которой какое-либо условие удалено. Все такие дополнительные задачи часто называют обращёнными, поскольку они не совсем оригинальны, а придуманы (превращены, обращены) на основе каких-то других задач» [10, с. 52].
С таким пониманием обращённой задачи нельзя согласиться, ведь им охватывается весьма широкой класс задач, полученных из данной в результате того или иного её видоизменения. Исследователи уже неоднократно отмечали и разводили задачи, получаемые путем изменения того или иного вида, к примеру, различают задачи-обобщения, задачи-обращения, задачи-аналогии и др.[11, с. 172].
Библиографический список
Наконец, заметим, что введение меры обращения исходной задачи позволит ранжировать обращённые задачи по степени перехода с прямого на обратный ход мысли в рассуждениях при их решении, что представляется важным при проектировании методик развития гибкости мышления учащихся при обучении математике.
* Статья подготовлена по результатам научных исследований в рамках Федерального задания Минобрнауки России, проект И120216131020 «Структурно-семантический и функциональный анализ задачных конструкций, используемых в обучении математике».
1. Острогорский, А.Н. Материалы по методике геометрии. - СПб., 1884.
2. Градштейн, И.С. Прямая и обратная теоремы. - Л., 1950.
3. Репьев, В.В. Общая методика преподавания математики. - М., 1958.
4. Эрдниев, П.М. О роли прямых и обратных связей при обучении математике // Вопросы психологии - 1962. - № 6.
5. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. - М., 1986.
6. Эрдниев, П.М. Обратная задача в курсе арифметики // Начальная школа. - 1960. - № 4.
7. Эрдниев, П.М. Методика упражнений по математике. - М., 1970.
8. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. - М., 2009.
9. Канин, Е.С. Развитие темы задачи // Математика в школе. - 1991. - № 3.
10. Дразнин, И.Е. Обращение условий планиметрических задач // Математика в школе. - 2001. - № 8.
11. Педагогические технологии математического творчества: сб. статей участников международной научно-практической конференции / под общ. редакцией М.И. Зайкина. - Арзамас, 2011.
Bibliography
1. Ostrogorskiyj, A.N. Materialih po metodike geometrii. - SPb., 1884.
2. Gradshteyjn, I.S. Pryamaya i obratnaya teoremih. - L., 1950.
3. Repjev, V.V. Obthaya metodika prepodavaniya matematiki. - M., 1958.
4. Ehrdniev, P.M. O roli pryamihkh i obratnihkh svyazeyj pri obuchenii matematike // Voprosih psikhologii - 1962. - № 6.
5. Ehrdniev, P.M. Ukrupnenie didakticheskikh edinic v obuchenii matematike / P.M. Ehrdniev, B.P. Ehrdniev. - M., 1986.
6. Ehrdniev, P.M. Obratnaya zadacha v kurse arifmetiki // Nachaljnaya shkola. - 1960. - № 4.
7. Ehrdniev, P.M. Metodika uprazhneniyj po matematike. - M., 1970.
8. Fridman, L.M. Teoreticheskie osnovih metodiki obucheniya matematike. - M., 2009.
9. Kanin, E.S. Razvitie temih zadachi // Matematika v shkole. - 1991. - № 3.
10. Draznin, I.E. Obrathenie usloviyj planimetricheskikh zadach // Matematika v shkole. - 2001. - № 8.
11. Pedagogicheskie tekhnologii matematicheskogo tvorchestva: sb. stateyj uchastnikov mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii / pod obth. redakcieyj M.I. Zayjkina. - Arzamas, 2011.
Статья поступила в редакцию 18.10.12
УДК 37
Zyryanova A.V. DEVELOPMENT OF STUDENT'S READINESS OF COLLEGE CULTURE AND ARTS TO THE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES. The paper presents the modern aspects of the preparation of specialists in the field of culture, within the concept of cultural education. A model of college readiness culture and arts, the future managers of social and cultural activities to the organizational and managerial activities is describing in this article. Also considered the features of the organizational and management activity of specialists in the sphere of culture.
Key words: readiness for organizational and management activities, cultural education, professional development of college culture and the arts, social and cultural activities, culture, management, management of culture.
