Характеристики ряда научных школ управления получили последовательное развитие в обосновании содержания организационной культуры и организационного поведения персонала. Гостиничные предприятия нуждаются в современной теории управления, ставя успех своей деятельности в зависимость от поведения и личности работников и стиля управления ими.
Литература
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - Тамбов, 2001.
2. Грошев И.В., Юрьев В.М. Менеджмент организационной культуры. -Москва, 2010.
3. Организационное поведение // Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой -Питер, 2004.
4. Управление организацией // Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.°Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1998.
М.Н. Дегтярева
РАЗВИТИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ (НАКОПИТЕЛЬНОЙ) СИСТЕМЫ
INFOCOMM COMPETENCY DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS ON THE BASIS OF CREDIT ACCUMULATION MODULAR SYSTEM
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты развития инфокоммуникационной компетентности учителя иностранного языка на основе кредитно-модульной (накопительной) системы (на примере Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования).
Ключевые слова: система повышения квалификации, кредитно-модульная система, образовательный модуль.
Abstract: the article deals with the aspects of infocomm competency of foreign language teachers on the basis of credit accumulation modular system (on the example of Stavropol Regional Institute of Education Development, Training and Retraining of Educators).
Keywords: system of training, credit-modular system, educational module.
Современный этап в модернизации отечественного образования нацелен на изменения устройства системы повышения квалификации, вписывание ее в рамки новых экономических отношений, придание гибкого характера, наделение способностью оперативно реагировать на вызовы как внутри страны, так и в рамках мировой хозяйственной системы. Введение в систему непрерывного профессионального образования программ, построенных на основе модульного подхода, является одним из механизмов решения задач, предусмотренных приоритетными направлениями Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
© М.Н. Дегтярева, 2012
Модульное обучение в области профессионального образования появилось в 5060-е гг. XX в. Сущность данного подхода состояла в том, что обучающийся с некоторой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе стало осуществляться на принципиально иной основе: с помощью модулей обеспечивалось осознанное самостоятельное достижение обучающимся определённого уровня предварительной подготовленности [3].
Модульно-компетентностный подход в системе высшего профессионального образования представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения. Модуль, включенный в программу, представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций. Иными словами, модуль - это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Соответственно, модульная образовательная программа - это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации [2]. Исходя из этих позиций, целью освоения образовательно-профессиональной программы становится приобретение слушателем определенных компетенций, средством их формирования - модуль как самостоятельная единица образовательно-профессиональной программы, а системой учета трудоемкости обучения - кредиты, начисляемые за освоение каждого модуля [1].
Организация учебного процесса с использованием модульного подхода предполагает:
- предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;
- определение перечня учебных модулей, включаемых в ООП (основная образовательная программа);
- установление возможных образовательных траекторий в рамках одной ООП (с учетом профилизаций, специализаций, магистерских программ, элективных дисциплин и дополнительных образовательных программ);
- разработка системы реализации учебных модулей, которая потребует значительных трудозатрат ППС (профессорско-преподавательского состава) и качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной и издательско-полиграфической базы университета;
- реализацию административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др. [2].
При разработке модульной образовательной программы Е.Н. Ковтун и С.Е. Родионова предлагают придерживаться следующей последовательности действий:
• Определение круга потенциальных потребителей модульной образовательной программы, анализ существующих родственных, близких по назначению образовательных программ и т. п.
• Определение перечня компетенций, необходимых для освоения.
• Определение перечня модулей для модульной образовательной программы.
• Разработка недостающих модулей.
Технология педагогического проектирования образовательных модулей согласно авторам, предполагает три основных этапа:
1. Разработка спецификаций модулей.
2. Разработка оценочных материалов модулей.
3. Разработка учебных материалов модулей [2].
Данный алгоритм послужил механизмом в разработке модулей программы на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка в ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (СКИРО ПК и ПРО) на основе кредитно-модульной (накопительной) системы (КМ(Н)С) в области современных образовательных технологий, в частности инфокоммуникационных технологий.
