Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №5 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/100EVN516.pdf Статья опубликована 01.12.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Исаева Е.А., Шарамок Ю.А. Развитие инновационных методов предотвращения банкротства кредитных организаций в России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/100EVN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 336.71
Исаева Екатерина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, Москва1
Доцент кафедры «Банковское дело» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Шарамок Юлия Александровна
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, Москва
Студентка 2 курса магистратуры финансового факультета
АО «ТРОЙКА-Д БАНК»2 Специалист Управления сопровождения операций на финансовых рынках
E-mail: [email protected]
Развитие инновационных методов предотвращения банкротства кредитных организаций в России
Аннотация. Актуальность затронутой в статье темы определяется современным состоянием банковской системы России. Регулятором преследуется цель жесткого контроля за деятельностью финансовых организаций, которая находит воплощение в темпах уменьшения числа кредитных организаций. За отозванными лицензиями коммерческих банков стоят средства клиентов - пассивы кредитной организации, а также средства страхового фонда Агентства по страхованию вкладов, обязанного выплачивать застрахованные суммы вкладов клиентам ликвидированных банков. Эффективное управление санируемыми банками временной администрацией, процессами ликвидации банков-банкротов и обнаружение хищений их активов, исчерпание фонда страхования вкладов Агентства по страхованию вкладов подчеркивают значимость проблемы поиска новых методов предотвращения банкротства кредитных организаций. На основе изученного теоретического и практического зарубежного опыта, авторами проанализированы возможные сценарии развития кризисного состояния кредитной организации (пессимистичный, финансовое оздоровление за счет государства, инновационный подход). Авторами изучен механизм Bail-In и подчеркнуто, что, несмотря на отсутствие в России законодательной базы для его применения, перспективы его адаптации очевидны, что также отмечается в заявлениях финансовых органов и представителей законодательной власти.
Ключевые слова: банкротство; санация; страхование вкладов; bail in; bail out; риски; реструктуризация; докапитализация
1 117997, Российская Федерация, Москва, Стремянный переулок, д. 36
2 115114, Российская Федерация, Москва, Павелецкая наб., д. 8, стр. 6
В настоящее время, в связи с усилением контроля и ужесточением политики Центрального банка, а также с введением новых требований к оценке банковских рисков (Базель III), количество банков в России стремительно снижается. Многие эксперты делают заключение о том, что, в ближайшие годы в нашей" стране останется примерно 500 - 600 банков. А по самым смелым предположениям - не более 100. Чтобы убедиться в этом, стоит взглянуть на динамику количества кредитных организаций на рисунке 1.
«5 а 2000 8 А 1500
О а
QJ ¡Г
а 0
2001 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
КО имеющие право на осуществление 5 анковскпхопераций 2084 1136 1172 1124 1084 1051 956 923 834 659
Отзыв лицензий н ликвидация 869 1819 1900 1957 1991 2028 2055 2088 2117 2183
Рисунок 1. Информация о количестве кредитных организаций в РФ (составлено авторами на основании))3
Из наклона графика отчетливо видно, что количество кредитных организаций снижается с каждым годом с большей силой, а с 2015 года форма графика отражает увеличение скорости отзывов лицензий. Основаниями для отзыва лицензий в последние годы становятся:
• невыполнение обязательств перед вкладчиками или кредиторами;
• проблемы с капиталом (собственными средствами);
• высокорискованная кредитная политика, связанная с размещением денежных средств в низкокачественные активы;
• нарушение законодательства о легализации;
• недостоверная отчетность, а также невыполнение различных предписаний.
Банк России все чаще выносит следующую формулировку, издавая приказы об отзыве лицензий: в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центробанка, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам; что отражает все основания в группе4.
Основными пострадавшими при отзыве лицензий остаются вкладчики, для частичной защиты которых существует система страхования вкладов. Для выплаты возмещений населению Агентство по страхованию вкладов (далее - АСВ) использует страховой фонд, который имеет тенденцию к истощению. В связи с этим, авторам видится актуальным
3 Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций в 2016 году [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://cbr.m/staüstics/printaspx?füe=bank_system/inform_16.htm&pid= lic&sid=itm_43766 (дата обращения 17.10.16).
4 Основания для отзыва банковской лицензии [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.banki.ru/wikibank/osnovaniya_dlya_otzyiva_bankovskoy_litsenzii (дата обращения 17.10.16).
необходимость исследовать новые методы предотвращения банкротства кредитных организаций.
