Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). Философия. Социология. Культурология. Вып. 37. С. 126-131.
СУДЬБА РОССИИ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕСПЕКТИВЫ
3
УДК 87.8 ББК63.5
Е. И. Замараева
РАЗВИТИЕ ИДЕИ ЕВРАЗИИСТВА В ДИСКУРСЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-23-21002/15 «Международные аспекты культурной политики России в постсоветский период»
В статье анализируются основные положения евразийского учения, такие, как уникальность и самобытность этнокультурного пространства России, единство многонационального российского народа, «общеевразийский национализм», национальная идея, евразийская государственность. Делается вывод о том, что евразийские идеи находят свое отражение в основных принципах и задачах государственной культурной политики России в постсоветский период.
Ключевые слова: евразийство, Россия-Евразия, самобытность, национальное единство, государственная культурная политика.
Культура, как известно, является важнейшей, сущностной характеристикой общества. По справедливому замечанию А. Н. Чумакова, «и культура, и цивилизация, и глобализация — это одновременно и состояния, и процессы, причем такие, когда процессы глобализации, появившиеся в качестве новой характеристики формирующегося мирового социума, существенно трансформируют культурную и циви-лизационную составляющую общественного развития» [6. С. 86].
Культурная политика России в постсоветский период характеризуется пересмотром основных идеологических и ценностных ориентиров и поиском новых концепций развития. И если в 90-е наблюдался полный хаос и слом основных принципов советской культурной политики, то последнее десятилетие вселяет
надежду на то, что в нашей стране начинают формироваться новые социокультурные парадигмы, что неизбежно обращает нас к философскому наследию мыслителей начала XX века, и прежде всего к учению евразийства — одного из наиболее значимых течений русской общественной и политико-философской мысли этого периода.
Евразийство является сложным комплексом, включающим самые разные компоненты: философские, культурологические, идеологические, религиозные, исторические, геополитические и другие. Основным положением евразийского учения является тезис об уникальности России-Евразии, о том, что Россия тго особый этнокультурный мир, самобытный, самодостаточный с позиций и географии, и экономики, и истории, и культуры. Согласно
евразийской концепции, история и культура каждого народа неразрывно связаны с географическими, климатическими и природными условиями проживания. Поэтому для народа истинное самопознание - это его самобытная национальная культура.
Евразийцы подвергали резкой критике политику европоцентризма, так как общечеловеческие ценности, мировая цивилизация, прогрессивное человечество, согласно евразийской концепции, целиком основываются на ценностях и категориях, присущих только европейской культуре и европейскому менталитету. Политика европоцентризма ведет к тому, что «нецивилизованные» народы стараются всеми силами догнать европейцев, что ведет к утрате собственной национальной культуры и идентичности. Полное приобщение народа к культуре и духовным ценностям другого народа невозможно без антропологического смешения обоих народов между собой, потому что один народ будет всегда находиться в зависимом положении от другого, следовательно, последствия для принимающей культуры будут катастрофичны: до европейского уровня она не сможет дотянуться никогда, значит, всегда будет считаться отсталой, что непременно скажется на самооценке нации, будет искоренено чувство национальной гордости, национального единства, появится презрение ко всему самобытному, патриотические настроения в обществе будут уничтожены. Различия между поколениями будут всегда сильнее, произойдет расслоение в обществе, так как часть населения быстрее освоит культурные ценности европейцев, а другая медленнее, и этот разрыв будет увеличиваться, что приведет к самоуничтожению нации. Европеизируемый народ будет продолжать «отставать», и это станет «роковым», что приведёт к тому, что «отставший народ» в семье «цивилизованных народов» лишится «сначала экономической, а потом и политической независимости» и в конце концов станет объектом «беззастенчивой эксплуатации, которая вытягивает из него все соки и превращает его в «этнографический материал» [4. С. 96]. Если же европеизируемый народ попробует сопротивляться такому «отставанию», то ему придётся всё равно поддерживать на одном уровне с европейцами военную и техническую промышленность (военно-промышленный паритет, говоря современным языком), чтобы устоять против прямой агрессии, что подорвёт его экономику. «Европеизирован-
ный народ, вступивший на такой путь эволюции, неизбежно погибнет, бесцельно растратив свои национальные силы. И всё это - без веры в себя, даже без подкрепляющего чувства национального единства, давно разрушенного самим фактом европеизации» [4. С. 97].
