Научная статья на тему 'Развитие идей П. Ф. Каптерева в истории дореволюционной и советской педагогики'

Развитие идей П. Ф. Каптерева в истории дореволюционной и советской педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«DIDACTIC SKETCHES» / «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ» / РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КОНЦА XIX НАЧАЛА ХХ ВВ / РАЗВИВАЮЩЕЕ (УСОВЕРШЕНСТВУЮЩЕЕ) ОБУЧЕНИЕ / DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT / EDUCATION / RUSSIAN PEDAGOGY OF THE END OF 19TH THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES / DEVELOPING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунёв Роман Сергеевич

Автор статьи оценивает вклад в педагогическую науку фундаментальных историко-педагогических и теоретических трудов П.Ф. Каптерева, показывает, как его идеи впоследствии развивались другими учеными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of ideas of P.F. Kapterev (18491922) in pre-revolutionary and Soviet pedagogics

The author of the article estimates contribution of Pyotr Kapterev's pedagogic and theoretic works into pedagogic science, shows how Kapterev's ideas have been developed by other scientists subsecuently.

Текст научной работы на тему «Развитие идей П. Ф. Каптерева в истории дореволюционной и советской педагогики»

УДК 37.015

Лунёв Роман Сергеевич

Смольный институт Российской академии образования

roman_lunev@mail. ш

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ П.Ф. КАПТЕРЕВА В ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Автор статьи оценивает вклад в педагогическую науку фундаментальных историко-педагогических и теоретических трудов П. Ф. Каптерева, показывает, как его идеи впоследствии развивались другими учеными.

Ключевые слова: «Дидактические очерки», развитие, саморазвитие, образование, отечественная педагогика конца XIX — начала ХХ вв., развивающее (усовершенствующее) обучение.

В конце XIX века П.Ф. Каптерев подвергся официальной критике, его работы проходили строгую цензуру, а самому ученому на целое десятилетие было запрещено преподавать в государственных учреждениях. Общественные катаклизмы ХХ века - поражение в войнах, революционные события и терроризм - имели негативное влияние на внедрение теоретических и практических достижений российской педагогики, в том числе разработок П.Ф. Каптерева, а после событий 1917 года, ученый, будучи уже в преклонном возрасте, был вынужден покинуть Петроград. Его выступления в прессе против политизации и идеологизации образования в Советском государстве вызвали резкий выпад государственно-идеологических структур, контролировавших пути развития сферы образования, следствием чего стало полное умолчание имени П.Ф. Каптерева в советской педагогике более чем на 30 лет. В начале ХХ века П.Ф. Каптерев сумел создать ряд фундаментальных историко-педагогических и теоретических трудов, в которых представил в целостном и завершенном виде свою систему теоретической и научно-практической педагогики.

П.Ф. Каптерев не писал значительных специальных работ по состоянию образовательных систем в различных странах. Однако в русле этой его идеи в российском обществе шла большая работа по ознакомлению общественности с достижениями практической педагогики в передовых странах Европы и Америки. В «Энциклопедии семейного воспитания и обучения», которую редактировал П.Ф. Каптерев, вышли работы, посвященные семейному воспитанию в Финляндии, Германии, Франции, дошкольной системе воспитания в Англии. Соратники П.Ф. Каптерева изучали состояние школьного дела за рубежом, описывали состояние и формы образовательных систем.

В первую очередь, следует отметить работы выдающегося педагога, социолога и специалиста по истории западно-европейской и американской школы конца XIX - начала XX вв. П.Г. Мижуева. Сегодня это имя редко упоминается в педагогической литературе, но в начале ХХ века Мижуев был признанным научным авторитетом, автором большого числа публикаций и изданий. Рецензию на две

его статьи о состоянии системы образования в Германии и Норвегии написал в 1903 году и П.Ф. Кап-терев.

Павел Григорьевич Мижуев родился в 1861 г. в Севастополе, получил образование в Морском училище. Педагогическая же карьера П.Г. Мижуева связана с Санкт-Петербургом. В 1885-1902 гг. он преподавал французский язык в 6-й Петербургской гимназии, с 1902 г. по 1924 гг. работал главным библиотекарем Санкт-Петербургского технологического института, одновременно преподавая в различных гимназиях и ведя рубрики, посвященные вопросам просвещения за рубежом в журналах «Русская школа», «Педагогический сборник», «Естествознание в школе» [10, с. 573].

