РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В. С. Игропуло
В статье рассматривается проблема проектирования новых подходов к развитию исследовательской деятельности в условиях интегрированной образовательной среды. Исследуются принципы и комплекс условий успешной реализации программы взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования в развитии исследовательской деятельности школьников.
The problem of designing new approaches to the development of research activities of schoolchildren in the integrated educational environment is presented. The principles and a set of conditions for the successful implementation of the program of interaction of general, additional and higher education in the development of research activities of schoolchildren are considered.
Ключевые слова: исследовательская деятельность школьников;
взаимодействие образовательных организаций; интегрированная система.
Key words: research activities of schoolchildren; cooperation of educational institutions; integrated system.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Исследовательская деятельность школьников рассматривается как эффективная инновационная модель обогащения содержания образования через развитие деятельностных способностей учащихся. Перед научным и педагогическим сообществом, взявшим на себя ответственность за развитие исследовательской деятельности учащихся, встает целый ряд вопросов о ее ценностно-смысловых, организационно-содержательных и психологических основаниях [3].
Программа взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования в интегрированной образовательной системе по развитию исследовательской деятельности школьников представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления совместной деятельности по обучению, воспитанию, развитию учащихся, основные ожидаемые результаты, критерии их оценки. Цель программы взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования - создание системы непрерывного индивидуальнотворческого развития личности в научно-инновационно-образовательной системе интеграции общего, дополнительного и высшего образования.
Взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования по развитию исследовательской деятельности реализованы в работе Малой академии наук и искусств Дворца детского творчества г. Ставрополя. Новизна предлагаемой программы заключается в создании научно-образовательной интегрированной модели, ориентированной на обновленное содержание образования, в основе которого лежит учебноисследовательская деятельность учащихся как инновационная форма орга-
153
низации образовательного процесса. Основным считается не только получение знаний, формирование умений и навыков применять эти знания на практике, а создание у школьника представлений о закономерностях и законах развития, формирования причинно-следственных связей, представлений о возможности поливерсионного решения для множества задач [1].
Исследовательская работа школьников включена в образовательные программы многих образовательных учреждений России. Обычно речь идет о создании учащимися групповых или индивидуальных исследовательских проектов во внеурочное время, доказана эффективность данной технологии для повышения мотивации учащихся к образовательному процессу и развитию творческих способностей детей. Однако опыт работы Малой академии наук и искусств показывает, что для решения поставленных задач оптимальным является включение учащихся в исследовательскую работу не в рамках отдельных курсов, а при соответствующей трансформации организации образовательного процесса, в создании в образовательном учреждении особой развивающей среды, все элементы которой базируются на учебноисследовательской деятельности учащихся. Основная задача Малой академии наук и искусств - создание и апробация уникальной образовательной программы, в которой элементы исследовательской деятельности учащихся выступают как основа интеграции базового и дополнительного образования, учебного и каникулярного времени, образовательного и воспитательного процесса. При создании подобной программы элементы исследовательской деятельности включаются в преподавание всех предметов, реализуются в рамках объединений дополнительного образования, являются основой программ элективных курсов.
Развитие методов обучения в контексте личностно развивающей парадигмы образования движется в направлении преодоления фактологического догматизма, в частности с помощью включения методов научного познания в технологическую составляющую процесса передачи знаний. Заслуживает особого внимания разработка А. О. Карповым методов обучения через науку, имеющих существенные преимущества перед традиционными способами обучения. Карпов особо подчеркивает, что синхронизация обучения не с прошлым, а с будущим социальной природы преодолевает дихотомию учебного знания и инновационного социума и чрезвычайно актуализирует разработку открытой генеративной дидактики и реконструкцию архитектуры учебных сообществ в направлении интегрированных образовательных систем [2, с. 27]. Современная концепция исследовательского образования представляет развитие в новых социокультурных условиях идей В. Гумбольдта и их дальнейшей трактовки Ю. Хабермасом в контексте коммуникативной рациональности. Это не научные исследования и образование, а образование через научные исследования [4, с. 33]. Результат такого образования трактуется как овладение базовыми компетенциями - когнитивными, социальными и эмоциональными, обеспечивающими достижение постоянной востребованности в обществе знаний. Европейский социологический анализ показал высокую степень совпадения компетенций для трудоустройства с компетенциями, которые участвуют в проведении исследовательской деятельности [4, с.16, 29].
154
Анализ накопленного опыта позволяет выделить комплекс условий успешной реализации программы взаимодействия Малой академии наук и искусств, Дворца детского творчества г. Ставрополя и вузов по развитию исследовательской деятельности учащихся:
(а) социально-психологические (создание в образовательных организациях дополнительного и высшего образования благоприятной атмосферы для инновационной педагогической деятельности; разработка системы мотивации и стимулирования творческой инициативы, поддержки новых начинаний педагогов, методистов дополнительного образования, профессорскопреподавательского состава вуза);
(б) научно-методические (определение научно обоснованной структуры программы взаимодействия, этапов её разработки, коррекции, контроля; формирование готовности педагогов дополнительного образования и преподавателей вуза к овладению современными технологиями развития исследовательской деятельности учащихся в единстве мотивационного, когнитивного, поведенческого и личностного компонентов);
(в) организационно-управленческие (разработка управленческого механизма реализации программы взаимодействия Малой академии наук и искусств Дворца детского творчества г. Ставрополя и учреждений профессионального образования; чёткое распределение прав, обязанностей и ответственности социальных партнеров за целенаправленность и результативность программы сотрудничества в области развития исследовательской деятельности учащихся);
(г) нормативно-правовые (подготовка и утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих взаимодействие Малой академии наук и искусств, Дворца детского творчества г. Ставрополя и учреждений высшего образования в области развития исследовательской деятельности учащихся);
(д) финансовые условия (обеспеченность разработки и реализации программы взаимодействия Малой академии наук и искусств МБОУ дОд Дворец детского творчества г. Ставрополя и вузов необходимыми финансовыми средствами, оборудованием и материалами на основе сочетания бюджетных и внебюджетных ассигнований).
Ожидаемые результаты: (а) обеспечение права и возможности каждому обучающемуся на удовлетворение его культурно-образовательных потребностей, свободы выбора уровня и качества образовательно-развивающих и досуговых видов деятельности в соответствии с его индивидуальными ценностными ориентациями; (б) рост личностных и профессиональных достижений обучающихся, педагогов, методистов дополнительного образования, преподавателей вуза; (в) создание атмосферы успеха для каждого учащегося; (г) установление гуманных отношений партнерского сотрудничества между образовательными учреждениями города и региона.
Список литературы
1. Леонтович А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности
учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2.
2. Карпов А.О. Исследовательское образование: ключевые концепты // Педагогика. -
2011. - № 3.
3. Клушина Н., Игропуло И. «Лицей-университет» - система научного образования //
Высшее образование в России. - 2006. - № 5.
4. Simons M. Education Through Research at European Universities// Journal of Philosophy of
Education. Oxford: Blackwell Publishing, 2006. - Vol. 40. - № 1.
155