А.В. Зырянова, преп. Вятского колледжа культуры, г. Киров, E-mail: info@vyatkult.ru
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ К ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье представлены современные аспекты подготовки специалистов сферы культуры, в рамках концепции культурологического образования. Описывается модель развития готовности студентов колледжей культуры и искусств, будущих менеджеров социально-культурной деятельности к организационно-управленческой деятельности. Рассматриваются особенности организационно-управленческой деятельности специалистов сферы культуры.
Ключевые слова: готовность к организационно-управленческой деятельности, культурологическое образование, профессиональное развитие студентов колледжей культуры и искусств, социально-культурная деятельность, культура, управление, менеджмент в сфере культуры.
На современном этапе развития социально-культурная деятельность характеризуется расширением номенклатуры специальностей и специализаций в отрасли, соединяющей в себе художественное, творческое, управленческое, организаторское, духовно-нравственное начала. В сфере управления культурой появляются новые специальности: музыкальный продюсер; ме-
неджер социально-культурных проектов; продюсер культурно-до-суговых программ; арт-менеджер; технолог социально-культурной деятельности.
Современный специалист сферы культуры должен владеть знаниями в области экономики, управления, менеджмента, маркетинга, педагогики, психологии.
Профессиональная компетентность специалиста сферы культуры формируется в процессе изучения объективных реальностей современного мира, многообразия процесса создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных ценностей, не только лучших образцов художественной культуры, литературного, музыкального, театрального творчества, архитектуры, живописи, скульптуры, но и связанных с повседневным трудом, познанием, общением, бытом, досугом.
Концепция культурологического образования предполагает, прежде всего, освоение общих закономерностей возникновения, становления и функционирования культуры, овладение социально-культурными технологиями приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, включения в различные виды творчества.
Теоретически и экспериментально обоснованная М.А. Ари-арским, И.А. Ивлиевой, Л.В. Полагутиной, концепция подготовки специалистов культуры послужила базой для последующего реформирования образовательного процесса в соответствии с духом времени, для подготовки специалистов, способных в современных условиях стать лидерами духовного возрождения общества, обладающими:
• философской, культурологической и социально-педагогической эрудицией;
• фундаментальностью, динамизмом, адаптивностью профессиональных умений;
• профессиональной устойчивостью, мобильностью, уверенностью в своих силах;
• способностью интегрировать в себе требования культуры, экономики, политики, права, нравственности, экологии, технических возможностей, социально-культурной деятельности;
• открытости для всего нового, прогрессивного [1].
Целью профессионального культурологического образования является духовно-нравственное развитие студентов, будущих специалистов сферы культуры. Это особый вид образования, в центре которого находится человек, созидатель, творец культуры, вступающий в активное диалогическое взаимодействие с обществом.
Важным фактором профессионального становления и развития студентов университетов и колледжей культуры и искусств является переход от пассивного репродуктивного усвоения гуманитарных знаний к активному включению в культуросозидаю-щую деятельность.
Ведущим направлением профессионального культурологического образования является развитие креативности студентов колледжей культуры и искусств, понимаемой как способность к творчеству, без которой невозможны воплощение идей и замыслов, поиск новых форм и методов социально-культурной деятельности.
Что касается профессиональной подготовки специалистов сферы культуры, потребность в которых в современном обществе как никогда актуальна, то анализ философской, психологической литературы, позволил выделить в образовательной системе следующие тенденции: 1) ориентация современного культурно-образовательного процесса на общечеловеческие ценности, выдвижение на первый план духовного развития личности; 2) повышение степени открытости культурно-образовательного процесса, рост межкультурного образовательного обмена в связи с развитием средств связи [2].
Целевые установки подготовки специалистов социально-культурной сферы, способных обеспечить профессиональное решение актуальных проблем культуры, реализуются через содержание среднего профессионального образования по специальности «Социально-культурная деятельность», которое определяется государственным образовательным стандартом, опирается на сложившуюся в мировой и отечественной практике систему форм и методов вовлечения студентов в процесс познания и интеллектуального творчества и удовлетворяет дидактическим принципам системности, последовательности и преемственности обучения.
