УДК 373(091)
ББК 74.03(2Рос)6
Пазгалова Екатерина Сергеевна аспирант кафедра педагогики Вологодский государственный педагогический университет
г. Вологда Pazgalova Ekaterina Sergeevna Post-graduate Chair of Pedagogics Vologda State Pedagogical University Vologda ekaterina.pazgalova@yandex.ru Развитие идеи всеобщего обучения в деятельности Вологодского губернского земства General Education Idea Development in the Activities of the Vologda Provincial Country Council
В статье рассматривается деятельность земских учреждений на этапе введения всеобщего начального обучения в Вологодской губернии. Прослеживается динамика роста начальных школ по уездам, показаны взаимоотношения Вологодского губернского и уездных земств, сопоставляются различные возможности уездов губернии по внедрению всеобщего обучения.
The article considers the activities of country councils at the stage of introducing general elementary education in the Vologda province. Dynamics of elementary schools growth in districts is traced; relationship between Vologda provincial and district country councils are shown; various possibilities of districts for general education introduction are compared.
Ключевые слова: земство; школьная сеть; всеобщее обучение; Вологодское губернское земство; школьный район; начальное образование; школьная карта уезда; Вологодская губерния.
Key words: country council; school network; general education; Vologda provincial country council; school area; primary education; school map of the district; Vologda province.
В настоящее время пристальное внимание властных структур уделяется вопросу децентрализованного распределения финансовых средств в регионах. В связи с этим особый интерес приобретает существующий исторический опыт принятия подобных решений в регионах. Одним из наиболее распространенных примеров являлась работа земских учреждений в России во второй половине XIX - начале ХХ века. В этот период земства являлись ключевым органом организации и функционирования самоуправления в регионах. Историко-
педагогическое осмысление опыта деятельности земских учреждений и его анализ с позиций сегодняшнего дня позволяет избежать ряда сложностей в условиях перехода к системе эффективного местного самоуправления.
Вопрос о введении всеобщего обучения в Вологодской губернии впервые был затронут на заседании Вологодского губернского земского собрания 1 февраля 1903 года. Согласно проведенным губернской управой в 1898-1899 годах исследованиям положение начального образования в Вологодской губернии было крайне плачевным. Во всех школах обучалось только 49,2% детей школьного возраста (9-11 лет), то есть больше половины их были лишены возможности обучаться. При этом соотношение полов учащихся являлось неравномерным: если мальчиков училось почти 85%, то девочек, посещающих школы, было только 18,1% [5, с. 274].Таким образом, в начале ХХ века Вологодская губерния была еще совсем не готова к реализации подобных проектов, до этого губернское земство почти не занималось развитием начального образования и не имело опыта в осуществлении работ подобного рода.
Согласно следующему исследованию, проведенному губернской управой, к детям школьного возраста были отнесены учащиеся от 9 до 12 лет, максимальное расстояние для посещения школы учащимися при хождении пешком составляло для Вологодской губернии три версты, число учащихся приходящихся на одного учителя с учетом малолюдности и разбросанности населения управа определила в 42 человека. Школа с одним педагогом должна обслуживать район с населением в 600 человек и радиусом не больше трех верст. При этом для введения всеобщего обучения в 1903 году необходимо было открыть в губернии еще 1237 однокомплектных школ с их ежегодным содержанием в 804 050 рублей. Из десяти уездных земских управ Вологодской губернии только Никольская, Сольвычегодская, Велико-Устюгская и Яренская высказали предложения о возможности оплаты части расходов проектируемых училищ [3, с. 478-489]. Исследование, проведенное губернской управой в 1898-1899 годах, было наиболее статистически грамотным, поэтому оно было принято за основу.
Необходимость открытия новых школ в Вологодской губернии усугублялась недостатком средств, проблемами подбора учительских кадров, школьного строительства, устройства ночлежных приютов для детей, что влекло за собой дополнительные финансовые расходы.
На 1 января 1910 года школьные сети, карты и финансовые планы были составлены по всем (кроме Грязовецкого) уездам Вологодской губернии и представлены в Министерство народного просвещения, а по Никольскому уезду уже и утверждены. На содержание начальных училищ этого уезда казной были отпущены необходимые средства, на которые Никольское земство в текущем году открыло 43 земских училища. Остальные земства ждали пособия от казны на осуществление плана всеобщего обучения, при этом некоторые из них, открывали новые земские училища на местные средства. В 1909 году было открыто в Вологодской губернии начальных школ в уездах: Вельском - 4, Кад-никовском - 5, Тотемском - 15,Устьсысольском - 12, Яренском - 6, Вологодском - 12, Грязовецком - 3, а всего, считая и 43 школы в Никольском уезде, открыто 100 начальных училищ [2, с 1-2]. В ожидании утверждения планов школьных сетей, которое длилось в некоторых случаях до нескольких лет, уездные земства губернии сами находили средства и открывали положенные по сети училища, в чем некоторые из них смогли даже преуспеть.
