УДК 81'243'276.6:378.091-027.45-057.87
Т. М. Кривопуск, преподаватель, Е. В. Абрамович, старший преподаватель
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
The present paper deals with basic directions for the development of communication skills and gives some recommendations for applying new information technologies. Special attention is paid to the conditions permitting to form students' foreign communicative competence. The application of new information technologies allows to get access to any information and to develop professional competence. Some perspectives have been shown in connection with personality development, considering a specific character of studying the discipline at different educational stages when high technical school graduates are able to use a foreign language for professional purposes. The paper may provide a useful tool in developing teacher s professionalism and focuses on competence as a person's ability to get professional skills.
Введение. В последнее время в связи с бурным развитием вычислительной техники и широким распространением в системе образования персональных компьютеров началось быстрое внедрение информационных технологий (НИТ) в обучение. Компьютеризация образования как важнейшее направление повышения эффективности обучения уменьшает разрыв между требованиями общества к выпускникам учебных заведений и реальным уровнем их подготовки. Компьютеризация обучения позволяет учитывать различия в темпе усвоения знаний и мотивации студентов, качественно изменить контроль над деятельностью, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Повышению уровня мотивации студентов при использовании электронных средств обучения способствуют задания, активизирующие обсуждение профессионально ориентированных проблем, позволяющее выразить свое мнение с опорой на фоновые знания, а также задания, характеризующие общую компетенцию студента (эмпирические и академические знания), экзистенциальную компетенцию (личностные характеристики и взгляды), профессиональную (специальную) и уровень сформированное™ лингвистической и коммуникативной компетенций в структуре профессиональной компетентности будущего выпускника технического вуза. В сравнении с традиционной методикой резко меняются роль и функции самоконтроля: он становится одним из главных средств для положительной мотивации студентов, так как осуществляется эффективно, быстро и объективно. Широкое применение информационных технологий требует изменения содержания обучения. Все это дает возможность говорить о новой методике изучения предмета с применением НИТ.
Основная часть. Новые информационные технологии, являясь универсальными средствами модернизации обучения, могут широко использоваться в преподавании любых дисциплин. НИТ, неуклонно расширяющие сферу своего воздейст-
вия в современном обществе, предопределяют потребность в интенсификации подготовки специалистов в различных областях знаний [1].
Использование информационных технологий в обучении позволяет студентам иметь доступ к широкому спектру современной информации с целью развития профессиональных компетенций. Применение компьютерных средств, информационных источников сети Интернет способствует развитию высокого уровня информационной компетентности, современного взгляда на технические науки, формированию профессионального мышления на иностранном языке, повышению мотивации к изучению учебных предметов.
В то же время результатом сложившейся практики преподавания дисциплины «Иностранный язык» в технических вузах является тот факт, что в условиях эффективного применения новых информационных технологий отсутствуют вариативные программы обучения студентов по направлению профильных специальностей факультетов; не определены структура, содержание и условия развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности; не рассмотрен комплекс коммуникативных профессионально ориентированных задач с учетом специфики конкретного образовательного уровня в непрерывной многоуровневой структуре курса.
Следствием перечисленных проблем является ситуация, когда выпускники технического вуза, имеющие достаточно высокий уровень сформированное™ иноязычной коммуникативной компетенции, испытывают затруднения в процессе профессионального общения со специалистами других стран по причине недостаточно высокого уровня развития информационной компетентности, несформирован-ности языка для профессиональных целей, поликультурного мировоззрения, информационной культуры [2].
Студенту - будущему выпускнику технического вуза особенно важно осознание не-
обходимости развития и совершенствования профессиональных компетенций также и в процессе изучения иностранного языка, потребности применения технических методов и средств в профессиональной деятельности, формирование мотивов достижения профессионального мастерства и самосовершенствования.
Понятие «компетентность» определяется как интеллектуально и личностно обусловленная способность человека к практической деятельности, а «компетенция» - как содержательный компонент данной способности в виде знаний, умений, навыков. По мнению И. А. Зимней, компетентность всегда является актуальным проявлением компетенции [3].
Понятие «иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность» рассматривается нами как способность будущего выпускника технического вуза действовать в режиме вторичной языковой личности в профессионально направленной ситуации общения со специалистами других стран, готовность к осуществлению межкультурного профессионального взаимодействия в поликультурном пространстве в условиях международной мобильности и интеграции.
Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности в условиях применения новых информационных технологий позволит будущему специалисту, выпускнику технического вуза:
- осуществлять межкультурное профессионально ориентированное общение в качестве вторичной языковой личности, обладающей высоким уровнем сформированное™ информационной компетентности;
- взаимодействовать с носителями другой культуры с учетом современного взгляда на технические науки, научного мировоззрения, профессиональных особенностей, национальных ценностей, норм и представлений;
- создавать позитивный для коммуникантов настрой в профессионально орентированном общении на иностранном языке;
- выбирать коммуникативно-целесообразные способы вербального и невербального поведения на основе знаний о науке и культуре других народов в рамках полилога культур;
- сохранять национальную самоидентификацию в условиях международной интеграции и мобильности.
