к предпринимательской деятельности как образовательный процесс не может рассматриваться лишь с точки зрения использования традиционных педагогических технологий. Только создание деятельностно ориентированной системы формирования предпринимательской компетентности позволяет предположить, что теоретические знания,
подкрепленные полученным первоначальным опытом предпринимательства, приведут к ожидаемому результату: участники программы не только поверят в собственные силы, но и начнут рассматривать организацию собственного дела в качестве одной из возможных, успешных, карьерных траекторий.
Список литературы
1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // Педагогика. № 4. 2005. С. 19-27.
2. Купаевцев А. В. Деятельностная альтернатива в образовании / / Педагогика. 2005. № 10. С. 27-33.
3. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования (в соавторстве). М., 1999. С. 172.
УДК008+002.6 ББК Ч 111.15+4231
C. Н. Лапина
Развитие информационной культуры студентов педагогического колледжа в условиях информационного общества
В статье рассматриваются проблемы развития информационной культуры личности в постиндустриальном обществе. Приводятся различные определения понятий информационное общество и информационная культура и на их основе предлагается определение понятия информационной культуры личности студента, устанавливаются ее критериальные показатели и уровни овладения. На основе предложенных показателей разрабатывается четыре взаимосвязанных направления по развитию информационной культуры личности будущего педагога.
Ключевые слова: информация; информационное общество; культура; информационная культура; информационная культура личности.
С. N. Lapina
The development of the informational culture of students pedagogical colledge
in informational society
The problems of person informational culture development in the informational society are examined in the article. Various definitions of the terms such as informational society and informational culture are given here. On their basis the definition of ере term "student informational culture" is proposed, its principal indicators and acquire levels are established. On these indicators basis the four interconnected directions to activity of the development of future teacher informational culture are worked out.
Key words: Information; informational society; culture; informational culture; person informational culture.
На протяжении многовекового развития человечества процессы передачи информации, информационные взаимодействия между отдельными индивидами, группами и обществом претерпели значительные изменения. Впервые в истории человечества информация превращается в важнейший ресурс развития современной цивилизации. Осознание информации как товара, как средства управления личностью и обществом, как инструмент власти, как оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационной техники и технологии
- все эти факторы обусловили широкое распространение термина «информационное общество».
Впервые понятие информационное общество было введено О. Тоффлером, который не дал прямого определения введенного понятия, а вводит его описательно, через перечисление элементов, которые являются радикально новыми для сегодняшней жизни и коренным образом изменят жизнь нынешнего или ближайшего поколения. «Многое в этой возникающей цивилизации противоречит традиционной индустриальной цивилизации. Это в одно и то же время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация... Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежный средств и власти» [5, с. 85].
Одна из теорий возникновения информационного общества была предложена Р. Ф. Абдеевым. Он представляет эволюцию информационной структуры человеческой цивилизации в виде сужающейся спирали с переменным шагом, построенной в трехмерном пространстве энтропии в координатах информации и с введением параметров времени
и прогресса. В процессе становления структура проходит ряд скачкообразных переходов, пока не найдет свою устойчивую архитектуру. Одновременно создаются предпосылки для перехода возросшего количества структурной информации в новое качество. Таким образом, применительно к социальной истории, естественным результатом этого процесса должно было стать такое общество, информационная структура которого приобрела бы возможность накопления на верхнем уровне практически неограниченного объема информации в условиях все более нарастающих ее потоков. Именно такую общественную систему Абдеев называет «информационным обществом» [1].
К проблеме развития глобального информационного общества обращались многие ученые, такие как И. Н. Курносов, И. С. Мелюхин, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, Г. Л. Смолян, Г. С. Хижа, А. И. Урсул, А. А. Чернов и др.
Современный период развития цивилизации многими исследователями вполне обоснованно квалифицируется как начальный этап становления глобального информационного общества. Средства информатики, новые информационные и компьютерные технологии все более широко проникают сегодня практически во все сферы жизнедеятельности сотен миллионов людей, изменяют условия их труда и быта. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.
Понятие «информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и
культура. Исходя из этого, ряд исследователей предлагают выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке этого понятия. В рамках культурологического подхода И. Г. Хангельдиева информационную культуру рассматривают как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющую процесса формирования культуры человечества в ее гуманитарных, духовных проявлениях [6, с. 2].
В рамках информационного подхода большинство исследователей С. А. Бешенков, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, Н. В. Макарова, Е. А. Ракитина и др. подразумевают под информационной культурой совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей [4, с. 47].