Всего начальных школ гражданского и церковного ведомства в Вологодской губернии к 1 января 1910 года было 1494. При этом в губернии ощущалась острая необходимость в открытии новых школ. Для заполнения школьной сети нужно было открыть: 1) по Вологодскому уезду 80 школ, 2) по Грязо-вецкому - 36 школ, 3) по Вельскому - 65 школ, 4) по Велико-Устюгскому - 112 школ, 5) по Сольвычегодскому - 72 школы, 6) по Кадниковскому - 44 школы, 7) по Тотемскому - 59 школ, 8) по Устьсысольскому - 20 школ, 9) по Яренско-му - 56 школ, и 10) по Никольскому - 123 школы [2, с. 2]. Количество начальных училищ по школьным сетям Вологодской губернии к 1 января 1910 года представлено в таблице 1.
Число начальных училищ согласно школьным сетям Вологодской губернии на 1 января 1910 года
2 со о Число школ в уезде Количество школ ведомств Нужно открыть школ в уезде
Гражданского Духовного
О * § ^ о я 8 ч я Одно- классные Итого е - ы -х н йу ° « о Д ас -е оы я и ч <-> О £ Итого Всего
Велико-Устюгский 251 3 52 55 - 84 84 139 112
Вельский 186 2 52 54 1 66 67 121 65
Вологодский 278 4 107 111 - 87 87 198 80
Грязовецкий 193 3 77 80 - 77 77 157 36
Кадниковский 210 2 77 79 1 86 87 166 44
Никольский 321 3 121 124 - 74 74 198 123
Сольвычегодский 196 7 45 52 3 69 72 124 72
Тотемский 217 3 92 95 1 62 63 158 59
Устьсысольский 170 2 93 95 2 53 55 150 20
Яренский 139 5 26 31 3 49 52 83 56
Как показывает таблица 1, разброс числа школ в уездах был достаточно большим: от 321 в Никольском уезде до 139 в Яренском, при этом подавляющее количество детей посещало одноклассные земские школы, церковноприходские школы и школы грамоты. Число министерских двухклассных училищ и двухклассных церковно-приходских школ в уездах было невелико. Самую большую потребность в школах испытывали восточные уезды губернии (Никольский и Велико-Устюгский), огромные по своей территории. Одним из наиболее прогрессивных уездов губернии являлся Грязовецкий, с компактной площадью уезда и небольшим количеством жителей. Устьсысольский уезд не испытывал значительной потребности в школах из-за малочисленности населения.
Главными затруднениями при введении всеобщего образования в Вологодской губернии являлись: 1) несвоевременный отпуск казною денег на создание школьной сети, 2) недостаток в специально подготовленных кандидатах на учительские должности, 3) сложность в поиске для школ пригодных помещений, 4) бедность населения, отсутствие обуви и одежды, что не позволяло всем детям школьного возраста посещать училища, 5) непонимание населением важности школьного обучения.
С реализацией на практике закона «О всеобщем обучении» от 3 мая 1908 года число начальных училищ в Вологодской губернии стало увеличиваться. По данным директора народных училищ, начальных училищ было к 1 января 1908 года - 638, к 1 января 1909 года - 679, к 1 января 1910 года - 776, к 1 января 1911 года - 868. Помимо училищ Министерства народного просвещения в губернии на 1 января 1911 года функционировали 766 школ духовного ведомства, что составляло 1634 училища. Тем не менее, на совещании инспекторов народных училищ Вологодской губернии летом 1910 года было выяснено, что для введения всеобщего обучения в губернии еще требовалось открыть 667 новых школ, так как детей остающихся вне школы в губернии было 75 000 человек [4, с 1-6]. Поэтому достижение всеобщей грамотности населения в Вологодской губернии при существующих темпах роста школ откладывалось на весьма долговременную перспективу.
Общее количество начальных училищ возросло в Вологодской губернии в течение 4 лет на 211: на 1 января 1912 года состояло 1009 училищ, к 1 января 1913 - 1116, на 1 января 1914 - 1192, на 1 января 1915 года - 1220 училищ. Тем не менее, высокая потребность населения в начальном образовании была далеко не удовлетворена, и в ближайшем будущем намечалось открытие ряда новых народных училищ. Согласно сведениям уездных земских управ к началу 19151916 учебного года для окончательного выполнения утвержденных Министерством народного просвещения школьных сетей предстояло открыть в губернии 114 школ с 668 школьными комплектами, что отражено в таблице 2 [1, с. 1-3].