После кризиса 2008 года и катастрофических последствий банкротства крупнейшего американского банка Lehman Brothers (потери оцениваются примерно в 100 млрд. долларов), США и Европа начали активное изучение механизма спасения банков за счет крупных вкладчиков.
Создание механизма Bail-In принадлежит вице президенту Credit Suisse Уилсону Эрвину, который обратился к инструментам реструктуризации американских корпораций (Chapter 11) и адаптировал их к банковской сфере, тем самым предотвратив подобного рода крах и bail-out за счет налогоплательщиков5.
Chapter 11 - глава Кодекса США о банкротстве, которая предусматривает реорганизацию, как правило, корпораций или партнерств. Согласно документу, должник предлагает план реорганизации бизнеса с целью его сохранения и в дальнейшем погашения требований кредиторов6.
Подобные инициативы требуют значительной законодательной подготовки или реформирования системы в целом, предложенная выше идея нашла поддержку центральных банков ЕС и Совета по финансовой стабильности (FSB).
В 2011 году FSB и Базельский комитет по банковскому надзору разработали «Стандарты по реструктуризации и упорядоченной ликвидации финансовых институтов в случае их несостоятельности»: материальная ответственность при спасении кризисных банков была возложена на крупных кредиторов и акционеров компании при помощи конвертации долговых обязательств в капитал, тем самым оградив интересы мелких вкладчиков.
В 2014 году утверждена Директива о реструктуризации и банкротстве банков, разъясняющая последовательность процедуры Bail-In: сначала списываются обязательства перед акционерами, затем в капитал конвертируется обязательства перед держателями облигаций и вклады свыше 100 000 евро. Вклады на меньшую сумму не конвертируются, как застрахованные государством. Последнее также не участвует в реструктуризации, до тех пор, пока не будет погашено 8% обязательств проблемного банка. Таким образом реализуется задача минимального обременения налогоплательщиков7.
В Директиве разъяснено понятие «закрытое оздоровление», предусматривающее разделение проблемной кредитной организации на две структуры:
1. банк-санатор с «хорошими» активами;
2. проблемный банк, обязательства кредиторов которого остаются в ликвидируемом банке или переводятся в новый с одновременным снижением размера требований или конвертацией их в акционерный капитал.
5 The Lehman Experience and the Birth of Bail-in [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.credit-suisse.com/ru/en/news-and-expertise/banking/articles/news-and-expertise/2015/04/en/the-lehman-experience-and-the-birth-of-bail-in.html (дата обращения 17.10.16).
6 Chapter 11 of the United States Bankruptcy Code [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.uscourts.gov/services-forms/bankruptcy/bankruptcy-basics/chapter-11-bankruptcy-basics (дата обращения 17.10.16).
7 EU Bank Recovery and Resolution Directive (BRRD): Frequently Asked Questions [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-14-297_en.htm (дата обращения 17.10.16).
В конце 2015 года были разработаны правила для 30 крупнейших мировых финансовых институтов, которые к 2019 году создадут подушку безопасности для абсорбации убытков от банкротства - TLAC (Total Loss-Absorbing Capacity). Согласно разработанных правил, размер «подушки безопасности» к 2019 году должен составить 16% от активов, взвешенных по риску, а к 2022 году - 18%. Описанный выше механизм реформирования начал работать с 2016 года и применяется к банкам и крупным инвестиционным фирмам, осуществляющим вкладные операции.
На практике механизм Bail-In был использован в 2013 году при санации финансовой системы Кипра, при которой Bank of Cyprus поглотил Cyprus Popular Bank (Laiki). Рекапитализация была произведена за счет вкладов клиентов банка, превышавших 100 000 евро - 47,5% не застрахованных государством сбережений. Акционерами банка стали 21 000 клиентов, больше половины, из которых - не резиденты Евросоюза (81,4% акций банка номиналом в 1 евро).
В продолжение оздоровления финансовой системы, в 2015 году Европейский Центральный Банк провел стресс-тестирование банков Греции и обнаружил неблагоприятные сценарии развития у четырех крупнейших банков страны. В результате реализованных программ помощи и докапитализации были оздоровлены такие банки, как Alpha Bank ,Eurobank Ergasias8, National Bank of Greece9; Piraeus Bank.
