КОЛЕСНИЧЕНКО Кирилл Юрьевич,
канд. полит. наук, доцент кафедры социальных наук ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
УДК 94(47).08
Развитие гарнизона г. Никольска-Уссурийского (Ворошилов) в 1931-1941 гг.
Дальний Восток, Приморье, ОКДВА, г. Никольск-Уссурийский
В статье с использованием ряда архивных документов из фондов Государственного архива Приморского края, Российского Государственного Архива ВМФ, Российского Государственного архива социально-политической истории, а также широкого круга источников проводится анализ основных аспектов развития гарнизона г. Никольск-Уссурийский (Ворошилов) в 1931-1941 гг., создание военной инфраструктуры, а также рассматривается специфика взаимодействия военных и гражданских ведомств в рамках решения задач по обеспечению обороноспособности города.
В начале 30-х гг. ХХ века в условиях широкомасштабной военной экспансии Японии в Китае, а также обострения борьбы ведущих мировых держав за господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, советское военно-политическое руководство предпринимает комплекс мер по наращиванию оборонно-экономического потенциала Дальнего Востока, включая существенное увеличение численности и технической оснащенности военной группировки в регионе, представленной Особой Краснознаменной Дальневосточной армией (далее ОКДВА), Морскими Силами Дальнего Востока (с января 1935 г. - Тихоокеанский флот), пограничными войсками [12, с. 32-35].
Выгодное географическое расположение города Никольск - Уссурийский (Приморская область Дальневосточного края) в наиболее экономически развитой части Приморья на относительно небольшом расстоянии от государственной границы, наличие в городе ряда промышленных предприятий, прохождение через него Транссибирской железнодорожной магистрали предопределило размещение здесь органов военного управления, воинских соединений и частей, штабов.
Характеризуя систему взаимодействия партийных, советских органов власти и военных структур на Дальнем Востоке, сложившуюся к середине 30-х гг. ХХ века, следует отметить, что она во многом определялась стратегическим положением Дальневосточного края (ДВК), которое обусловило приоритет развития оборонного потенциала региона над другими задачами.
В соответствии с постановлениями высших органов государственной власти (ЦК ВКП (б), Президиума Верховного Совета СССР) Советы и исполкомы всех уровней решали широкий круг задач по обеспечению обороноспособности стратегически значимых районов,
включая строительство оборонительных рубежей, аэродромов, использование ресурсов и местных промышленных объектов для нужд военных, выделение земель, ремонт дорог и объектов транспортной инфраструктуры местного значения, военную подготовку населения, участие в развертывании системы противовоздушной и противохимической обороны.
В 1931 г. (до начала мероприятий по укреплению военной группировки) в г. Никольск-Уссурийский дислоцировались 9-я Дальневосточная кавалерийская бригада, 76-й Карельский стрелковый полк 26-й стрелковой Сталинской Краснознаменной дивизии, отдельная противотанковая батарея этой же дивизии, бронепоезд № 13, отдельная танковая рота ОКДВА [6, с. 26-27].
С целью совершенствования системы управления военной группировкой в ДВК Приказом Реввовенсовета (РВС) СССР от 18 февраля 1932 г. в составе ОКДВА были сформированы на правах неотдельных армий две группы войск: Приморская со штабом в г. Никольск-Уссу-рийский (далее Примгруппа) и Забайкальская (г. Чита). Командующим Примгруппы был назначен В. К. Путна [21, с. 104-105].
Согласно оценкам Оперативного управления Штаба РККА (март 1932 г.) в случае вооруженного конфликта с СССР японская сторона, задействовав на начальном этапе 12 пехотных дивизий (ПД) и 4 кавалерийские бригады, нанесет основной удар силами трех ПД и кавалерийской бригады на Гродековском направлении, еще одна ПД будет наступать из района Посьет на г. Никольск-Уссурийский, а в районе Владивостока будет высажен морской десант в составе двух пехотных дивизий и батальона морской пехоты [5. с. 59].
