УДК 371.32
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРИИ В 1920-1930 гг.
DEVELOPMENT OF ART EDUCATION IN BASHKIRIA IN THE 1920-1930's
З. М. Гафарова Z. M. Gafarova
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа
Аннотация. В статье рассмотрены реорганизация системы художественного образования, появление новых методов подготовки художественных кадров, которые в целом изменили художественную школу и все художественное воспитание в нашей стране. Описан период истории развития методики преподавания рисования - период становления реалистического искусства, где особое внимание в обучении рисованию уделялось рисунку с натуры.
Abstract. The following article considers in detail the reorganisation of the system of art education, the appearance of new training methods of art teachers that have changed the art school and art education in our country. It describes the new period in the history of art teaching methods development. That is the period of realistic art formation, in terms of which special attention was paid to life class in art.
Ключевые слова: художественное образование, методы подготовки художественных кадров, эстетическое воспитание, педагогическая система, методика преподавания, художественная педагогика.
Keywords: art education, training methods of art teachers, aesthetic education, pedagogical system, teaching methods, art pedagogics.
Актуальность исследуемой проблемы. Российская Федерация находится сегодня в состоянии политических и социально-экономических преобразований. Возникшая ситуация требует разумных, глубоко продуманных действий во всех отраслях жизнедеятельности страны, в том числе и в области образования, которое напрямую связано с социально-экономическим, политическим и духовным развитием общества. Заметное снижение престижа педагогической профессии обуславливает необходимость расширения научных представлений о сущности и творческом характере педагогической деятельности, основных закономерностях профессионального становления и формирования личности педагога, путях его самовоспитания и самообразования.
Обращение к опыту профессиональной деятельности педагогов прошлого на практике доказывает жизнеспособность разработанных ими педагогических идей в современном обучении и воспитании новых поколений, с одной стороны, и способствует формированию представлений о предпосылках профессионального становления и факторах развития личности педагога, с другой стороны.
При этом необходимо помнить, что механическое повторение западного опыта для российской системы образования является неприемлемым. У нашей страны имеется свой богатый опыт в области воспитания подрастающего поколения и подготовки педагогических кадров, свои традиции, которые подходят для нашего восприятия мира, для нашего менталитета. Изучение и сопоставление биографий художников-педагогов позволяет обнаружить характер жизненных и творческих противоречий прошлого, лучше понять педагогическое единение во взглядах обучения.
В этой связи в плане исследования представляет интерес научно-педагогическая (их педагогическая система) и культурно-просветительская деятельность художников-педагогов Башкирии начала XX века. Изучение становления и развития художественного образования Башкирии дает возможность лучше представить современные проблемы художественного профессионального образования и пути их решения. Положительные идеи педагогов прошлого, опыт их профессиональной школы необходимо критически осмыслить и принять для дальнейшего развития современной научной мысли, совершенствования художественно-педагогического образования.
Материал и методика исследований. Диагностическое исследование проводилось на базе кафедры педагогики Башкирского государственного университета. В процессе исследований был использован комплекс теоретических методов (анализ научнометодической и специальной литературы по проблеме исследования: изучение архивных материалов, автобиографий, рукописей, культурологические и искусствоведческие исследования, обзор периодических и учебных изданий, педагогической документации; обобщение педагогического опыта).
Результаты исследований и их обсуждение. Нами проделана значительная теоретико-практическая работа по выявлению процесса развития художественного образования и развития изобразительного искусства в Башкирии в начале XX в., однако необходимо отметить, что остаются малоизученными историческая роль многих художников-педагогов Башкирии и их вклад в развитие и становление педагогической системы художественного образования России в целом.
Анализ научной литературы по вышеуказанной проблеме позволил понять развитие и становление художественного образования Башкирии, установить преемственность связей обучения.
Общественная жизнь Уфы в 20-30-х гг. XX в. усиленно менялась: благоустраивались улицы, строились первые крупные многоэтажные дома, открывались новые учебные заведения. В Башкирии «выросла сеть школ, на основе латиницы был создан башкирский алфавит, получил развитие башкирский литературный язык, появились газеты и журналы на данном языке» [5, 36]. Этот период отличился ростом и развитием культуры национальностей, генерацией национальной интеллигенции.
