УДК 37.013 ББК 74.202.2 У 93
А.А. Ушаков
Развитие исследовательской компетентности учащихся профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье рассматривается процесс развития исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения. В результате исследования уточнено и конкретизировано понятие «исследовательская компетентность», выявлены психологопедагогические условия, при которых система развития исследовательской компетентности учащихся в условия профильного обучения наиболее эффективна.
Ключевые слова:
Профильное обучение, учебно-исследовательская деятельность, компетентностный подход, исследовательская компетентность учащихся.
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» является разработка профильного обучения как системы специализированной подготовки на старшей ступени общего образования. Профильное обучение вводится в режиме личностно ориентированного образования и позволяет наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся за счет построения индивидуальных образовательных программ.
В системе профильного обучения особое значение приобретает исследовательская деятельность, направленная на развитие навыков самостоятельного овладения знаниями и творческого восприятия современных наук.
А. С. Обухов определяет исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [4]. Дифференциация и уточнение понятий «научно-исследовательская» и «учебноисследовательская» деятельность позволяет определить различия между данными понятиями. С точки зрения А. В. Леонтовича главным смыслом исследования в сфере образования
есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке». Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и лично-стно значимыми для конкретного учащегося)
[3].
На практике организация учебно-исследовательской работы направлена лишь на формирование исследовательских умений и навыков, при этом не учитываются личностно-смысловые аспекты рассматриваемой проблемы и образовательные результаты, обеспечивающие успешную деятельность вне школы. Это актуализирует компетентностный подход в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе.
Обновление современного образования связано с необходимостью приоритетного решения задач обеспечения воспроизводства культурного потенциала, ускорения научнотехнического прогресса и стабильного развития экономики, формирования готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий. Способность решать жизненные и профессиональные проблемы во многом зависит от качеств, для обозначения которых употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие целям современного образования. Введение данных понятий в образовательную практику средней школы требует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся.
В настоящее время не достигнуто единство мнений в трактовании не только сущности термина «компетенция», но и его семантических категорий «компетентность» и «компетентный». И.А. Зимней понятие «компетентность» трактуется как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [2]. А.В. Хуторской определяет образовательную компетенцию как заранее заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления лично-стно и социальной значимой продуктивной деятельности; компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5, с. 60-61]. С.Г. Воровщиков отмечает, что перспективно осуществлять разграничение понятий «компетенция» и «компетентность» по основанию: потенциальное - актуальное, когнитивное -личностное, данное - освоенное. Компетенция задает круг предназначений, обязанностей, ролей, веер задач, которые должны решаться. Компетенция - это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным. В этом случае, под компетентностью понимается опыт успешного
осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции [1, с. 82].
Учитывая возрастающую значимость учебно-исследовательской деятельности в образовательной подготовке ученика профильной школы, необходимо уточнить и конкретизировать понятие «исследовательская компетентность». Несмотря на активный интерес ученых к проблеме становления исследовательской компетентности, в теории и практике педагогики этот вопрос остаётся недостаточно изученным, в настоящее время при многообразии подходов отсутствует единое понимание сущности исследовательской компетентности, процесса её развития.
Исследовательскую компетентность мы определяем как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельному поиску решения новых проблем и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностноосмысленных знаний, умений, навыков, способов деятельности и ценностных установок.
В рамках педагогического эксперимента нами разработана модель системы развития исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения, которая прошла апробацию с 2004 по 2007 годы на базе МОУ СОШ № 68 города Белореченска (профильные классы естественно-научного профиля специализации). Функционирование модели системы развития исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения определятся принципами самодеятельности, доступности, естественности, осмысленности, экспериментальности, культуро-сообразности.
Эффективность развития исследовательской компетентности учащихся профильных классов определяется следующими психологопедагогическими условиями:
- гуманизация педагогического процесса, признание самоценности ученика и обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала; данное условие реализуется при создании субъект-субъектных отношений, в которых учащиеся становятся равноправными участниками диалога с учителем;
- создание развивающей среды, заключающейся в самостоятельном выборе учащихся (темы исследования, уровня сложности, форм и способов работы), самостоятельной учебноисследовательской деятельности, осознанности цели работы и ответственности за результат, реализации индивидуальных интересов учащихся, использовании системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио);
- поэтапное развитие исследовательской компетентности учащихся профильных классов: формирование внутренней мотивации; исполнительские действия; оценка достижений (рефлексия); корректировочные действия (при необходимости).
