Научная статья на тему 'Развитие гибкости студентов на начальном этапе подготовки по фитнес-аэробике'

Развитие гибкости студентов на начальном этапе подготовки по фитнес-аэробике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-АЭРОБИКА / ГИБКОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВЕНЬ ГИБКОСТИ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ГИБКОСТИ / УПРАЖНЕНИЯ / FITNESS-AEROBICS / FLEXIBILITY / PHYSICAL CONDITION / FLEXIBILITY LEVEL / METHODS AND MEANS OF FLEXIBILITY / EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкая Анна Николаевна

Гибкость как физическое качество является одним из важнейших в большинстве видов спорта. В то же время специалисты расходятся в значимости этого качества, в средствах и методах его развития, что пагубно сказывается на уровне подготовленности спортсменов и в итоге отрицательно отражается на их спортивных результатах. В статье проводится обоснование необходимости совершенствования гибкости у студентов, занимающихся фитнес-аэробикой, на этапе начальной подготовки. Определены характеристика и значимость студенческого вида спорта фитнес-аэробики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF FITNESS-AEROBICS TRAINING

Flexibility as a physical quality is one of the most important in most sports. At the same time, experts differ both in the importance of this quality, and the means and methods of its development, which adversely affects the level of athletes' condition and, ultimately, has a negative impact on their athletic performance. The article substantiates the need to improve the flexibility of students doing fitnessaerobics at the initial stage of training. Besides, it determines the characteristics and significance of fitness-aerobics as a student kind of sports.

Текст научной работы на тему «Развитие гибкости студентов на начальном этапе подготовки по фитнес-аэробике»

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ

THE DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF FITNESS-AEROBICS TRAINING

А.Н. Левицкая

Фитнес-аэробика, гибкость, физическая подготовка, уровень гибкости, методы и средства гибкости, упражнения.

Гибкость как физическое качество является одним из важнейших в большинстве видов спорта. В то же время специалисты расходятся в значимости этого качества, в средствах и методах его развития, что пагубно сказывается на уровне подготовленности спортсменов и в итоге отрицательно отражается на их спортивных результатах. В статье проводится обоснование необходимости совершенствования гибкости у студентов, занимающихся фитнес-аэробикой, на этапе начальной подготовки. Определены характеристика и значимость студенческого вида спорта - фитнес-аэробики.

A.N. Levitskaya

Fitness-aerobics, flexibility, physical condition, flexibility level, methods and means of flexibility, exercises.

Flexibility as a physical quality is one of the most important in most sports. At the same time, experts differ both in the importance of this quality, and the means and methods of its development, which adversely affects the level of athletes' condition and, ultimately, has a negative impact on their athletic performance. The article substantiates the need to improve the flexibility of students doing fitness-aerobics at the initial stage of training. Besides, it determines the characteristics and significance of fitness-aerobics as a student kind of sports.

Физическая подготовка является одним из основополагающих разделов подготовки спортсмена на всех этапах многолетнего тренировочного процесса [Курамшин, 2010]. Она необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития отдельных физических качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации [Менхин Ю.В., Менхин A.B., 2002].

Для достижения высоких спортивных результатов человек должен обладать не только большой волей и совершенной техникой, но и такими физическими качествами, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.

Известно, что выполнение любого движения связано с проявлением гибкости, позволяющей совершать двигательное действие с необходимой амплитудой. Высокий уровень развития гибкости является одним из наиболее важных факторов, помогающих добиваться высоких спортивных результатов. Спортсмен, обладающий достаточной гибкостью (при прочих равных условиях), рациональнее пользуется силой, быстротой, ловкостью, быстрее овладевает более совершенной техникой изучаемых движений. И напротив, при низком уровне развития гибкости искажается техника выполнения физических упражнений, увеличивается расход силы и других физических качеств, а также и волевых усилий [Алтер, 2001].

Доказано [Холодов, 2003], что главным фактором, ограничивающим полную есте ственную амплитуду движения в суставе, является сопротивление мягких тканей: 2 %

А.Н. ЛЕВИЦКАЯ. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ

сопротивления обеспечивает кожа; 10 % - сухожилия и связки; 41 % - мышечные ткани и их фасции - длина мышц - главный фактор, определяющий подвижность в суставах. «Короткая» мышца делает сустав малоподвижным, «длинная» - дает возможность проявлять полную свободную амплитуду.

Между тем вопрос о природе гибкости, средствах и методах ее развития в настоящее время еще плохо изучен. В большей части исследований раскрывается методика совершенствования лишь пассивной гибкости. Это произошло потому, что активную и пассивную гибкость стали различать сравнительно недавно (1958-1960) и еще до сих пор нет единой трактовки в понимании активной и пассивной гибкости [Зациорский, 2009].

В связи с этим работы, посвященные поиску путей развития и совершенствования гибкости студентов, будут, безусловно, актуальными.

