Для цитирования: Мейланов И.М., Эсетова А.М. РАЗВИТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2016;42 (3):220-230. DOI:10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230
For citation: Meilanov I. M., Esetova A.M. DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT FORMS PROJECTS IN INDUSTRIAL BUILDING. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2016;42 (3):220-230. (In Russ.) DOI:10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 69.003
DOI: 10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230
1 2 Мейланов И.М. , Эсетова А.М
1 2
, Дагестанский государственный технический университет, 367015 г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70, 1e-mail:[email protected], 2e-mail:[email protected]
РАЗВИТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Аннотация. Цель. Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью в совершенствовании организационно-экономического механизма государственной поддержки проектов промышленного строительства. Целью исследования является развитие концептуальных положений и методических основ финансирования проектов, создающих условия для экономического роста России на основе строительства и ввода в действие промышленных объектов. Методы. В ходе исследования применялись системный, предметно-функциональный и структурный методы, расширяющие сферу применения комплексного подхода к оценке действующего механизма государственной финансовой поддержки проектов и объемов финансирования; обоснованию критериев конкурсного отбора наиболее эффективных проектов; поиску инструментов аккумулирования инвестиционных ресурсов в промышленное строительство. Результат. Обосновано, что механизм государственной инвестиционной политики в промышленном строительстве ориентирован на определение целесообразных объемов инвестиций и их отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной структуры; выбор приоритетов развития строительной отрасли; повышение эффективности реализации инвестиционных проектов. Аналитически обобщена динамика государственной поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций в создание объектов промышленного строительства. Установлено, что особенностью современной государственной поддержки проектов промышленного строительства является переход от распределения бюджетных ассигнований между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе. Определены тактические приемы государственно-частного партнерства, привлекающего частный капитал без потери стратегического государственного контроля над важными системами и объектами. В качестве эффективной формы поддержки проектов промышленного строительства предложено использовать форму концессионной модели: «проектирование - строительство - финансирование - владение - эксплуатация». Вывод. Развитие форм государственной поддержки проектов промышленного строительства обеспечивает реализацию экономических интересов всех заинтересованных лиц на стадиях создания, реализации и внедрения проектов, начиная от финансирования, кредитования, заключения договоров и сдачи объекта. Концессионная модель поддержки проектов позволяет государству получить ряд преимуществ, решая проблему снижения бюджетной нагрузки за счет привлечения частного капитала. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 2916 «Разработка организационно-экономического механизма эффективного развития отраслей экономики».
Ключевые слова: бюджетные инвестиции; капитальные вложения; промышленное строительство; проект; государственная поддержка; конкурсный отбор; государственно-частное партнерство; концессия
• 1 * 2 Izmet M. Meilanov , Aida M. Esetova
1 2
, Daghestan State Technical University, 701. Shamil Ave, Makhachkala, 367015, 1e-mail:[email protected], 2e-mail:[email protected]
DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT FORMS PROJECTS IN INDUSTRIAL BUILDING
Abstract. Aim. The topicality of the research is stipulated by the objective necessity of the organizational and economic mechanism improvement of the state support projects of the industrial building. The aim of the research is the development of conceptual provisions and methodological foundations offinancial projects creating conditions for economic growth of Russia based on the construction and putting into effect industrial objects. Methods. In the course of the research the system, subject-functional and structural approaches were implemented to solve the problems set widening the scope of the complex approach to assessment of the current operating mechanism of the state financial support of the projects and financial volume; to criteria stipulation of the most effective projects contest selection: to the search of the investment resources accumulation instrument into industrial building. Results. It is stipulated that state investment policy in industrial building mechanism oriented to define rational investment volumes and their branch, reproductive, technological and territorial structure; option of the building branch development priority; increase of the investment projects efficiency realization. The dynamics of the state support in the form of subsidies and budget investments into creation of the industrial building objects is analytically summarized. It is determined that the peculiarity of the modern state support projects of industrial building is transition from budget allocations distribution between branches and regions to selective and partial financing of specific investment projects on competitive basis. Some tactics of state and private partnership attracting private capital without losing strategic state control under systems and objects are defined. As an effective form of the industrial building support projects it is proposed to use a concession model form: projecting - building- financing- ownership - exploitation. Conclusion The state support projects system of the industrial building provides the realization of all concerned people's economic interests at all stages of creating, realizing, crediting, contracts concluding and objects commissioning. The concession support model allows the state to get a number of advantages solving the problem of budget load reduction by attracting private capital. The state support forms development of industrial building promotes the competitive industrial base forming the prospect of the stable economic growth in Russia. The work has been done in the frameworks of the state order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 2916 «Development of the organizational-economic mechanism of effective development of economic sectors».
