Научная статья на тему 'Развитие герменевтического подхода в профессиональном взаимодействии сотрудников и педагогической деятельности руководителя органов внутренних дел'

Развитие герменевтического подхода в профессиональном взаимодействии сотрудников и педагогической деятельности руководителя органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / HERMENEUTICAL APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PROFESSIONAL INTERACTION / РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CHIEF OF INTERNAL AFFAIRS AGENCY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGIC ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ПЕДАГОГИКА ПОНИМАНИЯ / PEDAGOGY OF UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюк Н. В.

В статье раскрывается сущность герменевтического подхода в профессиональном взаимодействии сотрудников органов внутренних дел и педагогической деятельности руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Hermeneutical Approach taken in Course of Professional Interaction of Personnel and Pedagogic Activity of Head of Internal Affairs Agencies

The paper demonstrates the essence of the hermeneutical approach taken in the course of professional interaction of Personnel and the pedagogic activity of the chief of Internal Affairs Agencies.

Текст научной работы на тему «Развитие герменевтического подхода в профессиональном взаимодействии сотрудников и педагогической деятельности руководителя органов внутренних дел»

вэ

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о *£

s с

И

о

bS

и

И IT

S

U

о

и

ы о оэ О

$

и с:

о

и

О <

О

S и и ш с О

74

Н.В. СЕРДЮК,

заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Развитие герменевтического подхода в профессиональном взаимодействии сотрудников и педагогической деятельности руководителя органов внутренних дел

В статье раскрывается сущность герменевтического подхода в профессиональном взаимодействии сотрудников органов внутренних дел и педагогической деятельности руководителя.

Герменевтический подход, профессиональное взаимодействие, руководитель органа внутренних дел, педагогическая деятельность, педагогическая задача, педагогика понимания.

Герменевтический подход в профессиональном взаимодействии — один из путей построения и развития кадрового потенциала органов внутренних дел. Эффективное педагогическое взаимодействие рассматривается в современной профессиональной культуре и как способ самопонимания сотрудника, и как средство достижения взаимопонимания между руководителем и сотрудниками, необходимого для формирования духа «единой команды», корпоративной солидарности (не подменяемой круговой порукой). Это — залог достижения высоких результатов профессиональной служебной деятельности. В таком профессионально-педагогическом взаимодействии сотрудник органов внутренних дел не только «потребляет» профессиональную культуру, но и созидает ее, осваивая и идентифицируя себя с ней, взаимоуподобляется с другими, профессионально успешными сотрудниками.

Парадоксальность образовательной ситуации заключается в том, что нарождающаяся в профессиональном образовании кадров органов внутренних дел культурологическая школа утверждает свои гуманитарные ориентиры прежде всего за счет предметоцентризма, путем наращивания в учебном плане объема дисциплин, изначально считающихся гуманитарными. Иными словами, гуманизация и гуманитаризация образования развертывается в логике учебного предмета, по логике информирования. Ограничиваться таким экстенсивным способом решения проблемы нельзя, так как в этом случае главное — атмосфера, стиль отношений «преподаватель — слушатель» или «руководи-

тель — сотрудник» не подвергается сколько-нибудь радикальному обновлению.

На наш взгляд, необходима гуманизация взаимоотношений в русле логики профессиональной деятельности, осуществляемой в органе внутренних дел. Это прежде всего гуманистический стиль отношений в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации и за ее пределами на основе понимания и самопонимания сотрудников, гуманизация правоохранительной среды в целом, приобщение непосредственных участников правоохранительной и правоприменительной деятельности к культуре понимания как живому воплощению мира человеческих ценностей и смыслов.

Полагаем, что использование подобного подхода в совершенствовании педагогического процесса в органах внутренних дел, адекватного его гуманитарной природе, позволит изменить к лучшему существующую непростую ситуацию.

Возникает вопрос: куда возможно повернуть, чтобы разорвать тот «естественнонаучный» круг, по которому движется гуманитарный по своей природе педагогический процесс? Ответ очевиден: на путь гуманизации, т. е. на путь построения содержания, способов развертывания профессионального взаимодействия кадров органов внутренних дел, организации педагогической среды в органе внутренних дел, адекватной гуманитарной (естественной) природе педагогического процесса и гуманным основам правоохранительной деятельности в целом.

Построение педагогического процесса в органе внутренних дел на основе герменевтического подхода выдвигает сложнейшую задачу преобразования стандарта профессиональной деятельности из безличной формы всеобщности в личностную профессиональную культуру сотрудника. Профессиональное взаимодействие сотрудников в этом процессе может быть представлено как единство, синтез профессиональных знаний, опыта, понимания.

Руководителю органа внутренних дел как педагогу-практику приходится каждодневно перевоплощать содержание профессиональной

деятельности в «живые человеческие мысли и эмоцию». Такое перевоплощение предполагает компетентное владение, в том числе приемами и средствами педагогической герменевтики. К ним прежде всего относят тексты, наполняющие профессиональное пространство, в котором руководитель органов внутренних дел — он же социальный педагог осуществляет профессиональную деятельность. В эту деятельность входят и тексты, которые создает руководитель во взаимодействии с сотрудниками, коллегами. Понимание этих текстов непосредственными участниками педагогического процесса в органе внутренних дел является важнейшим условием и способом их эффективного взаимодействия.

Однако не всякий текст профессиональной культуры, включенный в педагогический процесс (приказ, распоряжение, служебный факт, фрагмент правоприменительной практики, реплика сотрудника), автоматически становится педагогическим явлением. Педагогическим профессиональный текст делает руководитель органов внутренних дел совместно с другими сотрудниками, понимая и раскрывая его педагогические возможности.

