Повышение качества услуги добровольного страхования должно быть обеспечено с использованием соответствующих данных, преобразованных в значимые знания, благодаря которым можно будет анализировать возникающие пробелы и оптимизировать оперативные действия. Кроме того, на рисунке 1 приведены рекомендации о том, как стимулировать действия, влияющие на повышение качества, как эти действия должны быть внедрены на организационном уровне посредством внедрения соответствующих процедур и как стимулировать осведомленность, необходимую для анализа различных форм действий, связанных с повышением качества добровольного страхования. Это предоставляет руководящему персоналу, внедряющему процедуры, связанные с улучшением, возможность выбора задач, которые могут быть выполнены:
быть рассмотренным на уровне страховой компании;
повлиять на способность страховщика предпринимать конкретные действия, связанные с улучшением рассматриваемого сервиса.
Предлагаемые решения могут одновременно обеспечить понимание различных организационных структур, которые влияют на работы, связанные с процессом повышения качества страхования. В результате, если менеджеры, которые будут оптимизировать и осуществлять операционные действия, не окажут надлежащей поддержки на различных ее уровнях, существует высокая вероятность возникновения дополнительных трудностей, связанных с удовлетворением потребностей клиентов (и, следовательно, ожиданий), и компания по страхованию имущества не достигнет намеченных выгод. Список использованной литературы:
1. Юлдашев О.Т. Развитие страхового рынка, 2023.
2. Арена М. Способствует ли активность на страховом рынке экономическому росту? Журнал о рисках и страховании, 2008.
© Шаимов Х., Сейитмырадов А., Ходжанепесов И., 2025
УДК 330.1
Шарый К.В.,
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры финансов Якубовская А.В.,
студентка 2 курса, ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы», г. Донецк, РФ
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ В ЦАРСКОЙ РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию развитию государственных займов в царской России. Особое внимание уделено государственным облигациям.
Ключевые слова: государственный займ, государство, экономика, экономика.
Эволюция государственных заимствований была очень медленной. Широкое использование
кредитов государствами стало возможным только после того, когда правитель стал дифференцирован от государства, а государство было отделено от конкретного лица суверена. До этого государственные займы были принудительными ссудами или личными заимствованиями государя-суверена под свое имя. Для возникновения традиции государственных займов был необходим еще ряд немаловажных факторов -наличие стабильного источника доходов для изыскания денежных средств для погашения займов, существование развитой денежной системы и организованного денежного рынка.
Московские государи XVI-XVII вв. нередко прибегали к прямым займам денег у крупных монастырей (например, у Троице-Сергиева или Кирилло-Белозерского), а также у богатейших купеческих семей. В 1613 году царь Михаил Романов был вынужден взять большую ссуду у купцов Строгановых в связи с опустошением казны поляками. Первые неудачные попытки внешних государственных заимствований у Англии и Голландии также относятся ко времени царя Михаила Федоровича. Однако впоследствии российские правительственные госзаймы стали весьма успешными и, например, к 1880-м годам из 750-миллионного государственного бюджета России 200 миллионов рублей ежегодно расходовалось на выплаты по государственным долгам, а общая сумма долга превысила 5,5 млрд рублей.
Столетием ранее при императрице Екатерине II. В 1768 году грянула очередная русско-турецкая война. Для покрытия чрезвычайных военных расходов были на 20% повышены подати, а в 1769 году введены бумажные деньги - ассигнации, которые также можно считать формой внутреннего государственного займа. Начало внешним государственным заимствованиям России положил заём 1769 года. Россия нуждалась в крупных суммах для покрытия издержек по содержанию флота против турок в Средиземном море и для поддержки влияния в Речи Посполитой. В марте 1769 года генерал-прокурор А.А. Вяземский предложил сделать внешний заём на несколько миллионов рублей. Проект Вяземского получил высочайшее одобрение, и 2 апреля 1769 года последовал указ Екатерины II, положивший начало первому внешнему госзайму России. В Голландии были размещены четыре 5-процентные облигации на сумму в 500 000 гульденов каждая. Затем последовал выпуск дополнительных облигаций. Однако вместо обещанных голландскими посредниками (банкирами де Смет) и послом в Гааге графом Мусиным-Пушкиным 7,5 млн гульденов удалось разместить облигаций лишь на 4 млн гульденов сроком на 10 лет. Заём 1769 года стал образцом для заключения договоров по внешним займам России вплоть до 1917 года.
