Научная статья на тему 'Развитие и государственное регулирование зернового рынка АПК'

Развитие и государственное регулирование зернового рынка АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ЗЕРНОВЫХ РЫНКОВ / ЦЕНОВЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / АЛГОРИТМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Е. А.

административные и экономические методы регулирования зернового рынка оказываются не эффективными, в результате его участники несут большие потери. Автор статьи рассматривает возможности регулирования рынка зерна с участием государства, для этого рассматривает тенденции теории развития зернового рынка, предлагает типологизацию зерновых рынков по уровню их развития, а также алгоритм регулирования зернового рынка в условиях высокой ценовой волатильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и государственное регулирование зернового рынка АПК»

<я X X

И м - R

¡5 и

5 за it 15

2 о

а н ч о

к а

W я

13 S

* I

а

«

н

н

3

R S

X

«

4

V

W «

Я

a

а о

ч

V

Т о о

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

162,4

140,

120J

Г108,6

К'49,7

0,1 2,2/

1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Годы

Источник: [5, с. 503; 6, с. 89; 7, с. 127; 9, с. 194].

Рис. 3. Число подключенных терминалов сотовой связи на 100 человек населения РФ (на конец года), шт.

Литература

1. Аверин С. Обзор мирового рынка сотовой связи. Итоги 2004 года. Часть 2 // http:www.sotovik.ru.

2. Голышко А. Как зарождалась сотовая связь // Радио. 2000. № 10.

3. Голышко А. На подступах к цифровой сотовой связи // Радио. 2000. № 11.

4. Ергебеков Г. Услуги пейджинговой связи // Радио, 1999, №2.

5. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010, с. 503.

6. Связь в России. 2006: Стат. сб. / Росстат. - М.: Росстат, 2006, с. 89.

7. Связь в России. 2008: Стат. Сб. / Росстат. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008, с. 127.

8. Связь в России. 2010: Стат.сб. / Росстат. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010, с. 119.

9. Транспорт и связь в России: Статистический сборник / Госкомстат России. -М.: Госкомстат России, 2001, с. 169.

Е.А. Быкова

РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕРНОВОГО РЫНКА АПК

THE DEVELOPMENT AND REGULATION OF GRAIN MARKET APK

Аннотация: административные и экономические методы регулирования зернового рынка оказываются не эффективными, в результате его участники несут большие потери. Автор статьи рассматривает возможности регулирования рынка зерна с участием государства, для этого рассматривает тенденции теории развития зернового рынка, предлагает типологизацию зерновых рынков по уровню их развития,

© Е.А. Быкова, 2012

а также алгоритм регулирования зернового рынка в условиях высокой ценовой волатильности.

Ключевые слова: зерновой рынок, государственное регулирование, типологизация зерновых рынков, ценовые деформации, алгоритм регулирования зернового рынка.

Abstract: administrative and economic methods of regulating the grain market are not effective, resulting in its members bear heavy losses. The author considers the possibility of regulating the grain market, with the participation of the state, for it examines trends in the theory of the grain market, offers a typology of grain markets in terms of their development, market power, the volume of proposals, as well as the ability to regulate the grain market in conditions of high price volatility.

Keywords: grain market, government regulation, a typology of new grain market, algorithm control of the grain market.

Актуальность разработки методологических и практических положений решения проблем повышения эффективности регулирования развития зернового рынка возрастает в связи с глобализацией мировых социально-экономических процессов и вступлением России в ВТО.

Сегодня имеется много неоднозначных формулировок исследуемой категории «зерновой рынок». Многие определяют рынок как институт или механизм организационной формы торговли. Мы рассматриваем зерновой рынок с позиции маркетинга, с учетом его определяющего влияния на эффективность зернового бизнеса и на удовлетворение потребностей населения. Современный зерновой рынок понимается нами как система социально-экономических векторных отношений, возникающих при формировании предложения и спроса на зерновую продукцию между производителями, участниками рыночной инфраструктуры, потребителями и домашними хозяйствами, с использованием понятий субъектов зернового рынка (производители, продавцы, покупатели, другие участники рынка) и объектов рынка -продукты, удовлетворяющие потребности покупателей (зерно, зернопродукты, услуги).

Необходимость совершенствования теории организации зерновых рынков продиктована быстрой динамикой современных рыночных отношений, что в свою очередь требует глубокого анализа явлений, процессов в этой отрасли, изучения закономерностей формирования рынков и их инфраструктуры. Зерновой рынок рассматривается нами как составная часть зернопродуктового подкомплекса, охватывающего производство, распределение, обмен, потребление зернового сырья и продуктов питания с воспроизводственными характеристиками. Главным требованием, элементом механизма регулирования является конкурсное, прозрачное (транспарентное) проведение торгов. Система регулирования цен замыкается через бюджетные организации анализа и оценки складывающейся ситуации на рынке зерна. Ценовое регулирование паритетного обмена между участниками рынка следует осуществлять на федеральном и региональном уровнях.

