Научная статья на тему 'Развитие исследовательских навыков у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»'

Развитие исследовательских навыков у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСОВАЯ РАБОТА / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / БАЗЫ ДАННЫХ / PAPER / THESIS / STUDENTS / DATABASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучмурукова Екатерина Александровна, Фокичева Ирина Александровна, Шаньгинова Галина Алексеевна

Статья посвящена характеристике курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль «Информационно-аналитическая деятельность»). Особое внимание обращается на этапы подготовки дипломной работы. Авторами анализируется тематика баз данных и электронных коллекций, составленных студентами кафедры библиотечно-информационныхресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучмурукова Екатерина Александровна, Фокичева Ирина Александровна, Шаньгинова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of research skills of students in training «Library and information services»

The main types of independent work of students include course and diploma (graduation). According to the Federal educational standard of the third generation and curriculum FGBOU VPO «East-Siberian state Academy of culture and arts» in the direction of 071900.62 «Library and information activities» during the training, students perform a cycle of coursework, interrelated annual training on the job. An interesting experience in the organization of work of the Department in this area with students studying in the field of Information-analytical activity", approved in 2003. Each student works on a single theme throughout the training period. A logical continuation of the course work is the final qualifying work, which contains the results of independent research on the issue. Since 2009, students qualification «Assistant analyst information resources» specialty «Library and information activities» when writing the thesis in addition to the collection, compilation and analysis of the literature on the topic, create a database (DB), thematic digital collections. Work on their creation-tion starts from the second year and is divided into three stages. First, bibliographic stage is the identification of literature on the topic of the course work. The second analytical stage, students examine and analyse the documents on the subject, forming sections of the database and electronic collections; scan or PE-repetative the text documents in Microsoft Word, scan photos from various sources. The final stage of creating the electronic product technical. To create the database and collections of students used a variety of programs: Microsoft Office Power Point, Microsoft Acsess, Microsoft Publisher, AutoPlay Menu Builder. Further disclosed subject databases and digital collections, compiled by students of the Department. Thus, such projects are indicative not only of the decision of students qualification «Assistant analyst information resources» research problems, but also the successful implementation of their creative activity.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательских навыков у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»»

Вестник Томского государственного университета. _Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)_

УДК 378.21

Б01 10.17223/22220836/17/15

Е.А. Кучмурукова, И.А. Фокичева, Г.А. Шаньгинова

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Статья посвящена характеристике курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль «Информационно-аналитическая деятельность»). Особое внимание обращается на этапы подготовки дипломной работы. Авторами анализируется тематика баз данных и электронных коллекций, составленных студентами кафедры библиотечно-информационныхресурсов.

Ключевые слова: курсовая работа, дипломная работа, студенты, базы данных.

К числу основных видов самостоятельной работы студентов относятся курсовые и дипломные (выпускные квалификационные) работы. Согласно Федеральному образовательному стандарту третьего поколения и учебным планам ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» по направлению подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность» во время обучения студенты выполняют цикл курсовых работ, представляющих собой взаимосвязанные ежегодные учебные задания. Их конечной целью является привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности в библиотечно-информационной сфере посредством обобщения выявленного материала и создания на его основе информационного продукта. Особенности курсовых работ заключаются в усложнении объектов исследования и дополнении основных концептуальных теоретических положений в рамках исследуемой проблематики.

Для студентов различных форм обучения разработана учебно-методическая документация, помогающая самостоятельно рассмотреть основные этапы организации научной деятельности [1].

Интересен опыт организации работы кафедры в данном направлении со студентами, обучающимися по профилю «Информационно-аналитическая деятельность», апробированный с 2003 г. Каждый студент работает по единой теме на протяжении всего срока обучения. Её выбор зависит как от проблематики научных исследований кафедры, так и от заинтересованности студента в изучении определенных вопросов. Как правило, курсовая работа второго курса выполняется в форме реферативного обзора, осуществленного на основе анализа специальной литературы и содержащего выводы, умозаключения студента по теме. На третьем курсе характеризуется документальный поток по теме, в ходе которого проявляются навыки аналитической работы и раскрываются различные аспекты изучаемой проблемы.