В СКИРО ПК и ПРО учителя иностранного языка имеют возможность самостоятельного выбора курсового мероприятия повышения квалификации с учетом следующих видов обучения:
- длительное (свыше 100 часов) обучение для углубленного изучения актуальных проблем методики преподавания иностранного языка, современных образовательных технологий, инфокоммуникационных технологий и других проблем по профилю профессиональной деятельности;
- краткосрочное (не менее 72-78 часов) тематическое обучение, которое может проводиться по месту основной работы учителей иностранного языка и заключается в овладении новыми образовательными технологиями (инфокоммуникационными технологиями) и методиками в области обучения иностранному языку;
- тематические и проблемные курсы и семинары (до 72 часов) по психолого-педагогическим и организационно-технологическим проблемам подготовки и проведения единого государственного экзамена по иностранным языкам и др.;
- стажировка, которая осуществляется в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков в преподавании иностранных языков.
А с 2009-2010 учебного года учителя иностранного языка имеют возможность выбора вариативных модулей, наиболее востребованных в профессиональной сфере учителя иностранного языка:
• «Совершенствование профессиональных навыков учителя иностранного языка в области инфокоммуникационных технологий»;
• «Использование ИКТ в преподавании иностранного языка»;
• «Образовательные Интернет-ресурсы в изучении иностранного языка»;
• «Развитие навыков коммуникативной и учебной компетенций учащихся и профессиональной компетенции учителя иностранного языка»;
• «Цифровые образовательные ресурсы как составляющие инновационных технологий в обучении иностранным языкам».
Для реализации данных курсовых мероприятий муниципальные органы управления образованием формируют заказ на повышение квалификации учителей иностранных языков своей территории по кредитно-модульной (накопительной) системе, учитывая квалификацию, мастерство педагогических работников. СКИРО ПК и ПРО обрабатывает заказы от территориальных органов управления образованием и формирует их в единый план-проспект курсовых мероприятий для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений Ставропольского края на предстоящий учебный год с указанием выбранных программ, модулей, территорий, сроков проведения.
Повышение квалификации предусматривает освоение слушателями курсов программ образовательных модулей в объеме не менее 6 кредитных единиц за период 5 лет в зависимости от категории слушателей курсов повышения квалификации, прохождения модульного контроля, а также выполнения и защиты выпускной работы. Одна кредитно-зачетная единица равняется двадцати четырем часам. Образовательная программа модуля соответствует основному содержанию обучения по курсу, объему знаний, который предстоит дать слушателям. В образовательной программе модуля указываются цели и задачи обучения, особенности организации, технология и методика занятий, формы итогового контроля, материальные ресурсы программы и литература.
Таким образом, образовательные программы, построенные на основе КМ(Н) системы носят общепрофессиональный характер и разрабатываются с учетом потребностей педагогического сообщества учителей иностранного языка, критериев и перспективных направлений развития системы образования, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными и иными проектами и программами, утвержденными министерством образования Ставропольского края.
Литература
1. Богословский В.А., Караваева Е.В. О принципах формирования модулей образовательных программ при реализации ГОС ВПО третьего поколения // Управление современными университетами и обеспечение качества высшего образования: Материалы V международной конференции. - М., 2012. - С. 15 - 16.
2. Ковтун Е.Н., Родионова СЕ. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования / http ://edu. vgasu.vrn.ru/SiteDirectory/BankDokPoVnedr/default.aspx
3. Харин А.З., Мутылина И.Н. Современная система повышения квалификации работников образования // Акмеология. - 2005. Методологические и методические проблемы. - СПб, 2005. - С. 237-242.
Л. В. Дудник
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИТУАЦИИ «ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ»
SPECIFIC FEATURES OF INTERACTION COMPETENCE IN BUSINESS NEGOTIATIONS
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые особенности интерактивной компетенции как составной части иноязычной коммуникативной компетенции в ситуации "деловые переговоры". Основное внимание уделяется различным способам установления и поддержания атмосферы доверия и сотрудничества - важнейшего условия успешного взаимодействия на переговорах. Они способствуют реализации на переговорах стратегии выигрыш - выигрыш и будут полезными для преподавателей делового английского языка.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, интерактивная компетенция, деловые переговоры, взаимодействие, атмосфера доверия и сотрудничества.
© Л.В. Дудник, 2012