НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А . В . БРУШЛИНСКОГО В КОНТЕКСТЕ
СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНОГО ПОДХОДА
З . И. Рябикина, Г Ю. Фоменко, Л. Н. Ожигова1
В статье анализируется 10-летняя ретроспектива проведения регулярных тематических конференций психологами Кубанского университета совместно с коллегами Института психологии РАН по развитию идей субъектного подхода в психологии. Осуществлена рефлексия пройденного пути и осмысление состоявшегося и достигнутого. В фокусе рассмотрения в большей мере организационный аспект научной активности, характеризующий развитие фундаментальной научной темы через фиксацию организованных психологами Кубанского университета встреч и дискуссий между коллегами из различных образовательных и научных организаций Российской федерации и зарубежья, развивающих в своих исследованиях субъектный подход. Формулируются и обсуждаются программные положения теоретико-методологического оформления субъектно-бытийного подхода и психологии человеческого бытия. Обоснована правомерность активного использования понятия «бытие» психологами. Проясняется психологическое содержание понятия «бытие личности» как объективированной в процессах и предметах мира субъективности. Проанализирована категориальная сетка основных понятий субъектно-бытийного подхода: личность, субъект, бытие (аутентичное/неаутентичное), со-бытие, пространства бытия (предметно-пространственная среда, время, пространство межличностных отношений и т.д.), границы пространств бытия, самоактуализация, личностная идентичность. У1-я Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Личность и бытие: субъектный подход», посвященная 80-летию со дня рождения А. В. Брушлинского, рассматривается как очередной важный этап в развитии идей этого выдающегося учёного на площадке Кубанского университета.
Ключевые слова: субъектный подход, субъектно-бытийный подход, субъект, личность, бытие, со-бытие, пространства бытия, идентичность личности.
25-26 октября 2013 г. в Кубанском государственном университете прошла VI Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конферен-
1 Рябикина Зинаида Ивановна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета. Эл. почта: ryabikina@manag.kubsu.ru;
Фоменко Галина Юрьевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета. Эл. почта: fomgal27@ mail.ru;
Ожигова Людмила Николаевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета. Эл. почта: topvolna@mail.ru
ция «Личность и бытие: субъектный подход». В этом году она была посвящена 80-летию со дня рождения А. В. Брушлинского. Но юбилейный характер прошедшей конференции связан не только с датой рождения выдающегося отечественного психолога. Цикл научных форумов, включивших шесть основных и солидное количество дополнительных научных мероприятий (среди которых большое количество Всероссийских семинаров и несколько конференций с более конкретной тематикой) начался в 2002 г. Таким образом, можно говорить о 10-летней истории проведения регулярных тематических конференций психологами Кубанского университета совместно с коллегами Института психологии РАН по развитию идей субъектного подхода в психологии. Это побуждает к рефлексии пройденного пути, к осмыслению состоявшегося и достигнутого.
Остановимся на ретроспективе проведенных мероприятий и несколько подробнее на содержании только что завершившейся конференции. В фокусе нашего рассмотрения в большей мере организационный аспект научной активности, характеризующий развитие фундаментальной научной темы через фиксацию организованных нами встреч и дискуссий между коллегами из различных образовательных и научных организаций Российской Федерации и зарубежья, развивающих в своих исследованиях субъектный подход.
Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие» была проведена 14-15 октября 2002 г. Материалы конференции были изданы в пяти томах [5, 6, 7, 8, 9]. Книга «Теория и методология» содержала тексты, отразившие выступления, сделанные на пленарных заседаниях. Как программные для теоретико-методологического оформления субъектно-бы-тийного подхода и психологии человеческого бытия можно выделить статьи З. И. Рябикиной [26] и В. В. Знакова [2].
З. И. Рябикина свою статью «Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире» посвятила обоснованию правомерности активного использования понятия «бытие» психологами, поскольку уже в процессе подготовки к конференции возникла дискуссия об обоснованности включения категории «бытие» в название психологической конференции (и в научный психологический дискурс), так как она является философской и, следовательно, более абстрактной, чем это позволительно психологическому понятию. В докладе проясняется психологическое содержание понятия «бытие личности», которое рассматривается как объективированная в процессах и предметах мира субъективность. Бытие, по мнению З. И. Рябикиной, есть процесс воплощения смыслового содержания личности в фактах средовых преобразований [26, с. 19]. Акцентировано внимание на том, что личность и бытие могут быть поняты только как взаимозависимые аспекты единого целого, взаимообусловливаю-щие друг друга стороны тотальности.
В. В. Знаков в статье «Психология субъекта: вариант А. В. Брушлинского» обосновывает, что А. В. Брушлинский разработал целостный и оригинальный
вариант психологии субъекта. По мнению В. В. Знакова, принципиальная новизна целостной концепции психологии субъекта заключается главным образом в трёх основных положениях. Во-первых, в переходе от микросемантического к макроаналитическому методу познания психического; во-вторых, в значительном расширении представлений о содержании активности как фактора детерминации психики; в-третьих, в целостном системном характере исследования динамического, структурного и регулятивного планов анализа психологии субъекта.