Фитнес-аэробику, как и многие виды спорта, проблема развития гибкости тоже не обошла стороной. Постоянный рост спортивных результатов в этом виде спорта предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования тренировочного процесса спортсменов. Изыскание все более совершенных форм, средств и методов подготовки позволяет добиваться значительных успехов в этом виде спорта.

Фитнес-аэробика является командным видом спорта, поэтому на соревнованиях важную роль играют синхронность и гибкость. Упражнения и элементы должны выполняться одинаково, с одной амплитудой и на одном уровне, то есть очень важно иметь одинаковый уровень гибкости всем членам спортивной команды. В связи с этим возникает необходимость в создании методики, позволяющей студентам выйти на одинаковый уровень развития гибкости.

Для определения возможных методов развития и совершенствования гибкости у студентов, которые только начинают занятия фитнес-аэробикой в команде курса спортивного совершенствования (КСС), на основе предварительных исследований нами был разработан опросник, содержащий 12 открытых и закрытых

вопросов для спортсменов. Опрос был проведен с целью выявления:

- значения развития гибкости для студентов, занимающихся фитнес-аэробикой;

- новых средств и методов совершенствования гибкости к соревновательной деятельности аэробисток.

В опросе приняли участие 100 первокурсниц, занимающихся в группе КСС по фитнес-аэробике. Средний возраст опрошенных - 17-18 лет.

Опросные листы заполнялись респондентами как в присутствии автора, так и дистанционно. Часть опросных листов была разослана респондентам по электронной почте и через социальные сети (в основном «ВКонтакте»), Часть ответов была получена на бумажном носителе, часть - в электронном виде. В среднем заполнение опросного листа занимало у респондента от 5 до 10 минут.

В результате опроса было выявлено, что большая часть спортсменов, перед тем как попасть в группу КСС по фитнес-аэробике, занимались этим же видом спорта (36 %), все остальные занимались смежными видами спорта: 28 % респондентов-танцами (спортивными и народными), 15 % - спортивной гимнастикой, 9 % -спортивной аэробикой, 8 % - художественной гимнастикой, 2 % - акробатикой, 1 % - ушу и 1 % - балетом), в которых высокий уровень гибкости играет большую роль.

По данным опроса, большинство респондентов ранее занимались каким-либо видом спорта более 7 лет и тренировались от 4 до 7 раз в неделю. При этом довольно большая часть опрошенных (41 %) на момент поступления в команду по фитнес-аэробике продолжала заниматься каким-либо видом спорта. А это значит, что они пришли в команду с достаточно высоким уровнем подготовленности и большинство спортсменов смогут достаточно легко адаптироваться к тренировочному процессу в фитнес-аэробике.

Согласно полученным данным, преобладающей части студенток (80 %) упражнения на растягивание даются легко. Следовательно, в группу КСС по фитнес-аэробике в основном приходят

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

спортсменки с достаточно высоким уровнем развития гибкости, и они имеют хороший потенциал для повышения этого уровня до соответствующего, необходимого для выполнения соревновательных упражнений.

Как известно, гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой движения. Без этого качества невозможно демонстрировать выразительные движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованны. Гибкость необходима для выполнения аэробных упражнений, входящих в программу фитнес-аэробики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков. Благодаря гибкости облегчается выполнение всех видов аэробных упражнений - наклонов, равновесий, прыжков, шпагатов.

91 % опрошенных считают, что гибкость очень важна для занятия фитнес-аэробикой, так как она является одним из главных физических качеств в этом виде спорта. И лишь 9 % считают, что гибкость важна, но это физическое качество второстепенно.

Выводы

1. Согласно результатам наших исследований, большая часть спортсменов считают повторный метод основным для развития гибкости, а из упражнений выделяет в основном динамические, которые включают ритмичные движения и постепенное наращивание амплитуды движения.

2. 46 % респондентов оценивают свой уровень развития гибкости как хороший, 33 % - как

средний, 21 %- как профессиональный. В связи с этим ряд спортсменок выполняют различные виды аэробных упражнений и элементов, входящих в программу по фитнес-аэробике, достаточно легко, но в то же время такой разброс уровней развития гибкости не позволяет команде работать слаженно.

3. Анализ научно-методической литературы по теории и методике физического воспитания и данные проведенного опроса показывают, что требуется разработка методики для совершенствования гибкости, учитывающая индивидуально-оптимальные особенности спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикой для достижения ими необходимого (примерно одинакового) уровня гибкости для успешного выступления на соревнованиях.

Библиографический список

1. Алтер М.Дж. Наука о гибкости / пер. с англ. Г. Гончаренко. Киев: Олимп, лит, 2001. 423 с.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Советский спорт, 2009. 200 с.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2010. 464 с.

4. Менхин Ю.В., Менхин A.B. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 384 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. М.: Академия, 2003. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.