «использование специального понятийного аппарата правовой науки; обстоятельное аргументирование формулируемых новых выводов фундаментальными положениями науки, законами и правилами логики, материалами юридической и иной политико-правовой практики; наличие ссылок на используемые в работе положения других авторов» [19, с. 238-239]. Также публичное представление результатов исследования должно отвечать общим критериям научной рациональности, ее основным когнитивным установкам, которые обусловливают характер научного способа познания: «ориентация на достижение объективного знания и всеобщ-
ность выводов; стремление к обоснованности и систематичности, точности в формулировках; осмысление на абстрактно-теоретическом уровне эмпирической реальности, адекватное ее постижение» [6, с. 12]. Таким образом, несмотря на различие в понимании природы научного знания, процедур его обоснования и стандартов доказательности в конкретные исторические эпохи, как подчеркивает академик В. С. Степин, существуют нормативные требования, характерные для научной рациональности на всех этапах исторического развития науки: «что научное знание отлично от мнения, что оно должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должна раскрыть их сущность» [17, с. 245].
3. Исследовательская компетенция студентов-юристов.
В работах ученых, посвященных исследованию профессиональной компетентности студентов - будущих юристов, основными характеристиками данного понятия выступает совокупность профессиональных и личностных качеств субъекта образования, в виде «взаимосвязанных специально-правовых, информационных, социально-коммуникативных, рефлексивных, управленческих компетенций и профессиональной креативности», которые «отражают уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, а также нравственную позицию и отношение к профессиональной деятельности, к себе как субъекту этой деятельности» [13, с. 12; 18, с. 10]. Структура профессиональной компетентности студентов - будущих юристов объединяет личностный и профессиональный аспекты, включает совокупность компетенций, обусловленных уровнем теоретической и практической подготовленности студентов к осуществлению профессиональной деятельности.
Одной из важнейших компетенций в структуре профессиональных компетенций студентов-юристов является исследовательская компетенция. П. Н. Пономарчук исследовательскую компетенцию определяет как «итоговую готовность выпускника к исследовательской профессиональной деятельности, связанную с предметно и целенаправленно производимым получением нового знания, которая формируется в результате образовательного процесса и основана на совокупно-
сти усвоения обобщенных способов исследовательской деятельности с мотивацией, знаниями, умениями, навыками, способностями и личностными качествами, необходимыми при этой деятельности» [15, с. 82]. Ю. С. Димит-рюк исследовательскую компетентность рассматривает как «интегративное личностное образование, формирующееся в процессе обучения и исследовательской деятельности в вузе в рамках самостоятельного преобразовательно-эвристического освоения теории и практики научной отрасли, включающее в себя конструктивное отношение к инновациям как особо значимой личной и социальной ценности» [7, с. 13 ].
В структуре исследовательской компетенции студентов ученые выделяют ряд компонентов: мотивационный, когнитивный, дея-тельностный, а также рефлексивно-творческий компонент. Мотивационный компонент включает «систему мотивов, находящихся в основе интереса к исследовательской деятельности; принятие позиции исследователя как личностно-значимой для профессионального становления и развития; ценностное отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской деятельности» [7, с. 13]. Когнитивный компонент содержит совокупность знаний в области основ научных исследований в целом и об особенностях научных исследований в осваиваемой научной и профессиональной сфере. Деятельностный компонент заключается в освоении форм и способов исследовательской деятельности и приобретении «опыта использования интеллектуальных и исследовательских умений в познавательной и учебно-профессиональной деятельности в осваиваемой профессиональной сфере» [7, с. 13]. Рефлексивно-творческий компонент включает творческие способности и в целом креативный потенциал студента как субъекта исследовательской деятельности, способность к оценке своей исследовательской деятельности» [7, с. 13].
