Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Фотима Хакимовна, Хамдамова Гавхар Абсаматовна, Костюченко Антон Вальеривич, Назарова Умида Авазовна

Настоящая статья отражает существующие тенденции в развитии инновационной экономической системы для поддержки предпринимательства в современной экономике. Представлен детальный анализ компонентов развития бизнеса, позволяющий рассмотреть ситуацию в Узбекистане, связанную с развитием условий для инновационного предпринимательства. Кроме этого, в работе приведены планируемые основные законодательные инициативы Министерства инновационного развития, которое проводит активную политику по формированию институциональной среды, направленной на планомерное создание необходимых условий функционирования инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назарова Фотима Хакимовна, Хамдамова Гавхар Абсаматовна, Костюченко Антон Вальеривич, Назарова Умида Авазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING AN INNOVATIVE ECONOMIC SYSTEM FOR SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP

This article reflects existing trends in the development of an innovative economic system to support entrepreneurship in the modern economy. The detailed analysis of the business development component will allow us to consider the situation in Uzbekistan related to the development of conditions for innovative entrepreneurship. In addition, the work contains the planned main legislative initiatives of the Ministry of Innovative Development, which conducts an active policy on the formation of an institutional environment aimed at the systematic creation of the necessary conditions for the functioning of innovative entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

УДК 338.27 https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/28

JEL classification: M5, Q2

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

©Назарова Ф. Х., ORCID: 0000-0002-9025-7699, д-р экон. наук, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]

©Хамдамова Г. А., ORCID: 0000-0002-0690-6845, канд. экон. наук, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Узбекистан, hamdamovagavhar19@gmail ©Костюченко А. В., Институт прогнозирования и макроэкономических исследований,

г. Ташкент, Узбекистан ©Назарова У. А., ORCID: 0000-0002-7528-1762, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]

DEVELOPING AN INNOVATIVE ECONOMIC SYSTEM FOR SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP

©Nazarova F., ORCID: 0000-0002-9025-7699, Dr. habil., Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]

©Khamdamova G., ORCID: 0000-0002-0690-6845, Ph.D., Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan, hamdamovagavhar19@gmail ©Kostyuchenko A., Institute of Forecasting andMacroeconomic Research, Tashkent, Uzbekistan ©Nazarova U., ORCID: 0000-0002-7528-1762, Institute of Forecasting and Macroeconomic Research, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. Настоящая статья отражает существующие тенденции в развитии инновационной экономической системы для поддержки предпринимательства в современной экономике. Представлен детальный анализ компонентов развития бизнеса, позволяющий рассмотреть ситуацию в Узбекистане, связанную с развитием условий для инновационного предпринимательства. Кроме этого, в работе приведены планируемые основные законодательные инициативы Министерства инновационного развития, которое проводит активную политику по формированию институциональной среды, направленной на планомерное создание необходимых условий функционирования инновационного предпринимательства.

Abstract. This article reflects existing trends in the development of an innovative economic system to support entrepreneurship in the modern economy. The detailed analysis of the business development component will allow us to consider the situation in Uzbekistan related to the development of conditions for innovative entrepreneurship. In addition, the work contains the planned main legislative initiatives of the Ministry of Innovative Development, which conducts an active policy on the formation of an institutional environment aimed at the systematic creation of the necessary conditions for the functioning of innovative entrepreneurship.

Ключевые слова: инновация, инновационная экономическая система, предпринимательская экономическая система, инновационное предпринимательство, инновационная активность.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

Keywords: innovation, innovative economic system, entrepreneurial economic system, innovative entrepreneurship, innovative activity.

Введение

В современных условиях уровень устойчивости развития любой социально-экономической системы определяется ее способностью генерировать и воспринимать различного рода инновации. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы формирования и эффективного функционирования пространственных инновационно-предпринимательских экономических систем, представляющих собой сложные модели отношений экономических субъектов, участвующих в процессе создания и реализации инноваций и технологий, в рамках которых формируется специфическая институциональная среда, способствующая активизации инновационных процессов. Развитие инновационной деятельности является обязательной предпосылкой коренной модернизации экономики Республики Узбекистан и ответом на возникающие глобальные вызовы. Как отметил Президент Республики Узбекистан «Ни одна территория или сеть не может быть развита без современной науки и знаний. Об этом свидетельствует тот факт, что более 50% валового внутреннего продукта в развитых странах создается за счет «экономики знаний», то есть инноваций и высококвалифицированных кадров» (10). В связи с этим в 2021 г. для дальнейшего наращивания промышленного потенциала республики в 84 районах и городах будет организовано 100 технопарков, малых промышленных зон, региональных кластеров и логистических центров.

