УДК 338.1
Клевцов Сергей Михайлович
Заведующий Кафедрой товарно-технологических дисциплин, Курский институт кооперации (филиал БУКЭП)
Сырых Любовь Александровна
Студент, Курский институт кооперации (филиал БУКЭП)
РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ЦФО
В статье рассматривается инвестиционная деятельность субъектов Российской Федерации в условиях импортозамещения на примере Центрального Федерального округа. Уровень инвестиций разного уровня, а также инвестиционные проекты, которые реализуются в настоящий момент времени. В данном материале более подробно рассмотрена инвестиционная деятельность в Курской, Белгородской, Воронежской, Брянской, Липецкой областях. Выделены такие показатели, как: структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, распределение организаций, ограничивающих инвестиционную деятельность, а также доля инвестиций, направленная на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный проект, инвестиционная политика, импортозамещение, экономический кризис, темп роста.
JEL code: L 510, R 230, R 380
Sergey Klevtsov
Head of the Department of commercial and technological disciplines,
Kursk Institute of cooperation
Lyubov Syryh
Student, Kursk Institute of cooperation
DEVELOPMENT OF INVESTMENT ACTIVITY OF THE REGIONS OF
THE RUSSIAN FEDERATION IN CONDITIONS OF THE IMPORT SUBSTITUTION ON THE EXAMPLE OF CENTRAL FEDERAL REGION
The article examines the investment activity of subjects of the Russian Federation in terms of import on the example of the Central Federal district. The level of investment at different levels, as well as investment projects implemented in real time. In this material in detail the investment activity in Kursk, Belgorod, Voronezh, Bryansk, and Lipetsk regions. Selected indicators such as structure of investments into fixed capital by source of funding, distribution, limitations on the investment activity and the share of investment aimed at reconstruction and modernization in the total volume of investments in fixed capital.
Key words: investments, investment activity, investment projects, investment policy, import substitution, economic crisis, growth rate.
JEL code: L 510, R 230, R 380
Финансовый потенциал субъектов Центрального Федерального округа играет важную роль в формировании инвестиционной деятельности, что позволяет привлекать участников на устраивающих их условиях и использовать всевозможные источники финансирования реализации инвестиционных проектов. Повышение материального благополучия населения и рост экономики, являются основой инвестиций. Проблема развития инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации в условиях импорта замещения является актуальной, так как без капитальных вложений невозможно нормальное функционирование производственного процесса и развитие сил производства.
Экономический кризис в России, связанный с падением цен на нефть и антироссийскими санкциями Запада, позволяет предприятиям выбрать новый курс развития, заполнив качественной российской продукцией освободившуюся нишу на рынках. Политика импорта замещения, являясь экономической стратегией, предусматривает замену иностранных товаров отечественной продукцией. Активно применяются методы замещения, такие как: введение
пошлин (таможенно-тарифное регулирование), применение квотирования и лицензирования, прямой запрет на ввоз импортных товаров, субсидирование производств внутри страны.
В субъектах Центрального Федерального округа Российской Федерации существует законодательная база, которая определяет социально-экономические, а также правовые условия инвестиционной деятельности на территории России, непосредственно направленные на эффективное функционирования народного хозяйства. Данную базу регулирует Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». На рисунке 1 продемонстрирована структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в субъектах Российской Федерации Центрального Федерального округа в I полугодии 2015 года (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами).
Из рисунка видно, что наивысшим показателем является показатель «собственные средства», который составил 51,9%. Положительный показатель собственных оборотных средств благоприятно характеризует текущее финансовое положение субъектов Центрального Федерального округа. Повышению показателя собственных средств могло способствовать: увеличение уставного капитала в предприятиях, дооценка основных средств и т.д.
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования по субъектам Российской Федерации в I полугодии 2015 года (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)
Средства организации и населения на долевое..
