мегаполисов. Однако отсутствие средств в региональных бюджетах обостряет проблему развития транспортной инфраструктуры. С ослаблением федерального целевого финансирования важную роль начинают играть транспортный налог и акцизы на топливо, что требует увеличение объема финансовых полномочий регионов для поддержки развития транспортной инфраструктуры крупных мегаполисов России.
Литература
1. Кузнецова А.И. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики города // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2012. № 1 (1). С. 45-50.
2. Две трети дорог в Сибири не соответствуют нормативам // ОМСКРЕГИОН: Информационное агентство. 2015. URL: http://omskregion.info/news/35578-dve_treti_dorog_v_omskoy_ oblasti_ne_sootvetstvuyut.
3. Кризис сделает дороги короче // Газета.Ру. 6 февраля 2015. URL: http://www.gazeta.ru/auto/2015/02/06_a_6402957.shtml.
4. Дабиев Д.Ф., Дабиева У.М. Оценка транспортной инфраструктуры макрорегионов России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 11. С. 283-284. URL: http://applied-research.ru/pdf/2015/11-2/7726.pdf.
5. Единая межведомственная информационно-статистическая служба (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru.
The analysis of Russian cities transport infrastructure of provision
Anton Jelkovich Zubets, postgraduate, assistant of urban and service sector economics department, Witte Moscow University
In this article, the author conducted a study of the current level of the current transport infrastructure in cities and regions where they are located. In this paper we propose a classification of existing cities and their regions in terms of availability of transport infrastructure on the basis of the results on indices of Engel and assumption as the basis for the formation of a differentiated policy in the sphere of development of transport infrastructure of major cities, and the country as a whole.
Keywords: City, Transport infrastructure, the Engels Coefficient, the Coefficient of the assumption УДК 339.543.622
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ОПЕРАТОРА
Андрей Алексеевич Зыков, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой таможенного дела, e-mail: [email protected], Московский университет имени С. Ю. Витте https://www .muiv.ru Алексей Юрьевич Котов, мл. инспектор, e-mail: [email protected], Центральная базовая таможня ФТС России http://www.customs.ru
Таможенная система является неотъемлемой частью, а в ряде случаев - одним из ключевых инструментов регулирования внешней торговли. Изменения в стратегических тенденциях, происходящих в мировых, региональных и национальных социально-экономических системах, отражаются на ходе развития таможенного администрирования.
Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор (УЭО), Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Международная интеграция (МИ), Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Единое экономическое пространство (ЕЭП), таможенное администрирование.
DOI: 10.21777/2307-6135-2016-2-59-67
Работа посвящена исследованию проблемы развития института уполномоченного экономического оператора, что связано с необходимостью совершенствования таможенного регулирования на основе современных правовых механизмов и технологий, связанных с организацией эффективного таможенного контроля, безопасности поставки различных товаров народного потребления и пополнения государственного бюджета, в условиях мощного роста международной торговли.
Таможенные органы взаимодействуют с особой категорией участников внешнеэкономической деятельности - институтом уполномоченных экономических операторов (УЭО). Уполномоченный экономический оператор определяется Рамочными стандартами как «лицо, участвующее в международном товарообороте в любом виде, признанное национальными таможенными органами соответствующим требованиям Всемирной таможенной организации либо аналогичным требованиям безопасности цепей поставок».
При этом процедура и критерии авторизации (присвоения статуса) УЭО определяются национальным законодательством государства и Рамочными стандартами.
А.А. Зыков 1. Общие положения правового статуса УЭО
Впервые институт уполномоченного экономического оператора был введен в Таможенном кодексе Таможенного союза 2010 года. Важно отметить, что в российском законодательстве (не только в таможенном, но и в других отраслях законодательства) схожей правовой конструкции не существовало. По итогам пяти лет функционирования Таможенного кодекса Таможенного союза можно утверждать, что статус УЭО востребован бизнес-сообществом. В настоящее время в Реестр уполномоченных экономических операторов включено 150 юридических лиц, из них 99 организаций осуществляют деятельность по производству товаров или экспортируют товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.
Как видно, останавливаться на достигнутых результатах и отказываться от дальнейшего совершенствования института уполномоченного экономического оператора было бы неверно. Принятие Федерального закона от 5 мая 2014 года № 115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части совершенствования института уполномоченного экономического оператора», призванного исключить излишние административные барьеры, можно считать важным шагом к либерализации и повышению доступности УЭО. В этом Федеральном законе сохранен высокий статус УЭО даже спустя пять лет действия Таможенного кодекса Таможенного союза, он освободил от дополнительных финансовых обременений действующие организации, что, в свою очередь, способствовало поддержанию показателей внешнеторговой деятельности даже в экономически непростое время.
