Научная статья на тему 'Развитие интеграционных процессов взаимодействия инновационной вузовской науки и реального сектора экономики'

Развитие интеграционных процессов взаимодействия инновационной вузовской науки и реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Людмила Анфимовна, Кудинова И. С.

Данная статья посвящена исследованию финансовых источников развития научно-инновационной деятельности государственного вуза на примере Кубанского госуниверситета. Выявлены основные причины низкого уровня интеграции научных исследований в реальный сектор экономики. Предложены направления модернизации инновационной составляющей научно-исследовательских проектов Кубанского госуниверситета, способствующей их комерциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронина Людмила Анфимовна, Кудинова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the research of financial sources utilized during the development process of scientifically innovative activity of a State University, using Kuban State University as an example. Several basic reasons for the low level of integration between scientific research and the real world application of it into the economic sector were established. A few ways for modernization of the innovative part of scientific research projects that would contribute to their commercialization were suggested.

Текст научной работы на тему «Развитие интеграционных процессов взаимодействия инновационной вузовской науки и реального сектора экономики»

Развитие интеграционных процессов взаимодействия

инновационной вузовской науки и реального

сектора экономики

Л. А. Воронина,

д. э. н., профессор кафедры мировой экономики Кубанского госуниверситета, директор научно-исследовательского института социальноэкономических проблем при Кубанском госуниверситете

Данная статья посвящена исследованию финансовых источников развития научно-инновационной деятельности государственного вуза, на примере Кубанского госуниверситета. Выявлены основные причины низкого уровня интеграции научных исследований в реальный сектор экономики. Предложены направления модернизации инновационной составляющей научно-исследовательских проектов Кубанского госуниверситета способствующей их коммерциализации.

Современные тенденции развития науки находят непосредственное отражение в реализации инновационно-экономического потенциала страны. Однако, сложившаяся система финансирования вузовской науки по остаточному принципу в регионах страны и нерациональная структура источников финансовых средств для выполнения федеральных и региональных научных программ, не позволяют обеспечить процесс интеграции научной де-

И. С. Кудинова,

инженер научноисследовательской части Кубанского госуниверситета, соискатель кафедры мировой экономики Кубанского государственного университета

This article is devoted to the research of financial sources utilized during the development process of scientifically innovative activity of a State University, using Kuban State University as an example. Several basic reasons for the low level of integration between scientific research and the real world application of it into the economic sector were established. A few ways for modernization of the innovative part of scientific research projects that would contribute to their commercialization were suggested.

ятельности с практикой реального бизнеса. «Наука в ее нынешнем виде не способна эффективно взаимодействовать с промышленностью и адекватно реагировать на потребности экономики». [1] Проблема ее развития как основы реализации инновационного потенциала заключается: во-первых, в отсутствии финансовой мотивации ученых для выполнения отдельных проектов; во-вторых, в ее изоляции от реального сектора экономики.

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

Таблица 1

Цели инновационного процесса в соответствии с его этапами

Название этапа Цель инновационного процесса

Наука Создание принципиально нового конкурентоспособного объекта инновационной деятельности

Технология Повышение конкурентоспособности объекта инновационной деятельности путем его усовершенствования с учетом данных проведенного маркетингового анализа

Производство Серийное создание готового к реализации продукта (услуги) инновационной деятельности

Рынок Реализация инновационного продукта (услуги)

Прибыль Удовлетворение материальных потребностей субъектов инновационной деятельности

Реальное положение дел в этой сфере заключается в том, что финансовая поддержка научно-технического потенциала из государственных источников нереально мала и не несет в себе стимулирующую функцию развития инновационной экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями. В дежурных декларациях — признавая крупные успехи ученых, наличие развитой научно-технологической инфраструктуры и высококвалифицированных кадров, ни руководство регионов России, ни бизнес, ни финансовые институты, ни общественность не делали ничего для того, чтобы использовать потенциал науки на пользу развития инновационной экономики. С огромным трудом, выделяя мизер из бюджетов всех уровней для софинансирования грантовых программ российских фондов научных исследований финансовая государственная поддержка носит, противоречивый и двусмысленный характер. Сама наука тоже стала какой-то зависимой и неправдоподобно убогой, ориентированной на гранты, конференции и командировки за рубеж за счет международных институтов и фондов, при этом ученые перестали задумываться об эффективности собственной деятельности и стали пробавляться заказами регионального бизнеса, для того, чтобы выжить. За пределами научной инфраструктуры сложился небольшой кластер технологического сектора вокруг информационных

технологий, финансируемых бизнесом с целью их импорта или внедрения. Венчурные капиталисты часто сами характеризуют свой бизнес как «желание изменить мир», однако одного желания вовсе недостаточно, необходим процесс реабилитации отношения к науке в целом и понимания оценки процессов генерирования новых и новейших знаний с целью их дальнейшей коммерциализации.

