Бондаренко Е.Ю. Бондаренко С.Г.
соискатель, студент магистратуры,
Самарский филиал ГБОУ ВО «Московский городской ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет», педагогический университет», Россия, г. Самара
Россия, г. Самара
УДК 332.1.711
РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ПУТЕМ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ
Для городского округа Самара, как и для большинства городов Российской Федерации, продолжает оставаться актуальной проблема обеспечения жильем населения, проживающего в аварийном жилищном фонде.
Необходимость ликвидации ветхого и аварийного жилья характерна не только для Самары, но и для других муниципальных образований Самарской области, занимающей по объему аварийного жилищного фонда 4-е место среди регионов Приволжского федерального округа и 7-е место в целом по Российской Федерации.
В статье исследуются проблемные вопросы планирования развития жилищного строительства. Отмечается, что существующие на практике субъективные и не всегда обоснованные подходы к планированию приводят к дисбалансу в развитии территорий (в частности, территорий муниципальных образований), к неэффективному расходованию бюджетных средств консолидированного бюджета всех уровней, а также к снижению инвестиционной привлекательности жилищного строительства для инвесторов и девелоперов. Объектом исследования в данной статье является жилищное строительство на территории городского округа Самара. Предметом исследования являются управленческие процессы планирования развития жилищного строительства.
Ключевые слова: жилищное строительство, развитие территорий муниципальных образований, планирование ввода жилья, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, удельный вес ветхого и аварийного жилья в жилом фонде, жилье экономического класса.
SAMARA CITY TERRITORY DEVELoPMENT
by citizens moving from old habitation
Samara as well as most of the cities in Russia is still having a problem of supply the citizens living in old housing funds with houses.
The necessity of old houses liquidation not only in Samara but also in other settlements of Samara region which has the fourth place among the Volga region and the seventh in Russia according to the number of old houses.
The article studies the problematic matters of planning the development of civil engineering process. It was noticed that subjective approaches to the planning process lead to ineffective spending of budget resources from consolidated budget of all levels and also to the reduction of investment attractiveness of civil engineering for the investors and developers. The object of the research is civil engineering on the territory of Samara. The subject of the research is management process of planning civil engineering development.
Key words: civil engineering, municipal entity territory development, planning of habitation input, citizens moving from old houses, unit weigh of old houses, economic class habitation.
Характерной особенностью и глобальной проблемой для городов-миллионников в Российской Федерации, не имеющих свободных территорий для жилищного строительства, является развитие застроенных территорий, как правило, путем переселения граждан из ветхих и аварийных домов. Соответственно генеральными планами таких городов предусматривается развитие застроенных территорий на основе утвержденной градостроительной документации.
Следует отметить, что подготовка земельных участков под строительство жилья с учетом расходов на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья является существенной затратной составляющей в стоимости жилищного строительства. В связи с этим реализация стратегических задач в сфере жилищного строительства, поставленных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р , в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных условий», в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2012 года № 2227-р, предусматривающих стимулирование на территории России строительства жилья экономического класса по доступным ценам, без осуществления адекватной и эффективной экономической мотивации застройщиков, не представляется возможной.
Однако приходится констатировать, что на практике разрабатываемые меры поддержки и стимулирования застройщиков, предусматриваемые региональными и муниципальными программами по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья и развитию строительства жилья экономического класса, далеко не всегда адекватны и эффективны.
6) площадь комнат в квартирах многоквартирных домов: не менее 14 кв. м - в однокомнатной квартире; не менее 16 кв. м - в квартирах с числом комнат две и более; 8-10 кв. м - спальня; 6 кв. м - кухня (5 кв. м - кухни-ниши в однокомнатных квартирах);
7) высота жилых помещений (от пола до потолка) не менее 2,7 метра.
Во всех жилых помещениях, относящихся к жилью экономического класса, необходимо учитывать:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов;
- показатели, характеризующие отдельные элементы конструкций здания и их свойства, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, так и в процессе их эксплуатации;
- требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий.
