Анализируя ликвидность объектов, необходимо установить среднее время экспозиции проданных объектов с дифференциацией по типам недвижимости, непроданных объектов. Это обеспечит обоснованность применяемых в оценке премий за риск на неликвидность объекта, что особенно важно, если недвижимость рассматривается как залог.
Список литературы:
1. Анохин В., Анохина Е., Касатова Ж. Анализ научных подходов к проведению маркетинговых исследований/Экономический анализ: теория и практика. -2014. - № 23 (374). - C. 17-28.
2. Малхотра Н. Маркетинговые исследования: практическое руководство. - 4-е изд. / Пер. с англ. - М.: ООО «ИД Вильямс», 2007. - 1200 с.: ил.
3. Стерник Г.М. Методология анализа рынка недвижимости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// realtymarket.ru.
4. Стерник Г.М., Стерник С.Г. Анализ рынка недвижимости для профессионалов / Г.М. Стерник. - М.: Экономика, 2009. - 606 с.
5. ШоннессиД.О. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 864 с.
6. ЧернякВ.З. Управление недвижимостью / В.З. Черняк. - М.: Экзамен, 2001. - 220 с.
7. Горемыкин В.А. Недвижимость: экономика, управление, налогообложение, учет: учебник / В.А. Горемыкин. - М.: КНОРУС, 2010. - 672 с.
List of literature:
1. Anokhin V., Anokhina E., Kasatova J. Analysis of Scientific Approaches to Marketing Research // Economic Analysis: Theory and Practice. - 2014. - № 23 (374). - P. 17-28.
2. Malhotra N. Marketing Research: A Practical Guide, 4th ed.: Trans. with English. - M.: Ltd. «ID Williams», 2007. -1200 p.: il.
3. Sternik G.M. Methodology for Market Analysis Real Estate [Electronic resource]. - URL: http://realtymarket.ru.
4. SternikG.M., SternikS.G. Real Estate Market Analysis for professionals / G.M. Sternik. - M.: Economics, 2009. - 606 p.
5. Shonnessi D.O. Competitive Marketing: A Strategic Approach / Trans. with English. - Petersburg: Peter, 2001. - 864 p.
6. Chernyak V.Z. Property Management / V.Z. Chernyak. -M.: Exam, 2001. - 220 p.
7. Goremykin V.A. Real Estate: Economic, Management, Taxation, Accounting: Textbook / V.A. Goremykin. - M.: KNORUS, 2010. - 672 p.
Симионов Р.Ю.
доктор экономических наук, доцент, декан экономического факультета Ростовского филиала ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Россия, г. Ростов-на-Дону
УДК 303.7;330.356
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются возможности аналитического инструментария для поиска эффективных направлений развития строительных организаций. Автор исходит из специфики деятельности строительных организаций и степени разработанности проблемы методологии и методик анализа стратегий развития и системы управления развитием. Автор обосновывает целесообразность применения интегральных показателей для оценки устойчивого развития организации, систематизирует критерии, которым должен соответствовать такого рода показатель. При этом автор полагает, что таким показателем может быть рост рыночной капитализации бизнеса как показатель, ориентированный на стоимостную концепцию управления, признанную прогрессивной и максимально отражающей условия развития в рыночной среде. В статье автором предложены методики определения рыночной стоимости бизнеса с учетом фазы жизненного цикла организации. При этом автор учитывает требования подходов и методов оценки, предусмотренных оценочными стандартами. В статье рассматриваются также возможности рейтинговой оценки устойчивого развития
организации, которая строится на системе показателей, установлении требуемого уровня этих показателей, сопоставление с которым позволяет делать выводы о конкурентных позициях организации. Предложенная система показателей отражает доходность бизнеса, деловую активность, финансовую устойчивость и эффективность системы управления.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сегментный анализ, контроль факторов, стоимостная оценка, рейтинговая оценка.