В 1924 г. Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива художников, включающей К. А. Девлеткильдеева, А. П. Лежнева, А. Э. Тюлькина, И. Н. Самарина, Г. П. Черкашенинова. Цель студии -воспитание мастеров для «художественного производства и ремесла». В 1926 г. представители Башнаркомпроса отобрали по школам и интернатам одаренных девушек и юношей на учебу в открывшееся художественное отделение Уфимского техникума искусств. На художественное отделение были приняты 14 студентов русской национальности и 4 -башкирской. «Театрально-декорационное отделение считалось лучшим и единственным в
своем роде как по разнообразию и свободе преподавания, так и по составу выдающихся преподавателей. С молодыми работали П. М. Лебедев, Л. В. Лезенков, А. Э. Тюлькин, И. И. Урядов и другие талантливые мастера. Они давали своим ученикам возможность широкого выбора. Кроме того, встречи, споры о задачах искусства ... открывали новые горизонты перед молодыми художниками, влияли на понимание ими своих задач в новом революционном мире. Казалось, перед молодыми творцами были открыты неограниченные возможности художественного развития. Это были объективно благоприятные времена для создания в провинциях профессиональных кадров творческих работников (именно так их официально называли в прессе)» [9, 128].
В 1930-е гг. перед художниками-педагогами Башкирии встали новые задачи. Нужно было показать темпы и размах строительства, мощь техники, новый быт людей. Словно эхом отзовутся на атмосферу тех лет живописные и графические работы И. Урядова: «Асфальтировка улиц», «Постройка дизельного цеха», «Погрузка угля»; В. С. Сыромят-никова: «Прокатный цех Белорецкого района», «Тубинский рудник», «Доменный цех». Тема нового села также нашла отражение в их картинах. В эти годы уфимские художники часто выезжали с этюдниками в колхозы, новые города, на ишимбайские нефтепромыслы. Так, в 1930 г. А. Э. Тюлькин, В. С. Сыромятников выехали в зерносовхоз «Красная Башкирия». Там были первые сельхозмашины, закупленные в США в период коллективизации. Машинный парк произвел на художников большое впечатление. А. Э. Тюль-кин вспоминал: «Мне казалось, что на поле опустилась огромная стая фантастических птиц, гигантских, с длинными вытянутыми шеями. Синие, красные. <...> И следы трактора мы воспринимали как чудо, как рождение нового узора на земле!» [3, 15]. Здесь художник написал десятки этюдов, в которых основным предметом изображения стали машины. В. С. Сыромятников после той поездки написал картины «Тракторист - ударник совхоза "Красная Башкирия”», «Первая комбайнерка в совхозе "Красная Башкирия”», «Зернохранилище в совхозе» [3]. Скорее всего, такие сюжеты были своеобразным социальным заказом времени, отвечали духу социалистического реализма.
Первые профессиональные художники Башкирии понятие социалистического реализма воспринимали по-своему. К примеру, в своей статье В. Гредель пишет: «Работы И. Урядова показывают, что художник стоит на правильном пути. Поиски творца видны в этюдах и даже законченных полотнах. Эти поиски - путь к овладению социалистическим реализмом. В реалистическом плане написана «Подготовка кадров». Но у Урядова еще есть кое-что от импрессионизма: прекрасные пейзажи «Река стынет», «Холодный день», «На Волге». В этих волнующих пейзажах больше настроений, чем реального изображения природы. <...> Урядову еще предстоит преодолеть немало трудностей и в первую очередь окончательно изжить элементы импрессионизма, чтобы выйти на широкую дорогу советского искусства» [2].
В мир новых художественных идеалов и образов А. Э. Тюлькин входил медленно, трудно. Большую серию этюдов, посвященных первым нефтепромыслам в Ишимбае, он создал в 1932 г. В этих работах отразилась взволнованность художника невиданными преобразованиями на башкирской земле. Именно тогда у него возникло желание написать картину о первой нефтяной вышке в Башкирии. «Конечно, руины писать легче, -говорил он, - они так обработаны стихией, что стали уже как бы частью самой природы. Новое вторгается в нее как диссонанс, и нужно суметь почувствовать и найти контакт с природой» [11], [12]. А. Э. Тюлькин постоянно искал смысл и красоту в нарождающемся
новом. Для него красота подлинна в том случае, если она исходит из веры, глубокой внутренней убежденности. По его собственному признанию, раскрыть по-настоящему поэзию и красоту в формировании новой жизни он до конца так и не смог. И корил себя, полагая, что он человек скорее из прошлого века, чем из настоящего, потому что ему трудно понять индустриальную новизну, которая грубо вторгается и разрушает природу. В своих автобиографических записях он признается: «Всегда, когда я писал и любовался отживающим, невольно возникали мысли о колючем новом, некрасивом. И мучительно хотелось проникнуть в него и найти в этом красоту» [8].
Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. изменило направление изобразительного искусства в сторону развития традиций реалистического искусства. Изменение направления в искусстве потребовало и изменения методов подготовки художественных кадров, что, в свою очередь, повлияло и на художественное образование, педагогику и на ее систему. Перед художни-ками-педагогами были поставлены серьезные задачи:
1) воспитать молодое поколение художников с коммунистическим мировоззрением;
2) не допускать проникновения в стены советской художественной школы упаднических буржуазных взглядов на искусство, а также формалистических методов художественного творчества;
3) разработать научную теорию и методику преподавания рисования;
4) восстановить традиции реалистического искусства.
Реорганизация системы художественного образования и эстетического воспитания должна была в корне изменить не только художественную школу, но и художественное воспитание в нашей стране. Это означало, прежде всего, поворот школы к методам реалистического искусства.
С 1932 г. начинается новый период истории развития методики преподавания рисования - период становления реалистического искусства, школы рисунка. В целях укрепления школы реалистического искусства с начального звена до высшего в 1934 г. по инициативе С. М. Кирова при Академии художеств была создана Школа юных дарований, которая в 1936 г. была преобразована в среднюю художественную школу. Таким образом, метод социалистического реализма внедрялся в художественную школу от начального до высшего звена.
Многие художники-педагоги и методисты много внимания уделяли рисованию с натуры, которое стало наиболее эффективным методом овладения изобразительной грамотой, помогающей наглядно понять закономерности строения формы. Изучение натуры начинает признаваться ведущим во всех видах учебной работы: рисунке, живописи, скульптуре. Указывая на важность работы с натуры, особенно на начальной стадии обучения изобразительному искусству, художники-педагоги имели в виду не копирование натуры, а изучение закономерностей строения ее формы, которое рассматривалось в качестве метода познания и анализа формы, метода построения формы в изображении. В этот период появляется целый ряд оригинальных методических пособий и ценных приемов обучения.
Преподавание в башкирском училище искусств, как и в Академии художеств, основывалось на традициях и основах реалистического искусства. Будучи первыми преподавателями по живописи, А. П. Лежнев, К. А. Девлеткильдеев, А. Э. Тюлькин и др. в основу своей педагогической деятельности положили идею социалистического реализма,
также большое внимание уделяли рисунку и работе с натуры. У студентов «под их воздействием развивалось серьезное, проникновенное отношение к искусству, умение активно воспринимать и воссоздавать на холсте черты жизни, первоначальные навыки мастерства» [6, 5].
Н. Барютин (поэт, переводчик, литературный критик, в 1931-1937 гг. жил в Уфе) в статье «Художники советской Башкирии», которая была посвящена выставке, проходившей в канун IX Всебашкирского съезда Советов в Уфе, писал: «Революция, открывшая для башкир двери изотехникумов, создала молодые национальные кадры художников. Не сразу, а с некоторым трудом, преодолевая запреты религии, башкирская молодежь идет в изотехникумы. Зреют национальные кадры молодого башкирского искусства, насчитывающего в своих рядах десяток имен художников-башкир, чьи работы отмечены несомненным дарованием...» [1, 160].
В 1940 г. в газете «Красная Башкирия» В. С. Сыромятников подвел итог работы по подготовке кадров башкирских художников: «Башкирская кузница кадров - Уфимское художественное училище - дало стране 120 квалифицированных работников изобразительного искусства (в том числе 23 башкира). Часть из них учится в Академии художеств, часть работает в различных учреждениях - школах, кооперативном товариществе «Баш-художник», наконец, некоторые работают в колхозно-совхозных театрах в качестве декораторов» [7]. Он также определил в своей статье задачи, которые стояли перед Союзом художников:
1) пропаганда художников с целью вступления их в Союз;
2) активное участие всех художников, в том числе и педагогов, в художественной жизни края.