И.Р. Чикалова, белорусский историк, автор одной из редких публикаций о П.Г. Мижуеве, пишет: «В фокусе внимания Мижуева был широкий круг проблем, связанных с Англией: политическая история; парламентаризм и права человека; колониальная империя и становление доминионов; социальные аспекты жизни (бедность, минимальная зарплата, рабочий день, профессиональная самоорганизация рабочих, движение за женское равноправие); градостроительство и быт; народное образование от начального до университетского. Но эти темы интересуют Мижуева не сами по себе, он постоянно адресуется к российскому читателю, проводит аналогии и сравнения с российской действительностью» [15, с. 184].

Можно отметить написанные на рубеже веков работы Мижуева «Очерк развития и современного состояния среднего образования в Англии» [9]. В «Дидактических очерках» П.Ф. Каптерев писал об образованном человеке как о таком, который «чувствует себя живым и деятельным членом современного культурного общества, понимает тесную связь своей личности с человечеством, со своим родным народом, со всеми прежними работниками на поприще культуры, который по мере сил двигает человеческую культуру вперед» [4, с. 435].

Среди педагогов-теоретиков, современников П.Ф. Каптерева, которых можно назвать его соратниками и единомышленниками, следует упомянуть трагическую фигуру Матвея Леонтьевича Песков-ского, выпускника Санкт-Петербургской духовной

семинарии и Санкт-Петербургского университета. Песковский родился в 1843 году, преподавал в «Училище для распространения сельскохозяйственных, технических и ремесленных знаний и для приготовления учителей» Вятского земства, затем активно печатался в журналах, в том числе в «Русской школе». В 1880-1890-х годах его работы, посвященные введению в России всеобщего образования, женскому образованию, биографии выдающихся российских педагогов К.Д. Ушинского и барона Н.А. Корфа [12] были популярны и активно обсуждались в педагогической среде.

Работая некоторое время воспитателем малолетних заключенных в Литовском замке, М.Л. Пес-ковский писал об исправлении характера своих подопечных, основываясь на уважении к личности «заблудшего» ребенка, имея целью вернуть его обществу, что вполне соответствовало теоретическим взглядам П.Ф. Каптерева на сущность педагогического процесса, его направленности на усовершенствование личности ребенка и индивидуально-общественного характера педагогического процесса. К сожалению, в конце жизни М.Л. Песковский оказался в больнице для умалишенных, где скончался в 1903 году. Педагогика в пенитенциарных заведениях редко становилась в Российской империи объектом теоретических исследований, однако после революции деятельность А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского и других новаторов педагогического процесса вывели и эту область педагогики на общественное обозрение, привлекая к нему интерес и внимание. При этом теоретические установки педагогики, системно представленные в трудах П.Ф. Каптерева, определяли и продолжают определять основы работы с трудновоспитуемыми подростками. Даже истоки коллективизма, как основной методики А.С. Макаренко, можно видеть, как мы уже показали, в идеях П.Ф. Капте-рева о наказании нарушителей школьной дисциплины не физическим воздействием, а лишением общения со сверстниками.

В русле идей П.Ф. Каптерева началась и публицистическая деятельность Н.А. Каринцева, опубликовавшего в 1909-1911 гг. в журнале «Воспитание и обучение», с которым активно сотрудничал и П.Ф. Каптерев, ряд статей о педагогике и психологии раннего детского возраста [5]. Однако в дальнейшем Каринцев переключился на переводческую работу, а после революции стал известен широкой публике как автор одного из первых советских научно-фантастических романов.

Но наибольшее влияние на современников имели историко-педагогические работы П.Ф. Каптере-ва, которые не только получили значительное число откликов, но и вызвали появление ряда работ, в которых развитие педагогики представало в других ракурсах, нежели предложил П.Ф. Каптерев. Дискуссия в педагогической прессе относительно

того, как следует относиться к педагогическому наследию прошлого - значительная страница в развитии отечественной педагогики конца XIX - начала ХХ вв.

Среди педагогов-теоретиков, занимавшихся этой проблематикой, следует, в первую очередь, назвать Михаила Ивановича Демкова, директора Московского учительского института с 1905 по 1911 год, чья «История русской педагогики», вышедшая в 1895 году [3], содержательно дополняла «Историю...» П.Ф. Каптерева. Каптерев написал рецензию на эту работу, оценив вклад своего коллеги в педагогическую науку как значительный. В работе Демкова не столь строго, как у П.Ф. Кап-терева, прослеживается стремление к систематизации исторического материала, он желал представить развитие педагогической мысли в контексте общегосударственной истории и истории народа, материал он располагает не в системно-периодическом, а в чисто хронологическом порядке. Поэтому труды П.Ф. Каптерева и М.И. Демкова удачно дополняют один другой, у Каптерева читатель может почерпнуть внутренние связи историко-педагогического материала и связи с актуальными проблемами современности, Демков же дает объективный исторический фон, на котором педагогическая мысль прошлого формировалась и развивалась. Сотрудничество и научная поддержка двух выдающихся отечественных педагогов и историков педагогики продолжалась и в других областях. П.Ф. Каптерев рецензировал не только две части «Истории русской педагогики», вышедшие в 1897 и 1909 гг., но и практически все крупные педагогические работы М.И. Демкова: издания курсов лекций, хрестоматию по педагогике, подготовленную Демковым в 1911 году, «Учебник педагогики» 1910 года [1].