DEVELOPMENT OF ANALYTICAL INSTRUMENTS TO ENSURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CONSTRUCTION COMPANY
The article considers the possibility of analytical tools to find effective avenues of building organizations. The author proceeds from the specifics of the construction companies and the extent of a problem of methodology and techniques for analyzing development strategies and management development. The author proves the feasibility of integrated indicators for assessing sustainable development of the organization, organizes the criteria to be met by this kind of measure. The author believes that such a measure can be the growth of market capitalization of the business, as an indicator of value-oriented management concept, recognized the most progressive and reflective of conditions in the market environment. In the article the author offers a technique for determining the market value of the business, taking into account the life cycle phases of the organization. The author takes into account the requirements of the approaches and methods of valuation provided evaluative standards. The article also discusses the possibility of rating the sustainable development of the organization, which is based on a system of indicators, the establishment of the required level of these indicators, against which allows conclusions about the competitive position of the organization. The proposed system of indicators reflects the profitability of the business, business activity, financial stability and efficiency of the control system.
Key words: sustainable development, segment analysis, control factors, valuation, rating estimation.
1. Изученность проблемы и новые задачи исследования Современный этап развития экономических отношений в инвестиционно-строительной сфере характеризуется существенной нестабильностью. В этих условиях особую актуальность приобретает задача аналитического обеспечения принятия, мониторинга и корректировки стратегических решений, способного адекватно отражать современное состояние и динамику внешней среды.
Строительный бизнес функционирует в условиях нарастающей неопределенности, обусловленной, в частности, слабой инвестиционной активностью, отсутствием равновесия спроса и предложения на недвижимость, продолжающейся урбанизацией населения, изменением видовой структуры инвестиций в основные средства. Даже в кризисных условиях стратегические усилия организации не должны предполагать только сохранение финансовой устойчивости, а ориентироваться на устойчивое развитие.
Эффективность стратегических решений во многом зависит от правильных подходов к формированию системы показателей оценки деятельности, установления целевых ориентиров для интерпретации достигнутого и (или) потенциально достижимого уровня показателей.
Рассматривая специфику рынка подрядных строительных работ, действующих в сфере строительства экономических механизмов, можно сделать вы-
вод о слабой структурированности рыночной среды. Требуется глубокий анализ каждого сегмента рынка, выявление потенциальной доходности и перспектив развития, особенностей локализации строительных организаций в региональных и отраслевых рамках.
Современный этап развития экономического анализа как науки характеризуется неослабевающим интересом к поиску инструментов, способных отражать специфику конкретной отрасли и современные реалии экономики. Не до конца решенной проблемой является создание аналитического обеспечения устойчивого развития экономических субъектов, не предложена пока комплексная система, но есть удачные решения отдельных направлений.
Для обеспечения правильной постановки и достижения стратегических целей организации целесообразно одновременно реализовывать два направления стратегического анализа [1]. Во-первых, внешний стратегический анализ, предполагающий оценку состояния бизнес-среды и, одновременно, собственное стратегическое позиционирование организации. Во-вторых, внутренний стратегический анализ, ориентированный на оценку собственного ресурсного потенциала в контексте проблем стратегического управления. Это направление предполагает оценку производственного, трудового и финансового потенциала. Традиционно это направление анализа является предметной областью комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия,
но его стратегическая ориентированность предопределяет и выбор показателей, и интерпретацию достигнутого уровня этих показателей.
Само понятие стратегии бизнеса также неоднозначно трактуется в экономических исследованиях. Наиболее полно отражает суть проблемы понятие стратегии, сформулированное А.Чандлером, который рассматривает стратегию как определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курсов действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей [2]. Полагаем, что сам горизонт стратегического планирования должен быть обусловлен особенностями отрасли и фазой жизненного цикла предприятия.
