Научная статья на тему 'Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся в системе непрерывного математического образования'

Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся в системе непрерывного математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1292
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумеров Илыгур Сабитович

В статье обосновывается необходимость развития творческих способностей учащихся в системе непрерывного математического образования. Предлагается структурная модель системы развития интеллектуальных творческих способностей учащихся в подсистеме «школа-ВУЗ» системы непрерывного математического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гумеров Илыгур Сабитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся в системе непрерывного математического образования»

5. Старобинский, Ж. Интерпретатор: движение к успеху [Текст] / Пер. с фр.

В. Мильчиной // Ж. Старобинский. Поэзия и знание. История литературы и культуры. Т. 1 - М., 2002. - 320 с. - С. 266-270. ' .

6. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения в трёх томах. [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.; Педагогика, 1981. - 190 с. - С. 6,

7. Щуркова, Н. Е. Собранье пестрых дел [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М., 1994.-256 с. ~С, 64.

УДК 378.147-322

И. С. Гумеров

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях, характеризующихся быстрыми темпами развития и изменения общества, необходима подготовка специалистов с качественно новым уровнем подготовки, обладающих не только определенным объемом информации, но и умеющих самостоятельно добывать новые знания, владеющих методами исследовательской работы, ориентированных на творческую деятельность. Таким образом, можно говорить о наличии социального заказа общества на подготовку специалиста, умеющего мыслить и работать творчески. Поэтому развитие творческих способностей, творческого мышления учащихся становится актуальной задачей современной системы непрерывного образования, и в частности, системы непрерывного математического образования.

Непрерывное математическое образование можно рассматривать как одну из основных составляющих непрерывного образования вообще, т.к. математическое образование сегодня необходимо практически на всех этапах непрерывного образования, Не умаляя важности развития творческого мышления учащихся в системе непрерывного математического образования, мы в своем исследовании рассматриваем эту проблему на этапе «школа-ВУЗ» в контексте подготовки математиков и преподавателей математики. '

Выбор именно такого возрастного диапазона - старшие классы (10-11) школы и младшие курсы (1-2) ВУЗа - объясняется следующими причинами. ' ■

Как отмечается психологами [1], на возраст 13—20 лет приходится вторая фаза, благоприятная развитию креативности (творческого мышления). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализи-

рованная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Рассмотрим этот период подробнее. Старший школьный возраст относится к ранней юности (от 14-15 до 17-18 лет). И. С. Кон дает следующее обобщающее описание этого возраста [2]. Биологически этот период характеризуется как завершение физического созревания, социально - как завершающий этап первичной социализации. Социальное и личностное самоопределение предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Это требует дифференциации умственных способностей и интересов, без которых затруднителен выбор профессии, развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции. Период ранней юности знаменуется появлением нового интеллектуального качества - развитием гипотетико-дедуктивного и абстрактно-логического мышления. Далее И. С. Кон отмечает, что в этом возрасте «развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового» [2, с. 73—74].

Юношеский возраст является переходным (от детства к взрослости), критическим возрастом, когда личность сталкивается с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, что также стимулирует творческий потенциал личности,

Таким образом, мы можем сказать, что указанный возраст на самом деле является «сензитивным» к развитию творческого мышления, творческих способностей. Отметим также, что к старшим классам учащиеся обладают достаточным запасом математических знаний для проведения серьезной исследовательской работы в области математики. Возраст преобладающего большинства студентов младших курсов ВУЗов (17-19 лет) можно отнести к периоду поздней юности. К этому возрасту уже можно сказать, что человек становится взрослым, как в биологическом, так и в социальном отношении. В начале обучения в ВУЗе, в связи с резким возрастанием количества новой информации, у многих студентов начинает доминировать репродуктивное мышление, направленное лишь на воспроизведение полученной информации. Поэтому в процессе обучения нужно обратить особое внимание на развитие творческого мышления-студентов.

