Научная статья на тему 'Развитие интермодальных пересадочных узлов в городах Российской Федерации'

Развитие интермодальных пересадочных узлов в городах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
997
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ИНТЕРМОДАЛЬНЫЙ1 ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ / CITY / TRANSPORT TRANSIT HUB / PUBLIC TRANSPORT / MASTERPLAN / URBAN PLANNING STANDARTS / INTERMODAL PASSENGER TRANSPORT HUB

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Власов Денис Николаевич, Леоненко Сергей Михайлович, Широкая Наталия Викторовна

Развитие транспортной инфраструктуры поселений важнейшая задача, решение которой позволит сделать города Российской Федерации комфортными и безопасными. При разработке документов территориального планирования одной из задач является определение приоритетов развития, для чего необходимо иметь чёткую классификацию объектов. В статье на примере Севастополя предложена классификация пересадочных узлов для городов РФ. Классификация может использоваться при актуализации СП «Градостроительство», при разработке отраслевых схем развития ТПУ, проектов планировки. Кроме того, проведённый анализ позволил определить приоритетные задачи, решение которых позволит улучшить условия транспортного обслуживания жителей и гостей города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Власов Денис Николаевич, Леоненко Сергей Михайлович, Широкая Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Intermodal Transport Transit Hubs in Cities of Russian Federation

Transport infrastructure development of urban territories is one of the key questions that can make environment of Russian cities more comfortable and safe. One of the main aims of documents on territorial planning is to identify priority direction of development that provides the importance to have the positive classification of objects. In the article on the example of Sevastopol is proposed the classification of transport transit hubs adopted for Russian cities. This classification can be used for updating of regulative document «Urban planning», for design of industry transport hubs and territory planning projects. In addition, this analysis allows to define priority directions to improve transport services for residents and guests of a city.

Текст научной работы на тему «Развитие интермодальных пересадочных узлов в городах Российской Федерации»

Развитие интермодальных пересадочных узлов в городах Российской Федерации

Д.Н.Власов, С.М.Леоненко, Н.В.Широкая

Развитие транспортной инфраструктуры поселений - важнейшая задача, решение которой позволит сделать города Российской Федерации комфортными и безопасными. При разработке документов территориального планирования одной из задач является определение приоритетов развития, для чего необходимо иметь чёткую классификацию объектов. В статье на примере Севастополя предложена классификация пересадочных узлов для городов РФ. Классификация может использоваться при актуализации СП «Градостроительство», при разработке отраслевых схем развития ТПУ, проектов планировки. Кроме того, проведённый анализ позволил определить приоритетные задачи, решение которых позволит улучшить условия транспортного обслуживания жителей и гостей города.

Ключевые слова: город, транспортно-пересадочный узел, пассажирский транспорт, генеральный план, градостроительные нормативы, интермодальный1 пересадочный узел.

Development of Intermodal Transport Transit Hubs in

Cities of Russian Federation. By D.N.Vlasov, S.M.Leonenko,

N.V.Shirokaya

Transport infrastructure development of urban territories is one of the key questions that can make environment of Russian cities more comfortable and safe. One of the main aims of documents on territorial planning is to identify priority direction of development that provides the importance to have the positive classification of objects. In the article on the example of Sevastopol is proposed the classification of transport transit hubs adopted for Russian cities. This classification can be used for updating of regulative document «Urban planning», for design of industry transport hubs and territory planning projects. In addition, this analysis allows to define priority directions to improve transport services for residents and guests of a city.

Keywords: city, transport transit hub, public transport, masterplan, urban planning standarts, intermodal passenger transport hub.

Развитие транспортной инфраструктуры - важнейший процесс, позволяющий обеспечить социально-экономиче-

1 Под «интермодальным узлом» понимается узел, в котором, пассажиру предоставляется возможность пересадки на различные виды транспорта.

90 3 2016

ское развитие как всей страны в целом, так и отдельных её регионов. Наличие развитой транспортной инфраструктуры обеспечивает комфортную среду жизнедеятельности на территории, является важнейшим фактором устойчивого развития, повышает инвестиционную привлекательность региона, обеспечивает занятость населения и т.д., и т.п. [7-9 ; 13 и др.].