Интересен и опыт Португалии по применению механизма Bail-in. В 2014 году Центральный банк Португалии разделил крупнейший банк Banco Espirito Santo на два, отдав «плохие» активы банку с прежним названием BES, а «хорошие» Novo Banco, затратив на санацию 4,9 млрд евро10. Позже, 5 выпусков облигаций Novo Banco были привлечены к bail-in и переведены на BES.
Изучив опыт европейского законодательства в отношении санации кредитных организаций, необходимо признать положительный эффект от его внедрения. Крах четырех крупнейших банков Греции во время текущего мирового финансового кризиса мог привести к еще большим потерям, чем Lehman-Brothers-weekend. Однако, проведя своевременную санацию, Центральные банки уменьшили возможные потери, а благодаря новому механизму bail-in сберегли деньги налогоплательщиков.
На основе изученного теоретического и практического зарубежного опыта, можно выделить три возможных сценария развития кризисного состояния кредитной организации.
Первый вариант, пессимистичный, предполагающий отзыв лицензии, при реализации которого физические лица и индивидуальные предприниматели получают возмещение застрахованной АСВ суммы в размере 1,4 млн рублей11. Сверх застрахованной суммы возмещение проводится вкладчикам как кредиторам первой очереди после завершения конкурсного производства. Юридические лица при ликвидации коммерческого банка не
8 Eurobank, Alpha Plug Capital Gap as Greece Gets Bailout Deal [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-11-17/eurobank-alpha-plug-capital-holes-as-greece-gets-bailout-deal (дата обращения 17.10.16).
9 National Bank of Greece gets 2.71 billion euro state aid by the European Commission [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.reuters.com/article/us-eu-greece-nbg-recapitalization-idUSKBN0TN2CK20 151204?type=companyNews (дата обращения 17.10.16).
10 Вкладчики-спасители: как работает bail-in в США и Европе [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.rbc.ru/finances/03/02/2016/56b1fe649a794710e4abb537 (дата обращения 17.10.16).
11 Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
получают возмещения, а становятся кредиторами третьей очереди. Согласно данным АСВ, требования кредиторов первой очереди удовлетворяются в среднем на 54,3%, а третьей - на 6,1%.
Альтернативный вариант - финансовое оздоровление за счет государства, через механизм Bail-out, который проводится государственными финансовыми структурами в отношении системно значимых банков для предотвращения краха экономики. Наглядным примером является процедура оздоровления ПАО «Национальный банк «Траст» (Далее -«Траст»)12.
В конце 2014 года Банком России было сделано объявление о санации «Траста», обосновав это тем, что банк с частными депозитами свыше 144 млрд рублей не справился с оттоком 3 млрд рублей вкладов. На оздоровление регулятор планировал выделить 30 млрд. рублей, однако позже была подчеркнута недостаточность этой суммы. АСВ было предложено выделить банку 10-летний заем на 99 млрд рублей для покрытия разрыва между его обязательствами и стоимостью активов за счет кредита Банка России, который оценивался в 67,8 млрд рублей, а выбранному для банка санатору, финансовой корпорации «Открытие», — еще 28 млрд рублей на шесть лет для поддержания ликвидности «Траста».
По итогам комплексной оценки объекта инвестирования, проведенной АСВ, группой «Открытие» и аудиторами Ernst & Young в январе — апреле 2015 года, оценка «разрыва» выросла до 114 млрд рублей, это около 45% активов «Траста» к декабрю 2014 года. По мнению санатора, значительная часть недостающих денег была выведена бывшим руководством банка через государства с щадящим налоговым режимом, в дополнение к этому факту выдвигается предположение, что такого рода схемы имели место быть с момента его основания. В настоящее время предпринята попытка взыскать 830 млн долларов с бывших акционеров банка в Высоком суде Лондона.
Третий, инновационный подход, где механизм санации кредитной организации работает за счет кредиторов (механизм Bail-in). Превышающие застрахованную сумму вклады и требования кредиторов конвертируются в акции кредитной организации или размещаются на субординированных займах. Благодаря докапитализации, банк получает возможность выйти из кризисного состояния и восстановить работоспособность, тем самым, уменьшить потери кредиторов первой, второй и третей очередей, как было бы при ликвидации, в связи с улучшением платежеспособности и ростом цен акций в будущем.
В России отсутствует законодательная база для применения механизма Bail-In. Однако, в заявлениях АСВ, Банка России и представителей законодательной власти признается необходимость его введения.