Таблица 2
губернии, предполагаемых к открытию согласно школьной сети
Уезды Предположено открыть по школьной сети Открыто к началу 1915/16 года Остается еще открыть
Школ Комплектов Школ Комплектов Школ Комплектов
Вологодскому 212 320 208 268 4 52
Вельскому 190 276 160 259 30 17
Грязовецкому 170 236 170 210 - 26
Кадниковскому 234 471 234 305 - 166
Никольскому 313 581 279 471 34 110
Сольвычегодскому 168 306 168 258 - 48
Велико-Устюгскому 230 396 192 269 38 127
Тотемскому 191 343 191 248 - 95
Яренскому 111 200 106 187 5 13
Устьсысольскому 177 297 174 283 3 14
Итого: 1996 3226 1882 2758 114 668
Тем не менее, общие темпы заполнения школьных комплектов, заплани-
рованных по школьной сети, оставались недостаточно быстрыми, для полного достижения всеобщего обучения даже к 1920 году. Школьными районами оставались неохваченными очень многие населенные пункты губернии, большие расстояния до школ не позволяли посещать их детям в сильные морозы, при отсутствии теплой одежды и обуви. На устройство при школах ночлежных приютов и организацию горячего питания школьников необходимы были средства, которые не всегда находились у земских учреждений Вологодской губернии. Значительная их часть затрачивалась на строительство новых школ, так как большие расстояния от сел и их малонаселенность требовали строить в несколько раз больше училищ, чем при скученном проживании населения на малой территории.
В итоге достижение всеобщего обучения при существующих темпах открытия начальных школ уездными земствами к заявленным срокам (1920 год), по нашему мнению, не представлялось возможным. Но, не смотря на все факторы, затрудняющие работу земств по введению всеобщего обучения: бюрократические задержки, неблагоприятные географические условия в Вологодской губернии (разбросанность территорий и малонаселенность), недостаток средств и другое, земские учреждения в данной деятельности добились весьма
неплохих результатов. Основными особенностями деятельности губернского земства, на наш взгляд, являлись проведение тщательного статистического исследования для планирования и составления школьных сетей, составление списков земских и министерских школ для облегчения работы уездных земств, поддержка ходатайств уездных земств, общий контроль действий уездных управ, посредничество между ними и Министерством народного просвещения. Все эти меры способствовали скорейшему введению всеобщего обучения на территории Вологодской губернии, но его полное достижение было невозможно, из-за событий 1917 года и связанных с ними перемен.
Библиографический список
1. Журналы Вологодского Г убернского Земского Собрания очередной сессии 1915 года. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. - Вологда: Типография П.А. Цветова, 1916. - 900 с.
2. Журналы Вологодского Губернского Земского Собрания, второй очередной сессии XIV трехлетия. - Вологда: Типография Вологодского Губернского Правления, 1910. - 1050 с.
3. Журналы Вологодского Губернского Земского Собрания, третьей очередной сессии XI трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. - Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1903. - 1088 с.
4. Журналы Вологодского Губернского Земского Собрания, третьей очередной сессии XIV трехлетия. - Вологда: Типография Вологодского Губернского Правления, 1911. - 1590 с.
5. Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898-1899 гг.: [в 2 т.]. Т. II. - Ярославль: Типо-лит. Э.Г. Фальк; Вологда: Типо-лит. Шахова и Клыкова, 1901. - 317 с.: 5 табл.
Bibliography
1. Magazines of the Vologda Provincial Country Council Meeting of Regular Session of 1915. Reports of the Vologda Provincial Country Council Justice and Annex to Them. - Vologda: Tsvetov's Printing House, 1916. - 900 p.
2. Magazines of the Vologda Provincial Country Council Meeting, the Second Regular Session, XIV Triennial. - Vologda: Printing House of the Vologda Provincial Board, 1910. - 1050 p.
3. Magazines of the Vologda Provincial Country Council Meeting, the Third Regular Session, XI Triennial. Reports of the Vologda Provincial Country Council Justice and Annex to Them. - Vologda: Tipo-Litografiya of Shakhov and Klykov, 1903. - 1088 p.
4. Magazines of the Vologda Provincial Country Council Meeting, the Third Regular Session, XIV XI Triennial. - Vologda: Printing House of the Vologda Provincial Board, 1911. - 1590 p.
5. Primary Education in the Vologda Province According to 1898-1899: [In 2 V.]. V. II. - Yaroslavl: Tipo-Lit. of E.G.Falk; Vologda: Tipo-Lit. of Shakhov and Klykov, 1901. - 317 p.: 5 tab.