Научная статья на тему 'Развитие инновационных малых предприятий при вузах для коммерциализации интеллектуальной деятельности'

Развитие инновационных малых предприятий при вузах для коммерциализации интеллектуальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / МАЛЫЙ БИЗНЕС ПРИ ВУЗАХ / SMALL INNOVATION ENTERPRISES / INTELLECTUAL CAPITAL / SMALL-SCALE BUSINESS AT HIGHER SCHOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Легчилина Елена Юрьевна, Платонова Анастасия Сергеевна

В статье изложены проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах. Рассмотрены факторы, сдерживающие развитие инновационного малого бизнеса, основанного на интеллектуальном труде, проанализирована существующая государственная поддержка инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing small-scale innovation enterprises at higher schools for commercialization of intellectual activity

The article presents the problems and prospects of developing small-scale innovation enterprises at higher schoolsnro, investigates the factors restraining the development of small-scale business based on intellectual labour, and analyzes the existing state support of innovations.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных малых предприятий при вузах для коммерциализации интеллектуальной деятельности»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

потребителей, присвоив соответствующий индекс ценности (см. таблицу).

3. Выбрать из разработанной классификации параметры, наиболее важные при реализации поставленной цели, — достижение высокой конкурентоспособности услуг.

Разработанная классификация параметров охранных услуг по мере развития рыночных отношений и роста потребностей в защитных мероприятиях будет дополняться и видоизменяться.

Библиографический список

1. Лифиц, И. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг [Текст] / И. Лифиц. — М. : Юрайт, 2001. - 224 с.

2. Менеджмент и маркетинг в сфере сервиса : учеб. пособие [Текст] / под общ. ред. Н. А. Копылова, Д. П. Маевского. — Омск : ОГИС, 2003. — 152 с.

3. Афанасьев, В. Метод экономической двойственности [Текст] / В. Афанасьев // Вопросы экономики. — 2005. — № 8. — С. 4 — 26.

4. Строков, В. Управление конкуренцией на фирме : учеб. пособие [Текст] / В. Строков. — М. : ХОРС, 2007. — 296 с.

5. Короткий, Ю. Два взгляда на качество товара [Текст] / Ю. Короткий // Стандарты и качество. — 2002. — № 1. —

С. 58-59.

6. Стародубовская, И. От монополизма к конкуренции [Текст] / И. Стародубовская. — М. : Политиздат, 1990. — 174 с.

7. Гусаков, А. Концепция национальной политики России в области качества [Текст] / А. Гусаков // Стандарты и качество. — 2000. — № 12. — С. 16.

КОНДРАТЮКОВ Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экономической теории и финансового права. СТАУРСКИЙ Евгений Станиславович, кандидат технических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права.

Адрес для переписки: е-шаП: [email protected].

Статья поступила в редакцию 22.12.2011 г.

© С. В. Кондратюков, Е. С. Стаурский

"ДК 330-147- Е. Ю. ЛЕГЧИЛИНА

А. С. ПЛАТОНОВА

Омский государственный университет путей сообщения

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ ДЛЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье изложены проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах. Рассмотрены факторы, сдерживающие развитие инновационного малого бизнеса, основанного на интеллектуальном труде, проанализирована существующая государственная поддержка инноваций. Ключевые слова: инновационные малые предприятия, интеллектуальный капитал, малый бизнес при вузах.

Сегодня уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Так как ключ к экономической, социальной и политической мощи современного государства дают высокие технологии, именно предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях.

Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики.

Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой — будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг),

порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

В настоящее время в России инновационный потенциал малого бизнеса используется недостаточно. На 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах — членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий [1, с. 6].

По оценкам специалистов, число предприятий, предлагающих какие-либо новшества в научнотехнической сфере, снизилось за последние 10 лет в 60 раз, а из тех разработок, что предлагаются, до реализации доходят 1—3%. В развитых западных странах эта доля часто превышает 60%. По-настоящему инновационной можно признать деятельность только 1840 малых предприятий, однако и из них лишь не-

сколько сотен прошли весь цикл от разработки до получения товара [2, с. 5].

Реализация любых инновационных проектов связана с множеством рисков, поэтому огромное значение имеет четкая государственная инновационная политика, выраженная в системе мер правового регулирования и стимулирования научно-технической активности во всех сферах и секторах экономической деятельности.

