Экономика и управление в образовании
УДК 338.4
М.А. Иванова, А.В. Кузьмин
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Современные интеграционные процессы в образовании обусловлены принятием новых законодательных актов, направленных на изменение механизма функционирования образовательных учреждений. Интерпретация понятия «интеграция» в условиях трансформации образования заключается в понимании его как процесса объединения ресурсов отдельных субъектов, стремящихся возвыситься над собственными «индивидуальными» возможностями и претендовать на более высокий экономический эффект.
Интеграционный процесс в высшей школе -процесс взаимного сближения различных сфер человеческой деятельности, а именно образования, науки, бизнеса, финансов, путем объединения материальных и нематериальных ресурсов участников процесса, диверсификации деятельности и источников финансирования, создания новых организационных структур, формирования инновационных взаимосвязей, обеспечивающих эффективность функционирования высшей школы и дальнейший экономический рост Российской Федерации. Авторами сформулированы признаки интеграции, которые рекомендуется использовать для того, чтобы выделить из всех видов предусмотренных законодательством типов образовательных учреждений интеграционные:
- объединение двух или более субъектов (физических и юридических лиц, которые имеют имущество в собственности) путем установления гражданско-правовых отношений;
- формирование новых внутренних связей между специализированными учебными, научными, производственными подразделениями высшего учебного заведения;
- формирование внешних связей между вузом и производством, научными организациями, бюджетной системой, кредитно-финансовыми учреждениями и обществом в целом.
Субъекты, объединяющие свои материальные и нематериальные ресурсы в рамках интегрированного учреждения, могут относиться к внешней и внутренней среде высшего учебного заведения.
Внешняя среда представлена государством, другими вузами, научно-исследовательскими институтами, предприятиями, образовательными учреждениями различного уровня. Основным и обязательным участником интеграционного процесса является государство как юридическое лицо, передающее вузам имущество в оперативное управление. Вузы обладают нематериальными ресурсами, а в соответствии с новым законодательством могут владеть и материальными ресурсами. Объединение ресурсов направлено на выполнение основной цели существования вузов - воспроизводство человеческого капитала. Другие названные выше представители внешней среды могут в зависимости от воли участников также объединить имущество в рамках интеграции. Таким образом, идет формирование внешних связей. Если интеграционная связь нарушается, то субъекты продолжают функционировать, но без взаимосвязи.
^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^
Внутренняя среда представлена организационными структурами в рамках вуза, а именно хозяйственными обществами, создаваемыми образовательными учреждениями в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности, целевыми капиталами, патентными отделами, научно-исследовательскими, социологическими, консалтинговыми лабораториями, промышленными цехами. При создании названных структур идет переформирование ресурсов вуза и соединение их таким образом, чтобы появилась возможность получения потока доходов для обеспечения процесса воспроизводства человеческого капитала. Причем хозяйственные общества, создаваемые образовательными учреждениями в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности, и целевые капиталы, формирующиеся в рамках деятельности вуза, - это соединение ресурсов, ранее не характерных для высшей школы. Однако главным моментом, по мнению авторов, является привлечение новых нематериальных ресурсов, не принадлежащих вузу. Это знания, опыт, творческие способности кадровых работников вуза, которыми собственники могут пользоваться по своему усмотрению - направить на внеобразовательную деятельность вуза или использовать вне образовательного учреждения. При формировании новых организационных структур предполагается использование той части человеческого капитала кадровых работников, которая ранее была не задействована. Задача вуза - сформировать гражданско-правовые отношения с работниками с целью полного и эффективного использования интеллектуальных ресурсов.
При образовании новых организационных структур идет формирование внутренних связей. Если интеграционная связь нарушается, то один из субъектов прекращает функционировать.
Объективным следствием реализации названных признаков является концентрация ресурсов и укрупнение организаций, диверсификация деятельности, высокая степень сотрудничества участников интеграционного процесса, которые при этом не меняют юридический статус своего лица.
Таким образом, следует различать внешнюю интеграцию, когда речь идет об объединении нескольких субъектов, и внутреннею интеграцию, когда основой процесса становится переформирование материальных и нематериальных ресурсов, диверсификация деятельности, концентрация ресурсов, формирование инновационных связей. Формы интеграции рассматриваются авторами как способ реализации интеграционных процессов либо через создание новых организационных структур, либо путем изменения типа образовательного учреждения.
В зависимости от состава участников, их отраслевой и функциональной принадлежности, масштабов территории и образовательного пространства рассматриваются различные виды или формы интеграции.
К традиционным формам интеграции относят университетские образовательные округи, университетские комплексы, некоммерческие объединения, ассоциации, союзы, образовательные кластеры, учебно-научно-инновационные комплексы, учебно-научно-производственные комплексы и т. п. [1-3]
Новые формы интеграции - автономные учреждения, бюджетные учреждения и целевой капитал. Автономные учреждения остаются более привлекательными, потому что обладают большей экономической свободой по сравнению с новыми бюджетными учреждениями.
Авторами предложен алгоритм перехода образовательного учреждения в автономное учреждение:
1. Анализ внешней среды организации (анализ состояния рынка предоставляемых услуг, демографической ситуации, состояния банковской системы, развития региона, анализ возможности сохранения объемов бюджетного финансирования).