Масштабы инновационной деятельности экономических систем в Узбекистане пока не соответствуют уровню, необходимому для инновационной модели экономики. Однако, осознавая важность данной модели, в последние годы вопросам повышения инновационной активности предпринимательских структур уделяется все больше внимания. Проблематика развития инновационной деятельности предпринимательских структур особенно важна для Республики Узбекистан, так как это является одной из основных предпосылок подъема региональной экономики и перевода ее на инновационную модель. Малые предприятия и Республика Узбекистан могут сыграть особую роль, способствовать ускорению необходимых трансформаций. Однако повышение их инновационной активности осложняется рядом трудностей и проблем, нерешенных на предыдущих этапах.

Материал и методы

Инновационная экономическая система является сетевым сообществом, члены которого комбинируют свои ресурсы на взаимовыгодных условиях для достижения инновационного результата; представляют собой адаптивные организации, которые создают и используют знания, трансформируют их в инновационную продукцию, новые технологии и обладают характерными особенностями сетевого взаимодействия, наличием общей инновационной инфраструктуры, сопряжением целей и ценностей.

Предпринимательская экономическая система — известное понятие в мировом научном и предпринимательском сообществах. По сути, это социально-экономическая среда, влияющая на местное и региональное предпринимательство. Если же брать историю развития экономической системы, то она берет начало в 90-х годах ХХ века с развития предпринимательской экономической системы. Джеймс Мур в 90-е годы XX века выдвинул понятие «предпринимательская экономическая система». Предпринимательская экономическая система — набор собственных или партнерских сервисов, объединенных

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №12. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

вокруг одной компании [1]. Экономическая система может быть сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникать сразу в несколько из них. Таким образом, предприятие сравнивалось с биологической экосистемой. Но Джеймс Мур рассматривал только уровень предприятия.

Позднее, в 2010 г, журнал Harvard Business Review [2]. опубликовал статью профессора Дэниела Айзенберга, описывающую среду, в которой предпринимательство стремится развиваться. Эта среда основывается на нескольких доменах: государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства, финансовый капитал, культура предпринимательства, техническая поддержка, человеческий капитал и рынки. Все эти шесть доменов являются основными и образуют предпринимательскую экономическую систему. От уровня ее развития зависит качество предпринимательства в стране. Кроме того, предпринимательская экономическая система включает несколько экономических систем: стартап экономическая система, венчурная экономическая система, университетская экономическая система и др. [3].

Тенденции развития инновационного предпринимательства за 2015-2019 годы

В 2015 г. 894 предприятиями и организациями было внедрено 1737 технологических инноваций. В 2019 г. число инновационно-активных предприятий, внедривших технологические инновации достигло 1514 ед. Ими было внедрено 4427 технологических инноваций. По результатам сплошного статистического обследования в 2015 г. доля предприятий и организаций, внедривших инновации в общем количестве предприятий, составляла 0,34%, а в 2019 г. — 0,40%. (Рисунок). При этом наибольшая активность отмечалась на предприятиях малого бизнеса и частного предпринимательства. Так в 2015 г. 710 малых предприятий и микрофирм внедрили технологические инновации, а в 2019 г. их число выросло в 2 раза и составило 1443 ед. Количество внедренных технологических инноваций при этом выросло с 862 в 2015 г до 3807 в 2019 г.

5000 4000 3000 2000 1000 0

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

^^ Доля предприятий, внедривших инновации, в общем числе предприятий, в % Количество внедренных технологических инноваций, ед.

Рисунок. Инновационная активность предприятий (данные Госкомстата Республики Узбекистан)

Доля малых предприятий и микрофирм, внедривших инновации, в 2015 году составила 0,35% и увеличилась к 2019 году до 0,45%.

Таким образом, уровень предприятий, внедривших инновации в стране достаточно мал по сравнению с мировыми показателями (в среднем по миру 40%). Трудности коммерциализации новых технологий связаны с отсутствием развитой системы трансфера

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

технологий, соответствующей нормативно-правовой базы и опыта взаимодействия науки и производства.