Основой исследовательской компетенции студента в вузе является способность и готовность к исследовательской деятельности. Обращение к понятию «исследовательская деятельность» показало, что в психолого-педагогической литературе нет однозначной точки зрения, однако в целом ученые отмечают, что исследовательская деятельность связана с получением нового знания, решением познавательной задачи, имеет проблемный
характер. Исследовательская деятельность студентов рассматривается Л. А. Сайтбагиной как «вид образовательной деятельности, ориентированный на развитие личностных интеллектуальных качеств, на творческое саморазвитие в процессе решения проблемных ситуаций, учебно-творческих исследовательских задач» [16, с. 11]. Рассмотрение исследовательской деятельности в психологическом аспекте развития в трудах выдающихся отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др. позволило установить ее творческий характер, показать ее направленность на высшие потребности в человеке, в частности, потребность в самовыражении через творчество. Поэтому исследовательская деятельность связана с определенными требованиями к личности студента, предполагает способность к творческому саморазвитию, рефлексии, развитию соответствующих интеллектуальных качеств личности.
В работе Б. Ш. Баймухамбетовой [4] подчеркивается специально-организованный характер научно-исследовательской деятельности, ее направленность на овладение как методологией научного познания, так и организацией исследовательского поиска, в результате чего форимируется определенный уровень исследовательских знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающих успешное функционирование этой деятельности.
Ю. С. Димитрюк рассматривает ведущие цели исследовательской деятельности студентов в вузе: «приобретение студентами функциональной исследовательской компетенции как универсального способа освоения изучаемой области знания, развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции студента в исследовательском процессе с опорой на приобретение субъективно новых знаний, которые являются и личностно значимыми для конкретного субъекта» [7, с. 4].
Итогом развития способности к исследовательской деятельности является готовность студентов к исследовательской деятельности в качестве целостного личностного образования у студента, которое выражает результат его интеллектуального и личностного развития, включает мотивационно-ценностное отношение к исследовательской деятельности, систему методологических знаний и исследовательских умений, способность к творческо-
му саморазвитию и рефлексии, а также профессионально-значимые личностные качества, характеризующие исследовательскую деятельность.
При рассмотрении организации процесса исследовательской работы студентов в вузе ученые выделяют ее внутренний и внешний аспекты, а также ее контроль и оценку. К внутренней структуре организации исследовательской деятельности относятся «предмет (содержание), средства и способы реализации, а также результат исследовательской деятельности», а внешняя структура включает: «мотивацию (поощрение, социальное принятие, позиционирование исследовательской деятельности как условия личностного роста; приобщенность к научной сфере); специфику исследовательских задач (в рамках вузовского обучения направленных на изменение как объекта изучения, так и субъекта исследовательской деятельности); алгоритм (стадии) исследовательских действий: целеполагание, планирование, ход исполнительских действий и др.» [7, с. 13-14].
При организации исследовательской деятельности могут быть использованы различные формы обучения: учебные занятия с использованием инновационных технологий обучения (слайд-лекции, проблемные лекции, практические занятия с выполнением исследовательских заданий, семинары-дискуссии, семинары в форме «деловой игры»), а также внеучебные формы (научно-практические конференции, конкурсы, олимпиады). Также средством формирования готовности студентов-юристов к исследовательской деятельности являются педагогическая и исследовательская практики.
Итоговой формой освоения исследовательских компетенций студентов согласно требованиям государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «юриспруденция»: на уровне бакалавриата является выпускная квалификационная работа (Приказ Минобрнауки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511), для квалификации степени магистра - выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) (Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763). В процессе выполнения работы у студентов формируются следующие исследовательские компетенции: способность к самостоятельному овладению новыми мето-
дами исследования; использование на практике умений и навыков в организации исследовательских работ, управлении коллективом; способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения и использование их в практической деятельности, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности; применение перспективных методов исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития информационных технологий.