По состоянию на 1 января 2015 года на территории РФ (рис. 1) насчитывалось 1114 городов [10]. Из них крупнейшими (с населением более 1 млн человек) являются 15 городов, при этом число городов, являющихся реальными центрами агломераций, ещё меньше [5].

Вместе с тем в крупных и крупнейших городах проживает порядка 60% городского населения (рис. 2), а с учётом больших городов - доля проживающих в городах составляет порядка 75%. Таким образом, в 169 городах сконцентрировано порядка 50% всего населения Российской Федерации.

Приведённые рассуждения показывают необходимость, с одной стороны, первоочередного развития транспортной инфраструктуры указанных поселений, с другой стороны - улучшения их связанности между собой и с остальной территорией страны.

Возможны различные сценарии развития транспортной инфраструктуры, которые зависят от совокупности градо-

л» Г 1

Tltt МП и» «4

41

* 1S If ■

IilIMItwiwI lAD-imiw иж| СМ»-Шпя.>м| Типы

Рис. 1. График группировки городов РФ по типу поселения (по состоянию на 01.01.2015 г.)

li

—ц pv LHH U*1 ка- — I IM-JU,..—

Рис. 2. График распределения городского населения РФ по типам поселений (по состоянию на 01.01.2015 г.)

строительных и социально-экономических факторов. В то же время, если говорить о развитии транспортной инфраструктуры крупнейших, крупных и больших городов2, то как в отечественном градостроительстве (начиная со времён СССР), так и в зарубежной практике, основой упор делается на развитие общественного транспорта. За рубежом сформировалась теория «застройки, ориентированной на общественные виды транспорта» (Transit Oriented Development - TOD) [4; 12; 14].

В зависимости от размеров города основой для развития системы общественного транспорта могут выступать:

- метрополитен (или городская железная дорога);

- различные виды скоростного трамвая или «лёгкого» метрополитена (в зарубежной практике определяемые единым термином LRT - Light Rail Transit);

- наземный пассажирский транспорт с возможным выделением в его системе скоростных маршрутов (BRT - Bus Rapid Transit).

Независимо от выбора основных направлений развития всей системы в целом возникает необходимость в формировании современных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Как показывает мировой опыт, пересадочные узлы [1; 2] выполняют не только утилитарную функцию, обеспечивая быструю и удобную пересадку пассажиров, но и являются элементами системы городского центра, формируя транспортный каркас города и обеспечивая его полицентричность.

Роль ТПУ определяет и уровень внимания, которое уделяется им при разработке документации по планировке территории в настоящее время. Фактически во всех разработанных и разрабатываемых генеральных планах городов присутствует раздел, посвящённый развитию системы ТПУ. При этом рекомендации по разработке разделов генеральных планов, посвящённых развитию пересадочных узлов, отсутствуют.

Цели и задачи развития ТПУ на территории определяются значительным количеством факторов. Ранее нами была

2 В соответствии со сводом правил «Градостроительство» к поселениям данного типа относятся города с населением более 250 тыс. человек.

предложена трёхуровневая модель системы ТПУ (рис. 3) в масштабах страны [3].

Макроуровень системы. С точки зрения транспортной стратегии РФ транспортно-пересадочными узлами являются «управляющие центры», то есть такие агломерации крупных и крупнейших поселений, которые формируют направления транспортных коридоров России, обеспечивая территориальное единство страны.

Мезоуровень системы формируют региональные и агломерационные системы ТПУ.

Микроуровень системы формируют отдельные транспор-тно-пересадочные узлы.

Аналогичная система формируется на территории каждого поселения. Статистический анализ системы ТПУ Московской агломерации позволил обосновать состав агломерационной системы ТПУ [3], которая представлена на рисунке 4.

В представленной «московской» классификации «за скобки» вынесены узлы федерального значения, поскольку основная задача исследования была в разработке предложений по развитию системы ТПУ агломераций, а пересадочные узлы федерального значения развиваются в рамках федеральных, а не муниципальных программ.

В настоящей публикации на реальном примере хотелось бы рассмотреть: состав системы ТПУ в иных типах поселений, определить приоритетные направления развития систем ТПУ, определить цели и задачи, решаемые при разработке документации территориального планирования. В качестве примера рассмотрим систему ТПУ города федерального значения - Севастополя.