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли описывают идеальную модель взаимодействия таможенных органов и уполномоченных экономических операторов на основе партнерских отношений для достижения общих целей. Предлагаемая модель уполномоченного экономического оператора в каждом государстве, применяющем Рамочные стандарты, проходит сквозь правовые реалии, видоизменяясь для интеграции в правовую систему государства. Эффективность таможенного контроля должна быть обеспечена не столько проведением фактических мероприятий (таможенный осмотр, таможенный досмотр) до выпуска товаров, сколько таможенным контролем после выпуска товаров, в том числе посредством получения сведений от иных контролирующих органов [2].
Г Ч ' ' -р
Йотов
В настоящее время правовое регулирование института уполномоченного оператора осуществляется на двух уровнях:
1) Таможенный кодекс Таможенного союза, в котором закреплены основные положения;
2) национальный уровень, институт экономического оператора регулируется Федеральным Законом от 27.11.2010 года № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
УЭО может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товара из Российской Федерации и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов. К уполномоченным экономическим операторам относятся, в частности, производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, консолидаторы, посредники, операторы, операторы портов, аэропортов, терминалов, операторы комплексных услуг, складские компании, дистрибьюторы.
2. Основные условия получения статуса уполномоченного экономического оператора
Какие требования предъявляются к участнику внешнеэкономической деятельности, претендующему на получение свидетельства уполномоченного экономического оператора?
Один из самых интересующих участников внешнеэкономической деятельности вопросов, это вопрос получения статуса уполномоченного экономического оператора.
С одной стороны, они не должны быть слишком мягкими и простыми, чтобы не допустить попадания в особую категорию «сомнительных» компаний.
С другой стороны, требования должны быть объективными, соизмеримыми получаемым привилегиям и не мешать получению такого статуса добропорядочными компаниями.
Однако появились оговорки применительно к объему операций за этот период (количество таможенных деклараций, стоимость перемещенных и хранимых товаров). Это не случайно, так как такие показатели характеризуют постоянность внешнеэкономической деятельности лиц и объективную необходимость получения упрощений. Для таможенных органов относительная безупречность деятельности лица при постоянном характере его операций имеет немаловажное значение.
Для получения свидетельства третьего типа дополнительно предусмотрен минимальный срок осуществления деятельности лица в качестве уполномоченного экономического оператора - три года, что объясняется максимально возможным доверием к такому уполномоченному экономическому оператору, которое складывается в том числе исходя из анализа его деятельности со свидетельством первого и второго типа (для действующего уполномоченного экономического оператора в такой срок включается его стаж, приобретенный в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза) (табл. 1).
Требование отсутствия неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов и налоговой задолженности (недоимки) не претерпело особых изменений.
Отличием будет только то, что в отношении таможенных платежей специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов такое условие будет проверяться во всех государствах ЕАЭС, тогда как сейчас это ограничено только государством, в котором подано заявление о включении в реестр уполномоченного экономического оператора и где осуществляет деятельность уполномоченный экономический оператор.
Таблица 1
Типы свидетельств статуса уполномоченного экономического оператора
Статус Тип свидетельства
Статус уполномоченного экономического оператора Свидетельство первого типа может предоставлять УЭО специальные упрощения, связанные с упрощением и ускорением проведения таможенных операций (первоочередной порядок совершения таможенных операций, непредставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите, сокращение срока выпуска товаров и т. д.)
Свидетельство второго типа позволит УЭО пользоваться специальными упрощениями, связанными с хранением товаров и совершением операций в отношении их на своих площадях, а также минимизацией таможенного контроля в отношении них
Свидетельство третьего типа позволит УЭО получить специальные упрощения в объеме, предусмотренном для свидетельств первого и второго типа
Применительно к условию отсутствия задолженностей (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) все осталось неизменным для государств-членов.
Одним из условий получения статуса уполномоченного экономического оператора будет являться отсутствие фактов привлечения лица к административной ответственности в течение одного года до дня регистрации таможенным органом заявления. Это условие необходимо соблюдать в масштабах всего ЕАЭС. Отдельные акционеры (имеющих более 10% акций), учредители (участники) и работники (руководитель и главный бухгалтер) не должны иметь фактов привлечения к уголовной ответственности.