В 1932-1933 гг. в г. Никольск-Уссурийский из района Спасск - Иман (ныне г. Дальнереченск) полностью передислоцируется 26-я стрелковая Сталинская Краснознаменная дивизия, из центральной части страны прибывают 187-й отдельный артполк РГК, два отдельных танковых батальона на танках Т-26, 7-й отдельный автомобильный батальон и 7-й отдельный батальон связи, 9-й отдельный дивизион бронепоездов, а 9-я кавалерийская бригада развертывается в 8-ю Дальневосточную кавалерийскую дивизию [5, с. 56-65].
В районе Барановского артиллерийского полигона в 1933 г. был построен аэродром Барановский, где базировались два отдельных авиаотряда, предназначавшихся для корректировки артиллерийского огня тяжелых артполков.
В этот же период Никольск-Уссурийский приобретает роль центра снабжения и обеспечения Приморской группы войск ОКДВА - здесь создаются стратегические запасы основных ресурсов, техники и вооружения, боеприпасов. Поскольку в начале 30-х гг. Наркомат по военным и морским делам обладал крайне ограниченными возможностями по обеспечению деятельности военной группировки на Дальнем Востоке (ремонт и обслуживание вооружения и техники, хранение продовольствия, топлива и боеприпасов) требовалось в кратчайшие сроки развернуть масштабное строительство для удовлетворения потребностей ОКДВА.
Согласно постановлению Совета Труда и Обороны СССР (СТО) от 22 августа 1933 г. в рамках создания в ДВК сети складов хранения мобилизационного запаса ГСМ в Никольске-Уссурийском был по-
строен такой склад емкостью 156 т., а также спецнефтесклад с подведением к ним железнодорожных путей [11, с. 90, 133].
Необходимость обеспечения маневра силами и средствами, а также снабжения соединений и частей в приграничных районах Приморья делали крайне необходимым скорейшее развитие транспортной инфраструктуры. В 1932-1934 гг. были проложены дороги от Ни-кольска-Уссурийского к приграничным районам по направлениям на Камень-Рыболов, Гродеково, Барабаш. В программе дорожного строительства на 1935-1936 гг., определённой постановлением СТО, значилась дорога Никольск-Уссурийский - Гранатовка - Николо-Львовск общей протяженностью 62 км. Согласно плану строительства шоссейных дорог в 1939г. предполагалось построить Ворошиловский шоссейный дорожный узел (30 км), а также дорогу Ворошилов - Пушкино с мостом через реку Суйфун (24 км) [4, с. 146-147].
Кроме того, в этот же период продолжалось развитие системы стратегических коммуникаций ДВК, в которую включался и Ни-кольск-Уссурийский, в частности в 1934-1936 гг. была построена и введена в эксплуатацию стратегическая шоссейная дорога Владивосток - Иман - Хабаровск [15. с. 275], в 1936-1940 гг. была осуществлена прокладка второй линии железнодорожных путей на участке Владивосток - Хабаровск, а станция Никольск-Уссурийск (Ворошилов-Уссурийский) была модернизирована с учетом требований военных [11, с. 90-93].
Согласно постановлению СТО от 13.08.1933 проводилась военизация линий связи и радиоцентров ДВК, включая Никольск-Уссурий-ский радиоцентр, а по постановлению СТО от 9.05.1934 в городе строились две радиостанции мощностью 15 кВт и 1 КвТ; в этот же период городской телеграфный узел был модернизирован в соответствии с требованиями военных (смонтированы аккумуляторные и генераторные установки для бесперебойного обеспечения узла электроэнергией) [11, с. 141-142].
Постановлением СТО от 11.03.36 военным было выделено по одному проводу телефонных линий Ворошилов - Спасск, Ворошилов - Гродеково, Ворошилов - Липовцы, телеграфные провода на линиях Спасск - Ворошилов, Ворошилов - Хорольское - Жариково. В 1937 г. город наряду с Хабаровском и Владивостоком получил прямую связь с Москвой [11, с. 143].
В случае возникновения угрозы вооруженного конфликта все предприятия наркомата связи Уссурийской области должны были заблаговременно подготовиться к эвакуации телеграфно-телефонной и радиоаппаратуры, а также другого имущества связи, все, что не могло быть эвакуировано, подлежало разрушению (ГАПК Ф. П-68.Оп. 4. Д. 384. Л. 1).