Ученые потеряли амбиции и стали похожими на лакеев бизнеса, который нанимает их для собственного самоутверждения или повышения статуса отдельных прорывных решений.

В результате чего, частичная реализация научноисследовательских проектов не дает синергетического эффекта развития малого и среднего наукоемкого бизнеса, использования интеллектуального капитала для перехода экономики страны на инновационный путь развития. По мнению отечественных и зарубежных ученых, «наука, основанная на инновационной деятельности, определяет возможность и условия устойчивого экономического роста» [2].

Для развития современной рыночной экономики инновационного типа необходимо устойчивая система финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований в первую очередь в вузах страны, а также полная реализация инновационного процесса, состоящего из этапов: наука, технология, производство, рынок, прибыль. Осуществление каждого из указанных этапов определяется своей целью (табл. 1).

Проанализируем структуру финансовых источников развития научно-инновационной деятельности на примере конкретного вуза Кубанского государственного университета (КубГУ) за последний шестилетний период (рис. 1) [3].

За рассматриваемый период (2000-2005 гг.) доля бюджетных ассигнований колебалась от 33,1 до 48,7%, в 2005 г. она составила 38,1%. Практически в 4 раза уменьшилась доля средств зарубежных источников, поступающих от иностранных и международных организаций и фондов, с 16,8% в 2000 г. до 4,3% в 2005 г. Вместе с этим произошло увеличение доли

Рис. 1. Финансирование научной деятельности КубГУ:

1 — бюджетные источники финансирования; 2 — финансирование из средств хозяйствующих субъектов; 3 — зарубежные источники финансирования; 4 — другие источники финансирования

Таблица 2

Научно-исследовательские проекты, профинансированные из средств субъектов предпринимательского сектора

Год Область знаний Кол-во НИР В том числе Объем финансирования НИР, тыс. руб. В том числе

Фунд. иссл. Прикл. иссл. Эксп. раз. Фунд. иссл. Прикл. иссл. Эксп. раз.

Всего по областям знаний 53 2 34 17 6917,8 29,8 5971,1 916,9

Общественные науки 9 0 9 0 3260,2 0 3260,2 0

о о о Естественные и точные науки 23 1 18 4 2592,8 9,8 2251,2 331,8

гм Технические и прикладные науки. Отрасли народного хозяйства 12 1 0 И 500,1 20 0 480,1

Общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы) 9 0 7 2 564,7 0 459,7 105

Всего по областям знаний 45 3 9 33 7774,17 82,4 3851,26 3840,51

Общественные науки 3 0 3 0 3260,08 0 3260,08 0

о о Естественные и точные науки 25 2 1 22 3810,91 32,4 375 3403,51

гм Технические и прикладные науки. Отрасли народного хозяйства 4 0 1 3 259,7 0 34,7 225

Общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы) 13 1 4 8 443,48 50 181,48 212

Всего по областям знаний 53 0 40 13 7007,8 0 6400,8 607

Общественные науки 2 0 2 0 2012,3 0 20,12,3 0

гм о о Естественные и точные науки 33 0 25 8 3714,3 0 3214,3 500

гм Технические и прикладные науки. Отрасли народного хозяйства 3 0 2 1 55 0 45 10

Общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы) 15 0 И 4 1226,2 0 1129,2 97

Всего по областям знаний 65 0 27 38 7430,2 0 2087,2 5343

Общественные науки 4 0 4 0 939,4 0 939,4 0

со о о Естественные и точные науки 40 0 5 35 5351,2 0 198,2 5153

гм Технические и прикладные науки. Отрасли народного хозяйства 3 0 2 1 155 0 105 50

Общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы) 18 0 16 2 984,6 0 844,6 140