Говоря о соратниках П.Ф. Каптерева, на научные взгляды которых повлияло его творчество, нельзя не упомянуть видного деятеля в области организации и теоретического обоснования системы народного образования В.И. Чарнолусского, коллеги Каптерева по Лиге Образования. В конце XIX - начале ХХ вв. В.И. Чарнолусский (часто в соавторстве с Г.А. Фальборком) много писал о формах и структуре системы образования, которая бы обеспечивала необходимый уровень для вхождения России в новые международные отношения, отмеченные развитием промышленности и наук, а также удовлетворяющие возросшим общественным требованиям. В 1891-1897 гг. Чарно-луский участвовал в работе Российского Комитета грамотности, был соредактором в издательстве «Знание», часто выступал на педагогических съездах и собраниях с критикой правительственной консервативной политики в области образования. Также он разрабатывал теоретические вопросы статистики в области образования и создал одну из пер-

вых научных классификаций системы общественного образования:

«1) просветительная деятельность профессиональных союзов и кооперативных учреждений;

2) специально-просветительные кооперативные учреждения;

3) свободные просветительные организации общественно-благотворительного типа;

4) научные и специальные общества;

5) общества, имеющие целью восполнить дефекты существующих органов местного самоуправления;

6) благотворительные общества;

7) религиозные просветительные организации;

8) партийные просветительные организации;

9) спортивные общества;

10) объединение свободных общественных просветительных организаций;

11) профессиональные организации работников образования» [6, с. 85].

В деле систематизации педагогических решений в реформировании образования и развития в целом педагогической науки, имя В.И. Чарнолус-ского можно ставить рядом с именем П.Ф. Капте-рева, учитывая, что оба принимали активное участие в выработке государственной концепции введения в России обязательного всеобщего образования. В работе 1906 г. «Итоги общественной мысли в области образования» В.И. Чарнолусский писал, что новая система образования должна быть всеобщей, бесплатной и обязательной, понимая под этим «свободу школы от каких бы то ни было привилегий национального, религиозного или сословного характера» [14, с. 39]. Он ставит вопрос о стипендиях неимущим учащимся, введении бесплатного питания для школьников, обеспечения их при необходимости жильем.

В вопросе об автономии школы В.И. Чарнолус-ский солидарен с П.Ф. Каптеревым, детально разрабатывая отдельные аспекты проблемы автономии в работе «Основные вопросы организации школы в России». Близки взгляды В.И. Чарнолусского и П.Ф. Каптерева в вопросе о роли учителя в образовательном процессе. Чарнолусский отстаивает свободу учительства в вопросах участия в школьном управлении, предоставлении ему полной правовой и финансовой обеспеченности, без которых все высокие фразы о значении учителя остаются лишь словами. В частности, он пишет о необходимости создавать для учителей условия передачи педагогического опыта: «необходимо обеспечить полную свободу устраивать личным порядком общеобразовательные и педагогические курсы, экскурсии, командировки для ознакомления с постановкой учебного дела в других местностях» [14, с. 59].

Написанная в 1911 г. совместно с Г.А. Фаль-борком «Настольная книга по народному образованию» включала в себя проекты законодательных

основ и справочные материалы по многим вопросам управления системами школьного и внешкольного образования. Программу намечалось реализовать посредством объединения усилий государства и общественных организаций (педагогических, научных, просветительских, благотворительных).

После Февральской революции В.И. Чарнолус-ский в мае 1817 г. вошел в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства в качестве заместителя председателя, и, по сути, возглавил его работу. Вокруг Комитета сплотились видные ученые-педагоги и деятели образования, в том числе П.Ф. Каптерев, что вскоре привело к созданию (на основе синтеза проектов ранее выдвинутых общественно-педагогическим движением) фундаментальных принципов модернизации российского образования и принятию законопроектов, в первую очередь, Декларации и Временного положения «О единой общественной общеобразовательной школе» в октябре 1917 года.