Особое внимание в учебном плане уделяется межпредметным связям, которые в первую очередь проявляются в обеспечении единого понимания исходного категориально-понятийного аппарата и единства в толковании сущности и природы культуры, духовной жизни, человекознания; социально-экономических и социально-культурных особенностей информационного общества.
Студенты сначала приобретают гуманитарные и общекультурные знания, затем овладевают основами специальности, необходимыми знаниями, умениями и навыками в управлении социально-культурной сферой.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 071801 «Социально-культурная деятельность» указывается, что менеджер социально-культурной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности: организационно-управленческой и организационно-творческой.
В результате изучения профессионального модуля по организационно-управленческой деятельности обучающийся должен:
- иметь практический опыт организации социально-культурной деятельности в культурно-досуговых учреждениях; разработки социально-культурных проектов и программ; работы с детьми, подростками в культурно-досуговых учреждениях; подготовки планов, отчетов, смет расходов, бизнес-плана;
- уметь оказывать консультационно-методическую помощь культурно-досуговым и образовательным учреждениям по развитию социально-культурной деятельности; анализировать региональные особенности социально-культурной деятельности и участвовать в ее развитии; осуществлять руководство структурным подразделением учреждения социально-культурной сферы; проводить и обрабатывать результаты конкретно-социологических исследований; анализировать и составлять планы, отчеты, смету расходов; использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях; пользоваться специальной литературой, учебно-методическими материалами; разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению; разработать бизнес-план социально-культурной услуги; использовать законодательные и нормативно-правовые акты в организации предпринимательской деятельности [3].
Организационно-управленческая деятельность менеджера социально-культурной деятельности предполагает умения наладить контакты с государственными, общественными и бизнес структурами; привлечь необходимые ресурсы и финансовые средства на осуществление социально-культурного проекта; эффективно спланировать деятельность учреждения культуры.
М.В. Заворочай проанализировала основные модели профессиональной компетентности менеджера, встречающиеся в литературе и нормативных документах (О.С. Виханский, М. Вудкок, И.С. Дарховский, Н.Ф. Долгополова, П.Ф. Друкер, Л.И. Евенко, С.Ф. Макаров, И.П. Марченко, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хеду-ори, А.В. Попов, Л.И. Фишман, Ф.И. Шахмалов, Л. Якокка) [4]:
- модели описательного характера, отражающие, главным образом, гностические аспекты управленческой деятельности;
- модели, основанные на анализе структуры профессиональной деятельности менеджера, основных функциях которые он реализует в процессе ее осуществления;
- модели, связанные с вычленением особых «управленческих» свойств личности;
- модели, описываемые через анализ содержания и специфики, решаемых менеджером в управленческой деятельности задач.
Определение степени готовности студентов к управленческой деятельности, ее сущности основывается на выявлении профессиональных функций будущего менеджера социально-культурной деятельности как способности к выполнению какой - либо деятельности.
Функции менеджера социально-культурной деятельности включают:
1. Художественный аспект: выбор режиссера, выбор актера, выбор художника - постановщика, приобретение костюмов, установка театральной техники, организация премьеры.
2. Организационный аспект: аренда помещения, расписание репетиций, организационная работа по распространению билетов.
3. Маркетинговый аспект: выявление культурных интересов и потребностей, организация рекламы, продажа билетов.
4. Финансовый аспект: определение сметы расходов, формирование бюджета, поиск спонсоров.
5. Социально-культурное проектирование: разработка и реализация культурных проектов и программ.
6. Ориентировочный аспект: выбор эффективного стиля управления.
7. Оценочный аспект: обучение подчиненных.
8. Регулятивный аспект: контроль групповых норм поведения.
Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в следующих видах деятельности: руководителя, администратора, антрепренера, продюсера, импресарио театров, театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино и фотостудий, студий видео и аудиозаписи, региональных и центральных ка-
налов телевидения, спортивных и игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных комплексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны; руководителя профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театрально-студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития [5].
В исследованиях И.М. Болотникова, Т.М. Голубевой, М.В. Заворочай, Н.А. Киселевой, О.А. Пятибратовой, А.Е. Реза-нович, Г.Л. Тульчинского рассматриваются различные аспекты процесса формирования готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности.