Конкретные статьи административного и уголовного законодательства сторон, привлечение к которым является основанием для отказа во включении в реестр уполномоченного экономического оператора, будут приведены в решении Комиссии.
Требования предоставления обеспечения деятельности уполномоченного экономического оператора сохраняются, но только для свидетельства первого типа.
В отличие от действующего порядка, применяющего пропорциональный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (для всех уполномоченных экономических операторов - 1 млн евро в эквиваленте, а для лиц, осуществляющих производственную деятельность, - 150 тыс. евро в эквиваленте), Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрена регрессивная шкала для обеспечения исполнения обязанности уполномоченного экономического оператора. В результате ответственный и аккуратный уполномоченный экономический оператор может постепенно с годами (в случае беспрерывной работы в течение шести лет) снизить размер предоставляемого обеспечения деятельности до 150 тыс. евро.
Основной акцент делается на законопослушности лица, а не на сфере его деятельности. Это значит, что лицо объективно снижает издержки на обеспечение своей деятельности за счет отсутствия претензий к нему таможенных органов.
3. Разработка проекта таможенного кодекса ЕАЭС
Действующий институт уполномоченного экономического оператора, как показал
опыт, имеет ряд недостатков, не позволяющих полноценно раскрыть его потенциал. В рамках подготовки проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза была разработана новая глава «Уполномоченный экономический оператор». Важно отметить, что в настоящее время проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза проходит достаточно сложное обсуждение в экспертном и бизнес-сообществе. Новый уровень интеграции в рамках Евразийского экономического союза требует подхода к наднациональному правовому регулированию и большей унификации законодательства государств-членов ЕАЭС. Поэтому принятию Таможенного кодекса ЕАЭС предшествует согласование воли и интересов государств - членов ЕАЭС.
Первоначальный проект главы, посвященной уполномоченным экономическим операторам, предполагал следующие основные положения.
Статус УЭО может быть предоставлен с разными объемами специальных упрощений в зависимости от соблюдения тех или иных условий (табл. 2).
Таблица 2
Упрощения в части проведения таможенного контроля для УЭО
Действует Проект
1. Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. 2. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации. 3. Проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. 4. Иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза 1. Совершение таможенных операций в первоочередном порядке. 2. Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенного склада, декларантом которых выступает УЭО, без предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин. 3. Выпуск товаров до подачи декларации на товары. 4. Приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение и оптимизацию совершения таможенных операций. 5. Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. 6. Доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещения) и (или) на открытых площадках уполномоченного экономического оператора. 7. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита и выпуск товаров. 8. Удаленный выпуск товаров. 9. Признание таможенными органами в качестве средств идентификации средств идентификации, используемых УЭО
Одно из главных предполагаемых новшеств - различные типы свидетельств уполномоченных экономических операторов. Первый тип свидетельства является наиболее простым, так как не предполагает необходимости удовлетворения требованиям финансовой устойчивости, безопасности и надежности. Этот тип свидетельства может быть наиболее интересен лицам, не имеющим собственных площадей для хранения товаров, но заинтересованным в непредоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, в первоочередном порядке совершения таможенных операций, в выпуске това-
ров до подачи декларации на товары. Такими лицами могут быть таможенные представители, перевозчики, экспедиторы.
Второй тип свидетельства предоставляет упрощения в части проведения таможенного контроля. Предполагается, что такое свидетельство будет наиболее востребовано у лиц, осуществляющих производственную деятельность и, прежде всего, поставляющих товары на экспорт. Для таких лиц актуально снижение издержек, связанных с хранением товаров, поскольку все таможенные операции с товарами будут проводиться на их производственных площадях.
Третий тип свидетельства аккумулирует все перечисленные упрощения.
В проекте главы «Уполномоченный экономический оператор» отсутствуют положения, препятствующие включению в реестр уполномоченных экономических операторов перевозчиков, таможенных представителей, экспедиторов, владельцев складов временного хранения и таможенных складов.
В проекте Таможенного кодекса ЕАЭС сохранился принцип резидентства - такое упрощение, как выпуск товаров до подачи декларации, можно будет применять только на территории того государства - члена ЕАЭС, в котором лицу присвоен статус уполномоченного экономического оператора. При этом специальные упрощения в виде непредоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру транзита и первоочередной порядок совершения таможенных операций будут доступны на всей территории ЕАЭС.