Несмотря на то, что значительная часть автобронетанковой техники ОКДВА находилась в Приморье, отсутствие здесь ремонтной базы вынуждало направлять основную часть танков и бронеавтомобилей для проведения ремонта в г. Хабаровск (на предприятия № 105 и 106), однако в случае масштабного вооруженного конфликта транспортное сообщение с Хабаровском было бы с большой степенью вероятности нарушено либо существенно ограниченно. В середине 1936 г. Автобронетанковое управление РККА приняло решение о строительстве в г. Ворошилов базы капитального и среднего ремонта танков и тракто-
ров. База была построена в 1936-1941 гг. (официальное открытие состоялось в мае 1940 г.). Во второй половине 30-х гг. был также введен в строй военный автомобильный ремонтный завод № 25, выполнявший средний и капитальных ремонт автомашин и двигателей марок ЗИС и ГАЗ (ГАПК Ф. П-68. Оп. 4. Д. 161. Л. 121-123).
Поскольку строительство вышеупомянутых объектов в интересах военных требовало определённого времени, а сроки выполнения планов по их строительству постоянно срывались в силу целого комплекса причин, в начале-середине 30-х гг. широкое распространение получило размещение военных заказов на предприятиях местной промышленности и предприятиях, входивших в структуру различных наркоматов. Так, например, паровозо-вагоноремонтный завод, расположенный на станции Никольск-Уссурийск (с 1935 г. станция Ворошилов-Уссурийский), выполнял ремонт и модернизацию бронепоездов, опытные заказы по постройке бронедрезин, предприятия наркомата земледелия ремонтировали военные автомашины и тракторы, гражданские склады использовались для хранения военного имущества. Электростанции Масложиркомбината и сахарного завода обеспечивали электроэнергией котельные, ряд административных и жилых зданий штаба Примгруппы ОКДВА. Из-за острой нехватки жилого и казарменного фонда широко практиковалось расселение военнослужащих в домах местного населения.
Еще одной сферой сотрудничества военных и гражданских структур в г. Никольск-Уссурийский было создание системы ПВО. Согласно оценкам разведывательного управления РККА (1934 г.) в случае возникновения вооружённого конфликта с Японией важнейшим районом для действия ВВС вероятного противника на Дальнем Востоке считалось Приморское направление, в первую очередь города Владивосток и Никольск-Уссурийский, станции Иман и Пограничная [5, с. 122-123].
Крупные аэродромные узлы в районе городов Хунчунь и Мулин располагались на расстоянии 220-240 км от Никольска-Уссурийского, расстояние от границы до города самолеты вероятного противника могли пройти без ориентировки с выходом на цель в любых условиях времени и погоды за 15-30 минут (РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 84. Л. 4-25).
Согласно плану усиления ПВО Дальнего Востока к 1934 г. в качестве первоочередной задачи предполагалось обеспечить ПВО Хабаровска, Владивостока, Читы, Никольска-Уссурийского, района Боч-карево - Свободный, железнодорожных станций Тихонькая и Бурея [14. с. 264].
В 1933г. в Никольск-Уссурийский были переброшены 152-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион и 17-я отдельная территориальная рота ВНОС [7, с. 34], хотя этого количества сил и средств было явно недостаточно для отражения массированного налета авиации противника на город. Местные органы власти отвечали за постройку убежищ, хранение и содержание имущества, организацию подготовки местного населения, светомаскировку и т.д.
В 1933-1935 гг. продолжилось усиление соединений и частей, дислоцированных в г. Никольск-Уссурийский. В июле 1933 г. заместитель начальника Управления механизации и моторизации РККА Грязнов, инспектировавший мотомеханизированные части Приморской груп-
пы войск ОКДВА, в докладе наркому обороны К. Е. Ворошилову отмечал: «Приморье уже на сегодня достаточно насыщено мехчастями, но эти части распылены и не представляют из себя достаточно организованной силы. Оперативные условия борьбы за Приморье вызывают необходимость объединения этих сил в бригаду...» [5, с. 118]. Это предложение было принято, и уже в первой половине 1934 г. в г. Никольск-Уссурийский была сформирована 2-я механизированная бригада ОКДВА, в которую вошли два дислоцировавшихся здесь батальона на танках Т-26, а также переброшенные из Киевского военного округа управление бригады, батальон на танках БТ и другие части.