Экономику функционирования зернового рынка на макро-, мезо- и микрорегиональном уровнях удобно анализировать по цепи доходов всех участников рынка зерна, соответственно, доходов предприятий поставщиков ресурсов, производителей зерна, перерабатывающей сферы, сервиса, оптовой, мелкооптовой, розничной торговли, объем ресурсов государственной поддержки функционирования предприятий всех сфер зернового бизнеса (дотации, компенсации, формирование лизингового фонда и т. д.), налогов предприятий участников зернового бизнеса, объемов импорта и экспорта зернопродуктов. Наши исследования показали, что до 90-х годов производитель зерна в нашем регионе получал порядка 60% от стоимости булки хлеба и других зерновых изделий, благодаря мощному государственному субсидированию [3, с.37]. Затем эта доля быстро сокращалась, к началу 1997 года она

составляла около 25% [2, c.199], а в прошлом году - менее 20%. Сравнивая эти уровни с зарубежной практикой (в США - 7,8%), с высокой вероятностью можно прогнозировать дальнейшее снижение доли отечественного производителя в конечной цене по зерновым продуктам. Низкая доля доходов производителей зерна снижает их конкурентные возможности, побуждает искать более эффективные маркетинговые решения, создавать собственные перерабатывающие мощности, упаковку, розничную реализацию, и др.

Факторы спроса и предложения, формируемые на глобальных сырьевых продовольственных рынках, сегодня во многом определяют бизнес-технологию производства, экономическую конъюнктуру, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов регионального зернового бизнеса. Согласно статистике в прошлом 2011 году в мире было произведено зерна больше чем когда либо. В общей сложности мировой сбор зерновых составил 2295 млн. т, что на 53 млн. т больше по сравнению с рекордным 2009 годом. Потребление зерна в прошлом году возросло на 90 млн. т и составило в общей сложности 2280 млн. т [4].

К весне 2012 г. сложилась положительная тенденция по зерновым котировкам на фоне новостей о заморозках в европейских странах, а также сообщений о возможном введении Россией ограничительных пошлин на экспорт зерна, т.к. прогнозировалась гибель 15% посевов пшеницы. По пострадавшим России, Украине, Польше, Франции, Германии урожай может снизиться до 10%. Урожай 2012 г. в нашей стране, судя по всему, будет заметно меньше прошлогоднего. Но большинство сельхозтоваропроизводителей смотрят на это с оптимизмом. Сочетание относительно невысокого урожая и хорошего качества зерна на Юге России бывает не часто. Обычно урожай бывает или слишком велик, чтобы за зерно давали хорошую цену, или слишком мал, чтобы производители могли на нем хорошо заработать.

Сегодня (июль, 2012 г.) цены на продовольственную пшеницу 4-го класса в черноморских портах в среднем составляют 8,8-8,9 тыс. руб./т. В рекордном 2007/2008 маркетинговом году (м.г.) они достигали 9-10 тыс. руб./т. Если в 2011/2012 м.г. Россия собрала 94,2 млн. т зерна и экспортировала рекордные 27 млн. т, то в 2012/2013 м.г. валовой сбор зерна может составить 85 млн. т с экспортным потенциалом не менее 20 млн. т. Напомним, что внутренние потребности нашей страны составляют 72 млн. т (уровень последних лет) [5].

Обычно цены падают в начале маркетингового года (с 1 июля), когда на рынок поступает зерно нового урожая. За последние 10 лет рост цен в начальном периоде маркетингового года случился только однажды (2010/2011 м.г.). Тогда причиной этого стала засуха. В этом году такой засухи нет, но цены обновляют свой исторический максимум. Сейчас стоимость зерна формируется в основном взаимодействием четырех факторов: 1) засуха в USA (вызвала рост цен на зарубежных рынках); 2) недавнее снижение Минсельхозом РФ прогноза по урожаю в России с 94 млн. до 85 млн. т; 3) ухудшившиеся условия уборки, на юге с уборкой начались дожди; 4) активная скупка зерна трейдинговыми компаниями.

Сравнительный анализ зерновых рынков по уровню экономического развития требует выделения однородных групп. С этой целью мы разработали методический подход к построению типологии зерновых рынков по уровню товарного предложения и рентабельности продаж зернового сырья с использованием кластерного анализа, позволяющего выделить однородные группы регионального зернового рынка и формировать сходные стратегические решения по их развитию. Кластеризация зерновых рынков по их однородности с использованием итерактивного метода кластерного анализа по К-средним эффективности и сырьевому предложению позволила выделить четыре типа зерновых рынков: развитые, среднеразвитые, слаборазвитые и депрессивные.