Необходимо сказать, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами жилье экономического класса должно удовлетворять следующим требованиям:
1) площадь земельных участков для малоэтажных индивидуальных жилых домов не более 1 000 кв. м, для частей жилых домов (жилых домов блокированной застройки) - не более 400 кв. м на одну часть дома (один блок жилого дома блокированной застройки);
2) общая площадь малоэтажных индивидуальных жилых домов и жилых домов блокированной застройки - не более 150 кв. м;
3) площади жилых помещений малоэтажных индивидуальных жилых домов и жилых домов блокированной застройки - не менее 32 кв. м;
4) площадь приквартирных участков для квартир первых этажей малоэтажных многоквартирных домов - не более 60 кв. м;
5) площади квартир в многоквартирных домах по числу комнат и их площади (по верхнему и нижнему пределу площади без учета площади балконов, террас, веранд, лоджий, холодных кладовых и тамбуров) должны соответствовать параметрам в табл. 1;
Таблица 1
При отнесении жилых помещений к жилью экономического класса необходимо:
- обеспечить доступность к объектам социального и иного обслуживания (школам, детским садам, учреждениям досуга и спорта, предприятиям торговли и т. п.) не более установленной действующими нормативными требованиями;
- обеспечить условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения с учетом действующих нормативных требований.
В соответствии с Методическими рекомендациями по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ от 28 июня 2010 года № 303, во всех жилых помещениях, относящихся к жилью экономического класса, рекомендуется выполнение внутренней отделки.
Разумеется, что помимо нормативных требований по вышеперечисленным параметрам жилье экономического класса должно быть доступно по ценам для потребителей: граждан и главных распорядителей
Число жилых комнат Рекомендуемая площадь квартир (по нижнему и верхнему пределу площади), кв. м
1 28-45
2 44-60
3 56-80
4 70-100
5 84-116
6 103-126
бюджетных средств - государственных и муниципальных заказчиков, приобретающих жилье для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за счет средств консолидированного бюджета всех уровней.
Подобные программы реализуются на территории городского округа Самара, но ряд причин являются препятствием в этом процессе.
Приобретение квартир для переселения граждан
Финансирование приобретения квартир осуществляется за счет средств регионального и местного бюджетов. Предельная стоимость приобретения квартир, исходя из общей площади жилых помещений (табл. 2) по государственной Программе, на 2014 год установлена Минрегионом России по Самарской области и постановлением Правительства Самарской области по городскому округу Самара в одинаковом размере - 32 240 руб. за один кв. м.
Общая потребность в средствах на приобретение жилых помещений в целях переселения граждан в 2014 году по городскому округу Самара составляет 687 млн. 168,8 тыс. руб.
Во-первых, величина софинансирования определяется из расчета расселяемой площади:
15 756,79 кв. м х 32,24 тыс. руб. = 507 млн. 998,9 тыс. руб., в том числе:
- средства областного бюджета в размере 482 млн. 599,0 тыс. руб. составляют 95 % софинан-сирования;
- средства бюджета городского округа Самара в размере 25 млн. 399,9 тыс. руб. составляют 5 % со-финансирования.
Во-вторых, дополнительные средства на оплату увеличения разницы предоставляемой площади определяются следующим образом.
Разница площадей равна:
пл. приобретения 21 314,17 - пл. расселения 15 756,79 = 5 557,38 кв. м.
Дополнительные средства на оплату:
5 557,38 кв. м х 32,24 тыс. руб. = 179 млн. 169,9 тыс. руб.
Данные средства необходимы органам местного самоуправления на оплату гражданам, расселяемым из аварийных домов, из-за разницы предостав-
из аварийного жилья в соответствии с государственной Программой на территории городского округа Самара осуществляется также в рамках муниципальной адресной программы городского округа Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 1 июля 2011 года № 741.
Таблица 2
ляемой площади. К сожалению, нет возможностей заселения на такие же по величине площади, которые они занимали в аварийном жилье (в том числе в коммунальных и не соответствующих нормативам жилых помещениях).
При определении площадей приобретаемых жилых помещений органами местного самоуправления городского округа Самара и требованиями «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденными Приказом Мин-региона РФ от 24 декабря 2010 года № 778, учитывается необходимость улучшения жилищных условий граждан с целью их заселения из коммунальных комнат в отдельные квартиры.
В условиях ограниченности средств местного бюджета бюджетом городского округа Самара в 2014 году для приобретения квартир по государственной и муниципальной Программам было предусмотрено 43 млн. 872,9 тыс. руб., то есть дефицит средств бюджета на оплату увеличения разницы предоставляемой площади составил 160 млн. 696,9 тыс. руб. ((25 399,9 + 179 169,9) - 43 872,9).