В июле 1934 г. Примгруппу возглавил комкор И. Д. Федько, ранее занимавший должности командующего войсками Приволжского военного округа (март 1932-октябрь 1933 гг.) и помощника командующего ОКДВА (октябрь 1933-июль 1934 гг.) [21, с. 17].
22 июля 1934 года Постановлением Президиума ВЦИК из состава Приморской области ДВК была выделена Уссурийская область с административным центром в г. Никольск-Уссурийский [18, с. 501].
К середине 1935 г. в Никольске-Уссурийском размещались следующие соединения и части ОКДВА: управление и штаб Приморской группы войск ОКДВА, 26-я стрелковая Сталинская Краснознаменная дивизия (около 8 тыс. человек), 2-я механизированная бригада (около 3,5 тыс. человек), управление, два кавалерийских, механизированный и конно-артиллерийский полки 8-й кавалерийской Дальневосточной дивизии (еще по одному кавалерийскому полку базировалось в поселках Липовцы и Камень-Рыболов), 187-й артиллерийский полк РГК (Барановский полигон), 9-й дивизион бронепоездов, 152-й отдельный артиллерийский дивизион ПВО, 17-я отдельная территориальная рота ВНОС, 7-й автомобильный батальон, 7-й отдельный батальон связи, 7-й отдельный разведывательный радиодивизион [8, с. 41-42; 9, с. 47-49, 53].
Здесь также дислоцировались строительные и железнодорожные части: штаб 3-й бригады тылового ополчения Примгруппы ОКДВА и 42-й отдельный батальон тылового ополчения этой бригады численностью около 1100 чел. [16, с. 136-138], железнодорожный строительный полк и рота механизированного батальона 7-й бригады Особого корпуса железнодорожных войск общей численностью около 2 тыс. человек (РГА ВМФ Ф. Р-1090, Оп. 1. Д. 131. Л. 3-4).
В Никольске-Уссурийском функционировали военно-медицинский госпиталь и гарнизонный ветеринарный лазарет, ремонтные бронетанковые мастерские и опытно-экспериментальные мастерские Примгруппы ОКДВА, крупная база хранения бронетанковой техники (склад № 126), склад артиллерийского вооружения № 47, значительное количество других складов (имущества, продовольствия, боеприпасов, обмундирования).
В непосредственной близости от города находилось значительное количество воинских соединений и частей ОКДВА и ТОФ: 26-я бригада тяжелых бомбардировщиков Тихоокеанского флота (общей численностью около 8 тыс. человек) размещалась в селах Воздвиженка (здесь в 1933-1935 гг. был построен первый в Приморье аэродром с взлетно-посадочной полосой), Михайловка, Комунна имени Ленина (ныне Васильевка), в селе Раздольное дислоцировалась 32-я стрелковая дивизия, 15-й отдельный химический батальон и химический
полигон, а в селе Галенки - 165-й артиллерийский полк, в Гродеков-ском районе с 1932 г. размещалась 1-я колхозная стрелковая дивизия особого Колхозного корпуса ОКДВА (в 1936 г. переименована в 59-ю стрелковую дивизию).
Кроме того, в рамках развития сети аэродромов военного назначения в окрестностях г. Ворошилов в 1936-1937 гг. было построено несколько оперативных аэродромов (Богатырское, Кугуки) и маневренных площадок (Ворошиловская, Новоникольская).
Таким образом, уже к середине 30-х гг. Никольск-Уссурийский наряду с Владивостоком, Хабаровском и Благовещенском превратился в крупнейший гарнизон Дальнего Востока. 20 февраля 1935 года город был переименован в Ворошилов в честь наркома по военным и морским делам К. Е. Ворошилова, посетившего город летом 1931г.