Наиболее важным и сложным (для учащихся) переходным этапом в системе непрерывного образования является переход из школы в ВУЗ. Важность этого этапа вытекает из того, что школа и ВУЗ являются основными звеньями сложившейся системы непрерывного образования. Сложность указанного перехода для учащихся объясняется многими причинами: увеличением плотности информации при недостатке времени на его усвоение и осмысление; изменением форм организации учебного процесса и самого характера учебной деятельности, в которой ведущая роль отводится само-

стоятельноЙ работе; чисто психологическими проблемами в связи с изменением статуса, уровня ответственности, отъездом из родного дома и т. д. Методы, используемые для развития творческого мышления, предполагают, в частности, развитие поисковой и исследовательской активности, привитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые необходимы школьнику как будущему студенту. Тем самым мы создаем условия для более успешного преодоления сложностей переходного этапа из школы в ВУЗ и дальнейшей адаптации к новым условиям и требованиям.

Уточним понятие «интеллектуальные творческие способности» в контексте нашего исследования. Интеллектуальные творческие способности мы рассматриваем как одну из компонент творческих способностей вообще.

Одно из наиболее подробных и полных описаний компонентного состава творческих способностей приводит В. И. Андреев [3]. Соглашаясь с

В. И. Андреевым, к интеллектуальным творческим способностям мы относим:

1. интеллектуально-логические способности личности: способность анализировать, сравнивать; способность выделять главное; способность описывать явления; способность давать определения; способность объяснять; способность доказывать, обосновывать; способность к систематике и классификации;

2. интеллектуально-эвристические, интуитивные способности личности: способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к фантазии; ассоциативность мышления; способность видеть противоречия; способность к переносу знаний; способность отказаться от навязчивой идеи, преодолеть инерцию мышления; независимость суждений; критичность мышления.

Необходимо отметить, что обучение математике само по себе способствует развитию большинства вышеупомянутых интеллектуально-логических способностей личности. Поэтому мы в своем исследовании главное внимание уделяем вопросам развития интеллектуально-эвристических, интуитивных способностей учащихся в процессе обучения математике.

Рассмотрим основные подходы к проблеме развития интеллектуальных творческих способностей учащихся при обучении математике. К таким подходам мы относим системный, деятельностный, личностный и задач-ный подходы. •

Процесс развития творческих способностей учащихся, как и любой другой педагогический процесс, это многокомпонентная, сложная, динамичная система. Многообразие сторон, элементов, отношений и связей, внутренних и внешних факторов, влияющих на изучаемую нами проблему, определяет необходимость ее системного, комплексного и целостного изучения, т. е. применения системного подхода к изучению данной проблемы.

Деятельностный подход основывается на известной психологической закономерности единства сознания и деятельности, сущность которой заключается в положении о том, что психическое развитие происходит только в процессе активной собственной деятельности субъекта. Применительно к проблеме развития способностей С. Л. Рубинштейн писал: «Способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется» [4, с. 537]. Следовательно, основное положение, вытекающее из требований деятельностного подхода к исследуемой нами проблеме, можно сформулировать следующим образом: формирование и развитие творческих способностей учащихся возможно только при включении их в соответствующую, т.е. творческую, деятельность.

Многие исследователи (Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.) основную роль в проявлении творческой активности отводят мотивации и личностным чертам. Значит, в процессе формирования и развития творческих способностей мы должны учитывать личностные особенности учащихся, индивидуальный (актуальный и перспективный) уровень развития творческих способностей отдельного ученика (студента), его мотивированность к творческой деятельности. Все это обусловливает необходимость личностного подхода к решению проблемы развития творческих способностей учащихся.

Заданный подход к организации процесса развития творческих способностей при обучении математике естественным образом вытекает из самой природы математики. Задачи пронизывают все этапы процесса изучения математики, поэтому в этом смысле можно говорить об обучении математике как об «обучении через задачи». В методике обучения математике принято выделять обучающие, развивающие, воспитывающие и контролирующие функции задач. Не приуменьшая значения обучающих и контролирующих функций задач, мы согласны с тем, что «главная цель задач -развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических фактов» [5, с. 6]. К тому же, как считают многие исследователи (Дж. Гилфорд, Я. А. Пономарев и др.), творческий процесс аналогичен мышлению при решении задачи (имеется в виду решение новой, нестандартной задачи), поэтому решение таких задач и есть реальное включение ученика (студента) в творческую деятельность. Применительно к нашему случаю задачный подход означает, что процесс формирования и развития творческих способностей при обучении математике мы должны строить на основе системы задач, направленных на развитие творческого мышления. Для достижения этой цели, конечно, нужно решать и стандартные задачи, направленные на приобретение и закрепление основных умений и навыков (задачи репро-

дукхивного характера), т. к. без этих умений и навыков невозможно решать более сложные, нестандартные задачи.