Структурно-содержательная модель иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности состоит из совокупности следующих ключевых (базовых) компетенции: лингвистической, дискурсивной, стратегической, социокультурной, прагматической (социальной), лингвопрофессиональной, социально-информационной, социально-политической, персональной (личностной, индивидуальной).
Условиями, способствующими развитию иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов в контексте новых информационных технологий обучения являются:
- наличие аудиовидеокомпьютерных, интерактивных средств обучения;
- организация процесса обучения с применением новых информационных технологий, в том числе ресурсов сети Интернет;
- необходимый уровень сформированное™ информационной компетентности преподавателей;
- создание рабочих программ и календарных планов в структуре УМК дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей»;
- подбор различных форм, методов и приемов обучения в условиях применения электронных средств, учитывающих специфику конкретного образовательного уровня;
- наличие модульных электронных учебников, банков заданий с учетом специфики конкретного образовательного уровня в непрерывной многоуровневой структуре курса дисциплины;
- реализация самостоятельной проектной деятельности студентов;
- личностно ориентированное обучение, актуализирующее развитие профессионально значимых мотивационных, волевых, эмоциональных и когнитивных качеств языковой личности: толерантность, эмпатию, уважение к национальной культуре и традициям как условие обеспечения успешного международного общения, формирование новых понятий и способов действий;
- компетентностный подход, усиливающий мотивацию, повышающий уровень сформированное™ компетенций по дисциплине «Иностранный язык» и успешность межкультурной коммуникации;
- учет международных и отечественных стандартов качества профессионально ориентированного образования в условиях единого образовательного пространства;
- единство личностно-ориентированного, коммуникативно-направленного и профессионально-деятельностного подходов в системе языковой профессионально ориентированной подготовки студентов технического вуза;
- учет междисциплинарной интеграции технических и гуманитарных дисциплин;
- определение автономных, личностно-ориен-тированных траекторий обучения и развития студентов с учетом специфики изучения дисциплины на разных образовательных уровнях;
- поэтапное формирование и развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности в совокупности составляющих ее компонентов на основе базового уровня сформи-рованности лингвистических и социокультурных компетенций студентов на I и II курсах;
- индивидуализация и дифференциация обучения [4].
Применение информационных технологий в обучении должно отвечать следующим принципам: соответствия цели использования информационных технологий учебным целям, комплексности и системности, коммуникативности и ситиуативности, проблемности и познавательной направленности, адекватности, применения компьютерных средств как инструмента познания, повышения степени трудности, интегратив-ной целостности всех форм учебной деятельности (аудиторной, внеаудиторной).
В качестве показателей, определяющих эффективность комплекса созданных педагогических условий по оптимизации процесса развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза в условиях использования новых электронных средств обучения, представляется целесообразным анализировать результаты, полученные на основе применения следующих диагностических методик: уровня мотивации студентов по отношению к будущей профессиональной деятельности, в том числе к изучению профессионально направленного курса иностранного языка, определение смыслов, интересов и предпочтений студентов, работы с информационными источниками; уровня информационной компетентности; уровня удовлетворенности методикой преподавания дисциплины «Иностранный язык для специальных целей»; динамики развития общей культуры личности, самооценки студента [5].
Динамика развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза осуществляется в следующей последовательности: от формирования лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенции к развитию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции и далее к этапу становления и утверждения профессионализма вторичной языковой личности будущих выпускников. Материал, усвоенный в процессе обсуждения различных речевых ситуаций, может быть перенесен в среду реальной коммуникации с представителями иностранных государств.
В целях эффективного развития иноязычной профессиональной коммуникативной ком-
петентности студентов в условиях применения электронных средств обучения целесообразно разрабатывать электронные пособия, учебно-методические разработки для базового социокультурного уровня обучения дисциплине.
Материал может излагаться на занятиях с использованием компьютерных демонстраций, которые усиливают наглядность, а следовательно, и доступность излагаемого материала. Для достижения наибольшей эффективности занятий необходимо наличие аудитории, оснащенной специальным демонстрационным оборудованием.
Заключение. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов - одно из главных направлений современного университетского образования. Исследование коммуникативной компетентности как педагогической проблемы предполагает поиск оптимальных путей решения данной проблемы и ставит перед системой образования принципиально новую педагогическую задачу - целенаправленно и эффективно готовить будущих специалистов не только к труду, но и полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Будущий специалист должен владеть определенным набором знаний, уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми и обладать определенными личностными характеристиками, которые позволят успешно решать профессиональные задачи.
Литература
1. Рогожкин, И. Б. Оружие мультимедиа / И. Б. Рогожкин // Мир ПК. - 1993. - № 7.
2. Ockenden, М. Situational Dialogues / М. Ocken-den. - The English Centre. - Eastbourne, 2001.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Материалы к 1-му заседанию методологического семинара - М.: Московский университет, 2004.
4. Синева, О. В. Вариант модели структуры и содержания обучения студентов информационным технологиям / О. В. Синева, Л. С. Ткаченко // Профессиональное образование. - 2007. - № 7.
5. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М.: Академия, 2000.