Key words :budget investments, capital investments, industrial building, project, state support, selective contest, state and private partnership, concession
Введение. Одной из основополагающих задач управления инвестиционными проектами в строительстве является организация их финансирования, что подразумевает обеспечение инвестиционными ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и основные средства, нематериальные активы, кредиты, займы, права землепользования.
Государство заинтересовано в инвестициях в реальный сектор экономики, каким и является строительство [16]. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется в форме капитальных вложений [15]. Для реализации инвестиционных проектов предусмотрено создание благоприятных условий на основе прямого участия государства в их поддержке. [14].
Постановка задачи. Основными направлениями бюджетной политики РФ на 20152017 годы в качестве одной из важных государственных задач определено повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, что требует создания условий, обеспечивающих реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ в группе расходов «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» выделяются подгруппы «Бюджетные инвестиции», «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность» и «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» [1,5].
Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
В Бюджетном кодексе закреплены следующие способы государственной поддержки строительства или покупки недвижимого имущества: в виде предоставления государственному (муниципальному) учреждению бюджетных инвестиций; субсидии на осуществление капвложений [1].
В соответствии с п. 1 ст. 79 БК РФ орган государственной власти осуществляет бюджетные инвестиции, а учреждению передается в оперативное управление готовый объект [1]. На основании заключений государственной экспертизы государственные заказчики и главные распорядители средств федерального бюджета принимают окончательное решение о целесообразности выделения средств на реализацию соответствующих проектов [8].
В целях повышения эффективности государственных бюджетных инвестиций необходимо осуществлять проверку достоверности сметной стоимости объектов после принятия решения о необходимости их строительства, но до принятия решения о выделении конкретных объемов бюджетного финансирования.
Методы исследования. По данным Росстат в 2015 году наибольший объем средств из федерального бюджета в 2015 г. был направлен в регионы Центрального федерального округа (28,8% всех инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета), СевероЗападного федерального округа (17,9%), Приволжского федерального округа (10,9%) [2].
Более 30% средств из федерального бюджета были освоены на территории пяти субъектов Российской Федерации: Москвы (12,8%), Краснодарского края (4,8%), Воронежской (4,5%) и Московской областей (4,4%), Санкт-Петербурга (4,3%).
Наибольшая доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал приходилась на республики Ингушетия (91,7%), Северная Осетия (Алания) (63,6%) и Дагестан (62,2%); 50-54% - Республика Алтай, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Калининградская область.
На территории 4 субъектов Российской Федерации доля бюджетных средств составляла не более 5%, среди них: Республика Коми, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский - Югра автономные округа.
В 2015 году инвестиции из федерального бюджета направлялись на выполнение Федеральной адресной инвестиционной программы, целью которой являлась поддержка социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развитие инфраструктуры Российской Федерации.
Основным инструментом реализации указанных направлений являлись федеральные целевые программы. Лимит бюджетных ассигнований на капитальные вложения, выделенных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы в 2015 г., был установлен в объеме 919,7 млрд.рублей [2].
В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной Минэкономразвития России на 2016г. (с уточнениями на 1 сентября 2016г.), выделены ассигнования в размере 643,5 млрд.рублей, из них из федерального бюджета - 621,7 млрд.рублей на строительство 1715 объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимости и реализацию укрупненных инвестиционных проектов.
Из общего количества объектов по 482 объектам было намечено провести только проектные и изыскательские работы. Из 508 объектов, намеченных к вводу в 2016г., в январе-августе 2016г. введено в эксплуатацию 22 объекта, из них 20 - на полную мощность, 2 объекта - частично.
На 1 сентября 2016г. на 393 объектах (без объектов, по которым проводятся проектные и изыскательские работы для строительства будущих лет) техническая готовность составляла от 51,0% до 99,9% [3].
Большая часть инвестиций в основной капитал (41,4%) в 2015 г. направлена на строительство промышленных зданий и сооружений.
Доля инвестиций на развитие активной части основных фондов составила 34,7% против 36,3% в 2014 г., по сравнению с 2005 г. она сократилась на 6,4 процентного пункта (табл.1).