Вторая конференция была проведена через год, 20-21 ноября 2003 г., что отразило востребованность в научном сообществе дискуссий по проблемам субъекта и субъектности, а также установку организаторов на высокую интенсивность дальнейшей научно-исследовательской и организационной работы. Уточнённое направление анализа обусловило некоторое изменение в названии конференции (которое более уже не изменялось) «Личность и бытие: субъектный подход». Введение категории «субъект» в рассмотрение феноменологии «личность — бытие» уточнило методологические, теоретические, исследовательские позиции участников дискуссий. Основные секции и круглые столы: «Личность и образование: субъектный подход», «Личность как субъект интерпретации социального мира», «Личность в пространстве экономических и профессиональных отношений», «Личность и нормативная реальность: поиск конструктивного бытия (в контексте проблем силовых ведомств)», «Проблемы самореализации личности в различных пространствах её бытия», «Гендерная идентичность и социальное партнёрство в решении гендерных проблем», «Социальная работа и проблемы социальной поддержки личности», «Психотравмирующие факторы современной жизни и проблемы психологической поддержки аутентичного бытия личности». Материалы конференции были изданы в трёх томах [10].
Необходимость углублённого рассмотрения более конкретных проблем личности как субъекта бытия обусловила организацию и проведение нескольких всероссийских семинаров. В мае 2004 г. состоялся семинар «Гендерные аспекты бытия личности» [1]. Участниками была сформулирована идея о развитии междисциплинарной составляющей психологических исследований гендерных аспектов бытия личности в пространстве экономического знания. Реализовать эту идею позволил следующий Всероссийский научно-практический семинар «Личность как субъект экономического бытия: гендерный аспект» (27-28 мая 2005 г.) [21], создавший возможность для интеграции усилий учёных и практиков, занимающихся решением гендерных проблем в области экономических отношений.
19-20 ноября 2004 г. был проведён Всероссийский семинар «Личность и бытие: психологическая поддержка аутентичного бытия личности» [24]. В название темы семинара включено несколько ключевых для современной пси-
хологической науки понятий: «личность», «бытие», «аутентичность», «психологическая поддержка». У каждого из них своя история становления, множественность интерпретаций в различающихся теоретико-методологических контекстах, что не может не затруднять дискуссию. Но это же одновременно становится одной из причин, побуждающих к дискуссии.
Продолжим хронологию событий. В начале 2005 г. Институтом психологии РАН издана коллективная монография «Субъект, личность и психология человеческого бытия» [28], ставшая лауреатом конкурса на лучшую научную книгу (конкурс был проведен Фондом развития отечественного образования). Монография во многом базировалась на результатах тех научных дискуссий, которые развернулись на перечисленных форумах. Необходимо подчеркнуть, что 11 (из 18) авторов данной монографии — психологи КубГУ и других вузов Кубани.
11-12 ноября 2005 г. состоялась III Всероссийская конференция «Личность и бытие: субъектный подход», организованная психологами КубГУ совместно с Институтом психологии РАН при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-06-1428). Материалы конференции были изданы в шести сборниках [11, 12, 13, 14, 15, 16].
Произошло продвижение по пути более глубокого и всестороннего осмысления ключевой проблемы, заявленной на конференции, что отразилось в содержании докладов многих участников. К программным можно отнести выступления З. И. Рябикиной «Личность как субъект бытия и со-бытия: психологический аспект анализа» [27] и В. В. Знакова «Психология человеческого бытия и самопонимание личности» [3].
З. И. Рябикина отмечала, что теоретическое осмысление проблем личности на современном этапе, а также эмпирические исследования в этой области создают основу для оформления бытийного подхода к рассмотрению личности в психологии. Рассмотрение личности как субъекта бытия, ось «личность — бытие» как организующий принцип в анализе закономерностей и феноменологии личности предполагают в качестве основных выделение таких категорий, как: личность, субъект, бытие (аутентичное/неаутентичное), со-бытие, пространства бытия (предметно-пространственная среда, время, пространство межличностных отношений и т.д.), границы пространств бытия, самоактуализация, личностная идентичность и др. В качестве принципиальных положений, важных для понимания субъектно-бытийного подхода, З. И. Рябикина выделяет следующее: «.пока человек жив и существует как субъект, наделённый сознанием, он «бытийствует», он сам и есть бытие» [27, с. 6]; а также то, что «в контексте бытийного подхода рассмотрение структуры личности предполагает, что бытие не только выступает внешней причиной, обусловливающей становление личности и её функционирование, но пространства бытия личности непосредственно включается в её организацию» [27, с. 6]. Подчеркивается, что бытие личности
всегда есть со-бытие с другим и это значительно усложняет проблему организации личностью ее бытийных пространств, так как она сталкивается с сопротивлением бытия других людей, хотя возможны и ситуации, когда бытие другого человека становится поддерживающим ресурсом личности.