Всего по областям знаний 152 0 53 99 22967,8 0 6672,4 16295,4

Общественные науки 8 0 6 2 3097,4 0 2927,4 170

о о Естественные и точные науки 87 0 8 79 12121,7 0 673,1 11448,6

гм Технические и прикладные науки. Отрасли народного хозяйства 5 0 4 1 1723,7 0 1323,7 400

Общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы) 52 0 35 17 6025 0 1748,2 4276,8

Всего по областям знаний 108 1 50 57 30896,3 150 17587,1 13159,2

Общественные науки 6 0 5 1 1981,1 0 1791,1 190

1-0 о о Естественные и точные науки 55 1 5 49 12179,3 150 517 11512,3

гм Технические и прикладные науки. Отрасли народного хозяйства 4 0 3 1 908,2 0 58,2 850

Общеотраслевые и комплексные проблемы (межотраслевые проблемы) 43 0 37 6 15827,7 0 15220,8 606,9

других источников финансирования с 24,5% в 2000 г. до 31,6% в 2005 г., которые включают в себя собственные средства вуза, средства спонсоров и средства инновационно-технологического центра «Кубань-Юг», и увеличение доли источников хозяйствующих субъектов с 19,4% в 2000 г. до 26% в 2005 г. Все это свидетельствует о верно заданном векторе развития науки для экономики края.

Рассмотрим более подробно научно-исследовательские проекты, профинансированные из средств субъектов реального сектора экономики (табл. 2) [3]. Если сравнивать количество выполняемых научноисследовательских проектов, то заметим резкое скачкообразное увеличение за весь исследуемый период. К примеру, резкое увеличение произошло среди проводимых экспериментальных разработок в области естественных и точных наук с 4 проектов в 2000 г. до 49 — в 2005 г. В денежном эквиваленте это увеличение составило 1180,5 тыс. руб.

Хотя в 2004 г. количество выполняемых научноисследовательских проектов в той же области составляло 79, что значительно больше количества выполняемых научно-исследовательских проектов 2005 г. Также наблюдается увеличение количества проводимых прикладных исследований в области решения отраслевых и комплексных проблем с 7 в 2000 г.

до 37 в 2005 г. Что в денежном эквиваленте составило 14761,1 тыс. руб.

Рассмотренные изменения говорят об инновационной направленности развития науки, т. е. о соответствии научно-исследовательских проектов приоритетам социально-экономического развития региона. Именно здесь происходят интеграционные процессы взаимопроникновения результатов научных исследований и реального сектора экономики. Мы считаем, что это самый короткий путь, который может пройти интеллектуальный ресурс от научной разработки до конкурентного продукта (услуги), участвующего в увеличении качественного роста ВРП.

Высокий научный потенциал вузовской науки ограничен низким уровнем интеграционных процессов научно-исследовательских проектов ученых КубГУ с реальным сектором экономики Краснодарского края. В связи с этим необходимы новые формы реализации государственно-частного партнерства для реального перехода на инновационный путь развития. С этой целью и был создан на базе Кубанского госуниверситета научно-технологический парк «Университет» (технопарк), осуществляющий свою деятельность с 1999 г. За это время технопарком созданы научно-производственные центры, организованы малые предприятия по Программе СТАРТ

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

Рис. 2. Организационная структура научно-технологического парка «Университет»

(start-up) 2003, 2004, 2005. Благодаря его деятельности в экономике края используются инновационные технологии, разработанные учеными Кубанского го-суниверситета, такие как:

> ресурсосберегающая технология поиска глубоко-залегающей нефти и интенсификации нефтеотдачи;

> технология и оказание услуг по оперативному прогнозу состояния окружающей среды при штатных и нештатных ситуациях;

> программно-инструментальная технология технического обследования сооружений, оснований и геологических структур в сейсмически опасных районах с учетом фактической дефектности по-врежденности;

> технология, позволяющая оценить состояние бассейна водных ресурсов региона при угрозе паводковых ситуаций, разрушение дамб, плотин;

> технология производства кристаллов для нелинейных преобразователей частоты;

> технология производства элементов и устройств интегральной оптики для телекоммуникационных и сенсорных систем;

> технология защиты строительных конструкций разрушения плесневыми грибами;

> технология очистки от нефтяных загрязнений с использованием природных штаммов углеводо-родокисляющих экосистем;