Кредиты банков Местные бюджеты Бюджеты субъектов Российской Федерации Федеральный бюджет Бюджетные средства Привлеченные средства Собственные средства
I 0,6
4,5
10,3 10
20,9
0,0
48,1
51,9
10,0 20,0 30,0 40,0 50,0
60,0
Рисунок 1
Наименьшим же показателем является значение показателя «местные бюджеты», доля которых составляет 0.6%.
Местные бюджеты являются формой образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год. Каждый регион Российской Федерации обладает своим собственным бюджетом. По остальным показателем видно, что привлеченные средства составили 48,1%, бюджетные средства 20,9%, средства федерального бюджета 10,0%, бюджеты субъектов РФ 10,3%, кредиты банков 8,6%, средства организации и населения на долевое строительство.
Нельзя не отметить также значение оценок показателей факторов ограничивающих инвестиционную деятельность по субъектам Российской Федерации, в Центральном Федеральном округе за 2014 год, определенных на основании данных организаций, которые осуществляли добычу полезных ископаемых и которые работали в сфере обрабатывающих производств и распределения электроэнергии, газа, воды. Рассмотрим основные показатели Центрального Федерального округа на рисунке 2.
Рисунок 2
Распределение организаций, ограничивающих инвестиционную деятельность, по Центральному Федерал округу в 2014 году
Недостаточный спрос на продукцию 70
Неопределенность
экономической ситуации в стране
Недостаток 61 собственных финансовых средств
инвестиционные риски
Высокий процент коммерческого (ентральныйКфдйт&льный округ
Сложный механизм
Из рисунка видно, что самым высоким показателем 2014 года является недостаток собственных средств, это может быть обусловлено тем, что в регионах не выполняется план накопления, отсутствует источник прироста финансовых средств, несвоевременное полное финансирование и т.д. Чтобы исправить данную ситуацию, Центральному Федеральному округу нужно изменить очередность распределения прибыли во всех отраслях, в зависимости от потенциала одного из субъектов. Чтобы избежать данную ситуацию нужно совершенствовать образования фондов экономического стимулирования.
Наиболее низко бизнес-сообщество оценивают ограничения инвестиционной деятельности «сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов». Также стоит отметить долю инвестиций, которые были направлены 3 в 2014 году на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал в Центральном Федеральном округе.
Рисунок 3
Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации за 2014 год
■ Белгородская область
22,6 16,4
24,1
10,7
24,5
29,1
24,4
26,9
12,6
22,2
24,8
22,6
29,7
13,3 18,6
24,9
I Брянская область I Владимирская область I Воронежская область I Ивановская область I Калужская область I Костромская область Курская область Липецкая область I Московская область Юрловская область I Рязанская область I Смоленская область ¡Тамбовская область Тверская область Тульская область I Ярославская область I г.Москва
Из рисунка видно, что наибольшее количество инвестиций, а именно 34,1%, которые были направлены на реконструкцию и модернизацию были во Владимирской области, это свидетельствует о том, что данный субъект
развивает свой производственный потенциал. Самый низкий показатель по реконструкции оказался в Брянской области, он составил 10,7%.
Рассмотрим инвестиционную деятельность в нескольких субъектах Центрального Федерального округа.
Белгородская область обладая активной инвестиционной политикой, направленной на решение стратегических задач модернизации экономики и обновления производственной сферы, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата и делает регион благоприятным местом для размещения производств. Правительство Белгородской области реализует комплекс мер, которые предусматривают формирование комфортных условий для инвесторов и создает благоприятные условия.
Развитие энергостистем, постоянная работа с компаниями-поставщиками в сфере электро-, газо- и водоснабжения, поддержание объема инвестиций, направлены на развитие инженерной инфраструктуры, на условиях софинансирования за счет инвесторов и газо- и электроснабжающих организации осуществляется подведение инженерных сетей. В Белгородской области инвестирование одно из важнейших источников экономического роста. Привлекательность данного субъекта опирается на такие конкурентные преимущества как политическая стабильность в регионе, высокий уровень жизни населения, развитая финансовая инфраструктура, система сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна», концентрация квалифицированных кадров, богатый потенциал природных ресурсов и т.д. По итогам за 2014 год Белгородская область заняла 8-е место в рейтинге инвестиционных рисков среди регионов Центрального Федерального округа, а также получила 17 место по уровню инвестиционного потенциала.
