Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 138-142.
УдК 378.6 ББК 74.4
развитие интеллектуальной одаренности детей в условиях дополнительного образования
Н. А. Соколова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск, Россия
Раскрывается структура, содержание, технологии и методы деятельности научного общества учащихся как одной из наиболее эффективных форм развития интеллектуальной одарённости детей в условиях дополнительного образования. Кроме этого рассматриваются этапы научно-исследовательской работы ребёнка и критерии её оценивания.
Ключевые слова: научное общество учащихся, научно-исследовательская деятельность, интеллектуальная одарённость, дополнительное образование.
В ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. говорится о том, что одной из задач дополнительного образования является удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии и поддержка одаренных детей. Этим дополнительное образование занималось изначально, практически с момента своего возникновения, меняя формы, методы, технологии в зависимости от требований времени и социального заказа. Одной из наиболее удачных форм развития интеллектуальной одарённости стало научное общество учащихся, созданное в 1960-х гг. и успешно функционирующее до настоящего времени, что обусловливает необходимость тщательного изучения опыта его деятельности. Научное общество учащихся является добровольным объединением старшеклассников, совершенствующих знания в определённых областях науки, искусства, техники и производства, рассматривающих науку и образование как наиболее значимые ценности, приобретающих навыки научно-исследовательской деятельности под руководством учёных. Научное общество учащихся является объединением детей и взрослых, действующим на основе принципов демократизации, субъектности, целенаправленности, сотрудничества, самоактуализации, продуктивности деятельности, вариативности, выбора.
К основным задачам научного общества учащихся относятся:
— определение научных интересов, индивидуальных способностей и самореализация старшеклассников в соответствующей научно-исследовательской деятельности;
— развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование научно-исследовательских компетенций;
— создание условий для профессионального самоопределения;
— формирование отношения к науке и образованию как к одной из важнейших ценностей гражданского общества.
Структура НОУ предполагает создание групп учащихся в вузах, школах, учреждениях дополнительного образования детей, действующих на основе самоуправления, для чего создаётся общественный выборный орган — ученический совет НОУ. Совместно с руководителями секций совет решает организационные вопросы деятельности общества, пропагандирует результаты творческих достижений членов НОУ, организует подготовку и проведение сессий, конференций, учебных сборов, конкурсов научно-исследовательских работ, участие в российских и международных олимпиадах и т. п.
Высший орган научного общества учащихся — конференция учащихся, проводимая два раза в год, определяет содержание работы секций, темы научно-исследовательских работ, заслушивает отчёты о работе отдельных подразделений, объединений общества, организует выставки творческих работ, утверждает планы дальнейшей деятельности, выбирает совет НОУ
Координацию и организацию работы НОУ между конференциями осуществляет совет кураторов, куда входят представители управления по делам образования и науки, учёные-организаторы работы научного общества учащихся в вузах города, учёные-руководители секций и методисты этого направления учреждений дополнительно-
го образования детей. Совет кураторов занимается определением приоритетных направлений в научно-исследовательской деятельности школьников, координирует деятельность секций, организует научно-методическую и консультативную работу учёных с педагогами школ и учреждений дополнительного образования детей — руководителями секций НОУ, проводит экспертизу образовательных программ руководителей секций, обеспечивает научно-методическое сопровождение конференций, выездных сборов и экспедиций.
Деятельность научного общества учащихся предполагает внешнюю интеграцию учреждения дополнительного образования с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, учреждениями культуры. Внутренняя интеграция — объединение различных направлений деятельности учреждения, отдельных специалистов, детских коллективов.
Работа по организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников предполагает изучение социальных потребностей, а также интересов и запросов школьников и их родителей к разным областям научного знания. Поэтому реализация образовательной программы научного общества учащихся начинается с проведения опроса старшеклассников, обратившихся в научное общество учащихся, с целью выяснения интересующей их сферы научного знания и научной проблемы. Результаты опроса являются основой создания секций, научных кружков, школ юных исследователей (например, секций, кружков, школ по проблемам философии, исторического краеведения, экономики, правоведения, физики, химии и т. п.). Состав секций и содержание их работы могут меняться в зависимости от состояния науки, потребностей общества и школьника.