Таким образом, понятие «исследовательская компетенция» студента предполагает совокупность профессиональных и личностных качеств субъекта образования, формирующихся в процессе обучения и исследовательской деятельности в вузе в рамках самостоятельного преобразовательно-творческого освоения теории и практики научного познания, а также может включать в себя конструктивное отношение к инновациям в профессиональной сфере деятельности и научного познания. В структуре исследовательской компетенции студентов выделяется ряд компонентов: мотивационный (мотивационно-ценностный), когнитивный, деятельностный, а также рефлексивно-творческий. Основой исследовательской компетенции студента в вузе являются способность и готовность к исследовательской деятельности. Организация процесса исследовательской работы студентов в вузе подразделяется на внешний и внутренний аспекты (структуры), а также ее контроль и оценку. Внутренняя структура организации исследовательской деятельности включает предмет (содержание), средства, способы реализации, результат исследовательской деятельности. Внешняя структура организации исследовательской деятельности включает мотивацию, специфику исследовательских задач, стадии исследовательских действий. Средствами формирования готовности студентов-юристов к исследовательской деятельности являются педагогическая и исследовательская практики. Итоговой формой освоения исследовательских компетенций студентов-юристов на уровне бакалавриата является выпускная квалификационная работа, для квалификации степени магистра -выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация).
Подводя общие итоги, необходимо отметить, что вопрос о развитии исследовательской компетенции студентов в юридическом познании может рассматириваться в двух аспектах. Во-первых, в психолого-педагогическом аспекте значимым является рассмотрение психолого-педагогических условий, влияющих как на «процесс формирования личности студента, становление и развитие его как исследователя», так и отражающих «интегра-тивный результат развития исследовательской деятельности студентов» [7, с. 11; 10, с. 12]. Также значимым является рассмотрение организации процесса исследовательской работы студентов в вузе. Во-вторых, в научно-юридическом аспекте значимым является рассмотрение форм (видов) юридического познания, в рамках которых может осуществляться развитие исследовательской компетенции студентов как способности к исследовательской деятельности, а также рассмотрение стадий юридического познания, в соответствии с которыми может осуществляться развитие исследовательской компетенции студентов-юристов в исследовательской деятельности. Развитие исследовательской компетенции юристов может осуществляться в основных формах (видах) юридического познания: теоретических, историко-правовых, методологических, эмпирических, прикладных исследованиях. Развитие исследовательской компетенции юристов может осуществляться в соответствии с основными стадиями юридического познания: стадия целеполагания; подготовительная стадия; эмпирическая стадия; теоретическая стадия; стадия изложения и опубликования результатов исследования.
При рассмотрении организации процесса исследовательской работы студентов-юристов в вузе необходимо учитывать, что формы (виды) юридического познания, в которых может осуществляться научно-исследовательская деятельность студентов, относятся к внутренней структуре организации исследовательской деятельности, а именно к ее предмету (содержанию). Стадии исследовательских действий в юридическом познании относятся к внешней структуре организации исследовательской деятельности.
Со стороны практической значимости необходимо отметить, что материалы данной работы могут быть использованы для организации научных работ студентов в юридическом познании в различных видах учебной и
внеучебной работы, а также для организации научно-практических конференций юридического института.
Литература
1. Алексеев, С. С. Проблемы теории права / С. С. Алексеев. Собр. соч.: в 10 т. - М.: Статут, 2010. - Т. 3. - 781 с.
2. Алексеев, С. С. Теория государства и права: учебник для вузов / С. С. Алексеев. -М.: Норма, ИНФРА-М, 2016. - 495 с.
3. Баженова, Т. М. История государства и права в подготовке юристов: некоторые проблемы и перспективы / Т. М. Баженова, Н. Н. Зипунникова, А. С. Смыкалин // История государства и права. - 2014. - № 19. -С. 3-6.
4. Баймухамбетова, Б. Ш. Формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Б. Ш. Баймухамбетова. - Челябинск, 2011. -225 с.
5. Беляев, М. А. Научное познание права: генезис и эпистемологическая специфика: автореферат дис. ... канд. филос. наук / М. А. Беляев. - Воронеж, 2009. - 29 с.
6. Голик, Н. М. Проблемы рациональности познания и реальности научного знания: философский анализ: автореферат дис. ... канд. филос. наук / Н. М. Голик. - Саратов, 2010. - 18 с.
7. Димитрюк, Ю. С. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях инновационных изменений вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Ю. С. Димитрюк. - М., 2014. - 22 с.
8. Егорова, О. А. Правовая компетентность студентов неюридических специальностей и профессиональная компетентность студентов - будущих юристов / О. А. Егорова, Е. Н. Зинченко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2016. - Т. 8. - № 4. - С. 72-80.