Но для полноценного развития интеллектуальных творческих способностей необходимо использование нестандартных задач, задач творческого характера (например, способ решения которых неизвестен учащимся, или задач, требующих самостоятельного исследования и т. д.). Таким образом, задачный подход позволяет выйти на уровень практической организации процесса развития творческих способностей учащихся при обучении математике. - .

На основе принятых подходов и принципов формирования и развития творческого мышления рассмотрим модель процесса развития интеллектуальных творческих способностей учащихся в подсистеме «старшая школа - ВУЗ» системы непрерывного математического образования. Компоненты нашей модели мы сгруппировали в 4 основных модуля: целевой, методологический, организационно-технологический и критериально-диагностический. Основная цель, на достижение которой направлен моделируемый процесс и промежуточные цели (подцели), реализуемые на отдельных этапах, объединены в целевом модуле.

Методологический модуль составили следующие компоненты модели:

- основные методологические подходы к организации процесса формирования и развития творческих способностей при обучении математике;

- принципы организации процесса формирования и развития творческих способностей при обучении математике.

Организационно-технологический модуль включает в себя:

- этапы процесса формирования и развития творческих способностей при обучении математике;

- уровни творческой деятельности учащихся;

- методы и приемы, используемые в процессе обучения и развития творческих способностей;

- организационные формы;

- средства, используемые для развития творческих способностей. .

Критериально-оценочный модуль включает в себя:

- критерии для определения уровня развития творческих способностей;

- диагностические методики для выявления актуального уровня развития творческих способностей;

- оценку актуального уровня развития творческих способностей.

Структура предлагаемой модели представлена на рисунке.

ЦЕЛЕВОЙ МОДУЛЬ

Основная цель: развитие творческих способностей учащихся в системе непрерывного математического образования (в рамках подсистемы "старшая школа - ВУЗ")

Промежуточные целя: достижение выделенных уровней развития творческих

способностей .

Подходы к организации процесса развития творческих способностей:

- деятельностный;

- личностный;

- системный;

- задачный.

Принципы организации процесса разв ит ня твор -ческих способностей:

- принцип развивающего (и воспитывающего)

обучения;

- принцип фундаментальности образования;

- принцип профессиональной направленности образования;

- принцип систематичности и системности;

- принцип сознательности и творче ской активности учащихся в процессе обучения;

- принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата процесса обучения.

Уровни развития творческих способностей: поисково -исс ледова- профессйонаяьно-тельской активности ориентированной твор -ческой активности

ти.

_г_

подгото- учебнскгвор- прфессиональ-

вительный ческий но-творческий

Этапы процесса развития творческих способностей

Формы п средства организации процесса развития творческих способностей

Методы, используемые в процессе развития творческих способностей:

- проблемный метод;

- эвристические методы учебно-творческой деятельности;

- исследовательский метод.

I

критерии уровня развития творческих способностей; диагностические методики;

оценка уровня развития творческих способностей 1_

__________________________________ ________________I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Модель системы развития творческих способностей учащихся в системе непрерывного математического образования (в рамках подсистемы «старшая школа - вуз»)

Этапы процесса формирования и развития творческих способностей при обучении математике естественным образом вытекают из рассматриваемого аспекта обучения математике в рамках системы «старшая школа - ВУЗ»:

1) Подготовительный этап (9 класс—начало 10 класса): проводится профориентационная работа и диагностика уровня математической подготовки учащихся для выявления ребят, желающих и имеющих необходимый уровень подготовки для обучения в профильном математическом классе (отбор в 10 класс). В начале обучения в 10 классе проводится диагностика уровня развития выделенных нами интеллектуальных творческих способностей учащихся.