В. В. Знаков в своём докладе отмечает, что психология, как и другие науки, эволюционировала от классической парадигмы к неклассической, а затем к постнеклассической. Наиболее значимым в этом контексте для развития психологии субъекта В. В. Знаков считает то, что постнеклассический тип рациональных суждений даёт возможность учёным избежать противопоставления номотетического и идиографического способов исследования и реализовать единство естественнонаучных и гуманитарных методов понимания изучаемых явлений [3]. Психология человеческого бытия представляет собой то направление развития, ту сторону психологии субъекта, которая возникла с появлением постнеклассической парадигмы. В. В. Знаков перечисляет и раскрывает те особенности психологии человеческого бытия, которые позволяют назвать её новой областью психологической науки. К таковым относятся: теоретические основания (в психологии человеческого бытия одновременно реализуются, дополняя и обогащая друг друга, когнитивная и экзистенциальная исследовательские парадигмы); предмет психологии человеческого бытия (смысловые образования, выражающие ценностное отношение к миру); единицы анализа психического, их интегративный характер (целостными единицами являются события, ситуации и пр.); методы познания психической реальности (их набор должен создавать возможность делать выводы о сочетании отражения действительности и порождения, конструирования человеком новых реальностей).
Закономерным результатом продолжающихся научных дискуссий стала изданная в 2005 г. коллективная монография «Психология личности и её бытия: теория, исследования, практика», подготовленная коллективом авторов КубГУ [23]. Данное издание знаменовало открытие серии «Труды психологов Кубанского государственного университета». Книга включала три раздела: «Теоретические основания подхода к рассмотрению психологических проблем личности и её бытия»; «Исследования феноменологии и закономерностей бытия и со-бытия личности»; «Практика психологической поддержки и сопровождения личности в различных пространствах бытия».
IV научная конференция «Личность и бытие: субъектный подход» была посвящена 75-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и состоялась 15-16 октября 2008 г. в Институте психологии РАН. Кубанский государственный университет выступил ее соорганизатором.
Результаты работы конференции были отражены в научном издании её материалов (ответственные редакторы А. Л. Журавлёв, В. В. Знаков, З. И. Рябикина), в котором представлены работы, посвящённые психологии субъекта и психо-
логии человеческого бытия, описывающие исследования индивидуального и группового субъекта в современных социальных условиях, субъектные и личностные характеристики саморегуляции человека, а также личности в отношениях со-бытия с другими людьми [18].
В 2009 г. в Институте психологии РАН подготовлен и издан сборник научных трудов участников IV Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход», включивший развёрнутые доклады, наиболее важные для понимания нового этапа в развитии представлений о субъектном подходе [29]. Во введении отмечалось, что усиление значения категории «субъект» в психологии имеет свои основания не только в логике развития самой науки, но и в тех макросоциальных изменениях, которые отражает наука. Радикальные изменения социального устройства российского общества сделали востребованными индивидуальную инициативу человека, его самостоятельность и ответственность, самоопределение и самореализацию. Категория «субъект» обрела статус системообразующей, выполняющей методологические функции. Структура книги отражает принцип от общего к частному: от общетеоретических проблем субъектного подхода в психологии до конкретных примеров его реализации. Раздел 1 «Теоретические основания субъектного подхода в психологии». Раздел 2 «Основные направления психологического анализа» состоит из трёх рубрик, отражающих более конкретные аспекты рассмотрения субъекта: «Субъект жизни», «Субъект развития», «Субъект деятельности». Данные направления имеют определённые основания для выделения разных аспектов реализации субъекта. Субъект жизни — наиболее общее направление реализации; субъект развития предполагает выделение задач развития как важнейших на жизненном пути человека; субъект деятельности — более узкая область реализации человека как субъекта прежде всего профессиональной деятельности. Раздел 3 «Экспериментальные исследования психологии субъекта» включает рубрики, отражающие конкретные области реализации этого подхода. Работы сотрудников КубГУ были представлены во всех разделах данного сборника.
В русле более конкретных проблем личности как субъекта бытия психологами КубГУ совместно с коллегами из Южного федерального университета была проведена конференция «Традиции и современность на Северном Кавказе: личность как субъект организации времени своей жизни» (26-27 сентября 2008 г., Геленджик). В научных дискуссиях подчеркивалось, что современный человек живёт в условиях быстрых социокультурных, политических и экономических изменений. Проблема изменчивости бытия личности, ускоряющийся темп и меняющиеся условия жизни требуют от человека рационального использования времени. Перед личностью встаёт задача найти способы, механизмы, регуляторы, позволяющие интегрировать, синхронизировать про-
цессы различных сфер своего бытия, активно и осознано использовать время своей жизни [20].
В русле субъектно-бытийного подхода интенсивно развивается психология безопасности личности. 6 февраля 2009 г. в КубГУ был организован круглый стол «Актуальные проблемы психологии безопасности личности и общества». Этим мероприятием начала работу Лаборатория психологии безопасности личности при Институте социогуманитарных проблем КубГУ (под руководством профессора Г. Ю. Фоменко). Научным консультантом лаборатории является декан факультета психологии Московского государственного университета, доктор психологических наук, профессор Ю. П. Зинченко [22].
27-30 июня 2009 г. в Адлере был проведён Всероссийский научно-практический семинар «Безопасность личности и общества в условиях масштабных изменений». Начиная с V Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (2010 г.), на конференциях в разных тематических вариациях работает секция, связанная с проблематикой безопасности личности как субъекта бытия.
21 апреля 2011 г. состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Угрозы безопасности личности: экспертная оценка и психологические аспекты защиты личности» [30], а 17 мая 2013 г. — Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасность человека в социокультурных системах».
