УДК 330.145
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕССИИ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
А
© В.И. Буньковский1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Отмечено, что Иркутская область имеет все необходимые условия для создания на ее территории инновационно-промышленных кластеров. Эффективным механизмом развития кластеров является, по мнению автора, такая форма государственно-частного партнёрства, как концессия. Рассмотрены: понятие концессии, схема функционирования концессионного механизма, существующие виды концессионных соглашений, эффективность концессии, опыт ее применения в России и в ряде других стран. Проанализированы особенности российского налогообложения участников концессионного соглашения, проблемы реализации концессии в современной России. Указано, что использование концессионного механизма в Иркутской области должно иметь свои особенности, связанные со спецификой ее современного развития, а для успешного функционирования концессии необходимо расширение российской нормативной базы. Ил. 1. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: Иркутская область; эффективность; развитие; территориальный инновационный кластер; концессия; концессионный механизм.
CONCESSION-BASED DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATIVE CLUSTERS IN EASTERN SIBERIA AS A FORM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP V.I. Bunkovsky
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St, Irkutsk, 664074, Russia.
The article indicates the availability of all necessary conditions for creating innovative and industrial clusters on the territory of the Irkutsk region. According to the author, concession as a form of state-private partnership is an effective mechanism of cluster development. A consideration is given to the concept of concession, concession mechanism operation scheme, existing types of concession agreements, concession efficiency, its application experience in Russia and some
1Буньковский Владимир Иосифович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89645492005, e-mail: bunker59@mail.ru
Bunkovsky Vladimir, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89645492005, e-mail: bunker59@mail.ru
ВЕСТНИК ИрГТУ №9 (80) 201S
225
other countries. The analysis is given to the taxation features of concession agreement participants, as well as concession implementation problems in modern Russia. It is noted that the use of the concession mechanism in the Irkutsk region should have its own features conditioned by the specifics of its current development, whereas the successful functioning of concession requires the extension of the Russian regulatory base. 1 figure. 11 sources.
Key words: Irkutsk region; efficiency; development; territorial innovative cluster; concession; concession mechanism.
Инновационно-промышленный кластер - это система взаимосвязанных технологической и территориальной общностью предприятий, организаций, инфраструктурных объектов, финансовых институтов, научно-исследовательских, внедренческих и инвестиционных фирм, обеспечивающая оптимальное функционирование всех структурных элементов на основе инновационных продуктов и технологий [9].
Иркутская область имеет все необходимые условия для создания на её территории промышленных кластеров:
- высокая «одарённость» природными ресурсами (вода, нефть, газ, уголь, руда, лес и т.д.);
- мощная энергетическая промышленность;
- размещение на территории региона крупных промышленных предприятий;
- наличие уникальных стратегических предприятий и объектов.
В этой связи Восточно-Сибирский нефтегазохими-ческий кластер стал одним из проектов, вошедших в план развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года. Реализация планов по формированию Восточно-Cибирского нефтегазохимического кластера позволит создать в Приангарье газохимические производства. Сырьём для них будут являться этан и другие компоненты природного газа.
Основные направления развития кластера:
- расширение пиролизных мощностей Ангарского завода полимеров, принадлежащего компании НК «Роснефть», до 450 тыс. т в год по этилену и строительство новых производств полиэтилена и полипропилена мощностью 350 и 250 тыс. т в год соответственно (срок запуска - 2014 год) на базе сырья Ангарского НПЗ;
- строительство нового нефтегазохимического комплекса в Саянске в связке с двумя новыми ГПЗ («Газпром» и «Сибур»). Мощность пиролиза по этилену составит около 600 тыс. т, по пропилену - около 200 тыс. т.;
- строительство Красноярского ГХК (ОАО «Газпром»).
Эффективным механизмом внедрения инноваций в развитие региона, на наш взгляд, является такая форма государственно-частного партнёрства, как концессия.
Концессии с участием иностранных компаний могут дать импульс развитию труднодоступных российских регионов с богатыми запасами полезных ископаемых. Например таких, как Восточно-Сибирский нефтегазохимический кластер.