Подобную культурную политику «европеизации» наша страна особенно остро ощутила в постсоветский период: утрата чувства национальной гордости и достоинства, национального единства, утрата политической и экономической независимости, чудовищный ценностный и культурологический разрыв поколений.
Однородная, интернациональная человеческая культура, согласно евразийскому учению, невозможна в принципе, так как в ней логика, рациональная наука и материальная техника преобладают над религией, этикой и эстетикой. В культуре национальной проявляются интимные духовные потребности конкретного народа, становится проще личное самопознание и рождаются духовно возвышающие человека ценности. Идея интернациональной цивилизации, по мнению евразийцев, порождает замыслы о мировом господстве.
Евразийцы рассматривают культуру как особую «симфоническую личность», в которой компонентом общественного бытия является не индивидуум, а «многочеловеческая» соборная личность, части которой органично соединены и раскрываются исключительно во взаимодействии, образуя единство. В этой ситуации народ выступает как организованная согласованная целостность социальных групп, а культура народа как симфоническое единство «многонародной» личности. Таким образом, культура одновременно является объективацией симфонической личности и осуществляется через индивидуумов.
Культурная компонента в государственном устройстве, согласно евразийской концепции, превалирует над национальной и расовой, а само государство является вторичной формой бытия культуры: «государство есть сама культура в ее единстве и в качестве единства многообразия, т. е. принципиально государство объемлет все сферы жизни» [1. С. 263]. Социокультурная компонента евразийства соотносит идею общественного прогресса с усовершенствованием государства, поэтому принципиальным моментом в ней является признание за государством положительной миссии и направленность всего устройства государственного механизма на осуществление
этой миссии. Выполняя ее, государство должно выступать в роли активного организатора социальной и культурной жизни.
Народ рассматривался евразийцами как органическое единство, для вхождения в которое определяющим является вопрос о причастности к тому или иному культурному миру. Подобное определение опирается на трактовку культуры как «симфонической личности», разработанную Л. П. Карсавиным. В такой трактовке народ выступает как организованное и согласованное иерархическое единство социальных групп, а культура народа - симфоническое единство более частных культур [2. С. 176-177]. Народ России, таким образом, -это особая культурная личность, представляющая собой соборное единство всех евразийских народов. Национальный идеал евразийства исходит из концепции симфонического «единства во множестве». Его определяющим понятием является «общеевразийский национализм», согласно которому каждый народ имеет право на национальное самоопределение, более того, должен ощущать свою национальную самобытность. Народы, населяющие Россию-Евразию, связаны общими задачами и представляют собой единую евразийскую нацию, и осознание этого является одним из важнейших факторов, объединяющих евразийское государство [5. С. 417-426].
Актуальной на сегодняшний день представляется и евразийская постановка вопроса об объединяющей национально-государственной идее, так как нация жива, пока жива ее идея. Государству, согласно евразийской доктрине, нужна единая государственная идеология, которую они назвали «идея-правительница». В качестве такой национальной идеи, говоря современным языком, евразийцы предлагают «общеевразийский национализм», который понимается ими как общий наднациональный интерес народов России-Евразии, способствовавший созданию самого российского государства, определявший и направлявший в течение веков его внешнюю и внутреннюю политику, идеологию, культуру. Осознание своей принадлежности к евразийскому братству народов должно стать определяющим в этнопсихологии народов, населяющих Евразию. Не язык, не религия, не какие-либо этнические признаки, а общность исторических судеб связывает евразийские народы в единое целое, создает новые психологические и культурно-исторические связи. «Судьбы евразийских народов
переплелись друг с другом, прочно связались в один громадный клубок, который уже нельзя распустить» [5. С. 425].
В 90-е годы XX в. после распада ССССР, который многие исследователи называют национальной катастрофой, в России наблюдался полный хаос не только в экономической и политической сферах, но и в культурной и тем более в идеологической. Казалось, страна разрушена до основания, национальная идея умерла, самоидентификация исчезла. Потеря основных ценностных и культурных ориентиров, идеологический вакуум привели к появлению так называемой «негативной» идентичности [7. С. 110-112], когда люди стесняются своего советского прошлого и уничижительно относят себя к «нецивилизованным» народам. Европо-центричная модель мира, об опасности которой писали евразийцы, оказала безусловное влияние на формирование такой модели самоидентичности в постсоветском пространстве.