В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиции интеграции ее информационной и культурологической компонент (А. В. Рогова). Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанной с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей.
Под «информационной культурой личности» мы определяем, - пишут Ю. Брановский и А. Беляев, - способность и потребность специалиста использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска знания, его интерпретации распространения» [3].
Информационная культура выступает одновременно и необходимым фактором в освоении человеком культурной реальности, овладении всем тем богатством, которое выработало человечество, и самой реальностью, ценностью, появившейся в результате культурно-созидательной деятельности, и атрибутов непосредственного культурного бытия, личностных проявлений (поведения, различных форм общения и т. п.)
Т. Н. Романченко выделяет следующие компоненты информационной культуры личности:
- мировоззренческий; включает формирование аксиосферы в культуре личности на основе включения информации в ряд категорийных понятий мироздания и трансформации на основе создания, сферы деятельности, регулятивных норм взаимодействия в обществе;
- информационно-технологический; определяет компьютерную и информационную грамотность, отвечающие современному уровню развития техники, информационных и телекоммуникационных технологий, структуре и качеству информационных ресурсов;
- коммуникативный; характеризует культуру общения субъекта в ионосфере с другими субъектами, с электронно-вычислительными машинами и электронно-интеллектуальными системами;
- интеллектуально-творческий; определяет культуру деятельности субъекта в ионосфере, активный интеллектуально-созидательный характер этой деятельности.
В качестве критериальных показателей компонентов информационной культуры личности Т. Н. Романченко выделяет по:
1) мировоззренческому компоненту: миропонимание (понимание современной научной картины мира, знания об инфраструктуре общества, правовых,
этических, нравственных нормах взаимодействия в ионосфере) и рефлексия;
2) информационно-технологическому: компьютерную и информационную грамотность;
3) интеллектуально-творческому: полнота и глубина предметных знаний; умственные действия при осуществлении анализа, синтеза, обобщения, конкретизации; умения осуществлять самостоятельные интеллектуальные решения в типовых и нетиповых ситуациях; умения по переработке информации, ее преобразованию и генерации новой;
4) коммуникативному: владение
опосредованной коммуникацией, диалогом «человек-компьютер», потребность в общении и соблюдении норм общения.
Для определения степени сформи-рованности информационного тезауруса студентам была предложена анкета с заданием объяснить следующие информационные понятия: инфор-
матизация, компьютеризация, информационная культура, база данных и библиографический указатель. Анализ проведенного анкетирования показал, что у подавляющего большинства студентов нет четкого представления относительно данных понятий. Большие трудности вызвал вопрос о знаниях и умениях, определяющих информационную культуру.
Анализ результатов анкетирования по определению уровня овладения информационными технологиями и наблюдение за студентами на практических занятиях показал, что студенты недостаточно хорошо владеют информационными технологиями и для написания реферата им проще использовать печатные источники и написать от руки - 60 %, лишь 40 % студентов для написания реферата используют электронные источники и ресурсы Интернет.
Проведение исследования мотивов информационной деятельности показало, что наиболее значимыми мотивами для осуществления информационной деятельности студенты считают успешную сдачу экзаменов и зачетов, авторитет среди друзей, преподавателей и родителей, необходимость заполнить свободное время и желание развлечься и получить удовольствие. Менее значимыми мотивами оказались стремление расширить свой кругозор, получить новые знания и стать хорошим специалистом.
Для определения ценностно-смысловой сферы личности студентов использовалась диагностика ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова, определяющая индивидуальную значимость по одиннадцати различным ценностям (приятное время препровождение, отдыха; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье). Результатом является то, что 60 % студентов выбирают наиболее значимые для себя ценности: материальное благосостояние, приятное время препровождение, высокий социальный статус и управление людьми и 40 % здоровье, признание и уважение людей, помощь и милосердие к другим.
Для определения уровня сформи-рованности эмоциональной активности студентов использовалось анкетирования, беседы и педагогическое наблюдение за эмоциональным состоянием студентов в процессе информационной деятельности. Анализ проведенного анкетирования показал, что на вопрос:
«Любите ли Вы читать?» - 38,2 % студентов ответила «да», 20 % - не смогли ответить на этот вопрос, 42,2 процента ответили «нет». Самыми предпочитаемыми видами литературы для большинства студентов являются художественная литература (54,8 %), научно-популярная (34,2 %) и энциклопедическая (11 %). Научная, учебная и справочная литература, как показал анализ анкетирования не вызывает интереса у студентов. Из дополнительных источников информации самыми популярными оказались - общение, телевидение, радио и компьютерные источники. При этом студентов больше интересуют передачи развлекательного характера и сериалы. На вопрос: «Какие мотивы эмоционального характера побуждают Вас использовать информационные источники?» большинство студентов (66,3 %) ответили, чтобы получить эмоциональную разрядку, улучшить настроение, заполнить свободное время, другие (31,7 %), чтобы удовлетворить свои познавательные потребности, испытать радость от познания нового, для профессионального и нравственного самосовершенствования.
