Научная статья на тему 'Развитие государственного регулирования здравоохранения Кыргызской Республики: проблемы и перспективы'

Развитие государственного регулирования здравоохранения Кыргызской Республики: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
310
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL CARE / ЗАБОЛЕВАНИЯ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / DEPARTMENTAL MEDICAL INSTITUTIONS / ILLNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баймуратов К. Т.

Анализ законодательства здравоохранения Кыргызской Республики и практики его применения показывает, что от состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Автор говорит о важности роли данной отрасли для страны в целом и необходимости уделять проблемам здравоохранения первостепенного внимания; о серьезной проблеме обращения фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств; о необходимости увеличить финансирование здравоохранения, особое внимание уделять развитию научных центров и научно-исследовательских институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баймуратов К. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of state regulation of health of the Kyrgyz Republic: problems and prospects

Analysis of the legislation of health of the Kyrgyz Republic and its application practice shows that the state of the health system, the health of citizens, and, consequently, quality of labour force and labour productivity, and economic growth. The author reveals the question about what’s important not to forget the role of this sector to the country as a whole and paid to public health issues, more and more attention. On this basis, made a conclusion that the major problem remains the counterfeit, substandard, counterfeit medicines, and to solve the existing problems, the government should increase funding for health, special importance should be paid to the development of scientific centres and research institutes.

Текст научной работы на тему «Развитие государственного регулирования здравоохранения Кыргызской Республики: проблемы и перспективы»



Подытоживая вышеизложенное, отмечу, что рассмотренные конституционные нормы, во-первых, не только согласуются с международно-правовыми документами в сфере защиты прав и свобод человека, но и в ряде случаев развивают их в соответствующем направлении, во-вторых, составляют основу расширения отраслевых норм как гарантии судебной защиты прав и свобод человека, в-третьих, фактически все впервые закрепляются в Основном законе Российской Федерации, в-четвертых, относятся к числу прав прямого действия и в соответствии с ч. 3 ст. 56 и Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. № 13-П не подлежат ограничению и, наконец, являются надежными гарантиями судебной защиты прав и свобод человека, и в совокупности свидетельствуют о значительном продвижении России в сторону строительства демократического правового государства.

1 См.: Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. М., 2005. С. 258.

2 Кроме случаев прекращения дела по нереабилитирую-щим основаниям (ч. 4 ст. 133 УПК).

3 См.: Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, М., 2011. С. 436.

4 Кляшко Э.И. О правовом содержании презумпции невиновности // Государство и право. 1994. № 2. С. 27.

5 См.: КудрявцевВ.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 250—251.

6 Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ / Под ред. О.И. Тиунова. М.: Норма, 2005. С. 380— 381.

7 См.: Конституция РФ. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2003 С. 140.

8 См.: Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. С. 404.

9 См.: Головистикова А.Н., ГрудцинаЛ.Ю. Права человека. М., 2006. С. 274.

10 См.: Комментарий к Конституции РФ. С. 435.

11 См.: Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, М., 2011. С. 433.

12 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г № 103-0 // СЗ РФ. 28.04.2003. № 17. Ст. 1658.

13 Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. С. 391.

14 См.: Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. С. 378.

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К.Т. БАЙМУРАТОВ

адъюнкт 2-го года обучения Московского университета МВД России, капитан милиций МВД Кыргызской Республики E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализ законодательства здравоохранения Кыргызской Республики и практики его применения показывает, что от состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Автор говорит о важности роли данной отрасли для страны в целом и необходимости уделять проблемам здравоохранения первостепенного внимания; о серьезной проблеме обращения фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств; о необходимости увеличить финансирование здравоохранения, особое внимание уделять развитию научных центров и научно-исследовательских институтов.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинская помощь, заболевания, ведомственные медицинские учреждения.

DEVELOPMENT OF STATE REGULATION OF HEALTH

OF THE KYRGYZ REPUBLIC: PROBLEMS AND PROSPECTS

K.T. BAIMURATOV

associate 2nd year of studies, Moscow University of the MIA of Russia, the captain of militias

of the Ministry of interior of the Kyrgyz Republic

Annotation. Analysis of the legislation of health of the Kyrgyz Republic and its application practice shows that the state of the health system, the health of citizens, and, consequently, quality of labour force and labour productivity, and economic growth. The author reveals the question about what's important not to forget the role of this sector to the country as a whole and paid to public health issues, more and more attention. On this basis, made a conclusion that the major problem remains the counterfeit, substandard, counterfeit medicines, and to solve the existing problems, the government should increase funding for health, special importance should be paid to the development of scientific centres and research institutes.

