Д. Ш. Султанова, Ю. Н. Зиятдинова
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ ИНСТИТУТА ПОЛИМЕРОВ
НА ОСНОВЕ ОПЫТА АМЕРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Ключевые слова: инновационная деятельность, коммерциализация инноваций, опыт американских университетов, развитие
инфраструктуры.
Рассмотрен опыт исследовательских университетов США по коммерциализации научных исследований. Показана необходимость развития инновационной деятельности магистрантов, аспирантов и преподавателей. Предложены направления развития инфраструктуры коммерциализации инноваций в Институте полимеров КНИТУ.
Keywords: innovative activities, commercialization of innovations, experience of the U.S. universities, infrastructure
development.
The paper describes the experience of the U.S. universities in scientific research results commercialization. The need for development of innovative activities of students and faculty is shown. The directions for the development of innovations commercialization infrastructure in the Institute of Polymers of Kazan National Research Technological University are proposed.
Формирование предпринимательского климата в научно-исследовательском университете является инновационным направлением для
российской образовательной системы. Это обуславливает необходимость детального изучения и понимания механизмов функционирования
инфраструктуры развития и поддержки предпринимательства передовых зарубежных вузов, в первую очередь, американских университетов [1]. Глубина исследования и критического анализа
данного опыта во многом определит эффективность построения собственной системы развития
предпринимательства как в Институте полимеров, так и во всем технологическом университете.
Высокая эффективность инфраструктуры коммерциализации инноваций Университета Пердью (США) обусловлена комплексным охватом данной проблемы. При университете создано два разнопрофильных технопарка Research Park (парк исследований) и Discovery Park (парк открытий). Discovery парк ориентирован на создание оптимальной инфраструктуры для проведения крупных междисциплинарных научных
исследований преподавателями с любых факультетов университета. Discovery park привлекает в год более 100 млн. долларов научных грантов. Большой объем финансирования определяется таким конкурентным преимуществом данного исследовательского парка как наличие самого современного оборудования для проведения научных исследований в области нанотехнологий и биохимических технологий. Соответственно, имея наилучшие условия для проведения исследований, штатные менеджеры парка открытий по управлению проектами собирают большие междисциплинарные группы ведущих ученых, как со своего университета, так и со сторонних вузов с целью формирования совместной заявки на грант и дальнейшей реализации программы исследований. Наличие парка
современного исследовательского оборудования предопределяет высокую результативность грантовых заявок, выигрывается порядка 65% поданных заявок. Discovery Park является рентабельным подразделением университета Пердью. Со стороны университета ежегодно выделяется 7 млн.долларов на покупку оборудования и финансирование ряда исследований, при этом 30 млн. долларов возвращается университету в форме отчислений от привлеченных грантов. Сопоставимый парк исследовательского
оборудования Центра кластерного развития РТ, при условии привлечения квалифицированного в области полимерной химии проектного менеджера, также может реализовать модель грантовой деятельности Университета Пердью. Вероятность побед гранатовых заявок Института полимеров будет увеличиваться по мере освоения проведения междисциплинарных исследований,
ориентированных на решение актуальных проблем в области ресурсосбережения (полимерные теплоизоляционные материалы) и медицинских технологий (нанотехнологий), выделенных в качестве приоритетных российским научным сообществом. Импульс развитию
междисциплинарных исследований даст также межвузовское и международное сотрудничество, способствующее комплексному решению выявленных научных проблем.
Второй технопарк Университета Пердью, Research Park, является площадкой для открытия старт-апов студентами, аспирантами и преподавателями, заинтересованными в
коммерциализации инновационных идей. Обучение предпринимательству желающих открыть собственное дело является распространенной практикой во многих университетах США. В университете Пердью реализуется несколько образовательных программ, ориентированных как на
студентов, так и на аспирантов и молодых преподавателей.
Одной из наиболее результативных признана программа развития предпринимательства, ориентированная на студентов и аспирантов неэкономических инженерных специальностей. Согласно проведенным социологическим исследованиям, 10% обучившихся впоследствии
создают свой старт-ап, 24% включаются в
предпринимательство в том или ином качестве. Программа стартовала в 2005 году, и является на данный момент одной из самых популярных, за 5 лет по ней обучилось более 20000 студентов университета. Программа включает 3 блока (5 курсов):
1) Два теоретических курса:
а) Введение в предпринимательство и инновационную деятельность;
б) Маркетинг и менеджмент на вновь
созданных предприятиях.
