Научная статья на тему 'Развитие информационной компетенции у студентов вуза культуры'

Развитие информационной компетенции у студентов вуза культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алашеева Светлана Анатольевна

В статье рассматривается процесс формирования информационной компетентности студента творческих направлений вуза культуры посредством изучения способов обработки информации различных типов, информационных ресурсов, сетевых сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алашеева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетенции у студентов вуза культуры»

№ 2 (61), 2016 "Трибуна молодого ученого"

— 151

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 37.04:004.7 С.А. АЛАШЕЕВА

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ

Алашеева Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий Самарского государственного института культуры (Самара, ул. Фрунзе, 167), [email protected].

Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования информационной компетентности студента творческих направлений вуза культуры посредством изучения способов обработки информации различных типов, информационных ресурсов, сетевых сервисов.

Ключевые слова: информационные технологии, информационная компетентность, образовательный процесс, сетевые технологии.

UDC 37.04:004.7 S.A. ALASHEEVA

DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL CULTURE

Alasheeva Svetlana Anatolievna, PhD (ped.) associate professor of informatics and information technologies, Samara state institute of culture (Samara, Frunze str., 167), [email protected])

Abstract: The article considers the process of formation of information competence of the student the creative directions of the University culture through the study of the ways of information processing different types of information resources, network services.

Keywords: information technologies, information competence, educational process, networking.

Компьютеризация и увеличивающийся объем информации в современном мире влияют не только на экономические и политические аспекты развития общества, но и на систему образования, трансформируя образовательные технологии всех направлений подготовки. В статье рассматриваются различные стороны информационной культуры студента в образовательном процессе как логические взаимообусловленные и последовательные этапы с краткой их детализацией. Современные исследователи данной проблемы (Вохрышева М.Г., Ген-дина Н.И., Гречихин А.А., Зиновьева Н.Б., Зубов Ю.С., Кирпичева И.К., Колкова Н.И., Минки-на В.А., Моргенштерн И.Г., Петров В.М., Ракитов А.И., Семеновкер Б.А., Сляднева Н.А., Семе-нюк Э.П., Суханова А.П., Урсул А.Д., Фокеев В.А., Шрейдер Ю.А. и др.) большое внимание уделяют описанию многоаспектности, разносторонности и взаимосвязям таких понятий, как «компьютерная и информационная грамотность», «информационная культура личности», а также «информационная компетентность». Знание, умение и владение информационными технологиями входят в общепрофессиональные и профессиональные компетенции современных образовательных стандартов высшего образования.

Необходимость и значимость подготовки человека к свободной ориентации в информационном пространстве отражена в документах Всемирного саммита по информационному обществу (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.) и является предметом активного обсуждения на съездах международных организаций ЮНЕСКО и ИФЛА, где подчеркивается приоритетность информационной грамотности для современного специалиста [1].

"Культурная жизнь Юга России" 152 -

№ 2 (61), 2016

Активное развитие международных связей между организациями социально-культурной сферы предъявляет к выпускникам дополнительные требования по уровню владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Компьютерная техника становится средством оптимизации профессиональной деятельности специалиста.

Основной задачей обучения по информационным технологиям становится не столько получение теоретических основ предмета, сколько развитие умений практического использования компьютерной техники и программного обеспечения в реальных ситуациях, таким образом обучение получает более выраженный практический характер. К числу наиболее значимых аспектов курса информатики относятся: знания теоретических основ информатики и информационных технологий, умения и навыки по поиску, анализу и использованию программных средств и информационных ресурсов разных типов.

Вышесказанное позволяет выделить компоненты информационной компетентности, которые позволяют оценить уровень ее сформированности. Среди них можно выделить: ориентирование на информацию и информационные ресурсы, объективный ценностный подход к отбору информации, умение проводить анализ и обобщать полученные данные, использование полученной информации для решения прикладных задач.

