EXPERIMENTAL MATERIALS
УДК 378
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ
А. И. Алифиров, А. В. Зарывкина
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия
Рассматривается проблема интеллектуального развития в студенческом возрасте, выявляются психофизиологические особенности, оказывающие влияние на формирование интеллектуальных способностей и психических качеств. Предложенная методика экспресс-курсов по шахматам позволяет повысить уровень ^ у студентов, содействует развитию психических качеств и интеллектуальных способностей, необходимых для успешного обучения в вузе.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие студентов, психологические особенности студенческого возраста, шахматная игра, интеллектуальные способности.
Студенческий возраст — это период ярко выраженных преобразований, направленных на развитие личности, реализацию социального потенциала и индивидуальных способностей. Учебно-профессиональная деятельность в этом возрасте характеризуется высокой динамикой развития интеллектуальных способностей, оказывает большое влияние на формирование психики, психофизиологических качеств и способствует интеллектуальному становлению.
В связи с технологизацией жизни общества, увеличением потока информации, ускорением темпа и ритма жизни повышается нагрузка на сферу психики человека, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности [4]. Особенно эти процессы прослеживаются среди подрастающего поколения и молодёжи, посвящающих много времени общению в социальных сетях, что приводит к пассивному восприятию познавательной информации без объективизации конкретной цели развития личности [5]. В свою очередь, через игру в шахматы можно сформировать личность нового типа — целеустремлённую, инициативную, прагматичную, креативную, с определённой жизненной позицией и мировоззрением.
С одной стороны, успешное обучение в вузе обусловлено мобильностью студента к изменяющимся условиям современного образования, за-
висит от высокого уровня интеллектуальных способностей, мышления, памяти, внимания, воображения, психофизиологических состояний и работоспособности. С другой стороны, в программе подготовки студентов в вузе не существует конкретных форм и специфических средств развития этих интеллектуальных способностей. С помощью игры в шахматы можно развить необходимые интеллектуальные и психические качества, контролировать процессы эмоционально-волевой сферы.
Цель исследования — изучить влияние игры в шахматы на развитие умственных способностей студентов.
Для успешного и эффективного обучения в вузе необходимо поддерживать интеллектуальные способности на довольно высоком уровне [7]. Интеллектуальными способностями являются сообразительность, восприимчивость, память, внимание, логическое мышление, пространственное воображение, эрудиция. Понятие интеллекта определяется как свойство психики человека, способность к адаптации в новых ситуациях, способность обучаться на основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции, использовать приобретённые знания с целью управления и восприятия окружающей среды [6]. Сравнительный анализ студенческого возраста с остальными показывает, что на дан-
ном жизненном этапе происходят сложные психологические структурные изменения функций интеллекта, обусловленные наивысшей скоростью процессов интеллектуальной деятельности — оперативной памяти, переключения внимания, реакции, решения вербальных и невербальных логических задач.
По Б. Г. Ананьеву, развитие интеллектуальной деятельности в студенческом возрасте зависит от следующих неразрывно связанных показателей:
1) сообразительности — «подвижности и гибкости» ума, скорости мыслительной деятельности;
2) восприимчивости — способности осваивать, перерабатывать и сохранять в памяти информацию;
3) любознательности — потребности в приобретении познавательной информации;
4) вербализации — способности выражать свои мысли, оформлять в письменном виде и использовать устную речь в общении;
5) эрудиции — способности осуществлять количественный и качественный анализ объёма знаний и явлений, необходимый для функционирования умственной деятельности. В зависимости от объёма усвоенной информации процессы интеллектуальной деятельности активизируются прямо пропорционально уровню эрудиции [1].
Специфической ориентацией интеллектуального развития студентов является познавательная, коммуникативная и мыслительная активность при решении конкретных учебно-профессиональных задач. Мыслительный процесс — это постоянно протекающая деятельность мозга человека, регулирующая накопление, анализ и переработку информации. Уровень интеллектуального развития зависит от динамики мыслительных процессов, аккумуляции освоенной информации, которая впоследствии моделируется и интерпретируется, на её основе создаются предпосылки явлений и ситуаций с последующим прогнозированием полученных опытным путём продуктов мыслительной деятельности.
По утверждению психолога Д. П. Гилфорда у студентов, творческих людей, работников умственного и интеллектуального труда наблюдается дивергентное мышление, основное свойство которого заключается в систематическом подходе поиска решения задач и проблем [3]. Особой
оценки заслуживает исследование Ч. Спирмена о том, что успешная умственная деятельность зависит от интеллектуального развития, способности человека адаптироваться в социуме и анализировать изменяющиеся факторы окружающей среды.