В основе методологии анализа должно лежать четкое понимание категории «устойчивое развитие», которое часто отождествляется с понятием «стабильное развитие», хотя между ними есть и различия, и сходство. Разделяем точку зрения, изложенную в статье Н.П. Любушина, Н.И. Яшиной и О.Г. Черкасовой, которые провели анализ сущностных характеристик названных категорий [3]. Устойчивое развитие предполагает неизменность свойств систем при условии адаптации параметров к изменениям внешней и внутренней среды, что обеспечивает способность системы сохранять и, при необходимости, восстанавливать исходное качественное состояние. Устойчивое развитие в отличие от стабильности допускает видоизменение системы в целях обеспечения эффективного функционирования. По сути, речь идет о таком важнейшем свойстве систем, как адаптивность, способность изменять свою структуру и законы поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях. Но проблема состоит в том, что сама внешняя среда создает угрозы или открывает возможности, но не может инициировать нужные изменения на уровне хозяйствующего субъекта. Это целиком задача управленческая, правильная постановка и реализация которой зависит от качественного аналитического обеспечения. Поскольку система может видоизменяться, в том числе и по масштабам деятельности, особое значение приобретают относительные показатели.
Стратегия выбора сегмента бизнеса и организация работы в этом сегменте требует проведения в рамках стратегического анализа сегментного анализа как совокупности аналитических процедур по выявлению рыночной привлекательности сегмента. Ключевые вопросы, ответы на которые должен помочь получить сегментный анализ, следующие:
- какие показатели могут быть критериями привлекательности сегмента и наиболее полно будут отражать специфику бизнеса?
- по какой методике эти показатели могут определяться?
- какими должны быть допустимые границы показателей?
Сегментом бизнеса может быть географический регион, группа потребителей, группа продуктов. В соответствии с ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» критериями сегментации могут быть:
- характер (назначение) продукции, товаров, работ и услуг;
- особенности процесса производства продукции, закупки товаров, оказания услуг;
- правовые условия деятельности;
- покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ и услуг;
- способы продажи продукции, товаров, работ и услуг;
- специфические характеристики сегмента.
Система ключевых контрольных показателей
оценки привлекательности сегмента для экономического субъекта нашла отражение в исследованиях Е.В. Смирновой и И.Ю. Цыгановой [4], которые рассматривают семь направлений анализа, руководствуясь известной методологией PIMS-анализа. В частности, для анализа направления «Внешние условия деятельности» авторами предложены следующие показатели:
- темпы роста рынка в среднесрочной перспективе (1-5 лет), %;
- темпы роста рынка в краткосрочной перспективе (до 1 года), %;
- темпы роста производительности труда в отрасли, %;
- степень стабильности (динамичности) рыночной конъюнктуры.
Авторами на только предложен перечень показателей, но и обоснован горизонт прогнозирования. К тому же, методика прошла практическую проверку, которая подтвердила целесообразность такого подхода.
Раздел «Сила конкурентных позиций» позволяет осуществить рыночное позиционирование самой организации в данном сегменте бизнеса, ориентируясь на достигнутый уровень, в частности, таких показателей, как рыночная доля по отношению к основному конкуренту, темп роста относительной рыночной доли.
Устойчивость развития хозяйствующего субъекта важна для стратегических партнеров бизнеса. В частности, это относится и к кредитным организациям, учитывая, что строительство является самой кредитуемой сферой бизнеса, и это объективно обусловлено как спецификой строительной отрасли, так и строительной продукции. В этой связи кредитные организации, рассматривая предприятие как потенциального кредитора, анализируют не только состояние самого хозяйствующего объекта, но и устойчивость отрасли. Одним из основных концептуальных подходов к решению этой проблемы является проверка устой-
чивости отрасли к кризису. В экономических исследованиях мы видим подход [5], основанный на выявлении возможности создания экономическим субъектом акционерной стоимости в будущем периоде бизнеса. При этом в качестве показателя для оценки принимается возможный относительный рост добавленной стоимости акционерного капитала. В целом такой подход отражает современную концепцию стратегического управления компанией, так называемую стоимостную концепцию. Названный подход способен дать хорошие результаты в отраслях, в которых эта управленческая концепция распространена. Результативен такой подход и в случаях, если в качестве обеспечения кредита выступает бизнес, а не отдельные наиболее ликвидные активы предприятия. Учитывая, что на рост стоимости влияет большое число факторов, параллельно надо применять и традиционную систему, основанную на количественной оценке факторов макро- и микросреды. К ним отнесены, в частности [5], зависимость от мировых рынков, девальвация рубля, наличие государственной поддержки, государственное регулирование.