Большая часть внедренных инноваций (92,0% в 2019 г.) — это собственные разработки предприятий. Так, если в 2015 г. совместно с другими организациями и только другими организациями разрабатывалась каждая пятая инновация, то в 2019 г. — каждая десятая инновация. Результаты отчетного года говорят о снижении сотрудничества предприятий и организаций республики с научно-исследовательскими и прочими организациями.

В сфере малого бизнеса и частного предпринимательства показатель сотрудничества с НИИ и вузами составлял 3,5% в 2015 г и 5,6% в 2019 г, т. е. совместно с другими организациями и только другими организациями разрабатывалась каждая двадцать девятая и восемнадцатая инновация. Инновационное предпринимательство в рамках Глобального инновационного индекса (ГИИ). Если рассматривать инновационное предпринимательство в рамках Глобального инновационного индекса 2020, Узбекистан занял 93 место из 131 включенной в индекс страны. Последние пять лет страна не включалась в ГИИ из-за отсутствия данных. Страна показала результаты выше среднего по таким компонентам субиндексов, как «Развитость рынка» (27-е место), «Инфраструктура» (72), «Человеческий капитал и исследования» (77) и ниже среднего — в компонентах «Развитие знаний и технологий» (90), «Институты» (95), «Результаты творческой деятельности» (127) и «Развитие бизнеса» (127) (Таблица 1).

Таблица 1

РЕЙТИНГ УЗБЕКИСТАНА ПО ОСНОВНЫМ КОМПОНЕНТАМ ГИИ 2015 И ГИИ 2020 (по докладам Global Innovation Index 2015, 2020)

Наименование компонента 2015 г 2020 г

Институты 106 95

Человеческий капитал и исследования 76 77

Инфраструктура 101 72

Развитость рынка 85 27

Развитие бизнеса 138 127

Развитие знаний и технологий 61 90

Результаты творческой деятельности. 138 127

Как видно из Таблицы 1, по 5 компонентам ГИИ в 2020 г наблюдается как сильное, так и умеренное улучшение позиций Узбекистана по отношению к ГИИ 2015 года, что говорит об улучшении условий для развития инновационных процессов в стране. Более детальный анализ компонента «Развитие бизнеса» позволит рассмотреть ситуацию в Узбекистане связанную с развитием условий для инновационного предпринимательства. Так, в 2020 году Узбекистан поднялся на 11 позиций относительно 2015 года и занял 127 место. Данная компонента состоит из 3-х подкомпонент и 15 показателей. По подкомпонентам произошли следующие изменения:

- работники умственного труда - рост на 44 позиции (91 место в 2020 г.);

- инновационные связи - рост на 10 позиций (128 место в 2020 г.);

- освоение знаний - падение на 82 позиции (109 место в 2020 г.).

Падение по подкомпоненту «освоение знаний» связанно не с ухудшением условий, а с отсутствием статистики по 4 из 5 показателей подкомпонента в 2015 г., а также с изменение данных показателей за 5 лет. В связи с этим, отрицательное изменение по данному

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

подкомпоненту не является отображением действительных изменений, произошедших в стране. В целом по 15 показателям данного подкомпонента в 2020 г складывается следующая ситуация (Таблица 2):

- по 4 показателям данные отсутствуют (наукоемкая занятость, доля работающих женщин с ученной степенью, взаимосвязь университетов с предприятиями, состояние кластерного развития);

- результаты по 2 показателям указывают на наличие слабостей по их направлениям (доля иностранных инвестиций на НИОКР от ВВП, доля импорта ИКТ услуг в общем объеме торговли);

- результаты по 2 показателям указывают на наличие слабости по отношению к другим странам группы доходов (группа стран с доходом ниже среднего уровня) (доля фирм, предлагающих формальное обучение, доля импорта ИКТ услуг в общем объеме торговли);

- результаты по 1 показателю показывают на наличие преимущества по отношению к другим странам группы доходов (группа стран с доходом ниже среднего уровня) (доля затрат предприятий на НИОКР от ВВП).

В соответствии с ГИИ 2020 в Узбекистане условия для развития инновационного предпринимательства и внедрения инновационных процессов на производстве находится на низком уровне.