Таблица 1 -Видовая структура инвестиций в основной капитал [2,3]
Показатели 2015г. Справочно в % к итогу
млрд. рублей в % к итогу
2005г. 2010г. 2014г.
Инвестиции в основной капитал 14555,9 100 100 100 100
в том числе: жилища 2188,8 15,0 12,0 12,2 14,5
здания (кроме жилых) и сооружения 6027,8 41,4 40,4 43,3 40,8
машины, оборудование, транспортные средства 5051,5 34,7 41,1 37,9 36,3
прочие 1287,8 8,9 6,5 6,6 8,4
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в 2015 г. являлись собственные средства организаций (51,1%), на долю привлеченных средств приходилось 48,9% инвестиций (табл.2).
Средства бюджетов всех уровней составили 16,5% от общего объема инвестиций в основной капитал, доля федерального бюджета за 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 0,7 процентного пункта, доля бюджетов субъектов Российской Федерации снизилась на 0,9 процентного пункта.
Доля банковской сферы в финансировании реального сектора экономики невелика, в 2015 г. она составила 7,8% в общем объеме инвестиций в основной капитал, что на 2,8 про-
центного пункта меньше, чем в предыдущем году, удельный вес кредитов иностранных банков составил 1,9% против 2,6% в 2014 году.
Таблица 2 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам
финансирования [9]
(без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)
Показатели 201 5г. в % к итогу
млрд. в % к
рублей итогу 2005г. 2010г. 2014г.
Инвестиции в основной капитал 10277,1 100 100 100 100
в том числе по источникам финансирова-
собственные средства 5256,5 51,1 44,5 41,0 45,7
привлеченные средства 5020,6 48,9 55,5 59,0 54,3
в том числе: кредиты банков 805,3 7,8 8,1 9,0 10,6
из них кредиты иностранных банков 197,5 1,9 1,0 2,3 2,6
заемные средства других организаций 585,4 5,7 5,9 6,1 6,4
иностранные инвестиции 95,5 0,9 0,9
бюджетные средства 1699,4 16,5 20,4 19,5 17,0
в том числе: из федерального бюджета 1000,3 9,7 7,0 10,0 9,0
из бюджетов субъектов РФ 577,9 5,6 12,3 8,2 6,5
из местных бюджетов 121,2 1,2 1,5
средства внебюджетных фондов 26,8 0,3 0,5 0,3 0,2
средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства 307,2 3,0 3,8 2,2 3,5
в том числе: средства населения 246,4 2,4 1,2 2,7
прочие 1501,0 14,7 16,8 21,9 15,7
Как показало проведенное исследование, наблюдается высокая инвестиционная активность в промышленном строительстве, создающим основные фонды промышленности, включая выполнение комплекса строительно-монтажных работ, связанных с возведением новых, а также расширением, модернизацией и реконструкцией существующих промышленных предприятий.
По данным Росстата за 6 месяцев 2016 года были введены в эксплуатацию промышленные здания площадью более 16 тыс. кв. м, общим строительным объемом свыше 16,5 тыс. куб. м. [3]. К крупнейшим проектам промышленного строительства, реализованным за тот же период 2016 года, можно отнести следующие: завод по производству холодильников китайской компании Haier, построенный в Набережных Челнах с общим объемом инвестиций в проект 64 млн. долл., включая Центр разработок; завод по производству насосных агрегатов для транспортировки нефти и нефтепродуктов в Челябинске, построенный совместно с предприятием ОАО «АК Транснефть», итальянской компании Тегтотессашса S.p.A. и компанией ЗАО «КО-НАР», с объемом инвестиций в проект 82 млн. долл.; комплекс глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга вакуумного газойля в Волгограде, на нефтеперерабатывающем заводе ООО «Лукойл - Волгограднефтепереработка», с объемом инвестиций в проект 2,2 млрд. долл.; цех по обслуживанию поездов на базе моторвагонного депо Санкт-Петербург - Московское («Ме-таллострой»), объем инвестиций в проект составила 65 млн.долл.; завод по производству ка-
менной ваты компании «ТехноНИКОЛЬ» в Ростовской области, объем инвестиций составил 65 млн. долл. [11].
Обсуждение результатов. Государственная поддержка в форме субсидий и бюджетных инвестиций на софинансирование инвестиций в создание объектов промышленного строительства осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством, на основании государственных контрактов, заключаемых:
а) государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета (казенные учреждения);
б) организациями, которым орган-учредитель передал полномочия государственного заказчика (бюджетные и автономные учреждения) [6,7].