Софинансирование из средств областного бюджета на реализацию государственной Программы в 2014 году осуществлялось в соответствии с Соглашением от 25 апреля 2014 года № 144 «О предоставлении и использовании субсидий из областного бюджета, предусмотренных на финансирование государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, заключенным между Министерством строительства Самарской области и Администрацией городского округа Самара Самарской области.
Год Количество расселяемых домов, шт. Количество расселяемых квартир, шт. Площадь расселяемых квартир, кв. м
2014 65 461 15 756,79
2015 37 342 13 006,50
2016 47 329 10 849,75
2017 19 148 5 246,60
Итого: 168 1 280 44 856,64
По условиям Соглашения до конца 2014 года должны были быть перечислены городскому округу Самара субсидии из областного бюджета на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а освоение (кассовый расход) бюджетных средств городским округом Самара должно быть осуществлено до 30 июня 2015 года.
В 2014 году на лицевой счет Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара поступили средства областного общего объема, предусмотренного Соглашением.
В соответствии с данными условиями в 2014 году в целях реализации Программы Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара было проведено 20 аукционов на приобретение 461 квартиры. Кроме того, со всеми застройщиками была проведена работа по привлечению к участию в программе по переселению граждан, в том числе было проведено совещание с участием главы городского округа Самара и министра строительства Самарской области.
Также Департаментом совместно с участием министерства и застройщиками были проведены совещания по возможности реализации государственной и муниципальной Программ в рамках государственного частного партнерства (далее - ГЧП). Только единственный застройщик подтвердил участие в реализации государственной и муниципальной Программ в рамках ГЧП - на 14 квартир с предоставлением их в 2015 году.
По результатам аукционов, проведенных в 2014 году, на аукцион вышел один застройщик - Самарский областной фонд жилья и ипотеки (СОФЖИ), с которым было заключено 5 контрактов на приобретение 57 жилых помещений площадью 2 853,27 кв. м для расселения 57 жилых помещений площадью 2 476,7 кв. м на сумму 91 млн. 989,5 тыс. руб.
В декабре 2014 года был объявлен аукцион на приобретение 33 жилых помещений, по итогам которого в январе 2015 года заключены три контракта с СОФЖИ на приобретение 31 жилого помещения, а также планируется повторное проведение аукциона на приобретение двух жилых помещений.
Итогом реализации государственной и муниципальных Программ в 2014 году является расселение 34 домов, в том числе 9 домов полностью, 25 домов - частично.
Таким образом, при размещении в 2014 году муниципального заказа на приобретение 461 жилого помещения, предусмотренного по государственной и муниципальной Программам, по состоянию на 1 февраля 2015 года по результатам проведенных аукционов заключены и планируются к заключению муниципальные контракты на приобретение 90 жилых помещений, что составляет лишь 19,5 %.
Основным фактором, сдерживающим реализацию государственной и муниципальной Программ, является отсутствие мотивации застройщиков по следующим причинам:
1. Установленная Минрегионом России и постановлением Правительства Самарской области предельная стоимость 1 кв. м общей площади жилых помещений по Самарской области для реализации государственной и муниципальной Программ в 2014 году по Самарской области и городскому округу Самара в размере 32 240 руб. значительно ниже среднерыночной цены по городскому округу Самара:
- на первичном рынке 54 000,0 руб.;
- на вторичном рынке 61 464,0 руб.
При этом Самара, не имеющая свободных, незастроенных земельных участков под жилищное строительство, имеет более высокие затраты на подготовку строительных площадок, включающую в себя расселение и снос, по сравнению с другими муниципальными образованиями Самарской области.
В соответствии с Генеральным планом городского округа Самара жилищное строительство предусматривается за счет развития застроенных территорий в связи с отсутствием свободных, не обремененных правами третьих лиц, земельных участков и незастроенных земельных участков.
При такой ситуации себестоимость строительства жилья в городском округе Самара включает затраты на подготовку строительных площадок (снос ветхих и аварийных жилых домов, выкуп прав на земельные участки третьих лиц), что влечет удорожание стоимости строящегося жилья.