Таблица 2

РЕЙТИНГ УЗБЕКИСТАНА ПО ПОДКОМПОНЕНТЕ «РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА» В ГИИ 2020

(по докладам Global Innovation Index 2020)

Наименование компонентов Оценка Рейтинг

Работники умственного труда 22.9 91

Наукоемкая занятость,% н/д н/д

Фирмы, предлагающие формальное обучение, % 16.9 82

НИОКР выполненные предприятиями,% от ВВП 0.1 72

НИОКР финансируемые предприятиями, % 42.4 43

Работающие женщины с научной степенью, % н/д н/д

Связи в инновационной сфере 3.9 128

Взаимосвязь университетов с предприятиями н/д н/д

Состояние кластерного развития н/д н/д

Иностранные инвестиции в НИОКР, % от ВВП 0.0 96

СП/сделки стратегического альянса/млрд.$ ВВП по ШШ 0.0 48

Патентные семьи 2+ведомств/ млрд.$ ВВП по ШШ 0.0 96

Усвоение знаний 18.9 109

Платежи за интеллектуальную собственность, % от общего объема торговли 0.2 90

Импорт высокотехнологических товаров, % от общего объема торговли 7.8 60

Импорт ИКТ услуг, % от общего объема торговли 0.0 130

Чистый приток ПИИ, % ВВП 2.1 80

Исследовательский талант, % на предприятии 12.9 60

Это обусловлено в первую очередь низким уровнем заинтересованности иностранных инвесторов в финансировании исследований и разработок в Узбекистане. Недостатки имеет система защиты интеллектуальной собственности, а также дороговизна иностранных ИКТ услуг. При этом имеются положительные моменты, указывающие на наличие развитие инновационного предпринимательства и инновационной деятельности в республике. Так,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

предприятия проявляют интерес к проведению собственных исследований и внедрению их результатов на производстве.

Это обусловлено довольно высокими позициями по таким показателям как исследовательский талант в бизнесе, финансирование НИОКР предприятиями и выполнение исследований.

Институциональная среда для регулирования инновационных процессов.

В условиях кризиса и спада экономической ситуации в стране вложение сил в инновации и их отдача являются тем направлением что будет способствовать удержанию предприятий на плаву. При этом стоит учитывать, что, то какой эффект даст вложение в инновации и их внедрение в производственные процессы зависит от созданной в стране институциональной среды регулирующей и способствующей развитию инновационной сферы.

Основываясь на мировом опыте можно выделить 3 основных подхода к формированию государственных органов, отвечающих за развитие инновационных процессов.

1. Целевое регулирование — в стране существует конкретное министерство или ведомство, в сферу деятельности которого входит непосредственно только регулирование инновационных процессов.

2. Смежное регулирование — регулированием инновационных процессов в стране занимается министерство или ведомство, в котором регулирование инновационных процессов является лишь одним из направлений и происходит во взаимодействии с каким-либо другим или другими направлениями.

3. Множественное регулирование — за регулирование инновационных процессов отвечает несколько министерств или ведомств, одно из которых имеет главенствующую роль и формирует общую политику. При этом данные государственные органы могут относиться как к первому подходу, так и второму.

В Узбекистане инновационная деятельность поддерживается государством. Это осуществляется при помощи нормативно-правовой системы, государственных и ведомственных фондов, крупных проектов и инвестиционных программ, налогообложения, а также других инструментов.

После достижения независимости одними из первых нормативных документов в этой сфере являются Указ Президента Республики Узбекистан №УП-438 от 8.07.1992 г. «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности» и Постановление Кабинета Министров №ПКМ-337 от 21.07.1992 г. «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности», которые создали основу для стимулирования инновационного развития страны.

Следующим значительным этапом реформ по развитию инновационных процессов в Узбекистане начался в 2017 г. с создания Министерства инновационного развития Республики Узбекистан (4).

Принимаемые с 2018 г. меры и механизмы в рамках нормативно-правовых актов под эгидой Министерства инновационного развития можно подразделить на несколько составляющих. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности» была утверждена Программа комплексных мер по укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности на 2017-2021 годы (2). В ней предусмотрена реализация мер по

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

укреплению материально-технической базы научно-исследовательских структур, определению источников финансирования для их деятельности в условиях формирования инновационной экономики.