Наиболее эффективной и распространенной формой интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное (рисковое) финансирование проектов малых инновационных предприятий, связанных с большим риском. При этом венчурный бизнес в основном взаимодействует с предприятиями малого бизнеса, которые примерно в 2 — 3 раза эффективней реализует капиталовложения именно в инновационной сфере, по сравнению с крупными предприятиями. Венчурная деятельность направлена на временное объединение капиталов нескольких юридических и/или физических лиц для создания небольших, но весьма мобильных и эффективных предприятий по доводке и коммерческой реализации отдельных инновационных проектов. Сущность венчурной деятельности в инновационной сфере заключается в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и интеллектуальным потенциалом, с целью возможного получения в будущем прибыли от реализации инновационных идей и их дальнейшей коммерциализации [1, с. 15].

Сегодня, именно высшее учебное заведение (вуз), обладая неким потенциалом, в виде интеллектуальной собственности, которая создается сотрудниками предприятий на базе их знаний (в виде патентов, процессов, управленческих навыков, технологий, ноу-хау и т.д) и опыта, может стать центром и катализатором инновационного развития экономики страны.

Развитию малого инновационного предпринимательства должен способствовать недавно принятый Федеральный закон от 02.08.2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [3]. В рамках данного закона, государственные вузы приобретают большое количество возможностей для вложения весомого вклада в развитие и поддержание инновационной системы России, в том числе с помощью создания малых инновационных предприятий.

Располагая базой студентов и аспирантов, вуз может привлекать их к инновационной деятельности. Формируя тем самым новое поколение в научной среде, которое несет в себе сущность творчества и производства, что порождает инновационность, освоение неизведанных пластов рынка. И эту перспективу несет в себе создание малых инновационных предприятий при вузах [4, с. 1].

Если рассматривать понятие «малое инновационное предприятие», можно разложить его на две составляющие: «инновационность» и «малое предприятие». Выделяя область малого предпринимательства, мы делаем акцент на освоение новых видов продукции и экономических нишах, развитие в отраслях непривлекательных для крупного бизнеса. Исключительными особенностями малых инновационных предприятий является способность к ускоренному

освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств.

Работа вуза и его малых инновационных предприятий должна быть построена таким образом, чтобы они всесторонне дополняли друг друга в инновационной деятельности и стремились к конкретным, перспективным достижениям на практике. Соответственно, вуз должен получать осязаемую экономическую выгоду через совмещение материальных и нематериальных активов своих малых инновационных предприятий.

Создание и развитие малых инвестиционных предприятий при вузах сопряжено с множеством вопросов: насколько актуально появление малых инвестиционных предприятий на данном сегменте рынка, для каких целей оно будет функционировать, где взять партнера-инвестора, который дарует жизнь с помощью финансовых влияний? Кроме того, предполагалось, что новый Федеральный закон станет одним из важнейших элементов новой законодательной базы национальной инновационной системы, исчезнут множественные преграды, которые долгое время затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах, и внедрение их в реальный сектор экономики [5, с. 2].

Несмотря на большую государственную поддержку данного закона и значительный инновационный потенциал вуза, процесс формирования и развития малых инновационных предприятий сталкивается с большими сложностями. Согласно данным мониторинга «Бизнес и образование», лишь 25% вузов (из 207 обследованных) создали малые инновационные предприятия [6, с. 2]. Это связано, прежде всего, с вопросами нормативно-правового характера, налогообложения, с проблемами оценки и использования имущества малых инновационных предприятий, аренды площадей и использования оборудования, оргтехники и многие другие.

Кроме того, отсутствуют методические рекомендации по применению Федерального закона на всех этапах создания хозяйственных обществ. Существующие противоречия закона действующим кодексам (Бюджетному, Налоговому, Гражданскому), несовершенство законодательства в части определения результатов интеллектуальной деятельности осложняют ситуацию.

Крайне актуален вопрос оптимизации налогообложения нематериальных активов: при постановке на баланс нематериального актива сформированная стоимость нематериального актива уменьшает доходы вуза через амортизационные отчисления в период срока его эксплуатации, в результате увеличивается налогооблагаемая база по налогу на прибыль и сама сумма налога.

Невозможность применение льготного налогового режима, отсутствие законодательной базы по упрощенной форме налогообложения данных форм хозяйствования отягощают процесс формирования и развития малых инновационных предприятий при вузах.

Учитывая высокую значимость малого инновационного предпринимательства при вузах необходим комплексный государственный программно-целевой подход для решения существующих проблем и изменения сложившейся ситуации.