На себестоимость строительства жилья в городском округе Самара также влияет изношенность инженерных сетей, необходимость проведения их капитального ремонта, а порой и отсутствие сетей.
В связи с объективными факторами стоимость одного кв. м жилой недвижимости в городском округе Самара - столице региона значительно выше, чем во всех остальных городских округах и муниципальных районах Самарской области (табл. 3).
Таким образом, в настоящее время городской округ Самара находится в неравных условиях с остальными городскими округами и муниципальными районами Самарской области.
Вопрос о дифференциации предельной стоимости одного кв. м для городского округа Самара в 2014 году выносился Администрацией городского округа Самара и Департаментом на рассмотрение правительством Самарской области, но положительного решения не имел.
Вместе с тем по результатам совещания от застройщиков поступали предложения о продаже жилых помещений по цене, превышающей установленную предельную стоимость.
Таблица 3
Анализ рынка жилой недвижимости в городских округах и муниципальных районах Самарской области
Городские и муниципальные округа Цена за 1 квадратный метр общей площади, руб.
Самара 61 165
Тольятти 48 559
Новокуйбышевск 45 109
Жигулевск 33 350
Октябрьск 21 066
Отрадный 31 157
Чапаевск 25 559
Похвистнево 26 949
Волжский 31 126
Кинельский 39 529
Красноярский 37 200
Кошкинский 25 500
Красноармейский 20 000
Нефтегорский 23 093
Пестравский 21 200
Похвистневский 19 000
Приволжский 27 500
Сергиевский 15 400
Ставропольский -
Сызранский 35 185
Хворостянский 15 300
Челно-Вершинский 17 000
Шенталинский 26 000
Шигонский 28 800
Алексеевский 27 650
Безенчукский 19 900
Богатовский 22 700
Большеглушицкий 13 940
Большечерниговский 16 500
Борский 20 975
Елховский 21 000
Исаклинский 21 600
Камышлинский 25 000
Кинель-Черкасский 28 200
Клявлинский 22 200
Источник: СОФЖИ: «Рынок жилой недвижимости городских округов Самарской области». Мониторинговый отчет (по состоянию за май 2014 года) и иные открытые источники (нрн.рф, avito.ru, irr.ru и другие).
С целью повышения эффективности реализации государственной и муниципальной Программ необходимо учитывать практику утверждения дифференцированного подхода к установлению предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по городским округам и муниципальным районам других субъектов РФ.
Так, например, Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 10 января 2014 года № 7/пр.
для Ростовской области установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья - 34 780 руб.
Вместе с тем Постановлением Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 25 марта 2014 года № 2 средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городскому округу Ростов-на-Дону
на 2-й квартал 2014 года установлена в размере 46 400 руб.
По аналогии с другими регионами необходимо, с учетом изложенного, утвердить постановлением Правительства Самарской области дифференцированную среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию городской округ Самара.
2. Разница в площадях между расселяемой и приобретаемой площадью не была обеспечена финансированием.
В связи с ограниченностью средств регионального и муниципального бюджетов обращения о выделении дополнительных средств на оплату разницы площадей для обеспечения реализации мероприятий государственной и муниципальной Программ остались без положительного решения, и в результате переселение граждан из аварийного жилья в 2014 году не было обеспечено финансированием.
Аналогичная проблема актуальна для всех регионов и муниципальных образований в России и только за счет бюджетных средств регионов и муниципалитетов, без субсидирования из средств федерального бюджета, решения не имеет.
3. Субсидирование застройщикам на компенсацию затрат по подготовке строительных площадок и затрат по инфраструктуре из средств областного бюджета в 2014 году, кроме СОФЖИ, не осуществлялось.
В свою очередь, СОФЖИ, получая такие компенсации, оказался не готов к строительству и вводу жилья под переселение граждан из аварийного жилья в требуемых объемах в ближайшей перспективе (2-3 года).