Интенсивная разработка данной проблематики кубанскими психологами и регулярность проведения научно-практических мероприятий позволили определиться с проблемным полем психологии безопасности, ориентированным на определение оптимальных психологических условий динамической равновесности в системах «личность — общество» и «личность — государство». При этом безопасность личности понимается как возможность сохранения ею своей целостности и ощущения аутентичного бытия в условиях динамичной реальности с помощью конструктивного разрешения системы разноуровневых противоречий.
Следующая V конференция «Личность и бытие: субъектный подход» состоялась в 2010 г. снова в Краснодаре. Помимо сборника материалов по её итогам была подготовлена коллективная монография «Психология субъекта и психология человеческого бытия» (под редакцией В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко) [25]. Главная цель монографии состояла в анализе трёх научных направлений: психологии субъекта, субъектно-бытийного подхода к личности, психологии человеческого бытия.
В целях дальнейшей реализации задачи более углублённого рассмотрения конкретных проблем личности как субъекта бытия 27-29 сентября 2012 г. на базе Сочинского государственного университета была организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие:
проблемы, закономерности и феноменология со-бытийности». В определении тем для рассмотрения мы исходили из особенностей современного этапа науки, проявившихся в незавершающейся дискуссии об «исчезающем субъекте» и одновременно признании актуальности исследований личности как субъекта. В бытийной практике, с одной стороны, наблюдается нарастание прессинга социального контроля над личностью, с другой стороны, прослеживается естественное стремление человека использовать доступные ресурсы для наращивания своих возможностей как субъекта своей жизни, субъекта своего бытия и со-бытия с Другими. Отсюда запрос на более глубокую научную рефлексию закономерностей и феноменологии личности как субъекта бытия. Одно из таких направлений анализа и интерпретации — сфера отношений личности с другими людьми. Это одно из пространств бытийности, которое личность стремится организовать в соответствии со структурой своих личностных смыслов, реализуя потребность в аутентичном бытии в пространстве отношений с другим человеком (или с групповым субъектом). Бытие всегда есть со-бытие, так как, создавая реальность своего бытия, объективируя в этом процессе свой замысел, личность сталкивается с сопротивлением или поддержкой бытия других людей, воплощающих свои смыслы, создающих свое личное бытие в пространстве тех же предметов, событий и в то же время [27].
Тематика симпозиумов, круглых столов, мастер-классов отображает основные проблемы, вынесенные на обсуждение: «Теоретико-методологические основания анализа и практика исследований со-бытия личности»; «Феноменология со-бытийности в контексте проблем психологии безопасности»; «Личность как субъект со-бытия и феноменология со-бытийности в близких отношениях»; «Проблемы со-бытийности в образовательном пространстве и в профессиональном сообществе», «Со-бытийность в пространстве психотерапевтического процесса», «Личностная идентичность в социокультурной ситуации быстро изменяющихся со-бытийных сообществ».
В 2013 г. психологи Кубанского университета приняли активное участие в юбилейных конференциях, посвящённых 80-летию А. В. Брушлинского в МГУ и Институте психологии РАН (30 мая — 1 июня 2013 г. Всероссийская научная конференция «Идеи О. К. Тихомирова и А. В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения) [4]; 10-11 октября Международная конференция, посвящённая 80-летию А. В. Брушлинского, «Человек, субъект, личность в современной психологии» [31]). Цикл юбилейных конференций завершился 25-26 октября 2013 г., когда в Кубанском государственном университете прошла VI Всероссийская научно-практическая конференция (с иностранным участием) «Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А. В. Брушлинского)» (при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-14058).
Конференция открылась с демонстрации видеоролика, посвящённого памяти А. В. Брушлинского. В разделе, характеризующем развитие идей выдающегося российского ученого, основной материал составляли коллективные монографии и сборники конференций «Личность и бытие: субъектный подход», проведённых психологами Кубанского университета совместно с Институтом психологии РАН.
Пленарное заседание началось с доклада З. И. Рябикиной (Краснодар) «Перспективные направления исследований личности как субъекта бытия». В докладе отмечены основные проблемные тренды, обусловливающие трансформацию субъектности личности: нарастающая виртуализация бытия и события; расширение сфер бытия, в которых субъектность делегируется личностью другим субъектам (при этом в обществе потребления интенсифицируется навязывание лжесубъектности под влиянием рекламы, давления моды и пр.); продолжающиеся гендерные трансформации, изменяющие характер субъектных позиций мужчин и женщин; изменения телеологического аспекта жизни из-за отсутствия внятной общей идеи, направляющей развитие не в статусе декларации, а ясно соотносимой с экзистенциальным опытом человека, с «культурным кодом» этноса такой идеи, которая могла бы мобилизовать и направить субъектную активность отдельного человека на обретение личностной идентичности в реализуемом проекте общественного устройства.