В 2019 г. под кураторством Мининноваций была проделана большая работа по реформированию системы и ее улучшению. Были определены приоритеты науки и технологий в Республике Узбекистан для разработки и финансирования государственных целевых научно-технических программ, трансфера технологий и их коммерциализации.

Также был реализован комплекс мер, направленный на привлечение молодежи в научную деятельность. Это привело к росту числа молодых ученых и снижению среднего возраста научного сообщества. Увеличение количества молодых ученых, снижение среднего возраста научного сообщества. Проведены международные олимпиады по естественным и гуманитарным наукам (физика, химия, география и др.). Реализована идея «Молодой ученый», состоящей из нескольких проектов, включая организацию специальных интеллектуально-образовательных и просветительских телепрограмм с участием молодых ученых на телевидении. Государственная поддержка научных учреждений и лабораторий, занимающихся фундаментальными исследованиями мирового уровня, направленная на повышение статуса, престижа и материального уровня ученых, вовлечение молодежи в научно-исследовательскую работу, укрепление материально-технической базы соответствующих научных лабораторий.

В 2020 г. Мининноваций реализовало проект по созданию центров по коллективному пользованию уникальным научно-техническим оборудованием, что способствовало разработке конкурентоспособных инновационных продуктов и новых технологий.

Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №ПКМ-133 от 9.03.2020 г. «О мерах по дальнейшему улучшению нормативно-правовой основы развития исследовательской и инновационной деятельности», в рамках которого приняты:

- положение о государственном заказе на выполнение научно-исследовательских работ;

- положение о порядке отбора и финансирования стартап-проектов;

- положение о научно-технических советах при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан.

В целях дальнейшего развития основных направлений науки и научной деятельности и вовлечения молодежи в эти процессы, обучение молодых талантов принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О меры по созданию молодежных технопарков на территориях республики» (7).

Для улучшения деятельности и повышения научного потенциала научных организаций при Академии наук Республики Узбекистан, принимающих непосредственное участие в дальнейшем развитии академической науки, усилении интеграции науки, экономики и промышленности, коренном совершенствовании научно-исследовательских институтов и исследований было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №ПКМ-366 от 08.06.2020 г. «О мерах по улучшению системы финансовой организаций Академия Наук Республики Узбекистан».

Таким образом, институциональная политика в сфере развития инновационных процессов в Узбекистане соответствует первому подходу, используемому в мировой практике. При этом в других государственных органах страны также существуют структурные подразделения, которые частично дублируют отдельные функции и задачи, возложенные на Мининноваций, а также их дополняют. Так, в Минэкономразвитии существует «Департамент развития инновационной и цифровой экономики, а также сферы

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

услуг», а в Минобразовании имеется «Управление развития научно-исследовательской и инновационной деятельности».

Такое дублирование функций или их разделение между министерствами и ведомствами относится ко третьему подходу формирования институтов управления в мире.

Обсуждение

Выше мы проанализировали существующие тенденции в развитии инновационной экономической системы для поддержки предпринимательства в современной экономике. Следует отметить, что анализ этой проблемы на практике недостаточно изучен. В некоторых научных статьях рассматривается предпринимательская экономическая система как набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании [1]. Экономическая система может быть сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникать сразу в несколько из них. Где предприятие сравнивалось с биологической экосистемой и рассматривался только уровень предприятия. Позднее, были опубликованы статьи, описывающую среду, в которой предпринимательство стремится развиваться, где среда основывается на нескольких доменах [2].

На основе институционального подхода обозначена роль институциональной среды как адаптивного механизма пространственной инновационно-предпринимательской экономической системы, который нивелирует функциональную и информационную разобщенность ее подсистем, обеспечивая тем самым процесс устойчивого развития на принципах системного компромисса. При этом, на сегодняшний день имеются определенные проблемы, которые требуют решения в ближайшее время для совершенствования системы институционального регулирования инновационных процессов в республике. Поэтому в рамках выбранной темы необходимо и далее возрождать научные исследования, изучать зарубежные передовые эксперименты в этом направлении [3-9].

Выводы

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в институциональном развитии инновационной сферы Узбекистан придерживается азиатского пути формирования (подход целевого регулирования), в то время как другие страны Центральной Азии придерживаются подхода, соответствующего в большей степени европейскому пути (подход смежного регулирования).