Логическим продолжением курсовой работы выступает итоговая квалификационная работа, которая содержит результаты самостоятельного научного исследования по проблеме. Начиная с 2009 г. студенты квалификации

96

Е.А. Кучмурукова, И.Ф. Фокичева, Г.А. Шаньгинова

«Референт аналитик информационных ресурсов» специальности «Библио-течно-информационная деятельность» при написании дипломной работы помимо сбора, обобщения и анализа литературы по теме создают базы данных (БД), тематические электронные коллекции. Работа над их созданием начинается со второго курса и делится на три этапа.

Первый, библиографический этап представляет собой выявление литературы по теме курсовой работы. Изучение и отбор источников начинается с определения круга библиографических указателей, важное место среди которых занимает продукция ведущих информационных центров страны - Российской книжной палаты, Института научной информации по общественным наукам, Всероссийского института научной и технической информации, Ин-формкультуры и др. В библиографический список будущих БД и коллекций входят редкие книги и периодические издания; книги и рукописи из библиотек Республик Бурятия и Тыва, Иркутской области, Забайкальского края; архивные материалы; некоторые документы студенты находят в сети Интернет.

На втором, аналитическом этапе студенты изучают и анализируют документы по теме, формируя разделы БД и электронной коллекции; сканируют или перепечатывают тексты документов в Microsoft Word; сканируют фотоиллюстрации из различных источников.

Заключительный этап создания электронного продукта - технический. Для создания БД и коллекций студентами используются различные программы: Microsoft Office Power Point, Microsoft Access, Microsoft Publisher, AutoPlay Menu Builder (программа, которая позволяет быстро и удобно использовать данные в любом формате, переходить из одной вкладки на другую, в том числе на ссылку). На данном этапе студентам предоставляется право самостоятельного выбора программного обеспечения для составления БД и электронных коллекций. Опыт создания подобных коллекций обобщается в научных публикациях преподавателей и студентов [2].

Раскроем тематику баз данных и электронных коллекций, составленных студентами кафедры. Условно все базы данных можно поделить на следующие блоки:

- история и культура: городов Улан-Удэ, Кяхта; районов Республики Бурятия;

- народы, проживающие на территории Бурятии: буряты; казачество Забайкалья; семейские; эвенки;

-религиозные конфессии: православие; буддизм; шаманизм и др.

Остановимся подробнее на наиболее интересных и содержательных электронных продуктах, составленных студентами.

Научный интерес представляют электронные продукты, посвященные г. Кяхта. Одним из них является полнотекстовая коллекция «Кяхта — город с удивительной судьбой» (составители Н. Занегина, А. Оскорбина). База данных включает полные тексты публикаций XIX в. Основательностью и глубиной изучения проблематики выделяется раздел «Реклама на страницах сибирских газет». Работа с первоисточниками позволила студентам отобрать и представить рекламные материалы, опубликованные средствами массовой информации в XIX в. На основе коллекции составлена видеопрезентация, раскрывающая историю г. Кяхта.

Развитие исследовательских навыков у студентов

97

Отметим электронный продукт «Литературная Кяхта» (составитель М. Бадашкова), в котором рассказывается о знаменитых людях, чья жизнь и творчество были связаны с этим городом. Среди них - писатель Д.И. Ста-хеев, математик и поэт Д.П. Давыдов, И.А. Горяинов, В.В. Птицын и др.

Уникальна история торгового города Маймачен, выросшего одновременно с г. Кяхта у самой границы с Монголией. Электронная коллекция «Потерянный город Маймачен» (составитель Е. Иванова) включает полные тексты документов, опубликованных на страницах периодических изданий XIX в. В процессе изучения темы студенткой было опубликовано несколько статей по теме в местных изданиях.

Отметим, что студенты всех форм обучения активно работают и в рамках комплексной темы кафедры «Книжная культура Байкальского региона», это свидетельствует о преемственности научных исследований. Так, собранный студентами и преподавателями богатый фактический материал, посвященный г. Кяхта, позволил организовать работу выездной секции студенческой научно-практической конференции на базе Кяхтинской межпоселенческой центральной библиотеки.