Создание детских объединений научно-исследовательской направленности влечёт за собой коррекцию существующих или разработку специализированных индивидуальных и дифференцированных программ, ориентированных на интерес к определённой области научного знания и организацию образовательного процесса в соответствии с заявленными программами.
Разработка программ научного общества учащихся в учреждениях дополнительного образования может идти по двум линиям — горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная линия предполагает включение специальных интегрированных курсов, направленных на решение проблемы психосоциального, когнитивного, физического
развития. Вертикальная — включение в образовательные программы большой доли абстрактного материала, доминирование развивающих возможностей, собственной исследовательской практики старшеклассника, развитие продуктивного мышления, сочетающегося с навыками практического использования, с высокой самостоятельностью познавательной, творческой деятельности, ориентацией на соревновательность, актуализацией лидерских способностей.
Образовательный процесс в НОУ должен быть максимально приближён к специфике научного исследования, что проявляется в систематической индивидуальной и групповой работе детей в секциях, школах юных исследователей при вузах, организации комплексных и профильных экспедиций, научно-практических конференций, слётов, конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, встреч с интересными людьми, учёными, лагерных сборов для ребят, занимающихся научноисследовательской деятельностью, школ для одарённых детей.
Деятельностный компонент в научно-исследовательской работе старшеклассника условно можно разделить на два блока: обучающий и исследовательский. Обучающий блок направлен на систематизацию, углубление знаний учащихся в избранной области научного знания, приобретение навыков исследовательской работы, обеспечивающих образовательную базу для самостоятельного исследования; осуществляется с использованием таких форм учебных занятий, как лекции, коллоквиумы, семинары, деловые игры, практические занятия. В основе исследовательского блока лежит самостоятельная работа старшеклассников по избранной проблеме: умение ставить и ясно формулировать цели и задачи исследования, находить средства их достижения, определять методы исследования. Форма реализации данного направления — исследование в области природы, общества, техники и т. п. Сама исследовательская деятельность основывается на свободном творчестве, самостоятельном поиске. Содержание научноисследовательской работы старшеклассников отображено на рисунке.
К исследовательскому этапу учащиеся могут самостоятельно определять цели, задачи, добиваться результата в выбранной области деятельности. Итогом научно-исследовательской деятельности старшеклассника становится научная работа (таблица).
Этапы научно-исследовательской деятельности детей
Формы развития личностного потенциала старшеклассника в условиях научного общества учащихся разнообразны: совместная творческая, исследовательская деятельность детей и педагогов; учебные исследования в малых группах; решение проблемных задач; экспедиции; индивидуальная исследовательская работа в научных обществах учащихся; коллективные творческие и социальные проекты; конкурсы и соревнования разного уровня и направленности; летние лагерные сборы для одарённых детей; «школы» разной предметной направленности; интеллектуальные игры; тренинги личностного роста, эффективного общения и т. д.
Широко используемой формой научно-исследовательской работы старшеклассников являются комплексные эколого-краеведческие научно-исследовательские экспедиции школьников. Комплексными такие экспедиции называются не только потому, что они объединяют представителей разных областей науки, но и потому, что решают комплексные цели — организацию
опытно-поисковой работы, ценностное, жизненное, профессиональное самоопределение, развитие коммуникативных, лидерских способностей, самореализацию в научно-исследовательской деятельности.
Состав участников формируется из школьников, занимающихся в секциях НОУ по следующим направлениям: археология, ботаника, зоология, экология, краеведение, астрономия, геология. Учёные совместно с педагогами и учащимися определяют темы для индивидуальных и групповых исследований, методику исследования, готовят необходимое оборудование. Сама экспедиция - это особая исследовательская и творческая среда, обеспечивающая ситуацию выбора, успеха и развивающего общения.