«Многие преподаватели изобразительного искусства в школах не состоят членами Союза художников. Также не состоят членами художники, работающие в районах. Поэтому необходимо выявить и привлечь всех для совместной дружной работы» [7].
В Башкирии, как в зеркале, отражалась вся происходящая действительность России, все то, что она переживала в этот момент. Повсеместно начинается борьба против «левых» - троцкистов, «правых» - бухаринцев и «национал-уклонистов» [4, 40]. В эти годы было много «перегибов» на волне «пролеткульта». Классиков, кроме французских импрессионистов, не признавали. Созданное до революции искусство считалось буржуазным.
Годы репрессий сильно повлияли на педагогические кадры Башкортостана. «4-6 октября 1937 г. ЦК ВКП(б) А. А. Жданов руководил пленумом Башкирского обкома, ставшим одним из самых трагичных в истории партийной организации. На пленуме многие коммунисты были обвинены в буржуазном национализме, принадлежности к троцкистко-бухаринскому блоку, во вредительстве и т. д. Сразу после пленума было арестовано 247 руководящих работников» [4, 40]. Не обошла эта участь и работников образования - 168 человек также были взяты под арест. Массовые аресты были произведены в Абзелиловском, Белорецком, Зилаирском, Учалинском и других районах. Все, кто хоть чем-то вызывал подозрение у новой власти, брались ею на заметку. Поэтому в высказываниях своих мыслей, каких-либо идей художники-педагоги были очень осмотрительны.
Опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать заключение, что «новаторские» идеи, смелые решения в обучении подрастающего поколения художники-педагоги Башкортостана, как и России в целом, в эти годы не могли позволить. Обучение художников Башкортостана основывалось, прежде всего, на реалистических принципах русской художественной школы. Как считает искусствовед Э. Фенина, «искусство 30-х годов было назидательным, стремящимся как можно лучше выполнить возложенную на него государством задачу по эстетическому воспитанию новых граждан, нового у них мировосприятия» [10, 120]. Художественная педагогика тоже носила назидательный характер, стремилась выполнять возложенные на нее задачи по воспитанию молодого поколения.
Резюме. Изучение и расширение научных представлений о педагогической системе художников Башкирии за счет характеристик их педагогических взглядов и деятельности, выявления направлений и этапов становления и развития педагогической системы, обоснования процесса формирования педагогической системы художников дополняют научные представления о содержательных и процессуальных аспектах исследуемой работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко, Л. В. Из истории художественной жизни Башкортостана / Л. В. Бондаренко // Ватан-даш. - 2008. - № 3. - С. 158-167.
2. Гредель, В. Растущий мастер / В. Гредель // Красная Башкирия. - 1936. - 24 февраля.
3. Копцев, В. [Текст] / В. Копцев // Коммуна. - 1941. - 27 мая. (Архив В. С. Сыромятникова. БГХМ им. М. В. Нестерова).
4. Краткая энциклопедия Башкортостан. - Уфа : Башкирская энциклопедия, 1996. - 672 с.
5. Народы Башкортостана : историко-этнографические очерки / гл. ред. Р. Г. Кузеев. - 2-е изд. - Уфа : Гилем, 2002. - 504 с.
6. Пикунова, Г. Р. Галия Имашева / Г. Р. Пикунова. - Уфа : Уфа, 1968. - 311 с.
7. Сыромятников, В. С. [Текст] / В. С. Сыромятников // Красная Башкирия. - 1940. - 7 декабря. (Архив В. С. Сыромятникова. БГХМ им. М. В. Нестерова).
8. Тюлькин, А. Э. Рукопись [Текст] / А. Э. Тюлькин. (Архив А. Э. Тюлькина. БГХМ им. М. В. Нестерова).
9. Фенина, Э. П. Добрый талант / Э. П. Фенина // Бельские просторы. - 2006. - № 5. - С. 128-136.
10. Фенина, Э. П. Портрет эпохи / Э. П. Фенина // Бельские просторы. - 2005. - № 7. - С. 114-121.
11. Янбухтина, А. Г. Александр Тюлькин / А. Г. Янбухтина. - Л. : Художник РСФСР, 1975. - 21 с.
12. Янбухтина, А. Г. А. Э. Тюлькин / А. Г. Янбухтина // Бельские просторы. - 2003. - № 10. - С. 120-128.