2) Две дисциплины, отражающие
отраслевую специфику предпринимательства.
(например, «Интеллектуальная собственность в
инженерном деле» или «Предпринимательство и бизнес-стратегия в инженерном деле»).
3) Разработка бизнес-плана.
По окончании данной программы
слушателям выдается сертификат. Кроме того, конкурентоспособные бизнес-планы выставляются на ежегодный конкурс бизнес-планов. Лучшие бизнес-планы получают финансовую поддержку для открытия малого предприятия.
Основная часть средств для финансирования ежегодного конкурса бизнес-планов формируется с процентов, получаемых от целевого фонда
благотворительных пожертвований спонсоров, так называемого фонда «эндаумент». Конкурс бизнес-планов проводится в двух дивизионах:
1) среди студентов (порядка 30-40 участников);
2) среди аспирантов и преподавателей (порядка 25-35 участников).
Конкурс был впервые проведен в 1987 году. Постепенно от коммерческих проектов фокус сместился в сторону инновационного предпринимательства. Этому способствовали рост уровня научных исследований ученых университета (в университете 6 Нобелевских лауреатов) и смещение акцентов экономического развития.
В функции центра предпринимательства входит также поиск инвесторов для финансирования конкурентоспособных бизнес-планов. С этой целью регулярно организуются встречи с потенциальными инвесторами. Потенциальные инвесторы являются судьями конкурса бизнес-планов. Нередко в роли потенциальных инвесторов выступают успешные бизнесмены - выпускники университета Пердью. Для их привлечения регулярно организуются встречи, деловые обеды и другие мероприятия, позволяющие укрепить связи и поддерживать их на взаимовыгодной основе. Авторы лучших бизнес-планов не только получают доступ к финансовым
ресурсам для развития бизнеса, но и место в технопарке Research Park.
Центр активно вовлекает в консалтинговую работу студентов программы MBA. Студенты привлекаются для работы в качестве экономистов, маркетологов в старт-апах, организованных на базе Research Park. Они работают либо за символическую плату, либо бесплатно, поскольку заинтересованы в получении практического опыта, что является важным при трудоустройстве по окончании вуза. Также студенты MBA работают в фонде венчурного финансирования. Им даются реальные фонды, порядка 100 000$, которые должны быть инвестированы в старт-апы Research Park. В течение семестра они изучают предложенные для инвестирования проекты, консультируют их руководителей и затем выбирают перспективные старт-апы. Фактически, студенты выполняют всю аналитическую работу по изучению рынка, финансовой прочности проектов и т.д., решение же о возможности инвестирования принимаются совместно с руководителями центра предпринимательства.
Центр дважды в год организует курсы обучения для аспирантов и студентов МВА по программе «Коммерциализация инноваций: от
лаборатории до рынка», на которых также рассматриваются принципы инновационного предпринимательства.
Многие университеты США используют студентов (на платной основе или в виде неоплачиваемой стажировки) для оказания финансовых, консультационных или маркетинговых услуг старт-апам. Это могут быть бакалавры или студенты бизнес-школ университета. Студентов, как правило, бывают задействованы в маркетинговых исследованиях в помощь профессорско-преподавательскому составу при описании сути изобретения, подготовки электронных брошюр для публикации на веб-сайтах и т.д. Они также привлекаются к работе в проектах, связанных с социологическими исследованиями и т.д.
В настоящее время многие студенты, получающие степень магистра или доктора, заинтересованы в непосредственном участии в междисциплинарных исследованиях,
ориентированных на коммерциализацию результатов исследований. Например, в Мичигане программа стажировки TechStart предоставляет возможности стажировки студентам, получающим степень магистра и выше в бизнес-школах, на инженерных, медицинских, юридических факультетах и факультетах информатики. В этой программе порядка десятка студентов работают в небольших междисциплинарных командах над проектами передачи технологий, получая информацию от специалистов по передаче технологий, изобретателей из числа профессорско-
преподавательского состава и наставников из коммерческого сектора. Программа TechStart имеет собственный офис и финансирование из офиса передачи технологий, Института
предпринимательских исследований Целл-Люри бизнес-школы и Мичиганской корпорации экономического развития.