Термин концессия происходит от латинского слова concessio (разрешение) и означает уступку, послабление, соглашение, скидку. Он имеет множество различных трактовок и охватывает широкий круг объектов, к
которым могут относиться государственное и муниципальное имущество, а также отдельные виды деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Для определения концессии как договора обычно используется понятие концессионное соглашение. Долгое время в России отсутствовала определённость в отношении этого понятия. Ясность в данный вопрос внёс Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Согласно п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности».
При реализации концессионного механизма основной целью концессионера является получение прибыли, а целью концедента - защита общественных интересов. Хотя цели концессионера и концедента различны, но необходимость их достижения заставляет участников соглашения прийти к общему мнению по вопросам управления концессионным объектом, объёма инвестиций в него, степени обновления оборудования и другим принципиальным вопросам. Взаимодействие концедента, концессионера и общества в рамках концессионного механизма представлено на рисунке [5].
В течение срока концессии стороны связаны между собой не только условиями концессионного соглашения, но и множеством других отношений. Концедент осуществляет контроль и надзор за состоянием объекта концессии и за деятельностью концессионера, а также проводит систематический мониторинг исполнения концессионером условий концессионного соглашения. То, что концессионер при эксплуатации объекта концессии взаимодействует с потребителями услуг, определяет его особые отношения с обществом. В связи с этим контроль деятельности концессионера и состояния объекта концессии должен также осуществляться обществом в лице потребителей услуг и специализированных общественных организаций. Информация о соблюдении или несоблюдении
Схема функционирования концессионного механизма
концессионером общественных интересов должна поступать как концессионеру, так и концеденту.
По типу концессионного соглашения (контракта) выделяют следующие виды концессий [6, с. 7]:
BOT — строительство, управление, передача;
FBOOT — финансирование, строительство, владение, передача;
BOL — строительство, управление (эксплуатация), лизинг;
DBOM — проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт;
DBOT — проектирование, строительство, эксплуатация, передача;
BOD — строительство, эксплуатация, поставки;
BOOST — строительство, владение, эксплуатация, субсидирование, передача;
BRT — строительство, аренда, передача;
BTO — строительство, передача, эксплуатация.
Федеральным законом «О концессионных соглашениях» урегулирован только один тип концессий -BOT (Build - Operate - Transfer: «строительство -управление - передача»). По концессии BOT концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству.
Для России концессиональное партнёрство не в новинку. Опыт применения концессий в горнодобывающей отрасли в нашей истории был, в период становления Советского Союза, с 1922 по 1930 год. Было выдано более 50 концессий, разрешающих добычу железной руды и угля. Наиболее известный пример концессии - Американская индустриальная колония, добывавшая уголь в Кузбассе. Первая железная дорога в России была создана именно по полученной концессии, что стало толчком к железнодорожному буму.
В современной России опыт концессий уже опро-
бован в ряде отраслей. Например, добыча нефти крупнейшей в мире нидерландско-британской нефтегазовой компанией Royal Dutch Shell, действующей совместно с ОАО «Газром». Компанией Lena Goldfields получены концессии на добычу металлов, в частности золота в Сибирском регионе. Осенью 2013 года в России в тестовом режиме заработает платный объезд города Одинцово в Московской области -первая федеральная трасса, построенная в рамках концессионного соглашения.
В настоящее время основными сферами применения концессии в России и Европе являются строительство объектов железнодорожного транспорта, автомобильных трасс, мостов, тоннелей и иных объектов инфраструктуры. В Мексике, Корее, Индонезии магистрали строятся и эксплуатируются на концессионной основе. Более 50% магистралей находятся в концессиях в Японии, Франции, Аргентине, Италии, Малайзии и ЮАР. Как правило, под концессионный проект формируется консорциум из нескольких участников.
В странах Европы и США на концессии приходится от 60 до 80% партнёрских договоров между государством и частным бизнесом. По некоторым данным, только в Великобритании стоимость объектов, сооружённых за счёт привлечения государством инвесторов, за десять лет превысила 24 млрд фунтов стерлингов. Что же касается отдельных отраслей, то, например, в Германии типичной сферой применения концессий является система коммунального хозяйства, в Испании - дорожная инфраструктура. Есть примеры концессий и в добывающих сегментах, например, на Украине, где сейчас государство сдаёт в концессию угледобывающие предприятия.