В конце 2015 года глава ЦБ РФ подчеркивала, что регулятор прорабатывает возможности введении bail-in, отметив, что система имеет свои преимущества, и в ряде случаев, за счет участия кредиторов, позволит не отзывать лицензию, а сохранить банк с перспективой роста платежеспособности.
По мнению АСВ необходимо обратить внимание на некоторые детали интеграции механизма для выравнивания модели санации в российской практике:
1. система bail-in в западных странах вводится при наличии гарантии по всем видам кредитов банка. В ряде западных стран страхуются депозиты
12 Лента новостей banki.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.banki.ru/news/lenta (дата обращения 17.10.16).
юридических лиц наряду с вкладами индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
2. необходимо обеспечить равное страховое возмещения для юридических и физических лиц;
3. не использовать объемы вкладов населения для формирования пула конвертации в механизме bail-in13.
Министерство Финансов РФ также поддерживает введение механизма bail-in, предложен переработанный вариант законопроекта о санации банков через механизм bail-in, который предполагает принудительную конвертацию депозитов юридических лиц на сумму от 100 млн рублей в акции или субординированные инструменты.
С позиции мегарегулятора для механизма санации через bail-in видится целесообразным привлекать к спасению проблемных банков не только кредиторов-юридических лиц, но и акционеров, что отражено в соответствующем законопроекте.
Для полного внедрения механизма bail-in в российскую экономику потребуется провести множество законодательных реформ, однако, изучив опыт европейских банков, можно с точностью утверждать, что именно они смогут решить множество проблем предотвращения несостоятельности коммерческих банков в стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко Т.Г. Направления развития процедур ликвидации кредитных организаций // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Международная научно-практическая конференция. ООО Аэтерна (Уфа), 2015, с. 10-13.
2. Деньги. Кредит. Банки / под ред. Ровенского Ю.А. - М.: ООО «Оригинал-макет», 2016, с. 320.
3. Исаева Е.А., Макосов В.И. Финансовое оздоровление кредитных организаций: российская практика // Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 176-182.
4. Корнилова Е.В. Что такое bail-in и зачем он нужен в России? // Банковское дело, 2016, №8, с. 42-46.
5. Молохов А.В. О банкротстве кредитных организаций: изменения в законодательстве // Банковское дело, 2013, №2, с. 83-86.
6. Лаврушин О.И. Эффективность банковской деятельности: методология, критерии, показатели, процедуры // Банковское дело. - 2015. - №52. - С. 38.
7. Пирогова Е.С., Курбатов А.Я. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и предпосылки // Закон, 2014, №3. с. 34-45.
8. Пирогова Е.С., Курбатов А.Я. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). - М.: Юрайт, 2014, 291 с.
9. Риск-менеджмент в коммерческом банке: Монография / под ред. И.В. Ларионовой - М.: Кнорус, 2014 - 456 с.
10. Сивкова А.Е. Анализ рисков банкротства, их идентификация и классификация // Вестник Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова, 2016, №2 (14).
13 Лента новостей banki.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.banki.ru/news/lenta (дата обращения 17.10.16).
Isaeva Ekaterina Anatol'evna
Plekhanov Russian university of economics, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Sharamok Julia Aleksandrovna
Plekhanov Russian university of economics, Russia, Moscow JSC TROIKA-D BANK, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Development of innovative methods to prevent the bankruptcy
of credit organizations in Russia
Abstract. Relevance of the subject touched in article is determined by the current state of a bank system of Russia. The regulator pursues the aim of tough control of activities of the financial organizations that finds the embodiment in rates of reduction of number of credit institutions. Behind the revoked licenses of commercial banks, there are means of clients - liabilities of credit institution, and means of the insurance fund Deposit Insurance Agencies obliged to pay insured deposit amounts to clients of the liquidated banks. Effective management sanified by banks temporary administration, processes of liquidation of bankrupt banks and detection of plunders of their assets, exhaustion of fund of deposit insurance of Deposit Insurance Agency emphasize the importance of a problem of search of new methods of prevention of bankruptcy of credit institutions. Based on the studied theoretical and practical foreign experience, authors analyzed possible scenarios of development of crisis state of credit institution (pessimistic, financial improvement at the expense of the state, innovative approach). Authors studied the Bail-In mechanism and is emphasized that despite the absence of in Russia of the legislation for its application, the prospects of its adaptation are obvious that is also noted in statements of financial bodies and representatives of legislature.
Keywords: bankruptcy; sanitation; deposit insurance; bail in; bail out; risks; restructuring; dokapitalizatsiya