A.A. Суриковым Комплексная программа сохранения и развития системы образования Алтайского края. Однако сама по себе программа всех проблем, конечно, не решает, она является лишь механизмом их осуществления. Необходима постоянная работа по претворению проектов и целевых подпрограмм в жизнь, что пока не всегда получается.
Впрочем, мне менее всего хотелось бы критиковать сегодня краевой комитет по образованию за нерешенность ключевых проблем обучения и воспитания молодежи. Свою долю ответственности за нынешнюю ситуацию он, конечно, несет, но не в этом главная причина нынешних бед.
Сегодняшняя ситуация в образовании — результат плохо подготовленных реформ российского общества 1990-х годов и в какой-то степени дальнее эхо проблем советской школы. Ее может исправить, прежде всего, последовательная национально-государственная политика руководства страны, да... простой доцент вуза и учитель школы, на ком смогло удержаться (в той мере, в какой это удалось) отечественное образование и авторитет русской национальной школы.
Правда, и эта надежда тоже может быть тщетной. За хорошими словами о возрождении России, национального достоинства ее народа, заботе о судьбах будущих поколений у нынешнего президента страны пока не следует конкретных дел. Мы до сих пор не знаем, в какую гавань движется государство, куда его хотят привести сегодняшние руководители. Судя по многим признакам, в стране по-прежнему правит олигархия. О таких понятиях, как совестливость, честь, достоинство, нравственность даже не говорится. Не видно никаких признаков борьбы с коррупцией и преступностью, захлестнувших страну. Тысячи и тысячи детей сегодня бродяжничают, познавая азбуку выживания уголовного мира, и это фактически не тревожит ни государственные органы, ни общественность. В этих условиях трудно говорить о государственной воле, способствующей созданию в стране просвещенного общества с высокой моралью. В реформе образования мы откатились на уровень гайдаровского подхода к преобразованию страны в начале 1990-х годов, а в некоторых новациях пошли значительно дальше.
Этому не смогли помешать и губернаторы «красных регионов», многие из которых «порозовели», «побелели» и даже «почернели», борясь за сохранение своих постов, приспосабливаясь к либерально-демократическому центру. Их нельзя оправдать, но понять можно:
Библиографический список
1. Писарев Д.И. Соч. т. 3.— М., 1956. — С. 95-96.
Статья поступила в редколлегию 17.05.07
они вынуждены решать повседневные проблемы хозяйственной и политической жизни своих территорий.
Есть пределы прочности и у рядовых работников фронта образования. Среди них все меньше тех, кто трудится ради идеи, общественного призвания, по зову души. Все больше тех, кто не без основания требует гарантий цивилизованной оплаты труда, а также тех, кто получив высокую квалификацию, уходит из системы образования туда, где больше платят. Тает прослойка элиты духовности в самом фундаменте образовательного процесса, сокращается когорта бессеребреников — тех, кто служил трудящемуся человеку не за страх, а за совесть. Учительство, профессура в атмосфере всеобщей коррупции и взяточничества развращаются поборами, некорректным репетиторством или уезжают из страны в поисках более высоких заработков.
Такая ситуация вновь возвращает нас на политический уровень решения проблемы. Государство должно гарантировать равное образование для всех, достойные условия жизни тех, кто в нем занят. Если мы провозгласили себя частью демократического сообщества, мы должны соблюдать его стандарты. Всемирный доклад по образованию 2000 года озаглавлен: «Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни». Хорошая цель! Хорошая норма!..
ЗАКРЫВАЮ прочитанную книгу И.В. Бестужева-Лады «Нужна ли школе реформа?». Ставлю ее на полку рядом с другой его новой книгой «Альтернативная цивилизация», где речь идет о становлении не просто информационного общества, а о сообществе, в котором главным будет единство знания и культуры, умение людей своевременно использовать анализ информации для решения повседневных и стратегических задач развития, человека, этноса, человечества.
Непрерывное образование каждого человека, общество просвещенных людей могут стать реальностью. Но для этого нужна твердая воля и честность политиков, убежденность и стремление постичь знания, накопленные человечеством, каждым человеком... А память возвращает к мудрости и прозорливости выдающегося мыслителя России XIX века Д.И. Писарева: «Когда общество доходит до известной высоты развития, тогда оно начинает требовать от своих членов, чтобы у них были определенные и сознательные убеждения и чтобы они держались за свои убеждения. Кроме обыкновенной честности является тогда высшая честность, честность политическая... » [1]. Появится ли это когда-нибудь у нас?
УДК 37.013 Г.Г. Гранатов
РАЗВИТИЕ ИДЕИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАНИИ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ
В статье описаны этапы развития идеи дополнительности в науке и даны главные ориентиры ее формирования в естественнонаучном образовании. Указано где и какую информацию по преобразованию этой идеи можно найти в учебно-методическом пособии по современному естествознанию для развивающего образования (и самообразования) студентов.