Мировая рыночная практика использует широкий спектр методов регулирования рынков зерновой продукции с помощью системы цен и все они требуют инвестирования значительных бюджетных средств. Мы предложили систему ценообразования на зерновое сырье, учитывающую специфику условий нашей страны [2, с. 213; 3, с.131], основные элементы которой используются в Положениях государственного регулирования зернового рынка. Центральным звеном в рекомендуемой нами системе цен являются целевые цены, часто называемые еще контрольными, ориентирными, базисными или нормальными.

Целевые цены исполняют роль нормативных индикаторов паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов от взимания налогов, других расходов, уплаты процентов по кредитам, получения работниками зернового сектора доходов на уровне среднего дохода работающих в других отраслях экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Закупочные цены, как правило, гарантируются государством и устанавливаются органами власти; они должны быть равны или максимально приближены к уровню целевой цены. Цены вмешательства в основном применяются государством в виде залоговых цен в операциях залога. При излишнем снижении рыночных цен на зерно государство скупает зерно на рынке (закупочные интервенции) по минимально гарантированным ценам или выдает кредит под зерновой залог.

Зерно, приобретенное государством по залогу, используется для пополнения федеральных и региональных фондов и для проведения государственных товарных интервенций. В случае дефицита зерна на рынке, приводящего к чрезмерному росту цен, государство реализует зерно из своих запасов по интервенционным ценам. Пороговые цены в системе цен государственного регулирования предназначены для защиты интересов отечественного производителя зерна на собственном рынке от внешних конкурентов с их демпинговой продукцией. Они обеспечивают продовольственную безопасность страны, сохраняют уровень цен на зерно, стимулируют его экспорт при условии сохранения стабильности внутреннего рынка.

Рассмотренная система цен государственного регулирования рынка зерна составляет основу предлагаемого нами механизма ценового регулирования зернового рынка и обобщенный алгоритм принятия решений по регулированию ценовых деформаций зернового рынка. Важным требованием регулирования является конкурсное, прозрачное (транспарентное) проведение торгов. Ценовое регулирование паритетного обмена между участниками рынка необходимо осуществлять на федеральном и региональном уровнях.

На этих уровнях необходимо иметь специальные службы, которые обеспечивают мониторинг цен на зерновые и достоверную динамику цен на промышленную продукцию и услуги. Потери зернового производства, возникающие из-за нарушения ценового баланса и по причине инфляции, необходимо компенсировать соответствующим повышением гарантированных цен или другими формами, обеспечивающими компенсацию удорожания средств производства промышленного происхождения. Величину возникающих диспропорций лучше определять не реже одного раза в квартал с помощью индексации цен, проводимой с использованием работающих статистических методик. Федеральные и региональные министерства сельского хозяйства принимают решения о необходимости и способах оказания регулирующего воздействия на рыночные цены через федеральное ОАО «Объединенная зерновая компания (ОЗК)».

Литература

1. Толмачев А.В.Ценовое регулирование зернового рынка. - Ставрополь, 1995.

2. Толмачев А.В. Экономика и организация зернопродуктового подкомплекса АПК. - М.:, 1996.

3. Толмачев А.В., Быкова Е.А., Душевин А. А. Экономика зернового бизнеса. -Краснодар, 2011.

4. www.aup.ru

5. marketing.rbc.ru

А. С. Егоров

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

THE MAINAREASOF BUSINESSOF THE STATE ANDMUNICIPALITIES

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях. Особое внимание при этом уделяется формам государственной (муниципальной) предпринимательской деятельности и их взаимодействию с предпринимательскими структурами.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность государства, муниципальные образования, предпринимательские структуры, формы собственности, местное самоуправление.

Abstract: the article discusses the main directions of business of the state and municipalities in the modern world. Particular attention is paid to forms of government (municipal) business and their interaction with business structures.

Keywords: business activities of the state, municipalities, business structure, ownership, local government.

В настоящее время выделяют три основных направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований [7]:

• участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций;

• участие в делах приватизированного государственного или муниципального имущества;

• занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.

В соответствии с данными направлениями рассмотрим существующие виды государственных предприятий.

Первое направление, заключающееся в участии в предпринимательской деятельности через создаваемые коммерческие и некоммерческие организации, позволяет выделить три вида организаций: государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия и учреждения. Государственные и муниципальные унитарные предприятия владеют государственным имуществом на праве хозяйственного ведения и, являясь собственниками данного вида предприятий, выполняют возложенные на них обязанности в соответствии со ст. 20 Федерального закона 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [1].

В отличие от первого вида организаций, имущество казенных предприятий и учреждений закреплено за ними на праве оперативного управления. К правам собственника имущества в данном случае относится право конфисковать излишнее

© А.С. Егоров, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.