Таким образом, с момента организации Министерство инновационного развития проводит активную политику по формированию институциональной среду направленной на планомерное создание необходимых условий функционирования инновационного предпринимательства. Так, по инициативе и контролю Мининноваций в стране был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на различные сферы с целью формирования необходимых условий для развития инновационного предпринимательства и инновационной экономической системы. Принятые законодательные акты можно подразделить на следующие направления:

- Научная база и привлечение молодежи;

- Внедрение инноваций в производство;

- Защита интеллектуальной собственности;

- Иностранное сотрудничество;

- Бизнес инкубаторы и стартапы;

- Венчурное финансирование.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

При этом, на сегодняшний день имеются определенные проблемы, которые требуют решения в ближайшее время для совершенствования системы институционального регулирования инновационных процессов в Узбекистане:

1. Несмотря на принятый Закон «Об инновационной деятельности», в стране отсутствует цельная политика и видение развития инновационной деятельности и создания инновационной экономической системы. Так, в частности, в стране не приняты среднесрочные и долгосрочные концепции и стратегии развития инновационной деятельности.

2. Наблюдается низкий уровень взаимодействия между государственными органами в сфере регулирования инновационных процессов, что сдерживает дальнейшее развитие инновационной сферы в стране.

3. В системе отсутствуют менеджеры и управленцы с достаточным или соответствующим опытом и знаниями в сфере инновационной деятельности и инновационного менеджмента, что зачастую приводит к низкой эффективности принимаемых мер или не полному выполнению возложенных задач и функций.

Предложения по дальнейшему совершенствованию инновационной экономической системы:

1. Разработка законодательно-правовой базы функционирования технопарков. Принятие закона о технопарках, с разъяснением специфики их работы, описанием основных функций, задач, характеристик и типов технопарков. Также должны быть освещены такие вопросы как формирование бюджета технопарка, источников дохода, порядка оказания услуг за пределами Республики Узбекистан (аутсорсинг), особенностей налогообложения технопарков и предоставления льгот для стимулирования оказания услуг зарубежным заказчикам.

2. Разработать и принять нормативно-законодательную базу, регулирующую финансовые операции в инновационной сфере, учитывающую высокие риски финансирования инновационных проектов, внедряющих механизмы венчурного финансирования и т. д.:

- Закон «О финансировании инновационной деятельности»;

- после принятия закона внести изменения и дополнения в соответствующие документы законодательно-правовой базы Республики Узбекистан в соответствии с законом об инновационной деятельности.

3. Необходимо включить модули обучения по инновационному предпринимательству в реализуемые исследовательскими университетами образовательные программы по наиболее перспективным с точки зрения появления инновационных разработок направлениям. В сотрудничестве с ведущими инновационными компаниями, венчурными фондами и ведущими международными университетами требуется развернуть подготовку предпринимателей в сфере коммерциализации научных разработок. Практическую ориентацию подготовки нужно обеспечить за счет стажировок в рамках собственной инновационной инфраструктуры университетов, государственной и региональной инновационной инфраструктуры или инновационных компаний.

4. Требуется привлечение населения, малого бизнеса и частного предпринимательства к вопросу финансирования инновационной деятельности. Необходимо сделать так, чтобы каждый житель нашей страны мог участвовать в реализации и создании инновационного проекта. Для этого требуется разработать и внедрить интернет платформу, работающую по принципу системы краудфандинга и краудинвестинга. Сделать ее доступной для добавления проектов научными сотрудникам вузов и НИИ, предприятиями для привлечения

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

дополнительных финансовых средств в инновационные проекты, а также любым желающим. Интегрировать ее со всеми платежными системами, работающими на территории страны. Разработать типовые правила работы данной платформы по образу зарубежных аналогов. Данная платформа должна быть открытой для каждого желающего - общественность сможет сама определить, какие проекты ей наиболее интересны.

5. Дальнейшее совершенствование создаваемой в стране системы трансфера и коммерциализации научных разработок. А именно, определить Научно-практический центр внедрения инновационных разработок при Министерстве инновационного развития центральным органом в создаваемой в стране системе трансфера технологий с возложением таких основных функций как:

- определение общей политики развития и дальнейшего совершенствования трансферта технологий, коммерциализации инновационных идей в стране;

- подготовка и переподготовка кадров для центров инновационных идей, разработок и технологий, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства;

- обеспечение взаимодействия между центрами инновационных идей, разработок и технологий, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства;

- мониторинг и оценка эффективности деятельности центров инновационных идей, разработок и технологий, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства, а также и другие функции.