Состояние макро- и мезоуровня предопределяет состояние экономических субъектов и их устойчивое развитие, но это влияние взаимно. В статье Н.П. Лю-бушина, Н.И. Яшиной и О.Г. Черкасовой [3] предложен алгоритм и система показателей оценки устойчивого экономического развития региона с помощью совокупности показателей, характеризующих эффективность работы хозяйствующих субъектов более низкого уровня иерархии (организаций и предприятий), что позволяет давать качественную оценку состоянию устойчивого развития региона, установить, какой тип экономического развития, интенсивный или экстенсивный, присущ региону, что позволит разработать правильную стратегию предприятия.
Внешние и внутренние факторы взаимодействуют, их взаимодействие предопределяет динамику каждой группы. Для выбора стратегии устойчивого развития важно установить взаимную динамику (коэволюцию) показателей экстраверсии и ин-троверсии предприятия, формализующих его внешнюю и внутреннюю среду. Номинальной мерой суммарной оценки экстраверсионного и интроверсион-ного контроля принимают единицу, а ее превышение свидетельствует о наличии синергетического эффекта [6]. Предприятие должно стремиться к росту контроля, что уменьшает его зависимость от внешней среды. При этом под контролем автор понимает возможность предприятия влиять на сложившуюся экономическую ситуацию, обусловленную наличием допустимой вероятности свершения планируемого события, связанного с группой давления или фактором, значимым для достижения целей предприятия. В соответствии с основными группами и областями дав-
ления на предприятие К.А. Мачиным [6] предложены частные коэффициенты экстраверсионного контроля:
- коэффициент контроля поставщиков;
- коэффициент контроля акционеров;
- коэффициент контроля кредиторов;
- коэффициент контроля за отчислениями;
- коэффициент контроля торговых посредников;
- коэффициент контроля дебиторов;
- коэффициент контроля конкурентов;
- коэффициент контроля потребителей;
- коэффициент контроля инноваций.
Индикаторы интроверсионного контроля включают:
- коэффициент контроля персонала;
- коэффициент контроля производственной мощности;
- коэффициент контроля производственных процессов;
- коэффициент контроля материально-технического снабжения;
- коэффициент контроля интенсивности использования ресурсов и другие.
Ценностью результатов данного исследования является то, что автор предложил методику расчета названных показателей, их предельные значения и дал интерпретацию этих значений.
Рассматривая современное состояние методологии комплексного анализа показателей устойчивого развития деятельности экономических субъектов, А.Д. Шеремет выделяет как важнейшее актуальное направление создание системы комплексного анализа устойчивости развития. Формирование указанной системы предусматривает в том числе анализ макро-и микроэкономических условий хозяйственной деятельности, где в качестве факторов экономической эффективности хозяйственной деятельности рассматриваются [7]:
- природные условия и уровень рациональности природопользования;
- социальные условия и уровень использования человеческого фактора (капитала);
- внешние связи предприятия и уровень их развития;
- научно-технический прогресс и уровень внедрения новой техники и технологий;
- структура хозяйственной системы и уровень организации бизнес-процессов и труда;
- хозяйственный механизм и уровень организации управления.
Систему анализа указанных факторов следует развивать, используя как финансовые, так и нефинансовые показатели, детерминированные и стохастические методы, применяя как комплексный показатель, так и систему показателей, комплексно отражающих состояние и проблемы дальнейшего устойчивого развития.
2. Анализ устойчивого развития на основе интегрального показателя рыночной стоимости бизнеса
Проблема измерения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на основе интегрального критерия остается актуальной для всех сфер экономки, включая строительство. Это объясняется тем, что такого рода показатель рассматривается как индикатор, отражающий изменения как на макро-, так и микроуровне, а каждый этап глобальных экономических изменений требует поиска новых решений.
Потенциальные возможности предприятия не всегда могут быть реализованы в силу влияния множества факторов бизнес-среды, поэтому необходим поиск показателя, способного отражать степень реализации экономического потенциала. Такой показатель должен отвечать следующим характеристикам:
- обладать чувствительностью к изменениям внутренней и внешней среды;
- отражать состояние макро-, мезо- и микроуровня бизнес-окружения;
- отражать текущие и потенциальные возможности предприятия;
- давать возможность интерпретации реального состояния предприятия для потенциальных инвесторов и других заинтересованных групп.
