ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 378.126
Э. Р. Валеева
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ключевые слова: инженерная деятельность, инженерное образование, интеллектуализация профессиональной
подготовки инженеров.
Проанализированы взгляды руководящих структур, работодателей, специалистов на вопросы подготовки современных инженеров. Предложено рассмотрение интеллектуального развития студентов, как одной из важнейших задач профессиональной подготовки инженеров.
Key words: engineering activities, engineering education, the intellectualization ofprofessional training of engineers.
The views of governing structures, employers, experts on training of modern engineers are analyzed. Consideration of the intellectual development of students as one of the most important tasks of the professional training of engineers is offered.
В последнее время все больше внимания уделяется вопросам развития инженерного образования, повышению престижа инженерно-технических специальностей. Весной 2011 года президент Российской Федерации Д.А.Медведев провел серию совещаний по вопросу развития инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров для отечественной промышленности, где было отмечено что «...надо предметно заняться разработкой профессиональных или квалификационных стандартов и их последующей синхронизацией с образовательными стандартами. ...Это совместная задача Министерства образования, РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), отраслевых объединений работодателей и коммерческих предприятий с государственным участием» (Д.Медведев, заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, 30 марта 2011 года.). Широко обсуждались вопросы подготовки квалифицированных инженерных кадров для новой инновационной волны, формирования спроса на эти профессии, престижа инженера и инженерных специальностей.
Переход к инновационной экономике невозможен без квалифицированных инженерных кадров, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы. С повышением качества инженерного образования связаны, в том числе и надежды по обеспечению выхода России из социально-экономического кризиса. Важное значение для формирования эффективной системы инженерного образования имеет тот факт, что в условиях осознания необходимости перехода на модель устойчивого развития цивилизации, перестройки экономики страны на путь технологического развития, придания приоритета науко- и интеллектуальноемким технологиям, специалисты инженерных специальностей становятся ключевыми фигурами в социально-экономической сфере общества. Это придает особую важность определения сложившихся проблемных ситуаций в инженерном образовании [1].
В последние два десятилетия произошло постепенное обесценивание инженерного труда. Наибольший урон престижу инженерной деятельности и инженерного образования нанесло выхолащивание у многих её исполнителей (обладателей) сути самой профессии, заключающейся в творческом характере профессии, связи её с исследованием, изобретательством, конструированием и проектированием, в направленности на разработку новой техники и технологий. О творческом характере профессии инженера говорит и само происхождение понятия «инженер». Например, встречается такое определение: «Слово
«инженер» восходит к латинскому «ingenium» - «остроумное изобретение» и по своей сути означает творца новых жизненных благ и умений, новых орудий труда и нового оружия для войны и охоты, новых приспособлений и сооружений, средств транспорта и способов развлечения. Говоря более обще - это творец новых товаров и услуг» (Н.В. Карлова и Н.Н. Кудрявцева «Вестник РАН» (т. 70, № 7, с. 570) [2].
Сегодня, когда мы говорим о подготовке инженеров, то можно достаточно чётко разделить инженеров и инженерную деятельность на ту, которая связана с обеспечением производственной текущей деятельности, высокотехнологичных сложных процессов, линий, оборудования и так далее, это так называемые инженеры-технологи, и на деятельность инженеров-проектировщиков, инженеров-конструкторов, которая направлена на создание новых продуктов или новых технологий. Как отметил В.Христенко: «соотношение их даже уже в текущем функционировании наиболее продвинутых корпоративных структур примерно один к десяти» (заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, 30 марта 2011 года). Именно исходя из такой логики формируются и требования к этим двум типам инженерной деятельности и к двум типам специалистов. Понятно, что деятельность инженеров-технологов - это более стандартизированная деятельность, она более массовая. Деятельность и, стало быть, подготовка инженеров-проектировщиков, инженеров-конструкторов, более индивидуализирована, гораздо более высоко привязана к конкретным сферам деятельности и даже к конкретным структурам деятельности. То есть можно говорить о том, что необходима подготовка специалистов, которые смогут эффективно заниматься интеллектуальной деятельностью высокого уровня.
Одновременно с постепенным повышением значения профессии инженера в современном российском обществе повышаются и требования к уровню профессиональной подготовки соответствующих специалистов, которые предполагают подготовку студентов университетов, обладающих высоким уровнем познавательной и профессиональной мотивации, готовых к самостоятельной интеллектуально-познавательной деятельности, так как в настоящее время возрастает значение подготовленности специалиста к созданию новых технологий и технологических продуктов. От современных работников требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях [3]. Инженерные профессии становятся все более интеллектоемкими. Современные информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда.
Необходимость усиления процессов интеллектуализации подготовки современных инженеров вызвана причинами различного характера. Отметим основные причины:
1) необходимость расширения профессиональных возможностей инженеров с целью гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, а также обладать способностями мобильного и эффективного поведения в конкурентной среде;
2) необходимость развития у будущих специалистов умений самостоятельно и критически мыслить, способностей к принятию ответственных решений;
3) необходимость формирования готовности к самообразованию, деловым коммуникациям, сотрудничеству;
4) необходимость формирования индивидуального интеллектуального стиля как гарантии профессионального и личностного успеха.
Таким образом, становится очевидной важность рассмотрения интеллектуального развития как одной из важнейших задач профессиональной подготовки инженеров. Сегодня рынок труда нуждается в специалистах, обладающих междисциплинарными знаниями, умеющими быстро перепрофилироваться, принимать эффективные решения в динамично меняющихся условиях. Предприятию нужен не просто исполнитель, нужен специалист, который действительно знает экономику, менеджмент, умеет претворять те или иные идеи в жизнь [4].
С одной стороны, процесс реабилитации инженера и инженерного труда в общественном сознании займёт много времени. А с другой стороны, понимая, что в современном мире инженерная деятельность - это, безусловно, интеллектуальный труд, необходимо пересмотреть наполнение их профессиональной подготовки. Сложные формы интеллектуальной деятельности инженеров ставят в качестве одной из важных задач развитие интеллектуальных умений у студентов. Становится актуальной проблема интеллектуализации профессиональной подготовки инженеров, интеллектуализации личности студентов.
Литература
1. Валеева, Н.Ш. К проблеме подготовки специалистов в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов в условиях глобализации / Н.Ш. Валеева, Г.Б. Хасанова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 6. - С. 287-289.
2. Владимиров, А.И. Об инженерно-техническом образовании / А.И.Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011. - С.9-10.
3. Гончарук, Н.П. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений студентов / Н.П. Гончарук, Э.Р. Валеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - № 6. - С.217-221.
4. Куприянов, Р.В. Функциональный подход к подготовке специалистов междисциплинарных профессий (на примере нанотехнологов и социальных работников) / Р.В. Куприянов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 15. - С. 315-319.
© Э. Р. Валеева - канд. пед. наук доц. каф. социальной работы, психологии и педагогики КНИТУ, [email protected].