На сегодняшний день численность населения Севастополя составляет порядка 419 тысяч человек, территория города - 1080 кв. км [11]. В соответствии с действующей классификацией Севастополь относится к категории «крупных» городов.

Развитие города Севастополя исторически велось вдоль Севастопольской бухты, что обуславливает и планировочные особенности развития города, и особенности в развитии системы пассажирского транспорта. Система внутригородского

Рис. 3. Система ТПУ

Рис. 4. Классификация агломерационной системы ТПУ

транспорта города представлена наземным пассажирским транспортом (автобусными и троллейбусными маршрутами) и водным транспортом (обеспечивающим регулярное сообщение между центром города, его северной и восточной частями). Региональный транспорт представлен автобусными маршрутами. Внешний транспорт - автобусным и железнодорожным транспортом.

В самом широком понимании термина под «пересадочным узлом» может пониматься любой остановочный пункт, где пассажир имеет возможность пересесть с одного маршрута общественного транспорта на другой. Под термином «интермодальный пересадочный узел» понимается возможность для пассажира сменить вид транспорта (например, «водный транспорт» - «наземный пассажирский» и т.п.).

Функционально-элементный анализ системы пассажирского транспорта Севастополя позволяет выделить несколько видов интермодальных транспортно-пересадочных узлов на территории города:

- узлы федерального значения (макроуровень системы) -обеспечивают связанность территории города с территорией Российской Федерации и зарубежными странами;

- узлы регионального значения (мезоуровень) - обеспечивают связанность территории города с остальной территорией Крымского региона;

- узлы муниципального значения (микроуровень) -обеспечивают транспортное обслуживание прилегающих районов города.

Основные характеристики транспортно-пересадочных узлов Севастополя представлены в таблице 1, а схема размещения на рисунке 5. Рассмотрим подробнее роль и значение данных узлов.

К узлам федерального значения, расположенным на территории Севастополя, относятся центральные железнодорожный и автовокзалы. Несмотря на близость этих двух объектов (расстояние по воздушной прямой менее 300 м), планировочно они разобщены железнодорожными путями и городским сквером (рис. 6). В дальнейшем при разработке проектов планировки данных ТПУ необходимо предусмотреть устройство единой коммуникационной системы, объединяющей два узла в единый интермодальный узел.

Характерной особенностью узлов федерального значения, расположенных в центральной части города (данное замеча-

Таблица 1. Характеристика транспортно-пересадочных узлов Севастополя

ТПУ Виды транспорта в ТПУ Категория ТПУ Пассажиро-оборот**, пасс/час «пик»

Ж/д Водный НГПТ* Индивидуальный

1 Центральный ж/д вокзал - Федерального значения 550

2 Автовокзал - Федерального значения 1100

3 Инкерман (Северный) - Регионального значения 110

4 Инкерман (Южный) - Регионального значения ***

5 Северная сторона - Регионального значения 2250

6 Микрорайон 5-й км - - Регионального значения ***

7 Артиллерийская бухта - Муниципального значения 2100

8 Голландия - Муниципального значения 280

9 Радиогорка - Муниципального значения 600

10 Графская пристань - Муниципального значения 3150

Примечание:

*Наземный городской пассажирский транспорт

**Пассажирооборот ТПУ - суммарный размер посадки - высадки пассажиров на все виды транспорта, взаимодействующие в узле ***Данные отсутствуют

ние относится не только к Севастополю), является то, что в них также обеспечиваются функции всех прочих видов ТПУ.

К узлам регионального значения относится ряд узлов (рис. 5), в составе которых расположены автостанции. Крупнейшими из них (и наименее благоустроенными) являются ТПУ «5-ый км» и «Северная сторона» (рис. 7). Узлы выполняют не только функции регионального узла, но и функции муниципального ТПУ.

Рис. 5. Схема существующих ТПУ Севастополя

Узлы муниципального значения в наименьшей степени являются интермодальными узлами. Как показывает опыт работы в других городах: Липецк (население 510 тысяч человек), Иркутск (население 620 тысяч человек), основным пересадочным узлом и основным фокусом тяготения является центр города. К слову, и в более крупных городах (например в Казани с населением 1,2 млн человек) наблюдается подобная картина. Анализ местоположения узлов на территории Севастополя и их загрузки показывает схожую картину (рис. 8 и 9).