Список литературы:
1. Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. № 684. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
3. Концепция жилищной политики Самарской области до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. № 685. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Муниципальная адресная программа городского округа Самара «Переселение граждан из аварийно-
го жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.07.2011 г. N° 741 (ред. от 08.04.2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Муниципальная программа городского округа Самара «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Самара» на 20122017 годы [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.07.2011 г. № 750 (ред. от 25.04.2014). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
6. План мероприятий (дорожной карты) «Улучшение инвестиционного климата в сфере строительства на территории Самарской области» [Электронный ресурс]: утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 01.08.2013 г. № 360. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. План реализации Генерального плана городского округа Самара [Электронный ресурс]: утвержден Постановлением Главы городского округа Самара 20 июня 2008 года № 423. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных условий» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
9. Иваненко Л.В., Файзрахманова Я.И. Создание организационной системы управления развитием застроенной территории // Вестник университета. Теоретический и научно-методический журнал. - М.: Издательский дом ГУУ. ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления». - 2013. - Вып. 12. -С. 137-147.
10. Иваненко Л.В., Файзрахманова Я.И. Проблемы жилищного строительства и развития застроенных территорий // Школа университетской науки: парадигма развития. - № 1 (1), т. 2. - Тольятти: Издательско-полиграфический центр ПВГУС Тольятти, 2012. - C. 31.
List of literature:
1. State program of Samara region «housing development in the Samara region» until 2020 [Electronic resource]: approved by the Government of Samara region of 27.11.2013 № 684. Access of reference and legal system «Consultant».
2. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 [Electronic resource]: approved by governmental decree
on November 17, 2008 № 1662-r. Access from the reference and legal system «Consultant».
3. The concept of the housing policy of the Samara region until 2020 [Electronic resource]: approved by the Government of Samara region from November 27, 2013 № 685. Access of reference and legal system «Consultant».
4. Municipal targeted program of Samara City District «move people from emergency housing in the territory of the city of Samara» for 2011-2015 [Electronic resource] : approved by the Decree of the Administration of Samara City District from 01.07.2011 № 741 (ed. By 08.04. 2014). Access from the reference and legal system «Consultant».
5. Municipal city of Samara «Stimulating the development of housing in the city of Samara» 20122017 [Electronic resource]: approved by the Decree of the Administration of Samara City District from 01.07.2011 № 750 (amended on 04.25.2014). Access from reference legal system «Consultant».
6. Action Plan (roadmap) «Improving the investment climate in the construction industry in the Samara region» [Electronic resource]: approved by the Govern-
ment of Samara region of 01.08.2013 № 360. Access of reference and legal system «Consultant».
7. Plan for implementation of the Master Plan of the city of Samara [Electronic resource]: approved by the Decree of the Head of the city of Samara 20.06. 2008 № 423. Access of reference and legal system «Consultant».
8. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 № 600 «On measures to ensure the citizens of the Russian Federation, affordable and comfortable housing and improve the quality of housing and communal conditions» [Electronic resource]: Access of reference and legal system «Consultant».
9. Ivanenko L.V., Fayzrahmanova Ya.I. Creating organizational development management system built-up area // Of the University Bulletin. Theoretical and methodological zhurnal. - M.: Publishing House of SUM. VPO «State University of Management», 2013, Issue 12. -P. 137-147.
10. Ivanenko L.V., Fayzrahmanova Y.I. Problems of Housing and built-up areas // School of the University of Science: Paradigm razvitiya. - №1 (1). - Vol. 2. - Togli-atti: Publishing and printing center Volga Region State University of Service, Togliatti, 2012. - P. 31.
Седаков Д.А.
аспирант,
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса» Россия, г. Уфа
УДК 332.8
РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Статья посвящена зарубежному опыту организации управления и регулированию в сфере функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Исследуется иностранный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства и принципы управления жилищным фондом таких стран, как: Германия, Венгрия, Чехия, Польша, Великобритания и Франция. Автором анализируются варианты регулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством за рубежом; выясняются особенности реформирования жилищно-коммунального хозяйства стран Центральной и Восточной Европы, которые имели схожие с Россией условия развития экономики; изучается опыт проведенных реформ развития стран Западной Европы; определяется возможность использования зарубежного опыта в реформировании отечественной жилищно-коммунальной сферы. На основе проведенного анализа в статье предлагаются конкретные рекомендации относительно повышения роли органов самоорганизации населения в управлении данной сферой, и обеспечения повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, объединение совладельцев многоэтажных домов, монополизм, жилищно-коммунальные услуги, управляющая организация.
development of housing AND communal SERVICES: international experience
The article is devoted to foreign experience of organizing and regulating control in the functioning of the market of housing services. We study the foreign experience in reforming housing and communal services and housing man-