По мере того, как меняются концепции управления, меняются и подходы к определению эффективности деятельности предприятий. Концепция управления, ориентированная на создание стоимости, из множества альтернативных целевых функций ориентируется на максимизацию стоимости компании. В систематизированном нами виде сущность и преимущества концепции управления стоимостью представлены ниже:
- стоимость является объектом стратегического управления;
- управление стоимостью является интегрирующим процессом;
- стоимостная оценка результатов деятельности организации отражает синергетический эффект взаимодействия всех факторов, как внешних, так и внутренних;
- стоимость является показателем, доступным для понимания внешних пользователей информации о результатах деятельности компании и ее рыночных позициях;
- стоимостная оценка учитывает не только текущую, но и потенциальную доходность.
Особенность применения рыночной стоимости как комплексного управленческого показателя состоит в том, что рыночная стоимость большей частью основана на ожиданиях инвестора, а не на фактических результатах деятельности. Если рынок ожидает улучшений в деятельности компании, то рыночная стоимость ее активов будет выше балансовой. То же самое происходит, если компания предпринимает меры по ре-
структуризации своего бизнеса. Эффективное управление стоимостью означает, что все аналитические методы необходимо ориентировать на выявление возможностей максимизации стоимости, ориентируя процессы управления на ключевые факторы стоимости.
Наиболее результативной стоимостная концепция признается в сферах бизнеса, характеризующихся следующими признаками: высокая вероятность значительных изменений в отрасли, связанной с государственным регулированием; длительный инвестиционный цикл; сложная структура делового портфеля. Всеми перечисленными признаками в полной мере обладает строительная отрасль.
Исследование проблем применения рыночной стоимости как интегрированного показателя, характеризующего устойчивое развитие предприятия, имеющихся методик расчета [8, 9], позволило предложить подход и конкретные методики, учитывающие фазу жизненного цикла хозяйствующего субъекта. Традиционно рассматривают следующие фазы жизненного цикла предприятия: становление, рост, зрелость и спад. Выявлены характерные особенности каждой фазы, позволяющие полагать, что в контексте проблем управления устойчивым развитием следует рассматривать фазы «рост» и «зрелость», поскольку именно этим фазам присуща стратегия устойчивого развития.
На фазе роста предприятие имеет свой сегмент рынка, который расширяется, или, по крайней мере, стратегия направлена на рост рыночной доли. В зависимости от инвестиционных возможностей предприятия рост может быть агрессивным либо селективным. Рост предполагает изменение масштабов бизнеса, которое может приводить к росту доходности, но при условии эффективного управления ресурсами в совершенно иных, возросших масштабах бизнеса.
На основе затратного подхода стоимость предприятия (С) может быть определена по формуле: С = Сч + S ,
с
где Сч - чистые активы, рассчитанные с учетом рыночной стоимости отдельных элементов баланса;
- организационно-управленческие расходы, направленные на рост бизнеса.
Доходный подход отражает сложившиеся возможности получения доходов с учетом рыночных позиций. Поскольку предприятие развивается, что требует привлечения капитала, целесообразно применять метод дисконтированного денежного потока с прогнозным периодом не менее трех лет, учитывая длительность производственного цикла в строительстве:
1
0 i - O°5 ' + 000 T ,
i„=l
(1 + СДУ
где Е1ч - денежный поток 1-го года; СД - ставка дисконта; Т - горизонт расчета, лет; 1 - шаг дисконтирования; С - терминальная стоимость предприятия.
Наиболее адекватно отражающим рыночную ситуацию является метод отраслевых мультипликаторов, которые являются соотношением между рыночной ценой предприятия и одним из ключевых показателей его деятельности. Наиболее распространенными мультипликаторами являются [9]:
- цена предприятия / прибыль до налогообложения;
- цена предприятия / денежный поток;
- цена предприятия / выручка от продажи продукции;
- цена предприятия / балансовая стоимость имущества предприятия;
- цена предприятия / чистые активы.