Предлагаемая модель системы развития исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, содержательный, процессуально-технологи-
ческий, критериально-оценочный.
Мотивационно-целевой компонент (для чего необходимо развитие исследовательской компетентности? каковы способы развития внутренней мотивации учебно-исследовательской деятельности?) предполагает: определение целей, связанных с развитием исследовательской компетентности учащихся профильных классов; развитие внутренней мотивации, т. е. переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность; создание психологических условий, положительно влияющих на процесс развития исследовательской компетентности в условиях профильного обучения.
Содержательный компонент (чему необходимо научить?) заключался в определении содержательного обеспечения системы развития исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения. Развитие исследовательской компетентности учащихся в условиях естественно-научного профиля осуществлялось как в процессе преподавания профильных предметов (химия и биология) и элективных курсов, углубляющих и расширяющих содержание профильных дисциплин, так и во внеурочной деятельности. В качестве исследовательской составляющей учебного плана нами разработана учебная программа элективного курса «Основы исследовательской
деятельности» с целью обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимым для осуществления исследовательской деятельности. Методика курса предусматривает использование деятельностных технологий в форме обзорных лекций, интерактивных занятий, семинаров и исследовательских практикумов.
Процессуально-технологический компо-
нент (как сформировать исследовательскую компетентность?) предусматривал следующие его составляющие: поэтапное развитие исследовательской компетентности; использование в процессе обучения комплекса методов, организационных форм обучения, образовательных технологий, направленных на развитие исследовательской компетентности; организация научно-методического сопровождения. С течением времени обучения увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетентности, происходит изменение или расширение объектов, к которым относится компетентность, компетентности интегрируются и взаимодействуют между собой. Эффективность развития исследовательской компетентности учащихся на старшей ступени общего образования в условиях профильного обучения зависит от пропедевтического этапа в начальной (1-4 классы) и основной школе (5-9 классы), в течение которого закладываются основы успешного осуществления учебноисследовательской деятельности. В ходе эксперимента на уроке и во внеурочной деятельности использовались следующие организационные формы, методы, образовательные технологии, направленные на развитие познавательных качеств ученика-исследователя профильных классов: исследовательский метод обучения, учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера, научно-практические конференции в рамках деятельности научного общества учащихся, образовательные экспедиции, исследовательская практика, проектно-исследовательская технология обучения. Обязательным компонентом процесса развития исследовательской компетентности является организация научно-методического сопровождения с целью совершенствования исследовательских и организационных умений педагогов (создание исследовательских групп, творческих лабораторий, экспериментальных педагогиче-
ских проектов; проведение семинаров, конференций, мастер-классов).
Критериально-оценочный компонент (как оценить уровень сформированности исследовательской компетентности?) включал: разработку критериев сформированности исследовательской компетентности; определение уровней и показателей сформированности исследовательской компетентности; использование методик оценки каждого показателя (инструментарий оценки); анализ оценки достижений. С целью определения уровней (высокий, средний, низкий) и показателей сформированности исследовательской компетентности учащихся профильных классов по каждому критерию (мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой), нами разработана система диагностического обеспечения включающая анкетирование, тестирование, методики самооценки и выявления отношения к исследовательской деятельности, изучение и анализ продуктов исследовательской деятельности учащихся, анализ эмоционально-волевой саморегуляции. В результате апробации предложенной модели системы развития исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения выявлена положительная динамика достоверного изменения высокого, среднего, низкого уровней сформированности исследовательской компетентности учащихся экспериментальной группы по всем критериям.
Профильное обучение - шанс для жизненного самоопределения. Сегодняшний ученик
профильного класса, успешно овладевший необходимыми умениями и навыками, системой ценностей и отношений, в будущем - профессиональный исследователь, обеспечивающий воспроизводство культурного потенциала и ускорение научно-технического прогресса. Это означает, что одна из важнейших задач школы выполнена.
Примечания:
1. Воровщиков, СТ. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования / СТ. Воровщиков // Завуч. Управление современной школой. - 2007. - № 6. - С. 81-ЮЗ.
2. , . . -
-
подхода в образовании. Авторская версия / И.А. . - .:
, 2004. - 40 .
3. , . . - -
ные проблемы развития исследовательской дея/ . . // -вательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / Под общ. ред. АС. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 112-116.
4. , . .
способ формирования мировоззрения / А.С. Обу// . - 1999. - 10. -
С. 158-161.
5. , . .
- -/ . . // -
разование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.