Т. В. Корнилова (Москва) выступила с докладом «Креативность, ригидность и рефлексивность в системе интеллектуально-личностного потенциала субъекта». В современном изменяющемся мире высоко оценивается в личности сочетание чувствительности к противоречиям, толерантности к неопределенности и в то же время ясности и рациональности мышления. Вместе с тем возможность сочетания таких качеств оценивается психологами как довольно проблематичная. Исследователями разрабатывается представление о динамических регулятивных системах (ДРС) как конкретизации принципа единства аффекта и интеллекта. В докладе изложен один из аспектов движения на этом пути, в рамках которого раскрываются структуры и функциональные связи единого интеллектуально-личностного потенциала человека как субъекта познания и деятельности. Т. В. Корнилова остановилась на представлении эмпирических данных о взаимосвязях рассматриваемых переменных.
В. В. Знаков (Москва) в своём докладе «Непостижимое и таинственное в экзистенциальном опыте субъекта» напомнил слушателям, что исследование проблем тоталитаризма, свободы, гуманизма, духовности невозможно без привлечения категории опыта (А. В. Брушлинский показал это на примере исторического опыта). Важная роль экзистенциального опыта в человеческом бытии и недостаточная изученность этого феномена не вызывают сомнения. В. В. Знаков перечислил признаки экзистенциального опыта и акцентировал внимание на том, что, будучи компонентом человеческого бытия, он включает
и объективно непостижимые для субъекта области. Человек живет в многомерном мире, состоящем из эмпирической, социокультурной и экзистенциальной реальностей. Внепонятийное, иррациональное, бессознательное и надсо-знательное знание об этих реальностях можно характеризовать или как «непостижимое в себе», или как «непостижимое для нас». Составляющей экзистенциального опыта является не только непостижимое, но и тайна. Разумное понимание тайны как атрибута экзистенциального опыта заключается в осознании бессмысленности усилий, направленных на ее раскрытие, разоблачение. Тайна существует в опыте онтологически, а попытки сформулировать и разрешить ее как познавательную когнитивную проблему приходят в противоречие с гносеологической плоскостью рассмотрения этого феномена.
Н. В. Гришина (Санкт-Петербург) представила доклад «Жизненные выборы как транзитивные точки жизненного сценария». Рассматривая понятие выбора, широко используемого в психологической науке, Н. В. Гришина подчеркнула, что наиболее «молярно» понятие жизненного выбора, относящееся к выборам, осуществляемым в формате человеческой жизни. Осуществление жизненного выбора представляет собой переходную, транзитивную точку жизненного сценария человека, изменяющую его жизненную ситуацию (либо оставляющую ее неизменной в случае отказа от возможностей) и определяющую его дальнейшую жизнь. Результаты исследований позволили автору сформулировать ряд важных тезисов, которые в докладе были эмпирически проиллюстрированы. Автор обращает внимание на особую сложность исследований выборов в значимых для личности жизненных ситуациях в силу невозможности для исследователя непосредственно присутствовать в ситуации выбора, не оказывая при этом на него влияния.
В докладе Е. Е. Сапоговой (Тула) «Забота о себе»: самопостроение Я как смысловой системы» было отмечено, что любой взрослый человек, будучи центром собственной жизни и осознавая свою единичность и временность/конечность своего существования в мире, испытывает ментальную необходимость самовыговаривания, в котором пытается закреплять, верифицировать, удостоверять собственное бытие. Автонаррация выполняет для субъекта жиз-нетворческую функцию и может быть понята как вариант более общего психологического феномена — заботы о себе (в терминологии М. Фуко). Забота о себе рассматривается как своеобразная технология производства субъективности, право и возможность человека свободно изобрести, построить себя. Говоря о построении Я как смысловой системе, докладчик выделяет несколько герменевтических процессов, которые потенциально выполняют эти жизнет-ворческие функции.
В. А. Лабунская (Ростов-на-Дону) в своём докладе «Тенденции со-бытия женщин с негативной трансформацией внешнего облика в результате террористического акта» констатировала недостаточную изученность понятия
«со-бытие» как отражения тенденций взаимодействия человека с миром и с другими людьми после пережитого террористического акта, повлекшего физические изменения человека, трансформации визуального имиджа. В связи с этим докладчик исследовала определение тенденции со-бытия и их отличия у женщин с трансформацией и без негативной трансформации внешнего облика в результате террористического акта.
Тенденции со-бытия выяснялись на основе комплекса показателей: оценки значимости ценностей; оценки жизненных ситуаций; антиципации угрозы, направления посттравматических переживаний. Эмпирическим объектом исследования выступили женщины, пострадавшие во время террористического акта в городе Беслане (2004 г.). Исследование показало, что ценностные приоритеты женщин, имеющих негативные трансформации внешнего облика, отличаются увеличением ценностей самоконтроля, самоограничения, сочетанием терпимости и требовательности. Ценности саморазвития в сочетании с самообладанием, жертвенностью воспринимаются как более значимые женщинами, не имеющими визуальных презентаций трансформаций внешнего облика. Выявлены и другие тенденции.
Г. Ю. Фоменко представила доклад «Эвристичность идей А. В. Брушлинского для психологии безопасности личности». Впервые в систематизированном виде взгляды А. В. Брушлинского на психологию безопасности были изложены в его статье «Субъект безопасности и безопасность субъекта» в 1996 г. При этом автор доклада полагает, что вклад Брушлинского этим не исчерпывается и для развития психологии безопасности личности эвристичен весь комплекс его воззрений и идей.