Keywords: health, medical care, illness, departmental medical institutions.

Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом и уделять проблемам здравоохранения все большее внимание. Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли. Расходы на человека — примерно в 4—5, а то и в 6 раз меньше, чем в Западной Европе. В целом состояние материально-технической базы, больниц и поликлиник достаточно тяжелое и требует модернизации.

Основной проблемой в настоящее время является то, что законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы. В результате, проводимые реформы, затрагивая развитие отдельных направлений, не обеспечивают системности, динамичности и целостности процесса реформирования. Уменьшение уровня оплаты труда более, чем в 2 раза по сравнению с началом 90-х гг. породило коррупцию в медицине. Также важной проблемой являются слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудова-

ния (по данным Счетной палаты КР в эксплуатации находится до 80% физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15—20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследований и эффективность лечения). Серьезной проблемой остается обращение фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств. Налицо новые угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию. Острой проблемой здравоохранения является также организация медицинской помощи в сельской местности.

Отмечается очень высокая смертность в связи с тем, что граждане не доверяют системе здравоохранения, считают, что она не справляется со своими обязанностями, поэтому они предпочитают лечиться на дому или у целителей. Поздно диагностируются многие заболевания, особенно инфаркты и инсульты. В Кыргызской Республике смертность от этих заболеваний в среднем в 4—5 раз выше, чем в Европе. То же самое — по травмам. В Кыргызской Республике продолжительность жизни — 68 лет для мужчин и 74 года для женщин. Поздняя диагностика многих заболеваний объясняется отсутствием полноценной диспансеризации. Из-за того, что в Кыргызской Республике — поздняя диагностика, мы существеннее, чем за рубежом, теряем раковых больных, примерно на 50%.

Анализируя реальные изменения, произошедшие в конце прошлого и начале нового столетия, можно сделать вывод, что процессы реформирования, достаточно проработанные на теоретическом уровне, на практике идут медленно или почти отсутствуют, а структурная эффективность системы лечебно-профилактической помощи в целом остает-

ся ниже ожидаемой. Необходимы повышение взаимодействия и преемственности в деятельности всех звеньев системы, приоритетное развитие амбула-торно-поликлинического звена, перераспределение объемов деятельности и ресурсной обеспеченности между структурами больничной, внебольничной и медико-социальной помощи.

Важным для успешного решения накопившихся проблем должно стать дальнейшее развитие законодательства в области охраны здоровья граждан. Развитие государственной политики в сфере охраны здоровья граждан требует проведения работы по развитию законодательной базы. Для этого необходимо сделать некоторые преобразования, а именно увеличить расходы бюджетов всех уровней, направляемых на охрану здоровья, и довести долю совокупных государственных расходов на здравоохранение до 5% от ВВП. По критериям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) — это минимум для поддержания приемлемого уровня здравоохранения (в последние годы расходы на здравоохранение в Кыргызстане не превышали 2,9—3,5% ВВП). Отработать механизм финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения и половозрастного состава. Требуется повысить роль научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения. Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению требуется сформировать на базе центральных районных больниц лечебно-диагностические комплексы, включающие в себя муниципальные сельские медицинские учреждения, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, создавать межрайонные клинико-диагностические центры. Необходимо осуществить интеграцию ведомственных медицинских учрежде-

ний в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения. При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся частный сектор. Создание условий для его развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

Разработанный приоритетный национальный проект «Ден Соолук» на 2012—2016 гг. должен оказать положительное влияние на формирование здорового образа жизни населения, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Совершенствование медицинской помощи населению возможно лишь при условии инновационного развития здравоохранения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств в медицинскую практику. Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий и лечебных субстанций, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения; информатизации здравоохранения. Современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступность медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Кыргызской Республики.

Одним из приоритетов государственной политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности качественной медицинской помощи. Таким образом, решение существующих проблем предполагает увеличение государственного финансирования здравоохранения, а также ускоренное развитие научных центров и научно-исследовательских институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.