6. Повышение взаимодействия между профильными отраслевыми ВУЗами и НИИ с предприятиями отрасли.

Развитие научно-исследовательских парков, которые имеют более тесные, чем у технопарков, связи с университетами и в них концентрируются высокообразованные кадры и большие объемы наукоемких исследований:

- разработать положение о научно-исследовательских парках при профильных ВУЗах и НИИ, которое бы регулировало процесс их создания и функционирования;

- создание при профильных вузах и НИИ с современной научно-технической и лабораторной базой научно-исследовательских парков (в качестве образца взять опыт Туринского политехнического университета):

- отраслевым ведомствам, ассоциациям, предприятиям разработать программу заказов в научно-исследовательских парках на краткосрочный и среднесрочный периоды.

7. Формировать и ежегодно проводить премию «Лучший стартап года» между вузами, отраслевыми и профильными ведомствами, частным сектором по определенным направлениям развития технологий, с награждением ценными призами.

8. Для популяризации инновационного предпринимательства, повышения интереса и предпринимательской культуры среди молодежи, инновационную восприимчивость населения создание в эфире НТРК Узбекистана и частных теле и радио каналах специальных еженедельных теле и радио программ о новейших научных знаниях, разработках и современных технологиях (наподобие «Чудо техники» на канале НТВ РФ), технологического реалити-шоу, видео и аудио уроки, раскрывающей инновационные стартапы на примере истории успехов;

9. Возложить на Центры инновационных идей, разработок и технологий на условиях государственно-частного партнерства дополнительные функции:

- определение потребности предприятий региона в инновационных разработках, заключение хозяйственных договоров на проведение исследований и лабораторных испытаний, организация разработки опытного образца с апробацией на производственных

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

участках заказчика, получение готового промышленного образца наукоемкой продукции (технологии) готовой к внедрению в серийное производство;

- отбор существующих прикладных инновационных научно-исследовательских разработок, проведение экспертизы этих разработок на предмет возможности внедрения в производственные процессы, оценка экономической эффективности и определение потенциального рынка сбыта, поиск потенциального заказчика для дальнейшей доработки и доведения разработки до внедрения в производство путем заключения договора о реализации;

- практическое содействие в организации на базе ВУЗ/НИИ малых инновационных предприятий с привлечением субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства с одной стороны и научно-преподавательского состава с другой.

Источники:

(1). Указ Президента Республики Узбекистан №УП-438 от 8.07.1992 г. «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности». https://lex.uz/docs/167589

(2). Указ Президента Республики Узбекистан №ПП-3365 от 1.11.2017 г. «О мерах по дальнейшему укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности». https://lex.uz/ru/docs/3398526

(3). Постановление Кабинета Министров №ПКМ-337 от 21.07.1992 г. «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности». https://lex.uz/docs/479164

(4). Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5264 от 29.11.2017 г. «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан». https://lex.uz/docs/3431993

(5). Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-3416 от 30.11.2017 г. «Об организации деятельности Министерства инновационного развития Республики Узбекистан». https://lex.uz/docs/3431438

(6). Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №ПКМ-133 от 9.03.2020 г. «О мерах по дальнейшему улучшению нормативно-правовой основы развития исследовательской и инновационной деятельности». https://lex.uz/ru/docs/4761861

(7). Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №ПКМ-313 от 22.05.2020 г. «О меры по созданию молодежных технопарков на территориях республики». https://lex.uz/docs/4826985

(8). Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №ПКМ-366 от 08.06.2020 г. «О мерах по улучшению системы финансовой организаций Академия Наук Республики Узбекистан». https://lex.uz/docs/4850497

(9). Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №ПКМ-589 от 15.07.2019 г. «О мерах по организации деятельности технологического парка программных продуктов и информационных технологий». https://lex.uz/docs/4422256

(10). Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису. 2020 год 29 декабря. https://clck.ru/ZBwKP

Список литературы:

1. Бойетт Д. Г., Бойетт Д. Т. Путеводитель по царству мудрости. М.: Олимп-Бизнес.

2004.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

2. Spector B. The Harvard Business Review goes to war // Management & Organizational History. 2006. V. 1. №3. P. 273-295. https://doi.org/10.1177/1744935906066692

3. Земцов С. П., Бабурин В. Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. 2019. №2. С. 4-14.