В первой половине 1936 г. в ходе формирования стрелковых корпусов ОКДВА был создан 43-й стрелковый корпус в составе 21-й (г. Спасск), 26-й (г. Ворошилов) и 32-й (с. Раздольное) стрелковых дивизий, управление корпуса и ряд корпусных частей (в частности,43-й корпусной артполк, отдельный корпусной авиаотряд) размещались в г. Ворошилов, а в районе Барановского полигона находились летние полевые лагеря корпуса.
С июня 1937 г. по февраль 1938 г. Примгруппу возглавлял командарм 2-го ранга М. К. Левандовский, ранее командовавший Закавказским ВО (в мае обязанности командующего исполнял начальник штаба Примгруппы комдив А.Ф. Балакирев, арестованный 11 июня
1937 г.) [21, с. 19, 33, 129].
В августе 1937 г. все строительные части и части тылового ополчения ОКДВА, Забайкальского военного округа и ТОФ объединялись в Особый корпус строительных частей. В Ворошилове разместились управление и штаб 3-й бригады этого корпуса, включавшей 13 строительных батальонов [16, с. 68-69].
Приказом наркома обороны от 28 июня 1938 г. ОКДВА с 1 июля
1938 г. была развернута в Краснознаменный Дальневосточный фронт, а с 23 июля 1938 г. - в Дальневосточный Краснознаменный фронт. Войска фронта объединялись в две армии: Краснознаменную (1-ю и 2-ю) и Хабаровскую группу войск. 1-я Краснознаменная армия, которую возглавил бывший командующий Примгруппы войск К. П. Под-лас (занимал эту должность с февраля 1938 г.), формировалась на базе Приморской группы со штабом в г. Ворошилов.
В августе 1938 г. части 1-й Краснознаменной армии участвовали в вооруженном конфликте на оз. Хасан: из Ворошилова в район боевых действий была переброшена 2-я механизированная бригада, батарея 203-мм гаубиц из состава 187-го артполка, 7-й автомобильный батальон обеспечивал перевозку грузов в район конфликта, а уссурийский военно-медицинский госпиталь принял около 1 тыс. раненых [17, с. 193-194].
Приказом наркома обороны К. Е. Ворошилова от 4.09.1938 г. на основании решения Главного военного совета Дальневосточный Краснознаменный фронт был расформирован, а из войск фронта создавались две отдельные армии (1-я и 2-я краснознаменные), штаб 1-й армии дислоцировался в г. Ворошилов. Возглавил армию Г. М. Штерн, начальником штаба был назначен М. М. Попов. В июле
1939 г. Г. М. Штерн был направлен в Монголию, а армию до 14 января
1941 г. возглавлял М. М. Попов, которого сменил А. И. Еременко, находившийся в этой должности до 19 июня 1941 г.[13, с. 108-109].
В соответствии с решением о разделении территории СССР на зоны, районы и пункты ПВО в феврале 1941 г. был создан Ворошиловский район ПВО Дальневосточной зоны ПВО с включением в него авиации, зенитной артиллерии и ВНОС [20, с. 233], 2-я мехбригада была переименована в 42-ю легкую танковую бригаду. В 1939-1940 гг. в городе также дислоцировались управление, штаб и 4-я авиаэскадрилья 20-го штурмового авиаполка ВВС КДФ, три другие эвиаэскадри-льи полка дислоцировались в расположенных неподалеку от города селах.
Решением Политбюро ЦК ВКП (б) от 8 марта 1941 г. 1-я Краснознаменная армия была разделена на две армии: 1-ю Краснознаменную (штаб в пос. Камень-Рыболов) и 25-ю со штабом в г. Ворошилов, 11 марта 1941 г. 25-ю армию возглавил генерал-лейтенант Ф. А. Паруси-нов, ранее командовавший 12-й армией. Первоначально предполагалось включить в состав 25-й армии пять стрелковых дивизий и пять укрепрайонов (все в Приморье), стрелковых корпусов в армии не иметь, обратив на формирование управления армии управление 43-го стрелкового корпуса [13, с. 62-63]. В конечном итоге на 22-е июня 1941 г. в состав армии вошли 39-й стрелковый корпус (32-я, 40-я, 92-я стрелковые дивизии), 105-я СД, пять укрепрайонов, 70-я смешанная авиадивизия, ряд отдельных частей, включая 9-й дивизион бронепоездов, а также Ворошилов-Уссурийский бригадный район ПВО [13, с. 108].