> технология защиты буровых растворов от микробного разрушения;

> технология теплоизолирующего антикоррозионного покрытия;

> технология производства никель-цинковых аккумуляторов с увеличенным сроком эксплуатации;

> технология производства фармацевтического препарата «Бализ»;

> технология производства комплекса электромем-бранного оборудования для очистки и кондиционирования питьевой воды и промышленной во-доподготовки;

> технология производства оптических материалов для интегральной оптоэлектроники;

> усовершенствованная технология содержания медоносных пчел, позволяющая получить экологически чистый продукт пчеловодства;

> технология создания новых видов тканей, одежды медико-экологически целесообразной конструкции;

> технология создания новых видов упаковки для детского питания, жидких и сыпучих продуктов и др.

Но, несмотря на наличие высокого инновационного потенциала вузовской науки, Кубанский государственный университет не располагает достаточной инфраструктурой, способствующей переходу от традиционной экономики к инновационной. Технопарк как элемент научно-инновационного комплекса Краснодарского края требует дальнейшего развития своей деятельности. Его основная проблема заключается в отсутствии эффективной организацион-

б8

Таблица 3

Функции центров и отделов организационно-функциональной структуры технопарка

Наименование отдела или центра Функции

1. Инновационнотехнологический центр ♦ Реализация инновационной политики. ♦ Развитие и совершенствование инновационной инфраструктуры края: бизнес-инкубаторов, центров (технологических, инновационных, научных, производственных и др.), социально-экономических экспериментальных зон и др. ♦ Создание благоприятного инвестиционного климата в крае, привлечение внешних и внутренних инвестиций в инновационную сферу деятельности. ♦ Устранение препятствий при осуществлении взаимовыгодного научно-технического сотрудничества со всеми субъектами инновационной деятельности

1.1. Студенческий инновационный центр ♦ Обеспечение методической, организационной и финансовой поддержки молодежных инвестиционных и инновационных проектов. ♦ Формирование молодежных научно-технических коллективов для участия в конкурсах, выставках, конференциях, посвященных инновациям

1.2. Бизнес-инкубатор высоких технологий ♦ Предоставление субъектам инновационной деятельности комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности. ♦ Оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и реализации инновационных и инвестиционных проектов. ♦ Внедрение новых форм инновационной деятельности

1.2.1. Бизнес-инкубатор высоких технологий ♦ Анализ информации о ресурсах субъектов инновационной деятельности с целью информационного обеспечения. ♦ Усовершенствование стандартных и разработка новых методик анализа информации

1.2.1.1. Отдел телекоммуникационных связей ♦ Обеспечивает повышение надежности работы и взаимодействия телекоммуникационных сетей связи, улучшения качества их работы и культуры обслуживания. ♦ Внедрение передовых компьютерных и телекоммуникационных технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2.1.2. Отдел информационных технологий ♦ Формирование системы информационных центров на базе единой компьютерной сети. ♦ Использование информационно-поисковых систем, которые имеют полный банк данных патентной информации публикаций по инновационным проблемам. ♦ Формирование информационного банка данных о субъектах и объектах инновационной деятельности

1.2.2. Отдел защиты интеллектуальной собственности ♦ Предоставление субъектам инновационной деятельности услуг по защите прав на интеллектуальную собственность. ♦ Регулирование использования объектов интеллектуальной собственности. ♦ Формирование и использование электронной биржи интеллектуальной собственности

1.2.3. Юридический отдел ♦ Оказание помощи субъектам инновационной деятельности по решению экономико-правовых вопросов

1.2.4. Отдел экономического анализа и финансов ♦ Совершенствование организационного механизма финансового обеспечения реализации инновационной деятельности, которое базируется на разных источниках финансирования: а) бюджетное финансирование: средства Рособразования, Роснауки, министерств, агентств, служб, Российской академии наук, отраслевых академий, Регионального фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда; б) внебюджетное финансирование: средства хозяйствующих субъектов, зарубежных источников, собственные средства, средства спонсоров и др.