Государственная поддержка промышленного строительства может осуществляться из федерального бюджета в рамках финансирования мероприятий по созданию индустриального (промышленного) парка в целях подведения к границе частного промышленного парка сетей инженерной инфраструктуры, технологического присоединения (подключения) к объектам электросетевого хозяйства, строительства объектов инфраструктуры, инженерной подготовки в границах земельного участка [7].
В этом случае, особенностью государственной инвестиционной политики финансирования проектов промышленного строительства является переход от распределения бюджетных ассигнований между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе [20]. Конкурс проводится по двум категориям заявителей проектов:
1 категория: претендующие на получение государственной поддержки в форме субсидий;
2 категория: претендующие на получение государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций.
Основные рекомендуемые критерии для отнесения проекта к первой категории:
1. Земельный участок будущей застройки находится в частной собственности;
2. Имеется документальное подтверждение фактической заполненности парка субъектами малого и среднего предпринимательства (резидентами промышленного парка) в виде представленных соглашений (договоров) с субъектами малого и среднего предпринимательства (резидентами промышленного парка), подтверждающих, что: не менее чем на 60% общей площади зданий (помещений) территории промышленного парка предполагается размещение производств указанных резидентов промышленного парка; либо не менее чем на 60% общей площади земельных участков промышленного парка предполагается размещение производств указанных резидентов промышленного парка.
Критериями для отнесения проекта ко второй категории являются:
1. Земельный участок индустриального парка находится в государственной и/или муниципальной собственности и не имеет обременений в виде договоров аренды и/или заключенных инвестиционных договоров, по которым рассматриваемый участок является объектом инвестиционного соглашения;
2. Имеется подтверждение заполненности парка резидентами промышленного парка в виде представленных предварительных соглашений (договоров) с субъектами малого и среднего предпринимательства (резидентами промышленного парка), подтверждающих, что: не менее чем на 20% общей площади зданий (помещений) территории промышленного парка предполагается размещение производств указанных резидентов промышленного парка; либо не менее чем на 20% общей площади земельных участков промышленного парка предполагается размещение производств указанных резидентов промышленного парка.
Конкурсная документация, утверждаемая уполномоченным органом, должна включать: требования к составу и структуре документов, представляемых в составе конкурсной заявки; состав критериев оценки конкурсных заявок, требования к их значениям и порядок их оценки; проект инвестиционного соглашения, заключаемого между победителем конкурса и уполномоченным органов субъекта РФ (для инициаторов проектов парков во 2-й категории).
При оценке проектов создания объектов промышленного строительства и выборе наилучшей территории их размещения рекомендуется учитывать [19]: стратегию социально-экономического развития субъекта РФ, Генеральный план развития субъекта РФ, особенности размещения производительных сил на территории субъекта РФ посредством нового строительства или развития застроенных территорий.
Значимость проекта создания объектов промышленного строительства, предлагаемого на конкурс, рекомендуется оценивать по следующим критериям [18].
- актуальность проекта и его соответствие стратегии развития инвестиционной и инновационной деятельности;
- техническая, технологическая, финансовая, организационная возможность и целесообразность реализации проекта;
- обоснованность инвестиционных затрат по проекту;
- конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта;
- сравнительные показатели эффективности и устойчивости проекта.
В составе конкурсного предложения участника конкурса должны в обязательном порядке присутствовать: концепция создания объектов промышленного строительства; бизнес-план по созданию объектов промышленного строительства; финансовая модель проекта по созданию объектов промышленного строительства [12].
В настоящее время специфическую форму поддержки проектов промышленного строительства финансирования представляет государственно-частное партнерство, что позволяет обеспечить ряд преимуществ финансового характера по сравнению с бюджетным финансированием. Следует заметить, что использование концессионной формы привлечения инвестиций в промышленное строительство нельзя считать абсолютно новым явлением [4].
Государственно-частное партнерство - это специфическая форма взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процесе его реализации. В тоже время, это особая форма партнерства, обозначаемая обычно термином Public Private Partnership (PPP) [17]. В российской литературе применяется термин государственно-частное партнерство, исходя из четкого определения ведущей роли государства в российских реалиях.