Г.Л. Тульчинский отмечает, что особенности современного предпринимательства и менеджмента в сфере культуры формируют особый тип менеджера. Инновационный характер современного менеджмента, все большая зависимость от персонала, благоприятной социальной среды выводят на первый план (помимо маркетинговой, финансовой, организационной компетентности) умения особого рода.
Современный менеджер, должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологии, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры [6].
Поэтому в основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, предпринимательство, социально-культурное проектирование, имиджеоло-гия, реклама, связи с общественностью.
Профессиональная готовность менеджера исследуется как важнейшая часть общей подготовки личности специалиста. Ее рассматривают через профессиональную компетентность, которая предполагает овладение технологиями управления, социально-культурного проектирования и программирования.
Овладение профессиональной деятельностью предполагает у студентов, будущих менеджеров, готовности к применению профессиональных знаний, умений и навыков при решении различных управленческих задач, связанных с личностными функциями выбора, рефлексии, смыслообразования, организационными и другими функциями.
Данная модель, разработанная М.В. Заворочай отражает универсальное направление подготовки будущего менеджера.
Модель развития готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств включает следующие составляющие: цель - принципы - компоненты - технологии - этапы - педагогические условия - критерии сформированности - результат [7]. Наличие указанных компонентов определяет возможность проследить динамику развития готовности студентов колледжей культуры и искусств к организационно-управленческой деятельности на каждом этапе погружения в специальность.
Соответственно представленная в диссертационном исследовании модель включает в себя следующие компоненты:
1) задачи развития готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств;
2) принципы развития готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств;
3) этапы и организационно-педагогические условия развития готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств;
4) методы развития готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств;
5) компоненты и показатели готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств.
Задачи по развитию готовности студентов колледжей культуры и искусств к организационно-управленческой деятельности обуславливаются:
- квалификационными требованиями к выпускникам учреждений среднего профессионального образования культуры
и искусств, способных осуществлять организационно-управленческую деятельность;
- функциями менеджера социально-культурной деятельности, направленными на содействие развитию учреждений социально-культурной сферы и личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей.
В процессе развития готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств решаются следующие задачи:
1) сформировать систему профессиональных знаний, умений и навыков в области управления, менеджмента и социально-культурного проектирования;
2) развить мотивационный, когнитивный, операциональный, организаторский, творческий компоненты готовности к организационно управленческой деятельности;
3) получить практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов.
Модель развития готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств основывается на следующих принципах:
• преемственности, подразумевающего поэтапное развитие готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств, соответствующее уровням погружения в специальность;
• полифункциональности, затрагивающего все аспекты профессионального становления и развития личности студента колледжа культуры и искусств;
• компенсаторности, позволяющего получить дополнительные практикоориентированные знания, умения и навыки;
• деятельностного и проектного подходов к развитию готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств;
• прогнозирования индивидуального профессионального развития;
• междисциплинарного подхода, предполагающего установление межпредметных связей;
• ориентированности на получение практического опыта в рамках профессиональной деятельности;
• непрерывного включения в профессиональную среду.
Управление развитием готовности к организационно-управленческой деятельности у студентов колледжей культуры и искусств основывается на следующих организационно-педагогических условиях:
• использование потенциала учебной и производственной практики, самостоятельной работы и вне учебного времени студентов;
• руководства культурно-досуговой деятельностью студентов;
• обеспечения профессиональной направленности досуга студентов;
• создание открытой, демократической образовательной среды;
• ориентация на самостоятельное обучение путем развития образовательных потребностей;
• опора на опыт обучающегося;
• индивидуализация обучения (составление плана развития карьеры);
• системность и непрерывность обучения, обусловленные развитием потребности в постоянном получении профессиональных знаний;
• направленность образовательного процесса на формирование мотивированного и осознанного отношения к профессиональной деятельности, внутренней мотивации к постоянному профессиональному и творческому самосовершенствованию;
• интегративность культурологической и организационно-управленческой подготовки, выражающаяся в овладении в равной мере социокультурными и организационно-управленческими технологиями;
• информирование об участии студентов и преподавателей в социально-значимых акциях, культурных и благотворительных проектах, о деятельности общественных объединений, творческих коллективов, способствующих формированию имиджа;
• установление социального партнерства, на основе взаимодействия колледжа культуры, работодателей и выпускников в процессе развития готовности студентов к организационно-управленческой деятельности.