К концу богатого на события царствования Екатерины II внешний долг России составлял уже 41,4 млн рублей, внутренний - 82,4 млн рублей, а беспроцентный долг в ассигнациях - 156,6 млн рублей. А мешки с контрибуцией, обильно политые русской кровью, получаемые Россией от побежденных стран, шли не в Петербург, а напрямую в Гаагу и прочие европейские столицы, ссужавшие Россию деньгами.
Внешние государственные займы царской России стали регулярными. И заключались они зачастую в иностранной валюте: голландский заем 1815 года был предоставлен в голландских гульденах, первый англо-голландский заем 1864 года - в английских фунтах стерлингов, 4-процентные внешние займы 1840, 1842, 1843, 1844, 1847 гг. - в русских рублях, заем 1906 г. - во французских франках и т.д.
Впервые в России государственные 6-процентные облигации - «заёмные из казначейства билеты» -были выпущены в 1809 году сроком на 5 лет по указу Александра I, поддержавшего инициативу М.М. Сперанского. В то время финансы были расстроены резко возросшими расходами на одновременное участие России в нескольких крупных военных конфликтах - с Персией (1804-1813 гг.), Францией (18051807 гг.), Османской империей (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Кроме того, на государственной казне России тяжело сказывались условия Тильзитского мира 1807 года с Наполеоном. Уже в 1810 году правительство объявило «Об открытии срочного внутреннего займа для уменьшения количества ассигнаций и для уплаты государственных долгов». В рамках этого займа были выпущены 6-процентные облигации сроком на 7 лет на огромную по тем временам сумму - 100 миллионов рублей ассигнациями. Таким образом, с начала XIX века внутренние займы в Российской империи стали регулярными.
По расчетам историков-экономистов между 1769 и 1914 годами царское правительство заняло за
границей и внутри России приблизительно 15 млрд. рублей, из которых в течение того же периода было погашено около 40%. При этом 2/3 всей задолженности приходилось на займы периода 1887-1902 гг., займы до 1887 года составляли около 6%, а займы в предвоенное десятилетие с 1903 по 1913 год - около четверти всей суммы долга. Основными кредиторами царского правительства были Франция, Бельгия и Великобритания. Во Франции, где российские облигации были особенно популярны перед Первой мировой войной, даже предлагались специальные условия их приобретения для молодоженов и детей. Доходность таких облигаций составляла 10 и даже 14% годовых.
В 1914 году государственный долг России составлял 8,81 млрд рублей с ежегодным платежом в 402 млн рублей. 48% от общей суммы госдолга составлял внешний долг по государственным займам Российской империи. Россия была мировым лидером по размеру внешних долгов и сумме выплат по государственному долгу.
Список использованной литературы:
1. Сорокотягина, В.Л. Поступления в централизованные фонды РФ: факторы влияния и стратегии адаптации к изменениям / В.Л. Сорокотягина // Региональные проблемы преобразования экономики. -2024. - № 6(164). - С. 265-272. - DOI 10.26726/1812-7096-2024-6-265-272. - EDN HFKOVW.
2. Сорокотягина, В.Л. Управление развитием централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов государства / В. Л. Сорокотягина // , 13 мая 2024 года, 2024. - С. 131-134. - EDN ZXAEIR.
3. Шарый, К. В. Роль централизованных финансов в экономическом развитии государства / К. В. Шарый, А. С. Агеева // EurasiaScience: сборник статей LX международной научно-практической конференции, Москва, 31 марта 2024 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2024. - С. 239-240. - EDN ARYEMM.
4. Петрушевская, В. В. Бюджетное стимулирование развития инфраструктуры регионов РФ / В.В. Петрушевская, Д. Д. Дунай // Формирование механизмов устойчивого развития экономики: Сборник трудов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Севастополь-Симферополь, 30-31 мая 2024 года. - Симферополь: ООО "Издательство Типография "Ариал", 2024. - С. 129-131. - EDN BZGGLV.
© Шарый К.В., Якубовская А.В., 2025
УДК 336.01
Швацкая Д. А.
студент оп бакалавриат кафедры финансов ФГБОУ ВО «ДОНАУИГС» Донецк, Донецкая Народная Республика Научный руководитель: Афендикова Е. Ю.
доцент кафедры финансов ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы»,
Донецк, Донецкая Народная Республика
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Аннотация
В работе рассматриваются особенности налоговой системы Древней Руси, характеризующейся