Анализ современного состояния пересадочных узлов Севастополя позволяет определить основные направления развития системы, которые возможно учесть при разработке Генерального плана города, в документации по планировке территории города и в городских программах комплексного благоустройства и капитального ремонта.

1. На сегодняшний день необходима работа по благоустройству основных пересадочных узлов регионального и муниципального значения, включая работы по сокращению дальности пересадки и оптимизации размещения фронтов посадки-высадки наземного пассажирского транспорта. Необходимо формирование системы информационного обеспечения пассажиров и обеспечение возможности перемещения маломобильных групп населения;

2. При разработке Генерального плана Севастополя необходимо учитывать развитие системы ТПУ при разработке системы центров города, развития рекреационной системы города;

3. Развитие системы ТПУ также возможно при реализации масштабных инвестиционных проектов на территории города, поскольку ТПУ являются важнейшими элементами планировочной структуры города;

4. Развитие ТПУ должно учитываться в предложениях по развитию общественного транспорта города. Например, развитие железной дороги в Севастополе (с её возможной трансформацией в городской вид транспорта) должно быть связано с устройством комфортных и удобных пересадочных узлов на базе железнодорожных станций [6];

Рис. 6. Площадь перед автовокзалом

Рис. 7. Панорама ТПУ «Северная сторона»

5. При разработке проектов планировки существующих и планируемых ТПУ важнейшими являются вопросы резервирования территории и формирования очередности развития ТПУ.

Оценка транспортной системы Севастополя и других городов (Липецк, Иркутск, Казань и др.) позволила разработать типовой состав системы пересадочных узлов для городов разной величины. Результаты представлены в таблице 2.

Основные выводы

Анализ системы транспортно-пересадочных узлов Севастополя и других городов позволил разработать состав

системы ТПУ для городов Российской Федерации (табл. 2). Результаты исследований могут быть использованы в работе по актуализации действующей редакции свода правил «Градостроительство». В дальнейшем необходимо продолжение исследований и накопление статистической информации по составу систем и данным по пассажиропотокам в различных городах РФ, что позволит в дальнейшем выйти на статически обоснованную классификацию ТПУ не только для агломераций, но и для других видов поселений.

Таблица 2. Состав системы транспортно-пересадочных узлов для городов различной величины

№№ п/п Вид ТПУ Тип города Федерального значения Регионального значения Муниципального значения Локального значения

1 Крупнейший город (св. 1 млн человек) + + + +

2 Крупные города (население от 250 до 1000 тыс. человек) + + +

3 Большие города (население от 100 до 250 тыс. человек) + + +

4 Средние города (население от 50 до 100 тыс. человек) +

5 Малые города (население менее 50 тыс. человек) +

Рис. 8 Динамика суммарной загрузки ТПУ Севастополя по Рис. 9 Количество ТПУ Севастополя по зонам города зонам города

Литература

1. Власов,Д.Н. Пересадка по-японски / Д.Н. Власов // Архитектура и строительство Москвы. - 2010. - №2. - С. 22-28.

2. Власов, Д.Н. Региональные транспортно-пересадочные узлы и их планировочное решение (на примере г. Мацумото в Японии) / Д.Н. Власов // Вестник МГСУ. - 2013. - №6. - С. 21-28.

3. Власов, Д.Н. Научно-методологические основы развития агломерационных систем транспортно-пересадочных узлов (на примере Московской агломерации): дис. ... доктора технических наук: 05.23.22 / Власов Денис Николаевич. - М., 2013. - 444 с.

4. Власов, Д.Н. Принципы застройки, ориентированные на массовые виды транспорта, в планировании зарубежных пересадочных узлов / Д.Н. Власов // Архитектура и строительство России. - 2015. - №8 (212). - С. 20-29.

5. Власов,Д.Н. Система транспортно-пересадочных узлов как отражение роли города в системе расселения на территории Российской Федерации / Д.Н. Власов // Недвижимость: экономика, управление. - 2015. - №3. - С. 54-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Власов, Д.Н. Оценка планировочного развития транс-портно-пересадочных узлов железнодорожного транспорта / Д.Н. Власов, А.А. Шагимуратова // Градостроительство. -2015. - №5 (39). - С. 31-36.