Объективная сторона информационной компетентности специалиста заключается в тех требованиях, которые предъявляет специалисту современное информационное общество. Субъективность отражается в индивидуальных особенностях специалиста, особенностях его профессиональной сферы и мотивационными факторами к саморазвитию в сфере информационных технологий. Необходимо отметить, что к задачам развития информационной компетенции можно отнести не только знания и умения в области ИКТ, но и развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей.

Используя потенциал информационно-коммуникационных технологий для мотивации и вовлечения студентов в процесс обучения, можно связать полученные теоретические знания с практической деятельностью, а также «создать экономическую стабильность будущих работников» [2, с. 179-182].

В рамках учебного процесса по дисциплине «информационные технологии» студенты направления подготовки 51.03.02 «Народное художественное творчество» Самарского государственного института культуры получают знания по использованию современных технических средств, навыки работы с прикладными программными продуктами, владение сетевыми технологиями, а также осваивают методы поиска и отбора информации.

Как показывает практика, большинство студентов владеют базовыми навыками работы с прикладными программами - текстовыми, табличными, графическими редакторами. На данном этапе основной задачей является получение расширенных знаний по подготовке учебной информации и частичной автоматизации некоторых процессов при помощи стандартных сервисов и макросов в рассматриваемых программах, а также освоение на базовом уровне профессиональных программ.

На основе информационной составляющей деятельности специалиста сферы культуры можно выделить основные направления использования компьютерной и периферийной техники, которые были заложены в основу учебного курса «Информационные технологии»:

- подготовка, анализ, хранение и поиск информации. В данном случае внимание обращается на знания и умения по работе как с текстовыми, табличными редакторами, базовым программным обеспечением, так и сетевыми информационными ресурсами и онлайновыми поисковыми сервисами. Особое внимание обращается на развитие навыков проведения информационного поиска в сети;

- самопрезентация в информационном пространстве. Умение не только создавать презентации (традиционные и онлайновые), но и размещать и продвигать их в сети «Интернет» (социальные сети, сайты, порталы, профессиональные сообщества и т. д. ),

- взаимодействие с профессиональными сообществами, благотворительными фондами и грантодателями.

Современный учебный процесс и научно-исследовательская деятельность студента делает необходимым умение грамотно и наглядно демонстрировать результаты проведенных

№ 2 (61) 2016 "Трибуна молодого ученого"

' _ 153

исследований и полученных данных; в связи с этим помимо теоретических основ разработки презентаций и традиционных программ студенты знакомятся с новыми масштабируемыми презентациями Prezi, осваивают способы визуализации информации с применением интеллект-карт и инфографики.

С использованием изученных методов визуализации информации студенты раскрывают сущность основных понятий (например: информационная культура, информационное общество, направления современного искусства и т.д.). Все проекты обсуждаются в учебной группе, предоставляя студентам возможность самостоятельно выявить недостатки созданной презентации или интеллект-карты. Учитывая значительную творческую составляющую этого задания, студенты с интересом относятся к этому проекту и активно подключаются к обсуждению результатов и формулировке выводов, что позволяет активизировать познавательные способности и развивать навыки исследовательской работы для дальнейших исследований.

На следующем этапе студенты переходят к изучению информационно-образовательных ресурсов интернета. В данном случае особое внимание уделяется сайту вуза, его структуре, анализу и изучению его информационного наполнения: основные мероприятия и проекты, образовательные программы. Изучая информационное наполнение сайта, студенты знакомятся с «Законом об образовании РФ» от 21.12.2012 №273-Ф3, в частности со статьей 29, в которой указаны содержание и форма информации об образовательной организации, а также порядок ее размещения и обновления на официальном сайте [3].