Системообразующим элементом предлагаемой модели является механизм поэтапного погружения в специальность. В зависимости от этапа происходит смена образовательных позиций обучающихся: исполнитель, автор-проектировщик, инициатор и руководитель социально-культурных проектов.
Репродуктивный уровень выражается в нормативной активности, которая предполагает выполнение учебно-профессиональной деятельности в соответствии с заданными нормами, устоявшимися способами и предписаниями.
Продуктивный уровень характеризует переход личности от воспроизводящей к продуктивной активности, высококвалифицированной профессиональной деятельности. Эти движения обуславливаются повышением профессиональной активности и приводят к появлению индивидуального стиля деятельности.
Аксиологический уровень отражает стремление личности к самореализации, то есть выявлению и развитию своих потенциальных возможностей.
В университетах и колледжах культуры и искусств ныне сложилась система оправдавших себя методов стимулирования учебно-познавательной и творческой активности студентов. К ним в первую очередь относятся:
«- методика обеспечения занимательности занятий как совокупности приемов и способов поддержания интереса к обучению. Эти методики строятся на раскрытых И. Гербартом принципах опоры на интерес обучающегося к учебной работе. Классик европейской педагогики видел в нем своеобразный психический процесс, который сам по себе обладает определенной логикой становления и развития внимания, ожидания, искания, действия [8];
- методика постановки актуальных познавательных задач и создания мотивационно-проблемных ситуаций, позволяющих студентам проявить свою эрудицию, полемические способности и умение конструктивно решать возникающие проблемы;
- методика практикоориентированного обучения и формирования позитивных ценностных ориентаций профессиональной направленности, дающая студентам возможность «погрузиться» в социально-культурную практику, почувствовать себя на месте специалиста, способного вносить свой творческий вклад в осуществление социально-значимых профессиональных задач» [9].
В стенах вузов культуры и искусств индивидуальные формы творческой активности личности сосуществуют с коллективными. Это объясняется спецификой специальностей. Например, режиссера театрализованных праздников или социально-культурная деятельность, предполагают решение профессиональных задач в рамках творческих групп по реализации социально-культурных проектов. Студенты постоянно участвуют в профессионально-творческих мероприятиях, на которых каждая учебная группа демонстрирует умения и включены в формы трудовой деятельности во вне учебное время.
Профессиональное развитие и становление студентов не может происходить только в ходе обучения, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются основы профессиональных знаний. Результаты его эффективны только в том случае, если совокупность теоретических знаний и практического опыта, приобретается в результате профессиональной, порой длительной, деятельности.
Традиционно в университетах и колледжах подготовка кадров для таких областей, как культура и искусство осуществляется на широкой, интеграционной теоретической основе при высоком уровне специализации.
Необходимым условием формирования творческого профессионального мышления, способности к предпринимательской деятельности, привлечению спонсорской поддержки музыканта, актера, режиссера, хореографа является непосредственный опыт участия в худоджественно-творческой и организаци-онно-уропвленческой деятельности. В этой связи создание творческих студенческих коллективов, включение студентов в состав профессиональных коллективов, использование других форм
Библиографический список
непосредственного участия будущих специалистов в процессе творческой исполнительской, организационной, проектной, управленческой деятельности - необходимый, неотъемлемый элемент учебно-воспитательного процесса в университетах и колледжах культуры и искусств.
В процессе профессиональной деятельности специалисту культуры приходится решать самые разнообразные профессиональные задачи: по созданию творческого коллектива, организации коллективной деятельности, планированию, конструированию и проектированию различных форм массовых мероприятий. Обучение обобщенным способам решения этих задач в процессе усвоения умений и действий, входящих в состав соответствующих видов деятельности, будет способствовать формированию профессионального мышления специалиста.