Развитие идеи дополнительности следует искать в картины Природы он яростно отстаивал свою «теорию оптике И. Ньютона (1675-1704 г.г.). В спорах с Х. Гюй- истечения света», основанную на представлении о свете, генсом и Р. Гуком в построении основ механической как потоке световых корпускул, считая свет, как и веще-
ство, структурным объектом. Описание природы и явлений света он связывал с его гравитационными взаимодействиями с веществом. Однако, он признавал наличие у света и волновых свойств. Более того, в его последней модели световые корпускулы, распространяясь в упругом эфире, вращались вокруг оси, совпадающей с вектором их скорости, возбуждали тем самым эфирные волны и в своем поступательном движении испытывали на них «приступы» легкого отражения и прохождения. Длина световой волны у него — это расстояние, которое световая корпускула пролетает за время одного оборота. Как видим, здесь налицо доминирование корпускулярного представления, но в сочетании с волновым. Это уже не дуализм, а дополнительность, как асимметричная гармония казалось бы несочетаемых представлений — т.е. здесь уже «Противоположности являются дополнениями» (Н. Бор).
Интересно отметить, что Ф. Энгельс, раскрывая диалектику отношения таких противоположностей, как случайность и необходимость, называл случайность именно дополнением к необходимости» (цит. по (1, с. 15). Однако, приоритет открытия 1927 г. и плодотворного использования идеи дополнительности при описании квантовых явлений принадлежит Нильсу Бору. В 1927 г. Н. Бор писал: «Две точки зрения на природу света являются скорее двумя различными попытками интерпретации экспериментального материала, в которых ограниченность классических понятий находит взаимно дополняющее выражение» (2, с. 32). В последующем дополнительность стала рассматриваться как теория, концепция, способ понимания, описания и исследования экспериментальных данных, устанавливающий определенное соотношение дополнительности между двумя взаимно исключающими представлениями, картинами, свойствами, типами информации, выраженными на языке классических (неадекватных) понятий (3, с. 9, 13-14, 20-21, 38, 42, 140).
Мир как движущаяся материя не может быть познан вне диалектической дополнительности противоположностей, полярных категорий и т.д. В связи с этим, М. Кор-нфорт приходит к вполне обоснованному выводу: «Истина заключается в том — и это один из глубоких принципов диалектического мышления — что при конкретном анализе конкретных условий мы всегда должны связывать «противоположные», но дополняющие друг друга и неотделимые друг от друга аспекты или черты, которые являет нам конкретная действительность» (цит. по (3, с. 79).
В наше время в формировании интегративного понятия о «картине Природы и феномене человека» взаимо-
дополняющие пары «противоположных» категорий пронизывают все науки о Природе, социуме и человеке (4, с. 121-122). Однако, учебное познание не может полностью повторять исторический ход научного познания и, прежде всего, ввиду необходимости ускорения темпов познания научных истин. Поэтому при изучении «Концепций современного естествознания» (КСЕ) мы поэтапно (основание, ядро, следствия, общее критическое истолкование) формируем у студентов понятие дополнительности с учетом бюджета времени и их будущей специализации. В разработанном нами учебно-методическом пособии, написанном в свете идеи дополнительности и с использованием соответствующего обобщеннодиалектического метода, информация о развитии этой идеи дана не в историко-хронологическом порядке. В пособии в контексте изучения научной картины Природы представлена значительная информация об истоках зарождения этой идеи и о всех формах ее реализации в науке:
1. Истоки, предпосылки и зарождение — (4, с. 61, 118-119, 123, 134, 269, 271, 340-345).
2. Принцип дополнительности — (4, с. 10, 43, 49, 51, 59, 61, 115, 119-124, 492).
3. Закономерность живой природы и мышления человека (4, с. 236, 238, 251, 265-266, 275-276)
4. Метод — (4, с. 15, 26, 34, 134, 115, 117, 197, 359360, 433-436).
5. Концепция — (4, с. 117-118, 424-428, 438-442).
В зависимости от вышеуказанных обстоятельств и
других условий, преподаватель или студент могут, ориентируясь на обобщенные планы изучения идеи (в форме принципа) и метода (4, с. 559-560, 672-573), самостоятельно спроектировать способ ознакомления с нужной информацией или форму изучения соответствующих понятий.
Заключая, отметим, что идея дополнительности, пройдя путь от квантово-физического принципа и метода, в наше время стала фундаментальной и общенаучной. Более того, мы полагаем, что процесс овладения любым «человеком разумным» идеей дополнительности, начинаясь с момента осознания им дополнительности (относительно-устойчивой асимметричной гармонии) в свойствах своего мышления, может пойти по описанному пути качественного преобразования (от свойства — к методу и концепции развивающего самообразования) и соответствующего качественного преобразования (стиля, вида, уровня) его педагогического-рефлексивного идейно-понятийного субъективно-эмоционального, мышления (5, с. 111-143).
Библиографический список
1.Баженов Л.Б. Дополнительность и единство противоположностей / Л. Б. Баженов // Сб. «Принцип дополнительности и материалистическая диалектика.— М. : Наука, 1976.— С. 5-15.
2.Бор Н. Избранные научные труды / Н. Бор. — М. : Наука, 1972. — Т. 2. — 675 с.
3.Принцип дополнительности и материалистическая диалектика / отв. ред. Л.Б. Баженов.— М. : Наука, 1976.— 368 с.
4.Гранатов Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий) : учебно— методич. пособие / Г.Г. Гранатов. — М. : Флинта; МПСИ, 2005. — 576 с.
5.Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления) / Г.Г. Гранатов.— Магнитогорск : МаГУ, 2000. — 195 с.
Статья поступила в редколлегию 25.05.07