В сентябре 2009 года в Нью-Йорке президент РФ Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали «Программу сотрудничества между регио-
нами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы», где фактически речь идёт о концессионном участии китайских компаний в рамках десятков разноплановых проектов на Дальнем Востоке: от деревообрабатывающего производства и сельскохозяйственной отрасли до объектов угле-, рудодобычи и топливно-энергетического комплекса.
Особенности налогообложения объектов концессионного соглашения упоминаются в гл. 21 Налогового кодекса (НДС), гл. 25 (налог на прибыль), гл. 30 (налог на имущество организаций). При анализе норм указанных глав НК РФ становится очевидной выгодность концессии для государства: концессионер становится плательщиком НДС, налога на имущество. Концессионеры же (в том числе иностранные компании) могут, прежде всего, рассчитывать на преференции в виде налоговых льгот. Это, очевидно, и делает такую форму партнёрства потенциально интересной для иностранных инвесторов.
Однако нужно отметить, что каких-либо преференций для иностранных концессионеров действующий закон «О концессионных соглашениях» не предусматривает, то есть иностранцы в этой сфере осуществляют свою деятельность в рамках национального режима, претендовать на реализацию концессионного проекта они могут наравне с российскими инвесторами на конкурсной основе.
Использование концессионного механизма в Иркутской области должно иметь свои особенности, связанные со спецификой её современного развития:
- экспортно-сырьевая ориентированность экономики региона;
- острая проблема оттока квалифицированных кадров;
- необходимость создания повышенного экологического контроля (в связи с расположением на территории области оз. Байкал и других уникальных природных экосистем);
- сложные климатические условия для осуществления экономической деятельности (наличие северных территорий, зон вечной мерзлоты и др.);
- расположение в зоне повышенной сейсмичности, что является причиной удорожания строительства.
Ограничивающим фактором, влияющим на развитие концессий, является существующая нормативная база, которая разрешает подобную форму партнёства пока только в отношении объектов инфраструктуры.
Таким образом, концессия является эффективным механизмом создания и развития инновационно-промышленных кластеров и помогает привлечь частные, в том числе зарубежные, инвестиции, а также позволяет обеспечить долгосрочное финансирование инвестиционных проектов. Результативность использования концессионного механизма обусловлена ещё и тем, что концессионер, стремясь снизить издержки при реализации концессионного проекта, ищет пути повышения эффективности функционирования объекта концессии и труда работников за счёт применения наиболее действенных технических решений, внедрения инновационных технологий.
Библиографический список
1. О концессионных соглашениях: федер. закон от 21.07.2005 года № 115-ФЗ.
2. Беляков Г.П., Степанова Г.В. Интеграция предприятий региона в инновационный кластер // Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 28-32.
3. Глинкин Е.А. Вместе весело шагать... Проблемы реализации концессионного механизма как формы государственно-частного партнёрства // Международная экономика. 2009. № 10. С. 35-42.
4. Государственно-частное партнёрство: теория и практика. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. 284 с.
5. Жукова Н.С. Концессионный механизм реализации государственной инновационной политики // Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 25-28.
6. Кондратьев В.Б. Концессии в экономике: страна, регион, город. М.: Изд-во ИМЭМО, 2001. 95 с.
7. Лебедева М.Ю. Проблемы применения закона «О концессионных соглашениях» в аэропортах Российской Федерации // Транспортное право. 2006. № 3. С. 24-29.
8. Матвеев Д.Б. Государственно-частное партнёрство: зарубежный и российский опыт. СПб.: Наука, 2007. 171 с.
9. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www/krsu/edu/kg/v3/a15.html. Заголовок с экрана (дата обращения 20.04.2013).
10. Проскура Д.В., Рогова Е.М. Теоретические аспекты формирования региональной кластерной политики // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С. 351-357.
11. Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. М.: Нестор академик Паблишерз, 2002. 251 с.