9. Камалова, Г. Т. История отечественного государства и права: учебное пособие / Г. Т. Камалова. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015. - 279 с.
10. Керимов, Д. А. Методология права: предмет, метод, функции, проблемы философии права / Д. А. Керимов. - М.: Изд-во СГУ, 2009. - 520 с.
11. Мамардашвили, М. К. Философия и наука. Мой опыт нетипичен / М. К. Мамарда-швили. - СПб.: Азбука, 2000. - 400 с.
12. Маслова, А. В. Рациональность и интуиция в научном познании: автореферат дис. ... канд. филос. наук / А. В. Маслова. - М., 2016. - 27 с.
13. Нигматуллина, Э. Н. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности юриста по направлению подготовки «Международные отношения»: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Э. Н. Нигматуллина. - Йошкар-Ола, 2014. - 27 с.
14. Пономаренко, Е. В. Правовое освоение в системе категорий теории права: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук / Е. В. Пономаренко. - Екатеринбург, 2017. - 43 с.
15. Пономарчук, П. Н. Содержание и диагностика исследовательской компетенции студентов-юристов / П. Н. Пономарчук // Право и образование. - 2009. - № 11. - С. 8088.
16. Сайтбагина, Л. А. Развитие исследовательской деятельности студентов вуза в условиях проблемно-концентрированного обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Сайтбагина. - Омск, 2017. - 23 с.
17. Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.
18. Судденкова, Н. В. Формирование профессиональной компетентности специалиста правовой сферы в ССУЗ: автореферат дис. . канд. пед. наук / Н. В. Судденкова. - Казань, 2007. - 22 с.
19. Сырых, В. М. Теория и методология юридической науки: учебник / В. М. Сырых. -М.: Норма ИНФРА-М, 2014. - 464 с.
20. Чистяков, О. И. Избранные труды / О. И. Чистяков. - М.: Норма, 2008. - 415 с.
Егорова Ольга Анатольевна - старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. Е-шай: [email protected].
Зинченко Елена Николаевна - старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. Е-шай: [email protected].
Статья поступила в редакцию 29 июня 2018 г.
DOI: 10.14529/law180311
DEVELOPMENT OF STUDENTS' RESEARCH COMPETENCE OF SCIENTIFIC LEGAL KNOWLEDGE
O. A. Egorova, E. N. Zinchenko
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article deals with the issues of development of students' research competence of legal knowledge. The characteristic of forms of a scientific legal research and stages of a legal research is given by the authors. The analysis of concepts of research competence of law students and its structural components in the modern literature is carried out. The characteristic of research competence of law students is given and its components are distinguished. Development of students' research competence can be carried out in the main forms of legal knowledge: theoretical, historical and legal, methodological, empirical, applied researches. Development of students' research competence can be carried out in accordance with the main stages of legal knowledge: goal-setting stage; preparatory stage; empirical stage; theoretical stage; stage of statement and publication of results of a research. The result of development of law students' research competences is the performance of their own dissertation research. And the research competences are formed during the process of its performance.
Keywords: legal knowledge, types of legal research, stages of a legal research, research competence, research activity.
Referenses
1. Alekseev S. S. Problemy teoriiprava. [Problems of legal theory], Moscow, 2010, Vоl. 3, 781 p.
2. Alekseev S. S. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of State and Law]. Moscow, 2016, 495 p.
3. Bazhenova T. M. Istoriya gosudarstva i prava v podgotovke yuristov: nekotorye problemy il perspektivy [History of State and Law in the Training of. Some of the problems and prospects]. Istoriya gosudarstva i prava [History of State and Law], 2014, no. 19, pp. 3-6. (in Russ.)
4. Bajmuhambetova B. SH. Formirovanie gotovnosti magistrantov k issledovatel'skoj deyatel'nost.[Formation of readiness of students to research activities. Diss. Kand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2011, 225 p.
5. Belyaev M.A. Nauchnoe poznanie prava: genesis i ehpistemologicheskaya specifika [Belyaev M.A. Scieentific knowledge of law: genesis and epistemological specificity. Author's abstract Diss. Kand (Philosophy)]. Voronezh, 2009. 29 р.
