Научная статья на тему 'Развитие идей самоактуализации в философских и психологических теориях'

Развитие идей самоактуализации в философских и психологических теориях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2097
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALIZATION / DEVELOPMENT OF PERSONALITY / REALIZATION OF POTENTIAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богуш Марина Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению истоков теории самоактуализации. Теории самоактуализации имеют в своей основе определенные философские воззрения, связанные с категориями самоосуществления, реализации потенциала. Анализируется развитие этих идей в восточных и западных философских традициях. Рассматриваются психологические теории, в которых эти идеи получили дальнейшее развитие. Анализируется концептуальное оформление, которое получили эти идеи в теориях самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of ideas of self-actualization in philosophical and psychological theories

Th is article is devoted to consideration of roots of the theory of self-actualization. Th eories of self-actualization have in their basis defi ned philosophical opinions concerning categories of self-fulfi llment, realization of ones potential. Th ere is an analysis of development of these ideas within framework of Eastern and Western philosophical traditions. Th ere is rewiew of psychological theories, that includes further development of these ideas. Also there is analisys of conceptual form of these ideas within the theories of self-actualization.

Текст научной работы на тему «Развитие идей самоактуализации в философских и психологических теориях»

М. А. Богуш

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ

Понятие самоактуализации возникло сравнительно недавно, оно ассоциируется главным образом с гуманистическим направлением в психологии, в первую очередь — с теориями К. Роджерса и А. Маслоу. Теории самоактуализации опираются на определенные философские воззрения, связанные с такими категориями как самоосуществле-ние, реализация потенциала человека, развитие личности, развертывание врожденных тенденций. В различных философских традициях можно проследить противоречивые, порой противоположные взгляды на эти понятия. Несмотря на явное предпочтение одних идей другим, в психологических теориях самоактуализации происходит некий синтез различных философских взглядов.

Первое определение самоактуализации принадлежит К. Гольдштейну, но наиболее полное развитие это понятие получило в концепциях гуманистических психологов. Слово «самоактуализация» стало крайне популярным как в психологических работах, так и в повседневной жизни. Как пишет Д. А. Леонтьев, «популярность этого понятия сыграла с ним злую шутку, рикошетом ударив по психологам-профессионалам» [1, с. 2]. Среди исследователей существуют определенные разночтения в понимании и интерпретации данного термина, в частности, связанные с выделением его из ряда близких по значению понятий, таких как «самореализация», «самоосуществление», «самовыражение».

В зарубежной психологии понятия «самоактуализация» и «самореализация», как правило, используются в качестве взаимозаменяемых синонимов, в основе их лежит представление о том, что человек руководствуется стремлением стать тем, кем он может стать, осуществить возможности развития своего Я, выражения собственной истинной природы [2]. Ряд отечественных психологов в использовании этих терминов придерживается западных гуманистических традиций, но существует и другая тенденция — структурировать эти понятия согласно традициям русской психологии.

Некоторые отечественные психологи употребляют термин «самоактуализация» в качестве более общего по отношению к «самореализации», «самоутверждению», «саморазвитию» и т. п. [2]. Д. А. Леонтьев, напротив, пишет, что понятие самореализации гораздо шире и не привязано к определенной теоретической парадигме, в отличие от понятия самоактуализации [1].

У ряда авторов наблюдается тенденция выделять в феномене самореализации «истинную» самореализацию в противовес другим формам самовыражения. В западной психологии под «истинной» самореализацией, как правило, понимается процесс реализации собственной природы, а не Я-концепции [1]. В отчественной психологии акценты несколько иные. Так, К. А. Абульханова-Славская считает, что истинная самореализация возможна только после завершения процесса самопознания своих способ-

© М. А. Богуш, 2011

ностей, при полной сформированности образа Я при наличии личностной готовности обеспечить внешние условия самореализации. В других случаях можно говорить лишь о процессе самовыражения. И. Б. Дерманова под истинной самореализацией понимает «самоактуализацию как саморазвитие, личностный рост, актуализацию потенциальных возможностей человека, самосовершенствование и выход за пределы собственного существования» [2, с. 100]. Понятие самореализации, таким образом, оказывается шире и включает в себя любые формы самовыражения, самопроявления, самопредъ-явления и самоутверждения, причем как конструктивные, так и неконструктивные их варианты [2].

В соответствии с этой позицией, в статье в основном будет использоваться понятие «самореализация» как более широкое. Понятие «самоактуализация» будет употребляться главным образом при описании теорий Гольдштейна, Роджерса и Маслоу, поскольку оно соответствует терминологии этих авторов.

На Востоке идеи самореализации как высшей ценности восходят к философии Упанишад (УШ-У вв. до н. э.) и даосизму (У1-У вв. до н. э.). На Западе проблема само-осуществления возникает у Аристотеля, который понимает добро как актуализацию гуманной или рациональной души [3].