Для выявления уровня сформиро-ванности мировоззренческой активности использовался метод самооценки, подсчёты производились по трехбалльной системе, где «0» соответствует отсутствию определенного показателя, «1» - слабому проявлению этого показателя, «2» - среднему проявлению и «3» - яркому проявлению качества.
На основании проведенного исследования студенты, первого года обучения, были распределены на уровневые группы 82 % первоначальный, 15 % репродуктивный, 10 % эвристический.
Исследование по определению уровня информационной культуры было проведено и со студентами выпускных групп и были получены следующие
данные 20 % имеют первоначальный уровень, 45 % репродуктивный, 35 % эвристический. Данные результаты показали, что развитие информационной культуры студентов в колледже осуществляется не на достаточном уровне, несмотря на высокую потребность общества в современных учителях, обладающих высоким уровнем информационной культуры.
Для развития информационной культуры будущего педагога в процессе обучения, мы выделяем 4 взаимосвязанных направления деятельности: освоение инструментальных возможностей ИКТ; освоение педагогических возможностей ИКТ; опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс; внедрение ИКТ в образовательную практику.
Первое направление - «Освоение инструментальных возможностей» - направлен на рефлексивное осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека и формирование умений будущих педагогов применять ИКТ как инструмент деятельности. Содержание обучения включает в себя освоение навыков работы с пакетом офисных программ (составление текстовых документов, применение электронных таблиц для вычислений, подготовка презентаций и публикаций), навыков поиска информации в сети Интернет, различных умений обработки информации с помощью ИКТ. Формой обучения в данном случае является углубленный курс изучения информатики. В процессе рефлексии, проводимой на занятиях, студенты обсуждают роль ИКТ в жизни современного человека, осваивают и обобщают вариативные приемы выполнения конкретных действий с применением ИКТ, продолжают работать в диалоговом режиме в различных программных средах.
Второе направление - «Освоение педагогических возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения дисциплин: «Информатика и ВТ» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» - направлен на формирование представлений у будущих педагогов о ресурсных возможностях ИКТ для решения педагогических задач. Содержание блока включает в себя осмысление образовательного потенциала ИКТ, знакомство с их обучающими функциями и ресурсными возможностями для организации познавательной деятельности обучающихся. На основе рефлексивного анализа определяется возможность применения ИКТ в организации образовательного процесса и проектируется процесс их применения в педагогической практике.
Третье направление - «Опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс» направлен на осознание будущими педагогами готовности к широкому внедрению ИКТ в образовательном процессе. В рамках этого направления студенты проектируют учебные занятия с применением компьютерных обучающих программ, компьютерного тестирования, разрабатывают собственные компьютер-
ные презентации к урокам. Реализация разработанных проектов осуществляется в учебном классе в ходе прохождения практики пробных уроков.
Четвертое направление - «Внедрение ИКТ в образовательную практику»
- направлен на широкое использование будущими педагогами ИКТ в своей педагогической деятельности, в ходе прохождения преддипломной практики. В содержание блока включаются осмысление студентами роли и функций ИКТ при изучении конкретного учебного курса, проектирование учебных тем и занятий с применением ресурсных возможностей ИКТ для решения конкретных педагогических задач, непосредственное применение ИКТ в педагогической деятельности.
В настоящее время в период становления информационного общества в школах возникла проблема недостаточно высокого уровня сформированности информационной культуры учителей. Наша же задача подготовить будущего специалиста, отвечающего всем требованиям формирующегося информационного общества, способного к саморазвитию и применению информационнокоммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М. : Владос, 1994. 336 с.
2. Атаян А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. М, 1998. 384 с.
3. Брановский Ю. С. Введение в педагогическую информатику. Ставрополь, 1995. 290 с.
4. Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 6. С. 47.
5. Тоффлер О. Третья волна // США - экономика, политика, идеология. 1982. № 7. С. 11-97.
6. Хангельдиева И. Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее : междунар. науч. конф. Краснодар, 1993. С. 2-14.