В Университете Техаса А&М проводятся ежегодные конкурсы по передаче технологий, в которых участвуют группы из 4-5 студентов, получающих степень МВА. Этот конкурс проводится каждый год на протяжении одной недели, в течение которой все первокурсники Бизнес-школы Майз, учащиеся по программе МВА, соревнуются в реализации оценок коммерциализируемости заявок на патент, полученных от офиса по лицензированию технологий. Команды студентов проходят ряд коротких занятий и вытягивают по жребию предварительно отобранные описания сущности изобретения университетов А&М Техаса. Их задание - за 8 дней разработать оценку коммерциализационного потенциала технологии и подготовить формальную презентацию своих оценок. В день, когда проводится конкурс, на кампус приезжают 100-150 судей, состоящих в основном из представителей предпринимательских и
корпоративных кругов. Команда-победитель
получает приз в сумме $3000. Наиболее конкурентоспособные изобретения находят в свою очередь инвесторов [2].
Представленные инновационные методы вовлечения студентов с целью развития предпринимательских навыков могут иметь своим результатом продукт, пригодный для использования в офисе передачи технологий. Положительный опыт американских университетов убедительно
демонстрирует необходимость разработки схожих программ развития предпринимательских навыков у студентов и аспирантов Института полимеров. Актуальность скорейшего освоения данных программ обусловлена необходимостью
экономической отдачи от вложенных финансовых ресурсов в приобретенное оборудование исследовательской лаборатории и экспериметально-производственного центра технопарка.
Одной из функций эффективно работающего научно-исследовательского подразделения, по мнению американских аналитиков, является удержание инновационно-активного персонала из числа преподавателей в вузе, посредством создания для них условий для коммерциализации результатов научных разработок. Однако дискуссии на эту тему в университете Пердью, Лихай и Мериленд позволили выявить схожие тенденции невысокой предпринимательской активности ученых. С целью вовлечения профессорско-преподавательского
персонала в процессы коммерциализации инноваций университеты реализуют целую систему мероприятий, направленную, в первую очередь, на молодых или вновь поступающих на работу в вуз преподавателей.
В качестве одного из эффективных инструментов университета Пердью рассмотрим опыт проведения выездных сессий. Центр развития предпринимательства при проведении выездных
сессий предпочитает работать, как было указано ранее, с вновь набранным штатом преподавателей и молодыми учеными. Дважды в год проходят выездные 2-3 дневные семинары по предпринимательству. На них рассматриваются не только теоретические аспекты развития собственного бизнеса, но и проводятся семинары с участием успешных предпринимателей, а также приглашаются лектора, имеющие отрицательный опыт создания и ведения бизнеса. Для аспирантов и преподавателей университета также организуется отдельный конкурс бизнес-планов, по результатам которого определяются конкурентоспособные стартапы, которые могут получить посевное
финансирование.
Вовлечению преподавателей в работу с промышленными предприятиями и выполнение хозяйственных договоров по заказу
промышленности способствует деятельность департамента по работе с промышленностью университета Пердью. Сложности работы с промышленными предприятиями связаны с активизацией их собственной инновационной деятельности [3]. Это обусловлено тем, что
корпоративные клиенты требуют высокой скорости предоставления услуг, при этом принципиальным является получение лучших в отрасли специалистов-консультантов и, соответственно, научнотехнологических решений. Поэтому для удовлетворения их нужд необходимо быть гибкими, проактивными, прогнозировать проблемы промышленных предприятий и предлагать готовые решения на возникшие у промышленных предприятий вопросы [4].
Университет Пердью успешно справляется с поставленными задачами, 18% совокупных затрат на исследования оплачены промышленными предприятиями. Главным в построении взаимодействия университета с промышленными предприятиями, по мнению профессора Шнейдера [5], является завоевание доверия со стороны корпоративных клиентов. С этой целью с промышленными клиентами системно работают, начиная от приглашения на разовые мероприятия и развития сотрудничества до уровня стратегического партнерства, включающего проведение совместных научных исследований, формирование
специализированных Учебных программ, вовлечения студентов в решение практических проблем предприятия и т.д. В качестве инструментов привлечения промышленных клиентов к работе с профессорско-преподавательским составом
университета используются:
1) Публикации дважды в год бюллетеней с результатами исследований ученых вуза и их рассылка по 2000 промышленным предприятиям США.