На протяжении многих веков сохраняется существенное различие в понимании самореализации на Западе и на Востоке. Человек Запада предстает как деятель, активно овладевающий окружающим миром, что дает ему возможность утвердить себя. На Востоке же человек устремляется к высшим ценностям и смыслам Бытия, самореализация возможна в случае отождествления себя с окружающим миром [4-5].

На Западе представление о самореализации эволюционировало в соответствии с изменениями представлений о человеке. В античное время самоосуществление означало соотвествие общественно одобряемому образцу. В христианстве утверждается ценность души через просветление, самореализация приобретает черты индивидуальной выраженности. В эпоху Возрождения самореализация проявляется в том, что человек сам принимает решение о значимости и достоинстве своих обязанностей. Таким образом, возникает факт самообретения и самоосуществления. В результате Реформации самореализация обрела смысл служения чему-то возвышенному (Богу) [6].

Восточные типы самореализации предполагают отсутствие индивидуального Я. Самореализация может происходить через отождествление с Дао (даосизм) или через перестройку личности, связанную с изживанием Эго (конфуцианство). Именно это является путем к подлинному себе, реализацией себя. В средневековой восточной традиции идея самореализации прослеживается в стремлении к «просветлению», «всезнанию». Под просветлением подразумевается развитие Вселенной.

Сравнение эссенциалистической и экзистенциалистической концепций дает другое противопоставление в понимании феномена самореализации. Согласно эссен-циалистической концепции, самореализации подлежат те черты человека, которые конституируют его сущностную природу. Самореализация, таким образом, является реализацией человеческой сущностной природы (объективно предшествующей человеческому бытию). В экзистенциалистическом направлении человек понимается как проект самого себя и является таким, каким он сделает себя сам. Согласно мнению Сартра, самореализация становится неизбежной в силу самого существования субъекта, поскольку понятие индивида оказывается вне общества и обладает абсолютной автономией и свободой [6].

Ключевая идея философии экзистенциализма сформулирована Сартром: «существование предшествует сущности». Таким образом, не существует какой-то предзадан-ной сущности, «природы человека», которая определяла бы дальнейший путь развития. Свободное волеизъявление является основой нравственности. Человек осуществляет свой собственный проект жизни, строит свой универсум. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет [7].

Идеи экзистенциальной философии получили развитие в экзистенциальной психологии. Размышления над ситуацией собственного существования неизбежно приводят человека к конечным данностям бытия, сформулированным в четырех проблемах: проблема смерти, проблема свободы, проблема фундаментальной изоляции, проблема смысла. [8]. В экзистенциальной психологии идеи самореализации тесно переплетаются с переживанием ответственности за свою жизнь и экзистенциальной вины. Экзистенциальная вина связана с возможностью, потенциальностью, то есть, с тем, что человек может сделать: «Попросту говоря, речь идет о следующем: человек несет вину не только за преступления против других людей, моральных или социальных правил; но также за преступления против самого себя». Преступлением является «неиспользованная», непрожитая жизнь [5].

В психологических теориях идеи самореализации берут начало в работах Адлера, Юнга, Хорни и находят развитие в концепциях психологов гуманистического направления.

Ключевым понятием в работах Адлера является стремление к превосходству, которое понимается как достижение наибольшего из возможного. «Под стремлением к превосходству Адлер подразумевает нечто очень сходное с юнгианскими представлениями о самости или принципом самоактуализации Гольдштейна. Это стремление к совершенной исполненности. Это — “великое движение ввысь”» [4].

В теории Юнга самореализация является итогом осуществления индивидуации, которая предполагает процесс интеграции многих противодействующих внутрилич-ностных сил и тенденций. Полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида, является конечной жизненной целью [4].

Термин «самоактуализация», как уже отмечалось, принадлежит Гольдштейну, теоретику организменного направления. Основой «организмической теории» была философия «холизма», постулирующая идею о том, что целое больше, чем сумма составляющих его частей [4]. Согласно теории Гольдштейна, организм имеет единственную потребность — самоактуализацию, которая означает стремление максимально полно актуализировать заложенные в него способности, возможности, реализовать свою «природу» [1]. Таким образом, нет необходимости выделять отдельно существующие потребности, поскольку удовлетворение потребностей также является выражением тенденции организма к самоактуализации. [4].

У К. Роджерса понятие самоактуализации является одним из аспектов общей теории личности и психотерапии [1]. В работах Роджерса речь идет о «стремлении к актуализации» как о направленности, свойственной всем живым организмам. Самоактуализация означает процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Источником является природа человека, именно в ней заложено стремление к актуализации. Как и Гольдштейн, Роджерс считает самоактуализацию единственной тенденцией в поведении человека, таким образом отрицая наличие отдельных частных мотивов. Согласно его представлениям, все

многочисленные потребности подчинены основной тенденции становления и само-усиления организма в целом [9].

Остановимся более подробно на теории Маслоу, который является создателем фундаментальной психологической теории самоактуализации. Он развивал ее в течение многих лет научного творчества, поэтому не удивительно, что его собственные взгляды на самоактуализацию претерпевали определенные изменения.