Так, в составе деятельности по разработке и реализации социально-культурного проекта могут быть выделены следующие основные умения: поиск социального заказа; разработка идеи социально-культурного проекта; составление документации по проекту; заключение договоров; поиск спонсоров и партнеров; создание проектной команды; составление отчета по проекту.
Каждое умение, в свою очередь, включает ряд действий. Выявление этих действий, составление их ориентировочной основы и ее условие позволяют сформировать обобщенный прием решения профессиональной задачи по созданию коллектива.
Аналогично может быть представлен состав деятельности по подготовке массового мероприятия, куда войдут: выбор формы (лекция, тематический концерт, вечер, диспут); определение темы, идеи, проблемы; определение названия мероприятия; создание схемы будущего сценария; сбор документов, научного и художественного материала, отбор художественных средств; создание структуры мероприятия; разработка эпизодов; организация репетиций; подготовка выступлений; подбор и подготовка средств наглядности; оформление помещения.
Выявление действий, входящих в эти умения, их ориентировочной основы, планомерная поэтапная отработка и усвоение этих действий позволяет овладеть обобщенным приемом решения целой группы профессиональных методических задач. Таким образом, усвоение деятельности, которая требует определенного мышления, будет эффективным путем формирования этого мышления.
Решающим условием для развития способностей является специально организованная деятельность. При этом деятельность должна удовлетворять основным условиям развития способностей: вызывать положительные эмоции, интерес человека, быть творческой; поставленные в ней задачи должны немного превосходить имеющиеся возможности, уже достигнутый уровень выполнения деятельности.
Специфика профессиональной подготовки студентов в университетах и колледжах культуры и искусств выражается, в следующих направлениях, по которым реализуется этот процесс:
• осуществление единства общего и профессионального развития будущего специалиста;
• развитие личностно-профессиональных характеристик;
• формирование профессионально важных качеств личности в процессе профилированного преподавания;
• ориентация на творческую самореализацию;
• интеграция социально-профессиональной подготовки с общим развитием;
• включение студентов в преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную деятельность.
1. Ариарский, М.А. Методика «погружения» в специальность: науч.-мет. пособие / М.А. Ариарский, И.А. Ивлиева, Л.В. Полагутина -СПб., 2007.
2. Коренева, Е.Н. Формирование готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности по специальности социально-культурная деятельность: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2008.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071801 «Социально-культурная деятельность» (по видам). - М., 2010.
4. Заворочай, М.В. Формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности: дис. .канд. пед. наук. - Волгоград, 2003.
5. Чижиков, В.М. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. - М., 2003.
6. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб., 2001.
7. Заворочай, М.В. Формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2003.
8. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1998.
9. Гербарт, И. Главнейшие педагогические сочинения. - М., 1906.
10. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмылсения. - СПб., 2008.
11. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повыш. квалификации, преподавателей, студентов. - М., 2003.
Bibliography
1. Ariarskiyj, M.A. Metodika «pogruzheniya» v specialjnostj: nauch.-met. posobie / M.A. Ariarskiyj, I.A. Ivlieva, L.V. Polagutina - SPb., 2007.
2. Koreneva, E.N. Formirovanie gotovnosti studentov vuzov kuljturih i iskusstv k pedagogicheskoyj deyateljnosti po specialjnosti socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: dis. ... kand. ped. nauk. - Belgorod, 2008.
3. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart srednego professionaljnogo obrazovaniya po specialjnosti 071801 «Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj» (po vidam). - M., 2010.
4. Zavorochayj, M.V. Formirovanie gotovnosti buduthikh menedzherov k upravlencheskoyj deyateljnosti: dis. .kand. ped. nauk. - Volgograd, 2003.
5. Chizhikov, V.M. Vvedenie v sociokuljturnihyj menedzhment: ucheb. posobie / V.M. Chizhikov, V.V. Chizhikov. - M., 2003.
6. Tuljchinskiyj, G.L. Menedzhment v sfere kuljturih. - SPb., 2001.
7. Zavorochayj, M.V. Formirovanie gotovnosti buduthikh menedzherov k upravlencheskoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2003.
8. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1998.
9. Gerbart, I. Glavneyjshie pedagogicheskie sochineniya. - M., 1906.
10. Ariarskiyj, M.A. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak predmet nauchnogo osmihlseniya. - SPb., 2008.