2. Анализ внутренней среды (выявление ресурсного потенциала, анализ состояния материальных активов, определение нематериальных активов в соответствии с расширенной классификацией в рамках человеческого, покупательского и структурного капиталов, анализ возможностей образовательной и внеобразова-тельной деятельности).
Экономика и управление в образовании
3. Определение инвестиционной привлекательности образовательного учреждения на базе показателя социально-экономической оценки нематериальных активов.
4. Расчет интегрированного показателя результативности преобразования образовательного учреждения в автономное.
5. Принятие решения о переходе в автономное учреждение.
Для обеспечения процесса интеграции авторами разработан механизм управления интеллектуальными ресурсами и нематериальными активами. Механизм управления представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений по обеспечению развития нематериальных активов. По мнению авторов, такой механизм управления экономическими отношениями учреждения включает определенные инструменты, методы управления, государственное нормативно-правовое обеспечение, рыночный и внутренний механизмы управления, информационное обеспечение.
Механизм управления классически состоит из двух подсистем - управляющей и управляемой.
Управляющая подсистема (субъект управления) включает в себя менеджеров всех уровней управления и специалистов, непосредственно участвующих в процессе формирования и развития интеллектуальных ресурсов.
Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя экономические отношения по формированию и развитию интеллектуальных ресурсов и собственно нематериальные активы.
По мнению авторов, управляющая подсистема должна выполнять следующие функции: разработка стратегии развития нематериальных активов; мотивация; формирование информационных систем; осуществление анализа состояния нематериальных активов, планирования мероприятий по обеспечению развития нематериальных активов; формирование «центров ответственности»; разработка и реализация мероприятий по созданию нематериальных активов; контроль.
Все перечисленные выше функции управляющей подсистемы направлены на управляемую
подсистему. Именно под действием управляющей подсистемы формируются экономические отношения по созданию нематериальных активов, формированию источников нематериальных активов, происходит оборот нематериальных активов.
Экономические отношения можно разделить на две группы - внешние и внутренние. Внешние отношения регулируются в основном законодательством. К внешним отношениям учреждения можно отнести взаимодействия с государством в области бюджетного финансирования и выплаты налогов, с финансово-кредитной системой в случаях функционирования целевого капитала, получения банковских кредитов, инвестиций от паевых и инвестиционных фондов, со страховыми компаниями для страхования инвестиционных и инновационных рисков, с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам для получения правоохранительных документов, с научно-исследовательскими организациями с целью приобретения лицензий, создания совместных предприятий, обучения и повышения квалификации сотрудников, с различными учреждениями при формировании целевого капитала или, например, при продаже лицензий на объекты интеллектуальной собственности, с конкурентами по поводу правомерного использования нематериальных активов и защиты прав на интеллектуальную собственность.
Внутренние отношения регламентируются наряду с законодательными актами системой общекорпоративных документов, внутренним регламентом учреждения. Общекорпоративные механизмы осуществления политики в области развития нематериальных активов позволяют предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, которые могут привести к прекращению действия исключительных прав. К внутренним отношениям можно отнести взаимодействия между собственниками, учредителями, высшим управляющим составом и структурными подразделениями, персоналом, непосредственно создающим нематериальный актив, а также отношения между работодателем и служащими, оформленные в виде служебного договора или ограничительного договора, уведом-
Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2011. Экономические науки
ляющего работника о том, что учреждение имеет исключительные права на нематериальные активы и намерено их защищать даже после завершения работы служащего, отношения учреждения с авторами результатов интеллектуальной деятельности с целью стимулирования деятельности служащих, отношения с субъектами, объединенными одной формой интеграции.
Состав механизма управления представлен следующими элементами: система государственного нормативно-правового и рыночного регулирования нематериальных активов, информационного обеспечения, внутренний механизм управления нематериальными активами, методы, инструменты, критерии эффективности. Особое значение для интеграционных процессов имеет внутренний механизм управления нематериальными активами, в котором предложена программа наращивания потенциала интеллек-
туальных ресурсов высшей школы на основе повышения квалификации преподавателей путем сращивания теоретических и практических знаний через увеличение числа стажировок, объемов внеобразовательной деятельности преподавателей, но в рамках практического использования теоретических знаний (например, при организации научных лабораторий, консалтинговых и аудиторских фирм, патентных служб, укомплектованных патентными поверенными). Основная задача - образовательные учреждения должны стать центрами творческой мысли.
Таким образом, новые условия функционирования образовательных учреждений связаны с интеграционными процессами, которые могут быть реализованы только при условии формирования и использования механизма управления интеллектуальными ресурсами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тряпицин, А.В. Интеграционные процессы в высшем образовании [Электронный ресурс] / А.В. Тряпицин. - Режим доступа: http//www.prof.msu. ru/publ; http://www.i-con.ru/publications (дата обращения: 23.08.2011).
2. Интеграционные процессы в образовании [Текст] / под ред. Р.А. Авербуха, Н.П. Литвиновой, Т.В. Мухлаевой. - Гатчина: ЛОИЭФ, 2004. - С. 169.
3. Иванова, М.А. Особенности интеграции и формирования экономической политики образовательных учреждений всех уровней РФ в условиях изменения нормативно-правовой базы их функционирования (экономический и финансовый аспект) [Текст] : [моногр.] / М.А. Иванова, А.В. Кузьмин; под ред. проф. Н.П. Литвиновой. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2009. - 120 с.