Д. А. Леонтьев выделяет пять переходящих друг в друга аспектов теории самоактуализации Маслоу: исследование самоактуализирующихся личностей; первая теория человеческой мотивации; самоактуализация как процесс развития личности (вторая теория мотивации); пиковые переживания как мгновения самоактуализации; по ту сторону самоактуализации: теория мотивации и ценностей бытия (третья теория мотивации) [1].

Исследование самоактуализирующихся личностей имело в своей основе представление Маслоу о том, что существуют люди особого типа, не похожие на других по своим личностным характеристикам, но имеющие схожие черты. Маслоу провел исследование самоактуализирующихся личностей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных характеристик самоактуализирующихся людей, а также ряд отличий, относящихся к проявлениям любви и креативности. Маслоу пишет о самоактуализирующихся людях как о более спонтанных, автономных, более эффективно воспринимающих действительность, центрированных на проблеме, сопротивляющихся окультуриванию [10].

Таким образом, на этом этапе Маслоу выделяет самоактуализирующихся людей в отдельную категорию и рассматривает феномен самоактуализации именно по отношению к ним. Самоактуализация возможна для человека, удовлетворившего свои базовые потребности, несколько нарциссичного, считающего себя наделенным всякого рода инстинктоподобными способностями и ценностями, понимающего самоактуализацию «как главную, высшую цель человеческого существования» [10, с. 118].

Пирамида потребностей Маслоу известна далеко за пределами психологии и цитируется очень часто. Иерархическая модель пирамиды позволяет объяснить, почему самоактуализация, выражающая сущность человека, далеко не всегда является реальным мотивом. Человек вначале должен удовлетворить потребности в еде, сексе, безопасности и т. д. Однако в более поздних работах Маслоу отказывается от идеи фиксированной последовательности удовлетворения потребностей, выделяя две параллельно существующие мотивационные тенденции: дефицитарные мотивы и мотивы роста [6].

Дальнейшее изучение мотивации человека привело Маслоу к теории метамотивации и ценностей Бытия. На этом этапе Маслоу разделяет обычную мотивацию людей и «метамотивацию», характерную для людей, достигших самоактуализации и живущих на уровне Бытия. Его исследовательский интерес смещается к проблемам Бытия полноценной, развитой личности [8].

В этом контексте появляется существенное дополнение в определении самоактуализации: самоактуализация понимается как развитие личности, связанное с переходом от невротических, инфантильных «неистинных» жизненных проблем к «истинным», экзистенциальным, неизбежным, сущностным проблемам человека. Самоактуализация, таким образом, выступает как предпосылка жизнедеятельности человека на уровне Бытия. Маслоу подчеркивает, что жизнь человека, достигшего самоактуализа-

ции — это не жизнь без проблем, напротив, — это жизнь, полная решений истинных проблем Бытия.

Последний вклад Маслоу в теорию самоактуализации — психологическая теория трансценденции. В ней Маслоу вводит различение двух типов самоактуализирующих-ся людей: «просто здоровые самоактуализирующиеся личности» и «трансценденты». Первые осуществляют себя в мире, овладевают им, управляют им, используют его в целях добра. Таких людей Маслоу определяет как деятелей. Трансценденты же гораздо более сведущи в реальности Бытия, более очевидно метамотивированы, имеют целостное сознание. Оба типа объединяют общие признаки самоактуализирующихся людей; однако трансценденты имеют 24 особенности, которыми «просто самоактуализирующиеся люди» не обладают или же обладают в гораздо меньшей степени [1].

Рассмотрение идей самоактуализации в философских и психологических теориях показывает, что проблема реализации потенциала человека существует много веков и не теряет актуальности сейчас. Самоактуализация осмысливается как проблема, в том числе потому, что проявляется зачастую как форма неудовлетворенности своим бытием, что подталкивает человека к поиску иных форм существования. Теории самоактуализации создавались как «подсказка» пути решения этой проблемы, однако в них нет окончательного решения проблемы самоактуализации. Жизнь самоактуализиру-ющегося человека ни в одной из теорий не предстает как жизнь, избавленная от проблем. Напротив, самоактуализация предполагает мужественную встречу с истинными проблемами Бытия.

Литература

1. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историкокритический анализ // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2002. С. 13-46.

2. Дерманова И. Б. К вопросу о самоактуализации и самореализации в юношеском возрасте // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылева. Вып. 8. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 89-101.

3. Цырева Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992.

4. Вахромов Е. Е. Понятие «самоактуализация» в психологии. М., 2000.

URL: http://www.koob.ru/vahromov_e_e/poniatie_samoaktualizacia_v_psihologii (дата обращения: 11.04.2011).

5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 2000. 576 с.

6. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 221 с.

7. СартрЖ.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. 1946. URL: http://scepsis.ru/library/id_545.html (дата обращения: 11.04.2011).

8. Maslow A. H. Toward a psychology of Being. 2nd ed. New York, 1968. P. 320.

9. Rogers C. R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework // Psychology: A study of a science. Vol. 3 / ed. by S. Koch. New York: Mc Graw, 1959. P. 185-192.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 392 с.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.