Введение трех типов свидетельств видится осуществленным шагом на пути к повышению доступности статуса уполномоченного экономического оператора путем дифференциации требований и предоставляемых упрощений в зависимости от возможностей и потребностей соискателя статуса. Нельзя не отметить усиление роли критерия добросовестности в предоставления статуса уполномоченного экономического оператора, выраженного в поэтапном снижении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов для законопослушных уполномоченных экономических операторов.
Также одним из требований для присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора с выдачей свидетельства первого или третьего типа является соответствие лица значениям, характеризующим его финансовую устойчивость. Термин «финансовая устойчивость предприятия» более характерен для финансового анализа деятельности организации и отражает состояние финансов, при котором предприятие развивается, сохраняя свою платежеспособность и финансовую безопасность. Проект Таможенного кодекса ЕАЭС предусматривает необходимость определения критериев финансовой устойчивости Евразийской экономической комиссией и законодательством государств - членов ЕАЭС, если это предусмотрено Евразийской экономической комиссией [4].
Необходимо отметить, что в проекте ТК ЕАЭС учтено значительное количество передовых практик зарубежных стран и стран Таможенного союза, среди которых наиболее важную роль играют закрепление приоритета представления документов и сведений в электронной форме о перемещаемых товарах перед представлением документов в бумажной форме, приоритета электронного таможенного декларирования, закрепление возможности автоматической регистрации декларации на товары и автоматического принятия решения о выпуске товаров информационной системой без участия должностного лица таможенного органа, унификация таможенного законодательства и сокращение отсылочных норм к национальным законодательствам государств - членов Таможенного союза.
В проекте ТК ЕАЭС в качестве приоритетных направлений совершенствования таможенного законодательства определены следующие.
Совершение таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, информационными системами и программными комплексами таможенных органов автоматически.
Предполагается, что таможенные операции могут совершаться информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.
Представление таможенным органам при электронном таможенном декларировании документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, только в случаях, когда такие документы необходимы для проведения таможенного контроля.
Такие подходы к представлению документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, используются как при таможенном декларировании товаров в электронной форме, так и в письменной форме.
Для реализации данного подхода закреплен подход, согласно которому подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением представления таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары, при подаче письменной декларации на товары.
Закрепление приоритета электронного таможенного декларирования, применение письменного декларирования только в определенных таможенным законодательством случаях.
Таможенное декларирование может производиться в письменной форме: при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования; в отношении транспортных средств международной перевозки; при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами; в иных случаях, устанавливаемых Комиссией.
Непредставление таможенному органу документов, необходимых для совершения таможенных операций, возможно, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия. В таком случае таможенным органам представляются сведения о таких документах [5].
С учетом данной нормы в статьях проекта ТК ЕАЭС, регулирующих вопросы представления документов при прибытии товаров, убытии товаров, подаче таможенной декларации, установлена возможность заявления сведений о документах без их представления. В частности, установлена возможность представления при прибытии товаров на таможенную территорию Союза и убытии товаров с такой территории только сведений о соблюдении запретов и ограничений, без представления соответствующих документов. Установлена возможность представления для убытия товаров только сведений о декларации вместо представления декларации или ее копии, а также регламентирован порядок оформления разрешения на убытие товаров с таможенной территории Союза в таком случае, установлена возможность заявления сведений о документах, подтверждающих сведения, заявленные в транзитной декларации, без представления таких документов
Подготовлена новая глава, регулирующая деятельность уполномоченного экономического оператора. Данный институт претерпел значительные изменения.
Предусмотрена дифференциация УЭО в зависимости от предоставляемых ему специальных упрощений.
Для повышении привлекательности института УЭО в проекте ТК ЕАЭС расширен субъектный состав участников программы УЭО, созданы условия для допуска и привлечения в нее всех участников цепи поставок от отправителя до конечного получателя, включая перевозчиков, экспедиторов, склады временного хранения.
Статус УЭО может быть предоставлен лицам, опосредующим международную торговлю, а именно:
- декларантам;
- таможенным представителям;
- перевозчикам;
- владельцам складов временного хранения;
- иным заинтересованным лицам.
Также предусмотрено обеспечение возможности взаимного признания статуса УЭО, т. е. предоставление специальных упрощений на всей таможенной территории Таможенного союза.
Деятельность УЭО на таможенной территории Таможенного союза без ограничений должна быть обеспечена путем:
- определения единых или максимально приближенных условий предоставления статуса УЭО в государствах - членах ТС;
- унификации перечня специальных упрощений, предоставляемых УЭО (типов свидетельств);
- взаимодействия таможенных органов государств - членов ТС при включении и исключении лиц из реестра УЭО, приостановлении и возобновлении деятельности в качестве УЭО, а также в ходе мониторинга соблюдения условий присвоения статуса УЭО.