Если говорить о культурной политике России после распада Советского Союза, то, как уже отмечалось, она пережила два этапа: период полного хаоса, который наблюдался в 90-е годы, и период осмысления происходящих процессов и попытки выстроить новую культурную политику, отражающую национальные интересы страны и способствующую формированию новой российской идентичности. И эта новая культурная политика во многом опирается на евразийские концепты и развивается в дискурсе евразийских идей.
Россия, пройдя через многочисленные кризисы, начинает выстраивать новую, евразийскую модель культурной политики, которая не перечеркивает советское вчера, а стремится соединить прошлое и будущее, так как общемировые процессы трансформации социокультурного пространства связаны не только с понятием толерантность, но и с понятием патриотизм, которое является центральным для культуры.
Несмотря на многочисленные внешние и внутренние кризисы, в России уже в конце 90-х годов принимается федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)». А с начала 2000-х годов набирает обороты и крепнет тенденция возрождения страны не только в экономической сфере, но и в сфере идеологии и культуры, и это оформляется в виде государственных программ «Культура России (2001-2005 годы)» и «Культура Рос-
сии (2006-2011 годы)», благодаря которым удалось преодолеть катастрофический спад в развитии культуры и даже увеличить участие государства и общества в ее поддержке. В настоящее время успешно работает федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы), в концепции которой говорится о необходимости программного подхода, так как культура России представляет собой сложную многоуровневую систему, и решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.
В мае 2014 г. был опубликован и вынесен на общественное обсуждение Проект Основ государственной культурной политики, в котором нашли отражение многие евразийские идеи. Подчеркивалось, что на протяжении всей непростой российской истории именно культура аккумулировала и передавала поколениям духовный опыт нации и обеспечивала единство многонационального народа России. Сегодня, в условиях обострения глобальной идейно-информационной конкуренции и не в полной мере преодоленных последствий национальных катастроф XX века, это свойство российской культуры становится определяющим для будущего страны. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. «Основы государственной культурной политики» были утверждены. В документе декларируется, что содержанием современной государственной культурной политики является создание и развитие системы воспитания и просвещения в русле традиционных для России нравственных ценностей, воспитание гражданской позиции и патриотизма. И главным инструментом в этом процессе является многовековая и многонациональная культура России.
Таким образом, становится очевидным, что государство ставит перед собой задачу не только сохранения культурных и нравственных ценностей, но и выступает в роли активного организатора социокультурной жизни общества, воспитывающего творчески активную личность с гражданской позицией, вовлеченную в общественное и культурное строительство. «Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России» [3].
Впервые в постсоветской России признается на государственном уровне, что культура является основой не только национальной самоидентификации, но и гарантом сохранения национальной безопасности. Государственная культурная политика на современном этапе не только утверждает уникальность культуры нашей страны, ее многовековые традиции, но и призывает использовать этносоциальные особенности России как многонационального и многоконфессионального единства. «В силу своего географического положения, много-национальности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира - Восток и Запад. Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества. Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом естественным образом веками строилась российская государственность» [3].
Основанием для выработки государственной культурной стратегии на современном этапе являются не только задачи модернизации страны, но и опасности гуманитарного кризиса, которые стали проявляться в снижении интеллектуального и культурного уровня населения, девальвации традиционных для России нравственных и духовных ценностей, деформации исторической памяти. Целями государственной культурной политики являются развитие личности и укрепление российского общества с помощью культуры, а также укрепление гражданской идентичности, сохранение культурных ценностей и передача их последующим поколениям. В принципах государственной культурной политики реализуется один из важнейших евразийских принципов открытости русской культуры и взаимодействия ее с другими культурами. Одной из приоритетных задач в области культурной политики является «сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности» [3].
На протяжении всей истории нашей страны культура была тем уникальным ресурсом, который сохранял и передавал следующим поколениям духовный опыт нации, обеспечивал единство нашего народа, воспитывал чувство патриотизма и национальной самоидентичности и укреплял престиж страны в мире.
Культура - это мостик, который помогает восстановить единство поколений, разрушенное после распада СССР. И культурные события последних лет: Олимпиада в Сочи, празднование 70-летия Победы, особенно акция «Бессмертный полк», и другие - дают ощущение не только общего великого прошлого, но и общего будущего, что является платформой для восстановления национальной и культурной идентичности нашего народа. «Культура России—такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире» [3].