В Брянской области экономика региона связана непосредственно с перевооружением производства и введением инновационных технологий. 28 мая
2015 года был принят закон по Брянской области «Об инвестиционной деятельности в Брянской области», вступит в силу данный закон с 1 -го января
2016 года.
Курская область активно решает проблему ипортозамещения по большинству производственных товаров и готова поставить продукцию в другие регионы. В качестве примера можно привести то, что области произведено 2 миллиона тонн зерна и продукции из нее, а также 350 тысяч тонн сахара за прошедший 2014 год. Что касается инвестиционной деятельности, то в качестве примера можно привести строительство атомной электростанции «Курская АЭС2» в поселке Макаровка в Курчатовской районе, вблизи действующей Курской АЭС, которая будет включать четыре энергоблока. Стоимость проекта составляет 400 млрд. рублей. Строительство первого блока, запланировано в 2016 году, госкорпорацией «Росатом». Было подписано постановление о размещении двух энергоблоков Курской АЭС-2. Ввод в эксплуатацию был запланирован на 2020-й и 2034 годы, для замещения первого и второго блока Курской АЭС, их выход намечен на 2021-й и 2024 годы. Также в Курской области планируется реализация крупного животноводческого проекта, сумма инвестиций в реализацию которого составляет более 26 млрд рублей. В 2010 году АгроПромкомплектация-Курск начала реализацию пятилетней программы. Создано пять свиноводческих комплексов, объемом 260 тыс. голов единовременного содержания и производством 62 тыс. тонн готовой продукции в год. Был построен комбикормовый завод, который расположен в поселке Конышевка, производительностью 600 тонн гранулированного комбикорма в сутки и элеватор с мощностью хранения 102 тыс. тонн зерна. Еще в 2014 году, когда данный проект начал свою реализацию, начато строительство мясохладобойни мощностью свыше 100 тыс. тонн мяса в год за более 6 млрд рублей. В Курске намечено строительство еще одного комбикормового завода и элеватора и еще шесть свинокомплексов, а также один нуклеус.
Липецкая область, занимающая лидирующие позиции в Российской Федерации по многим показателям, обладающая высокий научно-техническим, инвестиционным и производственным потенциалом. В данном регионе реализуется инвестиционная стратегия на период до 2020 года, которая обеспечивает системный подход в динамичное развитие региона.
Инвестиционный меморандиум субъекта Российской Федерации декларирует общие принципы и порядок взаимодействия региональных органов власти с инвесторами. Созданы и функционируют определенные территории с условиями осуществления хозяйственной деятельности для инвесторов.
Воронежская область занимает лидирующие позиции по темпам роста привлекательных инвестиции за последние три года, как в ЦФО, так и в целом по стране. Достижение такого характера было за счет крупных инвестпроектов. Программа социально-экономического развития области, стала основным элементом инвестиционной политики. С 2009 года на территории области было запущено более 55 производств в рамках программы. Также здесь нужно отметить увеличение объемов производства до 20% за счет выпуска импортозамещающей продукции в холдинге «Молвест». В 2015 году был расширен выпуск детской молочной продукции, производства йогуртов, выпуск сливок жирности 20% (ранее 10%). «Молвест» крупнейшая компания в стране, конкурирующая с международными компаниями, например, с компанией Danone. На сегодняшний день мощность молочного комбината составляет около 550 тонн в сутки, выпуская при этом около 200 наименований молока, кефира, масла, творога, сметаны, сыры. Продукция реализуется в до 20 тысяч магазинах и в 30 регионах Российской Федерации.