Организация исследования. В соответствии с целью исследования был проведён педагогический эксперимент на базе Российского государственного социального университета (РГСУ). Определены контрольная (КГ, 34 чел.) и экспериментальная (ЭГ, 38 чел.) группы из числа студентов РГСУ разных специальностей по программе подготовки бакалавриата. Контрольную группу составили студенты специальностей «Журналистика» (2-й курс) и «Зарубежное регио-новедение» (1-й курс), а экспериментальную — студенты специальностей «Социология» (1-й курс) и «Дизайн» (3-й курс).
Для ЭГ разработан экспресс-курс плана обучения и определены формы учебно-тренировочных занятий студентов по шахматам, которые включали:
- сеанс одновременной игры по шахматам;
- тренировочные партии (рапид);
- решение блоков задач по тактике и стратегии во внеучебное время;
- турнир по быстрым шахматам.
Методика исследования. Для определения
уровня интеллектуального развития студентов использовалась методика Д. Векслера [2]. Оценка уровня интеллектуального развития (intelligence quotient, IQ) осуществлялась с помощью шкалы — 11 субтестов, 6 из которых вербального характера и 5 невербального. Вербальная шкала состояла из субтестов — общей осведомлённости, общей понятливости, установления сходства, повторения цифровых рядов, словарного и арифметического. Невербальная шкала состоит из субтестов — шифровки цифр, нахождения недостающих деталей, кубиков Коса, логического изложения последовательности картинок и составления фигур. Интерпретация количественных оценок уровня интеллекта проводилась в соответствии с таблицей коэффициента интеллекта IQ по Векслеру (табл. 1).
Выполнение теста определения уровня IQ студентов и подсчёт результатов осуществлялась автоматически, с помощью компьютерной онлайн-программы на сайте www.vobzore.com/test/test-0038.php.
Результаты исследования. Одним из основных параметров эффективности применения экспресс-курсов по шахматам была динамика интеллектуального развития (¡0) студентов КГ и ЭГ (табл. 2). Наглядное сравнение динамики уровня развития интеллекта студентов КГ и ЭГ представлено на рисунке.
Анализ результатов исследования уровня развития интеллекта студентов КГ и ЭГ выявил, что в КГ и ЭГ наблюдалась динамика уровня в течение года, на которую оказала влияние учебно-профессиональная деятельность. У студентов КГ на всех контрольных точках был выявлен средний уровень ¡0, общий прирост коэффици-
Таблица 1
Оценка показателей общего уровня Ю по Д. Векслеру
Уровень развития интеллекта N баллы; коэффициент
Очень высокий >130
Высокий 120-129
Хороший 110-119
Средний 90-109
Низкий 80-89
Пограничный 70-79
Умственный дефект <69
Таблица 2
Динамика уровня развития интеллекта Ю студентов КГ и ЭГ
Контрольная точка Уровень
КГ, Х±с ЭГ, Х±с
1) октябрь 2014 г. 2) декабрь 2014 г. 3) февраль 2015 г. 4) апрель 2015 г. 95±0,45 (средний уровень) 98±0,86 (средний уровень) 99±0,73 (средний уровень) 102±1,21 (средний уровень) 96±0,27 (средний уровень) 107±1,32 (средний уровень) 113±0,35 (хороший уровень) 111±1,06 (хороший уровень)
ента составил 7 %. У студентов ЭГ эти показатели выше благодаря экспресс-курсам по шахматам, прирост коэффициента по сравнению с первоначальными данными в конце года составил 14 %. Показатели уровня в ЭГ на контрольных точках в феврале и апреле 2015 г. возросли со среднего до хорошего.
Итоги педагогического эксперимента подтвердили эффективность использования шахматной игры в системе высшего образования в качестве средства интеллектуального развития студентов в вузе. Наивысшие показатели в тестах, определяющих интеллектуальные способности, показали студенты экспериментальной группы. Этот факт даёт основание полагать, что у студентов, обучающихся игре в шахматы, повышается уровень интеллектуального развития и обучение шахматной игре оказывает мобилизационное влияние на развитие умственных способностей шахматистов.
Таким образом, можно сделать вывод об успешности экспериментального обучения игре в шахматы студентов, направленного на развитие интеллектуальных способностей и совершенствование психологических процессов личности. Из результатов проведённых исследований следует, что применение методики обучения экспресс-курсов шахматной игры ведётся с целью интеллектуального развития человека в студенческом возрасте и является целесообразным.
Список литературы
1. Аристов, В. Н. Психофизиологические основы развития интеллекта у студентов / В. Н. Аристов, Е. Ю. Тюменцева, В. Л. Штабнова // В мире науч. открытий. - 2013. - № 7.2 (43). - С. 131-145.
2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2003. - 351 с.
3. Епифанцев, А. А. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности / А. А. Епифанцев. - Красно -дар, 2005.