В настоящее время все исследователи в качестве главной опасности для человека и человечества в целом отмечают то обстоятельство, что у людей может не хватить психологических ресурсов для того, чтобы справиться с требованиями, характером и темпами преобразования социальной действительности. Трудами А. В. Брушлинского, его гуманистической трактовкой человека как субъекта доказана принципиальная возможность преодолевать социально-психологические условия, деформирующие развитие личности, сохранять целостность и аутентичность бытия личности в современных условиях циви-лизационных сдвигов и разломов.
В. П. Бедерханова в своём докладе «Межличностное взаимодействие в образовательном процессе: субъектный подход» акцентировала внимание слушателей на том, что в области образования в контексте рассмотрения межличностного взаимодействия на основе субъектного подхода особо значимы вопросы о личностно-профессиональной позиции педагога. Отношение к учащемуся/студенту как субъекту собственной жизни, как цели и ценности образования характеризует позицию педагога-гуманиста, способного создать
человеческое пространство общения, условия для ценностно-смыслового равенства с ним.
Педагог как субъект образовательного процесса формируется в процессе педагогического образования, строящегося на основе самоопределения субъекта в содержании культуры. Для будущего педагога это самоопределение, прежде всего в ценностях развития и образования человека, в освоении будущим педагогом норм и средств педагогической деятельности, ее культурных образцов, технологий, методов, методик.
Далее работа конференции продолжалась в секциях, отразивших различные направления теоретического осмысления проблем субъектного, субъектно-бытийного подходов и реализованных эмпирических проектов: «Психология субъекта и человеческого бытия», «Личность как субъект бытия», «Субъект труда и профессиональной деятельности», «Субъекты образовательного процесса в их взаимодействии», «Гендерный аспект бытия и со-бытия личности», «Безопасность личности в условиях трансформации современного общества», «Социокультурные трансформации: от индивидуального субъекта к социально ответственному субъекту», «Личность как субъект общения и со-бытия».
VI Всероссийская конференция «Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А. В. Брушлинского)» завершилась, но не завершаются процессы научного познания и научные дискуссии. К достижениям отечественной психологии, оказывающим самое активное влияние на приращение научного психологического знания, на интерпретацию психологической феноменологии человека, понимание закономерностей его поведения, следует отнести субъектный подход и различные конкретизирующие его теоретические ветви, в частности, субъектно-бытийный подход к личности, создающий новые перспективы в осмыслении проблем человека в современном мире.
Библиографический список
1. Гендерные аспекты бытия личности: материалы Всерос. науч.-практ. семинара. Краснодар: КубГУ, 2004.
2. Знаков В. В. Психология субъекта: вариант А. В. Брушлинского // Личность и бытие: Теория и методология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2003.
3. Знаков В. В. Психология человеческого бытия и самопонимание личности // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005.
4. Идеи О. К. Тихомирова и А. В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): материалы Всерос. науч. конференции (с иностранным участием). М.: МГУ, 2013.
5. Личность и бытие: Теория и методология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2003. Кн. 1.
6. Личность и бытие: Личность и социальная реальность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2003. Кн. 2.
7. Личность и бытие: Личность и образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2003. Кн. 3.
8. Личность и бытие: Личность и профессия: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2003. Кн. 4.
9. Личность и бытие: Личность и отдельные аспекты ее бытия: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2003. Кн. 5.
10. Личность и бытие: субъектный подход: материалы II Всерос. науч.-практ. конф; в 3 кн. Краснодар: КубГУ, 2004.
11. Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2005. Кн. 1.
12. Личность и бытие: субъектный подход. Парадигма субъекта в междисциплинарных исследованиях личности и бытия: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2005. Кн. 2.
13. Личность и бытие: субъектный подход. Становление и реализация субъектно-сти личности в образовании: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2005. Кн. 3.
14. Личность и бытие: субъектный подход. Становление и реализация субъектности личности в профессии: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2005. Кн. 4.
15. Личность и бытие: субъектный подход. Психология субъекта и гендерные аспекты бытия личности: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2005. Кн. 5.
16. Личность и бытие: субъектный подход. Психологическая поддержка личности в различных пространствах ее бытия: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2005. Кн. 6.
17. Личность и бытие: проблемы, закономерности и феноменология со-бытийности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2012.
18. Личность и бытие: субъектный подход: материалы науч. конф., посвящённой 75-летию со дня рождения А. В. Брушлинского, 15-16 октября 2008 г. М.: Институт психологии РАН, 2008.
19. Личность и бытие: субъектный подход (к 80-летию со дня рождения А. В. Брушлинского): материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием). М.; Краснодар: КубГУ, 2013.
20. Личность как субъект организации времени своей жизни: сб. науч. ст. Краснодар: КубГУ, 2008.
21. Личность как субъект экономического бытия: гендерный аспект. Теория и практика гендерного анализа: материалы V Всерос. науч.-практ. семинара. Краснодар: КубГУ, 2005.
22. Психология безопасности: междисциплинарный подход // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 2.
23. Психология личности и её бытия: теория, исследования, практика. Краснодар: КубГУ, 2005.