Но далеко не все секции НОУ могут участвовать в комплексных экспедициях. В этом случае вышеназванные проблемы решаются с помощью выездных учебных сборов научного общества учащихся, которые могут проводиться в каникулярное время. Сборы научного общества уча-
Экспертная карта оценивания научно-исследовательской работы детей
№ п/п Критерий Показатель
1 Актуальность научно-исследовательской работы Социальная обусловленность Степень изученности проблемы Научная значимость Гуманистическая направленность Теоретическая и практическая перспективность исследования
2 Умение определять цели и задачи исследования Корректность определения цели Адекватность задач целям научно-исследовательской работы
3 Степень раскрытия ведущих теоретических идей, подходов, концепций по проблеме исследования Обоснованность использования научных идей, концепций для научной проблемы Полнота использования Глубина Логичность и лаконизм изложения Умение анализировать научную литературу Наличие авторской позиции
4 Компетентность в организации опытнопоисковой работы Соответствие опытно-поисковой работы теоретическим положениям исследования Адекватность использования методов проблеме и содержанию исследования Многообразие методов исследования Умение интерпретировать и анализировать полученные результаты опытно-поисковой работы Достоверность результатов
5 Умение систематизировать, оформлять и представлять результаты исследования в виде таблиц, гистограмм, графиков Уместность Полнота Эстетичность
6 Наличие и качество приложений по теме исследования Полнота Разнообразие Достаточность
7 Умение представить результаты исследования на конференции НОУ Логичность и лаконизм изложения Умение раскрыть тему в публичном выступлении Эрудированность Доказательность Умение вести дискуссию, отвечать на вопросы
щихся ориентированы на те же задачи, что и экспедиция, но в данном случае используются иные средства.
Программа сборов насыщена общением с учёными. Работают научно-исследовательские группы, семинары, творческие объединения, где рассматриваются отдельные проблемы разных направлений науки. Кроме этого, проводятся тематические дни науки, туризма, юного предпринимателя, самоуправления; работают интеллектуальные творческие лаборатории; организуются встречи с учёными, тематические вечера разной
направленности; осуществляется защита творческих проектов и т. п.
Заключение. Таким образом, организация научно-исследовательской работы в рамках научного общества учащихся способствует развитию интеллектуальной одарённости, коммуникативных способностей личностного потенциала детей, что позволяет рассматривать данную форму развития интеллектуальной одарённости, с одной стороны, как проверенную временем, с другой, как перспективную.
Список литературы
1. Димухаметов, Р. С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: принцип фасилитации : монография / Р. С. Димухаметов. Алматы, 2005.
2. Доровский, А. И. Дидактические основы развития одарённости учащихся / А. И. Доровский. М. : Академия, 1998.
3. Дудина, М. Н. Свободосообразность как фундаментальный принцип гуманной педагогики / М. Н. Дудина. Екатеринбург, 2004.
4. Одарённость детей: выявление, развитие, поддержка / отв. ред. А. З. Иоголевич. Челябинск : ЧГПУ, 1996.
5. Савенков, А. И. Одарённые дети в детском саду и школе : учеб. пособие / А. И. Савенков. М. : Академия, 2000.
6. Соколова, Н. А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования : монография / Н. А. Соколова. Челябинск : ЧГПУ, 2007.
Сведения об авторе
Соколова Надежда Анатольевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск, Россия. sokolovana-2011@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).
Education and Healthcare. Issue 3. Р. 138-142.
DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ENDOWMENTS OF CHILDREN IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
N. A. Sokolova
the doctor ofpedagogical sciences, professor, manager of chair of social work, pedagogics and psychology of the Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk, Russia; sokolovana-2011@mail.ru
The article reveals the structure, content, technology and methods of the scientific community as one of the pupils of the most effective forms of intellectual giftedness children in further education. Besides the stages of research child and criteria of evaluation.
Keywords: scientific society students, research activities, intellectual giftedness, additional education.
References
1. Dimuhametov, R. S. Update scientific bases of pedagogy training: the principle of facilitation : monograph / R. S. Dimuhametov. Almaty, 2005.
2. Dorovskij, A. I. Didactic basis the development of gifted students / A. I. Dorovskij. M. : Academy, 1998.
3. Dudina, M. N. Svobodosoobraznost as a fundamental principle of Humane Pedagogics / M. N. Dudina. Yekaterinburg, 2004.
4. Talent of children: identification, development, support / A. Z. Iogolevich. Chelyabinsk : ChGPU, 1996.
5. Savenkov, A. I. Gifted children in kindergarten and school : Stud. Manual / A. I. Savenkov. M. : Academy, 2000.
6. Sokolova, N. A. Socio-pedagogical support for students in the institutions of self realization of additional education : monograph / N. A. Sokolova. Chelyabinsk : ChGPU, 2007.