Вышеупомянутые шаги в комплексе обеспечат возможность применения специальных упрощений на всей таможенной территории Евразийского экономического союза.
На сегодняшний день подготовка текста проекта ТК ЕАЭС практически завершена. В соответствии с разделом VII Рабочего плана разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 г. № 58, срок внесения проекта ТК ЕАЭС на рассмотрение Высшим Евразийским экономическим советом (подписание главами государств) на данный период не установлен.
Основными вопросами, которые бизнес обозначил при подготовке проекта ТК ЕАЭС, являются:
- установление ясных и четких правоотношений, при которых каждый хозяйствующий субъект будет знать свои права и обязанности;
- исключение субъективизма при принятии решений таможенными органами, в том числе за счет применения информационных систем и информационных технологий;
- сокращение сроков совершения таможенных операций;
- максимальное использование интернет-ресурсов;
- дальнейшее развитие института уполномоченных экономических операторов;
- исключение коллизий в законодательстве - как непосредственно в таможенном, так и с другими отраслями законодательства.
И все эти вопросы уже нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС. Поэтому сейчас можно говорить только о выгодах и преимуществах, которые в результате нового законодательства получит бизнес, полагая, что нормы, которые могли бы принести бизнесу потери, ухудшить его положение, в этот проект не войдут, так как бизнес имеет возможность непосредственно участвовать и представлять свои интересы в работе над проектом ТК ЕАЭС.
Литература
1. Гошин В. Решение совещания ЕЭК от 9 октября 2013 года № 61. URL: http:www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-10-2013-1aspx.
2. Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php.
3. Гошин В. Новеллы ТК ЕАС. УЭО - возможности для честного бизнеса // Ракурс, 2015. № 4. С. 13-19. URL: http://rakurs-journal.com/images/journal/rakurs-2015-4.pdf.
4. Зыков А.А., Подзоров Р.А. Проблемы и перспективы развития таможенного контроля // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МУ им. С. Ю. Витте. 2015. С. 525-536.
5. Зыков А.А., Котов А.Ю. Перспективы развития системы таможенного администрирования в условиях формирования Евразийского экономического союза // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МУ им. С. Ю. Витте. 2015. С. 496508.
6. Кузнецова А.И. Методологические аспекты совершенствования таможенной инфраструктуры: Дис. ... канд. экон. наук. - М., 2002.
Development of Institute for authorized economic operator
Andrei Alexeevich Zykov, Associate professor managing a department Custom business, Moscow university of the name S.U. Witte
Aleksej Yr'evich Kotov, Junior inspector, Central base custom FTS to Russia
The Custom system is inalienable part, and in a number of cases - one of key instruments of adjusting of foreign trade. Changes in strategic tendencies what be going on in the world, regional and national socio-economic systems affect process of custom administration.
Keywords: authorized economic operator (AEO) Framework of standards to secure and facilitate global trade, the Eurasian economic Union (EEU), international integration (MI), the Customs code of the Customs Union (the CC CU), the Customs code of the Eurasian economic Union (EEU TC), the Eurasian economic Commission (EEC), the common economic space (CES), customs administration
УДК 339.544
СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
Андрей Алексеевич Зыков, доцент, канд. экон. наук, факультет экономики и финансов, кафедра Таможенное дело, e-mail: [email protected], Московский Университет имени С. Ю. Витте, http://www.muiv.ru, Иван Андреевич Рыков, студент 5-го курса, факультет экономики и финансов, кафедра таможенного дела, e-mail:[email protected], Московский Университет имени С. Ю. Витте, http://www.muiv.ru
Страна происхождения товара - правило, которое устанавливает критерии для определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товара необходимо для целей применения мер таможенного и государственного регулирования торговли и налоговой политики, а именно для расчета и уплаты таможенных пошлин, акцизов и НДС. Также отражены проблемы определения страны происхождения товара и предлагаются пути их совершенствования.
Ключевые слова: таможенный контроль, страна происхождения товара, экономическая безопасность, ЕАЭС, РФ.
DOI: 10.21777/2307-6135-2016-2-67-71
Таможенная политика [2] призвана обеспечивать экономическую безопасность России. Это достигается за счет мер таможенного регулирования, используемых при ввозе/вывозе товаров. Меры таможенного регулирования позволяют учитывать различ-