На следующем этапе студенты учатся использовать различные методики поиска при работе с поисковыми системами. На практическом занятии студенты сравнивают результаты поискового запроса в нескольких поисковых системах (Google, Яндекс, Mail, Нигмаи др.) по нескольким критериям: релевантность результатов поиска запросу, достоверность и актуальность полученной информации, определение возможности использования полученной информации и т.д. При выполнении данного задания студентам также предлагается проанализировать влияние использования синонимов, омонимов русского языка, применить поисковые операторы для корректировки запроса и уменьшения информационного шума. Предлагается осуществлять поиск различных типов документов по различным признакам. В результате практической работы студенты формулируют основные принципы проведения информационного поиска и анализа результатов.

Обязательным элементом при подготовке научно-исследовательской работы является использование ЭБС, которая дает возможность получить оперативный доступ к огромному количеству источников. При изучении ЭБС студенты проходят регистрацию и осваивают ее функциональные возможности. Предлагается оценить удобство интерфейса пользователя, способы навигации, поисковые возможности при поиске источников по учебной дисциплине или по направлению подготовки. Таким образом, представляется в сравнении возможность использования ресурсов интернета и ЭБС в учебной и научно-исследовательской деятельности.

Особое внимание уделяется сервисам совместной работы, в частности Google Документы, виртуальный диск OneDrive, на базе которых студенты реализуют совместные групповые творческие проекты, обмениваются документами, что позволяет развить способность командной работы и выявить лидеров группы. Рассматривается возможность не только использования виртуальных дисков, но и возможности создания, редактирования и обмена информацией, предоставление прав доступа к документам, возможности комментирования и общения в процессе работы над одним документом.

Например, студентам предлагается провести сравнительный анализ сайтов музеев по определенной тематике и подготовить презентацию проведенного исследования. Повышенный интерес вызывает сервис Google Форма, которая дает возможность разрабатывать разнообразные опросы и анкеты для сбора и анализа информации. В рамках учебного занятия студентам предоставляется возможность разработать и провести собственный небольшой опрос по выбранной тематике с использованием различных типов вопросов. Этот инструмент студенты часто в дальнейшем используют при проведении социологических исследо-

"Культурная жизнь Юга России" 154 -

№ 2 (61), 2016

ваний в рамках учебных дисциплин или при подготовке научных докладов на конференциях.

Перспективным направлением в учебном процессе при подготовке специалистов сферы культуры является использование социальных сервисов web 2.0, которые дают возможность студентам быть не просто пассивными потребителями информации, но и дают возможность совместно осуществлять коллективную деятельность по поиску, созданию, редактированию и использованию различной текстовой и медиа-информации. Неоспоримыми преимуществами их использования в образовательном процессе является доступность, открытость, интерактивность и коллективизм. Социальные сервисы web 2.0 позволяют сформировать естественную образовательную среду, доступную и близкую для студента.

В рамках учебной дисциплины дается представление о сетевых профессиональных сообществах, в том числе и в социальных сетях, их значимости и влиянии на развитие профессии. Анализируются наиболее значимые в зависимости от направления подготовки бакалавров по нескольким критериям: дата основания, количество участников, территориальная принадлежность, тематическая направленность, обсуждаемые вопросы, информационное наполнение, наличие рекламы и ссылок на сторонние ресурсы и другие особенности.

Важный аспект развития информационной компетентности заключается во взаимосвязи и влиянии на мышление студентов. Так как информация нужна не сама по себе, ведь избыток информации может привести к негативным последствиям, информационная компетентность должна быть действующей и способствовать повышению качества будущей профессиональной деятельности. Выбор и объективная оценка полученной информации приводит к повышению уровня как информационной компетентности, так и профессиональных качеств. Он удовлетворяет потребность работников или обучающихся в информации. Благодаря заложенному информационному механизму информация становится стимулом развития профессиональной компетентности.

Сетевые сервисы стимулируют генерацию новых знаний и основываются на объединении и участии людей, они предоставляют возможность студентам средства и возможности для участия в развитии и наполнении сетевого информационного пространства посредством создания веб-сайтов, блоггинга, составления рейтинга и обсуждений различных объектов (книг, кино, товаров и т.д.), размещение в сети мультимедийной информации (аудио-, видео-, фотоматериалы), совместное редактирование энциклопедий (википедиа), обмен/продажа вещей и многое другое. Еще одной характерной спецификой развития сервисов Веб 2.0 является постоянное снижение требований к уровню специальных знаний, необходимых для участия в совместном наполнении сети интернет-контентом.