6. Golik N. M. Problemy racionalnosti poznaniya i realnosti nauchnogo znaniya: filosofskij analiz [Problems of the rationality of cognition and the reality of scientific knowledge: a philosophical analysi. Author's abstract Diss. Kand. (Phylosophy)]. Saratov 2010. 18 p.
7. Dimitryuk YU. S. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti studentov v usloviyah innovacionnyh izmenenij VUZ. [Formation of research competence of students in conditions of innovative changes of the University. Author's abstract Diss. Kand. (Pedagogy)]. Moscow, 2014, 22 р.
8. Egorova O. A., Zinchenko E. N. Pravovaya kompetentnost studentov neyuridicheskih specialnostej i professionalnaya kompetentnost studentov-budushchih yuristov [Legal competence of students of nonlegal profession and professional competence of students-future lawyers]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarsvennogo universiteta. Seriya Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series Education. Pedagogical sciences], 2016, ^ 8, no. 4, pp. 72-80. (in Russ.)
9. Kamalova G. T. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava [History of domestic state and law]. Chelyabinsk, 2015, 279 р.
10. Kerimov D. A. Metodologiyaprava: Predmet, metod, funkcii, problemy filosofii prava. [Methodology law: subject, methods, functions, problems of legal philosophy]. Moscow, 2009, 521 p.
11. Mamardashvili M. K. Filosofiya i nauka Moj opyt netipichen. [Philosophy and science My experience is not typical]. St. Petersburg, 2000, pp. 113-131.
12. Maslova A. V. Racional'nost' i intuiciya v nauchnom poznanii [Rationality and intuition in scientific cognition. Abstract of Thesis]. Moscow, 2016, 27 p. (in Russ.)
13. Nigmatullina EH. N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniyaprofessional'noj kompetentnosti yurista po napravleniyu podgotovki «Mezhdunarodnye otnosheniya». [Pedagogical conditions of formation of professional competence of the lawyer in the field of training "International relations". Author's abstract Diss. Kand. (Pedagogy)].Yoshkar-Ola, 2014, 27 р.
14. Ponomarenko E. V. Pravovoe osvoenie v sisteme kategorij prava [Legal development in the system of categories of theory of law. Author's abstract Diss. Doct. (Law)]. Ekaterinburg, 2017, 43 р.
15. Ponomarchuk P. N. Soderzhanie i diagnostika issledovatel'skoj kompetencii studentov-yuristov. [The maintenance and diagnostics of research skills of law students]. Pravo i obrazovanie [Law and education]. 2009, no. 11, рр. 80-88.
16. Sajtbagina L. A. Razvitie issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov VUZa v usloviyah problemno-koncentrirovannogo obucheniya [Development of research activity of students of higher Education institution in the conditions of problem-concentrated training. Author's abstract Diss. Kand. (Pedagogy)]. Omsk, 2017, 23 p.
17. Stepin V. S. Teoreticheskoe znanie [Theoretical knowledge]. Moscow, 2003, 744 p.
18. Suddenkova N. V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti specialista pravovoj sfery v SSUZ. [The formation of professional competence of a specialist legal area in the College. Author's abstract Diss. Kand. (Pedagogy)]. Kazan, 2007, 22 р.
19. Syryh V. M. Teoriya i metodologiya yuridicheskoj nauki. [Theory and methodology of jurisprudence]. Moscow, 2014, 464 p.
20. Chistyakov O. I. Izbrannye trudy [Selected Works]. Moscow, 2008, 415 р.
Olga Anatolyevna Egorova - Senior Lecturer of South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. Е-mail: [email protected].
Elena Nikolaevna Zinchenko - Senior Lecturer of South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. Е-mail: [email protected].
Received 29 June 2018.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Егорова, О. А. Развитие исследовательской компетенции студентов в научном юридическом познании / О. А. Егорова, Е. Н. Зинченко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2018. - Т. 18, № 3. - С. 63-74. Б01: 10.14529/^180311.
Egorova O. A., Zinchenko E. N. Development of students' research competence of scientific legal knowledge. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2018, vol. 18, no. 3, pp. 63-74. (in Russ.) DOI: 10.14529/law180311.