24. Психологическая поддержка аутентичного бытия личности в различных пространствах её бытия: материалы Всерос. науч.-практ. семинара; в 2 ч. Краснодар: КубГУ, 2005.
25. Психология субъекта и психология человеческого бытия: монография. Краснодар: КубГУ, 2010.
26. Рябикина З. И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире // Личность и бытие: Теория и методология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2003.
27. Рябикина З. И. Личность как субъект бытия и со-бытия: психологический аспект анализа // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005.
28. Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Институт психологии РАН, 2005.
29. Субъектный подход в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2009.
30. Угрозы безопасности личности: экспертная оценка и психологические аспекты защиты личности: материалы Всерос. науч.-практ. семинара. Краснодар: КубГУ, 2011.
31. Человек, субъект, личность в современной психологии. материалы Междунар. конф., посвящённой 80-летию А. В. Брушлинского; в 3 т. М.: Институт психологии РАН, 2013.
Статья поступила в редакцию 30.09.2013.
DEVELOPMENT OF IDEAS BY A. V. BRUSHLINSKY'S IN SUBJECT-BEING
APPROACH CONTEXT
Z. I. Riabikina, G. Yu. Fomenko, L. N. Ozhigova
Riabikina, Zinaida Ivanovna, Prof., Dr. Sci. (Psychology), Kuban State University, Chair for Personal and General Psychology. E-mail: ryabikina@manag.kubsu.ru.
Fomenko, Galina Yuryevna, Prof., Dr. Sci. (Psychology) at Chair for Personal and General Psychology, Kuban State University. E-mail: fomgal27@mail.ru.
Ozhigova, Ludmila Nikolaevna — Prof., Dr. Sci. (Psychology) at Chair for Personal and General Psychology, Kuban State University. E-mail: topvolna@mail.ru.
The article analyses a decade retrospective review of regular thematic conferences by Kuban State University psychologists with Rus. Acad. Sci. Psychology Institute devoted to developing the theories of subject approach in psychology. Research activity is focused as major characterising fundamental research theme by means of fixing scientific meetings hold by KubSU jointly with Russian and foreign colleagues developing subject approach in their researches. Programmatic theoretical and methodological postulations are discussed for shaping subject-being approach and human being psychology. Being notion use is proved for active use by psychologists. Human being notion psychological content is clarified as objectified in processes and subjects of subjectivity world. A categorical net of basic notions is analyzed of subject-being approach like personality, subject, being (authentic/non-authentic), co-being,
being space (subject-space environment, time, the space of interpersonal relations, etc.), limits of being spaces, self-actualisation, personal identity. Personality and being: subject approach 6th Russian practical conference devoted to A. V. Brushlinsky's 80th anniversary is approached to as the stage at developing his prominent theories in Kuban State University. Key words: Subject approach, subject-being approach, subject, personality, being, co-being, being spaces, personal identity.
References
1. Gendernye aspekty bytiya lichnosti: Materialy Vserossiyskogo nauch.-prakt.seminara [Gender aspects of personal being. Minutes of scientific seminar], Krasnodar, KubSU, 2004.
2. Znakov, V V. Psikhologiya sub'ekta: variant A. V. Brushlinskogo, Lichnost' i bytie: Teoriya i metodologiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Subjective psychology: the version by A. V. Brushlinsky, Personality and being: the theory and methodology. Minutes], Krasnodar, KubSU, 2003.
3. Znakov, V V Psikhologiya chelovecheskogo bytiya i samoponimanie lichnosti, Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod. Lichnost' kak sub'ekt bytiya: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya analiza: Mater. 3 Vseros. nauch.-prakt. konf. [Psychology of human being and personal self-understanding, Personality and being. Minutes] Krasnodar, Kuban State University, 2005.
4. Idei O. K. Tikhomirova i A. V. Brushlinskogo i fundamental''nye problemy psikhologii (k 80-letiyu so dnya rozhdeniya). Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (s inostrannym uchastiem) [Theories by O. K. Tikhomirov and A. V. Brushlinsky and fundamental problems of psychology. Minutes]. Moscow, MSU, 2013.
5. Lichnost' i bytie: Teoriya i metodologiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personality and being: theory and methodology. Minutes], v.1. Krasnodar, KubSU, 2003.
6. Lichnost' i bytie: Teoriya i metodologiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personality and being: theory and methodology. Minutes], v.2. Krasnodar, KubSU, 2003.
7. Lichnost' i bytie: Teoriya i metodologiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personality and being: theory and methodology. Minutes], v.3. Krasnodar, KubSU, 2003.
8. Lichnost' i bytie: Teoriya i metodologiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personality and being: theory and methodology. Minutes], v.4. Krasnodar, KubSU, 2003.
9. Lichnost' i bytie: Teoriya i metodologiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personality and being: theory and methodology. Minutes], v.5. Krasnodar, KubSU, 2003.
10. Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod: Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personality and being: subjective approach], in 3 volumes Krasnodar: KubSU, 2004.
11. Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod. Lichnost' kak sub'ekt bytiya: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya analiza: Mater. III Vseros. nauch.-prakt. konf.
[Personality and being: subjective approach. Personality as a subject of being: theoretical and methodological grounds for analysis. Minutes] v.1. Krasnodar: KubSU, 2005.
12. Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod. Paradigma sub'ekta v mezhdistsiplinarnykh issledovaniyakh lichnosti i bytiya: Mater. III Vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality and being: subjective approach. Subject paradigm in interdisciplinary researches of personality and being. Minutes] v.2. Krasnodar, KubSU, 2005.
13. Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod. Stanovlenie i realizatsiya sub'ektnosti lichnosti v obrazovanii: Mater. III Vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality and being: subjective approach. Personal subjectivity becoming and realization in education. Minutes] v.3. Krasnodar: KubSU, 2005.
14. Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod. Stanovlenie i realizatsiya sub'ektnosti lichnosti v professii: Mater. III Vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality and being: subjective approach. Personal subjectivity becoming and realization in pprofession. Minutes] v.4. Krasnodar: KubSU, 2005.
15. Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod. Psikhologiya sub'ekta i gendernye aspekty bytiya lichnosti: Mater. III Vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality and being: subjective approach. Personal psychology and gender aspects of personal being. Minutes] v. 5. Krasnodar: KubSU, 2005.
16. Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod. Psikhologicheskaya podderzhka lichnosti v razlichnykh prostranstvakh ee bytiya: Mater. III Vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality and being: subjective approach. Personal pshychological support in diverse spaces of its being. Minutes] v.6. Krasnodar: KubSU, 2005.
17. Lichnost' i bytie: problemy, zakonomernosti i fenomenologiya so-bytiynosti: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality and being: problems, patterns and phenomenology of co-being], Krasnodar: KubSU, 2012.
18. Lichnost' i bytie: sub 'ektnyy podkhod. Materialy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 75-letiyu so dnya rozhdeniya A. V. Brushlinskogo, 15-16 oktyabrya 2008 g. M.: Institut psikhologii Rus. Acad. Sci., 2008.
19. Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod (k 80-letiyu so dnya rozhdeniya A. V. Brushlinskogo): materialy VI Vseros.nauch.-prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) [Personality and being: subjective approach. On the 80th anniversary of A. V. Brushlinsky] M., Krasnodar, KubSU, 2013.
20. Lichnost' kak sub'ekt organizatsii vremeni svoey zhizni: sb. nauch. st. [Personality as a subject of organising its lifetime: Collected articles], Krasnodar, KubSU,2008.
21. Lichnost' kak sub'ekt ekonomicheskogo bytiya: gendernyy aspekt. Teoriya i praktika gendernogo analiza: Mater.V Vseros. nauch.-prakt.seminara [Personality as a subject of econimica being: gender aspect. Theory and practice of gender analysis. Munites], Krasnodar: KubSU,2005.
22. Psikhologiya bezopasnosti: mezhdistsiplinarnyy podkhod [Psychology of security: interdisciplinary approach], Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, 2009. № 2.
23. Psikhologiya lichnosti i ee bytiya: teoriya, issledovaniya, praktika [Personal and ontological psychology: theory, researches and practice], Krasnodar: KubSU, 2005.
24. Psikhologicheskaya podderzhka autentichnogo bytiya lichnosti v razlichnykh prostranstvakh ee bytiya: Mater. Vserossiyskogo nauch.-prakt. seminara [Psychological
support of personal authentic being in different spaces. Minutes], Krasnodar: KubSU, 2005. V 2-ukh ch.
25. Psikhologiya sub'ekta i psikhologiya chelovecheskogo bytiya: monografiya [Subject psychology and human being psychology. Monograph], Krasnodar, KubSU, 2010.
26. Riabikina, Z. I. Lichnost' i ee bytie v bystro menyayushchemsya mire, Lichnost' i bytie: Teoriya i metodologiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personality and its being in a fast-paced world. Personality and being. Minutes], Krasnodar: KubSU, 2003.
27. Riabikina, Z. I. Lichnost' kak sub'ekt bytiya i so-bytiya: psikhologicheskiy aspekt analiza, Lichnost' i bytie: sub'ektnyy podkhod. Lichnost' kak sub'ekt bytiya: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya analiza: Mater. III Vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality as being and co-being subject: psychological aspect of analysis. Minutes], Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t, 2005.
28. Sub'ekt, lichnost' i psikhologiya chelovecheskogo bytiya [A subject, a personality and the psychology of human being], Moscow, Institut psikhologii Rus. Acad. Sci., 2005.
29. Sub'ektnyy podkhod v psikhologii [Subjective approach i psychology], Moscow, Institut psikhologii Rus. Acad. Sci., 2009.
30. Ugrozy bezopasnosti lichnosti: ekspertnaya otsenka i psikhologicheskie aspekty zashchity lichnosti: materialy Vserossiyskogo nauchno-prakticheskogo seminara [Personal security threats: expert assessment and psychological aspects of personal protection. Minutes], Krasnodar. KubSU, 2011.
31. Chelovek, sub'ekt, lichnost' v sovremennoy psikhologii. Materialy mezhdunarodnoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu A. V. Brushlinskogo [Human, subject, and personality in modern psychology. Minutes of the conference devoted to 80th anniversary of A. V. Brushlinsky]. In 3 volumes, Moscow, Institut psikhologii Rus. Acad. Sci., 2013.