11. Baklanova, N.K. Professionaljnoe masterstvo specialista kuljturih: ucheb. posobie dlya aspirantov, slushateleyj kursov povihsh. kvalifikacii, prepodavateleyj, studentov. - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 16.10.12
УДК 378
Ivanova N.P. THE DEVELOPMENT OF LEARNING AND CREATIVE ACTIVITIES STUDENTS WITH HELP INFORMATION TECHNOLOGY. The article provides an overview of using information technology in learning and creative activity students of the university. Defines «computer graphics» and discusses its possibility for the development of learning and creative activities students of the university.
Key words: learning and creative activities, learning and creative problem, information technology, computer graphics.
Н.П. Иванова, соискатель УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: ivanat2005@yandex.ru
РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Проведен обзор возможностей использования информационных технологий в учебно-творческой деятельности студентов вуза. Определяется понятие «компьютерная графика» и рассматриваются возможности ее использования для развития учебно-творческой деятельности студентов вуза.
Ключевые слова: учебно-творческая деятельность, учебно-творческая задача, информационные технологии, компьютерная графика.
Одной из задач высших учебных заведений является «развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся» [1, гл. 2, ст. 8], то есть следует развивать творческую деятельность студентов, чтобы в дальнейшем результаты их творчества обладали не только субъективной новизной, но и объективной, и приносили пользу обществу. Рассмотрим понятие творческой деятельности студентов и ее развитие в учебном процессе вуза.
В высших учебных заведениях развитие творческой деятельности студентов организуется через учебно-творческую деятельность, как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, причем результат этой деятельности характеризуется субъективной новизной и значимостью [2]. При этом организация учебно-творческой деятельности студентов при помощи учебно-творческих задач, предполагает не простое запоминание и осознание информационного материала, а самостоятельный анализ ситуации поиска потребностей и способов ее решения. В.И. Андреев определяет учебно-творческую задачу как «форму организации содержания учебного материала, при помощи которого педагогу удается создать учащимся творческую (проблемную) ситуацию, прямо и косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно овладевают знаниями, умениями, навыками, развивают творческие способности личности» [3, с. 41].
Специфика учебно-творческой задачи в вузовском образовании состоит в том, что при ее решении студенты овладевают не только общим способом решения целого класса однородных задач и знаниями в конкретной предметной области, но и умениями самостоятельного поиска знаний, их комбинирования, переноса в другие области, что активизирует учебную деятельность. Это означает, что педагог должен направить деятельность студентов в сторону самостоятельного поиска, получения знаний через комбинирование информации, применения на практике и переноса в другие области знаний.
Таким образом, обучение, в основе которого лежит решение учебно-творческих задач, стимулирует учебно-творческую деятельность студентов.
При указании необходимости развивать творческую деятельность обучаемых в законе «о высшем и послевузовском профессиональном образовании» не оговариваются методы, формы и средства достижения данной цели, и преподавателю предоставляется свобода выбора. В связи с реализацией Федеральной целевой программы развития образования актуальным стало использование информационных технологий в качестве средства обучения, поэтому проанализируем возможности применения информационных технологий в учебно-творческой деятельности студентов вуза.
Будем исходить из того, что для нас информационные технологии выступают в качестве средства обучения, способствующего достижению поставленной цели, а именно решению учебно-творческой задачи. Следовательно, рассмотрим понятие «информационные технологии обучения».
Б.Е. Стариченко определяет информационные технологии обучения как «совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерных средств, и технологии педагогических измерений, обеспечивающих воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения» [4, с. 142]. Данное понятие применимо к элементам процесса обучения, такими элементами могут быть использование программ учебного назначения, компьютеров в индивидуальной работе с учащимися, применение компьютерных средств контроля знаний и так далее, то есть когда в соответствии поставленным целям обучения выбирается техническое средство и компьютерная программа, способствующие результативному достижению цели. Если педагог ставит целью обучения развитие творческих способностей обучаемых, то соответственно для достижения этой цели следует выбирать информационные технологии, позволяющие реализовать творческий потенциал обучаемых.