В случае реализации проекта с помощью механизма государственно-частного партнерства, издержки на проектирование и создание объекта инфраструктуры, включая внеплановые, как правило, берет на себя частный партнер. Кроме того, на него ложатся внеплановые расходы во время эксплуатации объекта. Правительство может избежать необходимости крупных заимствований, распределив часть инвестиционных затрат по всему сроку проекта в виде платежей частному партнеру [10].
Это особенно актуально, когда имеются достаточно жесткие бюджетные ограничения, поскольку реализация концессионных договоров не влечет за собой расходование бюджетных средств. В Российской Федерации наибольшую поддержу со стороны РФ так и со стороны субъектов РФ получила концессионная модель [13].
Закон о концессиях прямо предусматривает строительство и реконструкцию частным инвестором (в терминологии Закона о концессиях - концессионером) автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, тоннелей; объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта; морских и речных портов, аэродромов и аэропортов; коммунальной инфраструктуры и др. [13].
Право собственности на объект сохраняется за государством или муниципалитетом (в терминологии Закона о концессиях - концедентом), который предоставляет концессионеру на срок окупаемости проекта право владения и пользования объектом в целях его эксплуатации для возмещения инвестиционных затрат и извлечения прибыли. Таким образом, концессионная модель, не предусматривающая частной собственности на объект, предоставляет концеденту возможность полностью контролировать проект.
Концессионные договоры позволяют привлекать частный иностранный капитал без потери стратегического контроля над важными системами и объектами.
Концессия может выступать в качестве инструмента уменьшения инвестиционных рисков при сохранении действующей налоговой нагрузки за счет повышения стабильности эконо-
мико-правовой среды в тех временных рамках, в которых иностранные инвесторы реализуют свои проекты, т.е. концессии могут создавать своего рода стабильность в условиях нестабильной среды. В отличие от соглашений о разделе продукции концессионный договор осуществляется не в индивидуализированном, а в общем режиме налогообложения.
В ходе исследования нами определены и систематизированы преимущества концессионной формы поддержки проектов промышленного строительства:
1. Концессии снимают финансовую нагрузку с государства, поскольку концессионер принимает на себя обязательства по осуществлению всех затрат по финансированию, управлению и текущему ремонту сооружений, переданных в концессию.
2. Концессии устанавливают достаточно жесткие, долгосрочные, юридически оформленные отношения между государством и концессионером.
3. Концессионные соглашения позволяют привлекать частный капитал, в том числе иностранный, без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами страны.
С учетом данных положений, при реализации проектов промышленного строительства предлагаем использовать форму концессионной модели: «проектирование - строительство -финансирование - владение - эксплуатация».
Вывод. Организационно-экономическая система государственной поддержки проектов промышленного строительства должна обеспечивать органическое «связывание» между собой экономических интересов участников на всех стадиях создания, реализации и внедрения проектов, начиная от финансирования, кредитования, заключения договоров и сдачи объекта.
Привлечение к реализации проектов в промышленном строительстве средств частного бизнеса через механизм государственно-частного партнерства позволяет государству получить ряд преимуществ, которые имеет частная компания, тем самым решая проблему более низкой эффективности государственного финансирования по сравнению с частным, а также сократить долю бюджетного финансирования за счет привлечения частного капитала.
Определяющими мерами государственной поддержки проектов промышленного строительства являются: финансирование за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок, а также сопровождение важнейших инновационных проектов государственного значения; обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований в области промышленного строительства; целевое выделение бюджетных средств для реализации стратегии развития индустриальных (промышленных) парков; поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней; стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов.
Развитие форм государственной поддержки проектов промышленного строительства способствует созданию конкурентоспособной индустриальной базы, формирующей перспективу общего роста экономики России.
Библиографический список:
1. Бюджетный кодекс РФ 2016 года (БК РФ редакция 2016-2017), ст.21, ст.79, ст.78.2, ст.79.
2. Бюллетень «Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2014 году», Росстат, 2014г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_100/Main.htm.
3. Бюллетень «Социально-экономическое положение России. Январь-август 2016 года», Федеральная служба государственной статистики, 2016г. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-08-2016.
4. Джалилова С.Ф Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления инвестиционными проектами в строительстве. Региональные проблемы преобразования экономики.- 2013. - Т.35 - №1- С 170-175.
5. Ниязметов А.К. Государственные капитальные вложения: проблемы и решения// Финансы, N 9, сентябрь 2014 г. http://www.finexg.ru/
6. Об отборе субъектов РФ, имеющих право на получение господдержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. N 1119.
7. Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014, № 13.
8. Разживина Д.О., Бовин А.А. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного процесса// Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 2. - С. 8-12
9. Статистический сборник «Россия в цифрах-2015», Росстат, 2015. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/rusfig/rus-15.pdf.
10. СибАк. Актуальные проблемы строительства. [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/index.php.
11. http://РБК.Исследования рынков. marketing.rbc.ru/news_research.
12. Федотовский А.Ю. Разработка метода оценки экономической эффективности инновационного проектного управления в строительной отрасли// Проблемы современной экономики. - 2009. -№ 1. - С. 5.
13. ФЗ «О концессионных соглашениях», принят Гос.Думой 21.07 2005 г. № 11.
14. Cervantes M., Meissner D. Commercialising Public Research under the Open Innovation Model: New Trends. Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no 3, pp. 70-81.
15. Dahlgren E., Leung T. An optimal multiple stopping approach to infrastructure investment decisions. Journal of Economic Dynamics and Control. 2015; 53:251-267.
16. Greenspan A. Structural changes in the economy and financial markets. Vital Speeches of the Day. 2000; 5(67):130-134.
17. Halawa W., Abdelalim A., Elrashed I. Financial evaluation program for construction projects at the pre-investment phase in developing countries: A case study. International Journal of Project Management. 2013; 31(6):912-923.
18. Linton J., Vonortas N. From Research Project to Research Portfolio: Meeting Scale and Complexity. Foresight-Russia, 2015, vol. 9, no 2, pp. 38-43. DOI: 10.17323/1995-459x.2015.2.38.43
19. Towler G., Sinnott R. Economic Evaluation of Projects. Chemical Engineering Design. 2013; 2:389-429.
20. Wren C., Taylor J. Industrial restructuring and regional policy. Oxford Economic Papers. 1999; 51(3):487-516.
References:
1. The Budget Code of Russian Federation in 2016 (Russian edition 2016-2017 BC), Article 21, Article 79, st.78.2, Article 79. (In Russian)
2. Basic indicators of investment and construction activities in the Russian Federation in 2014. The bulletin Federal State Statistics Service, 2014. Access mode-http:www.gks.ru/bgd/regl/b14_100/Main.htm (In Russian)
3. Socio-economic situation in Russia in January-August 2016 the first-yes.Bulletin Federal State Statistics Service, 2016. Access mode http:www.gks.ru/free_doc/doc_2016.
(In Russian)
4. Jalilova S. Public-Private Partnerships as an effective form of management of investment projects in building. Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki [Regional problems of the economy transformation]. 2013, no.35, pp.170-175. (In Russian)
5. Niyazmetov A.K. State capital investments: problems and solutions. Finance, no. 9, September 2014. Access mode http://www.finexg.ru/(In Russian)
6. Ob otbore subektov RF, imejushhih pravo na poluchenie gospodderzhki v forme subsidij na vozmeshhenie zatrat na sozdanie infrastruktury industrial'nyh parkov i tehnoparkov. Post-anovlenie Pravitel'stva RF [On the selection of subjects of the Russian Federation, entitled to receive state support in the form of subsidies for reimbursement of the cost of building infrastructure of industrial parks and industrial parks]. RF Government Resolution, October 30, 2014, no. 1119. (In Russian)
7. Pravila osushhestvlenija kapital'nyh vlozhenij v obekty gosudarstvennoj sobstvennosti Ros-sijskoj Federacii za schet sredstv federal'nogo bjudzheta. Postanovlenie Pravitel'stva RF [Terms of the capital investment in state property objects of liability of the Russian Federation at the expense of the federal budget]. RF Government Resolution September 1, 2014, no.13. (In Russian)
8. Razzhivina D.O., Bovin A.A. Some issues of improving the budget process. Sibirskaja fi-nansovaja shkola [Siberian financial school]. 2011, no.2, рр.8-12. (In Russian)
9. The statistical book "Russia in Figures 2015", Federal State Statistics Service, 2015. Access mode http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/rusfig/rus-15.pdf. (In Russian)
10. Siberian Academy. Actual construction problems. [Electronic resource]. URL: http:sibac.info/index.php. (In Russian)
11. http: RBK.Issledovaniya markets. marketing.rbc.ru/news_research. (In Russian)
12. Fedotovsky A.Y. Development of a method of valuation of economic efficiency of the innovative project management in the construction industry. Problemy sovremennoj jekonomiki [Problems of modern economy]. 2009, no.1, p.5. (In Russian)
13. On Concession Agreements. The Federal Law "Adopted Gos.Dumu 21.07. 2005, no. 11. (In Russian)
14. Cervantes M., Meissner D. Commercialising Public Research under the Open Innovation Model: New Trends. Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no. 3, pp. 70-81.