В качестве предмета деятельности руководителя органа внутренних дел как педагога-практика педагогическое бытие обретает в каждой конкретной ситуации статус профессиональной задачи. Сама деятельность руководителя выступает для него как решение непрерывного ряда не только управленческих (предметных), но и собственно педагогических задач.

Для поиска их решения руководитель должен определить условия профессиональной ситуации, оценить связи между ними, обнаружить смыслы, скрывающиеся за данной ситуацией и внутри нее, «перетолковать» на свой, педагогический манер данный текст, т. е. поставить для себя профессиональную педагогическую задачу.

Выполнение всех этих действий связано с определением условий, оценкой их влияния на ситуацию, интерпретацией, переводом на профессиональный язык и язык внутренней ментальной речи, построением гипотез, иначе говоря — с пониманием профессиональной ситуации и контекста, в котором она дана.

Если учесть, что педагогическая задача не подается руководителю в готовом виде, ее решение является творческим процессом, предполагающим серию исследовательских процедур с неочевидным и непредсказуемым результатом.

Компетентный в герменевтическом понимании руководитель — это специалист в постановке и решении неточных педагогических задач, поставленных в той или иной педагогической управленческой ситуации. Профессиональную герменевтическую компетентность руководителя органа внутренних дел можно определить как

его интегральную характеристику, отражающую уровень способностей и готовности к пониманию, проектированию и интерпретации профессионального замысла, отвечающего уровню понимания, запросам сотрудников и своим собственным (к обнаружению и решению педагогических задач).

Профессиональная задача возникает в ходе взаимодействия «руководитель — сотрудник». Процессы ее создания и решения не находятся в отношении следования друг за другом, а происходят одновременно. Формирование и формулирование задачи совпадает во времени с ее решением. И не только во времени: корректно сформулированная задача — уже наполовину решенная. И обратно: в процессе решения задачи приходит понимание ее условий, обнаружение скрывающихся в ситуации смыслов, понимание самой ситуации как педагогической задачи. Педагогическая задача открывается руководителю как собранная им модель реальной педагогической ситуации, представляющая для него профессиональную трудность, в которой он вместе с другими сотрудниками обнаруживает ценности и смыслы.

Акту рефлексии, в котором руководитель самоопределяется по отношению к наличествующей педагогической ситуации в педагогическом процессе в органе внутренних дел, предшествует его изначальная «включенность» в эту ситуацию, ее понимание. Педагогическое понимание руководителя органа внутренних дел реализуется через истолкование, интерпретацию управленческого «текста», которым представлена профессиональная ситуация. Поэтому управленческое бытие, на наш взгляд, изначально носит герменевтический характер.

Вопрос в этом случае предстает как уточненная и утонченная граница между знанием и незнанием. Именно вопрос, возникающий на пересечении своего и чужого опыта, иного представления, иного понимания способен превратить незнание, по словам М.К. Мамар-дашвили, в «особого рода реальность», «позитивную силу», движущую творческое понимание потенциально бесконечного смысла текста, которым представлена профессиональная ситуация [3, с. 41]. И в этом контексте можно утверждать, что вопросы важнее ответов.

Можно предположить, что спрашивающий в первую очередь «с себя» руководитель имеет больше шансов помочь обрести такую же позицию своим сотрудникам, чем начальник, спрашивающий прежде всего с них. Для спрашивающего «с себя» руководителя важны не столько приемлемые, корректные ответы сотрудников, сколько их вдумчивые вопросы: как решить профессиональную задачу? какие средства для этого использовать? какие силы и средства за-

75

Ы О вэ О

вэ

О

X

<

U

а

О

X

X

л

<

ы н S

X

<

а

X О

0 * £

s с

И S о н

* у

и о

И I

Е *

S < Ь- И О Н

Ь *

и , ~ и S

1 И IT UJ

с

о

U

о <

о

S и и ш с о

действовать? Ведь передача чужого утверждения в виде вопроса уже приводит, по мнению М.М. Бахтина, к столкновению двух осмыслений в одном слове: происходит проблематиза-ция чужого утверждения [1, с. 64].

Особенность управленческого решения педагогической задачи состоит в том, что в ее условия руководитель включает самого себя. Поэтому анализ связей и отношений между тем, «что дано», и тем, «что надо найти», предполагает и самоанализ: как я себя веду в этой ситуации? какие мотивы могли бы поставить меня в эти условия? и др. Сформулированный для себя вопрос отражает понимание руководителем имеющейся ситуации и своего места в ней. Он же является и условием преобразования этой потенциально педагогической ситуации в актуальную.

В процессе решения профессиональной задачи обнаруживается еще одна принципиально важная для руководителя органа внутренних дел как для педагога-практика ипостась понимания педагогической ситуации. Понять, как полагает А.А. Брудный, значит собрать работа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества . М., 1986.

2. Брудный А.А. Другому как понять тебя. М., 1990.

ющую модель — модель реальной педагогической ситуации, т. е. преобразовать ее в педагогическую задачу [2, с. 37]. Концептом же задачи, открывающим ее смысл руководителю, выступает сформулированный им самим вопрос, т. е. искомое задачи — то, что руководитель будет действительно искать в этой ситуации.

Понимание руководителем органа внутренних дел педагогической ситуации, в которой он находится, связано с проблемой герменевтического круга: для понимания этой ситуации и формирования педагогической задачи необходимо вычленить ее составляющие. Но для выделения этих отдельных частей необходимо иметь представление о смысле целого.

Герменевтический подход выступает, таким образом, не только как методологическая основа стиля нового педагогического мышления руководителя органа внутренних дел, базовая характеристика его профессиональной компетентности, но и определяет само существование педагогического процесса в органе внутренних дел, является его онтологическим основанием.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

E-mail: [email protected]

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.