Однако, как и многие деятели дореволюционного педагогического движения, после октября 1917 г. В.И. Чарнолусский был отстранен от руководящей деятельности в области просвещения. Он продолжал работать в области теории педагогики, преподавал в московских ВУЗах. В этот период кабинетной работы Чарнолусский разработал концепцию Единой общей гармонической школы, развивая лучшие гуманистические традиции российской теоретической педагогики. Однако его объемная работа «Культура социальной личности» остается до сих пор в рукописи, находящейся в Научном архиве Российской академии образования [11].

В конце 1920-х годов научно-педагогическая деятельность В.И. Чарнолусского вступила в противоречие с официальной установкой на централизацию и унификацию государственной системы просвещения. Ученый и организатор системы образования в России перешел на работу в области педагогического библиотековедения. В качестве главного библиотекаря ГПБ и сотрудника Книжной палаты он занимался систематизацией архива истории российского общественно-педагогического движения, а также стал одним из инициаторов создания Государственной библиотеки по народному образованию. Умер

В.И. Чарнолусский в 1941 году в возрасте 76 лет.

Революция 1917 г. поставила задачи ликвидации безграмотности населения (раньше задача так не формулировалась, поэтому не было и механизма ее реализации), общедоступности образования, его унификации (идея единой школы), контроля со стороны государства (идея государственного образования). В принятом в 1934 г. ЦК ВКП(б) и Советом Народных комиссаров СССР постановлении «О структуре начальной и средней школы в СССР», были введены единый учебный план и единые учебные программы.

Развитие принципа образования как процесса развития и саморазвития получило в 1920-1930-х гг. продолжение в трудах Л. Выготского. Он выступил с гипотезой о том, что обучение не только должно быть ориентировано на развитие ребенка, по его мнению, обучение в самом процессе существенно влияет и определяет развитие человека. «Он выступил против теории имманентности психического развития человека, утверждая, что существует возможность направленного формирования свойств и процессов» [8]. Поэтому Выготский писал, что «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию» [2, с. 395]. Практическое применение этого принципа состояло в использовании методики «развивающего обучения» - основанной на усилении «целенаправленных преобразующих влияний на личность обучаемого в процессе учебной деятельности» [8].

Таким образом, предложенная П.Ф. Каптеревым идея развивающего (усовершенствующего) обучения была дополнена Выготским идеей опережающего развития мышления.

Дальнейшее развитие эта концепция получила в разработке Л.С. Выготским понятия «зоны развития». «Зона ближайшего развития ребенка - это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными его сотоварищами» [2, с. 395]. Это понятие непосредственно связывало психологические основания развивающего обучения с принципом коллективизма, имевшим в СССР большое значение. В том же направлении, как и в системе П.Ф. Каптерева, в концепции Выготского постулировалось единство обучающего и воспитательного моментов образовательного процесса.

Теоретико-педагогические идеи Л.С. Выготского были реализованы на практике в авторских педагогических системах Л.В. Занкова, Д.Б. Элькони-на и В.В. Давыдова, а В.М. Розин соединил принцип развивающего обучения с другим практичес-ки-системным элементом педагогической системы

- личностью учителя в осуществлении процесса развивающего обучения на основе опережающего развития мышления. «Учитель развивающего обучения., который недоволен собой и который не способен, когда у него не получается, утешать себя тем, что страна плохая, дети плохие, родители плохие. И он обращается к себе. Сколько всего наш учитель должен знать: и философию, и психологию, и социологию. Но он будет знать не раньше, чем сам почувствует в этом потребность. Ведь развивающее обучение - это обучение, в котором, прежде всего, развивается учитель». Можно только удивляться, насколько созвучны эти слова тому, что писал о личности педагога П.Ф. Каптерев.

В практике советского образования происходило специальное обучение учителей методикам развивающего образования по русскому языку и математике [8].

Однако в советский период из педагогического пространства было вытеснено понятие подлинно научной систематики образования, которое П.Ф. Каптерев развивал всю свою долгую творческую жизнь. Так, А.Г. Кузнецова констатирует: «В 30-50-е гг. XX в. в педагогике как эмпирической науке преобладал описательный способ отражения сущности педагогических явлений. Термин «система», который редко встречался в педагогической литературе рассматриваемого периода, совершенно утратил гносеологический смысл, а его онтологическое содержание стало сводиться к житейскому смыслу. Само понятие «система» использовалось для обозначения альтернативы единичному явлению, описания некоторого набора компонентов, определенным образом связанных между собой» [6, с. 53].