4. Денисов И. В. и др. Цифровые предпринимательские экосистемы: бизнесплатформы как средство повышения эффективности // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. №1. С. 45-56. https://doi.org/10.18334/vinec.10.1.100662

5. Хамдамова Г. А. Пути совершенствования деятельности инновационного предпринимательства в Республике Узбекистан // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №3. С. 218-227. https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/23

6. Nazarova F., Sangirova U., Abdurazakova N., Beknazarov Z. Development of human capital management at the transition to the digital economy of the republic of Uzbekistan // Solid State Technology. 2020. V. 63. №4. P. 283-296.

7. Horbach L., Hilorme T., Nazarova F., Andriichenko N. Corporate Restructuring in the Coordinate of the Life Cycle Model // 35th IBIMA Conference: Sustainable Economic Development in Era Digitization, Seville, Spain. 2020.

8. Durmanov A., Umarov S., Rakhimova K., Khodjimukhamedova S., Akhmedov A., Mirzayev S. Development of the Organizational and Economic Mechanisms of Greenhouse Industry in the Republic of Uzbekistan // Journal of Environmental Management & Tourism. 2021. V. 12. №2. P. 331-340. https://doi.org/14505/jemt.v12.2(50).03

9. Tkachenko S., Berezovska L., Protas O., Parashchenko L., Durmanov A. Social partnership of services sector professionals in the entrepreneurship education // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. V. 22. №4. P. 1-6.

References:

1. Boiett, D. G., & Boiett, D. T. (2004). Putevoditel' po tsarstvu mudrosti. Moscow. (in Russian).

2. Spector, B. (2006). The Harvard Business Review goes to war. Management & Organizational History, 7(3), 273-295. https://doi.org/10.1177/1744935906066692

3. Zemtsov, S. P., & Baburin, V. L. (2019). Predprinimatel'skie ekosistemy v regionakh Rossii. Regional'nye issledovaniya, (2), 4-14. (in Russian).

4. Denisov, I. V., Polozhishnikova, M. A., Kuttybaeva, N. B., & Petrenko, E. S. (2020). Tsifrovye predprinimatel'skie ekosistemy: biznesplatformy kak sredstvo povysheniya effektivnosti. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki, 70(1), 45-56. (in Russian). https://doi.org/10.18334/vinec.10.L100662

5. Khamdamova, G. (2021). Ways to Improve the Activities of Innovative Entrepreneurship in the Republic of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 7(3), 218-227. (in Russian). https://doi .org/10.33619/2414-2948/64/23

6. Nazarova, F., Sangirova, U., Abdurazakova, N., & Beknazarov, Z. (2020). Development of human capital management at the transition to the digital economy of the republic of Uzbekistan. Solid State Technology, 63(4), 283-296.

7. Horbach, L., Hilorme, T., Nazarova, F., & Andriichenko, N. (2020). Corporate Restructuring in the Coordinate of the Life Cycle Model. In 35th IBIMA Conference: Sustainable Economic Development in Era Digitization, Seville, Spain. 2020.

8. Durmanov, A., Umarov, S., Rakhimova, K., Khodjimukhamedova, S., Akhmedov, A., & Mirzayev, S. (2021). Development of the Organizational and Economic Mechanisms of Greenhouse

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №12. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

Industry in the Republic of Uzbekistan. Journal of Environmental Management & Tourism, 12(2), 331-340. https://doi.org/14505/jemt.v12.2(50).03

9. Tkachenko, S., Berezovska, L., Protas, O., Parashchenko, L., & Durmanov, A. (2019). Social partnership of services sector professionals in the entrepreneurship education. Journal of Entrepreneurship Education, 22(4), 1-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа поступила в редакцию 04.11.2021 г.

Принята к публикации 10.11.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Назарова Ф. Х., Хамдамова Г. А., Костюченко А. В., Назарова У А. Развитие инновационной экономической системы для поддержки предпринимательства // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №12. С. 202-214. https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/28

Cite as (APA):

Nazarova, F., Khamdamova, G., Kostyuchenko, A., & Nazarova, U. (2021). Developing an Innovative Economic System for Support for Entrepreneurship. Bulletin of Science and Practice, 7(12), 202-214. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.