Учебный процесс, ориентированный на развитие информационной компетентности, не должен сводиться к компьютерной грамотности. Это качество информационной подготовки, отражающее все виды профессиональных коммуникаций, в том числе и на основе видеопрограмм, кинофильмов, интернета и других информационных ресурсов, которые помогают решать профессиональные задачи. Компетентное использование всего многообразия информационных технологий и является способом развития информационной компетентности специалиста сферы культуры.

Владение информационной компетентностью студентов является целью образовательного процесса и имеет фундаментальное значение в личностном и профессиональном развитии будущих специалистов. Процесс формирования информационной компетенции студента реализуется в период учебной и внеучебной деятельности с использованием ИКТ, что способствует повышению качества реализации творческих проектов как индивидуальных, так и групповых. Современные образовательные и информационные технологии, образовательная среда вуза, доступность интернета и дистанционных технологий, а также профессиональный профессорско-преподавательский состав позволяет повысить уровень формирования информационной компетенции и расширить возможности по самообразованию и совершенствованию профессиональных компетенций. Таким образом, информационная компетенция является обязательной и необходимой для современного специалиста в сфере культуры.

№ 2 (61), 2016 "Трибуна молодого ученого"

Литература

1. Концепция формирования информационной культуры личности / URL: http :// nii.kemguki.ru/razrabotki/razrabotki-fikl/99-2010-09-27-02-48-37 .

2. Мысин М.Н. Образование в условиях информационного и коммуникационного прогресса // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (24).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Минобрнауки РФ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 140174/ 16484fcceccbff241e7f0387146 f346240cb050e.

References

1. Kontseptsiya formirovaniya informatsionnoi kul'tury lichnosti [The concept of formation of information culture of a person] / URL: http://nii.kemguki.ru/razrabotki/razrabotki-fikl/99-2010-09-27-02-48-37

2. Mysin M.N. Education in the information and communication development // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2015. No. 3 (24). P. 179-182.

3. Federal law "On education in Russian Federation / Russian Ministry of education. URL:https:/ /www.consultant.EN/document/cons_doc_ LAW_ 140174/ 16484fcceccbff241e7f0387146f346240 cb050e

УДК 7.781

Н.О. ПОДПОРИНОВА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ: ДИАЛЕКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО

Подпоринова Надежда Олеговна, аспирант, старший преподаватель Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]

Аннотация. В статье ставится вопрос об изучении музыкального образа как своеобразного смыслового образования, в котором особую роль играет диалектика эмоционального и рационального. Рассматривается творческая природа музыкального мышления с этой точки зрения.

Ключевые слова: эстрадное вокальное искусство, музыкальный образ, теория музыки, эмоциональное и рациональное.

UDC 7.781

N.O. PODPORINOVA

MUSICAL IMAGE: THE DIALECTICS OF EMOTIONAL AND RATIONAL

Podporinova Nadezhda Olegovna, postgraduate student, senior lecturer at Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 years of Pobedy str., 33), [email protected]

Abstract. The article raises the question of the necessity of the musical image formation studying, which transforms a society to some extent.

Keywords: pop music, music image, music theory, emotional and rational.

Природа музыкального образа - это фундаментальная область научных исследований в пространстве музыкального искусства. Актуальность решения поставленной проблемы, связанной с природой музыкального образа как преображающей модели современного музыкального мира, занимает значительное место в методологии и теории музыкознания. В музыкальном образе собираются и пересекаются важные ключевые для музыкального искусства понятия: объективное и субъективное, индивидуальное и массовое, эмоциональное и рациональное, социальное и личностное, познавательное и ценностное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.