Учитывая специфику рассматриваемых фаз жизненного цикла предприятия, целесообразно применить два мультипликатора, которые в совокупности характеризуют доходность и имущественное состояние предприятия:
- цена предприятия / прибыль до налогообложения;
- цена предприятия / чистые активы.
Стоимость предприятия (С) нами предлагается
определять по формуле:
С = Рв • М • Н + Кч • М •
п 1 га 2У
где Рв - прибыль предприятия от продаж строительной продукции до налогообложения; Кч - чистые активы; Мп - средняя величина мультипликатора «цена / прибыль до налогообложения» по предприятиям - аналогам; М - средняя величина мультипликатора «цена / чистые активы» по предприятиям - аналогам; Н1, Н2 -весовые коэффициенты для обобщения результатов определения стоимости, полученных соответственно на основе мультипликаторов «цена / прибыль до уплаты налогов» и «цена / чистые активы» (Н1+Н2 = 1); устанавливаются с учетом необходимой приоритетности доходности или имущественного состояния.
Предприятие, вступившее в фазу «зрелость», закрепилось на рынке, избежало банкротства на ранней фазе, имеет хорошую деловую репутацию, высокую инвестиционную привлекательность. Доля рынка растет и возникает «эффект опыта», обеспечивающий высокую рентабельность бизнеса.
Методом чистых активов стоимость (Сз) определяется следующим образом:
С = Кч + Сд,
з
где Сд - стоимость деловой репутации предприятия; Кч - чистые активы (по рыночной стоимости).
Состояние стабильности доходов позволяет применить для определения стоимости метод капитализации чистой прибыли:
Рч
С = _
д ЮС'
где Рч - годовая чистая прибыль (прогноз); КК - коэффициент капитализации, сложившийся на момент оценки.
Сравнительный подход целесообразно реализовать путем применения мультипликатора «цена / выручка»:
С = № ■ М,
р в
где №р - выручка от продаж строительной продукции; Ме - среднее значение мультипликатора «цена - выручка от продаж» (по предприятиям-аналогам).
В рамках стоимостной концепции управления рыночная стоимость определяется ежегодно и рост этого показателя, равно как и снижение, дает основания для выводов о правильности выбранной стратегии.
3. Анализ устойчивого развития на основе рейтинговой оценки
Определение рейтинга может базироваться на системе абсолютных и относительных показателей. Существенное значение имеет правильность выбора самой системы показателей, методика их определения, качество информационного обеспечения и точность расчетов, а также сама методика определения рейтинга на основе системы показателей. В систему рейтинговой оценки включают показатели, характеризующие основные аспекты деятельности организации, представляющие интерес для ее потенциальных потребителей и партнеров.
Изучение имеющихся трудов по проблемам рейтинговой оценки [10] деятельности хозяйствующих субъектов позволило сделать вывод о том, что полемика касается состава показателей рейтинговой системы и количественного определения их значимости в общей рейтинговой оценке. Особенности методологии рейтингового анализа практически не рассматривались с позиций ее соответствия целям рейтингового анализа. Учитывая имеющиеся нерешенные проблемы в методологии рейтингового анализа, в том числе и применительно к инвестиционно-строительной сфере, нами предложено следующее определение рейтинга строительного предприятия. Под рейтингом понимается комплексная количественно измеримая характеристика конкурентных преимуществ данного строительного предприятия, основанная на системе показателей количественного и качественного состояния предприятия, соответствующих целям рейтингового анализа.
А.Д. Шеремет [7] подчеркивает достоинства рейтинговой оценки показателей устойчивого развития организации, и в частности, метода расстояний:
- методика базируется на комплексном многомерном подходе;
- рейтинговая оценка осуществляется на основе данных публичной отчетности;
- обеспечивается сравнение с конкурентами;
- делает количественно измеримой надежность организации как делового партнера.
Основные цели рейтингового анализа в инвестиционно-строительной сфере, по нашему мнению, сводятся к следующим (см. рис.).