Активный рост численности военнослужащих в 30-е гг. оказал существенное влияние не только на экономическое, но и на социально-культурное развитие города Никольск-Уссурийский - крупный гарнизон требовал соответствующего культурно-досугового, бытового и социального обслуживания. На начало февраля 1934 г. численность гражданского населения города составляла 72 тыс. чел, а общая численность военнослужащих, дислоцированных в уссурийском гарнизоне, превышала 20 тыс. человек (РГА ВМФ, Ф. Р-1012, Оп. 3. Д. 39. Л. 102-107).
С 1928 г. в Уссурийске функционировал дом Красной армии (ДКА), игравший важнейшую роль в организации культурно-массовой и просветительской работы среди военнослужащих. При ДКА функционировала библиотека, сеть различных кружков (спортивные, художественной самодеятельности, технические, радиолюбителей, счетоводов), была развернута спортивно-массовая работа, действовали курсы по ликвидации безграмотности красноармейцев. Кроме того, при ДКА функционировал клуб для детей командно-начальствующего состава и детский театрализованный джаз под управлением Н. Е. Донского. В летний период при ДКА работал летний сад, ставший излюбленным местом отдыха горожан и военнослужащих [1, с. 71, 74-75, 77, 81].
В начале 30-х гг. в городе был создан интернат для учебы детей командно-начальствующего состава, при воинских частях открыты детские сады для детей военнослужащих. На заседании Военного Совета при Народном комиссаре обороны в октябре 1936г. зам. начальника политуправления РККА Г. А. Осепян среди примеров образцовых детских дошкольных учреждений в соединениях и частях РККА, воз-
главляемых женами военнослужащих, назвал учреждения в Спасске, Красной Речке и Ворошилове [2, с. 340-341].
В рамках развития системы допризывной подготовки активную деятельность осуществляло Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), в первой половине 30-х гг. на всех крупных предприятиях, в учреждениях, колхозах создавались первичные организации Осоавиахима, осуществлявшие военную подготовку по широкому спектру дисциплин. В начале мая 1935 в г. Ворошилов были открыты трехмесячные курсы подготовки допризывников на 140 мест [22, с. 166].
Во второй половине 30-х гг. в Ворошилове был создан аэроклуб, имевший в 1937 г. собственный аэродром и 5 самолетов У-2 и 1 самолет УТ, согласно плану в этом году аэроклуб должен был выпустить 30 пилотов, причем их подготовка осуществлялась в нерабочее время без отрыва от производства. Однако состояние материально-технической базы аэроклуба было неудовлетворительным, инструкторов и самолетов не хватало (ГАХК Ф. Р-875. Оп. 1. Д. 6. Л. 2, 4).
9-го августа 1938 г. состоялся актив городской партийной организации г. Ворошилов, где была намечена программа оборонно-массовой работы в связи с событиями в районе оз. Хасан. Только за 10 августа было собрано 15000 индивидуальных пакетов с подарками для бойцов и командиров [17, с. 128].
Партийные, комсомольские и профсоюзные организации города осуществляли шефство над дислоцированными в городе воинскими частями.
Весной 1939 г. в г. Ворошилов по инициативе горкома ВКП (б) была проведена военно-шефская конференция по обмену опытом [3, с. 48].
Безусловно, кроме положительных моментов, массовое увеличение количества военнослужащих в кратчайшие сроки привело к возрастанию различных дисциплинарных проступков со стороны военных, росту числа аварий техники и т.д.
В полной мере затронули гарнизон г. Ворошилова политические репрессии командно-начальствующего и политического состава РККА в 1937-1938 гг. В указанный период из штаба Приморской группы войск было уволено 63 представителя командно-начальствующего состава (из этого количества арестован 61 человек), в 26-й стрелковой дивизии уволено 52 человека (из них 45 арестовано), во 2-й отдельной механизированной бригаде уволено 42 человека (из них арестовано 37). Таким образом, на Ворошиловский гарнизон пришлось около 10 % (1329) от всех арестованных в 1937-1938 гг. представителей командно-начальствующего состава ОКДВА [16, с. 234].