Несмотря на санкции со стороны правительства Российской Федерации, некоторые иностранные компании не планируют уходить с Российского рынка, решаясь на миллиардные инвестиции. К таким компаниям, например, относится корпорация «Coca-Cola Hellenic», которая является крупнейшей в мире по производству газировки.
Таким образом, инвестиционная деятельность является одной из основных особенностей формирования экономики страны, без которой развитие регионов невозможно. Инвестиционные проекты расширяют области производства, что способствует благоприятному инвестиционному климату. Импортозамещение стало актуальным в настоящее время, так как это укрепляет экономику страны расширяет внутреннее производство и дает больше возможностей использовать
свой трудовой, природный и прочие потенциалы Российской Федерации. Но есть и отрицательные моменты, которые нельзя не учитывать, такие как отрасли, аналоги которых не являются конкурентно способными по качеству и то, что производственные мощности отечественных предприятий пока еще не удовлетворяют полностью спрос на некоторую продукцию.
Литература
1. Клевцов С.М., Доренская И.Н. Реализация выбора альтернативных стратегий товарной политики предприятия на основе нечетко-множественного моделирования // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 2 (117). С. 130-135.
2. Экономические и финансовые технологии: методология, теория и практика/ под ред. Кирикова О.И. — Воронеж, 2014. Том 1 — 195 с.
3. Клевцов С.М., Буснюк Н.Н., Гороховицкая Т.Н. Экономика регионов: тенденции развития/ Минск, 2014.
4. Клевцова М.Г., Клевцов С.М. Многокритериальный анализ отраслевых полюсов роста региона на основе структурной эластичности в условиях реализации политики импортозамещения// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 4 (52). С. 355-361.
5. Клевцова М.Г., Клевцов С.М., Сергеев С.А. Кластерный анализ направлений энергосбережения региона// Электрика. 2013. № 12. С. 30-32.
6. Клевцов С.М., Харченко Е.В Повышение эффективности использования материальных активов региона на основе адаптированных методов управления// Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 1. С. 55-61.
7. Клевцов С.М. Финансово-кредитные инструменты и их применение в развитии экономики региона/ монография. Под общей ред. д.э.н., проф. В.А. Чемыхина. Старый Оскол, 2010. Том 4
References
1. Klevtsov S.M., Dorenskaja I.N. Realizacija vybora al'ternativnyh strategij
tovarnoj politiki predprijatija na osnove nechetko-mnozhestvennogo modelirovanija // Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 2 (117). p. 130-135.
(in Russian)
2. Jekonomicheskie i finansovye tehnologii: metodologija, teorija i praktika/ pod red. Kirikova O.I. — Voronezh, 2014. Tom 1 — 195 p. (in Russian)
3. Klevtsov S.M., Busnjuk N.N., Gorohovickaja T.N. Jekonomika regionov: tendencii razvitija/ Minsk, 2014. (in Russian)
4. Klevtsova M.G., Klevtsov S.M. Mnogokriterial'nyj analiz otraslevyh poljusov rosta regiona na osnove strukturnoj jelastichnosti v uslovijah realizacii politiki importozameshhenija// Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, jekonomiki i prava. 2014. № 4 (52). p. 355-361. (in Russian)
5. Klevtsova M.G., Klevtsov S.M., Sergeev S.A. Klasternyj analiz napravlenij jenergosberezhenija regiona// Jelektrika. 2013. № 12. p. 30-32. (in Russian)
6. Klevtsov S.M., Harchenko E.V Povyshenie jeffektivnosti ispol'zovanija material'nyh aktivov regiona na osnove adaptirovannyh metodov upravlenija// Region: sistemy, jekonomika, upravlenie. 2011. № 1. p. 55-61. (in Russian)
7. Klevtsov S.M. Finansovo-kreditnye instrumenty i ih primenenie v razvitii jekonomiki regiona/ monografija. Pod obshhej red. d.je.n., prof. V.A. Chemyhina. Staryj Oskol, 2010. Tom 4 (in Russian)