Таким образом, развитие евразийских идей в дискурсе современной культурной политики России определяет задачу восстановления механизмов создания и передачи основных жизненных ценностей, которые являются традиционными для нашей страны, что позволит сохранить ментальное и этнокультурное единство страны, обеспечит независимость и развитие Российского государства в сложных условиях глобализирующегося мира и восстановит утраченный паритет в мировой биполярной парадигме. Именно для воссоздания этно- и культурной самоидентификации необходима реализация ясно сформулированной и планомерно реализуемой государственной культурной политики как главного инструмента интегри-
рования важнейших культурных, нравственных и ментальных основ нашего общества.
Список литературы
1. Евразийство. Опыт систематического изложения // Мир России - Евразия: антология / сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 233-290.
2. Карсавин, Л. П. Основы политики / Л. П. Карсавин // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: антология. - М.: Наука, 1993.-С. 174-217.
3. Основы государственной культурной политики. - URL: http//static.kremlin.ru/media/ events/files/41 d526a87768a8730eb.pdf
4. Трубецкой, Н. С. Европа и человечество / Н. С. Трубецкой // История. Культура. Язык. -М.: Прогресс, 1995. - С. 55-105.
5. Трубецкой, Н. С. Общеевразийский национализм / Н. С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 417^28.
6. Чумаков, А. Н. Философские проблемы глобализации / Чумаков А. Н., Иоселиани А. Д. - М.: Университет, кн., 2015. - 172 с.
7. Юрлова, С. В. Толерантность и патриотизм: парадоксы постсоветской идентичности / Юрлова С. В. // Вестн. Челяб. гос. ун-та. -2014. - № 17 (346). - Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. - С. 109-114.
Сведения об авторе
Замараева Елена Ивановна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва). zamaraeva_e@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 19 (374). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 37. Pp. 126-131.
DEVELOPMENT OF THE IDEAS OF EURASIANISM IN THE DISCOURSE OF CULTURAL POLICY IN POST-SOVIET RUSSIA
E. I. Zamaraeva
Financial University under the Government of the Russian Federation, zamaraeva_e@mail.ru
The article considers the main provisions in the doctrine of Eurasianism, one of the philosophical and political movements of the first wave of Russian emigration. The author analyzes the key ideas of the Eurasian concept, such as the uniqueness and originality of Russian ethno-cultural space, especially "mestorazvitiya" (place of the development) unity of the multinational people of Russia, "pan-Eurasian nationalism," national idea, Eurasian statehood. The article deals with the basic documents and programs of the federal cultural policy and conducted correlation Eurasian concepts with the basic principles and objectives of the state cultural policy of Russia in the post-Soviet period. The conclusion is
that the Eurasian concept can be used for solving the problems of cultural policy at the present stage of development, as it takes into account specific national, geopolitical, historical and cultural characteristics of our state and allows you to keep the identity and diversity of the Eurasian world.
Keywords: Eurasian, Russia-Eurasia, identity, national unity, public cultural policy.
References
1. Eurazijstvo. Opit sistematicheskogo izlozenija [Eurasianism. Experience of a systematic exposition] Mir Rossii-Evrasii [World Russia-Eurasia] Moscow, 1995. Pp. 233-290 (In Russ.).
2. Karsavin L.P. Osnovy politiki [Policy framework] Rossiya mezdu Europoj i Aziej: eurazijskij soblazn. Antologija. Moscow: NaukaPubl., 1993. Pp. 174—217 (In Russ.).
3. Osnovy gosudarstvennoy kulturnoy politiki [Fundamentals of state cultural policy] Available at: http//static.kremlin.ru/media/events/files accessed 30.07.2015 (In Russ.).
4. Trubetzkoy N.S. Evropa i chelovechestvo [Europe and humanity] Istorija. Kultura. Jazik [History. Culture. Language] Moscow, Progress Publ., 1995. Pp. 55-105 (In Russ.).
5. Trubetzkoy N.S. Obtsheeuraziyskij nazionalizm [Pan-Eurasian nationalism ] Istorija. Kultura. Jazik [ History. Culture. Language]. Moscow, Progress Publ., 1995. Pp. 417—428 (In Russ.).
6. Chumakov A.N. Filosovskiye problemi globalizastii [philosophical problems of globalization] Moscow, 2015. 172 p. (In Russ.).
7. Yurlova, S.V. Tolerantnost' I patriotism: paradoksy postsovetskoy identichnosti [Tolerance and patriotism: paradoxes of post-Soviet identity] in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universite-ta. Serija: Filisofija. Soziologija. Kulturologija [=Bulletin of the Chelyabinsk State University. Series: Philosophy. Sociology. Cultural], 2014, no 17(346), iss. 33, pp.109-114. (In Russ.).