2) Учебно-творческий этап (10,11 классы школы, 1 курс ВУЗа): предполагает систематическую работу по формированию и развитию творческих способностей учащихся и студентов в процессе изучения математики в форме учебно-творческой деятельности (как в учебное, так и во внеучебное время). На этом этапе также предусматривается проведение специальных занятий по развитию творческого мышления (тренинги креативности, изу- ■ чение и освоение эвристических методов творческой деятельности).

3) Профессионально-творческий этап (младшие курсы ВУЗа): кроме видов работ, предусмотренных на втором этапе, добавляются спецкурсы по методологии математики и математического исследования. Также предусматривается совместная учебно-исследовательская работа студентов со школьниками (в качестве руководителей математических кружков, факультативов) как тренинг лидерских качеств, которые необходимы для организации и работы творческих коллективов.

Формы организации рассматриваемого процесса и средства, используемые при этом, приведем в виде таблицы с разделением по выделенным выше этапам процесса развития творческих способностей:

Организационные формы и средства, используемые в процессе развития творческих способностей

Этапы Организационные формы Средства

1 2 3

1 V урок математики; факультативные и кружковые занятия; математические соревнования; проблемные ситуаций; творческие задачи;

Окончание таблицы

1 2 3

2 урок математики; урок информатики; кружковые занятия (школьные, студенческие); факультативные и элективные курсы; вузовские занятия (лекции, практичес- ' кие и лабораторные) по математическим дисциплинам; факультативные курсы; математические соревнования; мини-исследования; курсовые работы; тренинги креативности; проблемные ситуации; творческие задачи; рефераты;

3 занятия (лекций, практические и лабораторные) по математическим дисциплинам; факультативные курсы; руководство работой школьных кружков; математические соревнования; исследовательские проекты (в рамках курсовых работ); студенческие научные семинары и кружки; проблемные ситуации; творческие задачи; рефераты; выступления (с защитой проекта, реферата).

Мы выделили только два уровня творческой деятельности учащихся, так как рассматриваемая нами система развития творческих способностей учащихся охватывает относительно небольшой временной диапазон (4-5 лет). При этом мы опирались на выделенные В. И. Андреевым стадии развития творческой личности [3]:

Уровень поисково-исследовательской активности учащихся в области математики: характеризуется «повышенной интеллектуальной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проблем в определенной сфере творческой деятельности» [3, с. 63], т. е. в нашем случае в области математики.

1) Уровень профессионально-ориентированной творческой активности в области математики: характеризуется интенсивным, творческим овладением профессиональными приемами и методами математической деятельности, освоением навыков коллективной творческой работы,

2) На основе данной структурной модели в дальнейшем был разработана и внедрена в педагогическую практику система подготовки учащихся профильных физико-математических классов и студентов младших курсов университета, направленная на развитие интеллектуальных творческих способностей при обучении математике, В ходе педагогического эксперимента также были выявлены педагогические условия, необходимые для эффективного внедрения и функционирования указанной системы.

Библиографический список

1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] /

B. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 1993. - 368 с.;

2. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст]: Книга для учителя / И. С, Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.;

3. Андреев, В, И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.-238 с.;

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. Л. Рубинштейн, - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.;

5. Кострикина, Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7—9 классов [Текст]: Кн. для учителя / Н. П. Кострикина. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с.

УДК 178,048

Р. Я. Шамьюнов

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ ДЕТЕЙ

Динамичные изменения социальных, культурных, экономических условий жизни современного общества способствуют возрастанию значимости физического и психического здоровья человека как основного показателя качества человеческой жизни. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» провозглашены в качестве приоритетных вопросы охраны, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения, ценностных ориентаций на сознательное ведение и пропаганду здорового образа жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения и российской Межведомственной комиссии по охране здоровья населения, наибольший рейтинг среди факторов, обеспечивающих здоровье современного человека, имеют направленность личности на здоровый образ жизни, принятие здоровья как ценности, повышение уровня культуры здоровья подрастающего поколения.

Здоровье, по определению исследователя Г. А. Калачева - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.