Обсуждаем ФГОС второго поколения
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника и младшего школьника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создаёт фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки здоровьесберегающего характера.
Литература:
1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.\\Дошкольное воспитание - № 1, № 2, 2000.
3. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательнообразовательного процесса: Методическое пособие. Часть 1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении\Под научной ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003.
4. Карепова Т. Г., Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. -2006. -№ 3. - С. 52-80.
5. Коньшина Л. Г. Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших школьников в условиях модернизции образования//Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. -№ 3.
6. Ли А. Г., Сиденко А. С. Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 6.
7. Лисина Г. А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды для воспитания интеллектуальной и творческой личности в начальной школе//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5.
8. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие д./студ. Высш. пед. уч. завед. -2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия»,2004.
Автор раскрывает особенности развития и формирования мотивации в учебно-познавательной деятельности, приемы и методы формирования мотивации как на на отдельных этапах урока, так и при совместной учебной деятельности.
Никифорова Федора Васильевна
учитель начальных классов МОУ Чурапчинской средней общеобразовательной школы Саха (Якутия)
Развитие и формирование мотивации учения
Какие методы и приемы можно использовать для формирования мотивации учения у учащихся школы?
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, мотивационные установки, дефектные мотивационные установки, устойчивость, осознанность, действенность, внутреннее отношение ребенка, уровень возможностей, перспектива, цели, эмоции, чувство «открытости» к воздействиям.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя
и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Работа учителя, направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
- актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.
- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)
- коррекция дефектных мотивационных установок
- изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
53
Обсуждаем ФГОС второго поколения
Формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.
Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?
Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т. е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.
Следующая группам упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.
Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока
Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.
- Этап вызывания исходной мотивации. На на-
чальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
- Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т. п.).
- Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.
Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Так как каждый этап -это психологическая ситуация.
Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей, “тренировку” мотивов необходимо начинать с первого класса, а задачи на осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации, с конца младшего школьного возраста.
Формирование мотивации совместной учебной деятельности
Рассматривая особенности проявления и развития у школьников мотивов учения, нельзя не затронуть некоторые вопросы, связанные с формированием у них мотивации совместной учебной деятельности.
Если движущей силой учебной деятельности школьника является желание, стремление овла-
54
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Обсуждаем ФГОС второго поколения
деть каким-либо учебным материалом или способом его добывания, то мы анализируем уровень сформированности познавательных и учебно-познавательных мотивов. В коллективной же учебной работе акценты несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером, чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно.
При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции учитель всегда прав, и ребенок покорно, часто неосознанно принимает его точку зрения. Положение же сверстников одинакового. Поэтому ребенок готов спорить с товарищем, ибо изначально считает себя правым. Ребенок осознает, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и товарищ может быть прав.
Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной деятельности школьников.
Прежде всего, учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для включения в совместную учебную деятельность младших школьников игра является одним из наиболее эффективных приемов. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, учащиеся этого возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам учебной работы. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору. Необходимо учитывать:
а) желание детей работать именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе, необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при включении в совместную работу;
б) соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более сильные учащиеся прежде всего хотят помочь
боле слабому, научить его и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно захочет научиться и действовать на равных с сильным;
в) учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы.
Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен предлагать детям непосильную вместе для них работу. Потому что, не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.
Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с четом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Литература
1. Сиденко Е. А. К вопросу об адаптации подростка//Ин-новационные проекты и программы в образовании. -2011. - № 1.
2. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового
возраста.//Муниципальное образование: инновации
и эксперимент. - 2011. - № 2.
3. Сиденко Е. А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике//Иннова-ционные проекты и программы в образовании - 2010. -№ 5.
4. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности//Эксперимент и инновации в школе. -2010.-№ 3.
5. Сидорова И. В., Ананьева А. В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной де-ятельности.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1.
6. Ульянова Н. А. Важность профессиональной мотивации старшеклассников//Инновационные проекты и программы в образовании. -2010.-№ 2.
7. Шустова О. А. Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся//Экспе-римент и инновации в школе. - 2010. - № 5
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
55