Государственная инновационная политика должна предусматривать создание законодательных основ поддержки инновационной активности и защиты интеллектуальной собственности, что обеспечит условия для формирования инновационной

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

инфраструктуры, способствующей освоению и распространению нововведений на всех уровнях реальной экономической деятельности.

Особое внимание в процессах реформирования нужно уделить совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти, а также вопросам создания разветвленной инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства при вузах. Так, например, в Омской области, чтобы сформировать спрос на инновации и поставить наукоемкую продукцию на поток, в 2007 году была принята единственная тогда в России «Концепция развития инновационной инфраструктуры до 2015 года», создан институт поддержки предпринимательства и инновационной деятельности. Областная власть выступила оператором — проводником интересов разных групп инновационного процесса.

Региональная система доступа ко всем возможным формам поддержки — областным и федеральным — должна быть универсальной и гарантировать ресурсное обеспечение проектам любой сложности и на любой стадии — от разработки идеи до коммерциализации конкретного интеллектуального продукта.

За два года в Омской области планируется создать около 100 малых инновационных предприятий при вузах. В 2010 году было организовано 50 малых инновационных компаний при вузах. Для таких компаний в области учреждены специальные гранты по 500 тыс. рублей [7, с. 2]. Несмотря на положительную практику организации малых инновационных предприятий при вузах, проблемы, сдерживающие развитие данной предпринимательской структуры, не решены.

Сегодня крайне необходимы законопроекты по предоставлению государственных субсидий, низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижение оплаты за аренду мощностей и зданий.

Для экономического стимулирования создания малых инновационных предприятий, наряду с различными формами финансовой и научно-технической поддержки (увеличение грантов, повышение размеров предоставляемых кредитов, при одновременном увеличении финансовой помощи для обучения персонала и технического консультирования, компенсация расходов на патентование и др.). Нужны дополнительные меры по исключению из налогообложения сумм, затрачиваемых на НИОКР, включая затраты на оборудование и изготовление опытных образцов и демонстрационных моделей. Необходимо предусмотреть предоставление специальных налоговых льгот и преференций при создании совместных инновационных малых предприятий на базе вузов, научно-исследовательских институтов и центров технологического развития.

Очень высока роль местного самоуправления, которая заключается в возможности предоставления дополнительных льгот участникам проектов, включая освобождение от местных налогов, выделение целевых дотаций и займов из местных бюджетов

Особое место в совершенствовании и развитии инновационной предпринимательской деятельности

при вузах занимают вопросы использования и охраны прав интеллектуальной собственности. Необходимо на государственном уровне разработать и принять законопроекты, обеспечивающие защиту прав интеллектуальной собственности в соответствии с мировыми стандартами.

Успех инновационной деятельности зависит от общей экономической ситуации в стране и государственной научно-технической стратегии, от полноценного ресурсного обеспечения, конъюнктуры рынка, профессионализма специалистов и эффективного менеджмента.

Сегодня малые инвестиционные предприятия при вузах могут успешно развиваться в конкурентной среде, самостоятельно создавая инновационную продукцию, которая будет зарождаться в глубине организации инновационной идеи, с выходом созданных образцов продукции и внедрением в производство, только при условии всесторонней государственной поддержки.

Библиографический список

1. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.giac.ru/content/document_r_ 53С5 СЕ2В -F73C-4DE2-9366-31DC6A60F4A8.html ( дата обращения : 02.06.2011).

2. Инновационный потенциал малого бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://smallbusinesses.ru/content/ 9/1/ ( дата обращения : 30.05.2011).

3. Федеральный закон от 02.08.2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Российская газета. — 2009, август. — М., 2009. — 16 полос. — Ежеднев. № 4966.

4. Вузы учатся строить бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.innovbusiness.ru/content/ document_r_446B6B5D-A646-4389-AC85-59357E842683.html ( дата обращения : 03.06.2011).

5. Оценка эффективности деятельности вуза в современных условиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.market-journal.com/problemieco/4.html ( дата обращения : 12.05.2011).

6. Что мешает создавать малые предприятия при вузах? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://allmedia.ru/ headlineitem.aspid = 648641( дата обращения : 15.05.2011).

7. Рябинина В. Условия для тиражирования успеха / В. Ря-бинина // Эксперт. — 2011. — № 19 (753). — С. 3 — 4.

ЛЕГЧИЛИНА Елена Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг». ПЛАТОНОВА Анастасия Сергеевна, преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг».

Адрес для переписки: е-таіі: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.07.2011 г.

© Е. Ю. Легчилина, А. С. Платонова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.