На территории Бурятии компактно проживают различные народы. Исходя из этого, кафедрой были определены темы дипломных работ, посвященные народам, населяющим республику.

В полнотекстовой БД «Семейские, забайкальские старообрядцы» студентом Г. Чириковой продемонстрирована высокая степень усвоения изученного материала, отражены различные концептуальные положения исследований специалистов, а также сделаны выводы и внесены предложения по рассматриваемой проблеме. Одним из достоинств работы является то, что в процессе написания проекта студентом опубликованы материалы в республиканской печати.

Таким образом, подобные проекты свидетельствуют не только о решении студентами квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов» научно-исследовательских задач, но и успешной реализации ими творческой деятельности.

Литература

1. Курсовая работа: методические указания для студентов II-IV курсов по специальности 071201 «Биб ли отечно-информационная деятельность», направлению подготовки 071900 «Биб-лиотечно-информационная деятельность», 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» / сост. Е.А. Кучмурукова, Е.Ю. Ажеева. Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2013. 51 с.

2. Кучмурукова Е.А. Электронные ресурсы о Забайкальском казачестве: состояние и перспективы развития / Е.А. Кучмурукова, Е. Сапунова // Информационные технологии и вычислительные системы: материалы семинара молодых ученых с международным участием, Улан-Удэ, 22-26 июня 2011 г. Улан-Удэ, 2011. С. 90-94.

Kuchmurukova Ekaterina A., Fokicheva Irina A., Shanginova Galina A. East Siberian State Academy of Culture and Arts (Ulan-Ude, Russian Fédération). DOI 10.17223/22220836/17/15

THE DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS OF STUDENTS IN TRAINING 071900.62 «LIBRARY AND INFORMATION SERVICES»

Key words: paper, thesis, students, database.

The main types of independent work of students include course and diploma (graduation). According to the Federal educational standard of the third generation and curriculum FGBOU VPO

98

E.A. KyHMypyxoea, H.0. QoKuneea, r.A. fflaHbzuHoea

«East-Siberian state Academy of culture and arts» in the direction of 071900.62 «Library and information activities» during the training, students perform a cycle of coursework, interrelated annual training on the job.

An interesting experience in the organization of work of the Department in this area with students studying in the field of Information-analytical activity", approved in 2003. Each student works on a single theme throughout the training period.

A logical continuation of the course work is the final qualifying work, which contains the results of independent research on the issue. Since 2009, students qualification «Assistant analyst information resources» specialty «Library and information activities» when writing the thesis in addition to the collection, compilation and analysis of the literature on the topic, create a database (DB), thematic digital collections. Work on their creation-tion starts from the second year and is divided into three stages.

First, bibliographic stage is the identification of literature on the topic of the course work. The second analytical stage, students examine and analyse the documents on the subject, forming sections of the database and electronic collections; scan or PE-repetative the text documents in Microsoft Word, scan photos from various sources. The final stage of creating the electronic product - technical. To create the database and collections of students used a variety of programs: Microsoft Office Power Point, Microsoft Acsess, Microsoft Publisher, AutoPlay Menu Builder.

Further disclosed subject databases and digital collections, compiled by students of the Department.

Thus, such projects are indicative not only of the decision of students qualification «Assistant analyst information resources» research problems, but also the successful implementation of their creative activity.

References

1. Kursovaya rabota: metodicheskiye ukazaniya dlya studentov II-IV kursov po spetsial'nosti 071201 «Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'», napravleniyu podgotovki 071900 «Biblio-techno-informatsionnaya deyatel'nost'», 071200 «Bibliotechno-informatsionnyye resursy» / sost. Ye.A. Kuchmurukova, Ye.Yu. Azheyeva. Ulan-Ude: Izdatel'sko-poligraficheskiy kompleks VSGAKI, 2013. 51 p.

2. Kuchmurukova Ye.A. Elektronnyye resursy o Zabaykal'skom kazachestve: sostoyaniye i per-spektivy razvitiya / Ye.A. Kuchmurukova, Ye. Sapunova // Informatsionnyye tekhnologii i vychis-litel'nyye sistemy : materialy seminara molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiyem. Ulan-Ude, 22-26 iyunya 2011 g. Ulan-Ude, 2011. P. 90-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.