Цели рейтингового анализа
Методы рейтинговой оценки для целей внутрифирменного управления должны обеспечить выявление резервов конкретной организации на основе сопоставления с показателями предприятий-конкурентов. Цели внутрифирменного управления требуют сочетания в рейтинговой оценке как внутренних, так и внешних факторов, способных оказывать влияние на конкурентные позиции строительного предприятия. Поскольку в комплексной рей-
тинговой оценке используется информация о конкурентах, особенностью системы оценки является включение в нее рейтингообразующих показателей, которые могут быть получены непосредственно из публичной отчетности, поскольку в данном случае информацию конкуренты не обязаны предоставлять. В результате нами сформирована система показателей для рейтинговой оценки строительных предприятий, приведенная в таблице.
Система показателей рейтинговой оценки для целей внутрифирменного управления
№ п/п Показатели Нормативное значение
l Показатели прибыльности
l.l Общая рентабельность предприятия Максимальное значение по группе конкурентов
l.2 Чистая рентабельность предприятия Максимальное значение по группе конкурентов
1.З Рентабельность собственного капитала Максимальное значение по группе конкурентов
l.4 Общая рентабельность производственных активов Максимальное значение по группе конкурентов
2 Показатели оценки эффективности управления
2.1 Чистая прибыль на 1 руб. выручки от продаж Максимальное значение по группе конкурентов
2.2 Прибыль от продаж продукции на 1 руб. выручки от продаж Максимальное значение по группе конкурентов
2.З Общая прибыль на 1 руб. выручки от продаж Максимальное значение по группе конкурентов
2.4 Выручка от продаж строительной продукции Максимальное значение по группе конкурентов
2.5 Выручка от продаж строительной продукции в расчете на один заказ Максимальное значение по группе конкурентов
З Показатели оценки деловой активности
З.1 Отдача всех активов Максимальное значение по группе конкурентов
З.2 Отдача активной части основных средств Максимальное значение по группе конкурентов
З.З Оборачиваемость оборотных средств Максимальное значение по группе конкурентов
З.4 Оборачиваемость запасов Максимальное значение по группе конкурентов
№ п/п Показатели Нормативное значение
3.5 Оборачиваемость дебиторской задолженности Максимальное значение по группе конкурентов
3.6 Оборачиваемость собственного капитала Максимальное значение по группе конкурентов
4 Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости
4.1 Коэффициент критической ликвидности > 0,20
4.2 Коэффициент текущей ликвидности > 2,00
4.3 Коэффициент автономии На уровне требований кредиторов
4.4 Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами > 0,10
4.5 Размер собственных оборотных средств к привлекаемым средствам застройщика > 0,07
4.6 Норматив обеспеченности обязательств > 1,00
4.7 Норматив безубыточности > 1,00
Система рейтинговой оценки для управленческих целей не снимает, а, наоборот, обостряет проблему сравнительных измерений, так как принудительный механизм предоставления информации об организациях-конкурентах не может быть реализован, в отличие от рейтинговой оценки для проведения торгов и формирования рейтинговых списков. Возможны варианты выбора сравнительной базы:
- уровень показателей предприятия, занимающего ведущее место в рейтинговых списках, формируемых рейтинговыми агентствами или саморегулируемыми организациями;
- среднеотраслевой уровень показателей;
- уровень показателей по группе предприятий, которые входят в ту же группу, что и анализируемый хозяйствующий субъект по таким признакам, как производственная мощность и территориальное расположение;
- условно-удовлетворительное предприятие, отвечающее требованиям удовлетворительной структуры баланса;
- условно-эталонное предприятие, имеющее показатели, обеспечивающие финансовую стабильность.
Чтобы сформировать эталонное предприятие на основе системы показателей, необходимо выполнить следующие требования.
1. В систему показателей следует включить такое их количество, которое обеспечит целостное представление о предприятии.
2. Показатели должны иметь одинаковую направленность: их рост должен обеспечивать рост финансового состояния.
3. Для всех показателей следует указать нормативы минимального удовлетворительного уровня.
4. Показатели должны обеспечивать возможность анализировать их как в динамике, так и относительно конкурентов.