7. Данилина, Н.В. Научно-методические основы формирования системы «перехватывающих» стоянок в крупнейших городах (на примере города Москвы): диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук /Н.В. Данилина; МГСУ. - М., 2012.

8. Манухина, Л.А. Условия комфортности селитебной территории / Л.А. Манухина // Недвижимость: экономика, управление. - 2011. - №1. - С. 50-53.

9. Манухина, Л.А. Экологический фактор комфортности при оценке привлекательности селитебной территории / Л.А. Манухина, В.А. Казарновский // Интеграция, партнёрство и инновации в строительной науке и образовании: сборник трудов Международной научной конференции. - М., 2011. - С. 495-498.

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce.

11. Официальный портал города Севастополя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sevastopol.gov.ru/.

12. Suzuki, H. Transforming Cities with Transit. Transit and Land-Use Integration for Sustainable Urban Development/ H. Suzuki, R. Cervero, K. Iuchi. - The World Bank, Washington DC, 2013. - 233 p.

13. Sherbina, E.V. City planning issues for sustainable development / E.V.Sherbina, N.V.Danilina, D.N.Vlasov //

International Journal of Applied Engineering Research. - 2015. - Vol.10, №22. - P. 43131-43138

14. Nikken Sekkei ISCD Study Team. Integrated Station-City Development - the Next Advances of TOD// Architecture and Urbanism. - 2013. - Special Issue, October

Literatura

1. Vlasov D.N. Peresadka po-yaponski / D.N. Vlasov // Arhitektura i stroitel'stvo Moskvy. - 2010. - №2. - S. 22-28.

2. Vlasov D.N. Regional'nye transportno-peresadochnye uzly i ih planirovochnoe reshenie (na primere g. Macumoto v Yaponii) / D.N. Vlasov // Vestnik MGSU. - 2013. - №6. - S. 21-28.

3. Vlasov D.N. Nauchno-metodologicheskie osnovy razvitiya aglomeracionnyh sistem transportno-peresadochnyh uzlov (na

primere Moskovskoj aglomeracii): dis____doktora tehnicheskih

nauk: 05.23.22 / Vlasov Denis Nikolaevich. - M., 2013. - 444 s.

4. Vlasov D.N. Principy zastrojki, orientirovannye na massovye vidy transporta, v planirovanii zarubezhnyh peresadochnyh uzlov / D.N. Vlasov // Arhitektura i stroitel'stvo Rossii. - 2015. - №8 (212). - S. 20-29.

5. Vlasov D.N. Sistema transportno-peresadochnyh uzlov kak otrazhenie roli goroda v sisteme rasseleniya na territorii Rossijskoj Federacii / D.N. Vlasov // Nedvizhimost': ekonomika, upravlenie. - 2015. - №3. - S. 54-60.

6. Vlasov D.N. Ocenka planirovochnogo razvitiya transportno-peresadochnyh uzlov zheleznodorozhnogo transporta / D.N. Vlasov, A.A. Shagimuratova // Gradostroitel'stvo. - 2015. - №5 (39). - S. 31-36.

7. Danilina N.V. Nauchno-metodicheskie osnovy formirovaniya sistemy "perehvatyvayushhih" stoyanok v krupnejshih gorodah (na primere goroda Moskvy) // dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata tehnicheskih nauk / N.V. Danilina; MGSU. - M., 2012.

8. Manuhina L.A. Usloviya komfortnosti selitebnoj territorii / L.A. Manuhina // Nedvizhimost': ekonomika, upravlenie. -2011. - №1. - S. 50-53.

9. Manuhina L.A. Ekologicheskij faktor komfortnosti pri ocenke privlekatel'nosti selitebnoj territorii / L.A. Manuhina, V.A. Kazarnovskij // Integraciya, partnerstvo i innovacii v stroitel'noj nauke i obrazovanii: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - M., 2011. - S. 495-498.

10. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce.

11. Oficial'nyj portal goroda Sevastopolya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://sevastopol.gov.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.