4. Ерёмин, М. В. Распространение негативных явлений и профилактика наркомании в подростковой среде / М. В. Ерёмин, В. Ю. Карпов, А. Д. Калинин // Итоги научных исследований : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - М., 2015. - С. 128-130.
5. Михайлова, И. В. Применение инфокоммуни-кационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов-шахматистов / И. В. Михайлова, С. В. Шмелёва, А. С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 5. - С. 70-72.
6. Михайлова, И. В. Особенности адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов / И. В. Михайлова, С. В. Шмелёва, А. С. Махов // Учёные зап. Рос. гос. социал. ун-та. - 2015. - Т. 14, № 2 (129). -С. 54-63.
7. Ивашкова, Е. Э. Уровень мотивационно-цен-ностного отношения к физической культуре у студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Е. Э. Ивашкова, М. А. Петрова // Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е. А. Петровой, Т. И. Бонкало. - М., 2015. - С. 132-140.
Поступила в редакцию 24 декабря 2015 г.
Для цитирования: Алифиров, А. И. Развитие интеллектуальных способностей студентов посредством игры в шахматы / А. И. Алифиров, А. В. Зарывкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 46-50.
Сведения об авторах
Алифиров Анатолий Иванович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и оздоровительных технологий, Российский государственный социальный университет. Москва, Россия. [email protected]
Зарывкина Анастасия Витальевна — студентка специальности «Спортивный менеджмент», Российский государственный социальный университет. Москва, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 1, pp. 46-50.
The Development of Intellectual Abilities of Students Through the Game of Chess
A. I. Alifirov, A. W. Zaryvkina
Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected]
In the article the problem of intellectual development in the student's age, reveals physiological features influencing the formation of intellectual abilities and mental qualities. The proposed technique for the rapid chess courses can increase the level of intellectual development of IQ among students, promotes the development of mental qualities, intellectual abilities necessary for successful study at the University.
Keywords: intellectual development, psychological characteristics of College age, chess game, intellectual abilities.
References
1. Aristov V.N., Tyumentsev E.Y., Stanova V.L. Psi-hofiziologicheskie osnovyi razvitiya intellekta u stu-dentov [Psychophysiological Bases of Intellectual Development of Students]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], 2013, no. 7.2 (43), pp. 131-145. (In Russ.).
2. Burlachuk L.F. Psihodiagnostika [Psychodiagnostics. Textbook for high schools]. St. Petersburg, 2003. 351 p. (In Russ.).
3. Epifantsev A.A. Psihofiziologicheskie osnovyi uchebnogo truda i intellektualnoy deyatelnosti. Sredstva fizicheskoy kulturyi v regulirovanii rabotosposobnosti [Psychophysiological Bases of Academic Work and Intellectual Activity. Physical Culture in Regulating Health]. Krasnodar, 2005. (In Russ.).
4. Eremin M.V., Karpov VYu., Kalinin A.D. Rasprost-ranenie negativnyih yavleniy i profilaktika narkomanii v podrostkovoy srede [The Spread of Negative Phenomena and Drug Prevention Among Adolescents]. Itogi nauch-nyih issledovaniy [Results of Scientific Research. Collected papers of International scientific-practical conference]. Moscow, 2015. Pp. 128-130. (In Russ.).
5. Mikhailova I.V., Shmelev S.V., Makhov A.S. Prime-nenie infokommunikatsionnyih sredstv obucheniya v
mnogoletney podgotovke sportsmenov-shahmatistov [Use of ICT Learning Tools in the Multi-year Training Chess Players]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 5, pp. 70-72. (In Russ.).
6. Mikhailova I.V., Shmelev S.V., Makhov A.S. Oso-bennosti adaptivnogo shahmatnogo obucheniya detey-invalidov [Features of the Adaptive Chess Learning Disabled Children]. Uchenyie zapiski Rossiyskogo gosu-darstvennogo sotsialnogo universiteta [Scientific Notes of Russian State Social University], 2015, vol. 14, no. 2 (129), pp. 54-63. (In Russ.).
7. Ivashkova E.E., Petrova M.A. Uroven motivatsi-onno-tsennostnogo otnosheniya k fizicheskoy kulture u studentov, otnesennyih po sostoyaniyu zdorovya k spetsialnoy meditsinskoy gruppe [Level Motivational-value Attitude to Physical Education Students Classified as of Special Medical Group]. Adaptatsionno-re-abilitatsionnyie tehnologii rabotyi s semyami, vospityi-vayuschimi detey s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdorovya. [Adaptation and Rehabilitation Technology of Working with Families Raising Children with Disabilities. The collection of materials of All-Russian scientific-practical conference]. Moscow, 2015. Pp. 132140. (In Russ.).