15. Dahlgren E, Leung T. An optimal multiple stopping approach to infrastructure investment decisions. Journal of Economic Dynamics and Control. 2015; 53:251-267.
16. Greenspan A. Structural changes in the economy and financial markets. Vital Speeches of the Day. 2000; 5(67):130-134.
17. Halawa W., Abdelalim A., Elrashed I. Financial evaluation program for construction projects at the pre-investment phase in developing countries: A case study. International Journal of Project Management. 2013; 31(6):912-923.
18. Linton J., Vonortas N. From Research Project to Research Portfolio: Meeting Scale and Complexity. Foresight-Russia, 2015, vol. 9, no 2, pp. 38-43. DOI: 10.17323/1995-459x.2015.2.38.43
19. Towler G, Sinnott R. Economic Evaluation of Projects. Chemical Engineering Design. 2013; 2:389-429.
20. Wren C, Taylor J. Industrial restructuring and regional policy. Oxford Economic Papers. 1999; 51(3):487-516.
Сведения об авторах. Мейланов Измет Максимович - директор филиала Дагестанского государственного технического университета в г. Дербенте.
Эсетова Аида Махмудовна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики. Authors information.
Izmet M. Meilanov - Director of the Dagestan State Technical University in the city of Der-
bent.
Aida M. Esetova - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of World Economy.
Конфликт интересов Conflict of interest
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interest.
Поступила в редакцию 27.06.2016. Received 27.06.2016.
Принята в печать 20.08.2016. Accepted for publication 20.08.2016.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ
Верстка журнала осуществляется с электронных копий. Используется компьютерная обработка штриховых и полутоновых (в градациях серого) рисунков. Журнал изготавливается по технологии офсетной печати. В редакцию журнала необходимо представить:
• распечатку рукописи (2 экз.); распечатка должна представлять собой твердую копию файла статьи;
• электронную копию (допустима передача по электронной почте);
• экспертное заключение о возможности опубликования в открытой печати (1 экз.);
• справку об авторах и ее электронную копию (1 экз.);
• рекомендацию кафедры (отдела) к опубликованию (следует указать предполагаемую рубрику) (1 экз.);
• две рецензии от докторов наук; подписи рецензентов должны быть заверены по месту их работы;
• сопроводительное письмо (1 экз.) для сторонних авторов.
Правила оформления текста
Текст подготавливается в текстовом редакторе MicrosoftWord. Статья должна предусматривать разделы: «Введение», «Постановка задачи», «Методы исследования», «Обсуждение результатов», «Вывод» или «Заключение». Объем статьи не должен превышать 6-7 страниц машинописного текста, 5 рисунков или фотографий.
Формулы подготавливаются во встроенном редакторе формул MicrosoftWord или в редакторе MathType.
Шрифтовое начертание обозначений в формулах, в таблицах и в основном тексте должно быть полностью идентичным.
Ссылки на формулы и таблицы даются в круглых скобках, ссылки на использованные источники (литературу) - в квадратных скобках.
Формат бумаги А4. Параметры страницы: поля - левое 3 см, верхнее и нижнее 2 см, правое 1,5 см; колонтитулы отсутствуют.
Элементы заглавия публикуемого материала
• УДК/ББК
• Перечень авторов (разделяется запятыми, инициалы после фамилий, на русском и английском языке); выравнивание справа.
• Название статьи (на русском и английском языке).
• Аннотация (Abstract) - 100 - 250 слов или 850 знаков, характеризующих содержание статьи (на русском и английском языке).
• Ключевые слова (key words) 5-10 слов или словосочетаний, отражающих содержание статьи (на русском и английйском языке).
Каждый элемент заглавия приводится, начиная с новой строки; выравнивание проводится по центру.
Основной текст
Шрифт TimesNewRoman 12 pt, выравнивание по ширине, первая строка с отступом 1,25 см, межстрочный интервал - 1.
Библиографический список
Строка с текстом «Библиографический список:». Библиографический список на русском языке выполняется по ГОСТ Р 7.0.5 - 2008.