Подводя итог, можно сказать, что уже с начала 30-х гг. военная политика государства оказала существенное влияние на экономическое, социальное и культурное развитие города Никольск-Уссурийский, а затем Ворошилов стал быстро превращаться в крупнейший военный гарнизон Дальнего Востока, сохраняя этот статус в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.
Литература
1. Акулов А. А. Формирование и деятельность учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа (1922-1945). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Хабаровск, 2007.
2. Военный совет при Народном комиссаре обороны СССР. Октябрь 1936 г.: Документы и материалы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. - 480с.
3. Гайдук Н. В. Укрепление пограничных войск Дальнего Востока в связи с агрессивными происками империалистической Японии.1931-1941гг. - Алма-Ата: б. и., 1973. - 125 с.
4. Главный военный совет РККА.13 марта 1938г. - 20 июня 1941г.: Документы и материалы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 43.
5. Горбунов Е. А. Восточный рубеж. ОКДВА против японской армии. - М.: Вече, 2010. - 464 с.
6. Дислокация технических и специальных частей и учреждений сухопутных и воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. По состоянию на 1 марта 1931 г. - М.: Издание 2-го управления Штаба РККА, 1931 - 50с.
7. Дислокация технических и специальных частей и учреждений сухопутных и воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. По состоянию на 1 мая 1933 г. (с изменениями на июнь, август и октябрь 1933 г.). - М.: Издание 2-го управления Штаба РККА, 1933. -43 с.
8. Дислокаций войсковых частей, штабов, учреждений и заведений Рабоче-крестьянской Красной армии по состоянию на 1 июля 1935 г. - М.: Издание 4-го отдела штаба РККА, 1935. - 62 с.
9. Дислокация технических и специальных частей и учреждений сухопутных и воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии по состоянию на 1 сентября 1935 г. - М.: Издание 4-го отдела штаба РККА, 1935. - 55 с.
10. Дислокация технических и специальных частей и учреждений сухопутных и воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии по состоянию на 1 января 1937 г. - М.: Издание 4-го отдела Генерального штаба РККА, 1936. - 62 с.
11. Киреев С. В. Создание оборонно-экономического потенциала на Дальнем Востоке СССР (конец 1920-х- 1941 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Хабаровск, 2006.
12. Коваленко И. Г., Минеев В. В. Боевой путь Особой Краснознаменной Дальневосточной армии // Военно-исторический журнал. 2013. № 4. С. 32-35.
13. Командный и начальствующий состав Красной Армии в 19401941гг. Структура и кадры центрального аппарата НКО СССР, военных округов и общевойсковых армий / Под ред. В.Н. Кузеленкова. -М.: Летний сад, 2005.
14. Лашков А. Ю., Голотнюк В. Л. 100-летие противовоздушной обороны России. 1914-2014. В 2 Т. Т. 1. - М.: Русские Витязи, 2014. -360 с.
15. Медведева Л. М. Роль транспорта в освоении дальнего Востока
СССР (1922-1945). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Владивосток, 2003.
16. Мильбах В. С. Политические репрессии командно-начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Амии и Флота на Востоке страны в 1936-1939гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Иркутск, 2005.
17. Миненков Д. Д. Формирование и развитие частей тылового ополчения в СССР (1930-1937 гг.): Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. - Новосибирск, 2006.
18. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. -Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997. -596 с.
19. Подвиг на границе. 70 лет вооруженному конфликту на озере Хасан / Сост. А. Яковец. - Владивосток: Русский остров, 2008. - 196 с.
20. Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 - 22 июня 1941 г. - М.: ТЕРРА, 1994. 360 с.
21. Черушев Н. С.,Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА.1937-1941. Биографический словарь. - М.: Кучково Поле, 2012. - 496 с.
22. Янгузов З. Ш. Особая Краснознаменная Дальневосточная армия на страже мира и безопасности СССР (1929-1938 гг.). - Благовещенск: Хабаровское книжное издательство, 1970. - 240 с.