Во многом оказываются правы те, кто пишет о развитии советской системы образования как об использовании дореволюционного потенциала. И это позволяет по-новому взглянуть на практическое, а не только теоретическое значение достижений педагогов предреволюционного периода. Именно их разработки послужили основой для создания той системы государственного образования, которая привела к взлету советской науки и технологии в 1930-1970-х гг., и отход от которых стал причиной кризиса 1980-х годов. Так, А. Лиманов в статье «Образовательная реформа XIX века как основа советской НТР» пишет, что «реформа образования мало того, что оказала сильнейшее влияние на всю общественную жизнь второй половины XIX столетия и начала XX века, но - что гораздо важнее, даже поразительнее, - смогла воздействовать на научную, техническую и культурную жизнь Отечества более 100 лет. Ни одна из “старших” реформ не “работала” так долго. И во многом как раз она определила тот высочайший взлет советской научно-технической мысли 50-60-х годов XX века, результатами которого мы пользуемся до сих пор» [7]. Несомненно, что творцы и проводники этой реформы, в том числе педагоги-теоретики, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, А. Вире-ниус, П.Г. Мижуев, В.И. Чарнолусский и другие заслуживают такой же высокой оценки.

Влияние научного наследия П.Ф. Каптерева на теоретические и практические достижения его современников прослеживается при анализе педагогических работ П.Г. Межуева, М.И. Демкова,

В.И. Чарнолусского, М.Л. Песковского, Н. Карин-цева и др. Идеи автономности педагогического и образовательного процесса, научные принципы его организации, в том числе, общеобразовательный характер, принцип народности, учет историческо-

го и общественно-социального своеобразия, методическое единство стали базой для разработки нормативных, правовых и методических материалов, подготавливающих введение в Российской империи всеобщего народного образования, хотя реализация этого и произошла после революции 1917 г. Его соратники и последователи продолжили работу по привлечению общественного интереса к проблемам педагогической науки и практической педагогики.

Систематизация П.Ф. Каптеревым проблем научной педагогики имела большое влияние на развитие отечественной педагогики на протяжении всего ХХ века, она повлияла на разработку психо-лого-педагогических теорий Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, теоретическое обоснование развивающей педагогики, а также на создание единой методической базы советской педагогической системы. Искусственное исключение его имени и работ из отечественной педагогической науки в 19201930-х гг. отрицательно сказалось на ее развитии, прервало естественную научную историческую связь, обуславливающую единство научного развития, стало, наряду со многими другими, одной из причин кризиса советской педагогики. Теории и идеи П.Ф. Каптерева и в настоящее время имеют историко-научное значение, поскольку в них дан образ педагогики как целостной и единой системы не только научно-теоретических, но и общественно-государственных знаний и практик.

Библиографический список

1. Бреев С.И., РунковаМ.К. Методология педагогики России XX века. - М., 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/ 201055/ (дата обращения: 2011 г.).

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

3. Демков М.И. История русской педагогики.

Ч. I: Древнерусская педагогия (X-XVII в.). - М., 1913. - 302 с.

4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

5. Каринцев Н. Первоначальное научное воспитание // Воспитание и обучение. - 1909. - № 6. -

С. 321-339.

6. Кузнецова А.Г. Системология в отечественной педагогике (конец XIX в. - 60-е гг. XX в.) // Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 53-58.

7. Лиманов А. Образовательная реформа XIX века как основа советской НТР. - М., 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.center-witte.ru (дата обращения: 2011 г.).

8. Матиуца З.М. Развивающее обучение как психолого-педагогическая проблема // Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки». - 2003.

- № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ncstu.ru (дата обращения: 2011 г.).

9. Мижуев П.Г. Очерк развития и современного состояния среднего образования в Англии // Русская школа. - 1897. - №1.

10. Мижуев П.Г. // Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия. - Т. 1. - 1993. -

С. 573.

11. Чарнолусский В.И. «Культура социальной личности». Научный архив Российской Академии Образования (РАО). Фонд 18. Оп. 1. Д. 540. Л. 60.

12. Песковский М.Л. Основы организации высшего образования у женщин // Русская мысль. -1887. - Кн. 1. - С. 123-169.

13. Чарнолуский В.И. Земство и народное образование. В 2-х ч. - Ч. 1. - СПб., 1910. - 336 с.

14. Чарнолуский В.И. Итоги общественной мысли в области образования. - СПб., 1906. - 110 с.

15. ЧикаловаИ.Р. Имя в науке: Павел Григорьевич Мижуев // Российские и славянские исследования. - Минск, 2010. - С. 183-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.