Для каждой анализируемой организации значение ее рейтинговой оценки определяется по следующим формулам [7]:
р = ^(1 ± ху)2+(1 ± хр2+...+(1 ± х/, где х ,х^, ...,хп. - стандартизированные показатели
_)-й анализируемой организации; р =
где к. - коэффициенты значимости, весомости показателей, определяемых при необходимости экспертным путем;
Р)=. Подключив дополнительный инструмент сравнительных измерений - эталонные значения показателей, аналитик исключает один из существенных недостатков подхода, когда выбор лучшей организации осуществляется лишь с учетом реально сложившегося уровня показателей отрасли, даже если этот уровень явно недостаточен.
Список литературы:
1. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. - СПб: Питер. 2012. - 400 с.
2. Друри К. Управленческий и производственный учет. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 1423 с.
3. Любушин Н.П., Яшина Н.И., Черкасова О.Г. Анализ экономической деятельности хозяйствующих субъектов различных иерархических уровней с позиций устойчивого развития//Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 48 (399). - С. 2-14.
4. Смирнова Е.В., Цыганова И.Ю. Анализ сегментов бизнеса как инструмент стратегического управления организацией//Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 37 (338). - С. 16-25.
5. Рассказова А.Н. Анализ способов оценки рейтинга отраслей кредитными организациями //Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 37 (388). - С. 25-33.
6. Магин К.А. Методологическое и инструментальное обеспечение анализа оценки экономической адаптации
и устойчивого развития промышленного предпри-ятия//Экономический анализ: теория и практика. -2015. - № 1 (400). - C. 41-53.
7. Шеремет А.Д. Комплексный анализ показателей устойчивого развития предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 45 (396). - C. 2-11.
8. Скотт М. Факторы стоимости. Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. - 432 с.
9. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. - 576 с.
10. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.
List of literature:
1. Strategic Management / Ed. A.N. Petrova. - St. Petersburg: Piter. 2012. - 400 p.
2. Drury K. Management and Production Accountinq. -M.: UNITY-DANA, 2012. - 1423 p.
3. Lyubushin N.P., Yashina N.I., Cherkasova O.G. Analysis of the economic activities of businesses different hierarchical levels from the perspective of sustainable devel-
opment // The Economic Analysis: Theory and Practice. - 2014. - № 48 (399). - P. 2-14.
4. Smirnova E.V., Cyganova I.Y. Analysis of the business segments as a strategic management tool Organization // The Economic Analysis: Theory and Rractice. - 2014. -№ 37 (338). - P. 16-25.
5. Rasskazova A.N. Analysis of the methods of rating industry credit institutions // The Economic Analysis: Theory and Practice. - 2014. - № 37 (388). - P. 25-33.
6. Magin K.A. Methodological and instrumental analysis software to assess the economic adaptation and sustainable development of industrial enterprise // The Economic Analysis: Theory and Practice. - 2015. - № 1 (400). - P. 41-53.
7. SheremetA.D. Complex analysis of indicators of sustainable development of the enterprise // The Economic Analysis: Theory and Practice. - 2014. - № 45 (396). - P. 2-11.
8. Scott M. Factors of Cost. Guide for managers to identify the levers of value creation / Trans. with engl. - M.: CJSC «Olimp-Business», 2000. - 432 p.
9. Copeland T., Koller T., Murrin J. Cost of companies: assessment and management / Trans. with engl. - M.: CJSC «Olimp-Business», 2000. - 576 p.
10. Sheremet A.D. Complex analysis of economic activities. - M.: INFRA-M, 2009. - 416 p.
Закиров И.Д.
кандидат экономических наук, директор АНО «Центр микрофинансирования Республики Башкортостан», член Координационного совета по предпринимательству при Президенте Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа
СЕГМЕНТАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
Деркач В.В.
кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия, политология и право» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Самойлович А.В.
помощник директора АНО «Центр микрофинансирования Республики Башкортостан», Россия, г. Уфа
УДК 65.014
И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ МИКРОФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена исследованию принципов формирования стратегии сегментации микрофинансовой организации в условиях национального экономического кризиса. Сегментация, как один из подходов к формированию маркетинговой стратегии, является одним из главных факторов укрепления конкурентных преимуществ