1.2.5. Центр научной экспертизы ♦ Способствование разработке и непосредственной реализации утвержденных инновационных программ. ♦ Проведение научной экспертизы инновационных и инвестиционных проектов с помощью: экономического, технического, коммерческого, финансового, экологического, организационного, социального, экологического анализа и анализ рисков. ♦ Предоставление заключения о финансовой и экономической жизнеспособности проекта

1.2.6. Отдел менеджмента ♦ Планирование и организация инновационной деятельности. ♦ Формирование инновационно восприимчивой среды. ♦ Разработка плана мероприятий по реализации инвестиционного и инновационного проекта. ♦ Работа с партнерами и потребителями в сфере инновационной деятельности

1.2.6.1. Отдел маркетинга и рекламы ♦ Мониторинг инновационного потенциала вуза. ♦ Предоставление комплекса услуг, сопровождающих осуществление этапов инновационного процесса (проведение маркетинговых исследований в сфере инновационной деятельности; разработка плана мероприятий по рекламе и паблик рилейшнз, с использованием наиболее эффективных средств рекламы, оперативный анализ эффективности их проведения, при необходимости их корректировка, с целью продвижения инновационных проектов; поиск потенциальных партнеров и др.)

1.2.6.2. Отдел выставок и рекламы ♦ Информирование о постоянно действующих и периодических выставках законченных инновационных разработок для обмена и пропаганды позитивного освещения в сфере инновационной деятельности. ♦ Организация, подготовка и проведение конференций, семинаров, презентация инновационных и инвестиционных проектов

1.2.7. Экспериментальные площадки ♦ Служат для создания опытных образцов инноваций

2. Центр международного сотрудничества ♦ Развитие международных связей в сфере инновационной деятельности. ♦ Взаимодействие с иностранными научными учреждениями и предприятиями в реализации инновационной политики

3. Бизнес-школа ♦ Осуществление подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров в сфере инновационного предпринимательства: наукоемкий бизнес и инновационный менеджмент

4. Административнохозяйственный отдел ♦ Усовершенствование и развитие материально-технического обеспечения структур

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

ИННОВАЦИИ № 5 (103), 2007

но-функциональной структуры, модернизация которой является необходимым элементом системного преобразования Кубанского госуниверситета в инновационный университет России.

Предлагаемая структура технопарка (рис. 2) в отличие от существующей позволит повысить эффективность результатов научной деятельности вуза и довести научную продукцию от фундаментальных исследований до серийного производства, обеспечив, тем самым, потребности реального сектора экономики в интеллектуальном продукте.

Данная организационно-функциональная структура технопарка позволит на региональном уровне координировать развитие инновационных проектов, отвечающих социально-экономическим потребностям Юга России. Любой обратившийся заявитель инновационного проекта будет направлен в ту или иную структуру, в соответствии с ее функциями, где ему будет оказана помощь и содействие в зависимости от стадии развития проекта. Функции центров и отделов структуры обозначены в табл. 3.

После четкого определения функций центров и отделов структуры технопарка ясно, что многофункциональным механизмом управления и реализации всех этапов инновационного процесса (инновационной деятельности) выступает научно-технологический парк «Университет». Его деятельность нацелена на создание скоординированной согласованной системы структур, обеспечивающей реализацию инновационной деятельности на всех уровнях, т. е. формирование горизонтальных связей между различны-

ми сферами деятельности и успешную реализацию научного потенциала.

Таким образом, функционирование системы организационно-функциональной структуры данного механизма реализации инновационной деятельности (технопарка) позволит аккумулировать и перераспределять финансовые средства, обеспечивая приток как бюджетных, так и внебюджетных средств в сферу науки.

Исследование научно-инновационной деятельности конкретного вуза показало, что происходит динамичное развитие научной среды, которую мы можем интегрировать в реальный сектор экономики с помощью эффективной работы инновационной составляющей вузовской науки, что в свою очередь, будет способствовать развитию в крае экономики инновационного типа.

Литература

1. Л. Гохберг, И. Кузнецова. Вузовская наука: перспективы ее раз-вития^Высшее образование в России, № 4, 2004.

2. Н. Г. Денисов, Н. В. Телегин. Стратегия развития образования как важнейшего государственного ресурса реформирования общества: Сб. Материалы научно-практической конференции «Вузовская наука — регионам: основные направления взаимодействия и совместных исследований»/Под ред. М. Н. Стри-ханова, А. Н. Кудинова. Москва-Тверь-Краснодар: Тверской ИнноЦентр, 2000.

3. Отчет о научной деятельности вуза (организации) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.