2) Все типы договоров о сотрудничестве находятся в открытом доступе для промышленных компаний на сайте вуза.
3) Основная функция отдела - создавать сети для обеспечения максимального контакта
перспективных ученых с представителями промышленности. С этой целью организуются совместные встречи, выезды на рыбалку, конференции, круглые столы на которые приглашаются лица, уполномоченные принимать решения о перспективах сотрудничества предприятия с вузом.
4) Формирование в университете идеологии коммерциализации результатов научных
исследований.
Проведенный обзор позволяет определить направления развития инфраструктуры
коммерциализации инноваций в Институте полимеров КНИТУ:
1) Организация курсов по
предпринимательству для студентов инженерных специальностей;
2) Открытие магистерской программы по
направлению 2206 «Управление инновациями» в Институте полимеров с организацией междисциплинарных исследований,
ориентированных на создание коммерческих проектов в Центре кластерного развития РТ;
3) Включение дисциплины «Управление
проектами: проектный анализ, инвестиции,
технологии реализации» в учебные планы аспирантов, соискателей степени кандидатов химических и технических наук;
4) Организация ежегодного конкурса бизнес-планов с участием Агентства инвестиционного развития РТ с целью обеспечения финансовой поддержки лучших проектов;
5) Внедрение проектного менеджмента, привлечение специалистов по фандрайзингу для организации грантовой деятельности и проведения междисциплинарных исследований с ведущими научными школами на базе исследовательского оборудования Центра кластерного развития РТ;
6) Вовлечение промышленных предприятий республики к взаимодействию с учеными Института полимеров за счет организации презентаций возможностей Центра кластерного развития РТ успешным выпускникам полимерного факультета и заинтересованным субъектам нефтехимического кластера РТ;
7) Активная поддержка на начальном этапе создаваемых старт-апов за счет проведения системного консультирования по вопросам стратегического менеджмента, маркетинга,
финансового менеджмента, бухгалтерского учета и права;
8) Проведение совместной стажировки ученых Института полимеров и университета Лихая по программе коммерциализации результатов совместных исследований.
Реализация данных мероприятий будет способствовать реальному развитию
инфраструктуры коммерциализации инноваций в Институте полимеров. Успешный опыт позволит тиражировать наиболее эффективные механизмы и на других факультетах, ориентированных на выпуск инженеров. Опыт, полученный в ходе реализации проектов, ориентированных на ускорение процессов коммерциализации инноваций и развития инновационного предпринимательства в КНИТУ, позволяет надеяться на формирование в дальнейшем качественных, апробированных программ, полезных для всех вузов России, реализующих концепцию инженерно-экономического образования.
Литература
1. Зиятдинова, Ю.Н. Зарубежный опыт
коммерциализации научных исследований в области нанотехнологий (на примере государственного университета штата Нью-Йорк, г. Олбани, США) / Э.Э. Валеева, Ю.Н. Зиятдинова // Вестник Казанского технологического университета. -2010. -Т.13, №9. - С.739-742.
2. Рейзор, Р. Управление крупными и небольшими офисами по передаче технологий / Роберт Рейзор, Пейдж Хеллер // Сб.научн.трудов «Практическое пособие по передаче технологий». - 3-е изд. - 2011. -226 с.
3. Султанова, Д.Ш. Активизация инновационной деятельности нефтеперерабатывающих предприятий на основе развития конкурентной среды / Д.Ш. Султанова // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - Т.13, №6. - С.167-170.
4. Султанова, Д.Ш. Вопросы интенсификации инновационных процессов на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности / Д.Ш. Султанова // Вестник Казанского технологического университета. - 2006. - Т.9, №3. - С.226-231.
5. Jeffery A. Gunsher Industry/Purdue Research (URL: http://www.purdue.edu/research/vpr/rschdev/docs/works hop/indusresearch.pdf (дата обращения 4.04.2012))
© Д. Ш. Султанова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики и управления НХТИ КНИТУ, [email protected]; Ю. Н. Зиятдинова - канд. пед. наук, доц., зав. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected]